Выписка из протокола заседания Комиссии НКВД по административным высылкам от 25 ноября 1922 г. ЦА ФСБ РФ. Д Р-46066. Л. 17 Выписка из протокола заседания Комиссии НКВД по административным высылкам от 9 декабря 1922 г. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-46066. Л. 23 Заключение по делу М.И. Фудель. 3 апреля 1997 г. ЦА ФСБ РФ Время испытаний. Тюрьмы и ссылки Кто бы еще мог назвать «выздоровлением после долгой и тяжкой болезни молодости» многолетнее испытание Мертвым домом – аресты, тюрьмы, допросы, духоту и грязь камеры, этапные путешествия среди уголовников в товарном вагоне, ссылки и лесозаготовки? «Выздоровление» С.И. Фуделя длилось без малого тридцать лет, с короткими перерывами. Первый этап был самым тяжелым испытанием для начинающего зэка. Рождество застало его в маленькой, затхлой, полной клопов камере вятской тюрьмы. С ним вместе – отборнейший состав заключенных: митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский) , секретарь патриарха Тихона архимандрит Неофит (Осипов) 163 , а еще – эсер да врангелевский офицер. У каждого арестанта этой блестящей компании была своя собственная история ареста, но объединила их общая участь. Высокий, величественный, необыкновенно красивый владыка Кирилл, который в завещании патриарха Тихона был назван первым из возможных местоблюстителей патриаршего престола, был арестован еще в 1920-м и расстрелян в 1937-м; семнадцать лет он нес свое величие и светлость по тюрьмам и этапам России и был за эти годы на свободе всего несколько месяцев. «Это был Илья Муромец, принявший под старость священство»; в присутствии такого митрополита предаваться унынию даже и в клопиной камере было совершенно невозможно. «Теперь мы совсем по-иному должны сознавать свои задачи. Довольно мы ездили в каретах и ничего не знали» 164 , – вспоминал Фудель слова преследуемого и гонимого владыки. Архиепископ Фаддей, арестованный в 1921-м, в течение следующих шестнадцати лет арестовывался и ссылался множество раз и в 1937-м тоже был расстрелян. Архимандрит Неофит в том же 1937-м скончался в лагере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Дьявольский цинизм этой цитаты повергает в ужас: «закос» под патриотизм и человеколюбие на фоне тысяч погибших от кассетных снарядов, фосфора, на фоне обрубков, ошмётков человеческих тел, в том числе детских, на фоне обескровленных городов, снесённых жилых домов, больниц, школ… Честнее откровенно нацистские слова журналиста Богдана Буткевича тиждень»). 29 апреля в студии Громадського ТВ он буквально сказал: В Донецкой области 4 млн жителей, не меньше 1,5 млн лишних — их надо убить. Люди не понимают, что прежней, привычной им Украины больше нет, что государственность ликвидирована. Правительство несуществующей страны представляет и осуществляет интересы оккупантов, а не народа. А Порошенко — марионетка Вашингтона; декоративный, а не реальный президент Украины. Олигархи, захватившие власть на Украине посредством вооружённого переворота, работают в интересах наднационального мирового бизнеса и своих семейств: они граждане нового мира и созидатели нового мирового порядка. Разрушение государств — одна из главных их задач, а радикалы всех мастей — их оружие, используемое для сноса старой конструкции мира. Мир кардинально меняется, а население к этому не готово. Люди не в силах понять и принять жестокую и совершенно неожиданную для них правду. Отсутствие элементарных знаний по геополитике приводит к тому, что они ко всему подходят с бытовой, обывательской логикой, а это большая ошибка. Но давайте вспомним мудрого Соломона, который сумел разрешить спор меж двумя женщинами, называвшимися матерями одного ребёнка. Он велел разорвать ребёнка, и одна из женщин согласилась на это, а другая (настоящая, любящая мать) нет. «Слезинка ребёнка» — слишком высокая цена за любую идею, а уж когда власть легко убивает тысячи, то всякому должно быть ясно: эти деятели — чужаки, им ничего не жаль.   Исторические параллели   Вожди нацистской Германии, как и нынешнее руководство американской Украины, в пропагандистских обращениях представляли себя защитниками. И так же провозглашали нацизм своей официальной идеологией. Их демагогия тогда не ввела в заблуждение Местоблюстителя Патриаршего Престола. Митрополит Сергий в первый же день войны написал и собственноручно отпечатал на машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал православный русский народ на защиту Отечества:

http://radonezh.ru/analytics/na-chyey-st...

