На богослужении, в частности, присутствовали Президент Российской Федерации Д.А. Медведев с супругой, представители высших государственных органов власти и общественных организаций. По завершении Божественной литургии Глава Российского государства поздравил Его Святейшество с памятным днем. В тот же день Патриаршие покои Храма Христа Спасителя посетил Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, который также поздравил Его Святейшество с годовщиной интронизации. Поздравительное послание Святейшему Патриарху Кириллу направил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. 2 февраля в Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея  Руси Кирилла состоялось Архиерейское совещание, участниками которого стали 155 правящих, викарных и находящихся на покое архипастырей Русской Православной Церкви, а также архиереи — представители Поместных Православных Церквей и председатели Синодальных отделов Московского Патриархата не в архиерейском сане. В ходе Архиерейского совещания Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом, посвященным вопросам развития современной церковной жизни. По итогам работы были подготовлены и приняты постановления Архиерейского совещания. Вечером того же дня в Храме Христа Спасителя состоялся прием, в ходе которого многочисленные государственные деятели и лидеры религиозных общин России и ближнего зарубежья, а также дипломаты иностранных государств, аккредитованные в Москве, поздравили Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за продолжающееся благоустроение жизни Русской Православной Церкви в течение года, истекшего со времени интронизации шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 2. Одобрить постановления Архиерейского совещания от 2 февраля 2010 года. 3. Разослать постановления Архиерейского совещания вместе с докладом Предстоятеля Русской Православной Церкви в Синодальные учреждения и епархии Московского Патриархата для руководства в их деятельности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210536...

Вехи истории ОВЦС тесно связаны с личностями его председателей. В каком-то смысле эпоха каждого председателя новая эпоха в жизни отдела. Первым из них стал очень известный, яркий иерарх митрополит Николай (Ярушевич). За время председательства в ОВЦС владыка Николай пережил и период восстановления структур Церкви во второй половине 1940-х, и начало хрущевских гонений. Митрополит Николай сделал очень многое для воссоединения с Матерью-Церковью ее чад, которые ввиду политических причин оказались от нее отторгнуты. Так, при его личном участии, под омофор Московского Патриарха вскоре после окончания войны вернулись митрополиты Евлогий (Георгиевский) и Серафим (Лукьянов), возглавлявшие церковные области в Западной Европе, и значительная часть их паствы. Владыка Николай был одним из инициаторов и организаторов Совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей в Москве в 1948 году. Благодаря его трудам было восстановлено молитвенно-каноническое общение с Финляндской Православной Церковью, прервавшееся в 1920-е годы. Митрополит Николай принимал активное участие в миротворческой деятельности, в которой было заинтересовано и советское правительство. Но когда в конце 1950-х власть начала новое наступление на Церковь, он, невзирая на все опасности, встал на ее защиту. Как вспоминают современники, в своих проповедях владыка стал резко критиковать атеистическую пропаганду. В феврале 1960 года Патриарх Алексий I выступил на одной из конференций с речью, направленной на защиту исторической роли Русской Церкви. Эта речь возмутила своей смелостью представителей власти, и, поскольку было решено, что ее настоящим автором является митрополит Николай, он был через некоторое время снят с должности главы ОВЦС, затем отправлен на покой и вскоре скончался. Обстоятельства его смерти до сих пор не вполне ясны, и многие верующие считают его кончину исповеднической. На смену митрополиту Николаю пришел совсем тогда еще молодой епископ, в дальнейшем митрополит, Никодим (Ротов). Власти сделали на него ставку, потому что полагали, что этот человек нового поколения, родившийся и выросший уже в послереволюционную эпоху, будет всегда лояльным гражданином своего Отечества. Но в эту труднейшую эпоху, когда был взят курс на ликвидацию Церкви, только теперь уже не физическую, а идеологическую, он смог стратегически переиграть государственные власти.

http://patriarchia.ru/db/text/1589871.ht...

