Несколько слов о деятельности Патриарха и органов высшего церковного управления, а также об общецерковной статистике в межсоборный период. С 2013 года я совершил 65 епархиальных визитов, посетив 47 Всего за 7 лет состоялось 168 моих поездок в 87 епархий. В период с прошлого Архиерейского Собора также состоялись следующие мои визиты в братские Поместные Православные Церкви: 1-7 июня 2013 года – мирный визит в Элладскую Православную Церковь и паломничество на Святую гору Афон; 4-7 октября 2013 года – в Сербскую Православную Церковь на торжества по случаю 1700-летия Миланского эдикта и освящения храма Воскресения Христова в Подгорице; 5-9 марта 2014 года – визит в Константинопольскую Православную Церковь для участия в Собрании Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей; 14-16 ноября 2014 года – мирный визит в Сербскую Православную Церковь. С 22 по 27 января 2016 года состоялся мой визит в Шамбези (Швейцарию) вновь для участия в Собрании Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей. Также со времени прошлого Архиерейского Собора с 10 по 15 мая 2013 года я посетил Китайскую Народную Республику, о чем я уже упоминал в своем докладе на Архиерейском Совещании в прошлом году. Русскую Православную Церковь посетили 9 глав автокефальных Церквей, некоторые из них – дважды за этот Особым знамением церковного единства стало празднование 1025-летия Крещения Руси, сопровождавшееся соборными служениями в Москве, Киеве и Минске. На торжества прибыли Предстоятели Александрийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Польской Православных Церквей и Православной Церкви в Америке, а также представители всех других Поместных Церквей. В богослужениях приняли участие множество архиереев и клириков из всех стран канонической ответственности Русской Православной Церкви. По долгу Патриаршего служения я встречался с руководителями стран канонической ответственности Московского других принимал участие в разных общецерковных и международных Священным Синодом, который собирался за отчетный период 15 и Высшим Церковным Советом, проведшим 16 а также синодальными учреждениями велась работа по реализации тех задач, которые сформулировал Освященный Архиерейский Собор 2013 года.

http://religare.ru/2_108368.html

Не будет преувеличением сказать, что это смена всей парадигмы и всей атмосферы вокруг Собора. Одного этого достаточно, чтобы полностью переосмыслить околособорную проблематику. После столь вызывающего каминг-аута, сеанса саморазоблачения, раскрывающего авторитарную изнанку константинопольской политики, мир, как говорится, не может быть прежним. Все крайне обеспокоены и волнуются в ожидании экстренного заседания Синода Русской Православной Церкви 13 июня. Мы убеждены, что мудрое решение относительно участия в Соборе будет найдено. Синод видит полную сложность обстоятельств. Вариантов действий немало – от понижения статуса Собора до Всеправославного Совещания и требования доработки документов до отказа от поездки на Собор и приостановки участия в предсоборном процессе). Сущностно же, в создавшейся ситуации есть две альтернативы. Первая – это когда Патриарх Варфоломей сохранит возможность разыгрывать роль Папы в миниатюре, утверждая своё мифическое первенство. Вторая альтернатива – когда принципы и подходы, по которым готовился Собор на Крите, будут открыто осуждены как неприемлемые и несостоятельные, максимальным числом представителей, Порочная бесконечность уловок должна быть прервана. Константинополь должен быть признан виновником кризиса. Порядок же межправославного взаимодействия остро требует изменений. Естественно и закономерно, чтобы на перспективу, на смену провалившему свою миссию Константинополю полномочия по подготовке Собора перешли к некоему коллегиальному органу, собранному из представителей всех Поместных церквей. Вероятность конфликта высока. Кто-то увидит в этом " ужасный конец " , угрозу раскручивания спирали противостояния между Фанаром и Москвой, в частности, по Украине. Хуже этого только вариант А – " ужаса без конца " . Не нужно упускать из вида то, что антиконстантинопольские настроения сейчас достигли пика. Не только в Русской Православной Церкви, но и в других Поместных церквей по итогам длительных, тяжёлых переговоров возник кризис доверия к Фанару. Этот протест не вынужден, он является нормальной реакцией на откровенный, бесцеремонный диктат. Если обсуждение действий КПЦ когда-либо может состояться, то именно сейчас, по горячим следам.

