Так свт. Филарет Московский пишет: «По догадкам Бохарта и Гроция, это есть тот Ур, который Аммиан Марцеллин указывает между Тигром и Низибисом, из которого путь в землю Ханаанскую точно должен быть чрез Харран». Подобным образом археологически все поселения, основанные предками Авраама, были расположены именно на севере Месопотамии, и с югом их не связывает ни одно предание. Напротив, исламские предания связывают место рождения Авраама с предгорьями Арарата, что вполне логично вытекает из описания книги Бытия. Точно так же, по свидетельству А. Лопухина , «некоторые толкователи, как древние, так и новые, отождествляли Ур с греческой Эдесой, новейшей Урфой, которая повидмому, некогда называлась Орра. Этот город лежащий в верхней Месопотамии, приобрел большую известность в христианское времена в качестве столицы того царя Авгаря, который, по преданию, писал письмо ко Христу, и даже доселе сохраняет следы предания об Авраме в названиях своей мечети и озера». Подобного же мнения придерживался известный историк С. Х. Гордон. Более того, с точки зрения этимологии, имена патриархов «типично аморейские и в более поздние времена встречаются редко. В документах из Мари упоминается о миграциях, передвижениях аморейско-сутийских племенах между Евфратом и Сирией». А это опять уводит нас в этот же регион Северного Междуречья. Да и сам Авраам, когда посылал раба в город Нахора, назвал Сирию Месопатамскую «землей, где я родился» ( Быт. 24, 4, 10 ). Если мы обратимся к повествованию Иосифа Флавия, то увидим, что «Аран умер в Халдее, именно в городе Уре, называемом халдейским, оставив после себя сына Лота, и дочерей Сарру и Мельху. Могилу его показывают до сих пор». «Но раскопками установлено, что люди перестали жить в Уре, открытом Вулли, уже где-то в III в. до Р.Х., а Иосиф жил в I в. по Р. Х. И, следовательно, имел в виду вовсе не Ур, раскопанный сэром Вулли. Могилу Арана арабы и и по сей день показывают, но не в Ираке, а в районе города Эдессы (нынешняя Урфа). Они же утверждают, что древнипх Харран назван в честь того же Арана, показывают колодцы Авраама и так далее… Совпадение шумерского «Ур» с еврейским словом не только не говорит в пользу их тождественности, но, с точки зрения лингвистики, свидетельствует о том, что они не имеют ничего общего.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Сирийский Данте Мар Афрем Нисибинский или Мар Афрем Мальфана («Учитель»), именуемый в греческой, а за ней и в славянской традиции «святым Ефремом Сириным », то есть «Сирийцем», был, пожалуй, наиболее поэтичным из всех христианских писателей Сирии. Создал он очень много, кроме того, в греческом мире ему было приписано множество грекоязычных проповедей, явно ему не принадлежащих, но «осененных» его авторитетом. К несчастью, русский читатель знает только эту «подложную» часть корпуса Ефремовых сочинений и почти не знаком с произведениями из гораздо более объемного свода его подлинных сирийских творений. Подлинные сочинения Мар Афрема были написаны на сирийском языке, входящем в семитскую языковую семью. Основой сирийского языка стал арамейский диалект города Эдессы (ныне Урфа в Турции). Именно в этом городе Ефремом Сириным были созданы большинство ныне публикуемых нами гимнов, там же святой и окончил свою земную жизнь. По словам известного российского сиролога А. В. Муравьева, «сирийский язык Мар Афрема стал классическим для многих последующих сирийских поэтов. Сочинения его входят во все хрестоматии и учебники сирийского языка». Сирийский язык сыграл огромную роль в расцвете арабской культуры и науки: большинство трудов греческих авторов переводились в Арабском халифате не с подлинников, а с сирийских переводов. Примерно с IX в. сирийский язык перестал быть живым языком, однако близкие к нему западноарамейские диалекты до сих пор употребляются в трех сельских поселениях современной Сирии (общее число носителей – ок. 2 тыс. человек). Ефрем Сирин (Мар Афрем) сделал сирийский язык бессмертным. Мар Афрем был поэтом по преимуществу и в своих духовных стихах мог затронуть самые сложные вопросы догматического содержания, осветить пути аскетического делания и предписать правильное направление жизни. Он вовсе не был отрешенным от исторических обстоятельств автором, напротив, легко вступал в полемику и всякий раз предупреждал о губительных последствиях греха, ставя этику в перспективу эсхатологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/o-...

