В XVII в. обряд этот соотносился с иконой, изображающей «Вход Господень в Иерусалим», а шествие на «осляти» в Вербное воскресенье переживалось как таинство 137 . Именно поэтому совершение 27 марта 1659 г. обряда шествия на «осляти» местоблюстителем патриаршего престола Питиримом расценивалось Никоном как прелюбодеяние 138 и посягательство на патриаршую харизму, покушение на права патриарха. После того как Питирим еще дважды повторил этот обряд, Никон предал его анафеме 139 . По мнению Д.Ф. Полознева, острейшую реакцию Никона вызвало то обстоятельство, что «местоблюститель не поставил под сомнение свое право исполнять обряд, не возразил, что это право принадлежит только патриарху» 140 . Поступок царя, не посоветовавшегося даже со священным Собором, Никон понимал как небогоугодное дело, совершенное не по воле свыше и разрушившее духовную связь между первым архиереем и епископами. Свое отношение к вопросу об отправлении обряда патриарх Никон с предельной ясностью выразил в послании к Алексею Михайловичу. С первых строк послания очевиден его дидактический характер. Перечисление Никоном эпитетов царского достоинства при обращении к Алексею Михайловичу демонстрирует его особое отношение к государю: употребление в царской титулатуре эпитетов «тишайший», «великий», «благочестивейший» и «самодержавнейший», несмотря на их этикетность 141 , напоминает торжественные и высокие величания греческих царей 142 . Назидательный тон письма подчеркнут и тем, что себя автор называет «смиренным» и «кротким» («во мнозей кротости радоватися»): несмотря на то, что эти эпитеты – общее место отеческих посланий и наставлений, употребление их в таком контексте, когда обращение к царю подчеркнуто торжественно, усиливает назидательный характер повествования. К признакам учительной литературы можно отнести и употребление сложных слов, которые делают слог автора витиеватым, размеренным и спокойным, особенно при обращении к адресату («благоутробие». «долготерпением»). Учительный тон повествования поддерживается автором при помощи таких художественных приемов, как антитеза и повтор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В «Киевских Епарх. Ведомостях» (1877 г.) было напечатано письмо м. Филофея местоблюстителю Патриаршего Престола, где он упрашивает м. Стефана Яворского отпустить его в Киево-Печерскую Лавру на покой, выставляет свои заслуги и неусыпные труды, подъятые при обращении язычников в веру Христову, и жалуется, что архиерей, назначенный в Китай, забирает тысячу рублей, а ни одного прозелита не обратил, не окрестил. М. Филофей говорил самую истину; заслуги его бесспорны. Он обратил ко Христу более 40 тысяч Остяков и Самоедов, построил для них церкви и открыл православные приходы. На какого же архиерея он жаловался, что проживает по тысяче рублей, а по миссии ничего не сделал? В это время только и был на востоке викарный епископ в Иркутске, преосвященный Варлаам Коссовский, им же самим излюбленный, как его коадъютор. М. Филофей говорит положительно о посылке архиерея в Китай, как о совершившемся факте и об ассигновании по тысяче рублей содержания. Тут и разгадка их личных отношений, как начальника к подчиненному в трудном деле миссии, при том же в чужом государстве. Митрополиту желалось послать в Китай епископа еще в это предначинательное время. И должно думать, что он побуждал преосв. Варлаама к поездке в Китай. До митрополита доходили слухи о положении христианства в Китае, в рассказах очевидцев о жалком положении Албазинских пленников, чрез брачные свази с Китаянками совращающихся в язычество, о возможности обращения в св. веру из идолопоклонства даже лиц царского дома, и о необходимости представителя Православия в сане епископа. Сам Царь Петр I был такого же убеждения. Он постоянно побуждал митрополита к скорейшему просвещению Христовою верою всей Сибири и соседних стран. В 1710 г. Государь снова напоминал митрополиту, чтобы проповедники не упускали случая и места к обращению в христианство поданных Китая. 64 Следовательно и преосв. Варлааму предстояла усиленная миссионерская деятельность по обращению язычников, Монголов и Китайцев. Митрополит прежде всего опирался на востоке на своего помощника, и конечно побуждал его всячески к исполнению воли Государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

