27–29 января 2009 г. 27 января 2009 года в Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя открылся Поместный собор Русской Православной Церкви. По совершении Божественной литургии в день открытия Поместного собора Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился с приветственным словом к участникам Собора. Перед началом первого заседания Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил молебен перед чтимым списком Феодоровской иконы Божией Матери. На первом заседании Поместного собора Русской Православ­ной Церкви 27 января 2009 года с докладом выступил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в завершение призвавший участников Поместного собора хранить братскую любовь, мир и единство. Второе заседание Поместного собора открылось кратким выступлением Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Он рассказал о современном положении украинского Православия и о значении братской поддержки всей Полноты Русской Церкви в противостоянии расколам и разделениям. Он сообщил также делегатам Собора, что отдаёт свой голос за кандидатуру Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Участники Поместного собора Русской Православной Церкви утвердили программу, регламент и повестку дня, а также процедуру избрания Патриарха Московского и всея Руси. Перед делегатами выступил председатель мандатной комиссии архиепископ Хустский и Виноградовский Марк. Он доложил о наличии кворума. После обстоятельной дискуссии Собор принял решение не выдвигать дополнительных кандидатов на Патриарший Престол. На заседании Поместного собора 27 января митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Экзарх всея Беларуси, объявил, что снимает свою кандидатуру в пользу Патриаршего Местоблюстителя. Он подчеркнул, что немало размышлял над этим решением и поблагодарил собратьев архиереев за оказанное ему доверие. “Мы должны консолидироваться перед избранием Патриарха”, — подчеркнул он. Митрополит Филарет выразил пожелание, чтобы Собор явился свидетельством единства епископата, духовенства и мирян в Духе Святом.

http://pravmir.ru/izbranie-svyateyshego-...

Перед началом Божественной литургии митрополит Кирилл обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом. После чтения Евангелия ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев огласил Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Послание Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла по случаю праздника Рождества Христова было оглашено по запричастном стихе. Вечером 7 января, в день Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Согласно сложившейся традиции, на Великую вечерню было вынесено напрестольное Евангелие, которое обычно читал Святейший Патриарх Алексий. Это старинное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны было передано в дар Храму Христа Спасителя по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима из Иосифо-Волоцкого монастыря «для особо торжественных праздничных богослужений». По благословению Святейшего Патриарха Алексия Евангелие используется только дважды в год: на Великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на пасхальную Великую вечерню. По окончании богослужения митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поздравил Патриаршего Местоблюстителя от лица Священного Синода, епископата, духовенства и всех верных чад Русской Православной Церкви с праздником Рождества Христова. В ответном слове митрополит Кирилл, поблагодарив митрополита Ювеналия за поздравления, отметил ту важную роль, которую сыграл Святейший Патриарх Алексий II в деле возрождения порушенных храмов и монастырей и, самое главное, в возрождении духовной жизни в нашей стране. Затем иерархи, представители Поместных Православных Церквей, настоятели московских храмов и монастырей поздравили Патриаршего Местоблюстителя с праздником Рождества Христова. 8 января, в день празднования Собора Пресвятой Богородицы, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_mesto...

За Божественной литургией совершались молитвы об упокоении души Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также молитвенное прошение, благословленное Священным Синодом для возношения на Сугубой ектении Божественной литургии в храмах Русской Православной Церкви до завершения Поместного Собора. По окончании богослужения Патриарший Местоблюститель совершил заупокойную литию по почившему Святейшему Патриарху Алексию II и славление Рождеству Христову. После торжественного пения тропаря, кондака и величания праздника Рождества Христова митрополит Кирилл обратился к богомольцам с проповедью, в которой рассказал о значении Собора Богоматери. Затем митрополит Кирилл поклонился древним святыням Русской Церкви, находящимся в Успенском соборе Московского Кремля. 9 января в Государственном кремлевском дворце состоялся традиционный Рождественский праздник для детей. Перед началом праздничного представления к ребятам обратился Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Поздравив их с Рождеством Христовым, архипастырь пожелал всем участникам праздника «быть счастливыми, говорить правду, быть мудрыми, любить свою семью, Отечество и свою мать – Православную Церковь». Митрополит Кирилл также вручил грамоты детям – победителям в номинациях конкурса «Рождественская звезда» – за участие в программе «Дни России в Латинской Америке». 10 января в Москве в Колонном зале Дома Союзов прошел детский Рождественский праздник, посвященный памяти почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Представление «Стремясь к Божественному свету» увидели две тысячи воспитанников воскресных школ, детей-сирот и инвалидов. В фойе гостей ждали веселые игры, викторины и конкурсы. Каждый желающий мог написать свое послание в «Книгу мира», на первой странице которой было помещено приветствие почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Свою запись в этой книге сделал и Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Мир начинается с сердца человека. Мир в сердце – это мир внутри личности, мир в семье, мир на работе, мир в обществе, мир между народами. Мир же в сердце – это дар Божий, который подается в ответ на нашу веру».

