RR, I, р. 375-376). 108 В источнике: Сыне мой, любезный мой, надежда моя!Почто не послушался матери, меня? 109 Примеч. Бессонова: «Не в счет, не может Тебя заменить». 110 Исправлено. В оригинале - преславление. 111 Согласно церковному преданию, гроб с телом Богоматери был открыт по просьбе апостола Фомы, который опоздал на ее похороны, но тела Богоматери там не оказалось. В тот же день после вечерней трапезы «апостолы услышали ангельское пение и увидели в воздухе стоящую Богоматерь, сияющую и окруженную ангелами» (Христианские праздники. Кн. 6. Успение Пресвятыя Богородицы/Под ред. М. Скабаллановича. Киев, 1916, с. 3). См. также: Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением учения церкви, преобразований и пророчеств, относящихся к ней, и чудес ее, на основании Священного Писания, свидетельств св. Отцов и Церковных преданий. 2-е изд. СПб., 1870, с. 228-245. С.Н. Булгаков подчеркивал, что «Успение Богоматери есть свидетельство того, что в применении к Ней не может быть и мысли об Ее мощах. Даже самая мысль эта является хульной и кощунственной, подобно тому, как явилась бы таковою же мысль о мощах Спасителя» ( Булгаков С.Купина Неопалимая, с. 134). 112 Восстание Соловецкого монастыря и его осада продолжались с 1668 по 1676 г. Упоминание в этом тексте имени генерала-фельдмаршала графа Ивана Петровича Салтыкова (1730-1805) является анахронизмом (см.: Бес. КП, I, 3, с. 675). 113 В Житии Алексея человека Божьего Алексей убегает из дома в Эдессу (ныне Урфа, город на юго-востоке Турции). В некоторых вариантах духовного стиха, представляющего собой переработку Жития, Эдесса заменяется Иерусалимом (см. наст, изд., с. 54). 114 О происхождении слова «престол» и символических связях стола (трапезы) и трона (престола) см. подробно в статье: Топорков А.Л.Происхождение элементов застольного этикета у славян//Этнические стереотипы поведения. Л., 1985, с. 223-242. 115 В источнике: «Восставали ветры разнобуйные...» 116 В источнике: «Я надеюся и начаюсяНа силу и на небесную,На мать Божью Богородицу».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

В эту же чашу собрали и кровь, сочившуюся из тела распятого Спасителя. Потому-то так и называется чаша: старо-французское слово «грааль» означает «кровь». В следующем помещении мы видим две честные руки. Одна принадлежит святой праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы, а другая – святому апостолу Иакову Зеведееву. В соседнем помещении за стеклом находится блюдо, на котором была принесена честная глава святого Иоанна Крестителя на праздник к Ироду. Здесь же – реликварий с власами Пресвятой Богородицы. В музее хранятся и священнические одежды и древние предметы для совершения литургии.   Спас Нерукотворный Покинув собор, мы спешим поклониться еще одной весьма почитаемой святыне Генуи – Нерукотворному Образу Иисуса Христа из Едессы. Хранится он в армянской церкви во имя святого апостола Варфоломея. Турецкое нашествие на Армению в XIV веке привело к тому, что армяне рассеялись по миру. Церковь во имя святого Варфоломея была основана в 1308 году армянскими монахами, бежавшими от турок. Возможно, эта церковь не была бы столь известна, если бы в 1362 году генуэзский капитан Леонардо Монтальдо не привез в Геную из Константинополя Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Являясь прихожанином армянской церкви, Монтальдо в 1384 году подарил Святой Лик этому храму. С этого времени Нерукотворный Образ стал предметом особого почитания жителями Генуи и паломниками. В 1507 году, после захвата города французским королем Людовиком XII, Святой Лик был увезен во Францию, но через несколько месяцев после дипломатических переговоров его вновь вернули на прежнее место. Кроме Нерукотворного Образа Спасителя храм святого апостола Варфоломея хранит в ризничной честную стопу этого апостола. Мы подходим ко второй капелле с левой стороны от главного входа (именно там сейчас находится Нерукотворный Спас из Едессы) и с пением «Пречистому Образу Твоему покланяемся, Благий…» прикладываемся к иконе и просим у Господа милости. Ныне древний город Едесса называется Урфа. Он расположен на юге Турции, недалеко от Сирийской границы. Старинное предание гласит, что в I веке по Рождестве Христове в Едессе жил правитель Авгарь V. Случилось ему заболеть проказой. Никто из лечащих врачей не мог помочь своему правителю. Прослышав, что в Иудее есть такой Человек, пришедший от Бога, Который исцеляет от болезней, царь Авгарь послал к Нему своего самого искусного художника Ананию.