Эдесса была столицей небольшого царства к востоку от Ефрата. Город был восстановлен греками и от них получил название Эдессы, но говорящие по-арамейски жители города продолжали называть его Урхой, слово неизвестного значения,–от этого слова греки образовали Осроина [ σροην ] или Орроина [ ρροην ] для наименования округа, от него же происходит современное название города Урфа. Он лежит на одном из главных торговых путей на востоке, а именно на том, который проходит между большой сирийской пустыней на юге и горами Армении на севере. Жители города и округа говорят на арамейском наречии, сродном, но не тождественном тому, на котором говорили в Палестине наш Господь и Его апостолы. Город, есть основания думать, был центром культуры задолго до появления в нем христианства, и древнейшие из дошедших до нас документов отличаются легкостью и плавностью стиля, указывающими на греческое влияние. В жилах осроинских царей текла арабская кровь, как и у большинства правителей маленьких государств на восточных границах римской империи. Ближайшим доказательством последнего является Арета из Дамаска, упоминаемый св. Павлом [И Кор. XI, 32], имя которого его соотечественниками пишется Hâritha. Подобно этому и среди царей Эдессы мы находим имена, которые почти несомненно имеют арабское происхождение, напр. Maz’ûr и Wâ’el; то же самое, вероятно, можно сказать об именах Абгар и Ману. Это были излюбленные имена эдесских князей: из всех тридцати князей одиннадцать носило имя Абгар и девять Ману. Значение этих имен не совсем ясно. Внешняя история Эдессы представляет собой обычную судьбу пограничного государства. Царство, принадлежавшее дому Солевкидов, было разделено между римлянами и парфянами, и Осроина лежала на границе. До конца второго столетия нашей эры Эдесса не входила в состав римской империи и, следовательно, была под верховной властью парфян. Во время войн при Траяне она сильно пострадала: Лузий Квиет взял ее штурмом и разорил 5 . Это было в августе 116 года. Некоторое время государство сохраняло свою независимость, но конец его был неизбежен. «Слабые властители Осроины, приводим слова Гиббона: находящейся на границе двух враждебных государств, охотно присоединялись к парфянам, но более сильная власть Рима принудила их к повиновению, о чем свидетельствуют их монеты· После окончания парфянский войны, при Марке [Аврелии] было признано за лучшее укрепить сомнительную верность эдессцев; в различных частях страны были сооружены крепости, и римский гарнизон поставлен в сильном городе Низибии. Во время смут, последовавших за смертью Коммода, осроинские цари пытались было свергнуть с себя римское иго, но твердая политика Севера укрепила их зависимость, а вероломство Каракаллы докончило легкое покорение Осроины. Абгар (т. е. Абгар IX) был послан в цепях в Рим, его владения превращены в римскую провинцию, а столица удостоилась степени колонии 6 . Итак, римляне за 10 лет до падения парфянской монархии твердо и прочно обосновались за Ефратом» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Данные клинописных памятников самым решительным образом разбили это, казавшееся столь правдоподобным, предположение о месте Ура. Но прежде чем говорить об этих памятниках, мы должны указать на несостоятельность тех соображений, которые служили препятствем помещать Ур на юге Месопотамии. Против выгод кратчайшего пути с юга Месопотамии к Сихему в Ханаане говорит то обстоятельство, что такой путь лежал бы по безводной пустыне и потому для Авраама с его стадами являлся совершенно невозможным. Двукратная же переправа через реку Евфрат совсем не является такой трудностью, как это представляется на первый взгляд. Если даже оставить в стороне предположение, что вторичная переправа Авраама через Евфрат из Харрана по пути в Ханаан могла совершиться прямо вброд (так как в своем верхнем течении Евфрат не мог быть особенно широким и глубоким); то, во всяком случае, и первая переправа через Евфрат не могла представлять для Авраама каких-либо труднопреодолимых препятствий. Для таких переправ он имел полную возможность