На церемонии присутствовали: митрополит Луганский и Алчевский Митрофан; архиереи и духовенство Белорусской Православной Церкви, участвовавшие в Божественной литургии; Л.П. Гуляко, Уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь; В.И. Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь; почетные гости. 22 марта, в Неделю четвертую Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника и день памяти сорока мучеников Севастийских, митрополит Филарет молился и причастился Святых Христовых Таин за Божественной литургией в домовом храме Минского епархиального управления в честь Собора Белорусских святых. Богослужение совершили клирик Свято-Духова кафедрального собора города Минска иерей Макарий Ковалев и клирик Александро-Невского храма белорусской столицы диакон Антоний Куракевич. Литургические песнопения исполнил хор под управлением Анастасии Тимофеевой. По завершении Литургии верующие поздравили митрополита Филарета с 80-летием со дня рождения. Минское епархиальное управление посетил глава Администрации Президента Республики Беларусь А.Н. Косинец. Он поздравил почетного Патриаршего экзарха с 80-летием со дня рождения, пожелал Его Высокопреосвященству здравия и долголетия и вручил памятные подарки. По материалам официального сайта БПЦ Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/4016288.ht...

18 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Большой собор Донского монастыря, где поклонился святыням обители — Донской иконе Божией Матери и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. 19 февраля, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великопостные богослужения в Троицком и Успенском соборах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 5.30 утра у раки с честными мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил братский молебен ко преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому. После братского молебна Святейший Патриарх Кирилл, священноархимандрит Троице-Сергиевой обители, молился в алтаре Троицкого собора при чтении утренних молитв и полунощницы. По окончании полунощницы Предстоятель перешел в Успенский собор, где молился за утреней, часами и изобразительными. Затем в Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров, затем возглавил молебное пение святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо. 20 февраля, в субботу первой седмицы Великого поста — день памяти святого великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. В дар монастырю Святейший Патриарх передал ковчег с частицей мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения главного колокола обители — благовестника «Святитель Петр». 20 февраля Святейший Патриарх Кирилл посетил исторический Московский епархиальный дом в Лиховом переулке, переданный Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

Есть дни, когда проскомидия не совершается. Во-1х, это тогда, когда уставом не положено совершать Божественную Литургию 6 : Во-вторых, проскомидия не совершается в дни, когда положена Литургия Преждеосвященных Даров. Это следующие дни 7 : 3. Место для совершения проскомидии 3.1 Храм Проскомидия должна совершаться в православном храме, освященном православным епископом или, по его благословению, православным священником, в храме, который не осквернен «ни убийством, ни пролитием крови или вторжением язычников или еретиков» 9 . О запрещении совершать литургическое богослужение, к которому относится проскомидия, вне храма, кроме особых случаев, нам говорит 31е правило VI-ro Вселенского Собора: «Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие, или крещающие в молитвенных храминах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа», ослушавшемуся же грозило извержение из сана 10 . В особых, исключительных случаях литургисание, как видно, дозволяется, но с благословение архиерея. Заметим, что история Церкви представляет нам факты совершения Божественной Литургии на груди (так литургисал священномученик пресвитер Лукиан Антиохийский, будучи в темнице), на руках (так совершил таинство Евхаристии блаж. Феодорит Кирский , находясь вместе с иеродиаконом в пустыне). Однако это экстраординарные случаи, явившиеся вынужденно, в виду исключительных условий. 3.2 Жертвенник Непосредственным же местом совершения проскомидии является жертвенник. Жертвенник (или  предложение ) представляет собой стол, прямым назначением которого и является совершение проскомидии. В древности жертвенник находился в отдельном помещении, куда обычно полагались приносимые верующими хлеб и вино для совершения таинства. В настоящее время это можно встретить в редких случаях (примером служит храм Воскресения – Спас-на-Крови), а в подавляющем большинстве храмов жертвенник находится в северо-восточной части алтарной апсиды (проще говоря, слева от престола). На жертвеннике обязательно должны находиться распятие (Голгофа) и светильник (свеча или лампада). Над жертвенником положено помещать следующие иконы: «Рождество Христово», «Страсти Христовы» («Снятие с креста»), «Моление о Чаше» 11 . 4. Священные предметы, употребляемые на проскомидии 4.1 Перечень евхаристической утвари, употребляемой на проскомидии

http://azbyka.ru/proskomidiya-ee-chinopo...