http://religare.ru/2_109169.html

 Несколько слов о деятельности Патриарха и органов высшего церковного управления , а также об общецерковной статистике в межсоборный период .   С 2013 года я совершил 65 епархиальных визитов, посетив 47 епархий . Всего за 7 лет состоялось 168 моих поездок в 87 епархий. В период с прошлого Архиерейского Собора также состоялись следующие мои визиты в братские Поместные Православные Церкви: С 22 по 27 января 2016 года состоялся мой визит в Шамбези (Швейцарию) вновь для участия в Собрании Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей. Также со времени прошлого Архиерейского Собора с 10 по 15 мая 2013 года я посетил Китайскую Народную Республику, о чем я уже упоминал в своем докладе на Архиерейском Совещании в прошлом году. Русскую Православную Церковь посетили 9 глав автокефальных Церквей, некоторые из них — дважды за этот период. Особым знамением церковного единства стало празднование 1025-летия Крещения Руси, сопровождавшееся соборными служениями в Москве, Киеве и Минске. На торжества прибыли Предстоятели Александрийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Польской Православных Церквей и Православной Церкви в Америке, а также представители всех других Поместных Церквей. В богослужениях приняли участие множество архиереев и клириков из всех стран канонической ответственности Русской Православной Церкви. По долгу Патриаршего служения я встречался с руководителями стран канонической ответственности Московского Патриархата, других государств, принимал участие в разных общецерковных и международных форумах.   Священным Синодом, который собирался за отчетный период 15 раз, и Высшим Церковным Советом, проведшим 16 заседаний, а также синодальными учреждениями велась работа по реализации тех задач, которые сформулировал Освященный Архиерейский Собор 2013 года. Решения в этом направлении были также приняты участниками состоявшегося в 2015 году Архиерейского Совещания, которое, среди прочего, одобрило важный пастырский документ «Об участии верных в Евхаристии». Полный перечень из 69 документов, принятых в межсоборный период, приведен в приложении к моему докладу, причем этот перечень не включает в себя многочисленные богослужебные тексты: службы, акафисты, чинопоследования, тропари, кондаки и молитвы, которые Священный Синод утвердил за истекшие три года. Среди важных административных решений Священного Синода также назову слияние Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального информационного отдела в рамках оптимизации их деятельности в единый Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации.

http://pravmir.ru/doklad-patriarha-kiril...

На состоявшемся 6-9 марта 2014 г. в Стамбуле Собрании ( Синаксисе ) Предстоятелей Православных Церквей делегации Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Кириллом удалось убедить собратьев из других Православных Церквей в необходимости следовать основанному на церковной традиции принципу единогласия (консенсуса) при принятии общеправославных решений. Также была учтена позиция Русской Православной Церкви по дате проведения Всеправославного Собора и методике его подготовки. Характеризуя решения совещания Предстоятелей Церквей, Святейший Патриарх Кирилл сказал : «Полагаем, что до 2016 года все вопросы, связанные с подготовкой документов, с решением процедурных, административных и технических задач, будут урегулированы и, если Господь благословит, в 2016 году Православные Церкви встретятся для того, чтобы едиными устами и единым сердцем сказать все, что они думают сегодня о своей собственной жизни и деятельности, о своем отношении к самым важным проблемам современности». Говоря о подготовке к Всеправославному Собору, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что «позиция Поместной Церкви должна быть сформулирована так, чтобы выражать общее мнение всего ее епископата, духовенства и верующего народа. Собор должен всех нас объединить, сделать нас более эффективными перед лицом проблем, которые существуют в мире, и примирить тех, кто еще не в полной мере примирен». На Собрании было принято решение о проведении Всеправославного Собора в 2016 году, «если не воспрепятствуют тому непредвиденные обстоятельства», а также о принятии всех решений на Соборе и на подготовительных к нему этапах на основе консенсуса. В 2016 г. была продолжена активная деятельность по подготовке Всеправославного Собора. Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в Собрании Предстоятелей и представителей Поместных Православных автокефальных Церквей в Шамбези (Швейцария) в 2016 г., на котором были определены дата и место проведения Всеправославного Собора, а также рассмотрены проекты документов и темы для рассмотрения на предстоящем Соборе.

http://patriarch.patriarchia.ru/podgotov...

