Бог терпеливо ждёт, когда человек сам отворит своё сердце. Он не взламывает его. Божественная любовь всех зовёт, но никого не неволит. Как говорит свт. Иоанн Златоуст , «Бог никогда никого не ведет к Себе силою и принуждением. Он всем хочет спастись, но никого не принуждает» 634 . «Дело Бога – предложить Свою благодать, – учит свт. Кирилл Иерусалимский , – дело человека – принять и хранить эту благодать» 635 . Можно сказать, что благодать совершает наше спасение, а человек своим добровольным согласием, подчинением воле божественной и содействием даёт возможность совершиться этому. Он раскрывает своё сердце и предоставляет Богу изменить себя, действовать через себя. Апостол Павел говорит об этом так: Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор. 15:10 ). Православию чужды крайности в понимании взаимодействия свободы и благодати, выраженные как в ереси пелагианства (где утверждалась возможность духовно-нравственного совершенства человека без божественной помощи), так и в доктрине кальвинизма (о том, что человека спасает исключительно Бог независимо от нравственных усилий человека по Своему предвечному предопределению). Реализация принципа синергии в общении человека с Богом возможна при наличии трех условий: 1) вера в Бога и Его благодатную помощь; 2) сознательное и добровольное желание жизни с Богом; 3) поступки, дела для осуществления воли Божией. Вопросы: 1. Каким образом сочетаются воля божественная и воля человеческая? 2. Почему Бог при всём Своём могуществе сохраняет в неприкосновенности дар человеческой свободы? Задание: Приведите из Священного Писания и житий святых примеры соработничества Бога и людей. 2.3. Этапы духовной жизни Если человек решает жить с Богом и пользоваться Его помощью, то ему предстоит пройти определённый путь духовного развития. В православной традиции этот путь не формализован, ибо каждый человек неповторим, и потому каждого Бог ведёт каким-то особым образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Образом этого единства является бытие Лиц Пресвятой Троицы. Господь в первосвященнической молитве говорит: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе ( Ин. 17:21 ). То есть перед членами Церкви стоит предельно высокая цель – единение по образу бытия Лиц Пресвятой Троицы, так, чтобы человеческая природа была для всех одна общая, и при этом каждый оставался неповторимой личностью, в полноте обладающей этой природой. Свт. Кирилл Александрийский так поясняет тайну церковного единства: «В пример и образ нераздельной любви, согласия и единства, мыслимого в единодушии, Христос, взяв существенное единство, какое Отец имеет с Ним, а Он со Своей стороны с Отцом, – желает объединить, некоторым образом, и нас друг с другом, очевидно так же, как Святая и Единосущная Троица, так что одним мыслится всё тело Церкви. Образ божественного единства и существенное тождество Святой Троицы, как и совершеннейшее взаимопроникновение, должно находить отражение в единении единомыслия и единодушия верующих» 737 . Тем самым в Церкви уврачевывается человеческая греховная разобщенность и создаётся новое единство во Христе. Свт. Василий Великий писал об этом: «У людей не было бы ни разделения, ни раздоров, ни войн, если бы грех не рассек естества. И это главное в спасительном домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство подобно тому, как наилучший врач целительными врачевствами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части» 738 . Единство Церкви как принцип её существования кратко и емко выражает апостол Павел: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф. 4:4–6 ). Таким образом, Церковь едина как внутренне, так и внешне. Внутренним основанием её единства служит единство её Главы  – Господа Иисуса Христа и единство животворящего Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