http://pravoslavie.ru/3575.html

Самым крупным буферным государством была Армения, но одним из вассалов то Парфии, то Рима была и расположенная к северу от Месопо­тамии Эдесса, или Урфа, являвшаяся главным очагом арамей­ской народности. По древнему Церковному Преданию, правитель Эдессы Авгарь отправил письмо самому Спасителю, слух о чуде­сах Которого дошел до него, и просил Его в нем прийти к нему и исцелить его. Исцеление Авгаря совершилось без его личной встречи со Христом. С этим событием связано почитание Убру­са – Нерукотоворенного Образа Спасителя. Исцеленный Авгарь принял учение Христа, и первым епископом Эдессы стал Аггей, поставленный апостолом Фаддеем. Но затем, при сыне Авгаря, эдесские христиане подверглись гонениям, и около 51 г. от Р. Х. Аггей был замучен. Сведения о дальнейшей истории Эдесской Церкви сбивчи­вы, но на рубеже II и III произошло событие, повторявшее при­нятие учения Христа благодарным за чудесное исцеление Авгарем и предвосхищавшее подвиг святого императора Константина, даровавшего Церкви свободу и покровительствовавшего ей. В ту пору епископом Эдессы был Палут. В некоторых списках пред­стоятелей Эдесской Церкви его имя следует непосредственно за Аггеем. И это, очевидно, соответствует действительной истории Церкви, с тем только необходимым уточнением, что этих двух святителей разделяет полторы сотни лет, в течение которых само существование эдесской христианской общины проблематично. Но в сирийской хронике под 201 г. рассказано о наводнении в Эдессе, разрушившем дворец царя Авгаря Великого и повредив­шего христианскитй храм. Комментируя эту запись, В. В. Боло­тов писал: «К этому времени Эдесса была городом христианским. Эдесским государем (василевс) был в это время (191 – авг. 214) Лукий Элий Септимий Абгарь IX бар-Ману Великий, который несомненно принял христианство , о чем свидетельствует Юлий Африкан , знающий его за благочестивого человека (иерон андра), и Бар-Дайцан (Вардесан) эдесский, бывший в дружествен­ных отношениях с ним... В виду всего сказанного, несомненно, что в конце II или начале III века христианство в Эдессе бы­ло религией государственною. Отсюда легко понять, в каком смысле Палут, по имени которого даже во дни Ефрема Сирина еретики называли православных палутианами, оставил о себе воспоминание как первый епископ Эдесский: Палут действи­тельно был первым епископом, признанным государственной властью» (с. 256). В 216 г., когда в Эдессе правил сын Авгаря IX Авгарь X, город был захвачен римлянами. Император Каракалла включил терри­торию упраздненного царства в провинцию Осроену, и для эдесских христиан вновь начались трудные времена, каковыми они были во всей империи, хотя первая половина III столетия была относительно мирной эпохой для Церкви, что, с одной стороны, способствовало ее внешнему росту, умножению числа христиан, но с другой, – приводило к охлаждению исповеднического горе­ния в их среде, во всяком случае, в какой-то ее части, что можно вычитать в христианских памятниках этой эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Современная Урфа – главный город турецкой провинции в Верхней Месопотамии с чтимой мечетью, центр торговли и виноделия, насчитывает около 195.000 жителей ((Bertelsmann Universal Lexikon. Chefredakteur Wolf – Eckhard Gudemann. – Guetersloh: Bertelsmann Lexikon Verlag, 1990. – S. 925. 153 Житие святого отца нашего Феодора, епископа Едесского//Жития святых. Книга одиннадцатая. Месяц июль. – Москва, 1910. – С. 229–230. 