С распространением в континентальной Европе почитания О. мн. церкви и мон-ри начали претендовать на обладание реликвиями, связанными с его именем. Уже Беда Достопочтенный упоминал частицу шеста, на к-рый была насажена отрубленная голова О., хранившуюся у св. Виллиброрда († 739), англосакс. миссионера во Фризии. Беда Достопочтенный описал исцеление от этой реликвии во время пребывания Виллиброрда в Ирландии (между 678 и 690). Позднее на обладание главой О. претендовали монастыри Эхтернах (основанный Виллибрордом) и Хильдесхайм (сохр. бюст-реликварий, изготовленный в 80-х гг. XII в.), а также собор Падерборна (по преданию, реликвия была перенесена туда из мон-ря Херфорд). Фрагмент черепа О. также почитался в церкви г. Боссвайлера (епископство Шпайер). Имеются сведения о реликвиях О., находившихся в ряде др. церквей и мон-рей Германии (в Трире, Тегернзе, Прюфенинге и др.). В Дании в соборе г. Оденсе к 1086 г. в реликварии (capsula) хранилась частица мощей О. (Vitae Sanctorum Danorum/Cur. M. Cl. Gertz. Kbh., 1908. P. 120). Она была подарена католич. св. кор. Кнудом IV (II), к-рый приобрел реликвии во время одного из англ. походов (1069-1070 и 1074). На южнонем. землях распространение почитания О. связывается с Юдифью († 1095), дочерью графа Фландрии и вдовой эрла Нортумбрии Тостига (брата последнего англосакс. кор. Гарольда Годвинсона), в 1071 г. вышедшей замуж за Вельфа I, герц. Баварии († 1101). По преданию, Юдифь забрала из Бамборо мощи О. и впосл. подарила их мон-рю Вайнгартен (ныне земля Баден-Вюртемберг), оттуда их частица в 1485 г. была перевезена в швейцар. г. Цуг. Со временем О. стал почитаться как покровитель кантона Цуг ( Baker E. P. St. Oswald and His Church at Zug//Archaeologia. Oxf., 1949. Vol. 93. P. 103-123). В Юж. Германии к XIII в. О. почитали в Тироле, не позднее XIV в.- во Фриуле, в ц. сел. Саурис находились его реликвии, в XVIII в. почитание О. зафиксировано в Венеции и др. городах Сев. Италии ( Idem. The Cult of St. Oswald in Northern Italy//Ibid. 1951. Vol. 94. P. 167-194). Известно о почитании мощей О. в средние века в Нидерландах. В кон. XII в. Симон, монах аббатства Эгмонд (Сев. Голландия), привез туда частицу мощей О. из Гента. В 1221 г. состоялось торжественное перенесение в новую гробницу реликвий О. (возможно, вторичных) в мон-ре св. Виннока в Берге (вероятно, почитались там с XI в.). Они были уничтожены при разорении мон-ря протестантами в 1558 г. ( Huyghebaert N.-N. Les deux translations du roi St. Oswald à Bergues-Saint-Winoc//RBen. 1976. Vol. 86. P. 83-93). В 1587 г. реликвии О. вместе с мощами мн. др. святых были подарены Хуаном де Борха иезуитской ц. св. Рока в Лиссабоне (ActaSS. Jan. T. 2. P. 612). С XVII в. зафиксировано почитание мощей О. в мон-ре Нотр-Дам во франц. г. Суасон.

