Тернбулл не думал о столь возвышенных предметах, и ему было еще хуже. Наконец они добрели до светло-серой дороги, окаймленной жесткой, почти бесцветной травой; а еще немного подальше они увидели серое от непогоды распятие, какие стоят при дороге только в католических странах. Макиэн поднес к голове руки и обнаружил, что берета нет. Тернбулл посмотрел на распятие с тем состраданием, которое так верно выражено в любимых некогда стихах: О, если Ты любил людей, Не возвращайся вновь! Попы за деньги продают Поддельную любовь, И в кровь Твою отраву льют, Чтоб ядом стала кровь. Оставив молящегося Макиэна, Тернбулл зорко огляделся, словно чего-то искал. Наконец он нашел и, вскрикнув, кинулся вперед – туда, где тускло серела какая-то изгородь. На ней едва держался клочок потемневшей бумаги. Тернбулл схватил его и увидел, что буквы на нем складываются в слова: «C " est elle qui»… –Ура! – закричал он.– Мы свободны! Нет, мы не в раю, гораздо лучше; мы в стране дуэлей. – О чем вы говорите? – спросил Макиэн, мрачно сдвинув брови, ибо его наконец утомили трудная ночь и безотрадная заря. – Мы во Франции! – ликовал Тернбулл.– Смотрите! – И он протянул драгоценный клочок.– Вот оно, знамение! «C " est elle qui», «именно она». Да, именно она спасет мир! – Франция…– повторил Макиэн, и глаза его засветились, словно два фонаря. – Франция! – воскликнул Тернбулл, и лицо его загорелось, как его волосы.– Франция, сражавшаяся всегда за разум и свободу! Франция, побивавшая мракобесов дубинкой Рабле и шпагой Вольтера! Франция, где чтят по сю пору великого Юлиана Отступника! Франция, сказавшая слова: «Мы погасили навсегда небесные огни!» – Франция! – воскликнул Макиэн. – Франция, которую учил Бернард и вела Иоанна! Франция, сокрушавшая ереси молотом Боссюэ и Массильона! Франция, где в новое время обращаются мудрец за мудрецом – Брюнтьер, Коппе, Бурже, Гауптман, Баррес… – Франция! – восклицал Тернбулл с не свойственным ему пылом,– Франция, водомет сомнений от Абеляра до Франса! – Франция! – восклицал Макиэн.– Водомет веры от Людовика Святого до Лурдского чуда!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

по: 157, с. 66]. 89 Иоанн Коттон, по одной из версий монах, «Музыка» – нач. вв., Брюссель или Англия). Гвиберт Ножанский, аббат монастыря св. Марии в Ножане, «Три книги своей жизни» (конец XI – нач. XII вв., Франция). Пьер Абеляр, аббат, «История моих бедствий» (нач. XII в., Франция). Гуго Сен-Викторский, ученый каноник монастыря Сен-Виктор в Париже, «Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион» (нач. XII в.). Иоанн Солсберийский, монах, епископ, «Поликратик, или О забавах света и заботах философии» (втор. пол. XII в., Англия или Франция). Винсент из Бове, монах, учитель, «Великое зерцало», «О наставлении детей знатных граждан» (ок. 1246 г., Франция). Филипп Новарский, барон, «Четыре возраста человека» (XIII в., Франция). Эгидий Римский, монах, магистр Парижского университета, «О правлении государей» (1285 г.). «О школьной науке», трактат, написанный от имени Боэция (пер. пол. XIII в. Англия или Франция). «О похвале клиру», анонимный трактат (XIV в., немецкие земли). 