154 В житиях святых и древних патериках нередко сообщается о дивном озарении святых несказанным божественным светом или осиянии их тел. Для примера приведем незатейливый рассказ из книги о подвигах: «В киновии св. отца нашего Феодосия авва Феодосий, бывший епископом в Капитолиаде, рассказывал нам об авве Нонне: «Однажды ночью, перед тем как ударять в било, лежа на своей кровати, я услыхал, как кто-то восклицал: «Господи, помилуй» Голос был тихий и умильный. Насчитав пятьдесят раз «Господи, помилуй», я захотел посмотреть, кто это молится. Выглянув из окна своей келии в церкови, я увидал коленопреклоненного старца! и лучезарная звезда сияла над головой его... При ее свете я и узнал старца. А другой из старцев той же обители рассказал нам об авве Нонне следующее: «Однажды также до удара в било, выйдя из келии, я пошел в храм, и вот вижу – перед храмом стоит старец с воздетыми к небу руками и молится. И руки его сияли, как горящие лампады. Исполнившись страха, я удалился» (Иоанн, Мосх, блаженный. Жизнь аввы Нонна пресвитера//Луг Духовный. Глава 1C4·/блаженный Иоанн Мосх . – Свяго-Троицкая Сергиева Лавра, 1896. – С. 125) . 155 В качестве примера о покорности диких зверей святым приведем эпизод из жития прп. Флорентия († 547): «Как-то раз, совершив обычные молитвы и выйдя из храма, Флорентий увидал медведя, стоявшего у дверей храма, преклонившего голову свою к земле и не обнаружившего ни в чем своего зверского нрава, напротив, показывавшего кротостью своею, что он был послан к святому Флорентию от Бога для услуг и работ. Поняв это, святой раб Божий Флорентий возблагодарил Бога, пославшего ему такого сожителя. Флорентий имел при своей келии пять овец; не зная, кто бы мог пасти и охранять их, Флорентий приказал медведю, сказав: «Иди, выгони сих на пастбище и паси их. Около же шестого часа возвратись вместе с ними». И всегда зверь поступал так, приняв на себя порученное ему попечение об овцах. Таким образом, тот, кто привык всегда вкушать добычу, растерзав ее, пас овец, томясь голодом и препобеждая свой естественный нрав» (Память преподобных Евтихия и Флорентия//Жития святых. Книга двенадцатая. Месяц август. – Москва, 1911. – С 398).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Так было до 545 г., когда персидский царь Хозрой I осадил Эдессу. В эти дни епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от разорения. Разобрав нишу, епископ нашел Нерукотворный Образ неизменным: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 г. Эдессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 г. византийский император Константин Багрянородный (912–959) пожелал перенести Образ в Константинополь и выкупил его у эмира – правителя Эдессы. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены в столицу империи. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа (Убруса) существует несколько неподтвержденных преданий. Вернуться 21 Первоначально мощи хранились в небольшой часовне, а в новый кафедральный собор были перенесены уже при преемнике Мара Евлогия, епископе Кире. (См. Эдесские хроники.) С XIII b. мощи святого апостола Фомы были перенесены из Эдессы в Италию и хранятся в крипте кафедрального собора города Ортона в Италии. Части мощей хранятся в Индии, Венгрии, а также на Афоне, в Пантелеимоновском монастыре. Вернуться 22 Святой праведный Алексий, человек Божий, согласно житиям, подвизался на паперти Богородичной церкви в Эдессе как раз в конце IV – начале V bb. Высказывание сие есть домысел автора, но, если блаженный находился в Эдессе во время осады ее эфталитами, всенародное бедствие не могло пройти мимо его внимания, и можно предположить, что подобное предупреждение могло исходить из уст святого. Вернуться 25 Гигантские столбы Трона Нимрода сохранились до сих пор, их можно увидеть в турецком городе Санли Урфа, бывший