С 1913 по 1933 годы Нишскую кафедру занимал священноисповедник Досифей, митрополит Загребский. Епископы Нишские дважды избирались на Сербскую Патриаршую кафедру: Димитрий (1920-1930), который занимал Нишскую кафедру с 1884 по 1889 годы, а также ныне здравствующий Святейший Патриарх Сербский Ириней, управлявший Нишской епархией с 1975 года вплоть до своего избрания на патриаршество в 2010 году. В настоящее время в епархии насчитывается 299 действующих храмов и 16 монастырей, а также духовная семинария. Епархия разделена на десять архиерейских наместничеств. В Нишской епархии имеется много памятных мест, связанных с русскими эмигрантами и Русской Церковью. Неподалеку от монастыря святого Романа (XI в.), в селе Алексинац, находится храм, построенный вдовой русского полковника Николая Раевского, убитого в годы Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Там же захоронено его сердце. Храм бережно поддерживался и реставрировался сербами. В монастыре Темска (XI в.), находящемся ныне под охраной ЮНЕСКО, после революции проживало 40 монахинь из России. Среди святынь епархии — привезенная русскими эмигрантами чудотворная икона «Коронование Пресвятой Богородицы», хранящаяся во Введенском монастыре в Сичево (XVII в.). В монастыре Лешье (XIV в.) хранится епитрахиль святого Иоанна Шанхайского. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/3284673.ht...

Скажу более: указываемое положение приходских деревенских жителей вызывало сказанные чувствования и думы, и самые намерения, и предположения не в отношении только праздника Рождества Христова и других дней, – когда для этих деревенских жителей могли бы совершаться, по словам автора статьи, всенощные и молебствия, но в отношении к гораздо важнейшему и священнейшему долгу христианскому, – разумею – говение в великий пост и в другие посты, и самое таинство исповеди, и, наконец, таинство божественного причащения. И вот эти-то – истинно долженствующие быть вожделеннейшими для всякого христианина и, тем паче, для священнопастыря в сельско-деревенском приходе, мысли и соответствующие им предположения – как бы осуществить их самым общепрактическим путем и, с тем вместе, строго церковно-каноническим образом и порядком – могут вызвать на первых порах возражения. Но с начинающим благое – Бог ! Благословясь о имени Коего, пишущий эти строки и приемлет дерзновение доказать, что против указываемых предположений едва-ли могут быть сделаны основательные возражения. Если при рассмотрении и разрешении вопросов иметь в виду только святую истинну и истинное благо сельского населения, и руководиться свято-христианской ревностью о спасении ближних и, в частности, меньших братий о Христе Господе нашем – то всякая недоумевающая и даже противовещающая мысль преклонится в послушание пред положительной разумной целесообразностью изложенных ниже предположений и убедится в возможности осуществления их в действительности, наравне с общей церковной практикой. Я сказал выше, что известные слова статьи как бы укорили мою совесть, доскажу теперь, почему именно?… Потому что, с одной стороны, вот уже ровно 21 год, как впервые высказывал я свои мысли по излагаемому предмету бывшему томскому епископу – преосвященному Порфирию, затем архиепископу полотскому – Василию, и, наконец, казанскому архиепископу – Антонию и, хотя излагал эти мысли даже и на бумаге, но до сих пор не имел возможности, по обстоятельствам моей службы, заявить что-нибудь об этом печатно. Потому-то слова автора попавшейся мне под руку статьи: “что никто доселе не обратил внимания на положение православных деревушечных жителей, по части столь тяжелого для их верующих душ лишения – видеть и слышать богослужение” и пр. – истинно укорили мою совесть. Укорение это еще более для меня стало чувствительно, что я, как раз за несколько времени пред сим, имел даже прямой повод и основание изложить, хотя вкоротке, свои мысли в составляемой мною биографии в Бозе почившаго архипастыря казанского Антония, который по преимуществу сочувствовал моим мыслям и был, как бы готов воспользоваться ими в приложении к церковно-приходской практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Тропарь, глас 8-й: Песнопения Страстной седмицы в mp3 Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Кондак, глас 2-й: Час, душе, конца помысливши и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова. В этот день вечером (в среду) последний раз совершается великопостное великое повечерие. Великий Вторник. Проповедь Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во вторник Страстной седмицы после Литургии Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы 10 апреля 2012 года Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово в Великий Вторник. О необходимости бодрствовать Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), — говорил Спаситель Апостолам. Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2). Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обещанием, что не оставит их. Но вместе с тем Господь не скрывает от них и того, что и их, и всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его — их Божественного Учителя: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 20, 18 и 19).

