Всегда, и особенно во дни Великого поста, будем помнить об этом. Да станут девизом земной жизни нашей мудрые слова преподобного Ефрема Сирина: «Мы ходим среди сетей и соблазнов, возлюбленные, и должны молиться, чтобы не впасть в них. Сети смертные исполнены сладости. Да не обольстит нас своею приятностью сладость сетей смертных: попечение о земных вещах, об имении, о лукавых помыслах и делах. Не услаждайся, брат, сетью смертной, не расслабевай и не истаивай, занимаясь лукавыми помыслами». Мы с вами сегодня стали участниками благословенной Литургии Преждеосвященных Даров. Для спасения чад Своих Церковь Христова установила это особое по смыслу и значению Богослужение. Нам дано величайшее благо даже в будние дни Великого поста соединяться со Христом, войти в теснейшее общение с Господом. Но только чистым сердцам, очищенным покаянием, предоставлено это высочайшее право. Бог никого не устраняет от Святой Чаши, но мы сами должны стремиться стать достойными сего неизреченного таинства. Вот почему далее во вдохновенной стихире мы слышим: «Оставим плоти сладострастие, возрастим души дарования, дадим требующим хлеб, и приступим Христу в покаянии вопиюще: Боже наш, помилуй нас» . Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сладострастие плоти есть не что иное, как мирская приманка, производящая в нас забвение о Подателе высших благ и истинных наслаждений. Сладострастие плоти и попечение о делах земных неизбежно приводят к самому опасному, что может только быть с человеком – к погибели души. Да не устрашимся смерти физической, которая не есть прекращение жизни христианской, но убоимся смерти духовной, коей мы потешаем врага рода человеческого и огорчаем Самого Господа, по собственной воле отступая от Божественной любви и милости. Святитель Григорий Богослов взывал: «Душа, взирай горе, а земное все забудь, чтобы тело не покорило тебя греху!» Именно внимание к духовному совершенствованию преумножает дарования души . О каких дарах идет речь? О сокровищах мыслей и чувств, возвеличивающих христианскую душу. О вере, любви, надежде, милосердии, щедрости, святости, доброте, сострадании, сочувствии, праведности, жизни по заповедям Божиим. Земное богатство может для человека стать как источником зла, так и источником добра. Честь или бесчестие человека зависит от того, как мы сумеем распорядиться всем тем, что посылает нам Господь. Апостол Павел писал: Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело ( 2 Кор.9:8 ). Вот где главное: тот богат, кто и с нищетою дружно живет, кто не поскупится дать требующим хлеб и всегда будет готов приступить к Христу в покаянии !

