После пения четырех вышеупомянутых стихов произносится и совершается до Херувимской и на литургии преждеосвященных даров то, что бывает по прочтении Евангелия на литургии Златоуста или Св. Василия Великого . Именно: произносится сугубая ектения; затем произносятся молитвы об оглашенных и приглашение их к выходу. После ектении об оглашенных и готовящихся к просвещению, т. е., ко крещению, молятся одни верные об очищении душ своих и о неосужденном причащении Пречистого Тела и Крови Христовой, которые уже предлежат на жертвеннике. Остается только перенести Святые Дары с жертвенника на престол, и за тем преподать их верующим. И мы действительно, вскоре видим перенесение их на престоле. Во время перенесения Святого Тела и Честной Крови Христовой поется вместо Херувимской особая песнь, приспособленная к прежде освященным дарам и составленная в 612 году. Она поется так: Ныне силы небесные с нами невидимо служат. Се бо входит Царь славы. Се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа. Теперь (в настоящие минуты), с нами невидимо служат небесные силы. Потому что вот входит Царь славы. Вот таинственная жертва уже совершенною переносится в сопровождении ангелов. Приступим же к ней с верою и любовию, для того, чтобы нам быть причастниками вечной жизни. Аллилуиа. Во время перенесения Святых Даров северными дверями с жертвенника на престол, молящиеся в храме по благословению к переносимой святыне падают на пол, и встают уже тогда, когда святые дары поставлены бывают на престол, и когда начинают петь: верою и любовию приступим. Так как на литургии преждеосвященных даров приносятся на престол дары уже освященные. То и опускаются все ектении и молитвы, положенные на полной литургии после Херувимской песни и относящиеся к освящению даров, которого на изъясняемой литургии не бывает. Поэтому после Великого входа на литургии преждеосвященных даров прямо слышится молитва о предложенных дарах и о достойном причащении ими. После «Молитвы Господней» бывает приобщение сперва священнослужащих, затем мирян, которые пред причащением произносят следующую молитву: Молитва пред причащением Святого Тела и крови Христовой

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Теперь, (в настоящие минуты), с нами невидимо служат Небесные силы. Потому что вот входит Царь Славы. Вот таинственная жертва уже совершенною переносится в сопровождении ангелов. Приступим же к ней с верою и любовью, для того, чтобы нам быть причастниками вечной жизни. Аллилуиа. Во время перенесения святых даров северными дверями с жертвенника на престол, молящиеся в храме по благоговению к переносимой святыне падают на пол, и встают уже тогда, когда святые дары поставлены бывают на престол, и когда начинают петь: врою и любовию приступим. Так как на литургии преждеосвященных даров приносятся на престол дары уже освященные, то и опускаются все ектеньи и молитвы, положенные на полной литургии после Херувимской песни и относящиеся к освящению даров, которого на изъясняемой литургии не бывает. Поэтому после великого входа на литургии преждеосвященных даров прямо слышится молитва о предложенных дарах и о достойном причащении ими. После „Молитвы Господней» бывает приобщение сперва священнослужащих, за тем мирян, которые перед причащением произносят следующую молитву: Молитва пред причащением Святаго Тела и Крови Христовой Верую, Господи, и исповедую, яко 6 Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый семь аз. Еще верую, яко сие Самое есть Пречистое Тело Твое и сия Самая есть Честная Кровь Твоя. Молюся убо 7 Тебе, помилуй мя, и прости ми прегрешения моя вольная и невольная, яже словом, яже деломъ, яже ведением и неведением и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Вечери Твоея Тайныя днесь. Сыне Божий, причастника мя приими. Не бо 8 врагом Твоим тайну повем: ни лобзания Ти дам, яко 9 Иуда; но, яко разбойник, исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да 10 не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь. В заключение литургии преждеосвященных даров лицам, не приготовившимся для приобщения на этой