8. В случае, если один из кандидатов получает в первом туре более половины от числа поданных голосов, выраженных в действительных бюллетенях, он является избранным Патриархом Московским и всея Руси. 9. В случае, если ни один из кандидатов не получает в первом туре более половины голосов, проводится второй тур среди трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов. В случае если в первом туре голосования несколько кандидатов набрали равное количество голосов и это не позволяет определить трех кандидатов во второй тур, проводится повторное голосование по лицам, получившим равное количество голосов. 10. Председательствует на Архиерейском Соборе Местоблюститель Патриаршего престола, за исключением заседаний, в ходе которых совершается голосование по избранию Патриарха, в случае, если Местоблюститель избран в кандидаты на Патриарший престол. В таком случае Местоблюститель передает председательство старейшему по хиротонии из постоянных членов Священного Синода, не являющихся кандидатами на Патриарший престол. После избрания Патриарха председательство на Архиерейском Соборе принадлежит избранному Патриарху. 11. Кандидаты во второй тур имеют право заявить о самоотводе. В таком случае, список кандидатов восполняется посредством включения в него следующих (по числу полученных голосов в первом туре) архиереев. В случае самоотвода всех трех кандидатов во второй тур проводится повторное голосование. 12. Голосование во втором туре проводится согласно процедуре предусмотренной в пп. 3-7 настоящего Положения для первого тура. При этом во втором туре бюллетень считается недействительным в следующих случаях: a. если в бюллетене отмечено более чем одно имя; b. если в бюллетене не отмечено ни одно имя. 13. При голосовании во втором туре избранным Патриархом является архиерей, набравший более половины от числа поданных голосов, выраженных в действительных бюллетенях. В случае если ни один из кандидатов не набрал во втором туре голосования более половины голосов, проводится третий тур голосования по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов во втором туре голосования. Избранным Патриархом является архиерей, набравший наибольшее число голосов.

http://patriarchia.ru/db/text/1542557.ht...

Должность эта возлагает на меня высшее духовное руководство религиозным обществом, члены которого насчитываются миллионами. Руководство же предполагает постоянные сношения во всесоюзном масштабе. При всем уклонении моем от всяких административно-правовых функций, деятельность моя требует известных форм и известных вспомогательных органов, существование которых невозможно без законной регистрации. Между тем иерархия нашей Православной Церкви (так называемой Тихоновской, т. е. Патриаршеской) до сих пор не имеет регистрации. Это не может не сопровождаться многими органическими неудобствами, придавая всей нашей деятельности характер какой-то нелегальности, хотя мы и не совершаем ничего, запрещённого законами республики. Все эти соображения, а также и то, что исправление мною должности грозит затянуться на неопределённое время, побуждает меня просить о регистрации иерархии Православной Русской Патриаршей Церкви, или так называемых староцерковников (в отличие от обновленцев, самосвятов и др.), и тем дать нам возможность совершенно легально и открыто осуществлять возлагаемые на нас правилами нашей веры обязанности духовного руководства нашей паствой, т. е. теми, кто добровольно признает нас своими руководителями. В частности, я прошу: 1 . Зарегистрировать меня, Сергия, митрополита Нижегородского (гр. Страгородского) в качестве временно исправляющего должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола (я подписываюсь за Патриаршего Место- блюстителя) и мою Канцелярию Московской Патриархии в составе заведующего и секретарей от двух до четырёх, а также переписчиков в нужном количестве, с правом иметь бланки и печать. Местопребывание моё и Канцелярии в Нижнем Новгороде временно с тем, чтобы по мере надобности впоследствии Канцелярия могла переселиться в Москву. Личный состав Канцелярии будет представлен по получении общего разрешения дополнительно. 