91 Петр Альфонси «Учительная книга клирика» (сборник назидательных новелл, конец – нач. вв., Испания). Эберхард «Лабиринт» (повесть, XIII в., Германия). Витала» («Бейренские песни», неизвестные поэты, сборник поэзии вагантов, XIII в.). Архипиит Кельнский «Просьба по возвращении из Салерно», «Исповедь Архипиита Кельнского», «Послание к архиканцлеру Регинальду, архиепископу Кельнскому» (стихи, сер. XII в.). «Роман о семи мудрецах» (конец XII в., вероятно, Северная Франция) и др. 92 Первыми христианскими образовательными учреждениями были школы для катехуменов, для тех, кто готовился к принятию крещения. Катехуменат выработал широко распространенный в средние века метод обучения в форме вопроса-ответа. Долгое время в средневековой Европе единственными центрами обучения были церковные школы, в которых готовили грамотных людей для церкви и государства. Ранее всего возникли монастырские школы, а затем приходские (при отдельных церквах) и кафедральные (их еще называют соборными или епископскими). Появлению школ при монастырях способствовал Устав Бенедикта Нурсийского (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

В нижнем ярусе росписи главного нефа особо выделены образ свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя церкви (на сев. стене), и ростовой 3-фигурный Деисус (на юж. стене); они расположены ближе всего к зоне алтаря, напротив друг друга. В сев. нефе: в апсиде - архангел (в конхе) и святители Ахиллий и Епифаний, в сев.-вост. углу справа от апсиды - 2 диакона и 2 столпника, один из к-рых прп. Симеон; на стенах - святые в рост и по пояс (в 2 нижних ярусах), ктиторская композиция в нижнем ярусе, в 3-м ярусе на юж. стене развернутая сцена «Страшный суд». В юж. нефе в апсиде - ап. Иоанн Богослов (бюст, в конхе), ниже - святители Онисифор и Тарасий (в рост). Святительский ряд на том же уровне на сев. стене апсиды продолжают фигуры Петра Александрийского, Климента Анкирского, на юж. стене изображения утрачены. На сев. и юж. стенах нефа - по аналогии с центральным и сев. нефами - расположены однофигурые изображения избранных преподобных и святителей (в рост и по пояс); рядом с ростовым образом свт. Николая Чудотворца на сев. стене помещено изображение Богоматери с Младенцем, а также композиция «Древо Иессеево» (частично переходит на стены арок), на западной - «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (встречается впервые в памятниках Македонии); помимо этого в верхнем ярусе стенописи на вост., юж. и сев. стенах находится житийный цикл свт. Николая Чудотворца, включающий 8 сцен. Архангел. Роспись конхи церкви во имя свт. Николая Чудоторца монастыря Манастир 1271 г. Исследователи росписи М. (Коцо и Мильковик-Пепек, В. Джурич, П. Костовска, А. В. Захарова) единодушны во мнении, что стенописи ц. свт. Николая Чудотворца были выполнены группой мастеров, работавших одновременно. Они выделяли руки 3 или 4 художников и отмечали присутствие в стенописи неск. манер, представляющих различные стилистические направления в визант. искусстве XIII в. Коцо и Мильковик-Пепек писали о 3 манерах: в 1-й выполнены образы пророков в арках между центральным и сев. нефом и образы святых в диаконнике, во 2-й - росписи центральной апсиды, фигуры одних святых в боковых нефах и других в центральном (святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Феодор Стратилат), а также праотцев в арках между центральным и южным нефом, в 3-й - остальные фрески центрального нефа.

