Пожил я - и узнал, многое узнал. И как бы хотел теперь, через десятки лет с того августовского утра, найти крепко на подвиге стоящего, отрешившегося от всего земного, - благословиться. Где Россия, творившая светлых старцев, духовников народных? Есть ли они теперь, на новом Валааме? Сердце мне говорит, что есть, в необъятных родных просторах, неявные, может быть, прорастающие только в великом народе нашем. Придет время - и расцветут редкостные цветы духовные: Господний посев не истребится. Тут же, у плит, из пня столетней липы мудрый монах устроил кресло, дабы пришедший сюда присел отдохнуть возле этих одиннадцати подвижников, поднявшихся над суетою мира, и поразмыслил над бренностью преходящего. Мы присели. Желтая бабочка покачалась на стебельке, выросшем из плиты, и полетела, порхая, за ограду. Падали бесшумно листья кленов, ровно плескала-вздыхала Ладога под скалой, медленно проплывали облачка... - все говорило о движенье, о времени, ускользающем... куда? На краю кладбища - длинная, травою обросшая плита. Говорит на ней каменная надпись, что покоится здесь... король! Невероятно. Магнус II Смек, краль Шведский: " быв в короне, и схимою увенчался " . Был такой, но едва ли бывал на Валааме. А может быть... Жизнь творится легендами, творит легенды. Высокий гранитный крест осеняет покой отшедших - схимонахов, монахов, трудников: " Со святыми упокой, Христе Боже, раб Твоих... " У его подножия - аленький запоздавший мак, в росе еще. Жена робко его срывает, - можно ли... здесь? И, взявшись за руки, с облегчением мы выходим за ограду, на вольный воздух. По краю скалы - чугунная решетка. Внизу, глубоко, - пролив. Солнце ярко горит, плещется на волнах, слепит. Скалы на той стороне пролива не так угрюмы, лес на них в солнце, повеселел. Видно, как бредет там берегом, по камням, монашек с берестяной корзинкой, сходить по грибы благословился, для братии; красная лодочка с монахами-гребцами плывет к островку в Проливе. А вправо - вольная Ладога, спокойная. Редко вспыхнет на ней барашком сизая волна, плеснет на камни у Никольского островка. Скит на островке - пустыня, ни единой не видно ряски. Прямо против него, на той стороне Пролива, как другой страж безмолвия лесного царства, светится над островерхими елями солнечным золотым крестом среброверхая колокольня Большого Скита - Всех Святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Анатолий Аркадьевич Турилов родился в Ярославле, закончил исторический факультет Московского государственного университета (1973 г.) и аспирантуру (1976 г.), работал в Отделе рукописей Библиотеки имени В. И. Ленина и вот уже более 40 лет является сотрудником Института славяноведения Российской академии наук. Чуждый тщеславия, не стремящийся к внешним признакам успеха, не спешащий вслед за изменчивой научной модой, Анатолий Аркадьевич занят любимым делом, и вот – совершаются открытия, выходят каталоги собраний рукописных книг, монографические исследования, статьи, посвященные частным научным проблемам, каждая из которых открывает новые смыслы. Широте научных интересов, глубине многообразных знаний, эрудиции юбиляра можно лишь позавидовать. Для тех, кто хоть сколько-нибудь интересовался историей славянской средневековой письменности, имя Анатолия Аркадьевича – неоспоримый аргумент в споре, к его суждениям, атрибуциям прислушиваются историки и искусствоведы, филологи, реставраторы. А. А. Турилов заслуженно признан мировым научным сообществом. Он был избран иностранным членом Сербской академии наук и искусств (2012 г.), своим членом избрала его Академиа Амброзиана (2014 г.), Болгарская академия наук в 2019 г. наградила Орденом Марина Дринова на ленте. Но, пожалуй, особо символичным стало избрание Анатолия Аркадьевича в 2018 г. иностранным членом итальянской Национальной академии деи Линчеи по классу морали, истории и филологии, подкатегория филологии и лингвистики. Академики, называющие себя «рысьеглазыми», по праву признали за Анатолием Аркадьевичем Туриловым ту особую зоркость зрения, которая позволяет разглядеть то, мимо чего проходят толпы иных исследователей. Это исключительное умение – видеть, помнить, исследовать, находить неявные взаимосвязи, понимать – делает фигуру юбиляра одной из центральных в отечественном и мировом славяноведении. А мы счастливы быть его благодарными коллегами и современниками.   Основные научные труды А. А. Турилова за 2011–2020 гг.   1. Замечания об орфографии надписей на фресках церкви Спаса на Ковалёве// Дмитриева С. О. Фрески храма Спаса на Ковалёве в Новгороде, 1380 г. М., 2011. С. 247.