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_mesto...

На Смоленском кладбище, где находится место захоронения блаженной Ксении Петербургской, митрополит Кирилл посетил собор в честь Смоленской иконы Богоматери и поклонился чудотворному храмовому образу. Затем в часовне на месте упокоения святой блаженной Ксении Петербургской был совершен молебен. По окончании молебного пения митрополит Кирилл помазал верующих освященным елеем. В ходе своего визита в Санкт-Петербург Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вместе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром посетил Николо-Морской Богоявленский собор и поклонился святыням храма, в том числе особо почитаемым — иконе Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, и мощам преподобного Феодосия Черниговского, пребывающим в нижнем храме собора. Обратившись к присутствовавшим в храме со словами приветствия, митрополит Кирилл отметил, что «никогда еще здесь не было так благоустроено, никогда не было такой красоты, как сейчас». Он сердечно поблагодарил настоятеля собора протоиерея Богдана Сойко за совершенные труды, «наипаче же Владыку Владимира, под омофором которого эти труды осуществляются». Со словами приветствия к Местоблюстителю Патриаршего престола обратился настоятель храма и преподнес архипастырю на молитвенную память икону Святителя Николая. В тот же день митрополит Кирилл посетил Казанский собор Петербурга и приложился к чудотворному списку Казанского образа Пресвятой Богородицы. В своем слове к богомольцам, собравшимся в кафедральном соборе северной столицы, иерарх сказал, что он прибыл в Санкт-Петербург во исполнение замысла ныне почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, дабы совершить в день столетия преставления всероссийского батюшки святого праведного Иоанна Кронштадтского Божественную литургию в Иоанновском монастыре и помолиться перед «родными и дорогими петербургскими святынями». После Казанского собора Местоблюститель Патриаршего престола посетил Спасо-Преображенский собор, в котором хранится образ Спаса Нерукотворного. Эта икона, написанная знаменитым московским иконописцем С.Ф. Ушаковым для царя Алексея Михайловича, была любимым образом Петра I.

http://e-vestnik.ru/reports/vizit_patria...

В беседе с представителями СМИ архипастырь ответил на вопрос, где находится граница между возможным и недопустимым во взаимоотношениях Русской Православной Церкви с неправославными исповеданиями. «Эта грань очень четко очерчена канонической традицией Церкви, вероучением и практикой», —  заявил Местоблюститель Патриаршего престола. Он рассказал, как 28 декабря совершал богослужение в Сретенском монастыре, где покоятся мощи священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Этот блестящий богослов написал свой знаменитый труд, посвященный догмату о Церкви, в трудное для русского православного богословия время, когда богословская мысль находилась под сильным давлением западной философии, господствовавшей тогда не только на Западе, но и в России. Эту философию приняло большинство интеллигенции того времени. «Нужно было защитить догматы Церкви, и Владыка Иларион сделал это прекрасно. Он отверг так называемую “теорию ветвей”, зародившуюся в западном богословии и предполагавшую, что существующие конфессии  суть ветви одного и того же дерева, по которым в равной степени идут живительные токи Божественной благодати, —  рассказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. —  Это глубоко ошибочная теория, которую никогда не принимало православное сознание. И Владыка Иларион смог высказаться  по этому поводу удивительно правильно и сильно». Патриарший Местоблюститель подчеркнул, что отношение Русской Церкви к инославию должно находиться в русле святоотеческой и богословской традиции. Именно в таком русле и были составлены «Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви», которые принял Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года. «И сегодня нам не нужно размышлять, как строить отношения. Документ, единогласно принятый епископатом Московского Патриархата, очерчивает рамки такого поведения», —  отметил иерарх. При этом Владыка Кирилл напомнил, что священномученик Иларион находился в переписке с очень известным западным богословом Робертом Гардинером, секретарем комиссии по устройству мировой конференции христианства, в рамках которого христиане разных конфессий могли бы обсудить перспективы сотрудничества. И в ходе подготовки к мероприятию Гардинер вступал в переписку с различными корреспондентами, в том числе с архиепископом Иларионом. Святитель не уклонился от этой переписки, он не сказал, что сам факт диалога с этим человеком не соответствует его экклесиологии, его церковному самопониманию. Он вступил в диалог, причем  слова Владыки Илариона были настолько убедительными, что к концу жизни Гардинер серьезно подумывал о переходе в Православие. 

http://patriarchia.ru/db/text/517822.htm...

