ЖУРНАЛ 34 СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Патриарших визитах в епархии Русской Православной Церкви. Справка: В период со времени предшествующего заседания Священного Синода Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: • с 2 по 5 апреля 2009 года – Санкт-Петербургскую епархию; • 6 мая 2009 года – Калужскую епархию. В Санкт-Петербурге Его Святейшество встретился, в частности, с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, викариями епархии ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии епископом Гатчинским Амвросий и епископом Петергофским Маркеллом, а также с губернатором Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко и губернатором Ленинградской области В.П.Сердюковым. Предстоятель Русской Церкви имел общение с клиром и паствой епархии, а также со студентами Санкт-Петербургских Духовных школ. В ходе визита в Санкт-Петербургскую епархию Святейший Патриарх посетил Свято-Иоанновский монастырь на Карповке и приложился к мощам праведного Иоанна Кронштадтского. Его Святейшество совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Казанском храме поселка Вырица Ленинградской области, посетил вновь восстановленный храм святых апостолов Петра и Павла поселка Вырица, а также Петропавловский храм в поселке Сиверский. В храме святого апостола Иоанна Богослова Санкт-Петербургских Духовных школ Предстоятель Русской Церкви совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице, после чего встретился с профессорско-преподавательской корпорацией. Святейший Патриарх также отслужил молебен в часовне блаженной Ксении Петербургской и посетил ряд храмов Санкт-Петербурга. Воскресное Всенощное бдение Его Святейшество отслужил в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. 5 апреля, в Неделю пятую Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе. 6 мая Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил деревню Дошино Медынского района Калужской области. Состоялась церемония открытия животноводческого комплекса, в которой приняли участие митрополит Калужский и Боровский Климент, мэр города Москвы Ю.М.Лужков, заместитель губернатора Калужской области М.А.Акимов.

http://mospat.ru/archive/86299-zhurnaly-...

Митрополит Георгий преподнес каждому из архиереев икону «Собор Нижегородских святых». Гимназистам раздали значки к 350-летию Нижегородской епархии, именные молитвословы и иконки «Собор Нижегородских святых». Затем в архиерейской резиденции при Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода памятные знаки в честь 350-летия Нижегородской епархии были вручены: митрополиту Саранскому и Мордовскому Зиновию, митрополиту Читинскому и Петровск-Забайкальскому Димитрию, архиепископу Витебскому и Оршанскому Димитрию, викариям Нижегородской епархии епископу Балахнинскому Илие и епископу Дальнеконстантиновскому Филарету, епископу Ардатовскому и Атяшевскому Вениамину, епископу Лысковскому и Лукояновскому Силуану, Игорю Паньшину, заместителю губернатора Нижегородской области Андрею Гнеушеву, Дмитрию Краснову и председателю городской Думы Нижнего Новгорода Олегу Лавричеву. Решение об учреждении отдельной нижегородской кафедры было принято 24 марта (6 апреля по новому стилю) в 1672 году на Московском Соборе. 6 апреля митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборе в честь благоверного князя Александра Невского. Из-за Великого поста празднование юбилея Нижегородской епархии в 2022 году было перенесено на 12 мая. С конца XVI столетия до установления в России Патриаршества Нижегородская земля управлялась московскими митрополитами, а затем (с 1625 по 1672 год) — Московскими Патриархами. В 1672 году был созван очередной Московский Собор, который единогласно решил «в великом княжении Низовския земли Архиерею быти», Нижегородскую епархию включили в число отдельных митрополий. Новопосвященный Преосвященный Филарет был наименован митрополитом Нижегородским и Алатырским, получив 2 июня 1672 года настольную грамоту. При учреждении Нижегородской епархии по своему территориально-административному положению она включала, кроме Нижнего Новгорода и города Алатыря, посадские города Курмыш и Ядрин вместе с соседними поселениями (в дальнейшем они стали уездными центрами Симбирской губернии). По приходным книгам Патриаршего Казенного приказа за 1672 год в городах и уездах, поступивших в веденье митрополита Филарета, значилось 336 храмов, из них 22 — в Нижнем Новгороде.

http://patriarchia.ru/db/text/5925062.ht...