http://pravmir.ru/velikij-vtornik/

Какого же мнения держался блж. Симеон Солунский? Несомненно, первого — о преложении Святым Духом. В действительности он настолько четко выражал эту точку зрения, что его ответы во множестве были включены в «Остен» патриарха Иоакима — результирующий документ Московского собора 1689 года против Сильвестра Медведева, провозглашающий преложение исключительно эпиклезой . Мы позволим себе привести лишь самый показательный ответ св. Симеона : «Вопрос. Если по забвению иерея случится, что не будет сделано соединение, и потир будет покрыт пустой: что тогда делать? Если же он не приметит до конца литургии и узнает уже в то время, когда приступит к причащению: и тогда должен сделать соединение и прочитать молитву предложения, и повторить сначала все молитвы, читаемые от самого великого входа, а во время призывания Духа назнаменать только потир, потом совершать следующее и тогда уже причащаться. Я думаю, что справедливо будет так поступать иерею, хотя и не знаю, удобным ли это покажется и другим из архиереев Христовых, и в особенности великому Синоду. Дары не могут быть совершенными, если над ними не было молитв, если посредством крестного благословения и призывания Духа не претворились в божественную кровь: так как не находились тогда там (в потире). Ибо священнодействие совершается посредством предложения, молитв иерея, и благословения». Заметим, что ситуация, описываемая вопросом, предельно близка к Преждеосвященной. Есть освященный Хлеб, уже ставший Телом, и есть вино, которое должно быть освящено. Казалось бы, если св. Симеон допускал возможность пресуществления прикосновением, то он бы мог просто разрешить подлить вино, чтобы оно пресуществилось от касания с Хлебом. Но св. Симеон требует повторения молитв, причем его мотивация весьма четко изложена: «Дары не могут быть совершенными, если над ними не было призывания Духа». Заметим, св. Симеон осознает, что это требование весьма строго и может показаться архиереям неудобным, однако считает необходимым настаивать. Итак, если Дары не могут быть совершенными без призывания Духа (даже если Хлеб уже преложен), а на Преждеосвященной призывания Духа не совершается, то, значит, вино на литургии Преждеосвященных прелагаться не должно. Это, кажется, неизбежный логический вывод из сакраментологии св. Симеона.

http://bogoslov.ru/article/6028886

После поклонов на 9м часе священник и диакон целуют иконы Спасителя и Божией Матери с молитвами «Пречистому образу Твоему…» и «Милосердия сущи источник…», входят в алтарь, целуют Святую Трапезу и облачаются в полные богослужебные одежды, не читая молитв, разве только «Господу помолимся» и «Господи, помилуй». Также умывают руки, не читая молитв на умовение рук. По отпусте Изобразительных священник входит в алтарь южной дверью и вместе с диаконом поклоняются трижды с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго». Священник целует Евангелие и Престол, а диакон — только Престол. Диакон, взяв благословение от священника, исходит северной дверью и, став на обычном месте (на амвоне), благоговейно поклонившись, возглашает: «Благослови, владыко». Священник, изображая Святым Евангелием знак Креста поверх Антиминса, возглашает: «Благословенно Царство…» Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся…», предначинательный (103й) псалом. Священник исходит северной дверью и пред Святыми Вратами, с непокрытой головой, читает 4, 5, 6, 7 светильничные молитвы. По окончании псалма диакон исходит северной дверью и на амвоне произносит мирную ектению (священник уходит южной дверью в алтарь). После мирной ектений стихословится кафизма на 3 антифона. Во время 1го антифона священник отлагает Св. Евангелие и поставляет его на горнем месте Престола. Затем открывает Антиминс и, сотворив поклон, с помощью копия и лжицы извлекает из Дарохранительницы Св. Агнец и полагает Его на Дискосе печатью вверх. Затем священник ставит Дискос на Антиминс, а диакон перед Св. Дарами поставляет горящий светильник. Священник, сотворив поклон, читает 1ю светильничную молитву, а диакон исходит на амвон и говорит малую ектению. Священник возглашает: «Яко Твоя держава…» Во время 2го антифона священник, в предшествии диакона со светильником, совершает троекратное каждение Святых Даров на Престоле. После каждения священник читает 2ю светильничную молитву. Диакон исходит и произносит малую ектению. Священник возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец Бог…»