http://sedmitza.ru/lib/text/10066057/

В языке есть несводимый к мышлению избыток метафоричности, игры смыслов, проявлений неартикулированных желаний, неконтролируемых отсылок, искажений и пр. Все это означает ту банальную истину, что всякий текст несводим к своему прямому, артикулированному смыслу; всегда есть еще какой-то смысл. Деконструкция есть схватывание этого «дополнительного», «неосознанного», «вытесненного», «отвергнутого» смысла. Как говорящие существа мы не можем вырваться из языка, Символического, и поэтому для нас (говорящих существ) определение Реального звучит так: то, что не удалось символизировать, то, что не удалось включать в Символическое, осадок неизреченного после акта речи. Деконструировать не значит «разоблачить», а значит разобрать видимость рациональности, законченности, целостности текста и собрать то Реальное, что не смогло войти в целостность, законченность, рациональность текста (и парадоксально вошло в него как его нехватка). Деконструкция есть поиск того, что не вошло в систему, что системой отвергается и таким образом конструирует ее. Деконструкция есть психоанализ текста: Символическое (сознание) не может символизировать все; несимволизируемое вытесняется (бессознательное, Реальное). Не на основе прямо выраженных высказываний, заявленной логики и пр., но на оговорках, метафорах, играх и отражениях смыслов, на тайной логике деконструкция собирает бессознательное текста. Деконструкция — разборка-пересборка текста. Выделить явный тезис, разрушить его в антитезисе, восстановить с учетом предыдущего в синтезе (конечно, мы допускаем вольность, определяя деконструкцию как диалектическую операцию; ниже мы увидим, что Деррида не одобрил бы это). «Я тебя понял» — говорит некто, и смысл его высказывания прозрачен: акт конструкции. Но мы можем обратить внимание на холодный, еле скрывающий ярость тон этого высказывания, уничтожающий его заявленный смысл: акт деструкции. Выявив явный и неявный смыслы высказывания, мы можем восстановить полноту высказывания «я в бешенстве, давай прекратим разговор»: акт деконструкции. Так, анализируя речь невротика, мы определим его невроз; анализируя метафоры и неявные связи в тексте, мы найдем «невроз» текста.

http://blog.predanie.ru/article/tainstve...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; Закрыть «Ушёл на фронт, забыв полить цветок...» Беседа о Донбассе, сверхзадачах партии " За правду " и обычном деле русских писателей Александр Проханов   Захар Прилепин   10:50 20.08.2020 942 Время на чтение 23 минут Александр ПРОХАНОВ. Захар, вы, основав свою партию, вступили в совершенно новый жизненный период. Множество людей, множество человеческих типов — это колоссальная новизна. Вы будете включаться практически во все государственные структуры, явные или неявные. Это вторая жизнь: второй раз вы вступаете в одну и ту же реку. И вы как художник, конечно, думаете, как думаю об этом и я, что этим нельзя не воспользоваться для книги, нельзя не воспользоваться для того, чтобы этот колоссальный опыт, редко кому выпадающий, не воспроизвести в прозе. Меня часто спрашивают: " Кто в вас доминирует: политик или литератор? " Вопрос глупый. Потому что политик питает литератора, а литератор придаёт политику неповторимую окраску. Мне кажется, что проект, в который вы вступили, он политико-художественный. Ошибаюсь я или нет? Захар ПРИЛЕПИН. Надеюсь, что ошибаетесь. Так многие говорили о проекте моего учителя и старшего товарища Эдуарда Лимонова, Царствие ему Небесное: что это политико-художественный проект, в чём-то питающий Лимонова. Хотя это было не так, конечно. У Лимонова всё было всерьёз. Но какой-то элемент художественный в этом всё-таки присутствовал. Думаю, в моём случае генеалогия всё-таки восходит к другим людям и другим способам соединения политики и литературы. Это Грибоедов, это Тютчев, это Салтыков-Щедрин, это Пётр Вяземский. Это целая плеяда русских классиков первого ряда, которые напрямую участвовали в государственной деятельности и доходили до очень высоких степеней, не слишком смешивая политическую деятельность с литературной. " Земной свой путь пройдя до середины " , я понял, что литературное тщеславие, желание, как Блок говорил, " отобрать аромат у цветка " , имеет уже куда меньшее значение для меня, чем ужас от возможности нового Майдана, ужас от повторения 1991 года. Этот страх гнетёт меня. В этой ситуации я очень мало думаю о своей литературе в буквальном смысле. Я думаю о постоянно действующем ополчении — деятельном, профессиональном, активном, которое будет стоять на страже русской государственности.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/20/ushel_...