А на писмо не позазри, что худо и неисправно. Здрав буди, государь, дождався Велика дни праздником праздника. Примечания а На обороте первого столбца (л. 22 об.)основным почерком сделана запись об адресате Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу. Скорописью другого почерка сделана помета о получении (?) 167 (1659)-го г[ода] марта в день. Б-В В ркп. слова между строк. Г-Д В ркп. слова между строк. е Слово написано напротив строки на левом поле. ж Слово испр. из какого-то другого, неразборчиво. З Слово испр. мной: перед частицей же какое-то слово правлено писцом и неразборчиво. И-К Слова испр. писцом из других, неразборчиво. Л Испр. мной, в ркп. Вифсасфагию. М Далее в ркп. зачеркнуто слово рабское. Н В ркп. слово между строк. О-П В ркп. слова между строк. Р Испр. мной: в ркп. разу. С В ркп. слово между строк. Т Последний слог, в слове -ще попал в стык; слово восстановлено мной. У Последняя буква в слове выносная, попала в стык; слово восстановлено мной. Ф Х В ркп. слова между строк. Ц_Ч В ркп. слова написаны напротив строки на левом поле. Л. 22 ...некто дерзну седалище великого архиерея всея Русии олюбодействовати... недели Ваий деяние действовати. – Речь идет о крутицком митрополите Питириме, местоблюстителе патриаршего престола, совершившем в Вербное воскресение обряд шествия на «осляти», как подобает это делать архиерею при поставлении на патриаршую кафедру; патриарх Никон расценил действия митрополита как незаконные с точки зрения церковных канонов. Л. 21 «Ядущим же им, прием Иисус хлеб... еже за вы ломимое». – Контаминация из двух евангельских фраз: точной – Мф. 26:26 , и немного измененной, вероятно, воспроизведенной по памяти – Лк. 22:19 . «Такожде и чашу, налияв... се есть Кровь Моя " »... – Ср.: Мф. 26:27 – 28 . «Се творите в Мое воспоминание». – 1Кор. 11:24 . «Братие, аз приях егда же и предал вам»... – 1Кор. 11:23 . «Вы глашаете Учителя и Господа... образ бо дах вам, и вы творите». – Ин. 13:13 – 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даже по отношению к иерархии поставленной цели большевики не достигли. Правда, имена некоторых иерархов на Руси ныне произносятся с омерзением, их клеймят самыми позорными кличками, но это относится именно к тем иерархам, которые или творят, или творили угодное большевикам. Замученных же иерархов массы чтут как священномучеников. На могилы их, если таковые известны, совершаются паломничества, несмотря на запреты, запрещения и репрессии. Имена томящихся в тюрьмах и ссылках произносятся с благоговением как имена живых исповедников веры. От скудости или даже от нищеты своей верующие посылают им в тюрьмы и ссылки усердные приношения. С риском для жизни к местам ссылки отправляются ходоки, чтобы проведать своих пастырей. Грозных наркомов и чекистов осаждают делегации от рабочих и крестьян с ходатайствами за заключенных архипастырей и пастырей. Мы знаем случаи, когда верующие добровольно садились в Чека в качестве заложников-смертников и поручителей за своих духовных отцов или выручали ни в чем неповинных пастырей, или умирали вместе с ними в качестве жертв бессудия и произвола. Вырванных из тюрем и ссылок пастырей народ встречает с восторгом и назло власти обращает вновь вступление их в должность во всенародное торжество. В этих случаях, конечно, торжество уже не является чисто религиозным торжеством; народ торжествует победу над произволом и неправдою власти. На тех мужественных вождей духовных, которые сильны сохранить твердость в вере среди ужасов ГПУ и Чека, народ смотрит не только как на борцов за религиозную идею, но и как на борцов за попираемые и попранные права народа. В глазах масс они не только религиозные герои, но и герои национальные. При наличии таких обстоятельств и таких настроений арест нареченного главы Православной Российской Церкви, местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра, несомненно, будет способствовать поднятию в массах религиозного церковного сознания и даст лишний повод русскому народу осознать свои исполненные горечи и озлобления отношения к предержащей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Активизация партийно-политической работы в частях Красной Армии резко усилила их боеспособность. Большевик - значило в годы войны патриот-державник. Свыше 2 млн. коммунистов (более половины численного состава партии на лето 1941 г.) погибли, защищая советский строй (34). Никогда за тысячелетнюю историю России самоотверженность