http://pravenc.ru/text/2561808.html

Визант. церковь свт. Фотия, патриарха Константинопольского, между Ялусой и Ризокарпасо, построена на месте раннехрист. базилики VI в., от к-рой сохранились колонны из туфа, базы колонн, колонки темплона и часть эпистиля с рельефным изображением виноградной лозы. Датировка однонефного храма с куполом на тромпах остается спорной. Папагеоргиу относит его к началу средневизант. периода ( Idem . Θωτου Αγου εκκλησα, Γιαλοσα//ΜΚΕ. 1990. Τ. 13. Σ. 335), Департамент древностей Кипра - к Х в. А. Павлидис - к XII в. ( Παυλδης Α. Η Καρπασα ως χριστιανικς χρος//Ενατενσεις. Λευκωσα, 2010. Ν 12. Σ. 94). Две глухие арки в середине сев. и юж. стен вместе со сводом поддерживают купол. Кубический постамент у барабана отсутствует; стены завершаются сложнопрофилированным карнизом. Более поздний сев. парекклисион с деревянной крышей разрушен. Для сообщения с ним в сев. стене храма были сделаны небольшая дверь (в виме) и 3 проема разной ширины и высоты в сев. стене. Церковь была украшена фресками кон. XV - нач. XVI в., к-рые в наст. время сняты турками. К 1974 г. сохранялись изображения Богоматери «Знамение» с предстоящими архангелами в конхе апсиды, ниже - композиция «Служба св. отцов» (в число которых включен кипрский святой - еп. Синесий Карпасийский), на юж. стене - арх. Михаил, всадник на красном коне и ростовая фигура неизвестного святого, на сев. стене - вмч. Георгий Победоносец со сценами жития, всадник на белом коне, ниже преподобные Андроник и Афанасия. Илиадис датирует изображения арх. Михаила и вмч. Георгия 1-й пол. XVI в. ( Ηλιδης. 2010. Σ. 473). Трехнефная церковь вмц. Варвары близ дер. Коровия с полуцилиндрическим сводом была построена в VIII в. на месте более ранней базилики. Центральный неф был выше боковых, нефы разделены 2 рядами мощных 4-гранных столбов. К столбам примыкали пилястры, поддерживавшие поперечные арки. В качестве строительного материала использовались необработанные камни, а для кладки арок - хорошо отесанный туф. До 1956 г. сохранялся сев. неф со сводом. В 1974 г. от него осталась бóльшая часть сев. стены, 2 арки сев. колоннады и апсида ( Π[απαγεωργου] Α. Βαρβρας Αγας βασιλικ, Κορβια//ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 145). От росписей в одной из арок уцелел фрагмент фрески декоративного характера (VIII в.). По мнению Х. Ходзакоглу, он напоминает орнаментацию иконоборческого периода в вост. куполе ц. прмц. Параскевы в Героскипу (Ероскипу) ( Χοτζκογλου. 2010. Σ. 426).

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Остальные христианские культовые сооружения датируются 2-й пол. XIII-XV в. Их архитектурный облик близок к строительной традиции, существовавшей на северо-востоке М. Азии, в пределах Трапезундской империи XIII-XV вв. На территории Нижнего города раскопано 5 храмов. Храм на консолях расположен на сев. склоне Крепостной горы. Это однонефная 2-апсидная церковь, сев. апсида выступает за линию фундамента и опирается на 3 висячие консоли. Неф был перекрыт коробовым сводом с одной подпружной аркой посередине. В сев.-вост. углу постройки раскопками 1973 г. зафиксировано каменное основание купели с вмонтированной керамической трубой для отвода воды за пределы храма. По всей видимости, храм относится к типу 2-алтарных поминальных. Однонефный одноапсидный храм 1971 г. располагался в сев.-вост. углу городища. Исследованы часть зап. и сев., а также сев.-вост. стены. Сев. стена включена в субструкцию генуэзской оборонительной стены. Храм на участке куртины XV расположен с юж. стороны, недалеко от подковообразной башни; это однонефная одноапсидная постройка, в которой алтарная часть отделялась от основного объема невысокой каменной преградой с проходом в центре. Вдоль стен располагались каменные скамьи. В генуэзский период (1365-1475) после пристройки гавита храм использовался армянской общиной города. Часовня в башне 1385 г. Джакомо Торселли, расположенная на 1-м этаже башни, также использовалась, вероятно, арм. общиной города. Часовня в т. н. Георгиевской башне - небольшое помещение во внутренней части нижнего яруса башни, квадратное в плане, с хорошо сохранившейся конхой в вост. стене. При раскопках было выявлено основание каменной алтарной преграды и неск. уровней полов. На стенах сохранились остатки фресок. Вход в часовню расположен в юж. стене башни ( Гавриил (Айвазовский). 1844. С. 326; Фронджуло. Раскопки Судакского. 1974. С. 354-355; Фронджуло. 1975. С. 367; Баранов. 1988; Майко. 