– создание общественного богослужения, которое предполагает собрание и причастие без чтения молитвы Анафоры; – формирование практики совершения Литургии в особенные дни годичного круга или включения Преждеосвященной в состав богослужений суточного круга; – авторство молитв, составляющих основу формуляра; – авторство особенных чинов, являющихся центральными элементами Преждеосвященной и мало изменяемых во времени при формировании и изменении других компонентов богослужения. В современной православной традиции принято считать, что автором Литургии Преждеосвященных Даров является свт. Григорий Великий , папа Римский (годы понтификата – 590–604). В современных русских служебниках в надписании Литургии, как правило, не упоминается имя свт. Григория Двоеслова , однако оно звучит отпусте 1 . Данная атрибуция – единственная в современных печатных изданиях богослужебных книг. Однако, даже самое поверхностное знакомство с историческими источниками обнаруживает, что такое мнение относительно авторства Литургии справедливо подвергается критике. Евхологии Авторство Литургии Преждеосвященных Даров варьируется в рукописной традиции. В большинстве рукописей, особенно древних, автор не зафиксирован. В атрибутированных рукописях имя автора может быть обозначено либо в начале Литургии, либо в тексте отпуста Преждеосвященной. Если манускрипт является Типиконом, то атрибуция может быть указана в тексте. Протопресв. С. Алексопулос проанализировал известные греческие рукописные тексты Преждеосвященной Литургии и систематизировал их по упоминанию автора и по времени написания манускрипта (Сведения представлены по: [Alexopoulos, 2009, 50–51]): 1. Не указан автор: VIII в.: Barberini gr. 336. X в.: Sevastianov 474; St. Petersburg 226; XI в.: Paris gr. 391; Grottaferrata Г.ß. XX; Sinai gr. 958; Sinai gr. 959; Benaki 27 (B56); Benaki 57 (ТА 127); XI/XII вв.: Sinai 962; XII в.: Barberini gr. 345; Barberini gr. 393; Barberini gr. 431; Barberini gr. 443; Ottoboni gr. 44; Paris gr. 330; Paris gr. 328; Paris gr. 392; Grottaferrata Г.ß. II; Grottaferrata Г.ß. VIII; Sinai gr. 973; EBE 713; Bodleian Auct. E.5.13; Vatican gr. 1811; Vatican gr. 1863; Vatican gr. 1875; Vatican gr. 1970; Ottoboni gr. 434; Vatican gr. 2005;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Литургия Преждеосвященных Даров восходит к первым векам христианства. Святой Симеон Солунский (XV в.) говорит: «Литургия Преждеосвященных Даров произошла издревле и от апостольских преемников». Михаил Керуларий, патриарх Константинопольский (XI в.) тоже свидетельствует о ее древности: «Литургия Преждеосвященных Даров есть древняя и древлепреданная, известная Святой Церкви Божией еще до тайноводственников наших Златоуста и Василия Великого , что видно из 49 правила Лаодикийского Собора... Во всех святых Церквах носится молва из неписаного предания, что тайная молитва , читаемая по перенесении Святых Даров на жертвенник, принадлежит святому Афанасию Александрийскому». Если Литургия Преждеосвященных Даров может быть названа апостольским установлением, то не потому что она была написана самими апостолами, так как и после апостолов долго не было определенного письменного богослужебного чина. Она не была устно передана апостолами в своем настоящем виде, но важнейшая ее часть – причащение Святыми Дарами – сохраняется от времен апостольских, как это видно из свидетельства святого Иустина мученика . Он говорит, что диаконы относили Святые Тайны к не бывшим в церкви при богослужении, и те могли принимать Святые Тайны на другой или на третий день, так как не всегда были к тому готовы. В древности существовал и другой обычай: уносить с собой часть Святых Даров для ежедневного причащения, как об этом свидетельствуют Тертуллиан , священномученик Киприан Карфагенский , святитель Григорий Богослов и другие отцы Церкви. Святитель Василий Великий говорит о египетских отшельниках, что они, не имея священников, хранили у себя Святые Дары и причащались ими. В Египте, в частности, в городе Александрии верующие хранили у себя Святые Дары для причащения. Причащение за богослужением Преждеосвященными Дарами, сохранявшимися в храме, восходит ко временам апостольским. В Апостольских Постановлениях говорится: «После приобщения всех мужей и жен диаконы возмут остатки и отнесут в дарохранительницу». Эти частицы Святых Даров назначались как для причащения больных, так и для причащения всех присутствовавших за богослужением, на котором не совершалась Бескровная Жертва. Из 52 правила Трулльского Собора видно, что еще до этого Собора Литургия Преждеосвященных Даров была общеизвестна, особенно на Востоке, а Собор Трулльский утвердил совершение ее во дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы, Недели и праздника Благовещения. О Литургии Преждеосвященных Даров свидетельствует святой Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.): «Ныне более прочих в уважении священнодействие Великого Василия и Иоанна Златоустог о с Литургиею Преждеосвященных».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Давно ли стали совершать в святой церкви Христовой литургии Преждеосвященных Даров? С самых первых времен христианства, братия мои. Она современна самому великому посту св. четыредесятницы, или яснее, она современна самим апостолам. «Сия тайноводственная служба, – говорит один из писателей церковных, – необходимо сопутствовала проповеди апостольской и утвердилась вместе с преданием поста четыредесятидневного» 1 . «Мы принимаем за несомненное, – говорит другой святитель, весьма много потрудившийся для объяснения богослужения св. православной церкви, – мы принимаем за несомненное, что своим происхождением эта литургия обязана апостолам, быв в начале составлена ради самого поста, чтобы мы во дни скорби могли скорбеть, а не торжествовать» 2 . «Апостолы, – приведем слова еще одного святителя 3 , – слагали молитвы божественного священнодействия тайн, приспособляясь к свойствам народов, к обстоятельствам времени, к враждебным преследованиям гонителей. В молитвах и возглашениях они отличались друг от друга, но образ совершения Таин всеми ими соблюдаем был неизменно, как он предан был Самим Господом нашим Иисусом Христом. После благоглаголивых апостолов, некоторые из божественных отцов, каждый сам по себе, слагали молитвы и возглашения, и целое чинопоследование литургии; таковы славный во святых Епифаний, и Великий Василий, и божественный Златоуст. Все они удостоены научения, истекающего от обильных живоносных истоков Утешителя, и церковь христиан православных принимала их слова и дела, как бы Сам Христос говорил и делал. «И ныне, – продолжает тот же святитель, – и ныне более прочих в употреблении священнодействие Василия Великого , и Иоанна Златоустог о с литургией преждеосвященных, о которой говорят одни, что она – Иакова, именуемого братом Господним, – другие – Петра верховного апостола, иные-иначе». Египетские христиане приписывали ее святому евангелисту Марку. Таким образом, несомненным делается то верование и убеждение ев. церкви православной, что литургия Преждеосвященных Даров ведет свое начало от самых времен апостольских; что она составлена первоначально св. апостолами по научению Самого Господа Иисуса Христа. Что касается до приведения её в тот вид и состав, в каком она ныне совершается у нас, то св. церковь наша приписывает это св. отцу нашему Григорию Двоеслову , имя которого молитвенно поминается в конце этой литургии точно так, как в конце литургии Иоанна Златоустог о и Василия Великого поминаются имена сих великих святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