пользоваться местами и приспособлениями, существовавшими для торговых караванов, тянувшихся из Финикии к Персидскому заливу. Каулен, описывающий в своей книге 17 современные способы переправы через Евфрат и Тигр, находит их столь примитивными, что вполне можно допустить существование их еще тысячелетия тому назад, во времена Авраама. Для переправы отдельных лиц употребляются сплетенные из прутьев и осмоленные асфальтом корзины; для переправы животных – плоты, поддерживаемые кожаными мехами, надутыми воздухом. В книгах Каулена и Масперо 18 , между прочим, приводятся древние изображения таких плотов на кожаных мехах и переправы отдельных лиц, лежащих грудью на мешке. Современные плоты по своему устройству представляют очень мало усовершенствованную копию древних. Тем не менее, до открытия клинописных указаний о местоположении Ура ученые расположены были искать его на севере, а не на юге Месопотамии. Географ 17 столетия Бохарт, в своей «священной географии» (Geographia Sacra... 1674 г.), руководясь указанием Аммиана Марцеллина IV в. по Р. X., определяет местоположение Ура между городом Низибией и рекой Тигром, т.е. верст на 600 севернее действительного его местоположения. Другим местом, которое учеными 17 и 18 столетий признавалось за древний Ур Халдейский, является город Едесса, нынешняя Урфа, лежаший почти на одной широте с Низибией (приблизительно под 37° сев. широты), но верст на 150 западнее, ближе к Евфрату. Это мнение казалось столь твердо обоснованным, что находит себе защитника даже в конце 19 столетия в лице английского ученого Г. Рассама 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3. Вавилония, она же Сеннаар и Халдея – южная часть нынешнего Ирака. В древнейшую эпоху (4–3 тыс. до Р. X.) северная часть этой области, где позднее находился Вавилон, называлась Аккадом (по–шумерски Ки–ури). Ныне это район вблизи Багдада. Область, прилегавшая к Персидскому заливу, называлась Шумером. Сейчас принято всю территорию, по которой протекают Тигр и Евфрат, называть Месопотамией, то есть Междуречьем. Но в древности (со 2-го тыс. до Р. X.) так называлась только область к северу от Вавилона, где эти реки далеко отстоят друг от друга (ныне арабы называют эту область Джезира – «остров»), в то время как область к югу от Вавилона, где эти реки близко сходились и текли почти параллельно друг другу, называлась Вавилонией. 4. Тот факт, что Авраам происходил из Месопотамии, области шумеро–аккадской культуры, которая в его время процветала и была центром международной торговли, не подлежит сомнению. Но локализация его родины в шумерском городе Уре, раскопанном Вулли, не является бесспорной и единственно возможной, хотя она ныне и является почти общепринятой. До раскопок Вулли большинство исследователей и толкователей книги Бытия считали, что это – другое название города Эдессы (по-сирийски Урхой), и никто не сомневался, что этот город находился близ города Харрана (см. нп. соответствующую статью в «Библейской энциклопедии» архим. Никифора. М., 1891, с. 718). В пользу этого мнения можно привести очень много доказательств. Как уже отмечалось, Иосиф Флавий утверждает в «Иудейских древностях», что могилу Арана и в его время показывали в Уре. Но раскопками установлено, что люди перестали жить в Уре, открытом Вулли, уже где–то в III в. до Р. X., а Иосиф жил в I в. по Р. X. и, следовательно, имел в виду вовсе не Ур, раскопанный сэром Вулли. Могилу Арана арабы и по сей день показывают, но не в Ираке, а в районе города Эдессы (нынешняя Урфа). Они же утверждают, что древний город Харран назван в честь того же Арана, показывают колодцы Авраама и так далее. Наукой установлены названия многих древних городов, существовавших в верховьях Евфрата, и при этом оказывается, что некоторые из них тождественны именам ближайших предков Авраама (например, Серуг, Нахор, Рагав и, по–видимому, даже Фарра (это, вероятно, город Терка, ибо по–еврейски Фарра – Терах).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