http://pravenc.ru/text/2581595.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИЛЬДАРД Гильдард [Годар; лат. Gildardus, Gildaredus, Godehardus; франц. Gildard; в Нормандии - Godard] († 8.06. между 511 и 538), св. (пам. зап. 8 июня), еп. Ротомагский (Руанский). Его имя 14-е в списке епископов Руана. Основными источниками сведений о Г. являются лат. Житие X в. (BHL, N 3539) и рассказ того же времени о перенесении мощей Г. в Суасон (BHL, N 3540). Его родители - знатный франк Нектард и галло-римлянка Протагия, к-рая убедила мужа принять христианство. Поздняя легенда называет Г. братом-близнецом св. Медарда , еп. Новиомага (совр. Нуайон). Сведения о жизни 2 братьев содержатся в Житии св. Медарда, составленном Псевдо-Фортунатом (BHL, N 5864). Согласно Житию, святые Медард и Г. рано выбрали духовное служение и уже в молодом возрасте стали епископами. Вероятно, они помогали св. Ремигию в обращении франк. кор. Хлодвига в христианство и присутствовали при Крещении последнего. Факты, изложенные в Житии, перешли в позднейшую посвященную святым житийную лит-ру, а также в проповеди и гимны, в мартирологи и «Золотую легенду» Иакова из Варацце . Автор Жития св. Медарда восполняет недостаток информации о Г., приписывая ему черты характера и ряд событий из жизни его более известного «брата». В антифоне, автором к-рого может быть и Григорий Турский , говорится о «славных по всей стране епископах, близнецах по рождению, равных в святости, единовременно посвященных в сан, вместе увенчанных, в общем празднике соединенных» ( PL. 71. Col. 1117 ). О братьях-епископах упоминается и в «Песни», приписываемой св. Авдуену, еп. Ротомагскому (BHL, N 5874). В IX в. Одилон, мон. из аббатства св. Медарда (Сен-Медар) в Суасоне, в проповеди «О святых Медарде и Гильдарде» (BHL, N 5874) приводит панегирик единодушию 2 братьев в выборе их жизненного пути. Легендарная синхрония вызывает недоверие у исследователей. Болландист Г. Хенскенс показал, что жизненный путь братьев, представленный в источниках, является лит. вымыслом - св. Медард умер за 5 лет до того, как Г. был рукоположен во епископа. Факт родства святых одинаково сложно как доказать, так и опровергнуть.

http://pravenc.ru/text/164995.html

Реликварий с рукой мч. Квинтина в аббатстве Сен-Кантен. 1925 г. Реликварий с рукой мч. Квинтина в аббатстве Сен-Кантен. 1925 г. В 1557 г., во время Итальянских войн (1551-1559), г. Сен-Кантен был захвачен испан. войсками и разорен. Мн. святыни, хранившиеся в коллегиальной церкви, были утрачены, глава К. вывезена в Камбре. Лишь в 1569 г. по настоянию французского кор. Карла IX и его матери Екатерины Медичи святыню вернули в Сен-Кантен, в память об этом событии установлено местное празднование 14 сент. Возрождение почитания К. относится к XVII в. В 1635 г. паломничество к мощам мученика совершил кор. Людовик XIII . В 1642 г. в Сен-Кантен была возвращена нетленная рука К., считавшаяся утраченной (ActaSS. Oct. T. 13. P. 763-764; согласно проведенному в 2008 исследованию, рука принадлежала человеку, жившему на рубеже XV и XVI вв.). В годы Французской революции (1789-1799) капитул храма К. был упразднен. В 1793 г. драгоценную утварь, в т. ч. реликварии с мощами святых, конфисковали, в закрытой церкви устроили храм Разума. Части мощей К. и других святых были спрятаны и возвращены в храм после возобновления богослужений (1803), в 1807 г. мощи освидетельствовал Жан Клод Леблан де Больё, еп. Суасона ( Corblet. 1873. P. 383; об освидетельствованиях мощей К. в XIX в. подробнее см.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 755-763). Возрождение почитания К. способствовало развитию паломничества в Сен-Кантен; в 1876 г. бывш. коллегиальная церковь получила статус малой базилики. В следующем году реликварии с главами святых К., Кассиана и Викторика были установлены за главным алтарем храма. Среди святынь базилики был саркофаг К., выдолбленный из мраморной колонны ( Corblet. 1873. P. 400-401; ActaSS. Oct. T. 13. P. 766-768). Почитание К. получило широкое распространение в Сев. Франции и в Бельгии (о посвященных мученику храмах см.: Corblet. 1873. P. 388-390; ActaSS. Oct. T. 13. P. 773-777). День памяти К. (31 окт.) внесен в Римский Мартиролог, местное поминовение мученика совершается в еп-стве Суасон, Лан и Сен-Кантен, а также в еп-стве Аррас.