 Затрагивался ли вопрос предстоящего Всеправославного Собора и его подготовки также на встречах с Антиохийским и Иерусалимским Патриархами?  Этот вопрос также затрагивался. Важно было обсудить с Предстоятелями Константинопольского Патриархата и этих Церквей вопрос о возможной конфигурации Собора, о его тематике, о том, как будут представлены Церкви и каким будет метод принятия решений. Сегодня в межправославном сотрудничестве единственным методом принятия решений является консенсус, и именно на нем строится возможность соработничества между Поместными Православными Церквами. Именно этот метод помогает в духе братской любви решать возникающие вопросы и приходить к согласию по тем вопросам, по которым имеются разногласия. В последнее время стали раздаваться отдельные голоса в пользу того, чтобы отказаться от этого метода и чтобы решения на межправославном совещании принимались простым большинством. Но такое радикальное изменение в работе межправославных органов может привести к очень тяжелым последствиям: если хотя бы одна Церковь будет выступать против того или иного решения и путем голосования ее мнение будет проигнорировано, это неизбежно внесет разделение в семью Православных Церквей. И если разделение не будет преодолено на подготовительном уровне, оно обязательно возникнет на уровне самого Всеправославного Собора. Поэтому совершенно невозможно сегодня предложить какой бы то ни было иной метод, кроме консенсуса.  Владыка, какими, по Вашему мнению, будут нормы представительства на предстоящем Всеправославном Соборе? Соберется ли на него несколько сотен или всего лишь несколько десятков архиереев?  Полагаю, что этот вопрос должен стать предметом обсуждения Всеправославной подготовительной комиссии. Если мы хотим созвать подлинный Всеправославный Собор, то считаю, что на него должны быть приглашены все епархиальные архиереи, чтобы каждая местная Церковь была представлена на Соборе своим епископом, как это было в эпоху Вселенских Соборов. Общее число епархиальных архиереев всех Поместных Православных Церквей, вместе взятых, составляет приблизительно пятьсот человек, и мне кажется, что было бы вполне реалистично собрать пятьсот человек на совещание. Однако если в настоящее время по каким-либо техническим причинам окажется невозможным собрать столь представительный форум, тогда, конечно, представительство от Церквей должно быть пропорционально их размерам.

http://patriarchia.ru/db/text/1609189.ht...

Как известно, Всемирный Совет Церквей был создан в послевоенные годы, когда и на политическом, и на межхристианском уровне наблюдалось стремление к консолидации. Инициаторами создания ВСЦ были протестантские церкви Севера (т.е. Европы и Северной Америки). В ВСЦ вошли также и некоторые Поместные Православные Церкви, в частности, Константинопольский Патриархат. Членом ВСЦ не стала Римско-Католическая Церковь, которая, однако, сохранила членство в комиссии «Вера и церковное устройство», вошедшей в состав ВСЦ. Русская Православная Церковь поначалу негативно оценивала деятельность ВСЦ и так называемого «экуменического движения» в целом. Это проявилось во время межправославной конференции 1948 года, когда Русская Церковь и ряд других Поместных Православных Церквей приняли решение не участвовать в этом движении. Однако отношение Русской Церкви к ВСЦ стало меняться во второй половине 1950-х годов. Об этом изменении свидетельствуют слова председателя ОВЦС митрополита Николая (Ярушевича), сказанные на торжественном акте в Московской Духовной Академии 13 мая 1958 года: «Когда появилась возможность заняться экуменическим вопросом, наша Церковь совместно с другими Церквами — участницами Московского церковного совещания 1948 года отказалась послать своих представителей на Амстердамскую ассамблею... Этот отказ имел весьма серьезные основания... Экуменическое движение оказалось чрезвычайно противоречивым. В его широкой и разнородной деятельности исканиям обетованной земли христианского единства с самого начала сопутствовали ярко выраженные социально-политические планы, которые в период Амстердамской ассамблеи явно преобладали над задачей догматического единства... Благодаря участию одних Православных Церквей и неучастию других в экуменическом движении за последние 10 лет произошли значительные изменения, свидетельствующие о его эволюции в сторону церковности. В этом смысле весьма показательны огромные сдвиги в сфере немецкого протестантского богословия, открывающего мистические глубины Православия и преодолевающего свой традиционный рационализм…. Соприкасаясь с нашей церковной жизнью, многие деятели экуменического движения совершенно изменили свое представление о православии... Видимо одобряя декларацию православных участников Эванстонской ассамблеи, мы соглашаемся на встречу с руководителями Всемирного Совета Церквей исключительно во имя нашего общеправославного долга — служить воссоединению всех христиан в лоне Христовой Церкви».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202791...