Первая докладная записка 1. О составе ожидаемого Собора Всероссийской Церкви Пункт 2. О разделении русской Церкви на митрополичьи округа По 3-му пункту преосвященного Анастасия, архиепископа Воронежского, от 25 ноября 1905 года. Соображения особого совещания по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви I. О церковном приходе II. О епархиальном управлении III. О епархиальных съездах IV. Разделение русской Церкви на округа под управлением митрополитов V. Высшее церковное управление VI. Участие духовенства в общественных учреждениях VII. О преобразовании духовно-учебных заведений VIII. О пересмотре богослужебных книг IX. О сокращении для приходских церквей богослужебного чина X. О пересмотре канонических постановлений XI. О составе Поместного Собора преосвященного Серафима, епископа Полоцкого, от 28 ноября 1905 года I II III VI VII преосвященного Никанора, епископа Гродненского, от 28 ноября 1905 года преосвященного Владимира, епископа Кишинёвского, от 28 ноября 1905 года I. По вопросу о возможности и желательности введения областного церковного управления в русской Церкви II. По 2-му пункту синодального определения III IV. По вопросу о реформе духовной школы V. По вопросу о пересмотре законов, касающихся порядка приобретения Церковью собственности VI Обязанности и права съездов: VII VIII. О предметах веры и по вопросу о положении православной Церкви в отношении к старообрядцам, сектантам и иноверцам Мнения обще-епархиального съезда духовенства Кишинёвской епархии по вопросам о реформе церковного управления и духовной школы, а также и по другим вопросам церковно-общественной жизни Мнение кишинёвских епархиальных миссионеров по вопросам: преосвященного Питирима, епископа Курского, от 24 ноября 1905 года По вопросу об участии представителей Церкви в общественных, городских и высших государственных учреждениях Российской империи преосвященного Никона, епископа Владимирского, от 27 ноября 1905 года По вопросу о составе предполагаемого Собора Всероссийской Церкви По вопросу о порядке для избрания на Соборе представителей от клира и мирян По вопросу о подготовительном органе работ по Собору, организации при нём временного руководственного органа, порядка рассмотрения и решения дел Собором I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Созданы и выпущены на дисках десятки видеофильмов, посвященных жизни и деятельности Святейшего Патриарха Кирилла, избранию и интронизации Его Святейшества, с записями богослужений, проповедей, встреч и выступлений в прямом эфире, состоявшихся в ходе визитов в российские епархии, на Украину,в Беларусь, Эстонию и Армению, а также выступлениями Святейшего Патриарха Кирилла на российском телевидении. Циклы проповедей Его Святейшества и записи ряда встреч с молодежью изданы также на аудионосителях.    Взаимодействие с Поместными Православными Церквами Святейший Патриарх Кирилл трудился и трудится в области межправославных отношений. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг. — член Исполкома «Синдесмоса»; участник VIII (Бостон, 1971 г.), IX (Женева, 1977 г.), Х (Финляндия, 1980 г.) и XIV (Москва, 1992 г.) Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания (Шамбези, 1976 г.) и Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви (Шамбези, 1993, 1999 гг.); главный докладчик на православной консультации «Общее понимание и видение ВСЦ» (Шамбези, 1995 г.); участник Всеправославной консультации по вопросам экуменизма (Салоники, 1998 г.) и Собрания Глав Поместных Православных Церквей по уврачеванию болгарского церковного раскола (София, 1998 г.); участник Всеправославного празднования 2000 лет Христианства в Вифлееме 7.01.2000 г.; участник переговоров между Московским и Константинопольским Патриархатами (Стамбул, 1977 г., Женева, 1978 г., Стамбул 1990 г., Москва, 1991 г., Стамбул, 1993 г.) и регулярных консультаций по текущим проблемам между двумя Церквами; проводил переговоры с Константинопольской Православной Церковью по Эстонии и с Румынской Православной Церковью по проблеме Бессарабской митрополии в Молдове (дважды в 1997 г. в Женеве, Кишинев, 1999 г.). В 2005 г. в качестве главы делегации Русской Православной Церкви принимал участие в интронизации  Патриарха Иерусалимского Фeoфuлa III .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244992...

