Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЙАН [франц. Vaillant] Андре (3.11.1890, Суасон, Франция - 23.04.1977, Париж), франц. языковед-славист, исследователь и издатель памятников древней слав. письменности. Закончил Высшую педагогическую школу (École normale supérieure), ученик палеослависта и византолога А. Мейе. Интерес к слав. языкам обнаружился у В. в годы первой мировой войны. Исследования по славистике обеспечили ему получение профессорской кафедры в Национальном уч-ще живых вост. языков, позднее В. руководил научной работой в области средневек. слав. языков и лит-р в Высшей практической школе (École pratique des hautes études), в 1952 г. перешел в Коллеж де Франс. Долгое время являлся редактором (совм. с А. Мазоном) ж. «Revue des Études slaves». Член Болгарской АН (1974). Особенное внимание в своих трудах В. уделял лит. и переводческой деятельности учеников и ближайших последователей святых Константина-Кирилла и Мефодия , а также раннему периоду древнеболг. лит-ры и лит-ре Киевской Руси. Он первым серьезно обосновал гипотезу (1935) о том, что «русские письмена», упоминаемые в гл. 8 Пространного жития Константина-Кирилла, представляют собой сир. алфавит («сурьские письмена»). В. удалось определить содержание Зографских листков, к-рые он опубликовал в 1930 г. совместно с П. А. Лавровым как отрывок монашеских правил св. Василия Великого . Относительно Македонского кириллического листка , к-рый считался вариантом пролога Иоанна Экзарха к его переводу «Богословия» св. Иоанна Дамаскина, В. убедительно доказал (1948), что этот текст является фрагментом предисловия Константина-Кирилла к переводу Евангелия апракос. Предисловие, по мнению В., было написано первоучителем по-гречески, позднее переведено др. лицом на слав. и использовано Иоанном Экзархом без указания имени автора. В. много занимался творчеством Константина, еп. Преславского, издал перевод Константина Первого слова свт. Афанасия Александрийского против ариан по рус. рукописям XV в. (1954), исследовал Учительное Евангелие (издал в 1967 текст 4-й беседы с разночтениями, франц. переводом и греч. источниками компиляции). В 1932 г. В. выдвинул гипотезу, что Поучения огласительные (Катехизы) св. Кирилла , еп. Иерусалимского, сохранившиеся в старослав. Хиландарских листках и в полном рус. списке кон. XI - нач. XII в. (ГИМ. Син. 478), также являются переводом Константина Преславского. Целый ряд работ В. посвящен текстологическому и языковому анализу Прогласа Евангелия , Анонимной гомилии в составе Сборника Клоца , гомилии Епифания на сошествие Христа во ад в том же сборнике и в Супрасльской рукописи , Паренесиса прп. Ефрема Сирина, глаголического Синайского Евхология и др.

http://pravenc.ru/text/153847.html

Историческая ценность значительной части сведений, приведенных в Житии, невелика. По мнению болландистов , описанное в Житии гонение на христиан имело место в 486 г., во время конфликта между кор. франков Хлодвигом I и правителем Свессионы (ныне Суасон) Сиагрием. Строительство церкви в Бландинии и рукоположение епископа следует, по их мнению, приписать заступничеству кор. св. Клотильды , супруги Хлодвига (ActaSS. Febr. T. 3. P. 181). Ряд исследователей считают, что кафедра в Турнаке была учреждена св. Ремигием, еп. г. Ремы (ныне Реймс), поскольку Турнак входил в пров. Белгика Вторая с центром в Ремах ( Warichez J. Les origines de l " église de Tournai. Louvain, 1902). Согласно др. версии, Е. перенес в Турнак кафедру из Вироманда (ныне Верман, Франция). Второе Житие Е., к-рое приписывается канонику Генриху, было составлено в 1141 г. Возможно, его автором был Гериман, аббат мон-ря св. Мартина в Турне и составитель хроники «Турнакская история» (ок. 1130). В этом Житии описываются многочисленные чудеса, неизвестные составителю 1-го Жития. В частности, там уточняется, что Е. занимал кафедру на протяжении 40 лет. В это время среди клириков Турнака начала распространяться ересь сомнения в истинности воплощения Христа и Его непорочном рождении. В 10-й год пребывания на кафедре, при папе Римском Анастасии II (496-498), Е. убедил еретиков вернуться в лоно Церкви «и на той же неделе крестил более 11 тысяч человек». Святитель составил особую проповедь против ереси и представил папе Симмаху (498-514), к-рый одобрил сочинение. От папы Гормизда (514-523) Е. получил мощи прп. Марии Египетской и первомч. Стефана , к-рые ко времени составления Жития хранились в Турне. Когда же в городе вновь появились еретики, Е. созвал Собор и произнес исповедание правосл. веры. Посрамленные еретики были вновь изгнаны из города и попытались убить святителя на выходе из церкви. Ряд подробностей добавлен также к описанию кончины Е. Так, согласно 2-му Житию, перед смертью святитель произнес молитву за город и его церкви. Свт. Медард повелел похоронить его в соборе Пресв. Богородицы, однако духовенство и горожане настояли на погребении в ц. св. ап. Петра в Бландинии.