— среду и пятницу в период Святой Четыредесятницы; — в четверг 5й седмицы Великого поста; — 24 февраля (1е и 2е Обретение главы святого Иоанна Предтечи); — 9 марта (40 мучеников Севастийских), случившиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы; — понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; — в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период. Если мы примем условие считать только полиелеи Типикона: свт. Алексия Московского , Обретение главы Предтечи и свв. 40 мучеников), получается от 15 до 19 возможных дней служения этой литургии в году. Полиелеи дают дополнительные дни служения, Благовещение один день может “отобрать”. Сегодня в большинстве храмов Преждеосвященная Литургия совершается утром, однако в некоторых приходах бывают и вечерние богослужения. Каковы основные особенности Литургии Преждеосвященных Даров? Отсутствует первая часть полной Литургии — проскомидия; Литургия предваряется службой не только 3го и 6го, но и 9го часа с последованием изобразительных; начиная со среды 4й седмицы Великого поста сразу же за ектенией об оглашенных следует ектения о «готовящихся к Святому Просвещению», то есть ко Крещению, которое в древней Церкви совершалось в Великую субботу; согласно традиции, распространённой исключительно в Русской Церкви на Литургии Преждеосвященных Даров не принято причащать младенцев, которых на обычной Литургии причащают только Кровью Христовой; в некоторых храмах Литургия Преждеосвященных Даров иногда совершается в вечернее время, так как соединяется с вечерней, что дает возможность учащимся и работающим в утреннее и дневное время посетить богослужение. Почему во время Литургии Преждеосвященных Даров звонят в колокольчик? Звоном колокольчика отмечаются те моменты богослужения, во время которых полагается преклонять колени. В чине литургии преждеосвященных Даров таких момента 4: При звуке колокольчика все молящиеся опускаются на колени, а при повторном — поднимаются. Практика использовать колокольчик обусловлена незнанием большинством верующих этих моментов; в тех храмах, где все молящиеся или большинство из них имеют четкие представления о чине службы и о том, когда преклонять колени (например, храмы при семинариях), колокольчик не используется. Что символизирует полузакрытая завеса на Литургии Преждеосвященных Даров?

http://azbyka.ru/liturgiya-prezhdeosvyas...