16 июля 1982 г. на заседании Свящ. Синода РПЦ избран по возведении в архимандрита быть епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 18 июля 1982 г. возведен патриархом Пименом в Троицком соборе ТСЛ в сан архимандрита. 8 авг. того же года состоялась епископская хиротония К. в Свято-Духовом соборе г. Минска, к-рую возглавил Минский митр. Филарет (Вахромеев) . 23 марта 1987 г. К. был освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим Патриаршими приходами в США. 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа. В США деятельность К. была связана с укреплением межприходского единства, консолидацией приходов РПЦ в США с духовным центром в Свято-Никольском соборе в Нью-Йорке. Неоднократно посещал правосл. духовные учебные заведения: Свято-Владимирскую семинарию в Крествуде, шт. Нью-Йорк, Свято-Тихоновскую семинарию в Саут-Кейнане, шт. Пенсильвания, Греческую семинарию Святого Креста в Бруклайне, шт. Массачусетс. В 1986 г. объехал приходы Аляски, где поклонился мощам прп. Германа Аляскинского, изучал историю и совр. состояние церковной жизни. К. наладил диалог с представителями Православной Церкви в Америке, др. поместных Церквей, проводил регулярные встречи с епископами, клиром и мирянами РПЦЗ. Принимал участие в гос. и общественных мероприятиях, встречался с Президентом США Р. Рейганом, Генеральным секретарем ООН Х. Пересом де Куэльяром, с представителями Правительства США, губернаторами штатов, сенаторами, конгрессменами, общественными и религ. деятелями. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 г. , на к-ром был избран главой РПЦ патриарх Алексий II . 20 июля 1990 г. назначен архиепископом Калужским и Боровским и одновременно заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Возглавлял делегации РПЦ на заседаниях межправославной Подготовительной комиссии Святого и Великого Собора по вопросам о правосл. диаспоре (Шамбези, Швейцария, нояб. 1990), на Конференции канонистов по правосл. диаспоре (Шамбези, апр. 1995), на общеправославном совещании по празднованию 2000-летия Рождества Христова (дек. 1995). 6 июня 1995 г. стал председателем наградной общественной комиссии учрежденных Свящ. Синодом ордена и медали св. мч. Трифона. С 11 окт. 1996 г. член рабочей группы Свящ. Синода по выработке проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-гос. отношений и проблемы совр. общества в целом. В 1996-2000 гг. рабочая группа подготовила «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» , утвержденные Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13-16 авг. 2000 г. В 1997-2000 гг. являлся представителем РПЦ в Межправославной комиссии по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова на Св. земле (1997-2000).

http://pravenc.ru/text/Климент ...

Реальная активизация усилий по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви началась в 1961 году на Первом Всеправославном совещании, проходившем на острове Родос в Греции, отметил Его Святейшество. Там был составлен обширный каталог из более ста тем, которые предполагалось подготовить на рассмотрение будущего Собора. Несколько позже, в 1968 году на Четвертом Всеправославном совещании в Женеве, было принято решение вести дальнейшую подготовку Собора в рамках Всеправославных предсоборных совещаний и предшествующих их созыву Межправославных подготовительных комиссий. Этот формат подготовки сохранился вплоть до сего дня. На Родосском совещании 1961 года всем Поместным Церквам было предложено высказать свою точку зрения по утвержденным темам. Говоря об участии Русской Православной Церкви в разработке этих тем, Святейший Патриарх Кирилл указал, что она подошла к этому со всей ответственностью. В 1963 году Священный Синод учредил с данной целью специальную Комиссию под председательством приснопамятного митрополита Ленинградского Никодима, в которую вошли ведущие богословы Русской Православной Церкви — иерархи, клирики и миряне. За пять лет своего существования Комиссия проделала огромную работу, подготовив проекты документов по всем без исключения темам каталога. «Не будет преувеличением сказать, что Русская Церковь внесла в то время беспрецедентный вклад в подготовку Всеправославного Собора и была не просто готова к его проведению, но по всем темам предлагала конкретные, взвешенные проекты соборных документов, ставшие результатом труда лучших богословов нашей Церкви», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. Однако в 1971 году представители ряда Поместных Церквей стали настаивать на необходимости существенного сокращения предполагаемой повестки Собора. В результате Первое Всеправославное предсоборное совещание 1976 года сократило перечень тем до десяти. Дальнейшая их разработка проходила в рамках Межправославных подготовительных комиссий, а также Второго и Третьего Всеправославных предсоборных совещаний 1982 и 1986 годов.

http://patriarchia.ru/db/text/4365337.ht...

