С 1971 по 1973 год по приглашению Секретариата по церковному единству Римо-Католической Церкви отец Ярослав обучался в Восточном институте в Риме (Pontificium Institutum Orientalium Studiorum). Здесь им была защищена работа “Матей Горазд Павлик — первый чешский православный епископ (1879-1942)”. После защиты институт присвоил ему степень доктора ориентальных (восточных) церковных наук (1973). По возвращении в Чехословакию он был назначен заместителем секретаря Митрополичего совета и одновременно администратором кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия. В 1974-75 годах отец Ярослав проходил пастырское служение в Германии при русском храме святого Алексия в Лейпциге. Здесь он занимался не только пастырской, но и экуменической, а также миротворческой деятельностью. В 1975 году избран заместителем генерального секретаря Христианской мирной конференции (ХМК), а в 1977 стал секретарем регионального объединения ХМК в Чехословакии, в котором сотрудничали пятнадцать церквей и религиозных общин. В том же году министр культуры Словакии утвердил отца Ярослава в звании экстраординарного доцента Прешовского богословского факультета. В качестве делегата Чехословацкой Православной Церкви отец Ярослав принимал участие в работе различных экуменических форумов. Так, в 1975 году он присутствовал на V ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Найроби (Кения), а в 1983 году на VI ассамблее был избран членом Центрального комитета ВСЦ. Отец Ярослав участвовал в работе различных международных христианских форумов в Австралии, Южной Корее, Японии. 1 октября 1980 года избран управляющим делами Чехословацкой Православной Церкви. Одной из своих главных задач на этом посту отец Ярослав считал повышение авторитета Православной Церкви не только в Чехословакии, но и за границей. Благодаря ему, были значительно расширены контакты как с историческими православными Патриархатами, так и с иными Поместными Церквями. Отец Ярослав принимал непосредственное участие в подготовке визитов блаженнейшего митрополита Дорофея в Константинополь, Москву, Тбилиси, Александрию, Иерусалим, Афины, Софию, Бухарест, Нью-Йорк, на святую гору Синай, острова Патмос и Крит, а также встреч с генеральным секретарем ООН, папой Иоанном Павлом II в Ватикане, представителями Англиканской Церкви в Лондоне, патриархом Коптской Церкви в Каире. Отец Ярослав был делегатом Всеправославных предсоборных совещаний в Шамбези (1982, 1986, 1990), участвовал в диалоге с Дохалкидонскими церквами (в Шамбези в 1979 и 1985, в Каире в 1989), во встрече глав Православных Церквей в Константинополе в 1992 году.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Святейший Владыка также подчеркнул, что этот Собор только в том случае будет Всеправославным, если в нем примут участие представители всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей. Обратившись к истории, он констатировал, что на протяжении почти всего последнего тысячелетия соборное общение Поместных Церквей было затруднено. Одной из причин этого был тот факт, что в течение многих столетий все древние Патриархаты находились под мусульманским владычеством. Обстоятельства ХХ века также не благоприятствовали активизации межцерковного общения: достаточно вспомнить Балканские войны, Первую мировую войну, революцию в России, положившую начало жестокому гонению Церкви, распад Османской империи и депортацию христиан из Малой Азии, наконец, Вторую мировую войну. Тем не менее, уже в 1923 году в Стамбуле Константинопольской Церковью был созван так называемый Межправославный конгресс, а в 1930 году — Межправославная подготовительная комиссия, которая заседала в Ватопедском монастыре на Афоне. «Эти первые попытки всеправославного взаимодействия оказались неудачными, — отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Некоторые Поместные Церкви не принимали участия в этих мероприятиях, для Русской Православной Церкви по обстоятельствам того времени это было и невозможно. Работа Межправославного конгресса в Стамбуле и вовсе проходила в реформаторском духе пренебрежения Преданием. По этой причине его решения никем впоследствии не были признаны — кроме решения о новом календаре, принятого некоторыми Церквами ценой последующих прискорбных расколов». Святейший Патриарх также напомнил, что с общеправославными инициативами в ХХ веке выступала не только Константинопольская Церковь. Так, по инициативе Московского Патриархата в 1948 году в Москве состоялось Совещание Глав и представителей Поместных Православных Церквей, приуроченное к празднованию 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Однако его решения не были приняты теми Поместными Церквами, которые сочли, что только Константинопольский Патриарх может созывать любые совещания общеправославного значения.

http://patriarchia.ru/db/text/4365337.ht...