литургии, раздается антидор. Каждодневные молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Во время пения сего отворяются царские двери, диакон кадит святую трапезу и жертвенник. Потом священник и диакон, стоя у престола, произносят трижды «Ныне силы небесныя», поклоняются трижды и отходят к жертвеннику. Священник кадит трижды, полагает на плечо диакона воздух, коим были покрыты Дары. Сам же берет правою рукою дискос и поставляет его на свою главу, а потир берет левою рукою и несет, держа при персях. Диакон предшествует с кадильницею. Идя же от жертвенника чрез северные двери в царские двери к престолу, они ничего не произносят, ибо все уже произносилось на той литургии, на которой освящались сии Святые Дары. Во время же перенесения божественных Таин все люди и певцы, павши ниц, поклонение творят Богоподобное Христу Богу, в тайнах сущему; понеже совершено преждеосвященны суть. По внесении Святых Даров в алтарь все встают, и певцы допевают песнь «Ныне силы небесныя», а именно поют: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». По поставлении Св. Даров на престол, священник снимает покровцы со Св. Даров, берет воздух с плеча диакона, надносит его на кадильницу и со благоуханием покрывает им Св. Дары. Так как на литургии Преждеосвященных Даров не бывает освящения Даров, то за великим входом по перенесении Св. Даров на престол следуют молитвословия к причащению верных. Диакон произносит ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви», в которой говорит: 40 предложенных и преждеосвященных честных Дарех Господу помолимся; яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам божественную благодать и дар Святаго Духа». Священник по окончании ектении возглашает: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе небеснаго Бога Отца и глаголати». Певцы поют «Отче наш». После возгласа священника и пения певцами «Аминь», священник говорит: «Мир всем». Затем совершаются молитвословия и священнодействия, подобные тем, которые бывают в этой части литургии св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Обративши Агнец кверху печатью, прободает копием в правую его сторону, говоря: един от воин копием ребра его прободе, и абие изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его. Приготовивши таким образом этот Агнец, священник начинает приготовлять другой Агнец для другой Преждеосвященной литургии, а после того, как приготовит и этот Агнец, продолжает совершать проскомидию по обыкновенному порядку. Эти Агнцы, по молитвам священника и всех православных христиан, находящихся в храме Божием, силою Св. Духа претворяются на литургии в нетленное и пречистое Тело Христово. Прежде причащения, во время пения причастна, священник раздробляет Св. Агнец на четыре части. Когда одну часть его вложит во Св. чашу и вольет теплоту, тогда берет левою рукою Св. Агнец, назначенный для литургии Преждеосвященных Даров, а правою рукою берет ложечку (лжицу) и, омочив ее в пречистой Крови Христовой в чаше, крестообразно прикасается ею Св. Агнца с мягкой, крестообразно надрезанной стороны. Точно таким же образом напояется Пречистою Кровию и другой Св. Агнец. Напоенный таким образом Пречистою Кровию Христовою Св. Агнец с величайшим благоговением полагается священником в ковчежец, находящийся в Св. дарохранительнице, которая стоит на престоле, и сохраняется до того времени, когда должна совершаться литургия Преждеосвященных Даров. Литургия Преждеосвященных Даров стала совершаться немного спустя после земной жизни Иисуса Христа. Она стала совершаться по следующему случаю. В древности христиане имели обыкновение причащаться Тела и Крови Христовых как можно чаще, даже каждый день, если только было можно. А так как тогда были гонения на христиан (язычники и евреи ненавидели христиан и всякими мерами старались препятствовать христианам и потому не позволяли им совершать церковную службу), то христиане и не могли совершать литургии каждый день, а брали Св. Дары домой из церкви на запас, чтобы после причаститься ими. Но бывало так, что часть Св. Даров оставалась после того, как все христиане причастятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поэтому и при смешении вина и воды в Чаше не произносится особая молитва на их соединение: «Мы не делаем и соединения (вина и воды),  — как это возможно, когда Хлеб, быв священнодействован, вознесен и соединен с Божественною Кровию, уже совершился?  — но в Священный Потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них Божественного Хлеба и Крови, которою он напоен уже по чину литургии, эти вещества в Потире своим причастием освятились (γιασθσι), и чтобы священник по чину литургии мог приобщиться и от Хлеба, и от Чаши, и преподать приобщение имеющим в нем нужду  — лицам священным в алтаре, по обычаю, а мирянам лжицею» . Важная деталь: свт. Симеон Солунский поясняет необходимость погружения Преждеосвященных Даров в растворенное вино в Чаше практическими соображениями  — удобством дальнейшего причащения священнослужителей («по чину литургии по обычаю») и мирян («лжицею»). И далее он поясняет эту же мысль другими словами: «Поэтому, и желая кого-нибудь приобщить Таин без литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай Хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользуемся и одним сухим животворящим Хлебом, как соединенным с Кровию. Здесь же, на литургии Преждеосвященных Даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак, находящееся на Преждеосвященной литургии в Потире освящается не призыванием и запечатлением Святаго Духа, но причастием и соединением с животворящим Хлебом, который, поистине, есть Тело Христово в соединении с Кровию» (здесь и далее выделения в цитатах сделаны мной – прот. Вадим Леонов) . Из его рассуждений видно, что в ЛПД сохранялась внешняя форма причащения, заимствованная из полной литургии, во-первых, ради аналогии, и во-вторых, ради удобства причащения. Однако совершаемое с Чашей трактуется принципиально иначе, нежели на полной литургии: свт. Симеон говорит именно об освящении (γιασθσι) вина в Чаше посредством Преждеосвященного Агнца, но не о преложении вина в Кровь Христову. Традиционные святоотеческие евхаристические термины, которые ясно указывают на Евхаристическое Чудо: «преложение» (μεταβολ), «претворение» (μεταποησιν), «превращение» (μεταστοιχεωσιν), «пресуществление» (μετουσωσις) свт. Симеон не использует ни разу, и содержимое Чаши никогда не именует Кровью Христовой.

http://bogoslov.ru/article/5752302

Агнец вторый изми и по чину, яко же в великий пост в преждеосвященной Литургии указано, сотвори, напаяя св. Агнец животворящею Кровию из св. чаши по малу лжицею”. С полнейшей всегдашней откровенностью к столь священно-чтимому мной святителю Антонию я начал свою речь прямо с того, с каким примерно-подражательным усердием совершал он сам, из года в год неопустительно, Литургии Преждеосвященных Даров, и как, несомненно, многие из горожан с особенным усердием собираются на это богослужение. И неудивительно, потому что, если Литургия Преждеосвященных Даров самым своим чинопоследованием может особенно сильно и действенно возбуждать молитвенное настроение до умиления, то преимущественно совершенная архиереем или вообще в городском храме при хороших певчих, даже, можно сказать, преимущественнее всего при последнем условии. Пение священных песней: Чертог твой вижду, Спасе мой, украшенный 2 . Да исправится молитва моя; ныне силы небесныя с нами невидимо служат – одно это, – говорил я, – составляет, можно сказать, все, привлекающее ко храму, и настроивающее в нем души и сердца молящихся, не говоря, всеконечно, о священно-таинственном деле богослужения. Но отнимите это певческое хоральное пение, заставьте петь только одного причетника, под час не обладающего ни голосом, ни самым знанием напевов по простому обиходу и к тому же неизбежно снующего туда и сюда для подавания кадила и для выноса подсвечника…, и вы отнимете все душевное настроение молящихся и самое значение преждеосвященной обедни и, тем паче, когда почти решительно не в обычае в приходских церквах, чтобы приобщались св. Таин за этой Литургией. Да и не только не в обычае, – присовокупил я, – но в Сибири, напр., в томской