Однако вопрос об автокефалии заблокировал его не кто иной, как Варфоломей. Ещё в 2019 году в ответ на его ложь о том, что это из-за отсутствия Московского патриархата на Крите «не представилась возможность обсуждения вопроса о предоставлении автокефалии», синод РПЦ открыл правду: «В действительности тема автокефалии была исключена из повестки Собора много ранее, по настоянию Патриарха Варфоломея… » На заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в 1993 и 2009 годах представителями всех поместных православных церквей был согласован порядок предоставления автокефалии, который предполагает: а) согласие Поместного собора кириархальной Церкви-Матери на то, чтобы ее часть получила автокефалию; б) …консенсус всех поместных православных церквей, выражаемого единогласием их соборов; в) на основе согласия Церкви-Матери и всеправославного консенсуса официальное провозглашение автокефалии посредством издания томоса, который «подписывается Вселенским Патриархом и свидетельствуется подписями в нем Блаженнейших Предстоятелей Святейших автокефальных Церквей, приглашенных для этого Вселенским Патриархом». Относительно последнего пункта не до конца был согласован лишь порядок подписания Томоса, но это обстоятельство не отменяет достигнутых договоренностей по остальным пунктам. На Синаксисах Предстоятелей 2014-го и 2016 годов делегация Московского Патриархата, наряду с представителями некоторых других братских Церквей, настаивала на включении вопроса об автокефалии в повестку дня Собора. Русская Церковь окончательно согласилась на исключение этой темы из повестки дня Собора лишь после того, как Патриарх Варфоломей в январе 2016 г. в присутствии других предстоятелей заверил, что у Святейшей Константинопольской Церкви нет намерений осуществлять какие-либо действия, имеющие отношение к церковной жизни на Украине, ни на Святом и Великом Соборе, НИ ПОСЛЕ СОБОРА». Это подтвердил на киевской конференции и представитель Польской церкви. Он привёл слова своего предстоятеля Блаженнейшего Саввы, сказанные им уже после Критского совещания: «Надо быть в [вопросе предоставления автокефалии] последовательным до конца. В случае Украины его нарушил Константинопольский патриарх. Мы раньше договаривались, что предложение о предоставлении автокефалии вносит так называемая Мать-Церковь, но автокефалию предоставляем все мы, то есть предстоятели. Патриарх же настаивает, что только его подпись должна находиться на томосе».

http://ruskline.ru/opp/2021/11/18/pravos...

После встречи Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, состоявшейся в  октябре 2008 года в Стамбуле, процесс подготовки Святого и Великого Собора возобновился. Для очередного заседания предсоборного совещания было решено выделить проблему диаспоры, урегулирование которой имеет существенное значение для усиления православного свидетельства и большей эффективности православной миссии в ряде регионов мира. — Существуют различные подходы к определению канонического обустройства православной диаспоры. Какой позиции придерживается Московский Патриархат? Какие Поместные Церкви разделяют эту позицию? Какие еще позиции существуют? — Московский Патриархат и целый ряд других Православных Церквей исходит из представления о том, что в регионах, которые не входят в состав тех или иных Поместных Церквей, каждая из них имеет право вести пастырскую и миссионерскую работу. Ведь Христос к каждому из Своих учеников обратил слова: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Положение, сложившееся сегодня в диаспоре, когда в ряде регионов присутствуют параллельные юрисдикции и в одном городе имеют кафедру сразу несколько архиереев различных Поместных Церквей, конечно, не вполне соответствует древней церковной традиции. Оно было вызвано к жизни особыми условиями, сложившимися в XX веке. Революции и войны первой половины столетия вызвали массовое переселение миллионов православных верующих. Мы хорошо знаем о вынужденной эмиграции наших соотечественников в годы после революции 1917 года. Но подобные переселения затронули жизнь и других народов: греков Малой Азии, румын, сербов, арабов. И надо уважать чувства людей, волею обстоятельств оказавшихся на чужбине и желающих сохранить духовную связь со своей Родиной. Когда мы говорим о диаспоре, мы решаем не просто формальный вопрос, кому должны принадлежать те или иные приходы и епархии, как они должны управляться. Мы решаем, прежде всего, вопрос пастырского окормления тех наших соотечественников, которые попущением или промыслом Божиим оказались за пределами своей канонической церковной территории. Имея потребность и право молиться на родном языке, они нуждаются в духовном окормлении со стороны Церкви-Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/711412.htm...