Патриарх Кирилл также не согласился с мнением, будто принцип консенсуса замедляет процесс принятия решений и подготовки Собора. Он также обратил внимание собравшихся на вызовы современности: «Это и массовое изгнание христиан из ближневосточного и североафриканского региона, грозящее исчезновением христианского присутствия на исконных землях первоначального распространения христианства. Это и духовная губительность культа потребления, лежащего в основе экономического кризиса, поразившего многие страны христианского мира. Теперь уже, к сожалению, псевдохристианского мира. Это и попытки внедрения так называемой гендерной философии, разрушающей основы нравственности и семьи, – попытки, которые затронули западные страны и сейчас надвигаются на православный восток. Это и проблемы биоэтики, такие как клонирование, суррогатное материнство и все, что претендует на вторжение в саму богозданную человеческую природу». На все эти важные и актуальные вопросы, по мнению Патриарха Кирилла, Православная Церковь должна дать внятный и согласованный ответ, укорененный в ее Предании. Патриарх Кирилл отметил пробему запросов о крещении детей, рожденных при посредстве «суррогатного материнства». Еще одна тема, которую Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл затронул в своем выступлении на синаксисе, − регламент готовящегося Всеправославного Собора. «Президиум из Предстоятелей всех Церквей, независимо от их численности и древности, будет наглядно демонстрировать нашу экклезиологию, согласно которой всякая Поместная Церковь, находящаяся в единении с другими Церквами, имеет равные с ними права», − сказал Предстоятель Русской Православной Цекрви. Святейший Патриарх Кирилл выступил с предложением создать обновленный Секретариат из представителей Поместных Православных Церквей, который доработает проекты документов к Всеправославному Собору, а также разработает все процедурные вопросы, с тем, чтобы результаты своей работы передать на рассмотрение Межправославной подготовительной комиссии. А если в этой комиссии будет найден консенсус, документы направят на Всеправославное предсоборное совещание, которое после их утверждения сможет выступить с предложением о дате созыва Собора.

http://pravmir.ru/sobranie-predstoyatele...

Председатели Вехи в истории ОВЦС неизбежно сопряжены с именами его председателей. В каком-то смысле эпоха каждого председателя — новая эпоха в жизни Отдела. Эпоха митрополита Николая (Ярушевича) охватывает и период восстановления структур Церкви во второй половине 1940-х, и начало хрущевских гонений в конце 1950-х. У митрополита Николая был сложный жизненный путь: он управлял Ленинградской епархией , был экзархом Украины, прошел войну, в конце которой стал митрополитом Крутицким, управляющим Московской епархией. Митрополит Николай многое сделал для воссоединения с Матерью-Церковью ее чад, которые ввиду политических причин оказались от нее отторгнуты. Так, при его личном участии, под омофор Московского Патриарха вскоре после окончания войны вернулись митрополиты Евлогий (Георгиевский) и Серафим (Лукьянов), возглавлявшие церковные области в Западной Европе, и значительная часть их паствы. Владыка Николай был одним из инициаторов и организаторов Совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей в Москве в 1948 году. Благодаря его трудам было восстановлено молитвенно-каноническое общение с Финляндской Православной Церковью , прервавшееся в 1920-е годы. Он много ездил за рубеж, выступал с лекциями, речами; по сути дела, именно он заложил основы многих из тех решений, которые были приняты уже после него, — например, о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей . При нем была заложена основа для участия Русской Православной Церкви в различных богословских диалогах. Митрополит Николай принимал активное участие в миротворческой деятельности, в которой было заинтересовано и советское правительство. Но когда в конце 1950-х власть начала новое наступление на Церковь, он, невзирая на все опасности, встал на ее защиту. Как вспоминают современники, в своих проповедях владыка стал резко критиковать атеистическую пропаганду, а проповедником он был ярким. В феврале 1960 года Патриарх Алексий I выступил на одной из конференций с речью, направленной на защиту исторической роли Русской Церкви. Эта речь возмутила своей смелостью представителей власти, и, поскольку было решено, что ее настоящим автором является митрополит Николай, он был через некоторое время снят с должности главы ОВЦС, затем отправлен на покой и вскоре скончался. Он умер при загадочных обстоятельствах, в очень трудных условиях, и многие верующие считают его кончину исповеднической, если не мученической.

http://patriarchia.ru/db/text/2225389.ht...