Эдессе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Але се всегды часто вращается и ездит на лов, то есть суеты всего света. А панья, то есть душа, разнемоглася, как возрела на таблички писаные, – то есть все мысли имут пана с поля привесть, то есть человека отвесть от временных 3750 речей 3751 . И тако, как уже человек увидит душу, а она упала, тогда же имат на землю пасти, то есть предатися на всяко смирение, и деяние гордое, то есть грехи, очистити. И тако пелгримовали, то есть пребывали в добрых делех, Дóндеже придет в дом рыбника, то есть добраго пралата, егоже советом в скалу покаяния имаши быти замкнен, Дóндеже послы, то есть церковный мужи, как покаянию время исполнится, приведутся до Рима, сиречь до собора християнскаго, в немже имамы мы пребывати. И тогда звоны будут звонить, то есть милосердые учинки будут приятны Господу Богу. А мещане, то есть аггели, будут веселитися обращения ради грешнаго, яко написал Лука святый в 15-ой главе: «Веселие есть аггелом Божиим о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесяти праведных, не требующих покаяния». 3752 Потом введши панью, то есть душу, до монастыря, сиречь до Царства Небеснаго, в которое приведи нас, Иисусе Христе, благословенный во веки. Аминь. 3600 Прикладный живот святаго Алексея, чтобы смыслости сего света возне- навидели. – Текст жития святого Алексея и следующая глава о святом Григории, отсутствующие в рукописи ГИМ, собр. Уварова, 494, печатаются по рукописи, относящейся к первой группе списков «Римских деяний» – PHБ,Q.XV.162. 3607 ...до Ладиокиския земли. – Лаодикия – название нескольких городов в древности, один из которых (во Фригии) был главным центром христианства. 3608 ...до града Едеса, идеже был образ Господа нашего Иисуса Христа, нечеловеческими руками сотворенный... – Город Эдесса, столица Осроены, являлась крупный христианским центром и была овеяна сказаниями, связанными с именем Иисуса Христа и его Нерукотворного образа. С 1637 г. принадлежит Турции (г. Урфа). 3611 Тарс– главный город Киликии, области, расположенной на юго-востоке Малой Азии; с 66 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

…«бе бо ему богатство многосущное»…— ибо было у него богатство разнообразное (церковнослав.). 88 Едесса, или Эдесса (ныне Урфа) — город и царство (II b. до н. э. — III b. н. э.) в северной части Месопотамии. Город сыграл значительную роль в истории христианства: в нем было 300 монастырей; он также служил постоянным местопребыванием «отца церкви» Ефрема Сирина. 89 — 179. …читая на память три миллиона стихов Оригена и двести пятьдесят тысяч стихов Григория, Пиерия и Стефана. — Здесь названы философы-богословы первых веков христианства. Ориген род. в Александрии около 185 года; по свидетельству одного из богословов, сочинения Оригена состояли из шести тысяч книг (в древнем значении этого слова); Григорий (ум. около 270 г. н. э.), называвшийся святым и чудотворцем, епископ Неокесарии, затем пустынник, сподвижник Оригена, автор «Похвального слова Оригену»; Пиерий — с 265 по 281 год пресвитер александрийской церкви; за красноречие и обилие сочинений был прозван «Оригеном младшим». Стефаний — архидиакон и первомученик христианской церкви, одним из первых выдвинул идею «вселенского христианства». Говоря о религиозных настроениях Лескова под конец жизни, И. А. Шляпкин в своей статье «К биографии Н. С. Лескова» отмечает: «Религиозное воззрение Лескова изменялось и развивалось далее: он увлекался Оригеном и проектировал даже перевод его на русский мною и H. M. Бубновым (ныне профессором Киевского университета), под общей редакцией известного византииста архимандрита Арсения…» («Русская старина», 1895, декабрь, стр. 208). 