русских людей не поднималась на такую высоту. Одновременно по просьбе Советского правительства иерархи Русской Православной Церкви организовали широкую рассылку такого документа, как «Обращение Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) к русскому народу 22 июня 2941 года, в День всех святых в земле Российской просиявших». В храмах возносились молитвы о победе Красной Армии. Поразительный феномен Великой Отечественной войны – подавляющая масса верующих защищала «богоборческий режим», ибо только так перед лицом страшного нашествия можно было отстоять русское Отечество. Даже на оккупированной части СССР церковные общины помогали советским военнопленным; православные храмы в тылу немцев превратились в центры кристаллизации русского национального самосознания, чего немцы не ожидали никак. Провалилась в целом и ставка немцев на разжигание сепаратизма в советских республиках (хотя в плен попало много советских солдат разных национальностей, которых гитлеровцы вербовали в основном во вспомогательные части « hi-vi»; немало добровольцев вступило в «Ваффен-СС»). Национальный вопрос в СССР был отрегулирован намного лучше, чем в России до 1917 г. (и после 1991 г.). Именно русские стали оплотом в борьбе с германским нашествием. 19 августа 1941 г. Геббельс отмечал в дневнике: " Мы, очевидно, совершенно недооценили советскую ударную силу, прежде всего оснащенность Советской армии. У нас даже отдаленно не было ясного представления о том, чтó имелось в распоряжении большевиков» (35). […] 27 июля 1941 г. ОКВ разработало план захвата Урала силами 8 танковых и 4 моторизованных дивизий (36). «Империя только тогда будет в безопасности, если западнее Урала не будет существовать чужого войска. Защиту этого пространства от всяких возможных опасностей берёт на себя Германия», - говорил Гитлер. Россия должна быть разбита, чтобы никогда не возродиться вновь (37).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Заметим, что глава колумбийской дипломатической миссии очень близок Русской Православной Церкви и мог бы послужить примером другим иностранным дипломатам. Он принимает участие в церковных мероприятиях, посещает храмы и монастыри в различных городах, молится за православными богослужениями. Диего Тобон был в числе немногих послов, присутствовавших на Божественной литургии и чине интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя 1 января 2009 г. и лично поздравивших его на торжественном приеме 2 февраля. 14 сентября 2008 г. православные верующие Боготы собрались на заупокойную службу по жертвам агрессии правительства Грузии в Южной Осетии, совершенную о. Александром Горбуновым. На панихиде поминались и погибшие в сентябрьской авиакатастрофе в Перми: в разбившемся самолете находились родственники сотрудников боготинского офиса «ЛУКОЙЛ-Оверсиз». 24-25 октября 2008 г. в рамках «Дней России в Латинской Америке» митрополит Кирилл нанес пастырский визит в Колумбию, явившийся историческим событием, ведь дотоле русские архиереи не приезжали в эту страну. Владыка отслужил водосвятный молебен в здании российского торгпредства в Боготе и встретился с прихожанами Русской Церкви. Они проинформировали иерарха о работе, проделанной для развития прихода Московского Патриархата, и получили его поддержку в этом благом деле. Вскоре после восшествия на престол Московских Первосвятителей Святейший Патриарх Кирилл был официально приглашен вновь посетить Колумбию. Его Святейшество радеет за всестороннее укрепление отношений с Латинской Америкой. На пресс-конференции накануне отъезда на континент, 15 октября 2008 г. он заявил: «Думаю, настало время, когда власть и общество должны осознать, что Латинская Америка должна стать приоритетом в сфере международной политики». По его словам, Россия и Латинская Америка сегодня остаются двумя центрами христианской цивилизации в глобальном масштабе10. Священный Синод Русской Православной Церкви 24 декабря 2008 г., заслушав сообщение Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Кирилла об участии делегации Московского Патриархата в «Днях России в Латинской Америке», постановил «признать необходимыми дальнейшие усилия, направленные на укрепление присутствия Русской Православной Церкви в Латинской Америке и упрочение духовных и культурных связей с нашими соотечественниками, проживающими в данном регионе»11.

http://pravmir.ru/ne-mechom-no-lyubovyu-...