   Годы спустя с радостным чувством узнавания читал я в «Повести временных лет» историю обращения св. Владимира. Вернувшись в Киев, русские послы рассказывали князю о Божественной Литургии, на которой они присутствовали в Константинополе: «И не вемы, на небе ли есмы были, ли на земли: несть бо на земли такаго вида ли красоты такоя, и недоумеем бо сказати; токмо то вемы, яко онеде Бог с человеки пребывает... Мы убо не можем забыти красоты тоя». Поразительно, но совершенно то же чувствовал я на всенощной в храме св. Филиппа на Букингем Пэлэс Роуд. Конечно, внутреннее убранство было не столь великолепным, как в Византии X века, но, подобно послам князя Владимира, я тоже встретился с «небом на земле», тоже почувствовал, будто предстою на небесной Литургии и созерцаю ангелов, святых и нетварную красу Божия Царства. «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат... » (Литургия Преждеосвященных Даров).    Я вышел из церкви до окончания службы. Больше всего меня потрясли две вещи. Во-первых, невозможно было сказать, сколько времени я провел в храме – двадцать минут или два часа: время там значения не имело. Во-вторых, стоило мне ступить на тротуар, как на меня громадной волной накатился рев города. Он должен был доноситься сквозь стены храма, но, находясь внутри, я его не замечал; там я пребывал в мире, где время и дорожный шум значения не имели, в мире более реальном – я готов был сказать: более ощутимом, – чем Лондон двадцатого столетия, в который я вдруг вернулся.    На той всенощной служили на церковнославянском языке, так что умом я не понял ни слова. И тем не менее, выйдя из храма, я сказал себе с полной убежденностью: «Вот откуда я родом; я вернулся домой». Бывает так (и разве это не странно?), что еще не узнав до конца человека, место или предмет, мы уже уверены: вот человек, которого я полюблю; вот куда мне нужно поехать; вот предмет, изучению которого я должен отдать всю жизнь. С того момента, когда я оказался на службе в Свято-Филипповском храме на Букингем Пэлэс Роуд, мне стало ясно: мое место – в Православной Церкви. (К сожалению, этого храма больше нет: его снесли через четыре года после описанного события. )

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

В 1930-е гг. Сретенская церковь была закрыта; колокольня её вслед за этим разобрана. C образованием общины при Сретенской церкви в 2000 г. у храма появился настоятель, но этот же священник окормлял ещё два вверенных ему прихода, и оттого богослужения совершались редко. Так же медленно продвигались восстановительные работы. С 2008 г. в стенах храма стала регулярно совершаться Божественная Литургия. Был разработан эскизный проект реставрации. На его основе, по мере финансовых возможностей, возрождается храм. В 2011 г., впервые после осквернения храма, в течение Великого поста стала совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. К Пасхе того же года восстановлен в былом виде восьмерик — увенчанный позолоченной главкой и Крестом. Современное состояние [ править править код ] Воскресная школа «Встреча» храма Сретения Господня открыла свои двери для детей в 2011 году, но только осенью 2017 года школа расположилась в новом помещении возле храма. В настоящее время школу посещают более 20 детей, в двух возрастных группах. Педагоги на уроках «Закона Божьего», рукоделия, рисования и театральной деятельности рассказывают о Боге, храме, церковных праздниках, о том, как отличить добро от зла, прививают основы христианкой жизни и учат делать правильный выбор, а также развивают творческие умения и навыки. А те дети, которые хотят петь на богослужении, посещают уроки по церковному хоровому пению. Также учащиеся готовят выступления для прихожан и гостей храма к большим православным праздникам: Пасха, Рождество Христово, Покров Богородицы, Сретение Господне. Занятия проводятся, как правило, после участия детей в богослужении, таинствах исповеди и причастия. Для них в школе организовано горячее питание. Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни. Храмы [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность прихода [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: Россия, Московская обл., г. Серпухов, ул. Карла Маркса, д. 36-А

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_хра...