4) Мф. (26; 38) Тогда говорит им Иисус: душа моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. 5) Лк. (19;41)И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем… …новоначальный инок никак не может применить книги к своему положению, но непременно увлекается направлением книги. Свт. Игнатий. Падший ангел старается и обмануть и вовлечь в погибель иноков, предлагая им не только грех в разных видах его, но и предлагая не свойственные им, возвышеннейшие добродетели. Свт. Игнатий. Иметь заповедь и стараться сохранить ее — в сем заключается повиновение и память Божия. Ответ 77. Никакая добродетель не может быть совершенна без смиренномудрия. Не приписывай никому то, чего не знаешь о нем достоверно, ибо это погибель душевная. Ответ 5. Вменять себя ни во что, значит ни с кем не сравнивать себя и не говорить о своем добром деле. Ответ 21. Если действие не согласно с сознанием, то оно не есть истинно, но поругание демонское. Ответ 24. Ни одна злоба, ни одна ересь, ни сам диавол не может обольстить иначе, как только под видом добродетели. (113) Всякий грех происходит или от 1) сластолюбия или от 2) сребролюбия или от 3) славолюбия. как и ложь бывает от сих трех причин. Человек лжет, чтобы 1) не укорить себя и не смириться или для того чтобы 2) исполнить желание свое, или 3) ради приобретения. Сущность монашеского жительства заключается в том, чтоб исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волею Божиею, освятить этим соединением. Необходимо уверить себя, что Бог управляет участью мира и участью каждого человека. Опыты жизни не замедлят подтвердить и утвердить это учение Евангелия. Необходимо благоговеть перед непостижимыми для нас судьбами Божиими во всех попущениях Божиих, как частных, так и общественных, как в гражданских, так и в нравственных и духовных. Отчего дух наш возмущается против судеб и попущений Божиих? Оттого, что мы не почтили Бога как Бога. Иные иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Творения «Итак, согласно с православным взглядом на Церковь, умирающие «во Христе», будучи святыми членами Церкви, пребывают в нерасторжимом единении с Церковью. Будучи членами Церкви, они сочувствуют церковным службам, славят вместе со всей Церковью Спасителя и молятся за воинствующую Церковь. Они также молятся за ее членов, находящихся в душевных или телесных недугах, за тех, кто не достиг совершенной добродетели, и по благодати Божией помогают тем, за кого молятся. Молитвы торжествующей Церкви соединяются с молитвами воинствующей Церкви, и небо вместе с землей славят Господа и молятся о жизни и спасении мира. В Православной Церкви немыслимы разрыв или разделение между ее членами, будь то живыми или умершими, ибо немыслимо отделение членов Христовых от Церкви — Тела Христова — по смерти; они не могут стать мертвыми и бесчувственными. Для Церкви немыслимо подобное отделение от союза с Господом. Немыслимо, чтобы ее члены, восприняв жизнь «во Христе», больше не имели ее. Немыслимо, чтобы ее члены были без сознании и без чувств. Напротив, Церковь верит, согласно со Священным Писанием, что «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13,12).» В небольшом сочинении «О святых Божиих заступниках наших на небесах» святитель Нектарий Эгинский пытается разобрать учение Церкви о заступничестве святых. Здесь также размещены: молитва свт. Нектария «Агни Парфене» и выдержки их писем «Путь к счастью». О Святых Божиих Заступниках наших на небесах ГЛАВА 1. О ТОМ, КАК БОГ ПРОСЛАВЛЯЕТ ПРАВЕДНЫХ НА ЗЕМЛЕ И О ЧЕСТИ, ВОЗДАВАЕМОЙ ИМ ЦЕРКОВЬЮ В то время как Всевышний Судия удостаивает праведников получить по смерти " начаток славы " на Небесах - в торжествующей Церкви - Он воздает им славу и в Церкви воинствующей на земле. Эта слава проявляется в том, что земная Церковь чтит праведников как святых и как друзей Божиих. Она призывает их в своих молитвах как предстателей перед Богом и также почитает их мощи, принадлежавшие им вещи и их иконы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРАВИЛА АРАВСИОНСКОГО СОБОРА 529 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Правила Аравсионского (Оранжского) Собора 529 года . Собор принял 25 правил и «Определение веры» (Definitio Fidei), в основу которых были положены «Главы» (Capitula) папы Феликса IV (III) против Пелагия , Целестия , Юлиана, еп. Экланского , и Фавста Регийского , направленные свт. Кесарию Арелатскому накануне Собора. Текст Правил ... Дошло до нас, что имеются некоторые, которые о благодати и о свободной воле по простоте неосторожно и не по правилу кафолической веры желают мыслить. Посему нам то показалось справедливым и разумным, следуя наставлению и авторитету Апостольского Престола, что те немногие главы, всем обязательные для