Я постараюсь, братия мои, изложить вам, при помощи Божией, в подробности весь состав и значение этой божественной литургии, причем опять обращено будет особенное внимание ваше на служение архиерейское. Вам, братия мои, легче следить за моими объяснениями, потому что вы уже знаете состав и значение часов и вечерни, с которыми обыкновенно соединяется литургия Преждеосвященных Даров, а также состав и значение полной литургии Василия Великого и Иоанна Златоустог о, к которой она относится, как часть к своему целому. Притом же теперь вы сами присутствовать можете при этой божественной службе, сами можете следить за совершением её и за священнодействиями её. Испросим же все вместе у Господа нашего Иисуса Христа благословения и всеукрепляющей благодати Его на предстоящее дело. Господи и Владыко живота нашего! Ты, по слову св. Иоанна Златоустог о, приемлешь милостиво и доброе желание наше, и радостно приветствуешь всякое доброе намерение наше, не отврати лица Твоего от нас недостойных рабов Твоих, даруй нам дух премудрости и разума, дух любви и терпения, дух сокрушения и умиления, дух дерзновения и упования на Тебя, – единого Спасителя нашего и Господа, особенно благопотребные нам при настоящем труде нашем, приими труд сей и усердие наше с такою же любовию и благоприветливостию, с какою Ты принял некогда две лепты вдовицы ( Мк.12:43 ), с какою внимал Ты детскому лепету детей еврейских, воспевавших Тебе: «Осанна!»( Мф.21:16 ) – с какою принимаешь хвалу и благодарение от последнего из созданий Твоих; сотвори неизреченною милостию Твоею, да будет труд сей для нас недостойных укреплением среди подвигов поста и покаяния, очищением для души нашей от помыслов нечистых и преступных, поощрением к нравственному исправлению и улучшению нашему. Ей, Господи и Владыко живота нашего, услыши молитву нашу, и ниспосли благословение Твое на нас и на предлежащий труд наш! Аминь. Поучение II Прежде объяснения самой литургии Преждеосвященных Даров, позвольте, братия мои, предложить вам несколько предварительных сведений о происхождении её, о причинах её установления и о времени, в которое она ныне совершается. Эти сведения весьма полезны будут нам впоследствии при объяснении самой литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Бог дарует нам это особое время для того, чтобы мы ощутили себя в том положении, в каком ощущали себя Адам и Ева, когда были изгнаны из Рая, чтобы мы осознали: все, что Господь дает нам в Церкви, – Его неизреченный Дар, который мы получаем вопреки нашему недостоинству, несмотря на наши грехи. Поэтому по понедельникам, вторникам и четвергам Великого поста Литургия вообще не совершается и Господь не предлагает нам Свою Чашу, Свое Пречистое Тело и Свою Честную Кровь. Но по средам и пятницам Святой Четыредесятницы для того, чтобы мы не ослабли, чтобы у нас хватало сил в том числе и на покаянный подвиг, Церковь установила совершение особой Литургии, которая по церковному уставу совершается в вечерние часы – Литургии Преждеосвященных Даров. Это не та праздничная Евхаристия, в которой мы участвуем в субботние, воскресные и праздничные дни, но Литургия, на которой нам предлагаются заранее освященные хлеб и вино, ставшие Телом и Кровью Спасителя. Эти хлеб и вино по своему качеству ничем не отличаются от обычных Святых Даров, от тех хлеба и вина, которые становятся Кровью и Телом Христа на полной Литургии. Но сам чин Литургии Преждеосвященных Даров очень сильно отличается от того, к которому мы с вами привыкли: он наполнен покаянными молитвами, ибо основной тон ее − не в ожидании сошествия Святого Духа на нас и на предлежащие Дары, а в поклонении Господу Иисусу Христу, Который присутствует здесь, среди нас, в уже Преждеосвященных Дарах. Великий пост напоминает нам о качестве нашей жизни, о том, что каждый человек на протяжении жизненного пути ставится перед лицом Божиим и перед судом своей совести, что каждый из нас, подобно Адаму и Еве, в какой-то момент своей жизни уклоняется от правды Божией, совершает грехи, вкушает от древа познания добра и зла, от которого Господь запрещает нам вкушать. И в то же время пост напоминает нам, что для Адама и Евы, как и для всех их потомков, оставалась надежда на покаяние, оставалась возможность искупить свои грехи теплой и слезной покаянной молитвой.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lit...