Всем вам здоровья, крепости сил, помощи Божией, успехов в ваших очень важных трудах. Пусть и в вашей личной жизни, семейной жизни все будет благополучно и счастливо. Помогай вам Бог, дорогие мои». Всем сотрудникам Святейший Патриарх Кирилл передал иконки великомученицы Варвары, руководящему составу исправительного учреждения — иконы благоверных князя Петра и княгини Февронии. Священнослужители Норильской епархии окормляют колонию-поселение 20 и исправительную колонию 15 строгого режима, а также СИЗО 4 г. Норильска. В каждом учреждением ведется работа в рамках соглашений, подписанных Норильской епархией и руководством ФСИН по г. Норильску. На территории ИК-15 действует храм великомученицы Анастасии Узорешительницы, на территории КП-20 — домовая часовня апостола Андрея Первозванного, в СИЗО-4 — храм святого Симеона Богоприимца. В каждом храме Божественная литургия совершается с регулярностью раз в одну-две недели, проводятся таинства Исповеди, Крещения, Соборования, Причастия. По благословению епархиального архиерея священнослужители отдела принимают участие в акции «Неделя молитвы». Правящий архиерей Норильской епархии регулярно посещает исправительные учреждения в период Рождественских и Пасхальных дней. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/5960203.ht...

К сожалению, появились либеральные богословы, которые в принципе отрицают пресуществление Святых Даров, как таковое. Действительно, идея претворения в Кровь влитого в Чашу вина от соприкосновения его с освящённым Агнцем получает свою «лигитимность» только при отрицании пресуществления (изменение сущности) хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Полная несостоятельность этого мнения, т.н. «воипостазирования», была показана в богословских статьях прот. Вадима Леонова и свящ. Даниила Сысоева в прошлых номерах журнала «Благодатный огонь» 14, 15 ). В церковном Предании нет ни одного соборного определения, утверждающего, что вино становится Кровью Христовой от соприкосновения с Агнцем. Если бы подобная идея была истинной, то можно было бы положить простой хлеб в Чашу с Кровью Христовой, и он стал бы Телом Христа без каких-либо молитв. Тогда получается, что и частички, вынутые за здравие и упокоение, которые священник ссыпает в Чашу в конце полной литургии, тоже становятся Телом Христовым. Странное богословие, не правда ли? Зачем тогда их ссыпать после причащения мирян, а не до? Ведь можно было бы тогда ими и причащать. Это уже напоминает какую-то магию. Все получается как в сказке про Золушку или какого-нибудь Гарри Поттера – прикосновение волшебной палочкой превращает тыкву в карету и т.д. А если случайно муха попадёт в Чашу (такие ведь случаи оговариваются «Известием учительным») тогда что?… это тоже станет Телом Христовым? В Служебнике ясно говорится: «Известно также будет тебе, иерей, что если случится быть большому количеству причастников, то никак не дерзай (по недостатку в святой чаше Божественной Крови или Тела) доливать вино или всыпать простой хлеб в чашу, иначе тяжко согрешишь и подпадешь извержению из сана. В таком случае повели не причастившимся подождать до следующего утра и, отслужив утром, причасти их. Или, взяв из кивота Божественные Таины, хранящиеся ради больных, всыпь их в святую чашу и причасти по обычаю» («Известие учительное»). Основной смысл ЛПД – не в претворении вина в Кровь Христову вложением Агнца, а совершенно в другом. Блж. Симеон Солунский пишет в 57-м ответе: «Преждеосвященные Святейшие Дары через молитвы ничего не получают, ибо освящены; ибо это доказывают сами молитвы, читаемые на преждеосвященной литургии, потому что оне содержат в себе моления и ходатайство о нас через предлежащие страшныя таинства: тело и кровь Единородного, (моления), умилостивляющия Бога Отца и делающие нас способными к причащению общения Христова… из входов один вечерний (т.е. означающий тоже, что и на вечерни), другой – когда дары переносятся на трапезу, чтобы мы, смотря на них и покланяясь им, освятились через воззрение на Христа благодатию Его».