Актер просто как самый, может быть, пригодный для этого делегирован на помост для того, чтобы выразить идею автора. В вашем вопросе прозвучали слова «фотограф натуры», так вот актер не должен быть ни фотографом натуры, ни идти по пути перевоплощения. Он должен быть между этими двумя крайностями. Здесь надо снова говорить о природе театра, чтобы понять функцию артиста в нем. Дело в том, что сегодня театр (и кинематограф) очень изменился, он строился раньше на других началах, был совершенно иным. Появилось понятие реализм. У Шекспира, Пушкина, Данте да каких угодно гениев мировой культуры – не реализм. Их искусство можно обозначить очень удачными, на мой взгляд, словами Максимилиана Волошина: «Искусство – это сновидение». А что такое сон? Это небытие, или, точнее, иное бытие. Есть явь и сон, жизнь и смерть. Вот искусство – оно всегда было немножко в иной области, не в реальной. И вдруг появляется реализм. «Заседание парткома» или «Молодая гвардия» – это не сон, не инобытие, это бытие, такое же, как в реальности. Вот это и есть фотография натуры. Реализм привел к тому, что вывернулись культурные традиции, искусство само изменило своему естеству. Реализм сузил искусство, сделал его утилитарным. Русская словесная культура – это не фотография. Да, это конкретные истории конкретных людей, но за ними стоит весь мир человеческих отношений с Богом, ближним, самим собой. Но и в то время, когда снимались фильмы про заседание парткома и сталеваров, жили и творили Тарковский, Параджанов, которые создавали некое нереалистическое искусство, его можно называть по-разному – символическим, например. И это было то подлинное искусство, которое имеет свои истоки в древних культурах. Т.В.: После такого подробного разговора об актере давайте посмотрим со сцены в зрительный зал, то есть порассуждаем о месте театра в жизни человека. В отпевании Ермоловой участвовал местоблюститель патриаршего престола (позже патриарх) Сергий. А митрополит Трифон (Туркестанов) произнес сильнейшую речь на этом отпевании.

http://pravoslavie.ru/29169.html

   Поскольку Феофил действовал вне пределов рейхскомиссариата, его отношения с автокефалистами во главе с Поликарпом (Сикорским) довольно долго не носили административного характера. Лишь в июле 1942 г. с ним встретился Степан Скрыпник, к тому времени уже хиротонисанный во епископа Переславского с именем Мстислав; он вел с ним переговоры по поручению администратора Поликарпа о подчинении его автокефальному центру в Луцке. Скрыпник и Феофил (Булдовский) были знакомы еще со времен гражданской войны. Сам Феофил так впоследствии говорил о Мстиславе: «О, это страшный человек. Это бандит в епископском клобуке. Он из тех, что могут убить, удавить человека, если он станет ему препятствием... Епископ Мстислав — доверенное лицо гестапо и администратора Поликарпа Сикорского. Это племянник Петлюры, его адъютант по фамилии Скрыпник. В келейном разговоре с Мстиславом я с какой-то боязнью спросил его об унии с Римско-католической Церковью. А он мне отвечает: «Уния? А почему бы и нет? Разве те, кто пошли на унию с Римом, что-либо потеряли? Пусть с чертом, лишь бы не с Москвой. Но об этом еще рано говорить». Результатом переговоров Феофила с Мстиславом было подчинение лжемитрополита Харьковского и Полтавского юрисдикции Поликарпа (Сикорского).    Бесчинства раскольников на Украине вызывали скорую и жесткую реакцию со стороны священноначалия Русской Церкви. 5 февраля 1942 г. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий обратился к православной пастве Украины с посланием, в котором обличал каноническую неосновательность самочинных акций Поликарпа (Сикорского):    «Я спешу предупредить православную паству и духовенство Украины об этом новоявленном волке в овечьей шкуре, который, прикрываясь якобы служением чаяниям украинского народа, пытается увлечь православную паству из церковной ограды на распутье раскола и всякого самочиния. Выступление Сикорского мне представляется явлением исключительно политического характера, а не церковного. Он и сделал его не по личному своему почину, а по наказу политической партии. Он все время был светским чиновником. При Петлюре он был начальником департамента в Министерстве просвещения и после разгрома петлюровцев убежал, подобно многим, в Польшу. Сикорский уж под пятьдесят лет (сейчас ему 65) принял, наконец, священство и монашество, и, вероятно, тоже по наказу политической партии, которая и могла рассчитывать в будущем на его архиерейство в своих политических интересах... Он и держал себя в монашестве и в архиерействе как истый петлюровец: хвалился нелюбовью к «москалям», старался говорить только по-украински, избегал совершения служения по-славянски... Тем же петлюровцем в душе, хотя и не столь откровенным, продолжал быть Сикорский, и подчинившись в 1940 г. Московской Патриархии... Теперь мы видим, что Сикорский, делая все это, только ожидал подходящего оборота политики, чтобы использовать свое архиерейство для изменнического выступления... Это есть та же симония — один из тягчайших грехов, караемый лишением священства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В таком виде канцелярия розыскных раскольнических дел существовала до 1726 r., когда она перешла в ведение сената, a в 1763 г. совершенно закрылась. 