394-395 395-397 ИЕРУСАЛИМ город в исторической Палестине, место проповеди, крестной смерти и воскресения Иисуса Христа 397-445 ИЕРУСАЛИМ в честь Успения Пресв. Богородицы женский действующий мон-рь, принадлежит Фиванской и Ливадийской митрополии Элладской Православной Церкви 446-500 501-502 ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР АПОСТОЛОВ встреча апостолов Павла, Петра, Иакова, брата Господня, и Иоанна для обсуждения вопросов, связанных с признанием миссии ап. Павла среди язычников 502-504 ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ книга, с XI в. определяющая порядок служб и регламентирующая использование основных богослужебных книг в византийской литургической традиции 504-506 506-508 ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО христ. гос-во, основанное западноевроп. рыцарями в Палестине и прибрежной полосе Сирии после 1-го крестового похода 508-510 510-511 ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов 511-512 512-513 513-514 ИЕШИВА религ. высшее учебное заведение в иудаизме, где изучают Талмуд и проч. традиц. евр. дисциплины, а также готовят кадры для раввината 514-517 ИЕШУ СТИЛИТ [Иисус Столпник], предполагаемое имя автора сир. хроники нач. VI в., посвященной истории Эдессы (сир. Урхой, ныне Урфа, Турция) и др. городов визант. Месопотамии на рубеже V и VI вв. по Р. Х. 517-519 519-524 ИЖЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Сарапульской и Елабужской епархии, образовано в 1921 г. в связи с созданием в 1920 г. Вотской автономной обл. 524-525 525-527 ИЗАБЕЛЛА I (1451-1504), королева Кастилии и Леона (с 1474), супруга и соправительница кор. Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516) 527-529 ИЗАРН (ок. 975/80-1047), св. (пам. зап. 26 сент.), аббат монастыря Сен-Виктор в Марселе (Франция) 529-530 530-532 532-534 534-536 536-539 ИЗБОРНИК 1076 г. [неточно - Изборник Святослава 1076 г.], четий сборник древнерусского происхождения, 3-я по древности датированная славянская рукопись 539-540 ИЗБОРНИК XIII в. [Толстовский сборник толкований XIII в.], пергаменный кодекс древнерусского извода, написанный не позднее сер. XIII в.

http://pravenc.ru/vol/XXI.html

Иджма (с араб. букв. «сходиться во мнении») – консенсус авторитетных лиц в отношении какого-либо вопроса. Логика, действующая в данном случае, основывается на принципе, что коллегия специалистов, притом максимально объемная по числу своих членов, сводит вероятность ошибки к минимуму. Кияс (с араб. букв. «измерение») – суждение по аналогии, вынесение решения на основании сходства предмета дела с тем, что рассматривалось ранее в известных подобных случаях. Однако данная практика нередко приводила к тому, что уподобления заводили слишком далеко и возникали правовые коллизии, разрешить которые удавалось не всегда. В таком случае использовался следующий источник мусульманского права. Истихсан (с араб. букв. «упрощение») – метод, основанный на представлении о том, что все согласованное с учением ислама должно быть просто и ясно. В Коране сказано: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» (Коран 2:185). Соответственно, если в результате поиска решения какого-либо дела возник гордиев узел правовых отношений, его следует разрешить одним ударом меча правосудия. Главное, чтобы принятое решение не противоречило Корану. Урф (с араб. букв. «обычай») – метод и практика решения правовых вопросов по традиции, воспринимаемой как устоявшаяся, законная и необходимая. От урфа следует отличать адат (с араб. букв. «обычай», «привычка») – нормы и правовые практики различных мусульманских народов, восходящие к доисламским временам и существующие в обществе параллельно с исламскими. Если говорить о жизни арабских племен, исторически обитавших близ Мекки и Медины, то для них понятия «урфа» и «адата» слились. Это произошло, поскольку местные традиции активно использовались при формировании собственно исламского права. В отношении же других этносов термин адат означает пережитки доисламских норм, основанных на местных обычаях и не являющихся источником мусульманского права. К нормативно-правовым источникам шариата можно отнести также фетву . Так называется разъяснение по какому-либо вопросу, даваемое официальным лицом (муфтием) либо знатоком веры (факихом, улемом). При этом фетва не должна противоречить Корану, Сунне и иджме. Обычно она представляет собой текст, содержащий постановку проблемы, обоснование вывода и само решение. В силу того что фетвы должны сами основываться на перечисленных выше источниках, некоторые правоведы исключают их из числа источников мусульманского права. Регламентация поведения мусульман