соблюдения, присланные нам Апостольским Престолом, кои древними Отцами из свитков Священного Писания по этому главным образом случаю были составлены, для научения тех, которые иначе, чем следует, мыслят, должны мы своими руками подписать... Заключение, составленное Кесарием, еп. Арелатским И так согласно вышеизложенным речениям Священного Писания или определениям древних Отцов по милости Божией должны мы проповедовать и веровать в то, что через грех первого человека так поникла и изнемогла свобода воли, что никто впоследствии или Бога любить, как нужно, или в Бога верить, или творить добро ради Бога не может, если его не предварит благодать божественного милосердия. Посему и Авелю праведному, и Ною, и Аврааму, и Исааку, и Иакову, и всему множеству древних Святых та преславная вера, которую во славу их проповедует Апостол Павел [ Евр 11 ], не по благу природы, которое было дано прежде Адаму, но по благодати Божией, веруем, что была ниспослана. Каковая благодать даже после пришествия Господа, знаем и одновременно веруем, что не имеется в свободной воле, но по Христовым щедротам даруется всем, желающим креститься, согласно тому, что уже много раз было сказано выше и что проповедует Апостол Павел: " Вам дано ради Христа не только чтобы верили в Него, но также чтобы страдали за Него " [ Флп 1, 29 ]; и то место: " Бог, начавший в вас доброе дело, будет совершать его до самого дня Господа нашего " [ Флп 1, 6 ]; и то: " Благодатью спасены через веру, и сие не от вас: ибо есть Божий дар " [ Еф 2, 8 ]; и то, что о себе самом говорит Апостол: " Получил я милость, чтобы быть мне верным " [ 1 Кор 7, 25 ; 1 Тим 1, 13 ]; не сказал: " потому что я был верным " , но чтобы быть мне верным.

http://drevo-info.ru/articles/13674773.h...

a) В Священном Писании о Боге практически всегда говорится в мужском роде: Он хвала твоя и Он Бог твой… Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Втор. 10:21 ; Ин. 4:24 ). Более того, и в самом Коране Аллах упоминается в мужском роде: «Он – Аллах, нет божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он – милостивый, милосердный! Он – Аллах, нет божества, кроме Него… хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! Он – Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он – великий, мудрый» (Коран 59:22–24). b) Православное учение согласно с исламом в том, что Дух Святой всегда был в мире. Например, уже в первых стихах Библии мы встречаем такие слова: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:1–2 ). Свт. Филарет Московский учит, что под словом Дух Божий надобно понимать третью ипостась Святой Троицы – Святого Духа 439 . В Толковой Библии А. П. Лопухина в комментариях к стиху Евангелия от Луки Лк.1:15 (…ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей) приводится аналогичное утверждение: «Вместо возбуждающего действия вина и сикера Иоанн будет возбуждаем к деятельности Духом Святым, Который будет в изобилии посылать ему Свои силы и дары… Иоанн с самого рождения, т. е. в самые юные годы жизни, уже будет иметь в себе полноту Святого Духа» 440 . Однако православное вероучение, в отличие от исламского, добавляет, что Дух Святой после Вознесения Иисуса Христа по-новому излился в сердце каждого человека. Например, священномученик Ириней Лионский писал в своих творениях, что после Воскресения Христа апостолы были облечены силою Духом Святым, после чего исполнились всеми дарами Его и «получили совершенное знание»; они пошли во все концы земли, рассказывая о благах, дарованных им от Бога, и «возвещая небесный мир людям» 441 . Дальше в своём труде святой указывает: «Сего Духа просил Давид для рода человеческого, говоря: „и Духом владычным утверди меня“ ( Пс.50:12 )» 442 . Святой дух имел власть «допустить все народы к двери жизни и к откровению Нового Завета; почему они согласно на всех языках и славили Бога, так как Дух приводил к единству разделённые племена и приносил Отцу начатки всех народов» 443 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Напротив, ап. Павел, хотя и не употребляет сам термин «антихрист», но говорит о некоем уникальном богопротивнике. Он называет его человеком греха, беззаконником, сыном погибели, который сядет в храме Божием ( 2Фес. 2:3–10 ), но все эти признаки применимы лишь к одному конкретному человеку. Пап было много, поэтому их нельзя назвать «человек греха». Какими бы они ни были в области нравственности и богословия, но никто из них не называл себя Богом (вопреки распространенному утверждению адвентистов 398 ). При своем «пришествии» в 508 и 538 гг. папы не демонстрировали особенных сил, знамений и ложных чудес. Папы не были полководцами и завоевателями, как то изображено в Дан. 11–12 . А.