Эти, а также и некоторые другие причины и послужили тому, что имя свт. Григория после XVI века закрепилось за чином Литургии Преждеосвященных Даров. ЧТО В ЧАШЕ? КРОВЬ ИЛИ ВИНО? Сегодня за Литургией Преждеосвященных Даров младенцев не причащают, мотивируя это тем, что в Чаше – не Животворящая Кровь, а лишь вино, в которое была опущена частица Тела, напитанная Кровью. Что же в Чаше? Лишь вино или все же Кровь Христова? Углубляясь в историю этого вопроса, мы узнаем, что вплоть до XVI века и в Византии, и на Руси считалось, что вино в Чаше прелагается в Кровь. Происходит это в момент, когда частица Тела опускается в Чашу. Из многих документов того времени приведем хотя бы одно. Это «Извещение царю» патриарха Константинопольского Михаила (1143–1146 гг.): «В каждое воскресенье из посвящаемых у нас для поста честных дней… освящаются преждеосвященные хлебы… К этим хлебам, которые признаются и действительно суть самое животворящее Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, не приливается ни одной капли Божественной Крови, и они так отлагаются без окропления святой Кровью. В каждый из постных дней, когда не совершается полной Литургии, они переносятся из места предложения на святую трапезу в алтаре и над ними не произносится ни одной из таинственных и освятительных молитв… Во время святого причащения, немного ранее его совершения, диаконы касаются стоящих (на престоле) святых чаш … и после того как священник ответит: «Благословен Бог наш всегда…», — влагается преждеосвященный и ранее совершенный святой Хлеб в таинственную Чашу, и содержащееся в последней вино прелагается в святую Кровь Господню и признается прелагающимся». Из последних слов видно, что вино «прелагается в святую Кровь Господню» через опущение в него частицы Тела. Идея о том, что в Чаше на Литургии Преждеосвященных Даров – не Кровь, а вино, появляется в России лишь в середине XVII века. Обычно ее приписывают творчеству митр. Петра Могилы. Он, в самом деле, разделял такие идеи, о чем пишет в книге 1644 года «Камень с пращи истины Церкве Святыя Православныя» (книга митр. Петра издана под псевдонимом Евсевия Пимина).

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Пост «ускользает» из умных рук рационалиста-богоискателя уже потому, что говение как таковое выступает антитезой прямому богообщению. Действительно, главным атрибутом постного дня является изъятие из него полноценной Литургии; последнее же имеет место уже на заре никейского христианства и укореняется в общецерковном употреблении после Халкидона . Исследователи Литургии Преждеосвященных Даров отмечают, прежде всего другого, некую предвзятость источников в отношении причащения в дни Великого поста, что находит свое отражение в описании генезиса т.н. «Литургии св. Григория Двоеслова». «Св. Киприан рассказывает, что женщина, “пытавшаяся недостойными (по др. ркп. — “нечистыми”) руками открыть свой ковчег ( arcam suam), в котором хранилась святыня Господня ( Domini sancrum), была опалена огнем исшедшим оттуда”, – пишет М.Н. Скабалланович. – Возможно, что сохранение Даров вызывалось иногда желанием не нарушать поста их вкушением, о каковом опасении, как увидим, упоминает Тертуллиан. (Ввиду этого же, должно быть, кое-где стал употребляться обличаемый св. Киприаном обычай употреблять на утренней Евхаристии воду вместо вина). Все это подготовляло идею преждеосвященной литургии» . Сохранение Даров, предуготовленных для причащения больных, также определенным образом переплетается с замыслом Литургии Преждеосвященных, которой чуждо сам ое ликование и торжество, характерное для «Таинства таинств» Церкви. «Установлено, чтобы дни постов были днями плача и сокрушения для умилостивления Бога о грехах каждого человека. А приношение Богу жертв есть празднование; празднование же есть выражение радости. Каким же образом возможно в одно и то же время и плакать и веселиться? Посему во все дни четыредесятницы бывает литургия преждеосвященных даров; ибо тогда бескровной жертвы не бывает; но предлагается вновь жертва уже принесенная и совершенная», – замечает канонист XII в. Иоанн Зонара (+ ок. 1166) . Иными словами, природное, естественное состояние тварного естества, не прервавшего своей связи с Первоначалом , умышленно ретушируется и размывается (если не аннигилируется вовсе) идеей поста – «энергийного» минимализма; и вряд ли необходимо отдельно спекулировать о том, насколько чужда она исконно-христианскому максимализму, решительно отвергающему всякую неполноту – кроме, правда, неполноты социально-политической. Пост есть умышленно причиняемое себе страдание.