епархии установился обычай, даже в смысле каноническо-догматического положения и верования такого рода, что приобщаться за этой Литургией, будто бы, могут и должны только те, кои на исповеди оказались заслуживающими особенно строгой эпитимии, и потому, как бы недостойны полного Причастия. На это был представлен мною факт, лично мною дознанный на опыте и доведенный тогда же до сведения бывшего преосвященного томского Порфирия, который еще более изумился, когда из уст одного–двух членов консистории услышал их собственное, таковое же убеждение и верование относительно значения приобщения Преждеосвященными Дарами не больных, a здоровых лиц говеющих 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

В таком виде, с покрытою годовою, священник совершает литургию до малого входа 1 ), после малого входа до Евангелия; на Евангелии снимает скуфью или камилавку, потом снова надевает ее и стоит с покрытою головою в одних церквах до Херувимской песни, в других до конца. С этого времени священник уже не надевает скуфьи или камилавки во все продолжение литургии до воззвания: всегда ныне и присно... и постановления Св. Даров на жертвеннике. Возвратившись к престолу, когда на клиросе поют: Да исполнятся уста наша, священник снова, и в последний раз, надевает скуфью или камилавку, свертывает антиминс и илитон, и с покрытою головою потом читает заамвонную молитву, и вообще оканчивает литургию. 2) Во время совершения литургии преждеосвященных Даров, священники снимают скуфью или камилавку на целование св. икон во время пения: Во царствии твоем.., потом надевают пред началом литургии, и снимают для перенесения Св. Даров с престола на жертвенник во время пения: Господи воззвах, и остаются непокрытыми до сугубой ектении 2 ), потом снова стоят покрытые, в одних церквах, до времени пения: Ныне силы небесные, в других до великого входа, после чего остаются непокрытыми до пения: Да исполнятся уста наша, как и на обыкновенной литургии. Что касается до совершения других служб, то у нас вообще не принято стоять с покрытою головою при чтении вообще всяких молитв – светильничных, главопреклонных, во время шестопсалмия, молитв на молебнах и других священнословиях, напр. освящении воды, – при чтении акафистов, при чтении Евангелия. И эти обычаи священниками наблюдаются не только когда они сами совершают богослужение, но и когда присутствуют при совершении его, в особенности на херувимской песни, во время освящения Даров, на Отче наш, и затем вообще при чтении каждого Евангелия, также на слышании акафистов, при чтении молитв на молебнах. §7. Что касается употребления так называемой черной скуфьи, получаемой с благословения архиерейского, то употребление ее определяется тою целью, с какою эта скуфья дается тому или другому священнику по благословению архиерейскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

—Все знают, что за Литургией Преждеосвященных Даров не причащают младенцев, неспособных еще принять частицу Тела, но лишь каплю Крови — потому, что вино с водой в Чаше не есть Кровь Господа, оно не прелагается, частицы Агнца — Плоти Христовой — опускаются просто в вино с водой… — Да, именно такое убеждение нашло выражение в современной литургической практике Русской Церкви. Именно поэтому священнослужитель, потребляющий Святые Дары в алтаре, не испивает из Чаши сразу по причащении. Но есть и другая точка зрения: греки считали, что преложение вина в Кровь совершается посредством вложения в Чашу частиц Агнца. Потому на греческом Востоке из Чаши на Литургии Преждеосвященных Даров причащаются священнослужители, и есть практика причащения детей. После причащения мирян вместо более привычного нам песнопения «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную…» мы слышим «Хлеб небесный и чашу жизни». Примечательно также и то, что меняется заамвонная молитва: вместо «Благословляяй благословящия Тя…» священник читает «Владыко Вседержителю…», в которой есть такие слова: «Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению…». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/nyine-silyi-nebesnyiya...