2 . Дать распоряжение о зарегистрировании местными административными органами местной староцерковнической иерархии: епархиальных и викарных архиереев с правом иметь при себе Канцелярии (если нет других вспомогательных органов управления, как-то: епархиальных, викариатских, пресвитерских советов и под.), пользоваться бланками и печатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И вот, когда местоблюститель, приступил к благоустройству церковных дел и самоотверженно управлял престолом, из Константинополя было получено синодальное послание, побуждавшее архимандрита Евгения отказаться от местоблюстительства и удалиться из Египта, а вместе с тем и заявлявшее об отказе Великой Христовой церкви от всякого содействия и помощи александрийскому патриаршему престолу. Местоблюститель, согласно наставлениям вселенской патриархии, принес отречение от власти, которое в течение некоторого времени не принималось правительством, а киноты, предвидя зло от такого отречения, отправили 3 декабря 1867 г. письмо патриарху и просили отменить состоявшееся распоряжение об отставке архимандрита Евгения. Но тогда из Константинополя была получена телеграмма о том, что. патриарх впредь не будет вмешиваться в дела александрийского престола, а архимандриту Евгению было предписано совершенно удалиться от заведования церковными делами, что он потом и исполнил, вопреки желанию и заявлениям кинотов. Таким образом, вместо улучшения церковных дел в Египте при помощи Великой Христовой церкви, фактически наступило их ухудшение, а патриаршему александрийскому престолу была нанесена обида. Каковы бы ни были причины отозвания архимандрита Евгения из Египта, вселенская патриархия, по мнению епитропии, едва ли может оправдать свои действия. Коль скоро состоялось определенное решение, патриархия должна была поддерживать его и осуществить до конца, в интересах той помощи, какую она намерена была оказать александрийскому престолу. Непоследовательность же действий ее вызвала недовольство среди христиан Египта. В заключении письма каирская епитропия обратилась еще раз с просьбою к патриарху и священному синоду изыскать средства для уврачевания зла, возникшего в пределах александрийского престола, потому что, в противном случае, действительно, придется, признать «вмешательством» отозвание патриархией из Египта местоблюстителя, который уже вступил в управление делами независимой церкви и, так сказать, объединил свою деятельность с положением последней, а между тем вселенская патриархия, под угрозой церковного наказания, устранила Евгения от местоблюстительства и подала повод к дальнейшим нестроениям в автокефальной Александрийской церкви 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Местоблюститель Болгарского Патриаршего Престола выразил солидарность с Русской Православной Церковью перед лицом антицерковных и антихристианских настроений в обществе 20 января 2013 г. 20:24 В январе 2013 года в Московскую Патриархию поступило письмо Наместника-председателя Священного Синода Болгарской Православной Церкви митрополита Варненского и Великопреславского Кирилла, в котором выражается поддержка Русской Православной Церкви в связи с тревожными тенденциями, наметившимися в антиклерикально настроенных слоях общества в странах Московского Патриархата. Наместник-председатель Священного Синода Болгарской Православной Церкви с сожалением констатирует, что антихристианские и антицерковные настроения «умышленно разжигаются противными Святому Православию средствами массовой информации» и представляют собой «шумную и сознательную кампанию, осуществляемую исповедующими либеральные ценности журналистами, которые не только высказывают свои антицерковные убеждения, но и негативно освещают события церковной жизни, используя пристрастные и недостоверные представления, не подкрепленные достаточными фактическими основаниями, с целью нанести урон авторитету и престижу Русской Православной Церкви, умалить ее ведущую душеспасительную, духовно-нравственную и национальную роль в российском обществе». Видный болгарский иерарх сообщает, что возглавляемый им Священный Синод «в крайней степени осуждает порочные деяния кощунства и осквернения, совершенные в храмах российской столицы, — в Храме Христа Спасителя и Богоявленском Патриаршем соборе , — как и неоднократные случаи безбожного вандализма, совершенные в кафедральных соборах, храмах и часовнях в епархиях Русской Православной Церкви». «Нанесенные повреждения святым иконам, храмовым святыням и священной церковной утвари, — отмечается в письме, — как и бесчинства во время святых богослужений крайне предосудительны и подлежат строгому наказанию согласно каноническому праву и учению святых отцов». Особое внимание в послании Местоблюстителя уделяется неоднократно имевшим место актам разрушения крестов. «Уничтожение воздвигнутых для поклонения крестов — есть акт сатанизма, который, с церковной точки зрения, следовало бы осуждать, а с гражданской, как хулиганство, — преследовать соответствующими органами сообразно гражданским законам».

http://patriarchia.ru/db/text/2738357.ht...