Изучая подвиг новомучеников, Синодальная Комиссия по канонизации святых в 1995 г. выработала одобренный Священным Синодом документ «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века». В этом документе отмечается, что, совершая канонизацию новомучеников, РПЦ опирается на примеры почитания «мучеников в первые века христианской истории», когда «необходимым условием почитания было исповедание ими правой веры» с. 171]. Давая оценку расколам и разделениям, возникшим в нашей Церкви в 20-е годы, Синодальная Комиссия пришла к выводу о невозможности канонизации обновленцев, находившихся под контролем ВЧК, поправших многие каноны Церкви, а также стремившихся к пересмотру догматического учения Церкви; последователей григорианского раскола, которые пытались захватить власть высшего управления Церкви; самосвятов-липковцев и других позже возникших группировок украинских автокефалистов, которые имели преемственную связь с самосвятами. Этот общий вывод не распространяется на тех, кто, на время присоединившись к обновленцам, потом оставлял раскол, через Покаяние возвращался в лоно Церкви и впоследствии становился жертвой антицерковных репрессий. Иная оценка была дана Синодальной Комиссией так называемым «правым» расколам. В докладе отмечалось, что «В действиях «правых» оппозиционеров, часто называемых «непоминающими», нельзя обнаружить злонамеренных, исключительно личных мотивов. Их действия обусловлены были по-своему понимаемой заботой о благе Церкви. Как хорошо известно, «правые» группировки состояли из тех клириков и мирян, кто, не соглашаясь с церковно-политической линией Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, прекращал возношение его имени за богослужением и таким образом порывал каноническое общение с ним. Но порвав с Заместителем Местоблюстителя, они, как и сам митрополит Сергий, главой Церкви признавали митрополита Петра – Местоблюстителя Патриаршего Престола» сс. 15-16]. При массовом изучении следственных дел стало ясно, что участие в расколе далеко не единственная форма отпадения от Церкви в гонениях XX века. Отречение от сана, отречение от монашества, работа в органах НКВД в качестве секретных сотрудников также делают невозможным прославление этих клириков и мирян в лике святых.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Иерей (греч. «священник») — священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства, младший титул белого священника. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Иеродиакон — монах в сане диакона. Иеромонах — монах в сане иерея. Инок (слав. «иной» — одинокий, другой) — русское наименование монаха, буквальный перевод с греческого. Инокиня — монахиня. Иподиакон — церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр. Облачение иподиакона — стихарь и крестовидно одеваемый орарь. Канонарх (греч. «правящий пением») — церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор. Клир (греч. «жребий») — священнослужители и церковнослужители. Каждый храм имеет свой клир — совокупность людей, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею. Местоблюститель, Патриарший Местоблюститель (также Местоблюститель Патриаршего Престола) — епископ, временно исполняющий обязанности Патриарха как предстоятеля поместной Церкви. Митрополит (греч. «столичный») — первоначально архиерей, глава митрополии — крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук. Наместник монастыря — духовное лицо, игумен (или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем. Настоятель — старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме. Настоятелем мужского монастыря является архиерей, в чьей епархии расположен монастырь, или Патриарх, помимо епархиального архиерея. Настоятельницей женского монастыря является игуменья. Патриарх (греч. «родоначальник») — в некоторых православных Церквах — титул главы Поместной Церкви. Патриарх избирается Поместным Собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором 451 г. (г. Халкидон, Малая Азия). На Руси Патриаршество было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено на коллегиальный орган — Синод, в 1917 г. восстановлено.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить следующие тексты прошений молитвенного поминовения новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси в период со времени избрания Предстоятеля Церкви до дня его интронизации: На великой ектении: О Господине нашем Высокопреосвященнейшем (или Преосвященнейшем) Митрополите (Архиепископе или Епископе) имярек, избранном и нареченном Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, Господу помолимся. На сугубой ектении: Еще молимся о Господине нашем Высокопреосвященнейшем (или Преосвященнейшем) Митрополите (Архиепископе или Епископе) имярек, избранном и нареченном Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, и о всей во Христе братии нашей. На Великом входе: Господина нашего Высокопреосвященнейшаго (или Преосвященнейшаго) Митрополита (Архиепископа или Епископа) имярек, избраннаго и нареченнаго Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, да помянет Господь Бог во Царствии Своем… 2. Возносить данные прошения на богослужениях во всех храмах Русской Православной Церкви от времени избрания до совершения интронизации новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси. ЖУРНАЛ 3 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, Председателя Синодальной комиссии по делам монастырей, о состоявшемся избрании делегатов женских ставропигиальных монастырей на Поместный Собор Русской Православной Церкви, с предложением увеличить число делегатов от женских ставропигиальных монастырей до пяти и включить в качестве дополнительного делегата настоятельницу Санкт-Петербургского Иоанновского ставропигиального женского монастыря игумению Серафиму (Волошину). ПОСТАНОВИЛИ: Увеличить число делегатов от женских ставропигиальных монастырей на Поместном Соборе до пяти, включив в список настоятельницу Санкт-Петербургского Иоанновского ставропигиального женского монастыря игумению Серафиму (Волошину). ЖУРНАЛ 4 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола

http://mospat.ru/archive/86301-zhurnaly-...