3 . Контора Изуграфств. Эта контора, как показывает самое ее название, должна была следить, чтобы св. иконы писались правильно и не противоречили бы учению церкви и ее истории. Начало ее относится к царствованию Алексея Михайловича, при котором главным изографом был Ушаков 359 . В 1707 г. в контору изографом определен был по высочайшему указу Иван Петров Заруднев, который должен был называться супер-интендентом. Заруднев занимал эту должность и в разсматриваемое нами время. До 1707 г. контора находилась в ведении оружейной палаты 360 , потом была подчинена местоблюстителю патриаршего престола, a в 1710 г. снова перешла в ведение оружейной палаты 361 . Высочайшим указом от 12-го апреля 1722 г. повелевалось, чтобы „иконное изображение исправить согласно по содержанию церковнаго обычая,.. а надзирательствовать Ивану Зарудневу, который напредь сего, в прошлом 1707 г., имянным его И. В. указом, к такому надзирательству определен и супер-интендентом учинен; и быть ему под синодальным ведением“ 362 . По штату Заруднев получал годового содержания 510 р. Кроме супер-интендента, в состав конторы входил: секретарь, получавший 216 p., 2 канцеляриста по 108 p., 6 подканцеляристов по 72 p., 12 копиистов по 31 p., 2 сторожа по 15 р. и 12 солдат по 12 р. 363 . Обязанности конторы изуграфств определены были инструкцией. По этой инструкции Заруднев должен был следить, чтобы св. иконы писались самым добрым мастерством, чтобы разных и отливанных икон не делалось и чтобы в церквах они не употреблялись, кроме распятий искусною резьбою учрежденных и иных некиих штукатурным мастерством устроенных и на высоких местах поставленных кунштов, „потому что в греческих и других православных странах нет таких резных и отливных икон“; этот обычай пришел к нам „от иноверных, а наипаче от Римлян“. Вследствие этого инструкция вменяла в обязанность Зарудневу иметь „надзирательство“ над живописцами и иконописцами, как „напредь сего имел“, и „чинил“ им „свидетельство и определение“, допуская до писания икон только людей „искусных“, в Москве лично сам, а в городах чрез особых иконописцев, кого он изберет по своему усмотрению; чтобы поступал „правдиво и безкорыстно“, чтобы ,,неукоснительной представил синоду донесение о том, как он приступит к делу, и кого изберет в помощники себе по городам, затем ,,о всех своих действах репортовал синоду, как требуют указы 364 . В 1723 году круг обязанностей Заруднева расширился. По указу 25-го января этого года велено ему свидетельствовать и поправлять находящиеся в Москве в продаже и по домам Его Императорского Величества и Ее И. В. „персоны, которыя неискусно невеждами писаны“, „обирая их в синод“ 365 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И, как показала история, широкие права, данные Патриарху Собором, помогли Церкви выстоять в то нелегкое время. Архимандрит Иларион был одним из инициатором заявления и о назначении Местоблюстителя Патриаршего Престола. Выступления архимандрита Илариона по докладу о единоверии интересны тем, что отвергая саму идею «создания для единоверцев параллельной иерархии» (а тем самым и сам доклад) и мотивируя, как всегда при свои выступлениях, свои доводы каноническими, догматическими и историческими примерами: «установление самостоятельной единоверческой иерархии есть разделение Церкви, ибо единство иерархии есть существенный признак единства церковного» , в то же время в конце доклада выразил пожелание, чтобы и в наших православных храмах был тот же порядок и дисциплина, которыми отличались единоверцы. Выступление о. Илариона было поддержано многими соборянами. Сделаем небольшое замечание, говорящее о духе Собора и отношениях между членами Собора. Если по вопросу о Высшем Церковном Управлении архимандрит Иларион и Н. Д. Кузнецов резко расходились в своих оценках и каждый отстаивал свою точку зрения, то по вопросу о единоверии они были полностью солидарны. На Соборе духа «партийности» не было, а было желание как можно ближе следовать истине и пользе Церкви . Интересно выступление при обсуждении доклада Отдела о духовноучебных заведениях «О типе и управлении духовноучебных заведений» . «Преобразование духовноучебных заведений – насущная и большая нужда нашей церковной жизни, – говорил архимандрит Иларион. – Ведь все то, что мы постановляли относительно прихода , это – только рамки, в которых должны потом действовать и творить церковную жизнь живые люди. Не будет этих людей, – рамки останутся пустыми. Духовная школа должна дать Церкви столь нужных ей живых деятелей. Когда здесь говорят о недостатках нашей духовной школы, то совершенно справедливо указывают ее основной недостаток в том, что ей поставлена была двоякая задача – служить Церкви и обслуживать духовное сословие. Эти две задачи взаимно боролись в жизни школы, при чем побеждала обыкновенно задача вторая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010