2007. С. 230-245, 250-252). В портовой части Сугдеи раскопано 4 храма. Храм 1995 г. расположен в зап.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Солея, возвышение перед иконостасом, не устраивается; амвонов в афонских кафоликонах нет. Пространство самого храма организуют 4 столпа и 2 ориентированные на север и юг апсиды в центре сев. и юж. стен храма. У юго-вост. столпа установлена икона святого или праздника, к-рому посвящен мон-рь (или почитаемая в мон-ре чудотворная икона святого), а слева от столпа стоит проскинитарий (см. Аналой ), куда полагается икона по дню (см. Аналойная икона ). У сев.-вост. столпа установлена чудотворная икона Божией Матери; в каждом мон-ре есть неск. таких икон. Самая почитаемая в мон-ре икона Богородицы не обязательно устанавливается у сев.-вост. столпа - в нек-рых мон-рях, напр. в Ивироне и Дохиаре, для этих икон (Иверской и «Скоропослушницы» соответственно) построен особый параклис; в Хиландаре чтимая икона («Троеручица») установлена на игуменском месте. Др. иконы находятся у зап. столпов. К каждой из икон и к иконам в местном ряду иконостаса прикреплена небольшая икона-копия, к к-рой и прикладываются молящиеся. Кроме икон в иконостасе, у столпов и в проскинитарии, др. икон в храме немного, т. к. стены богато украшены фресками. По периметру сев., юж. и зап. стен, а также в пространстве между юж. и сев. стенами и зап. столпами установлены деревянные стасидии , в к-рых монахи и паломники стоят или сидят во время продолжительных служб. Стасидии в непосредственной близости от иконостаса занимают типикарь, служащий иеромонах, чтец, канонарх, пономари, в юж. и сев. апсидах - певчие, в пространстве между юж. и сев. стенами и обращенные к Востоку - старшие иеромонахи и гости мон-ря. У юго-зап. столпа ставится архиерейская стасидия (кафедра), к-рую занимают епископы - гости мон-ря, а по большим праздникам - игумен. Справа от архиерейской кафедры находится стасидия игумена мон-ря (см. схему в кн.: [ Χρυσστομος (Κατσουλιρης), ρχιμ. ]. Σ. 253). По большим праздникам кафоликон украшается старинными епитрахилями, развешиваемыми вдоль иконостаса и у вост. столпов, и расшитыми пеленами и коврами.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Остатки росписи нач. XI в. свидетельствуют о восстановлении мирной жизни на Кипре после окончательного освобождения от араб. нашествия. По своему качеству и красоте, по полноте программы и связи со всеми эпохами истории Кипра монументальные росписи этого храма могут претендовать на 1-е по значимости место среди местных памятников визант. фресковой живописи. Росписи покрывают храм внутри целиком. В 90-х гг. XX в. были проведены их расчистка и реставрация, поздние слои были удалены ради исследования первоначальной живописи. В алтаре были раскрыты: в конхе апсиды композиция - Богоматерь «Оранта», с предстоящими архангелами, на своде - «Вознесение Христа» и «Сошествие Св. Духа на апостолов» (фрески XIV в. с указанными композициями перемещены в Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия), а также неизвестные по др. памятникам поясные портреты священников - Деметрианоса (на сев. стороне юго-вост. столба; фреска XIV в. перемещена на юж. стену диаконника) и Филона (на юж. стороне сев.-вост. столба). На 2 сторонах юж. лопатки в алтаре - фигуры свт. Григория Нисского и прп. Симеона Столпника, на сев. лопатке - архидиак. первомч. Лаврентия и прп. Алипия Столпника. К числу древнейших принадлежат также фрески на зап. своде: «Преображение Господне» и «Воскрешение Лазаря» (на южном склоне), «Вход Господень в Иерусалим» (на сев. склоне), а также остатки композиции «Успение Пресв. Богородицы» в зап. люнете (верхнем полукруглом завершении рукава креста). На вост. поверхности сев.-зап. столба - поясной образ мч. Фалалея, в сев. люнете - фрагменты композиций «Положение во гроб» и «Оплакивание» (скрыты слоем XIV в. с изображением пустой гробницы). На склонах арки, между наосом и вимой, представлены портреты архиереев: на сев. стороне - сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, и свт. Игнатия, патриарха К-польского, на южной стороне - Германа, патриарха К-польского, и сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. В арке, соединяющей зап. рукав с нефом, расположены поясные парные портреты мучеников Флора и Лавра, воинов Сергия и Вакха. Росписи этого времени отличаются яркостью в письме личного с преобладанием охр и киновари, но также и однообразием в расположении фигур и их движений, в разделке драпировок.