http://bogoslov.ru/article/5198997

Особенности богослужения: Литургия Преждеосвященных Даров. Эта великопостная служба представляет собой вечерню с причащением мирян, поэтому в некоторых храмах, следуя древней традиции, ее совершают во второй половине дня. Таким образом посетить это удивительное богослужение могут те, кто утром занят на работе или учебе. Накануне субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти святого Феодора Тирона, в конце Преждеосвященной литургии читается канон этому великомученику с освящением колива (кутьи). Служба 40 мучеников Севастийских переносится на субботу. Дни памяти: Сорок мучеников — это 40 воинов-христиан, пострадавших за веру в IV веке в Севастии (территория современной Турции). Албазинской иконы Божьей Матери « Слово плоть бысть » — чудотворной святыни Приамурья, названной так по строчке из Евангелия от Иоанна (фрагмент которого читается в Пасхальную ночь). Пост: Пятница — день строгого воздержания в течение всего года, за исключением сплошных седмиц. Поэтому и в период Четыредесятницы в этот день принято усиливать пост. В случае совершения Преждеосвященной литургии вечером причастники обычно держат евхаристический пост с полудня, то есть в течение как минимум шести часов (некоторые воздерживаются от еды и питья весь день, но прежде чем брать на себя такой аскетический подвиг, нужно оценить свои реальные возможности и физическое состояние). 23 марта, суббота День памяти святого Феодора Тирона, переходящий праздник. Всегда отмечается в первую субботу Четыредесятницы в память о чудесном явлении святого, произошедшем во время Великого поста в IV веке. Бывшие у власти в Константинополе язычники окропили идоложертвенной кровью все продукты на рынках города, чтобы поиздеваться над верующими. Великомученик явился местному архиепископу с предупреждением, и христиане стали питаться коливом (вареной крупой с медом), приготовленным из домашних запасов. Особенности богослужения: Обычно по субботам Четыредесятницы совершается литургия св. Иоанна Златоуста. Накануне в пятницу вечером будет полиелейная служба 40 мучеников. Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу. Вечером совершается всенощное бдение накануне воскресного дня.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta-2...

На наш взгляд, прежде всего необходимо разрешить вопрос о том, является ли учение о преложении вина на Преждеосвященной логически совместимым с общим учением св. Симеона о таинстве Евхаристии? Однако прежде чем приступить к обзору учения святителя, следует сказать о том, каким вообще образом может совершиться евхаристическое преложение, согласно православной точке зрения. Классический и до последнего времени не подвергаемый сомнению взгляд на предмет был изложен в «символических книгах». Так, «Послание восточных патриархов» говорит о Причащении : «Которое, будучи установлено Пресущественным Словом и освящено призыванием Святого Духа, совершается присутствием означаемого, то есть тела и крови Христовой». В «Исповедании Православной Церкви» даже более определенно : «Вопрос 106. Какое третье Таинство? Ответ. Святая Евхаристия или Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, под видом хлеба и вина, в котором истинно и собственно или действительно находится Иисус Христос.  В-четвертых, священник, освящая Дары, так должен мыслить, что самое существо хлеба и самое существо вина прелагается в существо истинного Тела и Крови Христовой действием Святаго Духа, Которого призывает в сие время для совершения сего Таинства молитвою и словами: “Низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сии. И сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего. А еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым”. После сих слов немедленно бывает пресуществление: хлеб пременяется в истинное Тело Христово, а вино в истинную Кровь; остаются только одни виды их, представляющиеся взору. И сие по Божественному распоряжению». Важно заметить, что акцент здесь сделан не на Литургии, не на Причастии, но именно на «Таинстве Тела и Крови» — Таинстве преложения Святых Даров. Таким образом, по-видимому, авторитетный православный ответ не предполагает других способов пресуществления, кроме как наитием Св. Духа. Более того, хотя «символические книги» составлены после времен св. Симеона, несомненно, излагаемое ими решение было широко известно задолго до того, хотя и не было провозглашено с такой степенью авторитетности . Вместе с тем, новейшие исследования некоторых литургистов предполагают, что исторически существовали другие взгляды на то, каким образом происходит преложение, — как в западном, так и в восточных обрядах. Они, возможно, включали в себя освящение через соприкосновение и через возношение Св. Даров , .