В дальнейшем митрополит Николай возглавлял делегации Московского Патриархата , направлявшиеся в Англию, Румынию, Чехословакию, Венгрию и другие европейские страны. Он же был одним из инициаторов Совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей в июле 1948 года, приуроченного к празднованию 500-летия автокефалии Русской Церкви. Проводившаяся митрополитом Николаем подготовка к вступ­лению во Всемирный совет церквей (ВСЦ), продолжавшаяся более десяти лет, увенчалась вступлением Русской Церкви в эту организацию на тех основаниях, которые он очертил: «Мы соглашаемся... исключительно во имя нашего общеправославного долга — служить воссоединению всех христиан в лоне Христовой Церкви, коей является святое Православие, сохранившее в полноте и целости однажды преподанную святым веру... И именно благодаря ВСЦ голос Православной Кафолической Церкви... может прозвучать на весь мир». Следующим председателем ОВЦС стал в 1960 году епископ Подольский, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) . Он сразу приступил к реорганизации Отдела и значительному расширению его структуры. Были созданы экуменическая и миротворческая группы, занимавшиеся вопросами научно-богословского и общественно-политического содержания, группа по изучению католичества. В 1969 году в ведение председателя Отдела была передана аспирантура при Московской духовной академии. При митрополите Никодиме произошло существенное расширение межхристианских контактов: об этом говорит и вхождение Русской Церкви в ВСЦ в 1961 году, и участие представителей Мос­ковского Патриархата во Втором Ватиканском соборе в 1962–1965 годах, и начало двусторонних богословских диалогов Русской Церкви с Евангелическими церквами, церквами англиканского исповедания и Римско-Католической Церковью. Историческое значение имело принятое в 1971 году по инициативе митрополита Никодима решение Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые русские обряды и на употребляющих их, что заложило основу для преодоления болезненного раскола, произошедшего еще в XVII веке.

http://e-vestnik.ru/history/mitropolit_v...

Таким образом, уже более восемнадцати лет наша Церковь существует как независимая и самоуправляемая. Не будет преувеличением сказать, что объемом своих прав Украинская Православная Церковь не уступает сегодня не только автономным, но и некоторым Автокефальным Поместным Церквам. Украинская Церковь сама избирает своего Предстоятеля. Этот выбор благословляется Московским Патриархом. Мы имеем свой Священный Синод, созываем свои Соборы, самостоятельно принимаем решение об открытии новых епархий, об изменении их границ и о поставлении епископов. При Священном Синоде действует целый ряд отделов, которые отвечают за разные направления церковной деятельности. В течение последних лет, благодаря самоуправляемому статусу нашей Церкви, мы стали свидетелями возрождения традиций ее самобытного бытия. Независимость Украинской Православной Церкви создала возможность для того, чтобы наша Церковь могла стать, по словам апостола, всем для всех, ни для кого не создавая препятствий ни по политическому, ни по идеологическому или ни по каким-либо другим признакам. Наилучшим свидетельством потенциала и духовной силы нашей Церкви стали юбилейные торжества по случаю 1020-летия Крещения Киевской Руси, состоявшиеся в прошлом году в Киеве. В них приняли участие Святейший Вселенский Патриарх Варфоломей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, а также представители всех Поместных Православных Церквей мира. 27-28 июля в торжественных богослужениях на Владимирской горке и в Киево-Печерской Лавре приняли участие около 150 архиереев, прибывших в Киев со всего мира. В октябре 2008 года представители Украинской Православной Церкви во главе с ее Предстоятелем приняли участие в совещании Предстоятелей Поместных Православных Церквей на Фанаре. Все эти события продемонстрировали единство нашей Церкви со всем мировым Православием, способствовали росту ее авторитета в Украине и мире.