– Банбер Матенадарани, 7, с. 366–398 (на арм. яз.); его же «О Житии Саака Партева и его авторе», – Историко-филологический журнал, 1968. 2. 72 Вардапет – ученый монах, учитель, обладавший правом проповедовать и наставлять паству. Вардапеты – наиболее образованная часть средневекового армянского духовенства. 75 Саак Партев – армянский католикос (389–439), выдающийся деятель древнеармянской культуры, один из основоположников литературы и науки древней Армении. 77 Врамшапух – армянский царь (389–414). Оказал большое содействие Месропу Маштоцу и Сааку Партеву в деле создания армянской письменности. 78 Месроп Маштоц (362–440) – создатель армянского алфавита, основоположник древнеармянской литературы, выдающийся ученый и просветитель. 79 Эдесса, или Урфа крупный культурный центр в древности и средневековье, в Северной Месопотамии. 80 Моисей – вождь и предводитель еврейского народа, через которого, согласно Библии, Бог даровал свои заповеди. По преданию, Моисей и Аарон освободили евреев от египетского рабства. 83 Хуж – происходит от названия области Хужастан в Персии, т. е. житель Хужастана, здесь в переносном смысле «варвар», «дикарь». 84 Дуж – чуждый по нравам и языку, «варвар», «дикарь», часто употребляется в сочетании с «хуж», как в данном случае, нередко оба эти слова употребляются как одно сложное – «хужадуж». 85 Главным источником по истории создания армянской письменности является книга Корюна «Житие Маштоца», на основании которой датой изобретения армянского алфавита считается 405 г. (См.: М. Абегян. Месроп Маштоц и начало армянской письменности и литературы. – :«Сопетакан граканутюн», Ереван, 1941, 1 и 2; на арм. яз.). Однако, согласно Н. Адонцу и Я. Манандяну, армянский алфавит был создан М. Маштоцем в конце IV в. Н. Адонц останавливается на 383–392 гг. (см.: Н. Адонц. Незнакомые страницы о Маштоце и его учениках по иностранным источникам. – (Андэс амсореа. Вена, 1925, с. 439, 531), а Я. Манандян – на 392–393 гг. (см.: Я. Манандян. Критический обзор истории армянского народа, т.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Вот уже много лет в нашем распоряжении имеется уникальная группа материалов по Туринской плащанице, связанная с исследованиями Max Frei, который кроме прочих достоинств был выдающийся эксперт в области микроботаники района Средиземноморья. На фото справа – Макс Фрай снимает микрочастицы и зернышки пыльцы на липкую ленту. По роду своей профессиональной деятельности в криминалистическом отделе г. Цюриха, где он работал течении 25 лет, Frei разработал уникальную методику для анализа под микроскопом мельчайших частиц, собираемых с изучаемого предмета при помощи липкой ленты. И тут наступает самое интересное. Когда на время краткого показа плащаницы в 1973 г. его пригласили в Турин, он снял с ее поверхности 12 выборок пыльцы. При просмотре липкой ленты под микроскопом, Max Frei увидел большое количество зернышек пыльцы, но не смог идентифицировать большую часть из них, потому что такие растения не произрастают в Европе. Это его озадачило и он сделал 7 поездок на Ближний восток, чтобы получить экземпляры цветов и пыльцу растений, которые растут в тех местах. В конечном счете он смог идентифицировать 58 видов пыльцы растений, из которых большинство произрастают на Ближнем востоке. Воодушевившись результатом, доктор Frei на следующей выставке в 1978 г. установил, что на плащанице имеются 49 различных видов пыльцы растений (58 минус 9 общесредиземноморских видов). Из оставшихся: 13 видов произрастают только в районе пустыни Негев и в области Мертвого моря, 20 видов кроме того – в степных районах юго-западной Турции и северной Сирии, а также в районе Стамбула, 16 видов относятся к растениям произрастающим в различных местах, в том числе – Европе. Таким образом доктор Frei научно установил, что Туринская плащаница находилась в прямом контакте с окружающей средой в древней Палестине, на территории древней Эдессы (ныне город Урфа в Турции), в Константинополе (ныне – Стамбул), и в Европе. Этот вывод точно соответствует как имеющимся в нашем распоряжении историческим фактам, так и древним преданиям о перемещениях Туринской плащаницы.