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Затем повели его, этого гота, и вывели из города. Потом суд решил заменить сожжение мечом, вняв мольбе его (Евлогия. — А. П .) и просьбам (его). Потом все славили Бога и поклонялись Ему за то, что услышал молитвы тех, кто пришел к вратам Его и обратился к Его святым. Вечная слава благословенная Ему и Отцу Его, который послал Его к нам для нашего спасения, и Святому Духу! Ныне и во веки веков — аминь! Кончилась история о чуде, которое совершили святые исповедники с Евфимией, обрученной с готом в городе Эдессе. Изложено это было в одной из древних книг и записано в столице государства — Константинополе Иоханнаном, монахом-отшельником. Примечания Эдесса, нередко Едесса ( лат . Edessa) — древний город на севере Месопотамии, в современной Турции это город Санли-Урфа. Первоначально здесь располагался основанный ассирийцами город Осроя (Орроя, Озрое) (отсюда турецкое название Урфа, греческое Орра, арабское Ар-Руха, сирийское Орхой), имевший большое торговое значение. В 303 г. до н. э. Селевк I Никатор основал здесь военную колонию, назвав ее Эдессой по имени древней македонской столицы, город был заселен смешанным греко-македонским и местным восточным населением. В III—II вв. до н. э. Эдесса являлась одним из крупнейших центров эллинистической культуры и одним из центров раннего христианства, здесь были найдены древнейшие рукописи отцов Церкви. Во второй половине I в. до н. э., из-за затянувшейся войны с Парфией держава Селевкидов распалась, и Эдесса становится столицей Эдесского (Озроенского, Осроенского) царства. Господствующее положение в царстве занимали северо-арабские племена (возможно, набатеи), во главе которых были цари из Абгарской династии (правили с 132 г. до н. э. по 214 г. н. э.). Эдесское царство находилось, в большей или меньшей степени, сперва под протекторатом Парфии, а со времени походов Помпея (сер. III в. до н. э.) — Древнего Рима. С 217 г. н. э. Эдесса окончательно вошла в состав Римской империи. В описываемое время Осроена уже была провинцией Восточно-Римской империи.

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

И не найти никого, кто бы наставил меня… Сестра Эгерия молча встала, подошла к девушкам и каждую поцеловала, а покрасневшую от радости Мариам даже трижды. — Я буду вспоминать ваше пение в пути, эдесские соловушки! — сказала паломница. В саду снова громко запели птицы. Эдесса, нередко Едесса ( лат . Edessa) — древний город на севере Месопотамии, в современной Турции это город Санли-Урфа. Первоначально здесь располагался основанный ассирийцами город Осроя (Орроя, Озрое) (отсюда турецкое название Урфа, греческое Орра, арабское Ар-Руха, сирийское Орхой), имевший большое торговое значение. В 303 г. до н. э. Селевк I Никатор основал здесь военную колонию, назвав ее Эдессой по имени древней македонской столицы, город был заселен смешанным греко-македонским и местным восточным населением. В III—II вв. до н. э. Эдесса являлась одним из крупнейших центров эллинистической культуры и одним из центров раннего христианства, здесь были найдены древнейшие рукописи отцов Церкви. Во второй половине I в. до н. э., из-за затянувшейся войны с Парфией держава Селевкидов распалась, и Эдесса становится столицей Эдесского (Озроенского, Осроенского) царства. Господствующее положение в царстве занимали северо-арабские племена (возможно, набатеи), во главе которых были цари из Абгарской династии (правили с 132 г. до н. э. по 214 г. н. э.). Эдесское царство находилось, в большей или меньшей степени, сперва под протекторатом Парфии, а со времени походов Помпея (сер. III в. до н. э.) — Древнего Рима. С 217 г. н. э. Эдесса окончательно вошла в состав Римской империи. В описываемое время Осроена уже была провинцией Восточно-Римской империи. Диаконисса ( греч. διακονος) — особая категория женщин в древней Церкви I—VIII вв., принявших посвящение и несших определенные церковные обязанности, но не принимавших участия в совершении таинств. К функциям диаконисс относились: приготовление к крещению; оказание помощи священнослужителям при самом крещении женщин; дела милосердия — посещение больных и бедных, раздача милостыни и устройство трапез; размещение входящих в храм женщин по порядку и наблюдение за их поведением во время богослужения.