Участники Совещания 1948 г. понимали, что в современном мире Православию противостоят две мощные, политически ориентированные организации - Ватикан и Всемирный Совет Церквей. Ватикан продолжает попытки создания единства на условиях унии (подчинения папе), а ВСЦ - на пути ложного безблагодатного единства, довольствуясь «минимумом веры», - минимумом, который, по замыслу экуменистов, позволит собрать у будущих «алтарей» не только христиан, но и иноверцев. Результаты налицо. В Баламанде представитель Русской Православной Церкви подписывает (в тайне от большинства архиереев и паствы) некое Соглашение, которое является промежуточным этапом к заключению унии с папством, которое планируется Ватиканом и Константинопольской Патриархией на 2000 год. В Шамбези Смешанные комиссии вот уже много лет трудятся над проектом признания еретиков-монофизитов «православными» и объединения их с Православной Церковью. На Ассамблеях ВСЦ практикуются совместные моления с буддистами и язычниками; на них присутствуют и получают поддержку проклятые еще со времен Ветхого Завета извращенцы-содомиты. Не удивительно, что в таких условиях угроза единству Православия нависла не только в области отношений между Поместными Церквами. Церковь едина, и разделение по вопросу о допустимости униональных и экуменических контактов происходит во всем Церковном Теле, в каждой Поместной Церкви. Противостояние между православными и теми, кого принято называть «православными экуменистами» и обновленцами, в наше время стало фактом. От того, как разрешится это противостояние, зависит будущее Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Нам в подобных обстоятельствах следует руководствоваться лишь волей Божией, стараться ни на йоту не отступать от того, что силою Святого Духа было утверждено на Вселенских Соборах и явлено в святоотеческом учении. Именно в этом видели свой долг перед паствой участники Всеправославного Совещания 50 лет тому назад. Об этом говорил Первосвятитель Русской Православной Церкви в своей вступительной речи на первом пленарном заседании 9 июля 1948 года. В ней Святейший Патриарх Алексий (Симанский) подчеркнул важность двух проблем - усиливающейся активности Ватикана и возникшего среди протестантов экуменического движения.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/17/...

22 ноября 1933 года – Экзарх Русской Православной Церкви в США – архиепископ Алеутский и Сев. Американский и награжден правом ношения креста на клобуке. 14 июля 1938 года получил сан митрополита. Во время Великой Отечественной войны много работал в пользу помощи России. В 1945 г. был вызван Патриархией на Поместный Собор в Москву для избрания патриарха. 30 июля 1946 года получил советское гражданство. 21 авг.1947 года был назначен на Рижскую епархию в Латвию. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь , б) Экуменическое движение и Православная Церковь , в) Об англиканской церковной иерархии, г) О церковном календаре. 27 марта 1951 года назначен митрополитом Ростовским и Новочеркасским. 28 ноября 1955 года – митрополит Саратовский и Балашовский. С 26 дек. 1957 года именуется Саратовским и Вольским. февраля 1958 года уволен на покой с пребыванием в Псково­Печерском монастыре. 4 окт.1961 года скончался в Псково-Печерском монастыре. Труды: «На Северном Афоне». Странник, 1904 г. «О крестном пути пастырства». Слово в день годовщины Академии. «Христиан.Чтение» , 1911, стр.540. Лекции по Пастырскому богословию с аскетикой. (на гектографе). СПЕ, 1911. «О св. Василии Великом ». (Пробная лекция). «Крымские Епарх. Вед.» 1912. Материалы об искуплении. (Выдержки из творений св. отцов). «О.Иоанн Кронштадский». «Объяснение двунадесятых праздников». «Вера, неверие и сомнение». Саратов, 1956 (машинопись). Письма профессора о вере. «Объяснение молитвы Господней». Беседы в вагоне. «Из того мира», I и II части. «Записки епископа», I-IV части. Саратов, 1955. «На рубеже двух эпох». «Из светских писателей». «В поисках» (о советской жизни). «Дневники» (об Америке, Канаде, Сербии, Франции и т.д.). «О Евангелиях» (Заметки и беседы). «Русско-Японская война и архиепископ Николай Японский .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