В 1594 г. Иеремия II скончался в сане патриарха и на патриаршей кафедре. Кирилл Лукарис (1621-38). Один из замечательных патриархов после падения Византии. Своим обширным умом, ученостью, добродетелями, ревностью в вере и, наконец, несчастьями в жизни он напоминает святителей древних времен. Кирилл был воспитанником знаменитого александрийского патриарха Мелетия Пигаса, который дал ему прекрасное начальное образование в венецианском греческом коллегиуме и затем в университете в Падуе. По окончании образования Лукарис принял монашество и вскоре вступил на поприще церковной деятельности. В 1593 г., в качестве экзарха патр. Мелетия, он ездил в западную Россию и поддержал православных в борьбе с латинянами. В 1596 г. на Брестском соборе, при проведении унии, он был одним из главных поборников православия, чем навлек особую ненависть латинян. Он был вынужден спасаться бегством. Затем он предпринял путешествие в западноевропейские страны для изучения иностранных исповеданий с целью более успешной борьбы с ними. В 1600 г. он снова посетил западную Россию, укрепляя православных. В 1601 году после смерти патр. Мелетия, согласно его завещанию, Кирилл был поставлен его заместителем. Своим мудрым управлением он приобрел величайшее уважение не только в своем патриархате, но и в Константинополе, где все важные дела решались с его участием. В 1613 г., в качестве местоблюстителя, он управлял константинопольской патриархией, а в 1621 г. был единодушно избран заместителем скончавшегося патр. Тимофея I. Для него наступила пора особенно живой, но и несчастливой, деятельности. Главной его заботой было ограждение православных от латинской пропаганды. В борьбе с иезуитами провел он все свое патриаршество, пять раз был возводим на престол, и четыре раза низводим и, наконец, в 1638 г. запечатлел мученической кончиной свою ревность за православие. Паисий II занимал патриаршую кафедру с 1726 г. четыре раза. Он замечателен только тем, что в первое свое патриаршество издал соборное постановление о низшем клире. Постановление требовало, чтобы в священный сан возводились только люди образованные и благопристойные, причем за нарушение этого постановления определялось наказание. Эта мера была вызвана настоятельной необходимостью, так как, при беспорядках в церковном управлении и при недостатке школ, весьма часто случалось, что места священников отдавались людям совершенно неученым. В первое время после издания, постановление Паисия имело некоторое значение, но потом все приняло прежний вид.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Но тем не менее он был арестован и в машине скорой помощи доставлен в Таганскую тюрьму, где его допрашивали и пытались склонить к сотрудничеству с органами, пытались заставить его дать показания на тогдашнего местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия Старгородского. От этого сотрудничества владыка Серафим отказался и был расстрелян вместе с другими праведниками в Бутово. Вот последний сюжет, последняя роспись посвящена именно этому, т. о. память владыки Серафима представлена здесь разнообразно: и его собственные работы в репликах, и его иконы, и ему посвященная часть росписи нижнего храма. Конечно, мы понимаем, что все новомученики прославлены Богом, но владыка Серафим стоит во главе сонма бутовских святых и как человек, имевший самый высокий церковный сан, и как человек более других подвязавшийся в церковном служении, и как человек свидетельствовавший свою святость многочисленными делами, чудесами, и в своем удивительном творчестве во Христе. В 1989 году по указанию тогда еще центрального комитета коммунистической партии, начинается процесс реабилитации жертв политических репрессий в Советском Союзе. И в ходе этого процесса встал вопрос о поиске мест захоронений жертв массовых репрессий 1937-1938 годов. До этого официально ни одно из мест захоронений не было признано, не было обозначено на карте. И вот тогда Московское управление Комитета государственной безопасности начинает поиск документов, связанных с историей массовых казней, происходивших в московском регионе. Группа майора Севастьянова, полковника Кириллова и др. находят в центральном архиве КГБ СССР документы — акты о приведение в исполнение расстрельных приговоров — на тех лиц, которые пострадали в ходе массового террора в Москве и Московской области. И по косвенным данным (поскольку в самих актах место приведения в исполнения расстрельных приговоров не было обозначено) они приходят к выводу о том, что люди были захоронены именно здесь на Бутовском полигоне. Расследование приводит их к еще живым тогда свидетелям, один из них — это комендант Административно-хозяйственного управления НКВД по Москве и Московской области, и он полностью подтверждает их гипотезу, и указывает, что эти казни совершались именно здесь, показывает как это происходило и потом уже в ходе дальнейшего расследования были найдены архивно-следственные дела на тех сотрудников НКВД, которые в 1938-1939 годах сами были обвинены в превышении своих полномочий и нарушении социалистической законности и т. д., т. е. на них свалили в общем-то вину за проведение массовых операций во время тех чисток, которые Лаврентий Берия устроил на аппарате и местных аппаратах НКВД, эти люди, собственно говоря, и пошли под нож.