http://pravenc.ru/text/1684065.html

Явившийся ангел сообщил, что они погибнут, если не покаются. Разбойники покаялись, пропели гимн и были прощены. Во 2-й версии составление гимна «во времена Валента и Валентиниана» (между 364 и 375) связано с горой Юпитера (у перевала Большой Сен-Бернар) в Альпах, мимо к-рой пролегал путь И. в г. Сусанна (Санна). По предположению издателей текста, здесь подразумевается г. Свессиона (ныне Суасон) или Сеноны (ныне Санс), однако, возможно, в первоначальном варианте легенды сообщалось о путешествии через Альпы в Рим св. Илария , еп. Арелатского (444 - The Irish Liber Hymnorum. 1898. Vol. 2. P. 125). Поздние предания о почитании И. отразились в Житии св. Фридолина (VI-VII вв.), составленном в XI в. мон. Бальтером. Согласно этому произведению, Фридолин, выходец из Ирландии, прибыл в Пиктавий для поклонения гробнице святого и был избран аббатом мон-ря св. Илария. Явившись ему в видении, И. повелел восстановить церковь и перенести мощи в более почетное место. Фридолин посетил кор. Хлодвига и обратил его в христианство, после чего король пожертвовал средства для перестройки храма. По инициативе Фридолина епископ Пиктавия совершил перенесение мощей И., после чего аббат отделил часть мощей для себя. Затем И. вновь явился Фридолину и повелел идти в страну алеманнов и основать там мон-рь. По дороге святой посетил г. Курия (ныне Кур, Швейцария), где построил церковь во имя И. По свидетельству агиографа, св. Фридолин основал также мон-рь во имя И., известный под названием Хелера, на берегу р. Мозелла (ныне Мозель) (ActaSS. Mart. T. 1. P. 433-438). Житие св. Фридолина содержит недостоверные сведения и анахронизмы, свидетельства существования мон-ря св. Илария в Пиктавии, строительства базилики и перенесения мощей святого при кор. Хлодвиге не соответствуют действительности. На Житии св. Фридолина основана проповедь св. Петра Дамиани «О перенесении мощей св. Илария» (ок. 1060), в которой имеются дополнительные подробности - мощи И. переносят ангелы и т. д. Авторы XVI-XVII вв. (Ж. Буше, А.