На литургии преждеосвященных даров, совершаемой в Великий пост по средам и пятницам, во время вечерни (соответствующей второй части полной литургии) «по вечернем входе, как по малом на полной литургии, бывает чтение Писания, и первая паремия («напутствие», чтение из Ветхозаветного Писания. – А.М.) заменяет чтение из книг апостольских, а другая – чтение Евангелия. После первой паремии отверзаются царские врата, и священнослужащий, обратясь к предстоящим, крестообразно благословляет их светом светильника и благоухающим кадилом, бывшими при уготовлении преждеосвященных даров и изображающими свойства истинной Премудрости, произнося: “Свет Христов просвещает всех!” Это действие… знаменательно изображает плоды слова Божия, отверзающего для нас путь к Богу, просвещающего и услаждающего нас… При свете светильника и курении фимиама – сих знаков жизни святой и блаженной – предстоящие повергаются на землю: ибо сей свет и фимиам истекают от святых страшных таин Тела и Крови Христовых и представляют Самого Христа» . Литургия преждеосвященных даров, по крайней мере с XIV века, именуется на Руси «Просвещенной службой» . Представлением о световой и одновременно словесной природе Христа, именуемого в Евангелии от Иоанна не только «Светом» (1: 9), но и «Словом» (1: 1), определяется самая суть веры в личного Бога, ибо словесное начало и образует личность Бога, а также личность человека, созданного по образу и подобию Божиему. Отсюда понятие о просвещении как духовно-молитвенном (даже в «безмолвии» и «молчании» словесно совершаемом) общении личной и вечной человеческой души с личным и вечным Богом. Внутренний молитвенный разговор души со Словом Божиим видится и самим молитвенником, и внешними наблюдателями в духовном свете, освещающем душу и излучающемся из нее вовне, по сказанному: «Вы есте свет мира… Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5: 14, 16). Душа при этом не растворяется в Боге, но сохраняет, питает и проясняет свою богозданную, вечную, неповторимую особенность, образ Божий в себе.

http://pravoslavie.ru/32783.html

Сейчас некоторые люди пытаются пересмотреть традиции последних веков, и им кажется, что раз Литургия Преждеосвященных Даров служится после вечерни, то надо служить ее вечером. Но при этом не учитывают ни духовного состояния верующих, ни упадка веры последнего времени. Если начинать Литургию Преждеосвященных Даров после 18 часов, то человек может успеть на нее после работы, на работе он может пообедать часов в 12 и причаститься вечером. То есть всюду успеть: и поработать, и поесть, и причаститься, пусть последнее и произойдет на бегу после суеты рабочего дня. Получается, причаститься просто для того, чтобы причаститься. Но – духовная польза, действенность причастия определяется и тем, как ты причастился. Ранее, Причастие относили к вечеру, чтобы подготовиться к нему еще более строгим пощением. А мы имеем другой результат – Причащение между обедом и ужином в суете. Церковь нисходила к немощам людей и давала им Причастие и в пост, а тут просто удовлетворяется потребность некоторых людей причащаться всегда и без подготовки. Мне со своей совсем маленькой колокольни видится разумным практику вечернего причащения поддерживать в монастырях, это будет и для духовной пользы монашествующих и для мирян, ищущих большего подвига. Кто желает причаститься вечером, может пойти в монастырь и причаститься вечером. И разрешатся всякие уставные сложности. Когда, например, читать великопостные часы? Странно их совершать вечером. В.Розанов считает возможными две схемы совершения богослужения ( Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. М., 1998, с. 430-431). В одном собрании, то есть все богослужения вместе, начиная с третьего часа (9 час по нашему времени). И в двух собраниях, то есть 3, 6, 9 часы, изобразительные вместе, а затем позже, как говорит устав в «вечерний час» Литургию Преждеосвященных Даров. Это богослужение должно начинаться в 15 часов по нашему времени. В монастыре же часы могут прочитываться, когда подобает, затем совершаться обедница или изобразительны, а вечером будет Литургия. А иначе трудно себе представить батюшку, обремененного многими заботами по храму и своей семьёй, который бы приезжал утром в храм, служил бы часы, ждал вечера и совершал Литургию, при этом держа по возможности совершенный пост.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/23/po...