http://foma.ru/istoriya-butovskogo-polig...

И имел бы он довольное жалованье вашего блаженства, пребывая при вас пять лет и исправляя ваши дела; егда же совершит книжное дело и аще восхощет возвратитися во свояси, изшел бы невозбранно из ваших стран. И егда узрел бы вашего блаженства по первому званию грамоту, оставя всякое малодушие и извинение, притек бы к вашему блаженству» 105 . Но и Комнин в Москву не явился. Таким образом, русское правительство очень сочувственно отнеслось было к мысли Досифея об открытии в Москве греческой типографии. Оно, со своей стороны, приготовило все нужное для печатания греческих книг и ждало только сведущих справщиков, которых должен был прислать в Москву Досифей, после того как Лихуды, единственные тогда в Москве люди, способные руководить этим делом, были окончательно отстранены от него. Но Досифей не находил возможным вскоре прислать в Москву книжного справщика: то он боялся турок, с которыми в то время Россия вела войну, то затруднялся подыскать вполне подходящего для этого дела человека, то уже найденный человек соглашался ехать в Москву не иначе как только на известных формально наперед заключенных условиях. А между тем в 1700 году умер патриарх Адриан, главный деятель по этому делу, и местоблюстителем патриаршего престола сделался Стефан Яворский , к которому Досифей сразу отнесся враждебно, подозревая его в склонности к латинству. Понятно, что с Яворским Досифей уже не вступал более ни в какие сношения о печатании греческих книг в Москве, и все это дело, так много было обещавшее, заглохло, к сожалению, само собою. Особенно серьезная опасность могла угрожать Православию на Руси, когда наше правительство окончательно решилось в начале восьмидесятых годов XVII столетия открыть в Москве правильно устроенную высшую школу, которая бы послужила рассадником образования для целой России. Возможно было, что эта школа будет устроена по образцу латинских школ, что главный язык в ней будет латинский и все обучение в ней получит латинское направление, вследствие чего московская школа явится в конце концов могучим проводником латинских воззрений в русскую православную среду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Палладий Роговский был последним учителем–ректором Академии в XVII веке. Преподавал он на латинском языке, так как греческий язык не знал твердо. Но он был учителем не долго 492 . После его смерти, 23 января 1703 года, Академия была преобразована местоблюстителем патриаршего престола и протектором академии Стефаном Яворским на подобие Киевской академии и получает уже название латинских или Славяно–латинских школ. При Палладии Роговском, как видно из донесения Курбатова Государю о кончине п. Адриана, Славяно–греко–латинская Академия еще более пала. «Школа, Государь, – писал Курбатов от 25 окт. 1700 г. под Нарву Петру, – которая была под призрением святейшего патриарха и вручена монаху Палладию, зело, Государь, в ней живущие, с полтораста человек, скорбят и всего лишаются, и учиться в ней невозможно. Потолки и печи, и иное строение обвалилося. Требуют, Государь, твоего всемилостивейшего усмотрительного милосердия» 493 . Помимо материальных и административных (в надзоре) недочетов к упадку Академии вело и то, что начальник и учитель Академии игумен Роговский при своих научных достоинствах и заграничном дипломе доктора богословия и философии был уже в то время, по совершенно расстроенному здоровью, неспособным к энергичной педагогической, живой, захватывающей юношество, деятельности. Он своими лекциями не мог заглушить сильного недовольства, которым исполнены были ученики Академии при виде быстро разрушавшегося самого храма науки и равнодушия правительства к судьбе высшего образования на Руси. Так печально было положение Славяно–греко–латинской Академии, а с ней и высшего церковного просвещения при п. Адриане. Но винить в этом п. Адриана приходится с большими оговорками. Упрекать его еще можно в отсутствии настойчивости и энергии в поисках руководителя академического образования и слабой попечительности о материальном благосостоянии заведения и учащихся, но нельзя не принять во внимание и смягчающие пред историей ответственность последнего патриарха древней Руси – обстоятельства, поставившие его в заколдованный круг топтания на месте в мерах возрождения Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православие зачастую ошибочно воспринимается в бытовом контексте. Для большинства людей это, в первую очередь, образ жизни, возможно несколько архаичный, подразумевающий очень