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-liturgiy...

Во время 3го антифона священник, сотворив поклон и взяв Дискос со Св. Дарами на главу, переносит его через горнее место на жертвенник. Ему предшествует диакон со светильником, совершая частое каждение. В это время присутствующие в храме поклоняются до земли. Священник поставляет Дискос с Агнцем на жертвеннике. Диакон, взяв благословение, вливает в Чашу вино и воду, «ничтоже глаголя». Затем священник, покадив звездицу, поставляет ее поверх Агнца. Аналогично, покадив покровцы, покрывает Дискос и Чашу. Затем покрывает воздухом все вместе, покадив воздух. При каждом священнодействии священник говорит: «Господу помолимся», а диакон: «Господи, помилуй». И поставляет перед Св. Дарами горящий светильник. Священник, покадив Св. Дары на жертвеннике, тихо возглашает: «Молитвами святых отец наших…» Диакон говорит «Аминь», и оба творят земной поклон. Священник отходит к Престолу сворачивает Антиминс и полагает поверх его Св. Евангелие. Затем читает 3ю светильничную молитву. Диакон исходит и произносит малую ектению. Священник возглашает: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати…» Певцы поют «Аминь» и «Господи, воззвах…» по уставу. Диакон совершает каждение храма по чину. Примечание: В случае, когда по уставу не положено стихословить кафизму, уместно священнику приготовить святые Дары на жертвеннике заблаговременно, до начала литургии. По исполнении стихир совершается вход с кадилом. В случае праздника, а также в Великий Понедельник, Великий Вторник, Великую Среду совершается вход с Евангелием, поскольку в эти дни читается Евангелие. Певцы поют «Свете Тихий…», затем следует прокимен Триоди (по исполнении прокимна диакон затворяет Царские Врата), паремия и другой прокимен из Триоди (на прокимен диакон вновь отворяет Царские Врата). Диакон возглашает: «Повелите». Священник, стоя перед престолом со светильником и кадилом в руках, изображая знак Креста, возглашает: «Премудрость, прости». Затем, обратившись к народу, в открытых Царских Вратах возглашает: «Свет Христов просвещает всех». (В этот момент все присутствующие в храме поклоняются до земли).

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-liturgiy...