http://azbyka.ru/turinskaya-plashhanica

Антиохийский патриархат в XX в. Осенью 1918 г. сиро-ливан. побережье было занято англ. войсками, а области внутренней Сирии находились под контролем союзника Антанты эмира Фейсала, сына хиджазского короля. По условиям Версальского договора 1919 г. Сирия и Ливан перешли под управление Франции. В Сирии араб. националисты связывали с Фейсалом мечты о создании независимой араб. державы на территории Аравии, Сирии и Месопотамии. Часть правосл. общины поддерживала эти планы; Патриарх Григорий демонстрировал лояльность правительству и при провозглашении Фейсала королем Сирии (март 1920) принял участие в церемонии его коронации. Однако европ. державы не пожелали мириться с тем, что в Дамаске складывался очаг араб. национально-освободительного движения, и летом 1920 г. франц. войска свергли режим Фейсала. Патриарх Григорий, известный своими националистическими настроениями, в 1921-1922 гг. содержался франц. властями под домашним арестом. В 1922 г. турки сумели изгнать иностранные армии, оккупировавшие Анатолию. По Лозаннскому договору 1923 г. часть территории АПЦ - Киликия, Эдесса (Урфа) и Мардин - оказалась в составе Турецкой республики; по соглашению с Грецией об обмене населением все православные были депортированы из этих районов, несмотря на их протесты и заявления, что они арабы, а не греки. Накануне начала второй мировой войны франц. власти передали Турции р-н Александретты (Искендерун), в к-ром находится Антиохия (тур. Антакья), древний центр АПЦ. Эта акция (до сих пор официально не признанная Сирией) значительно ухудшила положение местного христ. населения. На франц. политику на Ближ. Востоке влияла идея католич. реванша за неудачу крестовых походов. Мандатные власти в сент. 1920 г. выделили из состава Сирии т. н. Б. Ливан (прежний автономный Горный Ливан с прилегающими участками побережья и плодородными долинами), где большинство населения составляли христиане, среди к-рых преобладали лояльные к Франции марониты. Ливан. мусульмане, а также часть христиан-некатоликов долгое время выступали против гегемонии маронитов и отторжения ливан. земель от остального араб. мира. Стремясь сгладить сложившиеся противоречия, мандатная администрация выдвинула на пост 1-го президента Ливана правосл. Ш. Даббаса (1926-1932).

http://pravenc.ru/text/115764.html

К началу эпохи араб. завоеваний в составе Антиохийского Патриархата насчитывалось ок. 150 кафедр, в т. ч. 12 митрополий. Опубликованный Г. Гельцером список епархий XI в. (BZ. 1892. Bd. 1. S. 247-251) в целом повторяет эти цифры: с возведением Эмесы в ранг митрополии их стало 13 (при этом место Дары занял Феодосиополь), а количество титулярных митрополий увеличилось до 9 (к Киру, Лаодикии и Бериту добавились кафедры в отвоеванных Византией провинциях: Помпейополь, Адана , Мопсуестия, Самосата, Мартирополь и Гелиополь). Но, учитывая многовековое противоборство Византии с мусульм. миром, приведшее к разорению этих территорий, фактическое количество епископов в то время должно было быть намного меньше 100. В XIV-XV вв., когда вновь появляются относительно полные сведения о епархиях АПЦ, число их уже не превышало 15-20. Исчезли многие древние митрополии: Иераполь (Манбидж), Аназарв, Селевкия Исаврийская, Сергиополь, Дара, Самосата, Эдесса (Урфа, упразднена после 1365). Сохранившиеся митрополии - Тир, Бостра, Амида (Диярбакыр), Апамея, Берит (Бейрут), Эмеса (Хомс), Лаодикия - утратили почти все подчинявшиеся им когда-то епископии. Оставшиеся епископские кафедры перешли в прямое подчинение Патриарху: Вероя (Халеб), Триполи , Аркадия (Аккар), Епифания (Хама), Селевкия Пиерия, Гелиополь (Баальбек), Авила, Карры, Ябруда и др. Из состава АПЦ в неск. этапов (в VIII и XI вв.) выделилась