12 февр. 1944 г. возведен в сан митрополита, назначен митрополитом Киевским и Галицким, экзархом Украины. 4 февр. 1945 г., во время интронизации Патриарха Алексия I , вручал ему куколь (ЖМП. 1945. 2. С. 60). На Украине И. руководил возвращением в юрисдикцию Московской Патриархии приходов, находившихся во время оккупации в раскольнических автокефальных образованиях. В 1-й послевоенный год И., налаживая церковную жизнь, сделал очень много для преодоления последствий раскольнических действий еп. Поликарпа (Сикорского) и «архиереев», получивших незаконное посвящение от запрещенных епископов. Вслед. депортации нем. войсками при отступлении епископата автономной Украинской Православной Церкви И. длительное время был единственным архиереем патриаршей ориентации на Украине. Он являлся членом Поместного Собора РПЦ 31 янв.- 2 февр. 1945 г. Вместе с Львовским и Тернопольским еп. Макарием (Оксиюком) , Мукачевским и Ужгородским еп. Нестором (Сидоруком) , управляющим делами Киевского Экзархата прот. Константином Ружицким был представителем от РПЦ на Львовском Соборе греко-униат. священников и мирян 8-10 марта 1946 г., на к-ром было принято решение о воссоединении с правосл. Церковью. И. принял активное участие в процессе воссоединения греко-католиков (униатов) зап. областей Украины и Закарпатья с Русской Церковью, укреплял их в Православии. 8-18 июля 1948 г. участвовал в торжествах по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, а также в Совещаниях представителей Поместных Православных Церквей . Был избран почетным членом МДА. И. был требовательным и строгим в соблюдении церковных правил и канонов. Часто служил в различных мон-рях и церквах Украины. Архиерейские служения И. отличались особой молитвенностью, его простые и назидательные проповеди привлекали большое число молящихся. И. постоянно заботился о восстановлении разрушенных в предвоенные десятилетия храмов, к-рые были открыты в годы войны, но пребывали в запустении. Усилиями И. был отреставрирован и передан Церкви кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Владимира в Киеве, в к-ром совершались строго уставные богослужения с общим пением молящихся и чтением акафистов. С кон. 50-х гг. XX в. усилилось давление на Церковь со стороны властей, начавших при Н. С. Хрущёве очередную антирелиг. кампанию. В 1959 г. было отказано в выделении участка под строительство нового здания Киевской ДС, в последующие годы верующие лишились десятков церквей. Так, в Киеве из 25 действующих храмов осталось только 8. Особенно тяжелым ударом явилось закрытие в 1963 г. Киево-Печерской лавры .

http://pravenc.ru/text/469550.html

25 января 2024 г. 13:34 Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей [Статья] В журнале «Церковь и время» опубликована статья секретаря ОВЦС по делам дальнего зарубежья, докторанта ОЦАД протоиерея Сергия Звонарева, посвященная взаимоотношениям Русской и Константинопольской Православных Церквей в период расцвета международной деятельности Московского Патриархата, связанного с личностью митрополита Никодима (Ротова). 25 января 2024 г. 10:19 Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви [Интервью] На сайте Отдела внешних церковных связей опубликован перевод фрагментов интервью иерарха Сербской Православной Церкви епископа Бачского Иринея 13 января 2024 г. 18:04 Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви» [Интервью] 19 декабря группа иерархов и священнослужителей разных Поместных Православных Церквей совместно с рядом правозащитных организаций с консультативным статусом при ООН подписали соглашение о создании международного правозащитного объединения «Церковь против ксенофобии и религиозной дискриминации». Документы и исследования 25 января 2024 г. Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей 1 декабря 2023 г. В Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения» 23 октября 2023 г. Учреждение автокефалии: канонический аспект 18 августа 2023 г. Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим «Православную церковь Украины» 27 июля 2023 г. Кто является главой Церкви? К вопросу о теории первенства 19 июля 2023 г. Доклад митрополита Будапештского Илариона на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 19 июля 2023 г. Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей Видеоматериалы 16 марта 2023 г.

