Аналогично и фраза Господа в Евангелии от Луки 14:26 ( " если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником " ) не может быть понята в буквальном смысле. В таком случае она противоречила бы ответу Господа на вопрос богатого юноши о том, как " войти в жизни вечную " , когда Христос прямо указал: " почитай отца и мать, и люби ближнего твоего, как самого себя " (Мф 19:19); кроме того, в ней предлагается парадоксальным образом возненавидить и " саму свою жизнь " . Поэтому в традиции Церкви эта фраза понимается иначе -- как предостережение Христа против того, чтобы человеческие симпатии и привязанности к родственникам (которые могут и не быть верующими людьми, более того, могут проводить греховный образ жизни) не стали препятствием на пути человека к Богу и к вере. Прекрасно объясняет смысл этой фразы святитель Иоанн Златоуст, рассматривая аналогичный текст в Евангелии от Матфея 10:35 ( " Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее " ). Он говорит: " Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны. Итак, брань была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия; но как люди разделились между собою, то и произошла брань. Не только, говорит, друзья и сограждане, но и сами сродники восстанут друг против друга, и между единокровными произойдет раздор. И хотя не Христос был причиною этого, но злоба человеческая, тем не менее говорит, что Сам Он делает это, [поскольку] такой образ выражения свойственен Писанию " (Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 35. 1). При использовании метода, когда фразы вырываются из контекста, не всегда имеется возможность ответить на каждое замечание критиков Библии. Поэтому следует помнить о том, что Господь Иисус Христос выделил основные заповеди, в свете которых необходимо интерпретировать и Его учение, и библейские тексты -- это заповеди о любви к Богу и ближнему. Замечательно, что он провозглашает не принципиально новые идеи, а известные иудеям уже из Ветхого Завета постановления (Втор 10:12; Лев 19:18), которым он придает высочайший авторитет: " Иисус сказал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки " (Мф 22:37-40). Именно этими двумя идеями пронизанно Священное Писание. Не экстремизм, а взаимопонимание между людьми, самоотверженное служение ближнему по примеру Христа, распятого за нас -- вот основные идеи Библии. Не запрет, а наиболее широкое распространение этой замечательной Книги книг может послужить для созидания общества, а также для развития и укрепления государственных институтов.

http://pravoslavie.ru/69171.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

По преданию св.Макарий Египетский молился о язычниках и те сказали,что им легче нежели христианам,которые знали волю Божью и грешили,но и те и другие были в муках.Единственное с чем можно согласится-это относительно обителей «мук» для кого то они будут подобны месту на Лоне Авраамовом,где они будут лишены тяжких мучений. Святой Апостол Павел сказал ,что «если законом оправдание,то Христос напрасно умер».Если мы утверждаем,что оправдание существует по делам совести и можно войти в «рай» помимо Христа (некоей высокой нравственностью)мы обесцениваем Его сошествие,воплощение,искупительную жертву.Непонимаем глубину падения человека и его мнимых добродетелей.Об этом писал святитель Игнатий Брянчанинов.Святой пророк Исаия говорил что праведность наша как запачканная одежда,а он был Святой пророк и нуждался в Искупителе. «Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства» Свт.Игнатий Брянчанинов «Если, как говорят современные книжники-интеллигенты, во всякой вере можно найти спасение и покой своей обуреваемой страстями душе, то на что христианская вера, на что пришествие Христово на землю, Его воплощение, Его проповедь о Царствии Божием и средствах к достижению его, зачем нужны Покаяние, Причащение Святых Таин Тела и Крови, на что чудеса, страдание, Крест, смерть, погребение, сошествие во ад, Воскресение, вознесение на Небо, Второе пришествие? Если бы без всего этого можно было бы обойтись и спасти душу свою, то для чего все это, о чем сейчас говорено? Для чего исповедание веры, для чего мученики, для чего апостолы, иерархия, для чего посты, молитвы? Ведь все это имеет мировое, вселенское значение, ведь все это строгая, великая, премудрая воля первого, несотворенного и все сотворившего Ума – Бога. Видите, к какой нелепости приводит мнение вольнодумцев, что будто бы во всякой вере можно спастись. Нет, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона Христова, пока не исполнится все, и ни одно Слово Спасителя не идет мимо. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3,5). Если не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6,53).» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Собр. Соч в 6-ти томах. Том 2. Путь к Богу. Стр .508)

http://radonezh.ru/radio/2018/06/29/19-0...