В. Иверия (Вост. Грузия), связи с к-рой в сложившихся политических условиях стали крайне затруднительными. Глава Восточно-Грузинской Церкви получил титул Католикоса и право самостоятельно поставлять архиереев. Тем не менее особо тесные отношения с Грузией сохранялись с перерывами до XVIII в. Один из архиереев АПЦ носил титул экзарха Иверии, название к-рой до сих пор входит в полный титул Антиохийских Патриархов. В ср. века в Антиохийском Патриархате существовало еще 2 Католикоса - предстоятели Церквей Ромагиры и Иринуполя (Багдада). Об истории этих кафедр известно очень мало. Слово «Ромагира» (греч. Ρωμογρις, персид. Rumagird) исследователи считают названием христ. квартала в одном из крупных городов Ср. Востока (возможно, Нишапуре). Время появления там правосл. Католикоса, юрисдикция к-рого простиралась, видимо, на земли бывш. державы Сасанидов, неизвестно; первое упоминание о нем относится к Х в., последнее - к XIV в., когда он был присоединен к титулу экзарха Иверии. Титул Иринупольского Католикоса был дарован Патриархом Илией I ок. 910 г. Иоанну, главе мелькитской общины Дар-ар-Рума (христ. квартал в Багдаде). Ок. 960 г. Патриарх Христофор определил широкую область юрисдикции Католикоса Иринуполя (греч. калька офиц. араб. названия Багдада Мадинат-ас-Салам - Город мира), оставив Ромагирскому лишь территории Хорасана и Мавераннахра. Иринупольский Католикосат еще существовал в сер. XI в.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Авраам жил недалеко от нынешней турецко-сирийской границы в городе Ур Халдейский (сейчас это турецкий город Шанлы Урфа, а еще он назывался Эдессой). Именно Авраам и станет отцом нового народа, евреев. По указанию Божьему Авраам вместе со своей красавицей-женой Саррой (Сарой), со своим племянником Лотом, со своими слугами и с многочисленными отарами коз, проделав путь в 900 километров, приходит сюда, на Святую Землю, она же земля Ханаанская. Он проходит Ханаан с севера на юг, то здесь, то там разбивая свой палаточный городок и нигде не задерживаясь надолго. Потом Авраам со своими спутниками посещают Египет, а затем снова возвращаются в Ханаан, только теперь караван пришельцев движется в обратном направлении, с юга на север… Это было небольшое вступление. А теперь поговорим о Войне царей. Война царей Война царей – первый международный военный конфликт, описанный в Священном Писании Около четырех тысяч лет назад в Святой Земле, которая называлась тогда землей Ханаанской, в долине Сиддим, находившейся там, где сейчас Мертвое море, столкнулись в кровавой сече девять царей. События эти – первый международный военный конфликт, описанный в Священном Писании. Некоторые даже называют этот конфликт «первой мировой войной», но это, конечно, преувеличение. Библеисты используют термин «Война царей». Пять царей ханаанских были вчистую разбиты четырьмя северными царями, пришедшими в Ханаан с севера, из Междуречья. Возможно, вы помните названия пяти печально известных городов Ханаана: Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор, – расположенных в цветущей, похожей на райский сад, богато орошаемой водой Сиддимской долине. Жители этого Пятиградья даже на фоне общего нравственного упадка потомков Хамовых выделялись своей развращенностью и вероломством, особенно же склонностью ко всякого рода извращениям славились города Содом и Гоморра. Двенадцать лет царьки ханаанского Пятиградья были вынуждены платить дань иноземному властителю Кедор-Лаомеру, царю Элама. А на тринадцатый год они взбунтовались. А еще через год войска четырех царей Междуречья – самого Кедор-Лаомера Эламского и троих его союзников – двинулись в карательный поход против бунтовщиков.

http://pravoslavie.ru/149959.html

   001    002   003     004    005    006    007    008