Если мы теперь приложим сделанное нами замечание собственно к истории нашей Церкви, то, кажется, не потребуют от нас доказательств на то, что все время ее существования от самого начала ее и до времени патриаршества мы назовем одним обширным периодом развития духа ее в обрядах. Где там доказательства развития учения? Где памятники достойного образования духовного? Что у нас собственного? Извлекли ли мы, по крайней мере, полезное и нужнейшее из указанных нам источников? Нет, почти что ничего такого еще не видим. Не усомнимся же одной же сею категорией означить и времена патриаршества: высокий сан патриаршества со всей особенностью его священнослужения не есть ли сам как бы дополнение благолепия храма, коего предстоятелем были прежде только митрополиты? Никакого иного преобразования в Церкви российской с патриархией не вошло. Не над тем же ли только трудились все патриархи, чтобы довершить, утвердить, сделать единообразный состав внешнего благолепия церковного в обрядах, в книгах, поддержать уже разрушающуюся буйным своеволием внешность церковного домостроительства. Мы должны исключить отсюда только Иова и Гермогена: это были люди, на особенное дело призванные. Филарет, доколе был митрополитом, был муж государственный; совершив сие служение, когда стал на престол патриарший, обратился к устроению внешности богослужения («Др. Вивл.» VI. стр. 162). Не он ли же возобновил старание об издании и исправлении книг для церковного богослужения? Не то ли же самое продолжали и последние патриархи? Не к сему ли времени относится большая часть торжественных церемоний нашей Церкви? Чин шествия патриарха на осляти при поставлении на престол патриарший, чин погребения патриарха, чин действия в неделю Ваий, чин малого елеосвящения и умовения ног в Великий четверг, чин омовения мощей в Великий пяток, чин пещного действия – не суть ли до наших времен драгоценные отрывки той светлой одежды, которой хотели одеть нашу церковную внешность патриархи? А для учения что сделано? Почти ничего решительно не сделал в пользу его и Никон; а более было некому на этом поприще и трудиться. Только внутренние волнения, давно уже продолжающиеся, касательно некоторых обрядов священнодействия, некоторых слов в книгах церковных, давали чувствовать нужду в близости перехода Церкви к развитию другого элемента религии; прелагали, углаждали путь с юга ученым святителям для просвещения севера. Только к концу правления патриархов или еще во время правления местоблюстителя начинаются разводиться училища, умножаться имена, сияющие собственным, незаимствованным светом и в сфере образования и на кафедрах епархий российских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Местоблюститель Болгарского Патриаршего Престола выразил солидарность с Русской Церковью перед лицом антицерковных настроений в обществе Москва, 21 января 2013 года Наместник-председатель Священного Синода Болгарской Православной Церкви митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл выразил поддержку Русской Православной Церкви в связи с тревожными тенденциями, наметившимися в антиклерикально настроенных слоях общества в странах Московского Патриархата. Как сообщает служба коммуникации ОВЦС , в недавно полученном письме митрополит Кирилл с сожалением констатирует, что антихристианские и антицерковные настроения «умышленно разжигаются противными Святому Православию средствами массовой информации» и представляют собой «шумную и сознательную кампанию, осуществляемую исповедующими либеральные ценности журналистами, которые не только высказывают свои антицерковные убеждения, но и негативно освещают события церковной жизни, используя пристрастные и недостоверные представления, не подкреплённые достаточными фактическими основаниями, с целью нанести урон авторитету и престижу Русской Православной Церкви, умалить её ведущую душеспасительную, духовно-нравственную и национальную роль в российском обществе». Митрополит Кирилл подчеркнул, что возглавляемый им Священный Синод «в крайней степени осуждает порочные деяния кощунства и осквернения, совершённые в храмах российской столицы, — в храме Христа Спасителя и Богоявленском Патриаршем соборе, — как и неоднократные случаи безбожного вандализма, совершённые в кафедральных соборах, храмах и часовнях в епархиях Русской Православной Церкви». «Нанесённые повреждения святым иконам, храмовым святыням и священной церковной утвари, — отмечается в письме, — как и бесчинства во время святых богослужений крайне предосудительны и подлежат строгому наказанию согласно каноническому праву и учению Святых Отцов». Особое внимание в послании Местоблюстителя уделяется неоднократно имевшим место актам разрушения крестов. «Уничтожение воздвигнутых для поклонения крестов — есть акт сатанизма, который, с церковной точки зрения, следовало бы осуждать, а с гражданской, как хулиганство, — преследовать соответствующими органами сообразно гражданским законам». Священный Синод Болгарской Православной Церкви выражает также сочувствие Русской Православной Церкви в связи с участившимися нападками на её клириков. «Переносимые клириками Святой Православной Церкви в пределах Московской Патриархии и их близкими насилия и угрозы, с православно-богословской точки зрения есть подвиг, достойный страдальческого венца и морального преклонения, — отмечается в поступившем послании. — Требуется не только сострадание к этим людям, но и солидарная поддержка, защита Святой Церкви, которой они посвятили жизнь и служение, и содействие правоохранительных органов». 21 января 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/58878.html