http://pravenc.ru/text/389089.html

142. Col. 1422-1423). Однако понтифик отказался следовать этому совету и 29 сент. 1049 г. прибыл в Реймс. Его сопровождали архиепископы Безансона, Лиона и Трира, а также кардинал-епископ Порто, епископы Меца и Вердена. В городе находились 11 франц. епископов, представлявших диоцезы Авранш, Анже, Байё, Кутанс, Лангр, Нант, Невер, Санлис, Се, Суасон и Теруан, а также 17 аббатов, в т. ч. клюнийский аббат Гуго I. Из Англии по указанию кор. Эдуарда Исповедника прибыли Дудук, еп. Уэлса, настоятели мон-рей св. Августина в Кентербери и Рамси. Церковные торжества и присутствие папы Римского привлекли в Реймс множество паломников. Мон. Ансельм писал о проблемах, возникших из-за огромного стечения народа. Согласно Тульскому Житию, в Реймсе собрались не только жители окрестных регионов, но и англичане, бретонцы, ирландцы и испанцы (Vita Leonis IX. II 11). В день памяти св. Ремигия (1 окт.) понтифик возглавил перенесение мощей святого, на следующий день - освящение храма (подробное описание торжеств содержится в соч. Ансельма - PL. 142. Col. 1424-1430). На открытии заседаний Собора, состоявшемся 3 окт. в новой монастырской церкви, присутствовали 20 епископов, ок. 50 аббатов и множество клириков. Архиепископы Реймса и Трира поссорились из-за почетного места рядом с понтификом, поэтому Л. велел присутствующим разместиться вокруг себя, чтобы избежать подобных споров. После положенных молитв папский библиотекарь диак. Петр огласил темы для обсуждения: «ересь симонии», неумеренные притязания светских патронов церквей, нарушения канонов о христ. браке («кровосмесительный» брак в недозволенной степени родства, развод и второбрачие), эксплуатация бедных и др. Петр призвал епископов и аббатов очиститься от обвинений в симонии. Большинство прелатов поклялись в невиновности. На др. день обсуждался вопрос о прелатах, к-рые отказались дать клятву, в т. ч. об архиепископе Реймсском; им было велено прибыть в Рим, чтобы дать ответ перед Собором. Епископ Невера заявил, что родители купили для него кафедру без его ведома, и положил епископский посох к ногам Л.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Перенесенные на Запад во время крестовых походов мощи В. попали во мн. страны, почитание святого распространилось в Италии, Франции, Бельгии, Германии и Далмации (В. считается покровителем г. Дубровника). В Риме было по крайней мере 5 церквей во имя Власия. В 1205 г. из К-поля была привезена большая часть руки В. в мон-рь Сен-Жан-де-Винь, в 1206 г.- верхняя часть черепа святого в ц. Божией Матери в г. Суасон, в 1230 г.- часть руки В. в г. Брюгге (Бельгия), подаренная Готье Прево к-польской ц. Божией Матери Халкопратийской. В соборе Парижской Богоматери также хранилась рука В., в часовне Сент-Шапель - его глава (в числе реликвий, приобретенных в 1247 Балдуином II), в Клерво - лопатка святого. Часть мощей В. находилась в мон-ре Корвей . Согласно греч. традиции, глава В. хранится в афонском мон-ре Кастамонит , а правая рука - в мон-ре прп. Дионисия (Дионисиат). Большое количество мощей В. вызывает трудности с их идентификацией. На Руси почитание В. ассимилировалось в народном представлении с культом языческого бога Велеса , покровителя скотоводов и земледельцев. Среди реликвий, привезенных из К-поля в Новгород Добрыней Ядрейковичем (впосл. архиеп. Антоний ), была частица мощей В. (Книга Паломник. С. XCV). В 1663 г. архим. Феофан из мон-ря Кастамонит приехал без царского позволения в Нов. Иерусалим к ссыльному Патриарху Никону и передал ему грамоту от всех афонских мон-рей и часть мощей В. ( Каптерев. С. 190). В XII в. ц. во имя Власия была построена на Волосовой ул. в Новгороде. Церкви, посвященные В., существовали в Пскове, Ярославле, Костроме, Вологде и Москве. В серб. списках чина освящения дома встречается молитва В. (напр.: РГАДА. Ф. 196 (собр. Ф. Ф. Мазурина). Оп. 3. 125. Л. 1, 1-я пол. XIV в.). В ряде хорват. глаголических списков Ритуала в составе бревиариев , миссалов и сборников XIV-XVI вв., а также в первопечатном Ритуале (Сень, 1507-1508) ко дню памяти В. приурочен чин освящения плодов (яблок) или хлеба, а иногда того и другого вместе ( Tandari. N 30. S. 31-33, 35, 39, 40). Указание на благословение в этот день хлеба, целительного для недужных, дается и при службе В. в хорват. латинографичном Дубровницком миссале посл. трети XVI в. (Vatic. Neofiti. 55. Fol. 313 - Gianelli C., Graciotti S. P. 304).

http://pravenc.ru/text/155013.html

В каролингской историографии К. М. описывался как великий воитель, который восстановил гос-во франков, пришедшее в упадок при «ничтожных» королях из династии Меровингов. Источники отличаются предвзятостью и нередко искажают факты. Ок. 727 г. скорее всего в Свессионе (ныне Суасон) была создана «История франков» (Liber Historiae Francorum), в к-рой с позиций нейстрийской знати описываются события до победы К. М. над майордомом Рагамфредом и возведения на престол кор. Теодориха IV (721). «История франков» послужила основой для дополнений к «Хронике Фредегария», составленных ок. 751 г. по указанию Хильдебранда, брата и соратника К. М. Эти дополнения фактически являются «семейной хроникой» Пипинидов. Авторы обоих произведений восхваляли К. М. за твердость и мужество, с помощью которых он объединил гос-во, несмотря на сопротивление врагов и предателей, обосновавшихся на окраинах Франкского королевства. В более поздних каролингских источниках, среди к-рых наибольшее значение имеют Старшие Мецские анналы (сост. в 805/6), деятельность К. М. описывается в контексте постепенного перехода власти в руки Пипинидов (Каролингов). В историографии IX в. возобладало двойственное отношение к К. М. С одной стороны, его представляли великим воином и сильным правителем, вернувшим гос-ву былую славу и мощь. С др. стороны, он притеснял Церковь, лишал ее имущества и назначал на церковные должности своих сторонников, из к-рых одни были мирянами, а другие вели безнравственный образ жизни. К образу К. М. неоднократно обращался архиеп. Гинкмар Реймсский в своих выступлениях, направленных против попыток франк. правителей и знати использовать церковные ресурсы для отражения нападений викингов. Приписывая К. М. начало этой порочной, по его мнению, практики, Гинкмар считал его дурным правителем и тяжким грешником (см.: Wallace-Hadrill. 1983. P. 134). Загробные мучения К. М. описаны в легенде о видении св. Евхерия, к-рая вошла в Житие св. Ригоберта и в капитулярий, изданный синодом в Кьерзи (858). В капитулярии утверждается, что майордом был «проклят навечно» (MGH. Conc. T. 3. P. 414-416).