http://pravenc.ru/text/189697.html

В. и в Риме. Иоанн Диакон сообщал о регулярном совершении вигилий в честь святителя и процессиях с его мощами ( Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 80). Вскоре после открытия мощей Римский папа Григорий IV обновил место захоронения Г. В.: его мощи были помещены под освященным в его честь алтарем вновь выстроенного оратория в базилике св. Петра (Ibidem; Vita Greg. IV//LP. Vol. 2. P. 73-85). С кон. XV в. этот алтарь был известен как алтарь Г. В. и св. ап. Андрея Первозванного, поскольку в память об особом почитании святителем ап. Андрея папа Пий II в 1464 г. установил над этим алтарем киворий с главой апостола. После перестройки базилики папа Климент VIII в нач. XVII в. устроил новый алтарь во имя Г. В., чьи мощи в мраморной раке были помещены под ним в 1606 г. папой Павлом V . Документы XVI в. свидетельствуют, что Радуин перенес в Суасон малые частицы мощей Г. В., большая их часть осталась в Риме. В 826 г. в Суасоне частицы мощей святителя, от к-рых совершались чудеса, с честью были поставлены в главной церкви аббатства Сен-Медар, что нашло отражение в учреждении местной памяти под 9 дек. В 842 г. в присутствии кор. зап. франков Карла Лысого состоялось торжественное перенесение мощей в перестроенную церковь аббатства (местная пам. 26 авг.). При этом король лично нес ковчежец с мощами ( Nithard. Historia//PL. 116. Col. 64). В 1037 г. в связи с междоусобными распрями во Франции эти мощи были временно скрыты, память их открытия в 1038 г. праздновалась в аббатстве 20 апр. По сообщениям хронистов аббатства Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе (совр. Франция) Одорана, Клария (XII-XIII вв.) и Роберта Сен-Марианского (Осерского) (нач. XIII в.), глава Г. В. в 70-х гг. IX в. была передана Римским папой Иоанном VIII архиеп. Санса Ансегизу, к-рый поместил ее в мон-ре Сен-Пьер-ле-Виф. Участники Сансского Собора 1095 г. торжественно переложили главу святителя в новую раку, что зафиксировано в актах Собора; переложения имели место в 1333, 1439, 1459 гг. В каждом случае констатировалась целостность главы.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖУАР [Йотренский мон-рь; франц. Jouarre; лат. monasterium Jotrense], бенедиктинский мон-рь во имя Богоматери и святых апостолов Петра и Павла в еп-стве Мо (деп. Сена и Марна, Франция); основан в VII в. В Житии св. Агила, 1-го настоятеля (с 636) мон-ря Ресбак (ныне Ребе, близ Парижа), сообщается, что прп. Колумбан из-за вражды франкского кор. Бургундии Теодориха II и его бабки Брунгильды был вынужден покинуть мон-рь Луксовий (ныне Люксёй-ле-Бен), найдя убежище в имении некоего франка Аутария на правом берегу р. Матроны (ныне Марна), недалеко от г. Мельды (ныне Мо) (ActaSS. Aug. Т. 6. P. 577). В благодарность Колумбан благословил хозяина и 2 его сыновей Дадона и Адона, призывая юношей посвятить жизнь служению Богу. Впосл. оба достигли видного положения при дворе франк. кор. Дагоберта I , но, помня о совете прп. Колумбана, оставили королевскую службу. Дадон (известный как Авдуен) основал мон-рь Ресбак, где 1-м настоятелем стал ученик Колумбана Агил, а Адон в др. фамильном имении основал Ж. (ок. 630-634). Ж. был двойным, т. е. муж. и жен., мон-рем. От построенной Адоном ц. св. Павла Фивейского сохранилась крипта, в к-рой впосл. были захоронены он (каменный саркофаг VII в., простой в исполнении, без изображений) и др. святые, подвизавшиеся в Ж.: св. Теодехильда, 1-я настоятельница жен. общины, ее преемницы св. Агильберта и св. Бальда, мать кор. вост. англов Эальдвульфа прп. Гересвита (почитается в Ж. под именем св. Озанны, впосл. монахиня в Ж.), а также свт. Агильберт, родной брат Теодехильды и двоюродный брат Адона, епископ г. Паризии (ныне Париж). Самые ранние сведения о монастырской жизни в Ж. встречаются