«Удел мой, – читаем у Псалмопевца, – соблюдать слова Твои... Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» ( Пс.118:57, 67 ). Ибо «по вечной любви Своей» ( 3Цар.10:9 ), Ты, Господи, «вечною милостью» милуешь меня ( Ис.54:8 ) и простираешь ко мне Свое благоволение (ср. Иер.31:3 ). Послушание – не вынужденное и пассивное подчинение, а свободное согласие с замыслом Божиим, который содержится еще в тайне, но уже предлагается вере словом... Будучи рабом греха, человек, хотя и стремится в глубине своего существа к послушанию, однако не способен быть послушным Богу. Послушание Иисуса Христа Своему Отцу, есть наше спасение, и, благодаря ему, мы обретаем вновь послушание Богу (93, кол. 849–851). Спаситель говорит: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин.14:23 ). Любовь к Богу выражается в том, «чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» для человека, любящего Бога (ср. 1Ин.5:3 ): ибо любовь к Богу делает для него «подвиг нетрудным и любезным» (6, 277). Человек предназначается жить в послушании Богу – в воздержании от греха, от грехопадения. Истинный пост, в широком смысле, и есть именно послушание Богу, – то есть соблюдение заповедей Бога, то есть препровождение праведной жизни, к которой человек и призывается Богом. Когда же человек выявляет свое непослушание Богу, тогда он нарушает пост – нарушает заповеданное Богом: совершает грех. «Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи, – говорит свт. Василий Великий . – Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако не перестает грешить». 1 «Пища не приближает нас к Богу, – читаем у ап. Павла, – ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1Кор.8:8 ). Итак, пища – не приближает нас к Богу, а значит и не удаляет от Него. Но воздержание в пище несомненно способствует воздержанию человека от греха; ибо необуздываемая воздержанием в пище плоть увлекает человека на всякое непотребство. «Если вас спросят; для чего вы поститесь и мучите себя? Отвечайте: бешенную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою» (блж. Августин). 2

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Слова Иисуса о скопцах ради Царствия Небесного впоследствии толковались по-разному. Ориген , согласно Евсевию Кесарийскому , воспринял их буквально и в молодости себя оскопил. Эта информация, однако, оспаривается рядом современных исследователей как недостоверная. Сам Ориген и последующие христианские толкователи резко выступали против буквального понимания слов Иисуса о скопцах ради Царства Небесного. Иоанн Златоуст , в частности, называет самооскопление преступлением, делом дьявольским и злоухищрением сатаны, понимая слова Иисуса о скопцах ради Царства Небесного исключительно в духовном смысле – как похвалу девству и безбрачию. По словам Златоуста, Иисус говорит так «для того, чтобы ты, с одной стороны, познал, как велик подвиг, с другой – не представлял его для себя необходимым». В раннехристианской Церкви безбрачие и девство ставились высоко. Идеал девства уже в апостольское время проповедуется Павлом ( 1Кор. 7:1,7,25–26 ). Тем не менее другие апостолы, судя по всему, были женатыми. Относительно семейного статуса апостолов мы имеем в Евангелиях лишь указание на то, что у Петра была теща, а следовательно, была и жена. В то же время Евангелия содержат диалог между Иисусом и Петром, который спрашивает: Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус отвечает: Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную ( Мф. 19:27–29 ). Свт. Иоанн Златоуст . Мозаика. Кон. IX в. Если воспринимать слова оставили всё и ответ Иисуса буквально, то следует считать, что апостолы оставили свои семьи, включая жен и, возможно, детей, последовав за Иисусом. Это предположение, однако, опровергается словами апостола Павла, написавшего около 56 года: Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа? ( 1Кор. 9:5 ). Здесь прямо указывается, что апостолы, включая Петра, оставались женатыми спустя два десятилетия после смерти и воскресения Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тот же учитель Церкви раскрывает для нас смысл слов «что делаешь, делай скорее» следующим образом: «Слова же: сотвори скоро” не означают ни повеления, ни совета; напротив, ими (Христос) укоряет и показывает, что Он хотел бы, чтобы (предатель) исправился, и что Он оставляет его только потому, что он был неисправим» . То есть речь Господа, обращенная к Иуде на Тайной Вечере, – это очередной призыв к покаянию. Господь открывает неверному ученику, что его планы известны Учителю. Вполне согласно со свт. Иоанном толкуют это место те святые отцы и церковные экзегеты, которые уделяют внимание отмеченной фразе. Речь Господа, обращенная к Иуде на Тайной Вечере, – это призыв к покаянию Выражая полное согласие со святоотеческим толкованием, хочется сделать попытку продолжить и несколько расширить его. Итак, ученики спрашивают Спасителя о предателе: «Господи, кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 25–27). Все толкователи рассматривают слова Христа, как обращенные к Иуде. И это, бесспорно, так. Но греческий текст (как, впрочем, и русский, церковнославянский и другие переводы) Евангелия от Иоанна дает нам возможность думать, что речь Господа обращена не только к Иуде, но и к... сатане . Основательность этой мысли подтверждается самим контекстом повествования. «Сатана» здесь не только существительное, к которому может относиться местоимение «ему», но и то лицо, которое после принятого от Спасителя Иудой куска хлеба входит в предателя, то есть полностью овладевает его умом, чувствами и волей. И как в древности диавол воспользовался змеем, чтобы прельстить Еву, так и теперь он использует Иуду, как средство, через которое стремится уязвить Христа – Второго Адама. Можно вспомнить, что в случае грехопадения первозданного человека говорится, что Еву прельстил змей, но поскольку через животное действовал «древний змей, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12, 9), то одновременно с этим утверждается, что Еву искушал сатана.