Кроме человеческого суда, существует и суд Божий, потому что ни один человеческий суд не способен проникнуть в самую глубину внутренней жизни людей и выявить во всех случаях правду. Недаром существует такое понятие, как судебная ошибка, и мы знаем, какое страдание причиняет людям такая ошибка. Но еще большее страдание причиняет людям несправедливый суд — суд, который вместо утверждения добра и наказания зла делает виновным человека невиновного, а злодея оправдывает. Наверное, никогда не удастся искоренить несправедливый суд из человеческого общежития. Но это не значит, что не существует абсолютно честного суда. Он есть — это суд Божий. И суд Божий совершается не только над теми людьми, которые преступили закон, — суд Божий совершается над каждым из нас за наше преступление Божественного закона. Более того, этот суд совершается постоянно: всякий раз, когда Господь нас наказывает за наши грехи, Он совершает над нами Свой суд. И если этот суд пресечется и Господь перестанет наказывать нас за наши грехи и поддерживать в нас добродетель, то это обернется тяжелейшими последствиями для нашей духовной жизни. Суд Божий постоянно присутствует в нашей жизни. И ведь, наверное, каждый из здесь стоящих испытывал на себе этот Божий суд, когда, получая Божие наказание в виде скорбей, болезней, неудач, мы ясно понимаем — почему все это с нами произошло, что явилось причиной, за какой грех мы несем расплату. Суд же, о котором повествует нам сегодня Евангелие, — это последний Божий суд, когда в масштабах всего человеческого бытия, всей человеческой истории, в масштабах всего космоса будет явлена абсолютная правда и она будет отделена от лжи. И получат воздаяние все те, кто преступал Божий закон и не раскаялся, укоренился во грехе, и добро будет поддержано — вот этот Божий суд и расставит все точки над i. Вот тогда и будет явлена конечная Божественная справедливость, и ни у одного человека не останется сомнений в том, что Бог справедлив и что всякие зло и неправда Им осуждены и наказаны.

http://patriarchia.ru/db/text/1126666.ht...

Очень важно воспитание чувств. Человек познает мир в первую очередь через чувства, поэтому чувства должны быть светлыми и чистыми. Сердце человека должно быть чисто. Если светло наше око, то и все внутри нас светло (см. Мф. 6:22), как говорит слово Божие. А как же мы должны воспитывать наши чувства? Чувства воспитываются прекрасным. Бог возжелал, чтобы гармония и красота были законом бытия всего мира, всего космоса. Достаточно взглянуть на звездное небо, на окружающую нас природу, на эту дивную Богозданную красоту, чтобы увидеть Божественный замысел о мире и о человеке. Ни в коем случае нельзя замыливать свой глаз и не видеть прекрасного. Прекрасное, входя в нашу душу, возвышает чувства. И это справедливо не только по отношению к Богозданной природе, ведь и человек, созданный по образу Божию, также многое творит гармонично и прекрасно. Достаточно взглянуть на храмы, в которых мы молимся. Какая дивная Божественная красота и гармония в этих архитектурных формах, в дивной иконописи! Как часто наши храмы вписываются в красоту природы, создавая какие-то совершенно особые картины этого Богом созданного мира! Как прекрасна музыка, как прекрасны могут быть слова человека! Поэтому все то, что несет в себе гармонию и красоту, способно возвысить и просветлить наши чувства. Именно поэтому верующий человек должен быть всегда чувствителен как к красоте, так и к безобразию, к беспорядку, к несовершенству человеческих отношений, как и ко всякой физической нечистоте, беспорядку и грязи, потому что так уж устроен человек, что духовное и материальное есть единое поле, которое мы вспахиваем всю нашу жизнь. Красота — Божия красота, красота мира, красота, выходящая из рук человека-творца, вдохновленного свыше, — способна возвышать наши чувства. Но очень важно воспитывать также свою волю, потому что через волю мы запечатлеваем и свои мысли, и свои чувства в конкретных деяниях, и это, может быть, самое трудное. Святитель Иоанн Златоуст, сознавая, сколь трудно человеку воспитывать волю, искоренять из своей внутренней жизни греховные помыслы и деяния, говорит замечательные слова: «Сие надлежит творить мало по малу». Святитель не предлагает сразу взять и принять обет, расстаться со всеми нашими слабостями, пороками и грехами. Ничего не получится. Спортсмен, нагружая себя физическими упражнениями, не может сразу поднять большой вес, потому что надорвется; но мало по малу тренируясь, он обретает способность его поднять.

http://patriarchia.ru/db/text/2051069.ht...