Трудился папа и над «Спутником христианина», так хочется мне назвать его кропотливую работу над составлением молитв (по возможности кратких), вводящих богомольцев в осмысленное участие в богослужении. Ведь большинство приходящих в храм не понимают богослужения, в нем не участвуют и лишь присутствуют на нем. Не понимают, хотя и изучали полный курс Закона Божия в свои ученические годы. Припоминается разговор верующей дамы, друга моей семьи, с весьма почтенным моим прихожанином, сыном известного в эмиграции профессора, в Императорской России закончившим среднее образование и 2 курса Московского Университета. – Завтра, – говорит ему дама, – я не приду на работу. – Почему? – спрашивает ее почтенный господин. – Завтра первая Литургия Преждеосвященных Даров, и я никогда не пропускаю эту дивную службу. – А что это такое, что за служба? – снова спрашивает ее почтенный верующий господин. – Как, вы, воспитанник старой русской школы, не знаете, что такое Литургия Преждеосвященных Даров? – восклицает дама, и слышит в ответ: – А зачем мне это знать, это дело священника... Это случай не единичный. А будь у каждого в руках за церковной службой книжка с молитвами, вводящими его в содержание совершаемого священником чина вечерней службы и Литургии, было бы меньше в рядах наших верующих церковно-неграмотных и скучающих за богослужением мирян. Получив место настоятеля блестящего по своему составу и хозяйственному положению Брестского Никольского прихода, папа был назначен и законоучителем русских начальной школы и четырех классов гимназии. В старших классах гимназии преподавал Закон Божий о. Стефан Жуковский, товарищ папы по Виленской Семинарии, человек разносторонне образованный, книжный, но крайне честолюбивый. Первым делом отца как настоятеля прихода была передача Русскому Благотворительному обществу в безмездное пользование приходских домов: двухэтажного каменного, в котором в 2 смены происходили занятия начальной школы и гимназии, и большого деревянного здания – громадной залы со сценой, в которой до возведения большого каменного трехпрестольного помещался Никольский храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

1122 г.- это единственный греч. памятник младше X в., сохраняющий мн. особенности древней иерусалимской литургической традиции. Однако в целом этот Типикон основан уже на визант. послеиконоборческой монастырской традиции, отраженной в Студийском и Иерусалимском уставах; система библейских чтений в нем представляет собой синтез древней иерусалимской и послеиконоборческой к-польской (как в Типиконе Великой ц.) систем. Последования служб первых 3 дней Страстной седмицы содержат богатый гимнографический материал (самогласные и подобные стихиры, седальны, светильны, тропари и проч.), количество песнопений почти вдвое превосходит обычное для послеиконоборческих монастырских памятников число песнопений этих дней. Утреня имеет следующие особенности: стихословятся 3 кафизмы; к Пс 50 прибавляются покаянные тропари; поются 2 различных кондака (один перед 8-й песнью трипеснца, др.- после нее); есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне; между 1-й и 2-й частями утреннего славословия (т. е. между «Слава в Вышних» и «Сподоби, Господи») читаются паремии (Быт 1. 1-13, Притч 1. 20-32, Ис 5. 1-7 - в Вел. понедельник; Исх 19. 10-18a, Притч 2. 13-21, Ос 4. 1-6b - в Вел. вторник; Притч 3. 27-34, Ос 4. 13 - 6. 4 - в Вел. среду) и утреннее Евангелие (его выбор в целом основан на древней иерусалимской системе чтений: Мф 21. 18-22. 14; Мф 22. 15-24. 2; Ин 12. 17-50 соответственно в каждый из 3 дней); к утрене присоединяется 1-й час, на к-ром прочитывается то чтение, какое в Типиконе Великой ц. указано для тритекти в эти дни. После 1-го часа читается полностью одно из Евангелий (Мф - в Вел. понедельник, Лк - в Вел. вторник, Мк - в Вел. среду, Ин - в Вел. четверг). 9-й час включает начальный вечерний антифон к-польского песненного последования (Пс 85) и те паремии, какие в Типиконе Великой ц. указаны для вечерни этих дней. На вечерне после «Господи, воззвах» и входа читаются паремии соответственно древней иерусалимской традиции (с незначительными отличиями), а после «Свете Тихий» - Евангелие соответственно той же традиции; после Евангелия - «Сподоби, Господи», стиховные стихиры и особые молитвы об оглашенных и просвещаемых (в Типиконе приведен их текст; в Вел. среду Евангелие предваряется паремией (Зах 11. 11-14), читается после стиховных стихир и молитв об оглашенных и просвещаемых и завершается еще одной группой стиховных стихир, затем начинается литургия Преждеосвященных Даров); после отпуста оглашаемых совершается по сокращенному чину литургия Преждеосвященных Даров; каждый из 3 дней имеет особую заамвонную молитву для этой литургии. По окончании литургии служится паннихис с утренним евангельским чтением по иерусалимской системе (2-м из 2 возможных: Мк 11. 12-26, Лк 12. 35-59, Мк 14. 1-11 соответственно для каждого из 3 дней) ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 28-83). В православном богослужении X-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/Великие ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010