http://bogoslov.ru/article/6028886

Увеличение числа членов христианских общин и связанная с этим трудность устройства общих вечерних трапез, или агап, вызвала отделение Евхаристии от агапы и перенесение первой на утреннее время. Эта первая в истории Евхаристии реформа проводилась не одновременно во всех Церквах. В некоторых Церквах, как, например, Римской, это нововведение имело место уже в середине II века (св. Иустин Философ, Апология, гл. 65-67), в других, в частности в Египте, еще в V веке Евхаристию совершали вечером (Сократ, Церковная история). Перенесение Евхаристии с вечера на утро само по себе вызвало в жизни новый порядок —причащение Святых Таин натощак. Эта традиция становилась всеобщей по мере того, как распространялся порядок совершения Евхаристии утром. Свидетельством происходившей перемены порядков причащения Святых Таин является 41-е правило Карфагенского Собора. Собственно, это правило было принято в Италии на Иппонском Соборе 393 года (правило 28) и вошло потом в Кодекс правил Карфагенского Собора. Это правило гласило: «Святое Таинство алтаря да совершается людьми не ядшими. Исключается из сего единый в году день, в который вечеря Господня совершается. Аще же память будет некиих в вечернее время скончавшихся, епископов или прочих: то да совершится она молитвами токмо, когда совершающие оную окажутся обедавшими». Из этого правила можно сделать вывод, что еще в конце IV века в отдельных Церквах, как Иппонская, существовала древняя практика причащения Святых Таин по принятии пищи. Собор, очевидно, следуя новому порядку, как общераспространенному, запрещает причащение после принятия пищи, делая в этом отношении исключение для Великого четверга. VI Вселенский Собор отменил вышеназванное правило в части причащения в Великий четверг ядших, объяснив, что такое исключение в отношении Великого Четверга могло быть сделано «по некоторым местным причинам, полезным для Церкви» (правило 29) Что касается причащения Преждеосвящевными Дарами, то оно ведет свое начало от древнехристианского обычая принятия Святых Таин или «самопричащения» на дому Святыми Таинами, приносимыми из храма, где совершалась Евхаристия. О таком обычае упоминает Тертуллиан (письмо к жене). День и час причащения устанавливал сам причастник. Этот обычай был поддержан анахоретами я от них вошел в монастырское богослужение. Монахи причащались или по совершении утреннего правила или, что, очевидно, было связано с различной строгостью соблюдения поста, вечером. Чинопоследование изобразительное — это древнее правило или порядок причащения братии в конце утреннего богослужения, а литургия Преждеосвященных возникла на основе причащения Преждеосвященными Дарами вечером. В IV и V веках, когда стал утверждаться, как всеобщий, порядок причащения натощак, приобщение Преждеосвященных Даров — утром ли, вечером ли — также совершалось натощак. Это в итоге привело к перенесению литургии Преждеосвященных Даров на первую половину дня, хотя она начинается чинопоследованием вечерни.

http://e-vestnik.ru/docs/liturgiya_prezh...

С XII по XV в. появляется ряд анонимных Д. Божественной литургии, происходивших, как правило, из монашеской среды (см.: Красносельцев. 1889; Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 170-175, 262-269, 602-614, 817-826, 919-920, 949-951, 954-962; Т. 3. С. 117-121, 184-189; Τρεμπλας. Σ . 1-16; Jacob. 1968. P. 437-466; Taft. Great Entrance. P. XXXV-XXXVIII); отличительной особенностью их содержания является детальное описание совершения обрядов проскомидии (в ряде случаев Д. этим и ограничиваются); известны также Д. архиерейской литургии (см. ниже) и литургии Преждеосвященных Даров (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 833-835). Д. патриарха Филофея Коккина Наиболее известным из визант. уставов литургии является Д. (ιταξις τς Θεας λειτουρϒας - Устав Божественной литургии) патриарха К-польского свт. Филофея Коккина (1353-1354, 1364-1376), составленный им в 40-х гг. XIV в., когда он был игуменом Великой Лавры на Афоне. Вероятно, при составлении Д. свт. Филофей полагался на передававшуюся изустно афонскую практику совершения литургии, но не исключено, что он пользовался и к.-л. письменным источником, значительно переработав и дополнив его. Практическая цель составления этого нормативного текста состояла в необходимости унификации обрядовой стороны совершения Божественной литургии. Первоначальная версия Д. патриарха Филофея представляла собой единый текст, существовавший независимо от чинопоследования литургии свт. Иоанна Златоуста; позже эти уставные рубрики стали выписываться по тексту литургии, а с появлением книгопечатания такое бытование текста в Евхологии и Служебнике было зафиксировано окончательно. Рукописная традиция Д. патриарха Филофея весьма богата ( Rentel. 2005. P. 368), что свидетельствует о его популярности в поздней Византии. Самая ранняя известная рукопись, возможно, непосредственная копия автографа,- Ath. Pantel. gr. 770, XIV в. (см.: Красносельцев. Уставы литургии. [Вып. 1]. С. 4). Научное издание текста памятника по древнейшим и лучшим рукописям было начато Н. Ф. Красносельцевым ( Красносельцев. 1889. [Вып. 2]. С. 36-78; он же. 1896) и продолжено А. А. Дмитриевским ( Дмитриевский. 1912); новое издание было осуществлено в 1935 г. П. Трембеласом ( Τρεμπλας. Σ . 1-16).