в сочинении Ионы из Боббио (Vita S. Columbani//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 100), а также в Житиях св. Бертилы (Vita Bertilae abbatissae Calensis//Ibid. T. 6. P. 101-109) и св. Бальтхильды (Vita S. Balthildis//Ibid. T. 2. P. 482-508). Расцвет мон-ря пришелся на 2-ю пол. VII в. При Теодехильде († ок. 668) община в Ж. стала одним из центров жен. монашества в Нейстрии. После восстановления в 657-659 гг. мон-ря Кала (ныне Шель) по приглашению кор. св. Бальтхильды туда прибыли монахини из Ж. во главе с Бертилой. Монахинь принял в основанный им мон-рь Богоматери в г. Свессиона (ныне Суасон) майордом Нейстрии Эброин. Беда Достопочтенный сообщает о посещении «в Кале» прп. Гересвиты ее сестрой св. Хильдой, основательницей мон-ря Стренескальк (ныне Уитби, Англия) ( Beda. Hist. eccl. IV 23). Вероятно, Беда спутал мон-рь Кала с Ж., поскольку в это время Калы еще не существовало, а захоронение Гересвиты находится в Ж. В кон. VII в. в Ж. скончался свт. Эбрегизил, епископ г. Мельды, брат св. Агильберты. Для его захоронения к крипте св. Павла была сделана пристройка, получившая имя Эбрегизила (VIII в.).

http://pravenc.ru/text/182343.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕЗИДЕРАТ [лат. Desideratus; франц. Désiré] († ок. 550), св. (пам. зап. 13 мая, в Бурже - 12 мая), архиеп. г. Битуриги (совр. Бурж, Франция). Сохранилось Житие Д., написанное не ранее 1123 г. в цистерцианском аббатстве Бёй (еп-ство Лимож) по просьбе буржского духовенства. На агиографа оказало влияние более раннее Житие св. Авдуена, кроме того, автор, вероятно, располагал и др. сведениями о жизни Д. Согласно Житию, Д. род. близ г. Свессиона (совр. Суасон), где находилось поместье его родителей. Один из братьев Д. стал монахом, 2-й - казначеем франк. кор. Хлотаря I. Д. также начал карьеру при дворе Хлотаря, став придворным нотарием и советником короля. Будучи королевским чиновником, он вел строгую аскетическую жизнь, носил под одеждой власяницу. После смерти Аркадия, архиеп. г. Битуриги (544), по воле короля кафедру получил Д. Став архиепископом, святой много путешествовал; побывал в Испании (цель поездки неизв.), позднее отправился в г. Андекавы (совр. Анже), чтобы уладить конфликт между городскими общинами Андекавов и Пиктавия (совр. Пуатье). Во время странствий Д. совершал чудеса. В Андекавах он исцелил человека, к-рый рубил дрова в день Господень и поранил руку; в Веродуне (совр. Верден) исцелил сухорукого. Некий знатный житель г. Битуриги, злоупотреблявший своими полномочиями, находился при смерти. Ему явилась мц. Евлалия Эмеритская и обещала продлить жизнь для покаяния, если он построит на своей земле мон-рь. Храм был построен, и Д. освятил его во имя св. Симфориана (впосл. базилика св. Урсина). Сохранились сведения о церковно-адм. деятельности Д. Как митрополит пров. Вторая Аквитания, он лишил сана Форбия, еп. Аниция (совр. Ле-Пюи), уличенного в прелюбодеянии. Д. присутствовал на Соборе в Аврелиане (совр. Орлеан) в 549 г., осудившем монофизитскую и несторианскую ереси. Д. скончался 8 мая. Год его смерти неизвестен, в 552 г. на Соборе в Паризиях (совр. Париж) присутствовал его преемник Проб. Ист.: BHL, N 2138; ActaSS. Maii. T. 2. P. 303-305; Les Canons des Conciles Mérovingiens. P., 1989. T. 1. P. 320. (SC; 353). Лит.: Duchesne. Fastes. T. 2. P. 28; Bataille G. Desiderato di Bourges//BiblSS. Vol. 4. Col. 578. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) АДАЛЬВИН архиеп. Зальцбургский (859-873), один из организ. ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/171573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРТИЛА [Bertila] († ок. 705), св. (пам. зап. 5 нояб.), настоятельница Кальского мон-ря (совр. Шель, близ Парижа, Франция). Род. в 1-й пол. VII в. в р-не г. Свессиона (совр. Суасон), в юности решила посвятить себя монашеской жизни, что вызвало сопротивление родителей. Б. обратилась за помощью к референдарию кор. Дагоберта I Дадону (впосл. Авдуен, еп. Ротомагский (Руанский)), к-рый добился для нее права вступить в Йотренский мон-рь (совр. Жуар). Этот мон-рь был основан незадолго до 640 г. братом Дадона Адоном и управлялся настоятельницей Теодлехильдой по уставу св. Колумбана. В 658 или 659 г. св. Батхильда перестроила и расширила Кальский жен. мон-рь и, желая дать ему достойную настоятельницу, обратилась к Теодлехильде с просьбой прислать туда Б. Аббат Генесий (с 660 еп. Лионский) посвятил Б. в настоятельницы этого мон-ря, в к-ром также был принят устав св. Колумбана. Б. управляла мон-рем в течение 46 лет. При ней в мон-ре подвизались монахини из Британии, где к этому времени институт жен. монашества еще недостаточно сформировался. Почитание Б. началось сразу после ее смерти, в VIII в. анонимным автором было составлено ее житие. Ист.: Vita Bertilae abbatissae Calensis//MGH. Scr. Mer. T. 6. Р. 101-109. Лит.: Лебек С. Происхождение франков. М., 1993. С. 185-186. Van der Essen L. Bertila//DHGE. T. 7. Col. 1004-1005. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/78202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУГБЕРТ [лат. Gugbertus] (кон. VII - нач. VIII в.), прп. (пам. зап. 30 мая), мон. аббатства Бриттаниак (совр. Бретиньи, Франция). Житие Г. сохранилось в позднейшей редакции XVI в., его составил мон. из Бретиньи Пизон. По мнению болландистов, оригинальный текст относится к каролингской эпохе (VIII-X вв.). Согласно Житию, отец Г. Петр был владельцем имения Бриттаниак, на землях к-рого располагался небольшой мон-рь. Жена Петра Иоанна лишь по молитвам одного из монахов - св. Гамона - родила Г. Он с детства отличался благочестием и уже в 12 лет под влиянием одного из насельников обители стал монахом. Г. был рукоположен во пресвитера в возрасте 20 лет, его строгая подвижническая жизнь вызывала удивление окружающих. Прожив в Бриттаниаке более 10 лет, Г. скончался, когда ему было 32 года, сподобившись посещения ангела, к-рый указал день его кончины. Над могилой преподобного совершались чудеса. Память Г. впервые появляется в Мартирологе Узуарда из аббатства Сен-Жермен-де-Пре кон. IX в. Несмотря на упадок и впосл. исчезновение мон-ря Бретиньи, почитание Г. сохранялось: в 1742 г. имя святого было внесено в Officium prorium еп-ства Суасон и были составлены литургические чтения в честь Г. и св. Гамона. Ист.: ActaSS. Mai. T. 7. P. 272-279. Лит.: BHL, N 3992; Van Doren R. Uberto e Gamo//BiblSS. Vol. 12. Col. 743-744; Schmitz Ph. Bretigny//DHGE. T. 10. Col. 623-624. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/168239.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католические святые ДОНАТИАН (2-я пол. V в.), еп. Вибианский (Вивианский; о-в Сардиния), один из Африканских мучеников, пострадавших от ариан при кор. вандалов Гунерихе (477-484) во время гонений на правосл. христиан (пам. зап. 6 сент.) ДРАУСИЙ († 674), свт. (пам. зап. 5 и 7 марта, перенесение мощей - 2 июня), еп. г. Свессиона (совр. Суасон, Франция) ДРИКТХЕЛЬМ († ок. 693), прп. (пам. зап. 17 авг., 1 сент., 16 сент.), мон. мон-ря Маилрос (совр. Мелроз, Шотландия) ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) ЕВГЕНД (ок. 450 - ок. 510), прп. (пам. зап. 1 янв.; в архиеп-стве Безансон и еп-стве Сен-Клод - 4 янв.), настоятель мон-ря Кондадискон ЕВГЕНИЙ (VIII в.), еп., почитаемый с кон. VIII в. в г. Медиолан (ныне Милан, Италия), свт. (пам. зап. 30 дек.) ЕВГЕНИЙ И МАКАРИЙ († 362/363), исповедники Антиохийские, Мавританские, преподобные (пам. 19 февр.; пам. зап. 20 дек.) ЕВЛОГИЙ (IV в.), прп. (возможно, пресвитер) в пустыне Египетской (пам. зап. 20 сент.), в палестино-груз. календаре пам. указана под 3 февр.