Как во время устной молитвы, иногда псалмопение совершается, а ум где-либо инуды носится, блуждая в страстных помышлениях по предметам мipckuм, так что от этого теряется самое понимание поемого: так бывает и в мысленной молитве. Часто мысль повторяет слова молитвы, а ум (внимание) не сопутствует ей, не устремляет ока своего к Богу, к Коему и обращается беседа в молитве, но незаметно уклоняется в другие какие-либо помышления. И хотя мысль обычно говорит слова, но ум ускользает от ведения Бога (памятование о Нем и разумного о нем предстояния). Тогда душа является неустроенной и как бы бессознательной; ибо ум ее блуждает в каких-либо мечтаниях и кружится или в том, к чему невольно увлекаем и чем украдаем бывает, или в том, к чему сам произвольно отходит. Когда же в душе нет молитвенного строя, когда молящийся не сознает даже, пред Кем молится, и о чем молится. как усладится ему молитва его? Как обвеселится молитвою сердце того, кто вид только имеет молящегося, а не истинную в себе учреждает молитву? «Возвеселится сердце ищущих Господа» ( Пс. 104, 3 ). Ищет же Господа тот, кто всею мыслью и с теплым расположением припадает к Богу, отревая всякое мipckoe помышление ради уведения Бога и любви, источаемых частою чистою молитвою. 16. Для пояснения того, каково должно быть в уме созерцание при памятовании о Боге, и каково в мысли моление во время чистой молитвы беру сравнение от телесного глаза и языка. Что зрачок для глаза и произношение слова для языка, то память (о Боге) для ума и молитва для мысли. Как глаз, зрительным чувством принимая впечатление от предлежащего видимого, не издает никакого звука, но самым опытом зрения получает познание о видимом: так и ум, памятью (сознанием) любовно устремляясь пред Бога в прилеплении горячего чувства и в молчании простейшего созерцания, озаряется божественным осиянием и в нем принимает залог будущей светлости. И опять, как язык, произнося слова, открывает слышащему неявные без того желания сердца, так и мысль, часто и тепло произнося краткосложные слова молитвы, открывает прошения души все видящему Богу, а неотступностью в молитве и непрестанным сокрушением сердца отверзает человеколюбные утробы милосердого Бога и приемлет богатство спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Кроме того, благодаря этим экскурсиям, у меня были хорошо вскормлены глаза. Может быть, я вспомню не все факты из экскурсий, но очень хорошо помню картинки. И среди этих картинок в силу того, что мы ездили по Золотому кольцу и другим подобным маршрутам, было много храмов, которые стояли в руинах. Типичная картина – храм, на крыше которого растут березки, а внизу издевательская табличка о том, что он охраняется государством. Казалось бы, посмотрел и посмотрел. Я в детстве таких храмов пятьдесят или шестьдесят видел, если не больше. Потом все это благополучно забылось, прошло десять, двадцать лет. Но когда я стал задумываться о вопросах веры, то вспомнил. В первую очередь – Нилову пустынь в Тверской области. Она как-то особенно запала мне в душу. Туда я первым делом и поехал. Оказывается, даже такие неявные детские впечатления, полученные в режиме родительского насилия, дают какие-то плоды. В наше время, когда две трети жизни составляет интернет, простой голос обыкновенного экскурсовода вновь обретает актуальность Вторая причина, по которой я взялся, – профессиональная. В наше время обилия информации, когда две трети жизни составляет интернет, мне кажется, постепенно формируется откат от этих массовых коммуникаций, миллионных просмотров. И простой голос обыкновенного экскурсовода – посреди тех форматов, которые обретают новую актуальность. Одна из задач, которой хотят достигнуть наши клиенты, – чтобы, прочитав книгу, на работу приходили лучшие молодые люди. Это так называемый HR-бpehдuhr. И вот один из таких клиентов сказал, что наиболее эффективный, с точки зрения прикладываемых усилий, денег и отдачи, формат – это просто экскурсии школьников на предприятия. То есть никакие миллионы, потраченные на рекламу в соцсетях, не дают такого эффекта, как просто экскурсия на предприятие. Может, люди приходят, видят металлургическое производство, это поражает их воображение (например, впечатляет расплавленное железо). Потом выясняется, что именно это произвело главное впечатление, и человек пришел к ним работать.

