Чтобы иерей и диакон, по возможности, могли иметь в одной книге всю службу, в Служебнике, для удобства, присоединены краткие изменяемые молитвословия, которые произносятся священником и диаконом на вечерне, утрени и литургии. Эти молитвословия суть: во-первых, отпусты вечерни, утрени и литургии; во-вторых, прокимны Евангелий утренних, прокимны Апостолов, аллилуарии и причастны литургии. В отпустах же дневных воспоминаются дневные святые, посему в Служебнике печатается месяцеслов, с означением святых, ежедневно воспоминаемых Церковью . К месяцеслову присоединяются из Месячной Минеи прокимны, аллилуарии, причастны, такие песнопения, которые имеют отношение к воспоминаемым святым и произносятся на службах священником или диаконом. После месяцеслова, в Служебнике печатаются, в особых отделах: прокимны, аллилуарии, причастны – из Триодей, из Октоиха и из Общей Минеи. В конце Служебника находится «Известие учительное, како иерею, диакону и причетнику служение в церкви совершати, и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной литургии, и каковы бывают бедственныя и недоуменныя в скорости случаи, и како в том исправлятися». Чиновник архиерейского священнослужения Кроме рассмотренного Служебника, который в просторечии носит название «простого», есть Служебник архиерейский. Он также содержит в себе литургии: св. Иоанна Златоустог о, св. Василия Великого и Преждеосвященных даров, но в них включены те обряды и молитвословия, которые бывают только при архиерейском служении. Поскольку же при литургии, которую совершает архиерей, бывают посвящения лиц в разные церковные степени, например: чтеца, диакона, священника и другие, и бывает освящение антиминса, то в Служебник архиерейский привнесены чины таких посвящений и освящения. Архиерейский Служебник потому, что содержит в себе эти чины (не излагающиеся в других богослужебных книгах), называется также «Чиновником». Часослов 12 Службы, для которых в Часослове содержатся неизменяемые молитвословия, читаемые священником, диаконом и чтецом, суть следующие: полунощница, часы 1, 3, 6 и 9, с междочасиями, чин изобразительных и повечерие. От изложения молитвословий часов книга Часослов получила свое название.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. В четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды. В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. В этот день Господь установил Таинство Причащения, поэтому все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной Литургии . Тропарь дня “Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувший. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе” День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. При пении тропаря: “Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи. (Перевод: «Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе»)” священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги Его. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом.

http://azbyka.ru/strastnaya-sedmica

В воскресные дни Четыредесятницы совершается литургия святителя Василия Великого, которую служат всего лишь 10 раз в году (семь из них — во время Великого поста). Во время литургии 24 марта на проскомидии заготовляются три Агнца — один для воскресной литургии и два для литургий Преждеосвященных Даров . В первое воскресенье Великого поста после литургии служится чин Торжества Православия. Это особый молебен, во время которого утверждается торжество Церкви над ересями и истинное прославление Бога, согласно учению Церкви. Также чин включает в себя анафематствования. Анафема, то есть подтверждение факта отлучения человека от Церкви, провозглашается иконоборцам и прочим еретикам, в разные времена боровшимся с Православием. В современной практике, особенно в приходских храмах, анафемы чаще всего опускаются. Читать последование чина После литургии весь собор духовенства из алтаря выходит на середину храма перед иконами Спасителя и Богоматери на аналое. Читается псалом 74, произносятся мирная и просительная ектении с добавлением особых прошений, поются тропари, звучат отрывки из Священного Писания, молитвы священника и возглашения диакона, поется вечная память усопшим и многолетие живущим православным христианам. Завершается богослужение гимном святителя Амвросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим». Послание апостола Павла к Римлянам, глава 16, стихи 17–20 Братие, молю вы, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них. Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых. Ваше бо послушание ко всем достиже: радуюся же еже о вас: хощу же вас мудрых убо быти во благое, простых же в злое. Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, аминь. Евангелие от Матфея, глава 18, стихи 10–18 Рече Господь: блюдите, да не презрите единаго [от] малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на Небесех выну видят Лице Отца Моего Небеснаго. Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго. Что вам мнится? Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесят и девять в горах, и шед ищет заблуждшия? И аще будет обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти незаблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих. Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего. Аще ли тебе не послушает, поими с собою паки единаго или два: да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает их, повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