http://pravenc.ru/text/1681079.html

После лат. завоевания К-поля в 1204 г. неск. фрагментов главы И. П. были вывезены крестоносцами на Запад, прежде всего лицо святого. Согласно преданию, каноник из Пикиньи Валлон де Сартон нашел главу И. П. на серебряном блюде в развалинах одного дворца. На блюде была надпись, подтверждавшая принадлежность этой святыни И. П. В 1206 г. глава была доставлена в г. Амьен (Пикардия), где ее встретил еп. Ричард Герберойский (ActaSS. Iun. T. 4. P. 745-747). В 1220 г. было начато строительство кафедрального собора в Амьене, в к-ром впосл. была положена святыня. Во время Французской революции 1789-1799 гг. ее спас от поругания мэр города, укрыв в своем доме. После революции она вновь была возвращена в собор, где хранится до сих пор. С XIII в. Амьен являлся местом постоянных паломничеств, его посещали короли Франции Людовик IX Святой, Филипп III Смелый, Карл VI, Карл VII. У главы святого совершалось множество чудес. Ап. Тимофей и св. Иоанн Предтеча. Икона. Сер. - 2-я пол. XV в. (ЦМиАР) Ап. Тимофей и св. Иоанн Предтеча. Икона. Сер. - 2-я пол. XV в. (ЦМиАР) Др. часть главы И. П. была вывезена вместе с десницей святого в Суасон еп. Нивелоном, о чем сообщается в Хронике Суасонского Анонима ( Andrea A. J. Contemporary Sources. 2000. P. 262). Также частицы главы И. П. находились в Париже (в часовне Сент-Шапель; см.: Реликвии в Византии и Др. Руси: Письменные источники/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 215-216), в Венеции, в Лионе и в др. городах ( Du Cange. 1665. P. 145-150). Кроме того, в средние века существовало предание, что глава И. П. после 2-го обретения была перенесена в Александрию, а оттуда во Францию в мон-рь Сен-Жан-д " Анжели неким мон. Феликсом во времена правления кор. Пипина III Короткого (751-768). Множество чудес связано с этой святыней, самое известное - воскрешение 20 капитанов короля, убитых в одном из сражений. Об этом писали мн. зап. авторы, в т. ч. Готфрид из Витербо (XII в.). Однако, как доказал Дюканж, эта святыня была главой не И. П., а св. Иоанна Эдесского (Ibid. 1665. P. 66-79). Ныне на обладание главой святого претендует также ц. Сан-Сильвестро ин Капите в Риме; часть святыни хранится в музее дворца Топкапы в Стамбуле вместе с частицей десницы И. П.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Священник Нижегородского пехотного полка Даниил Захарьевский, участвовавший в Персидском походе, после поражения французов вместе с полком перешел границу и затем принимал участие в нескольких боях с французами. Отличаясь, по свидетельству военных начальников, большой твердостью духа и мужеством, он с крестом в руках, не страшась пуль и снарядов, обходил войска и изречениями слова Божия воодушевлял сражавшихся на смелый и самоотверженный бой с врагом. Священник Рижского драгунского полка Трофим Златковский, в сражении при г. Полоцке (1812 г.), исполняя свои обязанности под сильным неприятельским огнем, получил опасную контузию, от которой лечился в г. Острове. Оправившись, он снова вернулся в полк и оставался в нем до конца войны. Священник Малороссийского гренадерского полка Иоанн Колтуновский доблестно участвовал в сражениях при Смоленске, Бородине, Тарутине и при взятии Парижа. В битве при Тарутине он шел впереди полка в полном облачении, с св. крестом в руках, «приглашая воинов к храброй и неустрашимой защите православной веры, всероссийского Престола и Отечества». Священник Елизаветградского гусарского полка Никита Резников участвовал в сражениях при