– В Швейцарском городе Шамбези во время Синаксиса Предстоятелей и представителей Поместных Церквей было поднято много вопросов, имеющих общецерковное значение. Это те вызовы, которые стоят перед всеми православными христианами земного шара. Также был обсужден и вопрос о расколе, который существует в Украине. Патриарх Варфоломей официально заявил, что он признает в Украине только одну Церковь, которая называется Украинской Православной Церковью, и которую поручено возглавлять моему недостоинству. Был разговор и на счет слухов, будто после Всеправославного Собора Константинопольский Патриарх намерен принять в свою юрисдикцию тех людей, которые в Украине находятся в расколе. Патриарх Варфоломей заявил, что не до Собора, не во время Собора, не после Собора, он этого делать не будет. Дело в том, что почти в каждой Церкви есть раскольники. Раскол в Украине давно вызывает беспокойство. Но и в Константинопольском Патриархате тоже есть раскольники. Есть т.н. Турецкая православная церковь, состоящая из турок, которые приняли Православие. Они хотят от Константинопольского Патриарха автономию – не автокефалию, а автономию – но он им не предоставляет. Церкви Америки тоже просили автокефалии во всей своей полноте. То есть и Американская Православная Церковь, и экзархат Константинопольского Патриархата в Штатах, и другие православные, которые присутствуют на Американском континенте уже давно просили, чтобы их объединили в одну Церковь и предоставили статус автокефалии. Константинопольский Патриарх ничего для этого не сделал – наоборот, он сменил тех своих экзархов, которые поддерживали идею создания в Америке автокефальной Церкви, которая объединяла бы всех православных. Есть проблема с Православной Церковью Македонии, которая откололась от Сербской Православной Церкви. Большинство православных Македонии пытаются получить автокефалию от Сербской Православной Церкви, но никто им ее не предоставляет. Поэтому при обсуждении этого вопроса один из архиереев, которые представляли на совещании греческие Церкви, заявил, что автокефалию сегодня нельзя предоставлять никому из раскольников, потому что это станет поощрять к расколам, и не будет полезным для единства всей Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/90424.html

И все христиане томятся издавна тоскою по единству, несмотря на их конфессиональные разделения и обособления. Это сокровенное желание брата, который стремится быть вкупе со своим братом, посредством невидимой связи, содеянной через Кровь Единого Искупителя. Храня в целом сокровище Откровения и действуя избыточествующею благодатью, данной от Господа, Церковь Православная не считала все же себя чуждою экуменическому движению. Будучи твердо убеждена, что она является первоосновой истинной вселенскости, нисколько не превозносясь этим, но, наоборот, извлекая из этого сознания токи энергии и сокровенной радости, она считала и считает своим долгом участвовать в экуменической деятельности. Обособленность не всегда считается признаком благоразумия, и Церковь Христова в первую очередь должна быть полем наиболее тесного сотрудничества. Глава I. Исторические данные В настоящее время экуменическое движение представляет синтезис трех параллельных течений, которые фактически сводятся к двум существенным видам: практическому и догматическому. Эти течения: 1) Всемирный союз Международного содружества народов при посредстве Церкви; 2) «Жизнь и Деятельность» (Life and Work) или «Практическое Христианство »; 3) «Вера и Устройство» (Faith and Order). 1 Экуменическое движение зародилось в Англии и Америке в половине прошлого столетия. Его идея получила свое развитие на почве англиканского гуманизма и универсализма Британской Империи 2 . Но возможно, что экуменические настроения, существующие в англиканстве, обязаны своим происхождением и психологическим особенностям английского народа. Иосиф де Местр утверждал, что, «если когда-либо и произойдет сближение между христианами, то…… такого рода сближение должно исходить от Англиканской Церкви»… 3 И, действительно, начиная с 1846 г. и по настоящее время, Англиканская Церковь поддерживает это движение со свойственной английскому темпераменту настойчивостью 4 . Оставив в стороне многочисленные поместные (провинциальные) конгрессы экуменического движения, происходившие до первой мировой войны и некоторые генеральные конгрессы, состоявшиеся непосредственно после этой войны, мы должны заметить, ввиду преследуемой нами цели, что надо принимать во внимание деятельность двух главнейших течений и направлений:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010