К группе традиции «византийской литургической периферии» относится и древнерусская традиция до конца XIV в. 5 В этот период истории развития русского богослужения на Руси использовался Студийский Типикон в редакции Константинопольского патриарха Алексия Студита 6 , но многие чинопоследования имели те или иные особенности, не отражённые в классических константинопольских источниках. Целый ряд особенностей присутствовал в том числе в чинах Божественных литургии св. Василия Великого и Иоанна Златоуста 7 и Преждеосвященных Даров 8 . На рубеже XIV–XV в. Студийско-Алексиевский устав и старые редакции древнерусских богослужебных книг были вытеснены Иерусалимским уставом и новыми редакциями книг, появившимися на Руси в ходе так называемого второго южнославянского влияния; в частности, чины литургии были приведены в соответствие константинопольским образцам того времени, а основным документом, регламентирующим все детали совершения полной литургии, стал «Устав Божественной литургии» (Διταξις τς Θεας λειτουργας) патриарха Константинопольского Филофея (Коккина). Тем не менее в течение XV–XVI вв. некоторые из особенностей древнерусских литургийных формуляров старше XIV в. так или иначе сумели вернуться в русские рукописи (и затем первопечатные издания) Служебника послефилофеевской эпохи. Только в середине – второй половине XVII в. в ходе богослужебной справы того времени 9 эти особенности были окончательно исключены из русских литургических книг; старообрядческие и единоверческие издания сохраняют лишь малую их часть. 2. Комплексы молитв во время причащения священнослужителей в древнерусских Служебниках XIII–XIV в. Среди особых текстов дофилофеевских русских Служебников – целый ряд молитвословий, предназначенных для чтения священнослужителями во время причащения; в древнейших русских Служебниках эти молитвословия уже составляют устойчивую часть литургийных формуляров. По полному корпусу выявленных к настоящему времени дофилофеевских древнерусских Служебников 10 известны 14 молитв при причащении священнослужителей (включая тропарь Вечери твои таини и исключая краткие формулы, не являющиеся молитвами 11 ). Вопреки ожиданиям, большинство их отсутствует в том списке из 28 аналогичных молитвословий, который приведён в упомянутой выше статье Р. Тафта. Среди этих 14 молитв 5 известны по единичным рукописям 12 и поэтому не могут претендовать на то, чтобы считаться отражением стабильной богослужебной традиции. Оставшиеся 9 молитв имеют следующие инципиты (большинство из них в рукописях может несколько варьироваться):

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Прокимен исполняется следующим образом: 1) диакон или чтец возглашает прокимен, хор его повторяет; 2) затем возглашается стих (у великого прокимна 3 стиха), хор опять поёт сам прокимен после каждого; 3) наконец, возглашается 1я половина прокимна, хор допевает 2ю половину. Если исполняется 2 прокимна, то вместо п.3, возглашается целиком второй прокимен и хор его повторяет. Малые и великие прокимны Прокимны разделяются на обычные (малые) и великие, главным критерием является количество стихов: у великого прокимна – 3 стиха (соответственно, он поется 4½ раза), у обычного – 1 стих (поется 2½ раза). Конечно, есть еще и второстепенные отличия: великий прокимен более торжественно поется и всегда ради него на вечерне совершается вход, однако количество стихов – главный критерий 1 . Обычные прокимны поются на вечерне, утрене, часах и литургии, то есть на всех службах суточного круга, где читается Священное Писание (паремии, Апостол и Евангелие). Великие прокимны могут употребляться только: — на вечерне 70 раз в году: — в субботу вечера («Господь воцарися…» на воскресном бдении, который является самым частым великим прокимном и поется 51 раз в году), — на вечернях двунадесятых Господских праздников и Антипасхи (всего 7 дней), — в недели вечера Четыредесятницы (6 дней), — во все дни Светлой седмицы (6 дней). Кроме собственно великих прокимнов, в службах Православной Церкви есть песнопения, которые в книгах прокимнами не именуются, но по факту являются великими прокимнами: «Бог Господь…» на утрене, «Да исправится молитва моя…» на литургии Преждеосвященных Даров и «Воскресни, Боже, суди земли…» на литургии Великой Субботы. В каких богослужебных книгах находятся прокимны? Все прокимны можно найти в богослужебном Апостоле , а также в службе данного дня или праздника, содержащейся в Минее или Триоди (воскресные прокимены находятся также в Октоихе). История прокимнов История прокимна такова — это остаток пения псалма с при­певом к каждому его стиху наиболее подходящего данному празднику фрагмента этого же псалма, взятого в качестве рефрена. Еще в IV–V веках пелись таким образом целые псалмы; как это происходило, мы можем представить на примере пения псалма 81 на литургии Великой Субботы с припевом «Воскресни, Боже, суди земли…», который там поется целиком вместо аллилуария. Постепенно вместо всего псалма стали петь только несколько стихов, а потом и вовсе остался только прокимен и один стих к нему (у великих прокимнов – 3 стиха). Когда и почему произошло это сокращение, в точности неизвестно. О термине “прокимен”

http://azbyka.ru/prokimen

В Великую среду вспоминается грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная в те времена для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима). В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться. В Великий четверг вспоминается в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное Таинство Святого Причащения (Евхаристии). В четверг Страстной седмицы все православные причащаются Святых Христовых Таин. На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного перед кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом). День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа. Утром в Великую Пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста и великой скорби. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице с пением тропарей.

http://pravmir.ru/strastnaya-nedelya-v-p...