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

– Разница огромная. Если ты сорвешь вместе с повязкой кусочек присохшей обгоревшей кожи, у малышки на лице останется шрам, и, может быть, он останется заметным даже тогда, когда она вырастет. Наложенную с самого начала тряпочку, пропитанную целебной мазью, нельзя ни в коем случае снимать и менять. Ее можно только осторожно подрезать с краев, где ожог заживает и появляется новая кожа, да сверху пропитывать подогретым маслом. Разве можно допустить, чтобы девичье личико испортил шрам от ожога? – Но ведь так ожог будет заживать гораздо медленнее, чем если на него все время накладывать свежую мазь! – А ей торопиться некуда. Пусть заживает хоть месяц, лишь бы личико осталось неиспорченным. Скажи, малышка, ты хочешь вырасти красавицей? – Я и сейчас красавица! – ответила девочка без малейшего сомнения. – Так мой папа говорит. – Ну, вот видишь? А чтобы твой ожог хорошо зажил и ты стала еще красивее, надо дождаться, пока вот эта тряпочка сама отпадет. Когда почувствуешь, что ее края уже не прилипают к коже, приди к нам, и кто-нибудь из девушек аккуратно отрежет лишнее. И береги больное место, чтобы нечаянно не зацепиться и не сорвать полотно! Девочка осторожно накрыла ладошкой серый кусочек полотна на щеке, поблагодарила нянюшку и Мариам и, бережно ступая, пошла к своему шатру. – Тетушка, тетушка! – раздался крик со стороны калитки, выходящей на улицу. По дорожке к ним бежал Саул. – Я принес радостную весть: варвары скоро уйдут, они снимают осаду! – Врешь, небось! – проворчала Фотиния, обнимая его и осматривая. – Почему никто ничего не знает, а тут ты прибегаешь и говоришь такое? Примечания 1 Эдесса , нередко Едесса (лат. Edessa) – древний город на севере Месопотамии, в современной Турции это город Санли-Урфа. Первоначально здесь располагался основанный ассирийцами город Осроя (Орроя, Озрое) (отсюда турецкое название Урфа, греческое Орра, арабское Ар-Руха, сирийское Орхой), имевший большое торговое значение. В 303 г. до н. э. Селевк I Никатор основал здесь военную колонию, назвав ее Эдессой по имени древней македонской столицы, город был заселен смешанным греко-македонским и местным восточным населением. В III–II bb. до н. э. Эдесса являлась одним из крупнейших центров эллинистической культуры и одним из центров раннего христианства, здесь были найдены древнейшие рукописи отцов Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Иджма (с араб. – букв. «сходиться во мнении») – консенсус авторитетных лиц в отношении какого-либо вопроса. Логика, действующая в данном случае, основывается на принципе, что коллегия специалистов, притом максимально объёмная по числу своих членов, сводит вероятность ошибки к минимуму. Термином, близким к шариату, является фикх (с араб. – «понимание»). Зачастую эти слова воспринимаются как синонимы. Однако некоторые мусульмане склонны наделять понятие «фикх» меньшим объёмом, а именно: к нему относят только собственно этико-правовые нормы, регламентирующие поведение человека по отношению непосредственно к Аллаху и в обществе. Кияс (с араб. – букв. «измерение») – суждение по аналогии, вынесение решения на основании сходства предмета дела с тем, что рассматривалось ранее в известных подобных случаях. Однако данная практика нередко приводила к тому, что уподобления заводили слишком далеко и возникали правовые коллизии, разрешить которые удавалось не всегда. В таком случае использовался следующий источник мусульманского права. Истихсан (с араб. – букв. «упрощение») – метод, основанный на представлении о том, что всё согласованное с учением ислама должно быть просто и ясно. В Коране сказано: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» (Коран 2:185). Соответственно, если в результате поиска решения какого-либо дела возник гордиев узел правовых отношений, его следует разрешить одним ударом меча правосудия. Главное, чтобы принятое решение не противоречило Корану. Урф (с араб. – букв. «обычай») – метод и практика решения правовых вопросов по традиции, воспринимаемой как устоявшаяся, законная и необходимая. От урфа следует отличать адат (с араб. – букв. «обычай», «привычка») – нормы и правовые практики различных мусульманских народов, восходящие к доисламским временам и существующие в обществе параллельно с исламскими. Если говорить о жизни арабских племён, исторически обитавших близ Мекки и Медины, то для них понятия «урфа» и «адата» слились. Это произошло, поскольку местные традиции активно использовались при формировании собственно исламского права. В отношении же других этносов термин адат означает пережитки доисламских норм, основанных на местных обычаях и не являющихся источником мусульманского права.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