http://pravoslavie.ru/120780.html

После отъезда свт. Епифания еп. Иоанн осудил блаженного Иеронима как лживого переводчика и потребовал у префекта выслать «бунтовщика» из Святой Земли. «Письмо к Паммахию», согласно указанию самого бл. Иеронима, было написано спустя приблизительно два года после письма Епифания, то есть в конце 395 г. или начале 396 г. Перевод письма осуществлен по изданию Patrologiae cursus completus. Series latina. Т. 22. Eusebius Hieronymus. Epistola LVII. Ad Pammachium. De Optimo genere interpretandi 4 .   1. Апостол Павел, когда должен был дать ответ в своих преступлениях перед царем Агриппой (кто слышал, тот поймет, о чем речь), нимало не сомневаясь в успешном исходе дела, прежде всего поздравил себя, сказав: «Царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев» ( Деян 26.2–3 ). Ведь он читал изречение Иисуса [сына Сирахова]: «Блажен, кто говорит в уши слушающего» ( Сир 25.12 ) 5 ., и знал, что слова оратора достигают тем большего, чем далее простираются познания судьи. Так и я чувствую себя счастливым по крайней мере в том, что перед многознающими ушами защищаюсь от невежественного языка, обвиняющего меня то ли в неумелости, то ли во лжи: будто бы я не смог или не захотел правильно перевести с чужого языка; одно – ошибка, другое – преступление. А чтобы обвинитель мой не сумел с легкостью, с какой он говорит обо всем, и бесстыдством (он ведь думает, что ему все позволено) очернить меня перед вами, как уже очернил папу Епифания, посылаю тебе это письмо, чтобы ты, а через тебя все, кто удостаивает нас своей любовью, узнали как было дело. 2. Около двух лет назад вышеназванный папа Епифаний послал епископу Иоанну письмо, в котором обличал некоторые его догматические заблуждения и кротко призывал его к раскаянию. Списки письма немедленно расхватали во всей Палестине, как из-за достоинств автора, так и из-за изящества сочинения. Был в нашем монастыре человек, небезызвестный между своими, по имени Евсевий Кремонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 6 сентября 2013, 18:06 Есть еще такая закономерность, что верующие думают, что Бог только милостив, долготерпелив, прощающий и забывают, что Он еще и судья праведный, будет судить мечем и скажет " Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. " . И скажет он это тем кто ходил в церковь и думал что служил именно Ему. В Библии есть все ответы про спасение неверующих, что Иисус есть Христос. А из этого следует много взаимосвязанных текстов, учений Христа и его прямых повелений! Roses 14 января 2013, 18:02 Не спасутся. Господь сказал так. " 54.Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55.Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56.Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. " Василий 13 января 2013, 20:30 Спасибо за прекрасную статью! Иоанн 19 декабря 2012, 16:50 «Кому Церковь не Мать, тому Бог и не Отец»( свт. Киприан Карфагенский) Ксения 19 декабря 2012, 16:30 Вася! А как Вы вообще тут оказались? Тут троллить неудобно. Ирина 19 декабря 2012, 16:24 мне представляется ключевой в этой статье фраза: " Мы с Вами — и я не менее Вас — нуждаемся в том, чтобы признать свой грех и свою отчаянную нужду, покориться Иисусу Христу, возложить на Него надежду, войти в Его Церковь. " Во " свете " собственной греховной скверны как-то странно,а может статься что и не своевременно (вдруг жизни несколько секунд осталось, успеть бы хоть начать покаяние)думать о спасении миллионеров:) Вася 19 декабря 2012, 14:58 Смело уравняли Пол Пота и Брейвика, действия которого (в отличие от действий Пол Пота) понять можно (не обязательно одобрять). Скажите, а спасутся попы-миллионеры? Особенно на фоне своих нищих собратьев по сословию? Алексей 19 декабря 2012, 11:17 " В голове у многих возникает картинка, согласно которой по итогам страшного суда одних пустят в особо благоустроенный санаторий, других отправят в лагерь особо строгого режима — и навсегда. "