В 1838 г. иером. Пафнутий подал прошение в Духовный собор лавры, желая принять схиму. В истории лавры не было примеров пострига в схиму не в преклонном возрасте (иеромонаху шел 46-й год), кроме того, после смерти иеросхим. Вассиана (Балашевича; † 25 апр. 1827) в обители не осталось насельников-схимников, поэтому Пафнутий не был уверен в согласии начальства лавры, но сомнения оставили его после чудесного явления Парфения, еп. Лампсакийского. 1 июня 1838 г. в Ближних пещерах Филарет (Амфитеатров) , митр. Киевский и Галицкий, постриг иером. Пафнутия в схиму с именем Парфений, затем избрал его духовным отцом. После принятия схимы П. неск. лет провел в тесной келье, единственное окно к-рой закрывала икона Пресв. Богородицы; к Божией Матери он относился с особой любовью и благоговением, говорил: «На что мне свет чувственный, Она, Пречистая - свет очей и души моей» (Сказание о жизни и подвигах. 1856. С. 43). Он неоднократно удостаивался Ее явлений, его любимым праздником было Благовещение. Самой большой радостью для П. было совершение литургии: он служил ее ежедневно до конца жизни, даже когда плохо себя чувствовал. П. просил митр. Филарета благословить служение литургии Преждеосвященных Даров по уставу Великой церкви каждый день Четыредесятницы, а не только в среду и пятницу, и получил разрешение. Весну и лето он проводил с митр. Филаретом в Голосеевской пуст. (см. Голосеевский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь ), где в дальнем углу заросшего сада была устроена его келья, в которую он ежедневно удалялся после литургии. Он часто гулял по лесу, вычитывая по дороге Псалтирь, но в последние годы жизни, чувствуя упадок сил, постепенно сокращал эти прогулки, а затем отменил. П. неоднократно намеревался уйти в затвор и отказаться от приема посетителей. Однажды он заперся в келье, не принимал и своих прежних духовных чад и выходил только в церковь на богослужение, но затем, после увиденного во сне страшного зверя, к-рого отогнали палками его духовные дети, изменил свое решение, убедившись, т. о., в том, что его содействие спасению других угодно Господу (Сказание о жизни и подвигах. 1856. С. 56). Он был крайне скромен в быту, подарки, которые принимал от посетителей, чтобы их не обидеть, при первой возможности собирал в мешок и оставлял на дороге или раздавал нищим. Гр. А. А. Орлова-Чесменская , бывшая духовным чадом П., завещала ему 15 тыс. р., к-рые П. сразу передал в Духовный собор лавры на питание странников в гостинице.

http://pravenc.ru/text/2579067.html

В первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечерни в Неделю ваий и в конце служб – утрени, изобразительных 160 и литургии – бывает особый отпуст: 161 «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых...» 162 . В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах 163 последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9-ти отделах) до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий...» ( Ин. 13, 32 ). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия бывает такой, как и на чтение великих часов. Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход – о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерни читается из книги Иова (а до этого из книги Премудрости Соломона), невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя. В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров 164 . После пения «Да исправится молитва моя...» и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (например, в Понедельник – Мф., зач. 98, во Вторник – Мф., зач. 102, в Среду – Мф., зач. 108). Апостол на литургии в эти дни не читается. В Великую Среду в конце литургии (после «Буди ими Господне» и возгласа «Благословение Господне на вас...») последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Далее священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже...», отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