— Vigilia Christiana 39, 1985. P. 171—187; W. L. Petersen. The Diatessaron and Ephraem Syrus as Sources of Romanos the Melodist. — Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 475 (Subsidia 74). Louvain, 1985. P. 169—194. 394 Ныне г. Урфа в Турции. 395 См. S. Brock. The Luminous Eye. The Spiritual World Vision of St Ephrem the Syrian. Kalamazoo, Michigan, 1985. P. 10—11. 396 См. Главу II. 397 Критическое издание сирийского текста: Der heiligen Ephraem der Syrers Carmina Nisibena. Hrsg. von E. Beck. Bd. I—II. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 218; 240 (Scriptores Syri 92; 102). Louvain, 1961—1963. На русский язык это произведение не переведено. 398 Нисибийские песнопения 35, 6—7 (Der heiligen Ephraem der Syrers Carmina Nisibena. Bd. II. S. 3) 399 Арабская и грузинская гомилии «О смерти и диаволе» являются переработкой этого гимна. См.: G. Garitte. Homelie d’Ephrem «Sur la Mort et le Diable». Version georgienne et version arabe. — Le Museon 77. Louvain, 1969. P. 123—163. 400 В сирийском языке слово «смерть» — мужского рода, чем в значительной степени обусловлена символика, используемая в «Нисибийских песнопениях» (смерть как победитель, как жнец, как бегун и т. д.). Слово «шеол», напротив, женского рода. 401 Сир. термин употреблялся как применительно к отшельникам (в значении «одинокий»), так и применительно к Христу (в значении «Единородный»). См. Иеромонах Иларион (Алфеев). Мир Исаака Сирина. М., 1998. С. 67—68. 402 Нисибийские песнопения 36, 3 (Carmina Nisibena. Bd. II. S. 10). 403 Ангелы. 404 Нисибийские песнопения 36, 11 (Carmina Nisibena. Bd. II. S. 12). 405 Слово 22, 4—5 (см. цитату в Главе II). 406 Нисибийские песнопения 36, 18 (Carmina Nisibena. Bd. II. S. 14). 407 В некоторых других произведениях Ефрем говорит об изведении из ада «праведников» (см., в частности, Гимны об опресноках 3, 7). При этом не уточняется, идет ли речь о ветхозаветных праведниках или о праведниках вообще. 408 Или «иной», «странный», «иностранный» (термин употреблялся по отношению к ложным богам в сравнении с истинным Богом). 409 Букв. «которые не Его». 410 Нисибийские песнопения 37, 1—11 (Carmina Nisibena. Bd. II. S. 15—18). 411 Нисибийские песнопения 38, 6 (Carmina Nisibena. Bd. II. S. 20—21). 412