В былые времена, кроме времени Великого поста, еще Среды и Пятницы всего года чтились не только телесным воздержанием, но и особым богослужением — без Евха­ристии. Так, в древних памятниках можно встретить описание того, как «александрийцы в среду и в пятницу читают Писание, а учители объясняют его; в эти дни совершается все, что обыкновенно бывает, кроме таин». Вероятно, данная служ­ба — литургия без евхаристии — и дала начало литургии Преждеосвященных Даров, о которой мы читаем в 52 правиле VI Всел. собора: «Во все дни поста святые четыредесятницы, кроме субботы и воскресения и святого дня Благовещения, святая литургия бывает не иная, как преждеосвященных даров». И то, как говорят толкователи – «для немощных духом и телом, Церковь являет нам в продолжении седмиц поста дары преждеосвященные». Согласно этому правилу и Иерусалимскому Уставу Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток, хотя согласно Студийскому уставу (рассчитанному на более немощную братию) такие Литургии допускались во все седмичные дни Великого поста. И когда наша Церковь жила по этому Уставу, то литургия Преждеосвященных Даров совершалась пять раз в неделю. Отголоски этой практики остались в богослужении Страстной седмицы. Таким образом, хотя в совершении Преждеосвященных литургий стало принято усматривать особое благочестие, на самом деле, частое причащение в Пост — это лишь снисхождение к немощным, не могущим поститься строго. Вспомните здесь практику монашествующих, уходивших на время поста из монастыря в пустынные места и приходившие обратно для причащения лишь по окончании пощения. Впрочем, с практикой частого совершения литургий Преждеосвященных Даров можно было бы и смириться (признав общую нашу немощь), если бы этот чин причащения совершался в соответветствии с Уставом, т.е. в вечернее время, ибо принятие св. Даров в дни поста по идее своей должно совершаться лишь по окончании дневного поста. Эта идея заложена в самой литургии Преждеосвященных Даров, которая соединяется с вечерним богослужением. По тому же принципу в Великий Четверг, а так же в навечерие (сочельник) Рождества Христова и Богоявления, Литургия совершается вечером (в соединении с вечерней). И как оговаривает 29 правило 6 Всел. Собора, совершающие ее должны делать это натощак. Правда, время пощения при этом не оговаривается.

http://azbyka.ru/video/80-prichashhenie-...

1) жертва, приносимая на Преждеосвященной литургии, не есть жертва совершённая, спасающая живых и умерших; 2) на Преждеосвященной литургии – на трапезе – лежит не Агнец Божий, вземляй грехи всего мира; ибо усвояются плоды жертвы Голгофской только живым людям; 3) есть литургия (Златоустого), на которой святое таинство евхаристии спасает живых и умерших, и есть литургия (Преждеосвященная), на которой бескровная жертва спасает одних живых; 4) есть литургия, на которой жертва бывает тождественною с жертвою крестною, принесенною в умилостивление Богу за грехи всех людей и живых и умерших, и есть литургия (Преждеосвященная), на которой жертва эта не бывает тождественною с жертвою голгофскою умилостивительною за умерших. Взгляд на евхаристию, как видите, устанавливается какой-то новый и едва ли согласный с нашею догматическою, и во всяком случае, без достаточных, как нам кажется, оснований, ограничивающий значение литургийного жертвоприношения преждеосвященных даров. Христос есть Освящение наше (живых) и упокоение усопших как на литургии Златоустого, так и на преждеосвященной. Если разуму православной церкви угодно было соединить с преждеосвященными дарами целое особое священнодействие, то значит цель этого священнодействия не одна только та, чтобы преподать святое причащение живым. Если и на полной литургии преимущественное поминовение усопших бывает по освящении святых даров, то почему же отвергать силу молитв церкви за усопших пред освященными дарами на преждеосвященной литургии? Положим, Преждеосвященная литургия не имеет главного назначения – поминовения усопших; но если встретилась нужда такая, как погребение усопшего, а по нуждам церковь разрешает в седмичные дни поста только литургию Преждеосвященную, то почему же не прилагать на ней молитв о упокоении усопшего? О. протоиерей Серединский, на основании слов о. Хойнацкого, считает неуместным прилагать на Преждеосвященной литургии эктенью за усопшего; но если б в данном случае дело могло бы быть решено ссылкою на то или другое печатное сочинение, мы с своей стороны могли бы сослаться на руководство к изучению Церковного Устава (стр. 422), о. К. Никольского , где считается уместным прилагать эктенью за усопших и на Преждеосвященной литургии. Далее мы увидим, что мнение о. К. Никольского имеет за собой очень веские основания; а мнение о. Хойнацкого не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010