тесное вовлечение в жизнь приходской общины, постоянное общение с конкретным священником-духовником, что очень сложно. Тем более человеку молодому, динамичному, вовлеченному в современную деловую жизнь. Проблема еще и в том, где найти батюшку, с которым можно говорить совершенно свободно. Очень важно, насколько этот батюшка сам близок современной жизни, насколько он понимает ее сложности и готов дать ответ вопрошающим. Потребность современной образованной части нашего общества в адекватном диалоге с Церковью очень высока, и интерес к духовной жизни весьма значителен. Наглядное свидетельство тому фильм «Остров», который, не будучи ориентирован на массовую аудиторию, вызвал огромный интерес. В обществе существует запрос на православное осмысление современности. На мой взгляд, было бы очень здорово, если бы в Церкви получала оперативную оценку любая светская интеллектуальная деятельность. Нужно православное прочтение современности во всем многообразии ее аспектов – науки, литературы, искусства, нужна постоянная интеллектуальная работа в диалоге с миром. Общее ощущение, что этого очень не хватает. Как у «потребителя», у меня есть интерес к интеллектуальной православной деятельности. Хочется больше интересного, обязательно глубокого и серьезного анализа всего того, что происходит в мире вокруг нас. Пусть даже анализ будет критическим, но только чтобы эта критика по отношению к нам, мирянам, не переходила в нравоучительный менторский тон. Люди очень настороженно к этому относятся. Больший отклик у них вызовет дружеский участливый подход. В этом смысле я могу сказать, что регулярные выступления митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (с 6 декабря с.г. – Местоблюститель патриаршего престола. – Ред.) – это вполне правильный формат. Иногда по утрам я смотрю «Слово пастыря» и восхищаюсь тем, как живо, увлекательно и интересно владыка говорит, затрагивая при этом важные вопросы. Иногда даже не планирую смотреть эту передачу, а просто переключая каналы, попадаю на нее и невольно на ней остаюсь.

http://pravoslavie.ru/28719.html

Выходя из мысли, что «монархов власть есть самодержавная, которой сам Бог повелевает повиноваться за совесть», Петр разделял убеждение, что «Духовное Коллегиум» только в том случае будет «наипаче сильно, когда под державным Монархом и от Монарха уставлено». Полагая в правах и власти монарха оплот блага для подданных и правды для учреждений государственных, Петр те же требования предъявлял и вновь учрежденной им Духовной Коллегии. В манифесте об учреждении, обязывая Духовную Коллегию управлять духовными делами Всероссийской церкви, по данному ей Регламенту, Петр пояснил: «должна же есмь Коллегия сия и новыми впредь правилами дополнять Регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи; однако же делать сие должна Коллегия Духовная не без нашего соизволения». В присяге, особо составленной для членов Духовной Коллегии, обязав ее членов, «исповедовать с клятвой крайнего судью Духовного сей Коллегии самого Всероссийского Монарха, Государя нашего всемилостивейшего». Смысл и цель сего обещания ясны. Здесь, как и во всей присяге слышится смешение обязанностей верноподданного слуги с долгом ответственного пред Богом и церковью служителя. Те заботы, с которыми преобразователь старался обставить и оградить авторитет Синода, по-видимому указывали на возможность возражений. Духовный Регламент, представляя Духовный Коллегиум лучшим и совершеннейшим по самому его устройству правительством, тем не менее указывает причины, по которым этот Коллегиум призван заменить патриаршество. Указание этих причин и подробное их изъяснение заставляют предполагать в современниках возможность сомнений на счет желательности и целесообразности такой замены. Не без основания полагают, что Петр не вдруг после смерти патриарха Адриана приступил к осуществлению предносившейся ему задачи, -а с заметной медлительностью, указывавшей на осторожность. Обращают внимание на самое назначение местоблюстителем патриаршего престола не Афанасия, холмогорского епископа, на которого, как на кандидата, указывал князь Курбатов, а Стефана Яворского , незадолго до кончины патриарха Адриана, поставленного рязанским и Муромским митрополитом из игуменов Южнорусской Никольской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Конечно, было бы совершенно несправедливо требовать от не имевшего духовно-академического образования и проповедующего прежде всего с духовно-практической точки зрения отца Сергия вхождения в указанные богословские