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

37 Аврам (с древнееврейского “отец высокий”), позднее Авраам (с древнееврейского “отец множества”) сын Фарры, родившийся в Халдейском городе Уре. Еще живя в доме своего отца, он получил призвание Божие оставить свою землю, и идти в страну, которую Господь обещал указать ему. В доброй старости (175 лет) опочил в мире, будучи погребен Исааком и Измаилом в той же самой Махпеловой пещере, в которой была погребена жена его Сарра. Махпела (двойная пещера) была близ Хеврона, и находится по одну сторону высокого холма на юго-западе. Над пещерою, считаемою еще доселе фамильным склепом патриархов, воздвигнут памятник, называемый ныне Харан Хевронский. С вершины холма открывается прекрасный вид на долину Мамре. 39 Ур (свет, огонь) находился близ Харрана. Большинство толкователей держатся мнения, что он находился на месте г. Едессы, или Орфа, между реками Евфратом и верховьями Тигра. У сирийских писателей место известно под названием Урхои. Настоящий город Урфа расположен на покатости высокого холма. В стенах его живет до 1800 армянских семейств, а так же 1200 мусульманских семейств. Орфа в новой истории известна как место войны между императором Юлианом и Персами. 40 Харан или Харран (степь, место сожженное солнцем) лежал на северо-востоке от Месопотамии, между реками Евфратом и Хавором. Здесь умер и погребен Фарра. Здесь так же жил Лаван, брат Ревекки. По мнению доктора Бэка, город Харан лежал близ Дамаска. Ныне это незначительный и небольшой город Месопотамии. 42 Встреча Мелхиседека с Авраамом произошла на месте нынешнего города Иерусалима или же, по другому преданию на горе Фавор. Ныне, наполовину поднявшись на Фавор, паломникам указывают так называемую пещеру Мелхиседека, хорошо видную с дороги. 43 Салим с древнееврейского языка означает “мир”. Так по всеобщему мнению называлось место, впоследствии названное Иерусалимом. Против купели Силоамской Кедрский поток переменяет свое направление, круто поворачиваясь на юго-восток, вдоль лощины называемой Царскою долиною или также именуемою юдолию плачевною. Здесь и произошла встреча Авраама с Мельхиседеком: “Изыде же царь Содомский в сретение ему (Аврааму), повнегда возвратитися ему от сеча Ходоллогоморского, и царей с ним, в юдоль Савину; сия же бяше поле царево, и Мельхиседек царь Салимский изнесе хлебы и вино; бяше же священник Бога Вышнего, и благослови Авраама” ( Быт. 14, 17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Виталий 14 января 2023, 00:02 Возможно, я невнимательно прочитал, но в Суд.19:10 упоминается Иевус, который потом стал Иерусалимом. А назван он по имени иевусеев, населявших эту землю до прихода иудеев. Елена 2 января 2023, 01:40 Замечательный труд! Благодарю! Геннадий 21 декабря 2022, 11:32 Спасибо, Евгений, за объяснение по месту расположения Ура. Статья очень интересная и познавательная. Большое спасибо!!! Владимир Григорьевич 19 декабря 2022, 12:47 Благодарю автора за замечательно - познавательную статью! Подробнейшие исторические исследования позволяют разумно оценивать прошедшие события. Особенно полезно знать историю мест и событий где живёт каждый человек. Бог в помощь автору на дальнейшие труды! Александр 17 декабря 2022, 02:53 Благодарю за интересный материал Евгений Абдуллаев 16 декабря 2022, 16:32 Геннадию. Вы правы, древний Ур Шумерский, раскопанный в начале прошлого века и древняя Урфа - это два совершенно разных города. И оба претендует на то, чтобы считаться родиной Авраама. Есть очень серьёзные аргументы против Вашего Ура, они в частности, подробно изложены в русских примечаниях к книге Василидиса " Библия и археология " . Приводить их в коротком комментарии я не могу. В моем добротном Библейском атласе отмечены ОБА города под знаком вопроса. Так что, может быть, Вы правы, а может быть, я :) Геннадий 15 декабря 2022, 17:09 Место расположения города Ур на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, в низовьях на западном берегу реки Евфрат на территории, имеющей современное арабское название «Тель эль-Мукайяр» («Битумный холм»), а согласно статьи - на границе Турции и Сирии (Эдесса). Это два совершенно разных места. Анастасия 15 декабря 2022, 17:03 Каждый раз с большим нетерпением жду новых статей Евгения Абдуллаева! Большое спасибо! Очень интересно! Jelena 15 декабря 2022, 15:17 Как интересно и увлекательно, прочитала как детектив.. Спасибо автору! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы

http://pravoslavie.ru/149959.html

В этом заключается значение для нас древне-сирийского Христианства. Ближайшее, чего мы можем достигнуть, это опыта в истории Церкви, какой она могла бы быть, если бы окружающая её среда была иной. Древняя история Сирийской Церкви в известной степени основывается на предположениях и выводах. Исторические источники скудны, и большая часть дошедших до нас повествований о древнейшем периоде ее – компиляции, в которых переплелись, по крайней мере, два противоречивых исторических предания. Но для того, чтобы ознакомиться с Сирийским Христианством IV и V веков, мы должны иметь некоторое представление о раннейшем развитии Церкви в Эдессе, первом центре Христианства в говорящей по-Сирийски стране. Эдесса была столицей небольшого царства к востоку от Евфрата. Город был восстановлен Греками и от них получил название Эдессы, но говорящие по-Арамейски жители города продолжали называть его Урхой, слово неизвестного значения, – от этого слова Греки образовали Осроина или Орроина для наименования округа, от него же происходит современное название города Урфа. Он лежит на одном из главных торговых путей на Востоке, а именно, на том, который проходит между большой Сирийской пустыней на Юге и горами Армении на Севере. Жители города и округа говорят на Арамейском наречии, сродном, но не тожественном тому, на котором говорили в Палестине наш Господь и Его Апостолы. Город, есть основание думать, был центром литературной культуры задолго до появления в нём Христианства, и древнейшие из дошедших до нас произведений отличаются лёгкостью и плавностью стиля, в которых отражаются, по-видимому, следы Греческого влияния. В жилах Осроинских царей текла Арабская кровь, как и у большинства правителей маленьких государств на восточных границах Римской империи. Ближайшим доказательством последнего является Арета из Дамаска, упоминаемый апостолом Павлом ( 2Кор 11:32 ), имя которого его соотечественниками пишется Haritha. Подобно этому и среди царей Эдессы мы находим имена, которые почти несомненно имеют Арабское происхождение, например Mazur и Wael; то же самое, вероятно, можно сказать об именах Абгар и Ману. Это были излюбленные имена Эдесских князей: из всех тридцати князей одиннадцать носило имя Абгар и девять Ману. Значение этих имен не совсем ясно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001   002     003    004    005    006    007    008