http://edinstvo.patriarchia.ru/

В 1949 г. Д. представил в Совет академии труд «Армянская Церковь: (История ее взаимоотношений с Церковью Вселенской; ее вероучение и обряды сравнительно с православными)», за к-рый в 1950 г. был удостоен степени магистра богословия. Эта диссертация стала ценным вкладом в дело взаимопонимания и взаимосближения Русской Православной и Армянской Церквей. В том же году Д. получил звание профессора с назначением на академическую кафедру Свящ. Писания НЗ (к-рую возглавлял до кончины), а также должность секретаря Совета академии и семинарии. 1 авг. 1951 г. Д. был назначен инспектором МДАиС. Эту должность, по отзывам современников, Д. исполнял «с полным пониманием жизненных условий, чувством меры и такта. Никогда не возводил он в «смертные грехи» мелкие проступки и шалости юного студента. Напротив, всякий студент был убежден, что искренне осужденные и преодоленные им нарушения не будут портить всю его дальнейшую жизнь, т. к. ни о чем изжитом проф. Н. Доктусов в характеристиках, даваемых выпускникам, не упоминал». В это же время ректором МДАиС стал прот. К. Ружицкий - вместе с ним и с ученым секретарем Н. И. Муравьёвым Д. составлял «начальственную тройку». Как пишет в воспоминаниях М. Х. Трофимчук, «постоянно их можно было видеть только втроем. Все вопросы решали сообща, советуясь друг с другом. Поэтому за время их правления в академии и семинарии все было в порядке. И нам, учащимся, они показывали пример дружбы и сотрудничества. Чувствовалось, что они имели настоящее христианское воспитание, высокую культуру и душевное расположение к ближним». Среди педагогов академии Д. приобрел репутацию «ходячей энциклопедии» по богословским, церковно-историческим и языковедческим вопросам. В июле 1948 г. на Совещании представителей Поместных Православных Церквей Д. принял участие как докладчик и секретарь в работе комиссии «Экуменическое движение и Православная Церковь». К работе Комиссии о положении Св. Горы Афонской в рамках того же Совещания по поручению священноначалия подготовил доклад о состоянии рус. правосл. иночества на Афоне. В 1953 г. представлял рус. богословскую школу в составе 1-й делегации РПЦ в ФРГ.

http://pravenc.ru/text/178764.html

Данное решение ЕСПЧ также наглядно показывает, что во взаимоотношениях религиозной организации и национального государства появляется еще один весомый субъект, влияние которого в прошлом было менее ощутимым. Я имею в виду фактор международных организаций, которым национальные государства делегировали часть своих полномочий. Как показывает практика, сами государства оказываются зависимыми от решений принимаемых за их пределами и имеют небольшие возможности по оказанию на них влияния. Это серьезный вызов прежней системе национального и международного права, так как процесс его формирования все чаще оказывается в руках международных бюрократических структур, на которые народы не имеет возможности оказывать прямое влияние. В этих условиях становится особенно важной оценка мировоззренческих позиций, с которых действуют международные организации и их согласованности с мировоззрением граждан. Однако в этой критике нет призыва к борьбе с международными организациями. Повышение их роли, особенно в Европе, означает необходимость развития диалога религиозных организаций с ними. Это в большей степени актуально для Православных Церквей, так как хранимые ими традиции все еще остаются малоизвестными и мало представленными в международных институтах. Усиление взаимодействия между Церквами и международными организациями невозможно без большей координации деятельности между Православными Церквами и народами. Несмотря на проблемный повод для нынешнего совещания, хочу поблагодарить Святейшую Болгарскую Церковь за то, что она собрала представителей Поместных Православных Церквей в Софии для объединения усилий православного мира по отстаиванию своих интересов. Результатом наших совместных действий могло бы быть четкое и ясное представление миру особенностей модели религиозно-государственных отношений, которая сложилась в странах православной традиции и которая, несмотря на свои особенности, способна обеспечивать права и свободы всех граждан в религиозной сфере. В своем выступлении хотел бы остановиться на двух основных аспектах подхода к церковно-государственным отношениям, которые представлены в решении Страсбургского суда и которые должны быть тщательно обсуждены. Более подробный правовой анализ решения ЕСПЧ будет представлен другими членами нашей делегации.

http://e-vestnik.ru/docs/vystuplenie_epi...