http://pravenc.ru/rubrics/122368_16.html

Третий из братьев, Хильперик, получил в наследство первоначальный удел их отца Хлотаря – исконную территорию франков после их переселения в Галлию со столицей в Суасоне и с такими городами, как Амьен, Камбре и Турне. Это был самый маленький из уделов, в компенсацию ему был выделен на юге Галлии, в Аквитании, город Тулуза с его округой. Младшему брату Сигиберту достались прежние владения его дяди Теодориха – Шампань, Эльзас, Лотарингия, которые называли тогда Австразией – Austrasia, то есть восток, а также зарейнские владения франков, и в дополнение к этим землям отделенная от них Бургундией Овернь, представлявшая собой восточную часть Аквитании с Родезом и Клермоном, с выходом узкой полосой на Средиземноморское побережье, включавшим важнейший портовый город Марсель. Столичными городами Сигиберту служили Реймс и Мец. Столицы уделов, как и при первом разделе королевства, совершенном после смерти Хлодвига, остались прежними: Суасон, Реймс и Мец, Париж, Орлеан, расположенные в местах компактного проживания франков, где они, в отличие от юга страны, составляли значительную часть населения, однако уступали по численности местному галло-римскому элементу, исключая королевство Хильперика. Вскоре после смерти Хлотаря в пределы Франкского королевства вторглись авары, обосновавшиеся незадолго до этого в Паннонии. Удар орды принял на себя Сигиберт, владения которого располагались на крайнем востоке государства, и ему удалось отразить нашествие. Но пока шла война, Хильперик воспользовался отсутствием брата и его войска и захватил его столицу Реймс. Возвратившись после успешного окончания войны домой, Сигиберт изгнал отряды Хильперика из своих владений, а затем, развивая успех в этой междоусобице, взял столицу Хильперика Суасон и захватил в плен своего племянника Теодеберта. Продержав его в плену в течение года, Сигиберт, будучи, по характеристике Григория, «человеком мягкосердечным», «отправил его… невредимым к отцу, одарив подарками, но предварительно взял с него клятву, что он никогда ничего не будет против него предпринимать» 862 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 576 г. в Париж, права на который признавались за всеми королями-соправителями, прибыл Хильперик со своей дружиной. Подчинив себе город, он пленил и ограбил Брунгильду, а затем переправил ее в Руан, а ее дочерей – в город Мо. Между тем сын Хильперика от Аудоверы Меровей, которого из ревности невзлюбила его мачеха Фредегонда, вдохновлявшая мужа на борьбу против ненавистной ей Брунгильды, посланный отцом с дружиной на осаду Пуатье, пренебрег приказом Хильперика и на Пасху 576 г. прибыл в Тур, к мощам святого Мартина, откуда он внезапно направился в Руан, где под стражей содержалась Брунгильда, уверяя, что хочет увидеться с находившейся там в одном из монастырей своей матерью Аудоверой. Но в Руане он встретился с овдовевшей королевой Брунгильдой и вступил с ней в брак, канонически незаконный, поскольку она была вдовой его родного дяди, но брак этот благословил епископ Руана Претекстат. Хильперик, а еще больше Фредегонда пришли в гнев, однако при встрече с сыном король сделал вид, что он прощает ему содеянное. Вернувшись в столицу Австразии Реймс, Брунгильда взяла в свои руки бразды государственного правления, действуя впредь от имени своего сына короля. Малолетнего племянника взял под свое покровительство Гунтрамн, объявив его ввиду его сиротства своим сыном. В благодарность за опекунство над Хильдебертом Брунгильда уступила ему половину Марселя – города, приносившего немалый доход королевскому фиску. Но после смерти Гогона, когда должность королевского воспитателя была возложена на Ванделена, тот не сумел сохранить влияние на Брунгильду. Потеря половины Марселя привела к тому, что верх в соперничестве партий при дворе одержала «пронейстрийская» группировка, в которую тогда входили епископ Реймский Эгидий, Урсион и Бертефред. И они переориентировали политику Австразии на сближение с Хильпериком. Выгода такой ориентации виделась в том, что у Хильперика не было сыновей, и Хильдеберт мог стать его наследником. Пробургундская партия стремилась к разрыву союза с Хильпериком. В этой обстановке неизвестный отряд из Шампани, составлявшей ядро Австразии, напал на Суасон, захватил город и изгнал из него Фредегонду с ее сыном Хлодвигом. Хильперик вместе с Меровеем повел войска на Суасон. Переговоры посланников короля с захватчиками города сорвались, и в состоявшемся вслед за тем сражении Хильперик одержал победу, вернув себе свою столицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005