Ищи 4-ю главу буквы Ν. А 55-е пр. VI Собора – обитающим в древнем Риме заповедует не поститься в субботы святой четыредесятницы, кроме единые токмо великие субботы; но сии горделивые остались неисправимыми, не обращаясь ни вследствие Апостольских правил 374 , ни вследствие сего (правила): ни посвященные лица не страшатся извержения, ни миряне – отлучения 375 ; даже делают еще хуже, потому что не только в сии, но и в другие субботы года противозаконно постятся; а что еще более противозаконно, – это то, что разрешение (поста) субботы перенесли на среду и пяток, а пост, в эти дни положенный, перенесли на субботу, совершая таким образом дело, извращающее весь священный закон. А 56-е (правило того же Собора), исправляя совершенно противоположное заблуждение армян, повелевает, чтобы и они воздерживались от сыра и яиц в субботы и воскресные дни святой четыредесятницы, как того требует закон, соблюдаемый в Церкви Божией, существующей по всей вселенной: ибо как мы воздерживаемся от всяких закалаемых животных, так подобает нам не употреблять в пищу и всего того, что составляет плод их; сие же должно соблюдать по средам и пяткам всего года; а нарушающих сие постановление подвергает (правило) извержению или отлучению, т.е. клириков, или мирян. Но и в этом латиняне, как можешь увидеть, дошли до крайнего беззакония, намеренно нарушая божественные правила: ибо в субботы и воскресные дни четыредесятницы не только касаются сыра и яиц, но и мяс, и не только миряне, но и болящие монахи. Ищи в 1-й гл. буквы Β 45-е правило Лаодикийского Собора и в 7-й гл. буквы Π 89-е правило VI Собора. А 52-е правило VI Собора – во все другие дни святой четыредесятницы, в которые заповедано плакать и поститься и умилостивлять Бога всякому из проводивших нехорошую жизнь, – повелевает совершать литургию «Преждеосвященных Даров», а в субботы и в воскресные дни четыредесятницы и в святый день Благовещения, – поскольку в эти дни поститься незаконно, – приносить и жертву и служить совершенную литургию; ибо мы чтим день Благовещения как начало и главизну нашего спасения, празднуя в оный. Итак, по-видимому, сорокадневный пост один; ибо если бы признаваем был правилами и другой, то было бы определено и в этот пост не совершать полной литургии, но преждеосвященную 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

1. НЕКОТОРЫЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ЧАСТЫМ ПРИЧАСТИЕМ Евхаристическое возрождение было настолько сильным, что даже возникли некоторые перегибы. Так в 1931 году в Патриарший Синод было подано прошение, с пожеланием разрешить служение Божественную Литургию в будние дни Великого Поста с целью ежедневного причащения. Синод постановил: " Пожелание касательно возможно частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них - и ежевоскресного признать приемлемым ; мысль же о непременно ежедневном причащении как часто не отвечающей духовной пользе причастников и не согласную с вековой практикой Святой Церкви, а вследствие сего, в частности, и ходатайство гр. Л.Е.Ивановой и прочих о восстановлении совершения Литургии Преждеосвященных Даров во все без исключения седмичные дни Святой Четыредесятницы и в Великий Пяток - отклонить " (от 13.05.1931 указ . 85; Журнал Московской Патриархии 1931. . 5). Другим злоупотреблением практики частого причащения стало восприятие Евхаристии как некоего " долга " (впрочем, именно так именовали дореволюционные тексты говенье), когда люди, увлекшиеся умопостроениями " парижской школы " стали воспринимать причастие в качестве " актуализации церковного единства " . Они стали утверждать, будто Причастие нельзя принимать для личного освящения, вступая, таким образом, в радикальное противоречие с самим духом библейского персонализма и прямыми словами Господа Иисуса Христа (см. Ин. 6). 2. СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ Но, несмотря на все это, именно практика частого приобщения дала силы Телу Церкви для перенесения богоборческих гонений, и для фантастического возрождения 1990-тых годов. Промысел Божий устроил так, что именно в это время на русском языке вышла богодухновенная работа святых Никодима Святогорца и Макария Коринфского " Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин " , выдержавшая уже несколько изданий. В ней подробнейшим образом, и опираясь на прямые и ясные свидетельства Священного Писания, канонического права и святых Отцов доказывается необходимость возможно частого, благоговейного приобщения, и опровергаются все выдвигаемые ленивыми возражения против возможно частого соединения с Христом. Эта работа настолько точно и ясно излагает здравое учение Церкви, что, казалось, после нее уже и не требуется ничего другого. Не случайно большинство опытных и авторитетных современных священников выступают за возможно частое приобщение Чаше Господней, что показали Московские пастырские совещания 1996 и 2006 годов.

http://ruskline.ru/analitika/2007/07/05/...