Д. Беляев справедливо замечает, что согласно прор. Даниилу царствование антихриста будет перед самой кончиной мира, тогда как папа-зверь царствует уже много веков 399 . Кроме того, зверь из Откр. 13 имеет явные личностные черты: И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца ( Откр. 13:5 ). Ясно, что уста могут быть лишь у человека. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем ( Откр. 13:7 ). Это описание больше прилично одному правителю и полководцу, который всех побеждает. Итак, отождествление пап с апокалиптическим зверем ошибочно. В критике папских заблуждений на них сбылись слова свт. Игнатия (Брянчанинова) : «Протестанты из всех заблуждений папистов отвергли только нечестивое мнение их о папе; прочим заблуждениям папистов они последовали, многие погрешности усилили, к прежним заблуждениям и ошибкам присовокупили много новых» 400 . Кроме общепротестантских заблуждений (о священстве, о таинствах, о спасении, о Церкви и др.), они приобрели множество новых. Поэтому обличение истинных и мнимых грехов пап стало для них способом оправдать собственное лжеучение. 4.1.3. «Конец времени» и «последний кризис» Согласно книге прор. Даниила, видение о 2300 вечерах и утрах относится к концу времени ( Дан. 8:14, 17 ). Оканчивая этот пророческий период в 1844 г., адвентисты считают, что именно в этом году Христос вошел в Святое святых небесного храма и начался «конец времени» (т.е. последние времена). В конец времени адвентисты включают и особые гонения перед Вторым пришествием, и само Второе пришествие, и воскресение мертвых, и период тысячелетнего царства. Среди признаков конца времени адвентисты выделяют особые дары церкви остатка для завершения проповеди («ранний и поздний дождь»), в т.ч. дар пророчества лично Е. Уайт. На небе в этот период совершается следственный суд и очищение святилища 401 . На завершающем этапе «конца времени» на земле наступит «последний кризис» 402 . Решающим вопросом этого периода для них будет соблюдение субботы в противовес воскресному дню 403 , почитание которого в то время якобы станет начертанием зверя 404 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Святой патриарх Фотий также дает православную оценку ошибочным мнениям, встречающимся у святых Отцов: « Мало ли было затруднительных положений, которые вынуждали многих отцов частью выражаться не точно, частью говорить по применению к обстоятельствам при нападении врагов, а иное и по человеческому неведению, которому подпадали и они? Если иные и говорили не точно, или по неизвестной для нас причине даже уклонились от прямого пути, но исследований не было и никто не вызывал их к дознанию истины, – мы оставляем их в числе отцов, точно также, как бы они и не говорили того, частью за знаменитость их жизни и славу добродетелей, частью за непорочность веры их в прочих отношениях; но не следуем тем словам их, где погрешили они 92 . Святой Марк Эфесский , говоря во «Втором слове об очистительном огне» по поводу тех ошибок, которые имеются в учении свт. Григория Нисского , отмечает: « Большая разница между сказанным в канонических Писаниях и Предании Церкви и тем, что было отдельным из учителей частным образом написано или даже учением его; так – первому, как преданному Богом, мы должны веровать… а второму – мы не должны безусловно веровать или принимать без исследования. Ибо возможно, что кто-нибудь и учителем является, а все же не все говорит совершенно правильно. Ибо какая нужда была бы отцам во Вселенских Соборах, если бы каждый из них не мог ни в чем отступить от истины. В этом, в известной мере, поскользнулись Дионисий, епископ Александрийский, и Григорий Чудотворец ; хотя один из них понес мученический венец, а другого самое наименование довлеет для хвалы ». Но есть такое понятие, как «Согласие отцов». Согласие отцов – это то учение Церкви, которое было всегда и везде на основании