По выражению Р. Тафта, «армянская Патараг ( - Жертва; обычное арм. обозначение Евхаристии.- Ред.) - Божественная литургия - является одним из наименее изученных евхаристических последований восточного христианского мира» (OCP. 1993. Vol. 59. P. 274). Неизвестно, какая именно литургия совершалась в Армении в III-IV вв., скорее всего это была традиц. каппадокийская евхаристическая служба. C IV в. этот евхаристический чин называется литургией свт. Василия Великого , поскольку он был отредактирован самим святителем (J. Fenwick). В нач. V в. эта литургия (содержащая раннюю, т. н. краткую, версию анафоры свт. Василия) была переведена на арм. язык и под именем литургии св. Григория Просветителя стала в V в. основной литургией ААЦ ( Мартиросян. С. 21-29; Taft. The Armenian. P. 181). К кон. V в. были сделаны 2 новых перевода литургии свт. Василия (с пространной версией анафоры): 1-й получил имя св. католикоса Саака (Исаака) Великого ( H ä nggi, Pahl. P. 332-336; в тексте анафоры св. Исаака даже сохранилось большое число оставшихся непереведенными греч. фраз, буквально совпадающих с соответствующими фрагментами анафоры свт. Василия), 2-й - свт. Кирилла Александрийского (Ibid. P. 337-341), он проявляет сходство с 1-й (до IX в.) визант. редакцией литургии свт. Василия, а также с греч. литургией «свт. Григория Богослова», носящей следы монофизитского влияния. Кроме того, известны еще 2 арм. анафоры этого времени - приписываемые свт. Григорию Богослову и свт. Афанасию Великому (Ibid. P. 319-331). Ок. X в. на арм. язык была вновь переведена литургия свт. Василия Великого, уже в развитой к-польской форме; в XIII в. ( Taft. The Armenian. P. 183) был сделан перевод к-польской литургии свт. Иоанна Златоуста ( Aucher. La versione. P. 370-404). В XI-XIV вв. под влиянием традиций Яковитской Церкви на арм. язык были переведены основной евхаристический чин яковитов - сир. редакция литургии ап. Иакова , брата Господня (Ibid. P. 342-346), а также еще одна традиц. зап.-сир. анафора сщмч. Игнатия Богоносца ( Winkler. Armenian Worship. P. 50; Τρεμπλας. Σ. 372-373). Кроме того, известны арм. переводы рим. мессы и литургии преждеосвященных Даров , а также (в греч. переводе утраченного арм. антимонофизитского сочинения - Sinait. gr. 1699. Fol. 91, XIV в.) фрагменты анафоры под именем свт. Епифания Кипрского ( H ä nggi, Pahl. P. 262-263), близкие к анафоре «Апостольского предания» . Несмотря на указанное разнообразие литургий, с X в. (по крайней мере) главной, а после XIII в. и единственной совершаемой на практике становится литургия, носящая имя свт. Афанасия Великого, в к-рой отчетливо прослеживается сильное визант. и в гораздо меньшей степени рим. влияние. Помимо рукописей литургий важнейшими источниками по истории арм. евхаристического чина ( Taft. The Armenian. P. 183-195) являются литургические комментарии еп. Хосрова Великого (Андзеваци) ( ок. 963), Нерсеса Ламбронаци ( 1198), Ованнеса Арчишеци ( ок. 1330). Анафоры

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

При святом Иоанне Златоусте (IV в.), много сил отдавшем тому, чтобы достичь единообразия в богослужениях, всенощное бдение получило чинопоследование, весьма близкое настоящему. В VIII и IX веках святой Иоанн Дамаскин , святой Феодор Студит и другие песнотворцы дополнили всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне. Всенощное бдение представляет собой соединение трех служб: великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа. Великая вечерня в соединении с утреней совершается накануне воскресных дней и на все праздники с бдением, за исключением тех дней, когда всенощная должна начинаться великим повечерием (Типикон, гл. 2-я и указания последований великих праздников; см. также Минею и Триодь). Великую вечерню положено совершать в соединении с литургией святого Василия Великого на Страстной седмице – в Великий четверг и Великую субботу, также в навечерия (сочельники) праздников Рождества Христова и Богоявления (если эти навечерия не совпадают с субботой или воскресеньем); в соединении с литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения, когда он приходится на седмичные дни Великого поста, и в понедельник, вторник, среду и пятницу Страстной седмицы, а также всегда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (см. Типикон – последование служб 25 декабря, 6 января, 25 марта, Великого четверга и субботы, а также в Минее и Триоди на указанные дни). Великая вечерня совершается и самостоятельно: накануне праздников с полиелеем после Фомина воскресенья до Недели мясопустной. На сырной же седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы на праздник с полиелеем совершается вседневная вечерня; на воскресные и другие дни, когда положено совершать бдение, но по причинам, предусмотренным Типиконом (см. гл. 7), его не бывает; на праздник Преполовения и на 1 и 13 сентября; в первый день Пасхи и во все дни Пасхальной седмицы; в Фомино воскресенье; в вечер Господних праздников: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Пятидесятницы (после литургии) и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в сочельники (навечерия) Рождества Христова и Богоявления, когда они совпадают с субботой или воскресеньем (после литургии святого Иоанна Златоуста ), и в Великую пятницу, если в этот день нет праздника Благовещения (см. Типикон, гл. 7; в Служебнике, Часослове, Псалтири следованной, в последованиях Триоди и Минеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010