http://pravoslavie.ru/58205.html

И молитесь, чтобы мудро уразуметь вам то, во что благочестиво веруете. Ведь и к самому тому, чтобы мы мудро рассуждали, несомненно, служит свободное решение. Если бы мы не уразумевали и не становились мудрыми благодаря свободному решению, то слова Писания не заповедовали бы нам: Итак, образумьтесь, бессмысленные люди, глупцы, станьте, наконец, мудрыми 18 . А поскольку нам заповедано и повелено разуметь и становиться мудрыми, этим требуется от нас послушание, которого вовсе не может быть без свободного решения. Но если бы могло это совершиться без Божией благодати, при помощи [одного лишь] свободного решения, [а именно] чтобы мы уразумели и стали мудрыми, то не говорилось бы Богу: Дай мне разумение, и я научусь заповедям Твоим 19 , и в Евангелии не было бы написано: Тогда отверз [Иисус] им ум к уразумению Писаний 20 ; и апостол Иаков не сказал бы: Если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему 21 .Господь же, который дарует [от Своих щедрот] и вам, и нам, может устроить все так, чтобы мы возрадовались, узнав в скором времени о мире и благочестивом согласии среди вас. Приветствую вас не только от своего лица, но и от лица пребывающих со мной братий, и прошу, чтобы вы единодушно и постоянно молились о нас. Господь да пребудет с вами. 12 Ср.: Рим 9:21 ; 2Тим 2:20 . Греческие Отцы Церкви придерживались иной точки зрения. Например, свт. Иоанн Златоуст , связывая воедино эти два похожих места из посланий ап. Павла (Рим 9и 2Тим 2:20 ), понимал их так: «Как не от горшечника зависит, что из одной и той же смеси одно идет для почетного, а другое – для низкого употребления, но от способа применения ( π τs χρεωs) пользующихся [сосудом], так и здесь дело зависит от свободного произволения человека ( π τs πρωρεωs)… Итак, почему же одни бывают сосудами гнева, а другие – сосудами милосердия? По причине своего собственного произволения» ( π πρωρεω οκεαs Homiliae in epstulam ad Romanos, 16.8–9//PG Т. 60. Col. 560–561). -Прим. ред. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./Письмо 214, к Валентину Адруметскому, 1-е. 135-138 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ин.11:16 .  Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. Но Фома не поверил успокоительным словам Господа. Евангелист при этом замечает, что прозвище Фомы было «близнец» или, правильнее, человек двоящейся природы ( Δδυμος, от δο – «два»), живущий в постоянных переходах от одного настроения к другому (ср. выражение δψυχος у Иак.1:8 – «человек с двоящимися мыслями», или διστζων у Мф.14:31 – «маловерный»). Он следует за Христом как Его апостол и в то же время не доверяет тому, чтобы Христос в это путешествие в Иудею мог благополучно избавить от опасности и Себя и Своих учеников. «Пойдем, и мы умрем с ним» («чтобы и нам умереть с ним» – свт. Иоанн Златоуст ). Он хочет сказать, что там, в Иудее, их всех ожидает смерть, что они умрут, как умер Лазарь («с ним»). Он, конечно, находится под влиянием той мысли, что Христос не смог исцелить болезнь Лазаря, а о делах Христа, совершенных раньше ( Мф.9:18–25 ; Лк.7:11–17 ), а также и о Его обещаниях ( Ин.5:21–29 ) он как будто совсем забыл. Такое же недоверие к силе Христовой Фома проявил и после, когда ему было сообщено о воскресении Самого Христа ( Ин.20:24 ). Ин.11:17 .  Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Ин.11:18 .  Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; Ин.11:19 .  и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Когда Господь прибыл в Вифанию, тут уже находилось много иудеев, пришедших, согласно обычаю, утешать осиротевших женщин в их скорби. От Иерусалима до Вифании было недалеко – всего около 15-ти стадий, т.е. около 3 километров. Из того, что в Вифанию пришло много посетителей, можно заключать, что семья Лазаря была не бедная и пользовалась уважением. Плач же об умершем и утешение сирот приходящими знакомыми и родными продолжались обыкновенно в течение семи дней. Из этих семи дней четыре уже прошли, когда Христос прибыл в Вифанию. Ин.11:20 .  Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Ин.11:21 .  Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010