Это письмо – свидетельство того, что Митрополит Сергий уже в 1926 году понял всю тщетность попыток управлять зарубежными приходами Российской Православной Церкви из Москвы, находящейся под пристальным контролем ОГПУ. Сам Митрополит испытал ужасы советской тюрьмы. Митрополит Сергий (Воскресенский), близкий сотрудник Митрополита Сергия, трагически погибший в Прибалтике от рук партизан в 1944 году, рассказывал, что в тюрьме Митрополиту пригрозили расстрелом сестры, а также многих арестованных епископов. 2 апреля 1927 года Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Сергия освободили из тюрьмы, а через несколько дней и епископа Павлина. 18 мая Митрополит Сергий провел совещание епископов и сформировал состав Священного Синода. А через несколько дней получил справку из ОГПУ о разрешении деятельности Священного Синода. Для большинства верующих стало понятно, что во время заключения между Митрополитом Сергием и органами ОГПУ было достигнуто некое соглашение. В конце мая последовал указ Митрополита Сергия по епархиям, который предписывал епископам подать в местные органы власти заявления с просьбой о регистрации. 1.5. Послание (Декларация) об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти Прежде опубликования Декларации Митрополит Сергий обратился 1 июня 1926 года в НКВД с ходатайством о регистрации (легализации) Православной Российской Патриаршей Церкви (см. Приложение 9): «Между тем иерархия нашей Православной Церкви (так называемой Тихоновской, т. е. Патриаршеской) до сих пор не имеет регистрации. Это не может не сопровождаться многими практическими неудобствами, придавая всей нашей деятельности характер какой-то нелегальности, хотя мы и не совершаем ничего, запрещенного законами республики». Замечателен текст этого Ходатайства. В условиях полной организационной разрухи Русской Православной Церкви Заместитель Местоблюстителя Патриаршего Престола просит разрешить собираться епископам вместе для решения насущных вопросов (соборность), просит разрешения на публикацию и внешнее свидетельство через печатные органы и просит разрешения организовать духовное образование. Следовательно, публичное свидетельство и духовное образование являются столь же важными особенностями Православной Церкви, как и ее целостность и соборность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русское посольство в Константинополе вовремя разведало о затее патриарха и разметало фанариотскую паутину. Кончилось дело тем, что в Иерусалим было послано повеление избрать патриарха из числа Иерусалимского братства. Что было бы вообще с Восточной церковью, если бы она осталась без присмотра со стороны России, являющейся предусмотрительным пестуном для нее?    Со времен рассказанного события выбор новых патриархов для Иерусалима происходит уже здесь и совершается местным синодом. Как происходит здесь иногда выбор патриарха, с этим может достаточно познакомить история выбора нового патриарха на место вышедшего в отставку патриарха Никодима в 1890 г. Вот эта история. По отречении Никодима нужно было избрать патриаршего местоблюстителя, который делался временным председателем синода Для этой цели был собран синод, на котором большинством голосов был избран в местоблюстители Епифаний, архиепископ Иорданский. Но это избрание не понравилось так называемому наместнику патриаршего престола, митрополиту Петры Аравийской, престарелому Никифору, члену синода. Пользуясь своим положением наместника, он на другой же день опять созвал синод, в котором присутствовали лишь члены, благорасположенные к Никифору. Теперь местоблюстителем был выбран сам Никифор, чего ему и хотелось. На этом, однако же, он не успокоился. Ему захотелось пробраться в патриархи, о чем он очень откровенно заявил на заседании синода, сказав, что его заветное желание такое — умереть патриархом или местоблюстителем. Но шансы его на выбор в патриархи оказывались очень ничтожными. Поэтому он стал прибегать к разным незаконным мерам для приведения своего заветного желания в исполнение. Например, одного члена собрания (как ненадежного в данном случае) он отстранил и ввел совершенно незаконно трех архимандритов, расположенных к нему, в число членов синода. Эти действия престарелого Никифора были опротестованы оппозиционной ему партией синода, которая осмелилась назвать синод Никифора псевдо-синодом и даже разбойничьим собором. Свой протест оппозиция довела до сведения Порты, которая признала указанные действия местоблюстителя противозаконными и отменила их. Наконец, после долгого промедления наступил день выборов. Но увы, избран был не Никифор, а Антиохийский патриарх Герасим. Разумеется, Никифор и его клевреты не хотели примириться с таким исходом дела. Они послали донос на Герасима к турецкому правительству в Константинополе. А в этом доносе между прочим обвиняли его в дружбе к России (назидательный факт для тех, кто воображает, что греки хоть скольконибудь любят единоверную и щедродательную Россию! К тому же нужно прибавить, что обвинение это было клеветой). Но хлопоты партии Никифора пропали даром. Султан утвердил Герасима патриархом Иерусалимским. — В настоящее время (с 1897 г.) патриархом Иерусалима состоит Дамиан, бывший архиепископ Филадельфийский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