http://pravenc.ru/text/2566148.html

На сев. стене расположен еще один цикл, посвященный вмч. Феодору Стратилату (8 июня), по фрагментам читаются 1-я и последняя сцены: «Мученичество вмч. Феодора на кресте» и «Побиение дракона». Поскольку именно в нижнем регистре сев. стены изображен надгробный портрет основателя церкви, Феодора Витольда, можно предположить, что расположение сцен из Минология, посвященных вмч. Феодору Стратилату и мц. Евфимии, связано с захоронениями, расположенными у сев. стены, а указанные святые являлись покровителями основателя церкви и его супруги. Среди других особенностей иллюстрации Минология в лужанских фресках следует отметить размещение в одном обрамлении 2 или 3 сцен, что отличает их от последующих изображений Месяцеслова в молдав. памятниках, но этот прием был хорошо известен в более ранних памятниках Балкан, откуда он и был, очевидно, заимствован. Однако включение его в состав житийных циклов не имеет аналогов. Свт. Николай избавляет трех мужей от казни. Роспись ц. в честь Вознесения Господня в с. Лужаны. 1456 г. Свт. Николай избавляет трех мужей от казни. Роспись ц. в честь Вознесения Господня в с. Лужаны. 1456 г. Нижний регистр лужанских росписей более разнороден. На западной и частично сев. стенах представлен сокращенный цикл Жития свт. Николая, архиеп. Мирликийского. На зап. стене фрагментарно сохранились сцены «Свт. Николай втайне раздает золото» и «Явление свт. Николая во сне Евлавию или имп. Константину» (по свидетельству кон. XIX в., здесь были изображены обе сцены, однако совр. состояние фресок не позволяет с точностью доказать, какая из них частично сохр.), на сев. стене помещена сцена «Свт. Николай спасает от казни 3 стратигов (воевод)». В XIX в. между ними на зап. стене были и др. сцены (примерно от 2 до 4), однако уже в то время они с трудом поддавались атрибуции. Другие сцены данного регистра, на юж. и сев. стенах, связаны с изображением на вост. стене сцены «Страшный Суд»: на южной - композиции «Смерть праведника» и «Смерть грешника», на сев. стене - «Прор. Илия в пещере».

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Леера. Полностью утрачены: надземная часть зап. участка сев. стены (от архиерейских палат до сев.-зап. угла), сев. прясла зап. стены (от сев.-зап. угла до зап. ворот) и зап. часть юж. стены (между юго-западной и южной башнями), деревянные конструкции обходной галереи боевого хода, шедшей по внутреннему периметру стен. Исключение составляет сев.-вост. угол ограды между сев.-вост. башней и вост. корпусом келий, где такая галерея была восстановлена в ходе реставрации в нач. 70-х гг. XX в. Полностью утрачен сев. участок зап. (внутренней) стены между надвратной ц. прп. Евфимия Суздальского и архиерейскими палатами. Зап. ворота, изначально скромные по своим размерам, запечатлены на литографии Быстрицкого сер. XIX в. Согласно летописи Н. П. м. за 1889-1895 гг., эти ворота были построены по проекту епархиального архит. А. К. Никитина (1890). К сер. XX в. сооружение сильно обветшало, пропали живописные изображения в киотах фронтонов, работы по частичной реставрации памятника проводились в 1980 г. под наблюдением архитекторов Пименова и Н. Н. Фроловой. Зап. ворота являются главным входом, они выполнены в виде монолитной триумфальной арки, увенчанной декоративным пятиглавием. В средней части фронтонов на вост. и зап. фасадах установлены деревянные резные киоты, выполненные недавно, но повторяющие историческую форму; в них поместили совр. иконы: Вознесения Господня - на зап. фасаде, Пресв. Богородицы «Знамение» - на восточном. Шатровая