          1. Богослужение суточное. Круг его начинается всегда с вечера ( Быт. 1:5 ). В этом состоит отличие церковного времяисчисления от гражданского.           Первая служба, с которой начинается вечернее богослужение, есть девятый час. Это время дня, ознаменованное смертью Спасителя ( Мф. 27:46–50 ), через которую открылась всем новая эра в духовной жизни, и потому естественно с него начинать круг суточных служб 2 . По нашему времяисчислению девятый час падает на четвертый, пятый и шестой часы дня 3 .           Вторая служба – вечерня. Она бывает трех видов: малая, вседневная и великая. Малая вечерня совершается накануне праздников со всенощным бдением, которое начинается великою вечернею. Вседневная – обычно когда нет полиелея (на утрени), великая – под праздники (иногда в самый праздник) 4 .           Третья служба – повечерие. Их два: великое и малое.           Утреннее богослужение состоит из полунощницы, утрени и первого часа. Полунощница бывает трех родов: вседневная, субботняя и воскресная.           Утреня также делится на: 1) простую, или обычную, на которой славословие великое читается (а не поется); 2) праздничную со славословием великим, которое в данном случае поется (оканчивается словами «Святый Боже...»); 3) утреню с полиелеем и 4) пасхальную.           Первый час обычно (но не всегда) присоединяется непосредственно к утрене.           Наконец, дневное богослужение заключает в себе третий и шестой час и литургию.           Можно упомянуть еще о «последовании изобразительных» (оно же и «обедница») и никогда не совершаемых в приходских храмах службах – «междочасиях».           Часы бывают повседневные, великопостные, царские, пасхальные. Литургия также имеет несколько видов: их в настоящее время в Православной Церкви три – св. Иоанна Златоуста , св. Василия Великого и св. Григория Двоеслова (преждеосвященных Даров).           2. Седмичные службы. Они отличаются особыми песнопениями, посвященными памяти известных святых или воспоминаниям спасительных священных событий. Так, в первый день по субботе, то есть в неделю 5 , празднуется Воскресение Христово. В понедельник воспоминаются бесплотные небесные чины; во вторник – св. Иоанн, Предтеча и Креститель Господень, и с ним все пророки; в среду и пяток – предание Господа на смерть, Его страдания и смерть, и совершается посему служба св. Кресту; в четверток воспоминаются святые апостолы и св. Николай Чудотворец как представитель всех их преемников; суббота посвящена памяти всех святых и усопших отец и братий наших. Божия Матерь прославляется св. Церковью ежедневно, но особенно в среду, пяток 6 и воскресенье, дни страдания и славы Ее Божественного Сына, ибо и Она, по слову Писания ( Лк. 2:35 ; Ин. 19:25 ), участвовала в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В богослужении Всенощного Бдения Церковь сообщает молящимся ощущение красоты заходящего солнца и обращает их мысль к духовному свету Христову. Церковь также направляет верующих на молитвенное размышление о наступающем дне и о вечном свете Царства Небесного. Всенощное Бдение есть как бы богослужебная грань между прошедшим днем и наступающим. Св. Василий Великий так описал те стремления, которыми руководствовались древние составители вечерних песнопений и молитв: «Отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но тот час, как он наступал, приносили благодарение». Участвуя во Всенощном Бдении, верующие как бы молитвенно прощаются с прошедшим и приветствуют наступающее. Вместе с тем, всенощная является также приготовлением к Божественной Литургии, к Таинству Евхаристии. Структура Всенощного Бдения Всенощное Бдение, как говорит само название – это богослужение, которое в принципе продолжается всю ночь. Правда в наше время такие продолжающиеся всю ночь службы бывают редко, в основном только в некоторых монастырях, как например, на Афоне. В приходских же храмах Всенощное Бдение совершается обычно в сокращенном виде. Всенощное Бдение переносит верующих к давно прошедшим временам ночных богослужений первохристиан. У первых христиан вечерняя трапеза, молитва и поминовение мучеников и усопших, а также Литургия составляли одно целое – следы чего и сейчас сохранились в различных вечерних службах Православной Церкви. Сюда относятся – освящение хлебов, вина, пшеницы и елея, а также и те случаи, когда Литургия соединяется в одно целое с Вечерней, например, великопостная Литургия Преждеосвященных Даров, литургия навечерия и кануна праздников Рождества Христова и Крещения, литургия Великого Четверга, Великой Субботы и ночная Литургия Воскресения Христова. Собственно, Всенощное Бдение состоит из трех богослужений: Великой Вечерни, Утрени и Первого Часа. В некоторых случаях первой частью Всенощного Бдения является не Великая Вечерня, а Великое Повечерие. Утреня есть центральная и самая существенная часть Всенощного Бдения.

http://azbyka.ru/smysl-i-struktura-vseno...