http://bogoslov.ru/article/375587

По его словам, прежде всего Константинополь использует любую возможность для отторжения от Московского Патриархата отдельных приходов и целых епархий, будь то Успенский собор в Будапеште, Сурожская епархия в Англии или Православная Церковь в Эстонии. А буквально перед самым открытием Собора было обнародовано заявление по поводу вынужденного неучастия представителей Русской Православной Церкви в межправославном совещании на о. Родос, которое проводилось в рамках подготовки будущей встречи Предстоятелей Православных Церквей. Неучастие это стало последствием нелепых заявлений представителей Константинопольского Патриархата, вроде высказывания митрополита Галльского Эммануил, который от лица Константинопольской Церкви заявил, что вопрос о статусе участия представителя т.наз «Эстонской Апостольской Православной Церкви» (сочиненной константинопольцами и непризнанной другими Поместными Церквами) в данном заседании и других общеправославных мероприятиях Константинополем решен и не подлежит пересмотру. Ну, точно, как когда-то говорилось: «Рим высказался – дело решено». Это, конечно, великолепно звучит, но только не от стамбульской патриархии. В заявлении ОВЦС поэтому и констатировалось, что подобные действия «представителей Константинопольского Патриархата несут в себе серьезную угрозу реальному осуществлению православного единства, укрепление которого является одной из важнейших забот Русской Православной Церкви. Ответственность за такие действия полностью лежит на представителях Константинопольского Патриархата». Вообще влияние нынешнего, вполне уже безумного, мира на церковную жизнь иногда проявляется и в еще более диковинных формах. В том числе и в сфере, т. ск. «внутрицерковного единства». Вот недавно появились сообщения о том, что группы православных священников в различных регионах Румынии начали объединяться … в профсоюзы для защиты собственных интересов перед лицом церковного руководства. В частности, некоторое время назад 20 священнослужителей подали уставные документы в Ясский суд о регистрации " Профсоюза Покрова Божией Матери " .

http://radonezh.ru/analytics/sobor-i-edi...

– Вскоре после победы " евромайдана " в Киеве, в феврале Священный Синод Украинской церкви создал комиссию по диалогу УПЦ Московского патриархата с УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). На ваш взгляд, может быть какой-то практический результат от деятельности подобной комиссии? О чем может свидетельствовать факт ее появления? – Мы приветствуем любые находящиеся в рамках церковной традиции шаги, которые в конечном итоге могут привести наших братьев из раскола в лоно канонической Церкви, вернуть их в отчий дом. Надеемся, что и работа данной комиссии принесет свои положительные плоды. При этом важно помнить, что преодоление раскола на Украине – проблема, которая возникла не вчера. И ее решение безальтернативно лежит в канонической области, что недавно еще раз соборно подтвердили главы и представители всех поместных Православных церквей на совещании, прошедшем в начале марта в Стамбуле. Еще раз напомню, что в принятом по итогам совещания послании предстоятелей говорится: " Мы горячо молимся о мирных переговорах и молитвенном примирении в продолжающемся на Украине кризисе. Мы осуждаем угрозы насильственного захвата святых монастырей и храмов и молимся о возвращении наших братьев, находящихся сегодня вне церковного общения, в лоно Святой Церкви " . – Радикальные политические силы на Украине часто заявляют о том, что стране нужна " единая Поместная церковь " . На ваш взгляд, существует вероятность того, что эти заявления рано или поздно воплотятся в жизнь? – Как неоднократно говорил святейший патриарх, у украинцев есть своя поместная Православная церковь – Украинская православная церковь Московского патриархата. Она настолько же российская, насколько украинская или белорусская, или молдавская. Церковь существует поверх границ и политической вражды. Радикалы на Украине хотят " создать " не единую Церковь, а религиозную партию, которая бы оправдывала их действия, давала бы духовную индульгенцию их политическим фантазиям. Создание подобной Церкви иначе, чем предательством Христа, надругательством над благочестием украинцев назвать нельзя.