http://pravenc.ru/text/диатаксисы.html

Увы, утратив древнее благочестие, мы часто не понимаем вселенского, повергающего в трепет смысла того, что совершается в православных храмах за каждым Богослужением. Церковная служба кажется нам подчас привычной, обычной и будничной. Духовно глухие, мы слышим лишь голоса певчих, духовно слепые, мы видим только жесты священника и предметы церковной утвари. А в это время в храме поют ангельские хоры, трепещут крылья Херувимов и Серафимов, и Сам Господь Славы выходит к нам, принося в дар Тело и Кровь Свою. О, как ужаснулись бы те, кто предается в храме праздным мыслям (не говоря уже о разговорах, хождении и прочем), если бы с их глаз спала пелена, и они увидели Господа во Славе. Но Божественный свет мгновенно испепеляет неготовых к Его восприятию – вот почему Всеблагой Господь сокрыл Себя от немощных очей. Лишь святые подвижники Божии удостоивались во время земного жития видений истинной картины Божественной Литургии. Чин Литургии Преждеосвященных Даров по установлениям Древней Церкви составил святитель Григорий, за свое красноречие поименованный Двоесловом, а за свои духовные подвиги – Великим. Святой Григорий подвизался во второй половине VI – начале VII века, задолго до прискорбного отпадения Рима от Православия. Утвержденный им чин великопостной Литургии восприняли и Восток, и Запад. Ведущий суровое житие аскета и в то же время необычайно милостивый к своей пастве святитель Григорий Двоеслов удостоился от Господа дара чудотворений. Однажды, когда святитель Григорий в храме причащал верных, некая женщина усмехнулась. Эта женщина сама пекла просфоры для совершения Евхаристии, и вот в душу ее закралось лукавое сомнение. Святитель Григорий спросил ее: «Чему ты смеешься?» Женщина отвечала: «Мне кажется странным, владыка, что хлеб, который я испекла собственными руками, ты называешь Телом Христовым». Великий святитель сжалился над ее маловерной душой – и вот по его молитве внешний вид Святых Даров изменился, и все бывшие в храме увидели окровавленную человеческую плоть. С великим трепетом стали они прославлять и благодарить Господа, и по молитве святого Григория вновь обрела Божественная Жертва вид хлеба и вина. Так чудесным образом была засвидетельствована Богодухновенность Литургии, утвержденной святителем Григорием Двоесловом.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Мы должны помнить существенное, коренное различие служб дневного круга и в то же время отдавать себе отчет в их единстве: в этом тайна явления вечного во времени и тайна присутствия всего временного в вечности. Литургия времени не принадлежит, она вырывает нас из его плена и обращает все наше существо к вечности. Нельзя сказать, что другие богослужения обращают наш ум к суете земного мира, но и по своему названию, и по своему содержанию они гораздо крепче связаны со временем дня, седмицы, богослужебного года и т. д. Евхаристия же всегда одна и та же, несмотря на разную степень торжественности дней церковного года. По опыту церковной жизни каждый из нас знает, что нет существенной разницы в том, когда мы приступаем к св. Чаше – в самый будний день или в самый торжественный. Помня об этих противоречиях, несомненно, находящихся в нерасторжимом единстве, мы и должны говорить об изменяемых частях Божественной литургии. Этот материал заслуживает отдельного и подробного разговора, так как часто вызывает значительные уставные затруднения. Есть некая твердая основа, некое ядро – неизменный Евхаристический канон, к которому изменяемые части литургии подходят максимально близко, не вторгаясь, однако, в самую суть, в самое сердце службы. Различие чина Василия Великого и чина Иоанна Златоуста при этом несущественно: все равно Божественная литургия одна, таинство Евхаристии одно, хотя молитвы разных святых могут и различаться. Важно почувствовать единство служб дневного круга и того чина Божественной литургии, который назначен именно для конкретного, определенного дня – вплоть до отсутствия Божественной литургии, вплоть до назначения неполной литургиилитургии Преждеосвященных Даров, которая сводится лишь к приобщению верных заранее освященными св. Дарами, совершаемому в чине вечерни. Вечерня и утреня, которые назначены Уставом именно для этого дня, находятся в единстве с тем, какая именно Божественная литургия назначена для этого дня или не назначена вовсе. Итак, изменяемые части чина Божественной литургии. Первое, о чем мы будем говорить, это антифоны. Напомним, что греческое слово ητωνος состоит из двух частей и означает «противогласие». Вообще антифоном