— Корсунская епархия тесно взаимодействует с православными Поместными Церквами. Как сегодня строится это сотрудничество? — Вопрос окормления и сосуществования диаспор является для современного православия очень важным. У православных на Западе растет сознание того, что все мы вместе составляем Единую и Соборную Церковь, имеющую общение в таинствах и полное единство в вере. С недавних пор, следуя решениям, принятым общеправославными совещаниями в Шамбези, мы также проявляем это единство в работе ассамблей православных епископов, которые существуют в тех странах, где находятся епархии различных православных Поместных Церквей. В частности, мне приходится участвовать в работе епископских ассамблей Франции, Швейцарии, Италии и Испании. Православные епископы, участвующие в работе ассамблей, координируют свои действия, вырабатывают совместные инициативы пастырского и просветительского характера, в том числе благословляют переводы богослужебных, катехизических текстов и святоотеческих творений на местные языки и их издание. Они также рассматривают многие вопросы, связанные с взаимодействием Церкви и общества, например душепопечительская работа в тюрьмах и больницах, катехизация, миссионерство. Во Франции, например, от имени ассамблеи епископы регулярно участвуют в круглых столах по вопросам межкультурного сотрудничества и эмиграции, встречаются с первыми лицами государства, министрами и парламентариями. И мнение Православной Церкви имеет больший вес, когда она ведет диалог с обществом и с государственными структурами не от лица одной епархии, а от лица всей полноты православия в каждой отдельно взятой стране. Представители православных Поместных Церквей на заседаниях занимают места в ассамблее согласно диптиху. Хотел бы отметить, что наиболее многочисленными и быстроразвивающимися епархиями в Западной Европе являются епархии Румынской Православной Церкви, с которыми у нас сложились братские и добрые отношения. — Как развивается диалог с представителями Католической Церкви? — Межхристианский диалог является одним из приоритетных направлений нашей деятельности. Отношения с Католической Церковью в разных странах складываются по-разному, но можно говорить об их общей доброжелательной и открытой атмосфере. У западного христианства есть неподдельный и живой интерес к православию. Не могу не сказать и о конкретных шагах, о братской помощи, которую многие католические епископы оказывают нашим недавно созданным и небогатым общинам, предоставляя им места для богослужения и во многих случаях передавая в постоянное пользование храмы и часовни.

http://e-vestnik.ru/interviews/episkop_k...

Непосредственно созданием СЦУ, оказавшейся для Фанара чемоданом без ручки, занимался главный конкурент Елпидифора в борьбе за стамбульское кресло ответственный за Европу Эммануэль Галльский. Вот на него, как «введшего в заблуждение святейшего, но болящего старца», и можно свалить ответственность за подведение мирового православия на грань раскола. Возможно, подобными прогнозами и руководствовался синод РПЦ, перенося архиерейский собор на полгода. Однако киевская конференция была объявлена ещё 5 октября… Обличение Фанара во лжи На совещании в Печерской лавре прозвучало немало принципиальных вещей вне зависимости от того, кто усядется на восточно-папском престоле. Так, управляющий делами УПЦ (МП) митр. Антоний призвал тех в столицах греческих церквей, кто видит в стамбульском патриархе истину в последней инстанции, «вернуться к апостольскому пониманию церковных соборов как особых средств познания Божественной Истины»: «Мы должны помнить, что именно на соборах особым образом действует благодать Святого Духа, наставляющая Церковь на всякую истину». Кто-то скажет (и в первую очередь, конечно, украинские униаты, которым есть особое дело до внутриправославных вопросов): так что же РПЦ, столько говорящая о соборности, не поехала на Крит в 2016 году? Ответ отчасти дал в докладе на конференции архиепископ Вроцлавский Георгий. Иерарх Польской православной церкви напомнил, что во время подготовки к Критскому собору были согласованы документы о том, что томос об автокефалии даруется Матерью-Церковью с согласия предстоятелей всех поместных церквей. И казалось, далее с этим пунктом повестки дня планируемого Критского собора проблем не будет: «Поскольку тема автономии была согласована довольно скоро и просто, многие думали, что так же будет и с вопросом автокефалии». Но этот вопрос – один из самых болезненных, как мы ощущаем сегодня, – так и не был внесен в повестку, что во многом лишало смысла проведение собора. Ещё важнее то, что на предсоборных совещаниях по подготовке собора 2016 года, по словам представителя Польской церкви, «всегда ощущалась ментальная разница в понимании многих экклезиологических вопросов». В итоге под давлением представителей Фанара и их единомышленников на утверждение собора были вынесены пункты, которые ставили под вопрос саму православность собора. Поэтому в нём отказалась участвовать Грузинская церковь. Затем – Болгарская и Антиохийская. И РПЦ не поехала на «собор» потому, что он по определению не мог быть уже всеправославным.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/18/pravos...