По предписанию председателя ВЦИК М. И. Калинина от 5 янв. 1923 г. освобожден досрочно. После освобождения пребывал в угличском Алексеевском монастыре. В связи с арестом Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) И. временно управлял епархией (до освобождения митр. Агафангела в апр. 1926). Категорически отвергая всякий диалог с обновленцами, внес решающий вклад в преодоление в Ярославской епархии обновленческого раскола. В письме начальника Ярославского губотдела ГПУ от 8 авг. 1923 г. говорилось: «Обновленческая группировка в настоящее время почти совершенно прекратила свою деятельность под натиском тихоновской группировки. ...Во главе тихоновской группировки стоит епископ Ростовский Иосиф. Данное лицо по Ярославской губернии в настоящее время весьма авторитетно не только среди духовенства и верующих, но и среди советских работников низового аппарата, и в особенности Ростовского уезда». В мае 1924 г. Патриархом свт. Тихоном И. был назначен членом Временного Патриаршего Свящ. Синода и до 1926 г. управлял Новгородской и Старорусской епархией, периодически служил в новгородском Софийском соборе, ленинградском кафедральном храме Воскресения Христова (Спаса на Крови). Большое количество верующих собирали его архиерейские богослужения в ростовском Рождество-Богородицком соборе. После кончины свт. Тихона И. участвовал в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г. , утвердившем Местоблюстителем Патриаршего престола Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . В завещательном распоряжении от 6 дек. 1925 г. митр. Петр указал И. третьим кандидатом на место Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, после митрополитов Нижегородского Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и Киевского Михаила (Ермакова) . И. поддержал вступившего после ареста митр. Петра в права Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия, когда освобожденный из-под ареста Ярославский митр. Агафангел (Преображенский), названный по завещанию Патриарха Тихона 2-м после митр. Петра кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего престола, выпустил 18 апр.

http://pravenc.ru/text/578533.html

  Хочу заметить,  что уранополиты (в т.ч. и Андрей Хвесюк в комментарии к статье прот. Владимира) почему-то цитируют эту приведенную мысль о. Даниила без выделенной мною жирным шрифтом фразы: «Но не считаю, что СССР – это Россия». Хотя эта фраза очень многое объясняет. Очевидно, по мнению о. Даниила, это тоже смягчающий (и очень сильно смягчающий) фактор предательства Власова. Т.е., о. Даниил, видимо, все же признавал, что предавать Россию – плохо, но СССР – не Россия, так что ничего страшного. Но куда же подевалась Россия во время Великой Отечественной войны? И как понимать то, что Русская Православная Церковь в то время высказала совершенно иное мнение? Об этом говорит, к примеру, «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия от 22 июня 1941 года»:  «В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству»   Из сего послания мы видим, что для митр. Сергия не было сомнения в том, что Россия не исчезла, и что именно ее необходимо защитить от немецко-фашистских агрессоров. Понимаю, что в некоторых кругах (особенно среди «церковных власовцев») имя патриарха Сергия не очень популярно (сам о. Даниил заявил, что митр. Сергий с Архиерейским Собором, отлучившим предателей Родины,  превысил полномочия). Но это была не только личная позиция Патриаршего Местоблюстителя. Это была позиция Русской Православной Церкви в целом. К примеру, св. Лука (Войно-Ясенецкий) вполне разделял эту позицию и высоко ценил патриотический подвиг митр. Сергия (Страгородского): «Этот подвиг был возможен только для человека с большим историческим и политическим кругозором, свободного от узкого консерватизма, горячо любящего родину и свой народ. Святейший Сергий ясно чувствовал и понимал, что между фашизмом и христианством непроходимая бездна, знал, что фашизм исторически обречен в неравной борьбе с новым и прогрессивным, и потому без малейшего колебания благословил необходимую и справедливую, вторую отечественную войну. И не только благословил, но неустанно призывал верующих к активному содействию нашей Красной Армии чем кто может и, конечно, неустанными молитвами о победе над врагами

http://radonezh.ru/analytics/ob-ischeznu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010