Витебске, Смоленске, Тарутине, Дорогобуже, Вязьме, Красном и за границею при Суасон-Лаоне, при взятии Парижа; шествуя пред фронтом, он воодушевлял воинских чинов призывом к верной службе, a убитых бесстрашно под огнем отпевал полным чином, по долгу христианскому. Священник Белостокского пехотного полка Тит Турцевич, своей жизнью христианскою, своим мужеством и неустрашимым исполнением пастырского долга, под огнем неприятеля, обратил на себя внимание и был командирован в г. Баден для совершения богослужения, исповеди и причащения Императрицы Елизаветы Алексеевны. Священник Ладожского пехотного полка Симеон Кушакевич, участник сражений при с. Султановке, Смоленске, Бородине, Малом Ярославце, Красном, Вязьме, при Лейпциге, Магдебурге и при Париже, везде проявлял неустрашимость, воодушевляя воинов словом и примером. Св. Синод наградил его крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Тогда же король Хильперик, не смирившись с постигшей его ранее неудачей в борьбе с Сигибертом, возобновил военные действия против брата и снова потерпел неудачу. Жертвой этой родовой мести в сражении под Ангулемом пал его сын Теодеберт. От терпевшего неудачи Хильперика отвернулись его воины-франки, собиравшиеся уже присягнуть Сигиберту, который провозгласил себя королем Нейстрии. Хильперик укрылся от врагов в городе Турне, осажденном войсками Сигиберта, но изобретательная жена Хильперика Фредегонда нашла выход из гибельного для них положения. На вилле Витри, расположенной вблизи Парижа, где тогда находилась жена Сигиберта Брунгильда вместе с детьми, франки, оставившие Хильперика и перешедшие на службу к Сигиберту, провозгласили его королем Нейстрии, подняв его на щите. И вот, как рассказывает Григорий Турский , во время этого торжества «двое слуг по злодейскому умыслу королевы Фредегонды, вооруженные острыми ножами, называемыми в просторечии скрамаксами, намазанными ядом, протиснулись к Сигиберту… и поразили его с двух сторон» 877 . Хильперик распорядился похоронить поверженного Сигиберта в деревне Ламбре, откуда его останки были перенесены позже в Суасон, в построенную им базилику святого Медарда. Супруга короля Брунгильда находилась тогда в Париже вместе со своим пятилетним сыном Хильдебертом и дочерями Хлодозиндой и Ингундой. Узнав об убийстве мужа, она, пребывая в горе и растерянности, не знала, что ей делать. Чтобы уберечь сына от покушения, она согласилась, чтобы герцог Гундовальд тайком увез его из Парижа в Австразию, – австразийская знать была обеспокоена опасностью, что в случае гибели или принудительного пострига наследника Сигиберта его королевство будет поделено между братьями Хильпериком и Гунтрамном, и в результате они окажутся в зависимости от них, а между тем австразийская знать отличалась от франков Нейстрии и Бургундии тем, что она не подверглась, подобно им, глубокой романизации; и австразийские магнаты поспешили в праздник Рождества Христова, 25 декабря 575 г., провозгласить королем Австразии Хильдеберта II, пятилетнего сына Сигиберта. Воспитателем малолетнего короля, что, собственно, означало регентство, был поставлен граф Гогон, которого в разгоревшемся между магнатами соперничестве поддерживал герцог Шампанский Луп. Это была группировка, ориентированная на союз с Бургундским королем Гунтрамном, в то время как их противники, и среди них Годин и Сиггон, а также епископ Реймса Эгидий, стремились к сближению с Хильпериком, на службу к которому они впоследствии перешли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003   004     005