тонкости. По счастью, богословский «романтизм» уравновешивается у него опытом деятельной пастырской жизни, помогающей ему в конечном счете расставлять необходимые и верные акценты. Разбираемое место важно тем, что еще раз подтверждает: отец Сергий дышал воздухом эпохи, – однако еще важнее, что, восприняв из этого «воздуха» и мысль о необходимости возвращения к святоотеческому наследию, он действительно сумел осуществить ее, продвинувшись на этом пути гораздо далее будущего Заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола, с которым однажды разошелся окончательно. Если последний, собственно, был прежде всего озабочен тем, чтобы проиллюстрировать святоотеческими текстами сформулированные «априорно» по отношению к ним положения, то отей Сергий (Мечёв) на самом деле исходил из отцов. Проживая всерьез богослужебные тексты, он, конечно, не мог не ощущать необходимости в «милости Христа», как это видно, например, в Слове в неделю о Страшном Суде: «В этот страшный день мы молимся, чтобы Господь был милостив к нам: „Припадем и восплачемся прежде суда онаго вернии, егда небеса погибнут, звезды спадут, и вся земля поколеблется, да милостива обрящем в конец отцев Бога”»; а призывая своих чад к деятельному покаянию, не забывал напомнить, что если мы и являемся «творцами наших душ», то только в том смысле, что «опираясь на плоды искупительной жертвы Христовой, но вместе с тем и нашею волею, и нашим тщанием... должны идти, стучать в двери милосердия Божия». Ибо если Бог открыто призывает нас вступить в завет с Ним, то для каждого из нас это в то же время завет тайный, завет, в котором мы обещаем Богу исправление своей жизни и просим «прощения и исцеления души, чтобы получить, наконец, от Господа ответ: Се, здрав был еси: отселе ктому не согрешай ( Ин. 5:14 )». В такой тайный завет с Богом вступили когда-то в момент своего обращения блудный сын и Мария Египетская – это завет Покаяния, требования которого в равной мере предъявляются ко всем, ибо следует помнить, что «есть одно христианское делание, что оно не выдумано в V или VII веке. Но оно было только ближе раскрыто святыми отцами, учителями и пастырями, сообразно требованиям жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Вместе с изданием по просьбе Совета министров соответствующего императорского указа утверждается определение Агафангела эфенди в местоблюстителя согласно состоявшемуся постановлению. Вследствие Сего да будет сделано должное для избрания патриарха по уставу и о совершившемся доведено до сведения Порты чрез вышепоименованного министра (Церк. Вестн. 1884. 21 Вот обращик этого уведомления октября 8 дня 1878 г. при избрании Иоакима III: Министерство юстиции и церковных дел. Рассмотрев список 3 кандидатов, предназначенных согласно статутам для замещения патриаршего престола, министерство подвергало оный на усмотрение его высочества великого визиря. А поскольку все, внесённые в означенный каталог, известны за людей благонамеренных и верных императорской власти, и для неё безразлично, кто бы из них ни был выбран, то он принят правительством и в силу этого возвращается назад при настоящем сообщении для того, чтобы вы приступили к избранию согласно установленному порядку и о последующем уведомили министерство (Церк. Вестн. 1878. стр. 9). 22 Быть может, не нужно ли признать вторым случаем произвольного вторжения турецкого правительства в церковные дела то, что рассказывается в Церк. Вестн. 1879 г. стр. 10; императорское правительство, осведомившись о беспорядках в иерусалимской патриархии и желая предотвратить их в будущем, взяло во внимание устав великой церкви и существующие в Иерусалиме обычаи, составило правила для выбора нынешнего патриарха Иерофея и после одобрения их министерским советом представило на утверждение султана. Скреплённые императорским ираде, они внесены были в третий том оттоманского судебника (Дестур), как государственный закон. Правила эти определяют качества избираемого патриарха и архиереев и их обязанности, и то, как должен происходить выбор, число членов Синода, их обязанности, предметы их занятий и пр. Читать далее Источник: Основные начала церковного права православной церкви : По поводу рец. г. Суворова на мою книгу " Краткий курс церковного права " , помещ. в Юрид. вестн. за авг. м-ц 1888 г. (с. 520-550) под загл.: " Церковное право, как юридическая наука " и других соч. того же автора/[Соч.] Проф. И. Бердникова. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1902. - 398, VI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010