http://pravoslavie.ru/150001.html

О преображающей пользе наказания лучше других знал Достоевский. Десятилетняя каторга стала для Достоевского местом, где он заново открыл для себя Евангелие. Поэтому он вспоминал о ней не только без ропота, но даже с благодарностью. В 1874 году в разговоре с писателем Всеволодом Сергеевичем Соловьевым он восклицал: «О! это большое для меня было счастие: Сибирь и каторга! Я только там и жил здоровой и счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик… Христа понял… русского человека понял и почувствовал, что я и сам русский, что я один из русского народа. Ах, если бы вас на каторгу!» В мире полно ненастоящих вещей. И ложных добродетелей в нем не меньше, чем фальшивых денег. А потому благие порывы души становятся прекрасными поступками только в союзе с максимой «семи мудрецов» : «ничего сверх меры». Доверие «Блажен муж, не ходящий в совет нечестивых и не стоящий на пути грешных, не сидящий в собрании губителей; но в законе Господнем воля его, о законе размышляет он день и ночь! И будет он, словно древо, насажденное при потоках вод, что приносит плод свой во время свое, и лист его не отпадет; и во всем, что он ни сотворит, успеет. Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, что сметает ветер с лица земли…» (см. Пс.1:1-4 ). Так в первом поэтическом произведении царя Давида выражается мысль о практической ценности веры и благочестия: это жизненная сила, противостоящая угрозе небытия, всегда актуальной не только для отдельного человека, но и для целых народов. В тот момент, когда мировоззрение большинства людей ограничивается рамками бытового прагматизма, а добро и зло начинают мыслиться как сказочные категории (нечто вроде Бабы Яги и Доброй Феи), запускается роковой механизм утилизации культуры. Кризис веры – основная причина гибели государств и империй – от Рима и Византии до Советского Союза. Как известно, империю нельзя победить извне, но она способна успешно разрушить себя изнутри. Главная угроза бытию государства всегда исходит от его собственных граждан. В предельном выражении – это революции и гражданские войны. Однако существуют и менее радикальные, неявные формы опасности, еще не состоявшиеся как факт большой истории. В целом их можно назвать общегосударственным кризисом доверия .

http://azbyka.ru/semya/muzhskaja-filosof...

Закрыть itemscope itemtype="" > Современный перевёртыш Сенсационные «открытия» нейрофизиологов верующего не укрепят, а неверующего не сподвигнут к вере 15.09.2020 2767 Время на чтение 3 минуты Нейрофизиологи выяснили, что люди со способностью подсознательно видеть неявные закономерности гораздо чаще становятся религиозными и верят в существование божеств. Результаты их исследования опубликовал научный журнал Nature Communications, сообщает ТАСС . «Мы не пытались понять, существует ли Бог, а изучали то, почему и как наш мозг начинает верить в сверхъестественное. Мы предполагаем, что люди, которые подсознательно " видят " неочевидные взаимосвязи и закономерности, чаще становятся религиозными, даже если они выросли в нерелигиозной семье», – рассказал один из авторов исследования, доцент Джорджтаунского университета (США) Адам Грин. В последнее время нейрофизиологи пытаются понять, какие участки коры и глубинных слоев мозга человека отвечают за различные формы социального или асоциального поведения. К примеру, в 2013 году они выяснили, что определенный участок в префронтальной коре играет роль своеобразного «центра послушания»: если его простимулировать, то человек будет подчиняться социальным нормам. Позже швейцарские и американские исследователи обнаружили в верхней части префронтальной коры своеобразный «центр честности». Если принудительно «включить» его, то человек будет менее склонен обманывать. Аналогичные участки в других областях мозга оказались связаны с риском, религиозным поведением и другими сложными концепциями, у которых нет аналогов в природе. Грин и его коллеги нашли ещё одну подобную закономерность. Они наблюдали за активностью мозга и поведением нескольких сотен добровольцев, которые играли в простую компьютерную игру на внимательность. Её часто используют для того, чтобы оценивать, насколько хорошо люди умеют «видеть» скрытые закономерности и пользоваться ими на подсознательном уровне. В ходе экспериментов на дисплей выводили набор точек, которые впоследствии быстро исчезали. Добровольцы должны были запомнить их положение и воспроизвести его с помощью клавиатуры.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/15/so...