называется песнопение, исполняемое попеременно двумя ликами, и антифоны бывают не только на Божественной литургии: они есть и на бдении – так называемые антифоны степенны; кафизмы также делятся на антифоны. Но антифоны на литургии – это самый известный, знаменитый и сложно устроенный вид антифонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Время совершения литургии, по обычаю и общему правилу, издревле установленному, есть третий час дня (от восхода солнца); впрочем может быть совершена литургия и ранее и позднее этого времени, по обстоятельствам, только не прежде дневного рассвета и не после полудня. Исключаются некоторые дни, в которые литургия по уставу соединяется с вечернею службою, и тогда начинается в полдень. Таковы дни четыредесятницы для литургии преждеосвященных даров, дни навечерий рождества Христова и богоявления, день великой субботы и пятидесятницы. Литургии никто не может совершить, кроме правильно поставленного священнослужителя, именно епископа или пресвитера. Диакон, или другой клирик, и никто из мирян, не имеет этого права. Но и священник должен быть не подверженный запрещению священнослужения, не зазорного поведения, притом понимающий важность и силу таинства, и особенно слов и действий, которыми оно в литургии совершается. В церковных правилах об этом замечено: «аще иерей, коими словесы совершение тайны бывает, не знает, аще мало что весть, еже деет, святотатским грехом согрешает» 2 . Имея в виду преимущественную важность священнодействия литургии, и то особенное значение, какое в литургии имеют самые лица, совершающие литургию, и каждое их действие, православная Церковь определяет самые строгие правила для священнослужащих, как в приготовлении к литургии, так и в самом совершении ее. Приготовление к литургии должно прежде всего состоять в удалении нравственных препятствий к совершению таинства, каковы например: укор совести в каких-либо важных грехах, в тем более смертных, каковы вражда, гнев, рассеяние мыслей, смущение души, уныние (разленение). Такие препятствия должны быть удалены чрез сердечное сокрушение, исповедь, примирение с ближними, и т.д.; потом заранее должно утвердить душу в благоговейном молитвенном расположении, искренней вере и сердечной готовности служить Богу, и для того должно исправить все, что положено церковным уставом, – как то: вечернее и утреннее церковнослужение, с определенными молитвами, канонами и акафистами, также часословия, и установленное особое правило ко причащению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Кафизма 18-я – без поклонов (см.: Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»). На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 10. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Господи, яже во многия грехи впадшая жена...». Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 4-й: «Исповедайтеся Богу Небесному, яко Благ, яко в век милость Его», стих: «Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его»; 2-й прокимен, глас 4-й: «Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри», стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим и пред Ангелы воспою Тебе». По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) читается Евангелие – Мф., зач. 108-е: «Иисусу бывшу в Вифании...» . Ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. После «Буди имя Господне...» – 3 великих поклона . (Обычно они совершаются с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина.) Примечание. И «абие упраждняются совершенно (т. е. прекращаются) в церкви бываемыя поклоны» до дня Святой Троицы. Келейно же и до Великого Пятка совершаются (ср.: Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»). Согласно же указаниям Триоди Постной, поклоны прекращаются после трех поклонов «по пренесении Честных Даров» на великом входе (ср.: Триодь Постная, «Во Святую и Великую Среду вечера»). Отпуст краткий: «Грядый Господь на вольную Страсть...». В среду вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Четвертка из Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 6-й (песни 4-я, 8-я и 9-я). Ирмосы по дважды; тропари – сколько есть. В конце каждой песни – ирмос на катавасию. По 4-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 4-й: «Ядый, Владыко...». По Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прием...» (см. на утрене Великого Четвертка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» (но не «Грядый Господь на вольную Страсть...»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-01/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010