Священного Писания . Таким образом, мы Священным Писанием проверяем Священное Предание, но сам канон Священного Писания мы определяем, какие книги канонические, какие нет, на основании Священного Предания. Поэтому эти понятия – они очень близки, но есть, безусловно, абсолютный приоритет слова Божьего (Библии). Сказано: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:19–21 ). Теперь мы с вами смотрим, что сказано про колено Даново: « Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля » ( Быт.49:16 ). То есть, Дан будет выступать как возводящий поношение, как обвинитель. « Дан будет змеем на дороге… » – антихрист как раз и будет заставлять людей сойти с праведного пути! А что значит: « змеем на дороге »? Когда человек видит на дороге змея, он отскакивает в сторону. Помните это: как Моисей, когда он отбросил жезл, и жезл превратился в змею, Моисей отбежал в сторону?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Итак, согласно с православным взглядом на Церковь, умирающие «во Христе», будучи святыми членами Церкви, пребывают в нерасторжимом единении с Церковью. Будучи членами Церкви, они сочувствуют церковным службам, славят вместе со всей Церковью Спасителя и молятся за воинствующую Церковь. Они также молятся за ее членов, находящихся в душевных или телесных недугах, за тех, кто не достиг совершенной добродетели, и по благодати Божией помогают тем, за кого молятся. Молитвы торжествующей Церкви соединяются с молитвами воинствующей Церкви, и небо вместе с землей славят Господа и молятся о жизни и спасении мира. В Православной Церкви немыслимы разрыв или разделение между ее членами, будь то живыми или умершими, ибо немыслимо отделение членов Христовых от Церкви — Тела Христова — по смерти; они не могут стать мертвыми и бесчувственными. Для Церкви немыслимо подобное отделение от союза с Господом. Немыслимо, чтобы ее члены, восприняв жизнь «во Христе», больше не имели ее. Немыслимо, чтобы ее члены были без сознании и без чувств. Напротив, Церковь верит, согласно со Священным Писанием, что «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13,12).» В небольшом сочинении «О святых Божиих заступниках наших на небесах» святитель Нектарий Эгинский пытается разобрать учение Церкви о заступничестве святых. Здесь также размещены: молитва свт. Нектария «Агни Парфене» и выдержки их писем «Путь к счастью». Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/tvoreniya-...

О канонических аспектах церковного брака 1 декабря 2017 г. 18:20 Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года. Брак есть установленный Богом союз мужчины и женщины (Быт. 2:18-24; Мф. 19:6). По слову апостола Павла, брак подобен союзу Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 5:23-25, 31). I. Условия вступления в церковный брак и препятствия к совершению таинства Брака Вступление в церковный брак (венчание) предполагает открытое и свободное волеизъявление мужчины и женщины, выраженное перед Церковью, представленной священнослужителем, совершающим таинство. Вследствие заключения брака между мужем и женой возникают нравственные обязанности, а также юридические и экономические права как по отношению друг ко другу, так и по отношению к детям. «Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» — гласит принцип римского права, вошедший и в славянские церковные правовые источники (Кормчая, гл. 49). В связи с этим церковное браковенчание в тех странах, где оно не влечет за собой гражданско-правовых последствий, совершается после государственной регистрации брака. Такая практика имеет основание и в жизни древней Церкви. В эпоху гонений христиане не допускали компромиссов с государственной языческой религией и предпочитали мученическую смерть участию в языческих обрядах. Однако и в этот исторический период они вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства. « Они (то есть христиане) заключают брак, как и все », говорит еще во II веке автор послания к Диогнету (V глава). При этом браки христиан, как и все прочие важные дела, совершались с благословения епископа: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божью» (свт. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу, V).

http://patriarchia.ru/db/text/5075384.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010