каменная часовня в честь Воздвижения Креста Господня (1687) находилась над спуском по дороге к главным св. воротам со стороны Н. Новгорода. Возводилась при архим. Епифании, участнике суда над патриархом Московским и всея Руси Никоном, по инициативе бывш. архим. Иосифа, сопровождавшего опального патриарха в ссылку в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь. Часовня построена от основания восьмериком, переходившим в кирпичный шатер с небольшой главкой на профильной шейке. Внутри стоял деревянный резной крест (4×2,5 аршина) - копия чудотворного креста, поставленного патриархом Никоном на Кий-острове в память о спасении во время бури на Белом м.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

С распространением в континентальной Европе почитания О. мн. церкви и мон-ри начали претендовать на обладание реликвиями, связанными с его именем. Уже Беда Достопочтенный упоминал частицу шеста, на к-рый была насажена отрубленная голова О., хранившуюся у св. Виллиброрда († 739), англосакс. миссионера во Фризии. Беда Достопочтенный описал исцеление от этой реликвии во время пребывания Виллиброрда в Ирландии (между 678 и 690). Позднее на обладание главой О. претендовали монастыри Эхтернах (основанный Виллибрордом) и Хильдесхайм (сохр. бюст-реликварий, изготовленный в 80-х гг. XII в.), а также собор Падерборна (по преданию, реликвия была перенесена туда из мон-ря Херфорд). Фрагмент черепа О. также почитался в церкви г. Боссвайлера (епископство Шпайер). Имеются сведения о реликвиях О., находившихся в ряде др. церквей и мон-рей Германии (в Трире, Тегернзе, Прюфенинге и др.). В Дании в соборе г. Оденсе к 1086 г. в реликварии (capsula) хранилась частица мощей О. (Vitae Sanctorum Danorum/Cur. M. Cl. Gertz. Kbh., 1908. P. 120). Она была подарена католич. св. кор. Кнудом IV (II), к-рый приобрел реликвии во время одного из англ. походов (1069-1070 и 1074). На южнонем. землях распространение почитания О. связывается с Юдифью († 1095), дочерью графа Фландрии и вдовой эрла Нортумбрии Тостига (брата последнего англосакс. кор. Гарольда Годвинсона), в 1071 г. вышедшей замуж за Вельфа I, герц. Баварии († 1101). По преданию, Юдифь забрала из Бамборо мощи О. и впосл. подарила их мон-рю Вайнгартен (ныне земля Баден-Вюртемберг), оттуда их частица в 1485 г. была перевезена в швейцар. г. Цуг. Со временем О. стал почитаться как покровитель кантона Цуг ( Baker E. P. St. Oswald and His Church at Zug//Archaeologia. Oxf., 1949. Vol. 93. P. 103-123). В Юж. Германии к XIII в. О. почитали в Тироле, не позднее XIV в.- во Фриуле, в ц. сел. Саурис находились его реликвии, в XVIII в. почитание О. зафиксировано в Венеции и др. городах Сев. Италии ( Idem. The Cult of St. Oswald in Northern Italy//Ibid. 1951. Vol. 94. P. 167-194). Известно о почитании мощей О. в средние века в Нидерландах. В кон. XII в. Симон, монах аббатства Эгмонд (Сев. Голландия), привез туда частицу мощей О. из Гента. В 1221 г. состоялось торжественное перенесение в новую гробницу реликвий О. (возможно, вторичных) в мон-ре св. Виннока в Берге (вероятно, почитались там с XI в.). Они были уничтожены при разорении мон-ря протестантами в 1558 г. ( Huyghebaert N.-N. Les deux translations du roi St. Oswald à Bergues-Saint-Winoc//RBen. 1976. Vol. 86. P. 83-93). В 1587 г. реликвии О. вместе с мощами мн. др. святых были подарены Хуаном де Борха иезуитской ц. св. Рока в Лиссабоне (ActaSS. Jan. T. 2. P. 612). С XVII в. зафиксировано почитание мощей О. в мон-ре Нотр-Дам во франц. г. Суасон.

http://pravenc.ru/text/2581595.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010