http://pravoslavie.ru/45225.html

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2010 году в Малом соборе начались ремонтно-реставрационные работы. В самой древней части храма, четверике, отреставрированы белокаменные порталы. Внутри всего храма отреставрирована штукатурка, заделаны многочисленные трещины и удалена плесень. Преобразился фасад нижнего яруса колокольни: специалисты-реставраторы ЗАО «ДЕНЕКС» выполнили вычинку кладки, восстановили арочных проемы, расчистили фасады от поздних штукатурных наметов, отреставрировали белокаменные карнизы первого яруса и восстановили обмазку кирпичной кладки. По всему объему храма заменена система отопления и отопительные приборы, реконструирован электрощит, разобраны поздние перегородки. Отреставрирован надгробный памятник над местом погребения митрополита Московского Амвросия (Зертис-Каменского), убиенного у стен Донского монастыря во время чумного бунта 16 сентября 1771 года. В ноябре 2010 года в Малом соборе прошло заседание рабочей группы экспертов по вопросам реставрации ансамбля Донского монастыря. Эксперты одобрили направление реставрационной деятельности по Малому собору и высказали суждение о необходимости разработки программы реставрационных работ по храму. В настоящее время работы ремонтно-реставрационные работы внутри храма завершены. Закончена покраска стен и сводов трапезной и приделов, отреставрированы входные двери и решетки. Началась разработка проектов иконостасов в приделах. Предстоят большие работы по реставрации фасадов, колокольни и трапезной храма. Великим постом в Малом соборе Донского монастыря возобновились богослужения. По благословению наместника обители епископа Павлово-Посадского Кирилла первую Божественную литургию 6 марта в храме совершил архимандрит Агафодор (Маркевич). 7 и 8 марта, в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста, в Малом соборе были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня, а 9 марта епископ Кирилл возглавил здесь первую в 2011 году Литургию Преждеосвященных Даров. Малый собор Донского монастыря – уникальный памятник архитектуры. Здесь молились Великие князь и цари, здесь погребены прославленные сыны России.

http://pravmir.ru/v-malom-sobore-donskog...

Традиционно считается, что сохранившийся доныне каменный храм Сретения был возведён на месте Космодемьянского в 1702 году, однако антиминсы в новопостроенную Сретенскую церковь с приделом свв. Космы и Дамиана выданы были уже 5 июня 1700 года. К Сретенскому приходу относилась и Владычная слобода — до 1804 года, когда она была выделена в самостоятельный приход с центром в монастыре — и туда из Сретенского храма переведено по одному из двоих, служивших там ранее, священнику, дьячку и пономарю. В 1813 году к церкви Сретения пристроена трапезная с приделами во имя свв. Космы и Дамиана и Толгской иконы Божией Матери. В 1833 году взамен шатровой звонницы начала XVIII века построена грандиозная колокольня. К 1917 году в Сретенский приход входило 104 двора в городе Серпухове, а в них 367 душ мужского и 443 женского пола. Несмотря на утраты, церковь Сретения представляет собой колоритнейший образец русского зодчества рубежа XVII–XVIII веков. Её кирпичный восьмерик на двухсветном четверике украшен рельефным декором в виде карниза-поребрика; наличников под килевидными фронтонами; парных полуколонок, в два яруса, по углам. Бодрой энергетики исполнены объёмы трёх апсид алтаря. Это настроение жизнерадостной мощи подхватывают и развивают формы позднейших пристроек, в частности — объём трапезной со скруглёнными углами: весь прорезанный окнами и охваченный гулким ритмом сдвоенных тосканских колонн, по сторонам этих окон. Как апофеоз всей постройки, поднималась над городом трёхъярусная колокольня 1833 года, вдвое превосходившая по высоте основное здание храма и занимавшая проезжую часть улицы. Из дошедших до нас декоративных деталей интересны сетчатые решётки кузнечной работы XIX века в окнах храма и трапезной. В 1930-е годы Сретенская церковь была закрыта; колокольня её вслед за этим разобрана. Современное состояние [ править править код ] C образованием общины при Сретенской церкви в 2000 году у храма появился настоятель, но этот же священник окормлял ещё два вверенных ему прихода, и оттого богослужения совершались редко. Так же медленно продвигались восстановительные работы. С 2008 года в стенах храма стала регулярно совершаться Божественная Литургия. Был разработан эскизный проект реставрации. На его основе, по мере финансовых возможностей, возрождается храм. В 2011 году, впервые после осквернения храма, в течение Великого поста стала совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. К Пасхе того же года был восстановлен в былом виде восьмерик — увенчанный позолоченной главкой и крестом.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сретения_...