http://religare.ru/2_104085.html

На момент сдачи номера в печать не было сообщений о решениях Болгарской Церкви и Александрийского патриархата (хотя некоторые СМИ заявили об отказе Феодора II приезжать в Иорданию). Основная причина нежелания участвовать формулируется так: патриарх Иерусалимский не имел права ни инициировать эту встречу, ни приглашать на нее кого-либо. Об этом в январе с.г. объявил сам Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей. «Не нужно напоминать, какое место ваш патриархат занимает в диптихе святой православной церкви. А также о том, что по каноническому порядку всеправославные Соборы всегда созывались Вселенским Патриархом и проходили под его председательством. Какому единству служит ваша инициатива, если первый среди православных предстоятелей отсутствует на Соборе, который вы предлагаете?» – написал Варфоломей в ответ на приглашение патриарха Феофила. О том, что у Иерусалимской Церкви после совещания в Аммане могут быть проблемы, Патриарх Варфоломей предупредил представителей Иерусалимской патриархии и при личной встрече 15 февраля, сообщил греческий сайт Orthodox Times. Еще раз подчеркнув, что он не собирается ехать в Амман, Варфоломей заявил, что «позиция Иерусалимского патриархата ставит под угрозу единство в православном мире, к которому стремится Вселенский патриархат». При этом греческий ресурс сообщает: представители Иерусалимской Церкви «заверили, что собрание в Аммане представляет собой не официальное совещание, а скорее братскую встречу православных иерархов с целью диалога, и пытались убедить Вселенского патриарха в том, что Иерусалим поддерживает Константинополь, но не смогли найти никаких аргументов в пользу своих взглядов». В Московском патриархате ответ Варфоломея Феофилу назвали «новой теорией, с которой мы не можем согласиться». Глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) напомнил, что подобные прецеденты в мировом православии были, и не так давно. «Я прекрасно помню, как в 2000 году Иерусалимский патриарх Диодор пригласил всех глав Поместных Церквей в Вифлеем на празднование 2000-летия Рождества Христова. И Патриарх Варфоломей там был, и Патриарх Московский и всея Руси Алексий. И почему-то никому не приходило в голову спрашивать: как это Иерусалимский Патриарх приглашает, тогда как должен приглашать Патриарх Константинопольский? На наш взгляд, каждый предстоятель Поместной Православной Церкви несет ответственность не только за свою Церковь, но и за межправославное согласие. Если это согласие нарушено, если возник конфликт, то каждый может внести свой вклад в его разрешение. Тем более что Иерусалимский Патриарх пригласил глав Церквей не на какую-то формальную встречу, а на неформальную дружескую встречу, «на братскую встречу в любви», как было сказано в его пригласительном письме, и идея заключалась в том, чтобы дать возможность предстоятелям в спокойной, неформальной, неофициальной обстановке обсудить те проблемы, которые возникли».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Но вернемся к Патриарху Кириллу. Его избрание на престол — дело Промысла Божьего и благословение Божией благодати как русскому православному народу, так и всему православному миру в целом. Наше время и положение наших Православных Церквей востребуют как раз именно такого человека, как Патриарх Кирилл. Он являет собой образ такого Предстоятеля Церкви, который прекрасно разбирается в современном мире и делает именно то, что надо. — Ваш прогноз, как будут уживаться на Украине каноническая Церковь и вновь созданная? Как и когда будет преодолена драма наметившегося расхождения в мировом Православии? Константинополь совершает действия, с которыми канонически не согласна Русская Церковь. — Проблема раскола на Украине уже давняя, недоразумения там были большие, и все это привело к тяжелому противостоянию внутри украинского народа. Мы рассчитывали оказать помощь украинскому народу, собрав общеправославный Собор или совещание для обсуждения этой темы. Мы надеялись, что Предстоятели или посланники Предстоятелей Поместных Церквей побывали бы на Украине с визитами, чтобы, все обсудив с народом и выслушав представителей той и другой стороны, попытаться найти какой-то выход из сложившегося положения. К сожалению, события пошли совсем по другой дороге. Цареградский Патриархат заступился за раскольников и пожелал их каким-то образом примирить с канонической Церковью. Однако православные верующие канонической Церкви остались на своих позициях, сохраняя священные каноны. Так что Вселенскому Патриархату удалось «примирить» лишь две раскольнические группировки, легализовав их, и тем самым еще больше усугубить и углубить существующее разделение. Недавно в Салониках я встречался со Вселенским Патриархом, и он мне в ходе встречи сказал, чего ожидает. По его представлениям, если не вся, то почти вся Украинская Церковь примирится с раскольниками и вольется в новую «Православную церковь Украины». Хотя всем с самого начала было ясно, что из себя представляют все эти раскольнические группировки на Украине, и что с ними, по-русски говоря, кашу не сваришь…

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5367549...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010