«В связи с последними событиями в русской церкви, – говорилось в заметке, – наш сотрудник имел беседу с митрополитом Петром Крутицким, которому сообщил: – Среди населения циркулируют слухи о том, что заявление Тихона неподлинно и что вы никакой препроводительной бумаги к тексту завещания не посылали в редакции газет. – Слухи эти, – ответил митрополит Петр, – никакого основания не имеют. Если об этом и говорят, то лишь две-три кликуши с Сухаревки. Что касается верующих, то они в подлинности завещания патриарха Тихона не сомневаются». Подтверждение (действительное или измышленное) митрополитом Петром «подлинности завещания патриарха Тихона» давало основание задать ему следующий вопрос: «Когда намерены вы осуществить чистку контрреволюционного состава духовенства и черносотенных приходов, а также созвать комиссию для суда над зарубежными архиереями?» Именно этот вопрос, а не вопрос о подлинности «Завещания», бьш главным в тот момент. От практического ответа на него зависел дальнейший ход развития истории Русской Церкви, равно как и место, которое в этой истории должен был занять митрополит Петр. Согласно «Известиям», митрополит Петр ответил так: «Для меня, как местоблюстителя патриаршего престола, воля патриарха Тихона священна, но я один не правомочен провести в жизнь эти пункты завещания. Сейчас я занят конструированием организации церковного управления, после чего немедленно будет приступлено к выполнению этих заданий» 517 . Видно, таким образом, что, не имея возможности открыто отвергнуть политическую программу «Завещания», митрополит Петр использовал тактику оттягивания ее проведения в жизнь под благовидным предлогом недостатка своих полномочий. Примечательно при этом, что, даже, согласно известинскому интервью, в ответ на вопрос: «Разделяет ли весь епископат точку зрения завещания Патриарха?»Местоблюститель сказал: «На этот вопрос затрудняюсь ответить положительно. Бесед по этому поводу я не имел» 518 . Совершенно очевидно было, что весь епископат быть солидарным с «точкой зрения завещания Патриарха» не мог, и митрополит Петр это прекрасно понимал и учитывал при выборе дальнейшего пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Для этой цели собран был синод, на котором большинством голосов избран был в место-блюстителя Епифаний, архиеп. Иорданский. Но это избрание не понравилось т.н. наместнику патриаршего престола, митрополиту Петры-Аравийской, престарелому Никифору, члену синода. Пользуясь своим положением наместника, он на другой же день созвал опять синод, в котором присутствовали лишь члены, благорасположенные к Никифору. Теперь местоблюстителем выбран был сам Никифор, чего ему и хотелось. На этом, однако же, он не успокоился. Ему захотелось пробраться в патриархи, о чём он очень откровенно заявил и на заседании синода, сказав, что его заветное желание такое – умереть патриархом или местоблюстителем. Но шансы его на выбор в патриархи оказались очень ничтожными. Поэтому он стал прибегать к разным незаконным мерам для приведения своего заветного желания в исполнение. Например, одного члена собрания, как ненадёжного в данном случае, он —251— отстранил и ввёл совершенно незаконно трёх архимандритов, расположенных к нему, в число членов синода. Эти действия престарелого Никифора были опротестованы оппозиционной ему партией синода, которая осмелилась назвать синод Никифора псевдосинодом и даже разбойничьим собором. Свой протест оппозиция довела до сведения Порты, которая сейчас указанные действия местоблюстителя признала противозаконными и отменила их. Наконец, после долгого промедления наступил день выборов. Но, увы, избран был не Никифор, а Антиохийский патриарх Герасим. Разумеется, Никифор, и его клевреты не хотели примириться с таким исходом дела. Они послали донос на Герасима турецкому правительству в Константинополь. А в этом доносе, между прочим, обвиняли его в дружбе к России (Назидательный факт для тех, кто воображает, что Греки хоть сколько-нибудь любят единоверную и щедродательную Россию! К тому же нужно прибавить, что обвинение это было клеветой). Но хлопоты Никифоровой партии пропали даром. Султан утвердил Герасима патриархом Иерусалимским. 164 – В настоящее время (с 1897 г.) патриархом Иерусалима состоит Дамиант, бывший архиепископ Филадельфийский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010