Другое название этой книги – литургиарий – происходит от того, что именно в этой книге находится последование всех важнейших частей Божественной литургии, всех трех чинов литургии, которые употребляются у нас в Православной Церкви: литургии св. Василия Великого , св. Иоанна Златоуста и литургии Преждеосвященных Даров, которая приписывается св. Григорию Двоеслову , папе Римскому. Служебником пользуются священнослужители, т.е. священники (иереи – отсюда греческое название) и диаконы, поэтому все чины, помещенные в этой книге, описываются с точки зрения именно священнослужителей. Там даются указания к тем действиям, которые они должны совершать, приводятся молитвы и тексты, которые они произносят, т.е. молитвы священника, ектеньи, возгласы и т.д. Однако надо очень хорошо понимать, что всякая богослужебная книга очень четко скоординирована с другими богослужебными книгами, поэтому в Служебнике указано, что в это время читается или поется на клиросе. Кроме чина Божественной литургии в Служебнике находится чин вечерни и утрени, тоже с точки зрения священнослужителя. Назовем основные приложения книги Служебник: это, прежде всего, отпусты, т.е. те слова, которые произносит священник в самом конце службы; это месяцеслов, т.е. указание памятей святых и праздников на каждый день года; это прокимны, которые, как известно, в нашей практике возглашают диаконы; некоторые другие чины и указания для священнослужителей. Упомянем книгу, которую вряд ли придется подробно изучать, она называется Архиерейский служебник или Чиновник архиерейского священнослужения (греч. «Arcieratikon). В целом он совпадает со Служебником, но содержит чинопоследование одного таинства, которое не может совершать иерей: таинства Рукоположения или хиротонии, таинства Священства. Чин освящения антиминса также находится в этой книге; это последование не причисляется к главным таинствам Церкви, однако, с ними тесно связано. Основная книга для клиросного употребления, книга, по которой учились читать дети в Древней Руси, это Часослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кто будет веровать и креститься, спасен будет: а кто не будет веровать, осужден будет , – говорится в Святом Евангелии ( Мк.16:16 ). Вера – дар, ниспосланный нам от Бога. И проповедовать ее должны не только слова, но и добрые дела наши. Апостол Павел писал: Без веры угодить Богу невозможно ( Евр.11:6 ). Там, где нет веры в Бога, главенствует богоотрицание, злорадствует предательство Божественной любви. Вера же определяет всякое доброе дело, благую мысль и желание. Святитель Иоанн Златоуст утверждал: «Вера делает человека, сотворенного из земли, собеседником Божиим». А святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Вера – мать терпения, мать мужества, сила молитвы, руководительница к смирению, подательница надежды, лестница к престолу Любви». Если есть вера в Бога, то в сердце живет и любовь к Господу. Стяжав в этой жизни истинную веру, мы обретаем неизреченный свет Божественной любви, для которой не существует никаких преград и препятствий. Потому что все способна преодолеть любовь! Сегодня каждый из нас взывает ко Господу: «Владыко, спаси мя от волны греховныя, великия ради Твоея милости». В бурном океане житейской суеты, забот и проблем наших так легко захлебнуться в волнах греховных , но Всемилостивый Бог не позволит утонуть в мирской пучине тем, в ком теплится светильник веры, в ком живо стремление к покаянию и духовному очищению. Потому что, обретая веру, учась молиться, милосердствуя к ближним нашим, мы обретем помощь Господа, Который мудро и вдохновенно управляет всеми событиями и явлениями на пути нашего спасения. И тогда никакие ухищрения не только человеческие, но и демонские не страшны! Преподобный Иоанн Синайский учит: «Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, что просит». Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами в последний раз в этом году совершили Литургию Преждеосвященных Даров. Мы пришли в храм Божий, как в лечебницу, принося сюда болезнь души – грехи наши. Мы обрели здесь действенное лекарство – покаяние, очищение, Святое Причащение.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010