На это письмо ответа не последовало. По благословению Святейшего Патриарха делегация Московского Патриархата в указанном составе 19 июня 2008 года прибыла на Родос. Среди присутствующих на заседании комиссии оказался приглашенный Константинопольской Церковью представитель церковной юрисдикции данной Церкви в Эстонии, представленный как делегат автономной Эстонской Православной Церкви. В связи с этим после совместной молитвы и приветствия председателя комиссии митрополита Галльского Эммануила (Константинопольский Патриархат), а также приветствия митрополита Родосского Кирилла и вступительного слова председателя представитель Русской Православной Церкви выступил с заявлением, в котором, засвидетельствовав глубокое уважение к участникам собрания и передав приветствия от лица Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, выразил сожаление в связи с односторонним решением Константинопольского Патриархата о приглашении для участия в работе межправославной комиссии представителя так называемой Эстонской Автономной Православной Церкви, не признанной в качестве таковой другими Поместными Церквами и объединяющей лишь малую часть православных верующих Эстонии. Было отмечено, что такое решение принято несмотря на предупреждение Предстоятеля Русской Православной Церкви о невозможности для представителей Московского Патриархата участвовать в работе в случае приглашения делегата от «ЭАПЦ», а также на то, что такое приглашение не будет способствовать успешному продолжению диалога Константинопольского и Московского Патриархатов по эстонскому церковному вопросу, планы которого изложены, в частности в меморандуме , принятом на последних переговорах делегаций двух Церквей в Цюрихе 26 марта 2008 года. Далее протоиерей Николай Балашов отметил, что действия Константинопольского Патриархата не соответствуют и прежней его позиции по вопросу об участии в межправославных комиссиях и всеправославных совещаниях тех Церквей, чей автокефальный или автономный статус не признан всеправославно.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207832...

Русская Православная Церковь активно подключается к обсуждению и поиску путей решения возникающих перед обществом проблем, угрожающих его нравственному здоровью, целостности и безопасности. Так, она обращает свое внимание на распространение секуляризма. В России более 70 % граждан считают себя православными, остальные 30 % приходятся на представителей иных традиционных религий и атеистов. Тем не менее, под видом заботы о равенстве религий находятся люди, стремящиеся принизить значение Церкви в жизни народа и развитии отечественной государственности. Церковь уважает принцип светскости государства, но считает недопустимым понимать его как доминирование секулярной идеологии и вытеснение религии из всех сфер жизни общества. Внешняя деятельность Русской Православной Церкви Русская Православная Церковь не ограничивается своей внутренней жизнью и заботами, но осуществляет активную внешнюю деятельность. Эта обязанность возложена на Синодальный отдел, в котором вы сейчас находитесь. Отдел внешних церковных связей был образован Священным Синодом Русской Православной Церкви 4 апреля 1946 года. Председатель Отдела по должности является постоянным членом Священного Синода. Одним из приоритетных направлений деятельности Отдела является сотрудничество и братское общение с Поместными Православными Церквами. Среди других важных сфер: взаимоотношения с инославными церквами и общинами, международными христианскими организациями, государственными, политическими и общественными институтами зарубежных стран, международными организациями, а также межрелигиозный диалог и работа с соотечественниками, проживающими вне пределов канонической территории Московского Патриархата. Межправославные отношения Мы поддерживаем контакты с каждой из Поместных Православных Церквей. Задачами нашего взаимодействия являются сохранение единства Вселенского Православия, обсуждение вопросов, связанных с организацией церковной жизни в диаспоре, определение границ пастырской ответственности Церквей, способа и порядка дарования автокефалии. В целях разрешения этих и других актуальных вопросов проводятся регулярные совещания представителей Поместных Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/2092724.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010