46 Показательно и то, что в позднейшем отзыве о своем творении (кстати, одном из самых любимых) писатель акцентировал неявные в тексте рассказа черты вырождения в облике крестьянской девушки Анны, получившей монашеское имя Аглая. См.: Бунин И. А. Собр. соч. в 6 т. М., 1988. Т. 4. С. 670. 47 Кузьмина-Караваева Е. Ю. (мать Мария). Жатва духа: Религиозно-философские сочинения. СПб., 2004. С. 13–84. 48 Этот сборник – важная духовная веха пути, превратившего поэтессу Серебряного века в монахиню в миру и участницу французского Сопротивления, легендарную Мать Марию. 49 Последняя по времени работа на эту тему: Демкова Н. С. О жанровой ориентации автобиографических «Житий» протопопа Аввакума и инока Епифания/Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте. Новосибирск, 2008. 67–80. 50 См. об этом: Фрайданк Д. Литературный прием синкрисиса в трех древних славянских текстах/Исследования по древней и новой литературе. М., 1987. С. 224–228. 51 Деталь неоднократно привлекала внимание исследователей и вдумчивых читателей (например, В. В. Набокова), но, насколько нам известно, убедительного истолкования не получила. 53 Панченко А. М. 1) Петр I и веротерпимость/Панченко А. М Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: История и культура. СПб., 2005. С. 75; 2) Русский поэт, или Мирская святость как религиозно-культурная проблема/Там же. С. 431. 56 Панченко А. М. Русский поэт, или Мирская святость. С. 431–444. См. также: Bezrodny M. К вопросу о культе Пушкина на Руси (беглые заметки)/После юбилея. Jerusalem, 2000. С. 219–226. 57 Махновец Т. А. Концепция мира и человека в зарубежном творчестве И. С. Шмелева. Йошкар-Ола, 2004. 59 Особенности «коммунистической агиографии» в советской литературе рассматриваются в работах Ю. С. Подлубной. См.: Подлубная Ю. С. Метажанры в русской литературе 1920 – начала 40-х годов (коммунистическая агиография и «европейская» сказка-аллегория). Автореф. дис… канд. филол. наук. Екатеринбург, 2005. 60 Отдельного разговора заслуживают библейские аллюзии романа Э. Л. Войнич в общем контексте персонального богоборческого мифа писательницы, красной нитью проходящего через все ее творчество.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Будь осторожен, человек. Знаешь признаки антихристовы: не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро. Св. Кирилл Иерусалимский В последнее время многие православные христиане пребывают в сильнейшем недоумении, связанном с внедрением в мире идентификационных номеров налогоплательщика (ИНН). Не является ли ИНН той самой печатью антихриста, о которой нас предупреждает Апокалипсис? Ни для кого сейчас не секрет, что в обеих системах штрих-кодов — ИРС (США и Канада) и EAN (Европа) — линии, отделяющие две группы цифр, компьютер считывает как шестерки. Получается, что апокалиптическое число 666 неявно присутствует во всех штрих-кодовых обозначениях. Неявно — потому что три удлиненные линии считывает как шестерки не человек, а компьютер. Притом неявные эти шестерки разделены группами некоторых явных цифр. Число 666, таким образом, в штрих-кодовых обозначениях имеет довольно абстрактный характер. На это могут заметить, что и апостол пишет: “Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя: ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть” ( Апок. 13:18 ). Но апостол здесь имеет в виду вовсе не три удлиненные линии, считываемые компьютером как шестерки, а имя антихриста, которое сосчитать способен всякий разумный человек. Известно, что каждой букве еврейского алфавита соответствует определенное цифровое значение. Сумма цифровых значений букв имени антихриста и составит число 666. Другими словами, апостол говорит: когда явится антихрист, тогда наряду с прочими его признаками будет и имя антихриста, сумма букв которого будет числом 666. Если три удлиненные линии штрих-кодового обозначения у некоторых хватает ума представить как апокалипсическое число 666, то есть как число имени антихриста, тогда пусть у них хватит ума назвать нам и имя антихриста, чтобы нам быть уверенными, что они имеют тот самый ум, о котором говорит апостол. Но что удивительно: печать антихриста уже как будто бы распространяется через штрих-коды, а самого антихриста никто не слышал и не видел, никто не знает и его имени, тогда как, согласно 13й главе Апокалипсиса, сначала должен явиться в мире антихрист, который только потом и будет ставить свою печать, свое имя, сумма букв которого будет числом 666. И это является, согласно апостольским словам, одним из признаков антихриста. Подчеркну: одним из признаков. Наряду с этим признаком Священное Писание и Отцы Церкви называют нам и другие. Антихрист будет евреем из колена Данова; он изберет себе лжеапостолов, которых пошлет во все концы земли; придет к иудеям, которым построит иерусалимский храм; будет иметь исключительно благочестивую наружность, хотя внутри будет оставаться волком; сотворит множество ложных чудес и знамений. О том, что антихрист уже пришел, во всеуслышание народам земли объявят чудесным образом возвращенные с неба на землю пророки Енох и Илия.

http://azbyka.ru/antihrist-i-shtrihofobi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010