90 …«кацы суть богу угождающие и вечность улучившие?» — «какие (кто) угождают богу и получают за это вечность?» 91 Козья милоть — одежда из выделанной козьей шкуры (милоть — овчина). 92 Седмь — семь. 93 Странные — странники. 94 Содом и Гоморра — по библейской легенде, древнепалестинские города, жители которых вели развратный образ жизни. За это бог уничтожил Содом и Гоморру огненным дождем. Выражение «Содом и Гоморра» стало нарицательным. 95 Гетера (греч. hetaira — подруга) — незамужняя женщина, ведшая свободный образ жизни. Гетеры обычно были образованными женщинами с артистическими способностями. 96

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

4510 Город Едесса (нынешняя Урфа) находился в северной части Месопотамии, на реке Евфрате. – В IV в. здесь была основана святым Ефремом Сирином богословская школа. В 641 г. Едесса была покорена арабами; в 1098 г. ею овладел граф Балдуин, сделавший ее главным городом княжества Едесского; в 1144 г. она была покорена турками и с этого времени переходила из рук в руки, пока в 1637 г. окончательно не подпала под власть Турции. 4512 Сарацины – жители Аравии. Первоначально этим именем называлось кочующее разбойническое племя, а потом христианские писатели перенесли это название и на всех мусульман вообще. 4513 Вавилон – один из древнейших городов мира, построенный Нимродом, сыном Куша, потомком Хамовым ( Быт.10:6–10 ). Вавилон был расположен по обеим сторонам реки Евфрата, невдалеке от Персидского залива. Вавилон стоял на большом торговом пути между Индией и Финикией и потому производил самую обширную морскую и сухопутную торговлю. 4514 Голгофа – гора, находившаяся невдалеке от Иерусалима (на северо-запад от него). На этой горе был распят Господь наш Иисус Христос. Голгофа – слово еврейское и в переводе на наш язык значит «череп», «лобное место». Такое название было усвоено этой горе или потому, что она имела форму черепа, или потому, что служила у евреев местом казни. Ныне на этом месте находится храм Гроба Господня. 4517 Императрица Феодора управляла греческой империей с 842 г. по 855 г.; сын ее Михаил (III) царствовал с 855 г. по 867 г. 4518 Несторианство основано Несторием, епископом константинопольским (епископствовал с 428 г. по 431 г.), учившим, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а лишь человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией и спасающий нас не Своими искупительными заслугами, а лишь учением и примером Своей жизни. Несторианство было осуждено на III вселенском соборе бывшем в Ефесе (в 431 г.). Несмотря на соборное осуждение несторианская ересь существовала в некоторых местах, особенно в Персии, Индии и Китае, до VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Едесса (нынешняя Урфа) находился в северной части Месопотамии, на реке Евфрате. — В IV b. здесь была основана святым Ефремом Сирином богословская школа. В 641 г. Едесса была покорена арабами; в 1098 г. ею овладел граф Балдуин, сделавший ее главным городом княжества Едесского; в 1144 г. она была покорена турками и с этого времени переходила из рук в руки, пока в 1637 г. окончательно не подпала под власть Турции. его 29 июня. с греч. «богодарованный». св. Саввы основана преподобным Саввою Освященным в VI b. (память 5 декабря). Обитель эта замечательна как колыбель иерусалимского устава, принятого потом всеми палестинскими монастырями. Иерусалимский устав был принят также почти повсеместно, и у нас на Руси, с XIV b. жители Аравии. Первоначально этим именем называлось кочующее разбойническое племя, а потом христианские писатели перенесли это название и на всех мусульман вообще. один