— Патриарх Феофил имеет право созывать совещания Предстоятелей? — Патриарх Феофил, созывая предстоятелей на общую встречу, выступает голосом соборности Церкви. Православная Церковь ищет пути восстановления механизмов соборности, пострадавшей от единоличного решения одного из первоиерархов. Иерусалимская Церковь — матерь всех Церквей. Она — старейшая по времени своего основания, ее значение для христиан всего мира совершенно особое в силу хранимых ею великих общехристианских святынь. Некоторые греческие авторы высказывали неудовольствие в связи с идеей встречи в Аммане, поскольку она была созвана не Константинопольским Патриархатом. Но, во-первых, в истории и церковно-каноническом праве подобные встречи Предстоятелей никак не ограничивались. Во-вторых, есть прецеденты, когда Соборы с участием других Предстоятелей созывали Иерусалимские, а не Константинопольские Патриархи. Например, Иерусалимский Собор 764 года, когда Патриарх Иерусалимский Феодор вместе с Патриархами Александрийским и Антиохийским осудили иконоборческую ересь и подтвердили решения шести Вселенских Соборов. В 1443 году в Иерусалиме под председательством Патриарха Иерусалимского Иоакима прошел знаменитый Собор, осудивший Ферраро-Флорентийскую унию с Римом. В Соборе приняли участие Патриарх Антиохийский Дорофей и Александрийский Филофей. При этом Собор, по сути, рассматривал апелляцию одного из константинопольских иерархов, митрополита Кесарии Каппадокийской Арсения на своего Патриарха, уклонившегося в унию. В 1522 году в Иерусалиме Патриарх Иерусалимский Дорофей II вместе с Александрийским и Антиохийским святителями соборно низложили митрополита Созопольского Иоанникия, захватившего константинопольский престол, и восстановили на кафедре в Константинополе Патриарха Иеремию. Собор был созван Патриархом Иерусалимским и проходил под его председательством, хотя законный Патриарх Константинопольский Иеремия присутствовал на Соборе. Наконец, в 1672 году Патриарх Иерусалимский Досифей II созвал в Иерусалиме Собор с участием представителей других Поместных Церквей, на котором было издано «Православное исповедание веры». При этом было осуждено протестантствующее исповедание веры, ходившее под именем Константинопольского Патриарха Кирилла Лукариса.

http://pravoslavie.ru/138175.html

Правда, недооценка советским руководством всей меры зависимости Константинопольского Патриархата и других грекоязычных Церквей, чья каноническая территория находились в странах, которые находились в зоне военного и политического контроля со стороны США и Великобритании, от внешнеполитических интересов этих государств, а также весьма приблизительное представление советских государственных деятелей и чиновников о канонических и иных исторически сложившихся нормах взаимоотношений между Поместными Православными Церквами породили у них завышенные ожидания относительно возможностей Московской Патриархии. Так что в контактах Патриархии с представителями государственной власти, которые осуществлялись через Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров, проговаривались и такие выражения, как «Вселенский Собор в Мос­кве» или «православный Ватикан», тоже, конечно, в Москве. Впрочем, эта идея увлекала и церковных деятелей из братских Поместных Церквей. Так, серб Радован Казимирович в октябре 1946 года предлагал Патриарху Алексию I учредить в Москве Синод, который бы имел властные полномочия по отношению к Поместным Церквам, подобно Римской курии. Святейший Патриарх Алексий I, его ближайший помощник по делам церковной дипломатии председатель ОВЦС митрополит Коломенский Николай осознавали утопичность подобных надежд, о чем они в деликатной форме заранее информировали руководство страны. Хотя митрополит Крутицкий Николай в составленной им записке приветствовал саму идею созвать Собор в Москве, однако, заранее зная о препятствиях, с которыми неизбежно столкнется эта инициатива, он предлагал не торопиться с его открытием, но тщательно, а значит, и долго готовиться к нему. Он надеялся, что в перспективе такого события советское руководство заранее даст санкцию на проведение ряда мер, направленных на укрепление научного потенциала Русской Церкви, который был подорван довоенными репрессиями. Он писал даже о целесообразности амнистии архиереев, репрессированных до 1941 года, и предоставлении им кафедр, с тем чтобы впоследствии они приняли участие в Соборе. При этом он предлагал, прежде чем созывать Собор, путь к которому был неопределенно долгим, провести Предсоборное совещание.

http://e-vestnik.ru/analytics/70_let_sov...

Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион проинформировал об участии делегаций Русской Православной Церкви в отпевании Святейшего Патриарха Болгарского Максима и Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Игнатия IV. В перерыве между заседаниями члены Синода вознесли во время литии в домовом храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, резиденции в Даниловой обители молитвы ко Господу об упокоении в небесных селениях новопреставленных Предстоятелей братских Поместных Церквей. Священный Синод ознакомился с итогами Первосвятительских визитов в Иерусалимский Патриархат, в Белоруссию и российские епархии. О зарубежных командировках, совершенных в период между октябрьским и декабрьским заседаниями, доложил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Кроме того, члены Синода рассмотрели журналы о проведении в Москве XVI Всемирного Русского Народного Собора, заседании Межрелигиозного совета России, II Форуме православных женщин, совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества», а также участии представителей Московского Патриархата в VI Ассамблее Русского мира и XII форуме «Петербургский диалог». Были изучены результаты состоявшихся со времени предыдущего заседания Священного Синода: конференции архиереев дальнего зарубежья, посвященной пятилетию подписания Акта о каноническом общении; заседания совместной рабочей группы Русской Православной Церкви и Управления по делам религии Турецкой Республики; собрания координационного комитета смешанной православно-католической богословской комиссии; богословского собеседования Русской Православной Церкви и Евангелической церкви Германии. Священным Синодом утверждены «Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», «Типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации». Документы в 2011 и 2012 году разрабатывались Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, обсуждались в интернете и на Международных Рождественских образовательных чтениях 2012 года. При этом члены Священного Синода подчеркнули рамочный характер документов: применять их следует применительно к местным условиям. С учетом местного законодательства перечисленные документы следует использовать и органам церковного управления самоуправляемых Церквей, а также иным епархиям, находящимся за пределами Российской Федерации. Документы будут опубликованы в ближайшие дни на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

http://pravmir.ru/25-26-dekabrya-na-zase...

Суть проблемы заключается в том, что Константинопольский Патриархат с 1920-х годов претендует на право церковной юрисдикции над теми странами, которые не принадлежат к православной традиции, тогда как другие Поместные Церкви имеют свои дисапоры в Европе, Америке и на других континентах и не собираются от них отказываться. В результате в некоторых городах Европы, например, имеется по нескольку православных епископов, каждый из которых окормляет паству своей Поместной Церкви. Вопрос пастырского окормления диаспоры может быть решен лишь Всеправославным Собором. Подготовка к такому Собору велась достаточно интенсивно на протяжении тридцати лет (начиная с 1960-х и вплоть до начала 1990-х годов), однако в настоящий момент фактически приостановлена из-за разногласий между Церквами по вопросу о том, каким должны быть статус Собора и его повестка дня.Итак, в Православной Церкви в мировом масштабе не существует какого-либо внешнего механизма обеспечения " соборности " , нет внешнего авторитета, - в лице ли одного человека или в форме коллегиального органа, - который гарантировал бы единство Церкви в церковно-политических вопросах. Это, однако, не означает, что соборность в Православной Церкви существует только в теории, а не на практике. Практически соборность на межправославном уровне выражается, во-первых, в том, что все Поместные Православные Церкви имеют между собою полное евхаристическое общение. Во-вторых, Православные Церкви заботятся о сохранении единства вероучения, для чего в необходимых случаях созываются межправославные совещания. В-третьих, Предстоятели или официальные представители Церквей время от времени встречаются друг с другом для обсуждения важных вопросов или обмениваются посланиями. Таким образом, даже в отсутствие Всеправославного Собора Православная Церковь во всемирном масштабе сохраняет свой соборный, кафолический характер, несмотря на отсутствие четких механизмов обеспечения этой соборности.Вообще в православной традиции понятие соборности гораздо органичнее связано с идеей местной Церкви [ 3 ], чем с идеей Вселенской Церкви как совокупности местных Церквей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1299...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010