«Евхаристия — это, в первую очередь, «совместное делание», единение христианской общины о Христе. И хотя до идеи соборности Церкви надо дорасти, уже сегодня нужно восстанавливать общинную жизнь на приходах и повышать уровень богословского образования мирян», — заявил протоиерей Евгений Горячев. Достоинствами документа было названо закрепление двух богослужебных практик: совершения вечерней Божественной литургии Преждеосвященных Даров и причащения мирян во время Светлой седмицы. На вопрос о значении проекта протоиерей Александр Сорокин ответил: «Этот документ — важная веха на двухтысячелетнем пути Церкви, в течение которого имели место различные практики подготовки к Евхаристии». Ранее комиссия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, председателем которой является Патриарх Кирилл, предложила для широкого обсуждения несколько проектов документов, касающихся актуальных тем церковной жизни. 11 сентября они были опубликованы в ряде церковных СМИ и разосланы по епархиям для получения отзывов. Священноначалие предлагает документы для общецерковной дискуссии, которая завершится 20 ноября. Список проектов включает документы «О подготовке ко Святому Причащению», «О христианском погребении усопших», «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)», «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» и «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма».   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 февраля, 2015 20 февраля, 2015 17 февраля, 2015 16 февраля, 2015 13 февраля, 2015 30 июня, 2014 2 декабря, 2013 28 ноября, 2013 20 ноября, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/v-sankt-peterburgskoj-...

На полной литургии А. вырезается во время проскомидии из самой большой и лучшей просфоры (т. н. агничной) и имеет кубическую форму. Форма А., по свидетельству Симеона , архиеп. Фессалоникийского, была одним из предметов спора православных с латинянами, употреблявшими круглые опресноки (Симеон Солунский. Соч. С. 108; PG. 155. Col. 265-269). В греч. Церквах, где часто служат на одной просфоре с 5 печатями , А. вынимается из центральной части просфоры. Служебник предписывает «изымать» А. из просфоры, т. е. не отрезать, а лишь надрезать стороны просфоры. После изъятия А. крестообразно надрезается снизу («жрется») и прободается копием (Служебник. Т. 1. С. 79-81). Обряд вырезания А. был в целом сформирован уже к XI в.; в XIV в. в результате широкого распространения уставов литургии (в первую очередь «Диатаксиса» Патриарха К-польского Филофея Коккина ) он приобрел практически тот вид, какой имеет в наст. время. Оставшиеся части агничной просфоры называются антидором . А. поставляют на дискос , вокруг него полагают частицы, вынутые из остальных просфор,- символически это изображает Церковь, собирающуюся вокруг Христа. Во время литургии А. прелагается в Тело Христово. Для совершения литургии преждеосвященных Даров А. приготовляется и освящается заранее, на полной литургии. Каждый из А., освящаемых для литургий преждеосвященных Даров, вынимается, надрезается и прободается по обычному чину, после чего все они поставляются на дискос. Во время возношения св. Хлеба (при возглашении «Святая святым» - см. Анафора ) возносятся все находящиеся на дискосе А. Затем преломляется только тот А., к-рый предназначен для Причащения на полной литургии; в Чашу влагается его часть и вливается теплота. После этого А. литургий преждеосвященных Даров напояются св. Кровью. Обычай напоения А., приготовленных литургий преждеосвященных Даров, появился достаточно поздно и еще в XII в. не практиковался в храме Св. Софии в К-поле . Принятый в Русской Церкви формуляр литургии преждеосвященных Даров предписывает после напоения св. Кровью хранить приготовленные и освященные А. в хлебоносце (см. Артофорий ) на жертвеннике , но в совр. практике они обычно хранятся на престоле, на дискосе под стеклянным колпаком. «Устав о Божественных агнцех», помещавшийся в рус. дониконовских Служебниках, запрещал вкладывать освященные А. обратно в просфоры, из к-рых они были изъяты,- очевидно, такая практика существовала. Во время литургии преждеосвященных Даров А. уже не освящается и не возносится, но только преломляется с обычными словами.

http://pravenc.ru/text/82694.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010