из древнейших городов мира, построенный Нимродом, сыном Куша, потомком Хамовым (Быт.10:6–10). Вавилон был расположен по обеим сторонам реки Евфрата, невдалеке от Персидского залива. Вавилон стоял на большом торговом пути между Индией и Финикией и потому производил самую обширную морскую и сухопутную торговлю. гора, находившаяся невдалеке от Иерусалима (на северо-запад от него). На этой горе был распят Господь наш Иисус Христос. Голгофа — слово еврейское и в переводе на наш язык значит «череп», «лобное место». Такое название было усвоено этой горе или потому, что она имела форму черепа, или потому, что служила у евреев местом казни. Ныне на этом месте находится храм Гроба Господня. на подобное событие в библейской истории (Быт., 39 гл.). св. Михаила последовала в нач. VIII b. сих отцов совершается св. Церковью 20 марта. их празднуется 15 ноября. Феодора управляла греческой империей с 842 г. по 855 г.; сын ее Muxauл (III) царствовал с 855 г. по 867 г. основано Несторием, епископом константинопольским (епископствовал с 428 г. по 431 г.), учившим, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а лишь человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией и спасающий нас не Своими искупительными заслугами, а лишь учением и примером Своей жизни. Несторианство было осуждено на III Вселенском соборе бывшем в Ефесе (в 431 г.). Несмотря на соборное осуждение несторианская ересь существовала в некоторых местах, особенно в Персии, Индии и Китае, до VIII b.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

именем Эдессы известно несколько городов. В данном случае, вероятно, разумеется Эдесса (ныне Урфа), находившаяся в северной части Месопотамии. Антиохия сирийская. 1-й (Великий) — царствовал с 527 г. по 565 г. управлял римскою империею с 70 г. по 79 г. по Р. Хр. Сын его, Тит царствовал с 79 г. по 81 г. образное, показывающее силу и коварство демонов. наименование Мессии или Иисуса Христа в известном пророчестве Исаии о рождении Сына от Девы (Исаи.7:14). Это наименование означает с еврейского: «с нами Бог». в виду подвиг святых 40 мучеников, пострадавших во армянском городе Севастии в IV b. Память их совершается св. Церковью 9-го марта. (или точнее Хосров) с персидского значит вообще царь. Это наименование обыкновенно прибавлялось к собственному имени того или другого царя. В данном случае разумеется Хозрой 1-ый Ануширван, правивший с 531 г. по 579 г. Внук его Хозрой 2-ой Парвез (правил с 590 г. по 628 г.) взял в Иерусалиме животворящее древо Креста Господня в 614 г., во время войны с греческим императором Фокою. Древо крестное было возвращено в 628 г. преемником Хозроя 2-го Сироэсом по заключении мира с греческим императором Ираклием. гора находилась в треугольнике, образуемом городами: Антиохиею на реке Оронте, Селевкиею-Пиериею и Росом. Христос изгнал семь бесов из Марии Магдалины (см. Марк.16:9). патриаршествовал с 527 г. по 545 г. 2-ой патриаршествовал с 546 г. по 560 г. моменты в жизни преподобного Симеона Столпника распределяются по годам так: родился святой Симеон в 521 г.; в 527-м году 6-ти лет от рождения взошел на столп; спустя 8-м лет, в 535 году перешел на другой столп; на 22-м году жизни перешел на Дивную гору, след. в 543 г.; в 560 г., на 39-м году жизни, рукоположен во пресвитера. Скончался в 596 г., 7б-ти лет от роду. — Воспоминаемого ныне преподобного Симеона Столпника следует отличать от другого Симеона, также Столпника, память которого празднуется 1-го сентября. Сей последний Симеон подвизался также в пределах Антиохии сирийской, но жил значительно ранее (скончался в 459 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006   007     008