В Типиконе встречаем наставление о том, что во время великого входа на Литургии Преждеосвященных Даров необходимо совершить латрийное поклонение Святым Дарам, как подобает самому Христу. «Яко егда Божественные преносятся Тайны, вси людие поклонение богоподобное, и певцы ниц падшее Христу Богу в Тайнах сущему творят: понеже совершенно Предъосвященны суть» 923 . Отрицание тождественности евхаристической Плоти Бога Слова нашему человеческому естеству роднит позицию противников пресуществления с позицией гностиков, отрицавших единосущие плоти Христовой нашей плоти. Сравнивая Евхаристию с Боговоплощением, святые угодники Божии, вероятно, подчёркивали ту мысль, что, как в Боговоплощении мы вполне знаем его результат (Логос воспринял реальное Человеческое естество), хоть не можем рационально объяснить причины этого (Таинство бессеменного зачатия и Приснодевства Богородицы); так и в отношении Евхаристии мы уверены, что вкушаем истинные Плоть и Кровь, хоть не можем объяснить образа их появления в рассматриваемом Таинстве. В том и другом случае мы имеем дело с чудом, превосходящим разум не только человеческий, но и ангельский. В обоих случаях Бог проявляет Свою власть над естественными законами тварного мира. Об этом учит нас Святая Церковь , в частности, в своих богослужебных песнопениях: «Мати убо позналася еси, паче естества, Богородице, пребыла же еси Дева, паче слова и разума: и чудесе Рождества Твоего сказати язык не может. Преславну бо сущу зачатию, Чистая, непостижен есть образ рождения: идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин. Темже Тя вси, Матерь Божию ведуще, молимтися прилежно, моли спастися душам нашым» 924 . Об этом богословствует и преподобный Андрей Критский в своём покаянном каноне, который читается за богослужением на Первой седмице Великого Поста. Он обращается к Божией Матери с такими словами: «И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает не раждаюшая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет» 925 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

В тропаре шестого часа мы молим Христа, добровольно принявшего за нас грешных распятие на кресте, простить наши грехи. В тропаре девятого часа мы просим Христа, умершего за нас, умертвить греховные порывы нашей плоти. В конце каждого часа читается с коленопреклонением молитва св. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего... На шестом часе бывает чтение паремии из пророка Исаии. По девятом часе – «изобразительные»: поются девять Евангельских заповедей блаженств , с прибавлением молитвы покаявшегося разбойника на кресте: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» , затем читаются несколько молитв, с молитвою Ефрема Сирина , и отпуст. После этого, сразу же, начинается вечерня литургийным возгласом: «Благословенно царство Отца, и Сына, Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» . Вечерня до малого вечернего входа совершается в обыкновенном порядке. После вечернего входа и пения: «Свете тихий...», чтец посреди храма читает две паремии : одну – из книги Бытия, повествующую о падении Адамовом и его несчастных последствиях; другую из притчей Соломона, побуждающих любить и искать Божественную премудрость. Между этими паремиями царские врата открываются и священник, держа в руках зажженную свечу и кадило, после слов: «Премудрость прости!» благословляет ими верующих и возглашает: «свет Христов просвещает всех». В это время верующие, сознавая свое недостоинство и благоговея пред Христом, как превечным Светом, просвещающим и освящающим человека, преклоняются до земли . После второй паремии, царские врата снова открываются и посреди храма певцы один или три медленно поют стихи из псалма: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего ... При пении этих стихов молящиеся преклоняют колена, а священник, стоя пред престолом, совершает каждение . Затем, сразу же, после этого, вечерня заканчивается молитвою св. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего...» и начинается главная часть Преждеосвященной Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Валерий Лимаренко отметил, что сегодня епархия работает по всем социально значимым направлениям. Уделяется большое внимание воспитанию молодежи, межнациональному диалогу, оказывается помощь нуждающимся. Священнослужители отправляются в зону проведения специальной военной операции, поддерживают воинов. В свою очередь архиепископ Никанор поблагодарил губернатора за высокую оценку трудов епархиального духовенства и мирян. «В жизни человека 30 лет — это достаточно большой срок. А в истории — это просто мгновение. И вот за эти 30 лет практически из небытия была создана прекраснейшая епархия. Очень много было сделано нашими владыками, которые сегодня у нас в гостях. Сегодня мы совершили Божественную литургию — самое главное таинство в Православной Церкви, — молились о том, чтобы Господь хранил нашу землю, наш народ. Хранил все то, что мы сделали для него», — сказал, в частности, архиепископ Никанор. За вклад в сохранение духовно-нравственных и культурных традиций, плодотворную патриотическую деятельность на территории Сахалинской области Валерий Лимаренко вручил архиепископу Никанору благодарственное письмо. Также благодарностями главы региона были отмечены настоятель Введенского храма г. Ноглики протоиерей Геннадий Чубарков, настоятель храма Богоявления Господня г. Курильск (о. Итуруп) протоиерей Роман Филиппов, настоятель храма блаженной Ксении Петербургской г. Южно-Сахалинска протоиерей Дионисий Кашкин. Далее перед собравшимися выступил камерный хор «Покров» (г. Москва). По материалам сайта Южно-Сахалинской епархии Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/db/text/6065433.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010