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Заметка. Когда в теле неприятное жжение и слабость, это значит, что у меня накопилась золотушная материя и близка к исходу. Так случилось сегодня: поутру текла материя золотушная из правого уха. Легче стало. (Красный кисель клюквенный с миндальным молоком – здоровая вещь.) Вчера, 4-го марта, вечером после вечерни читал заклинательные молитвы над рабой Божиею Евдокиею, сестрою купца Ефрема Ермилова. Жду милости Божией. Упование не посрамит [ Рим. 5, 5 ]. 6 марта От всея души благодарю Господа моего, сподобившего укрепить меня благодатию Духа Своего Святого к совершению Божественной литургии Преждеосвященных Даров и непреткновенно прочитать молитвы святого Ефрема Сирина и заамвонную, ибо враги бесплотные крайне коварствовали надо мною при чтении этих молитв, украдывая слова из них, чтоб не давать мне говорить, и с крайней злобой запиная мне ум, сердце и уста. Благодарю Господа, сподобившего меня благодати Своей исповедать сто восемьдесят четыре человека с двух до девяти с половиною часов (у других отцов было: у отца Матфея двести сорок, у отца Павла двести двадцать человек). Помоги Господи совершить и ныне все службы во славу Твою, с силою многою, непреткновенно, наипаче Божественную литургию раннюю, причаститься и причастить люди Твоя. Пост – хороший учитель: он 1) скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим-пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает, или обнаруживает все немощи нашей души, все её слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная стоячая вода оказывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварства, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Знаменательны и тропарь пророчества, и прокимен этой великой паремии. Ужасное сегодня — “днесь” наступило… Днесь лукавое собрася сонмище… удавление Иуда обручает, Каиафа же неволею исповедует Прокимен же со всей ясностью определяет читаемое как предвечное благословение Отца Сыну: Благословит Тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю . Это же благословение — “на оплевание, биения и уничижения” — обращено и к нам, ученикам и последователям Божественного Страдальца. На последней Литургии Преждеосвященных Даров читается из книги Исхода о том, как Моисей убил египтянина, издевавшегося над евреем. Вспоминается тропарь из Великого покаянного канона: Яко Моисей великий египтянина, ума, уязвивши… не убила еси, душе… То есть речь идёт о поражении, которое Христос нанесёт диаволу, издевающемуся над людьми Божиими. И далее — чтение из книги Иова. Долготерпеливый страдалец во всех… приключившихся ему, ничимже согреши… пред Богом — “во образ поистинне Христов”. Великой Средой исполняется покаянный подвиг поста, оставляются поклоны, молитва преподобного Ефрема и многое другое, что сопутствовало нам в Святую Четыредесятницу. Церковь входит в Великие дни присутствия, стояния и “хотя вмале” приобщения тому, что понёс Её Всесвятой Основатель. Сколь более достоин внимания Свет в сравнении с тьмой, видим и на древнерусских иконах Страшного суда, где несмотря на то, что узки врата в Царство Небесное, что спасающихся меньше, чем погибающих, основное пространство образа занимает рай, а не ад… В. Н. Ильин так толкует поступок кающейся женщины: “Грешница покрывает лобзанием те ноги, которые будут пронзены гвоздями, жестокими и беспощадными, как её грехи. Прощает Тот, Кто остриё вечных последствий греха, готовых пасть на виновного, заслоняет Своим собственным безгрешным и не знающим скверны телом. Чистоту Свою отдаёт грешнику, а взамен берёт его страдания. Вот что значит текст пророка: Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис 53:5)”. Пророческий дар, не отошедший от ветхозаветной церкви до того, как разодралась завеса храма, проявится и при Распятии, когда священники будут в злобе кричать (как свидетельство и молитву Яхве): Уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему (Мф 27:43). По этим словам и совершится воскресение Христово.

http://pravmir.ru/chitaya-sluzhby-veliko...

И все это мы можем видеть ежедневно, все это мы можем пережить за богослужением, называемым Литургией или обедней. Если бы Литургия была одним только воспоминанием земной жизни Спасителя, то она, конечно, не сумела бы вызвать подобные чувства. Но она не только воспоминание... Она действительное повторение жизни и крестной смерти Прославленного и Воскресшего Господа. Действительное – потому, что Он Сам невидимо для плотских очей, но действительно присутствует здесь с нами в Божественных Таинах Своего Пречистого Тела и Честной Крови. Он Сам полагается на святом престоле и снова приносится в жертву за грехи мира и руками иерейскими преподается верующим для приобщения. Он Сам здесь таинственно, но действительно присутствует, как бы восседая на святом престоле. А где Царь Славы, там и Его пресветлое воинство. Где Христос, там и все Небо. Поэтому в страшные часы литургийных священнодействий весь храм наполняется небожителями, которые окружают Христа, таинственно присутствующего в храме. Как бы по той таинственной лестнице, которую видел некогда патриарх Иаков, на землю спускается все Небо. В таинственных, незримых для плотских очей, но доступных для духовных очей точках Небо соприкасается с землей и сливается в хвалебных славословиях единеми усты и единем сердцем. Какой восторг, какое наслаждение для христианина сливать свое сердце с сердцем всей Церкви, соединять свои уста с устами всей Церкви на службе Единому Богу! А как мощно бьется это общецерковное сердце, как сильно звучат общецерковные гимны Сотворившему вся! Такая молитва , проходя всю вселенную, благоуханным фимиамом возносится непосредственно к Престолу Божию. Знай, христианин, где ты находишься, кем окружен и какого целого часть ты составляешь. Стоя за богослужением, ты стоишь на Небе, окруженный сонмом небожителей, в ближайшем присутствии Самого Начальника и Совершителя нашей веры Христа Иисуса. Это Святая Церковь твердо исповедует в песни Литургии Преждеосвященных Даров: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, потому что входит Царь Славы; вот таинственная жертва уже совершенною переносится в сопровождении Ангелов».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Итак, в одних и тех же богослужениях бывают молитвословия, священнодействия трех кругов; во-первых, из круга дневного – молитвословия неизменяемые, во-вторых, из круга седмичного – молитвословия изменяемые с каждым днем седмицы, и из круга годового – молитвословия изменяемые с каждым днем года, и притом одни молитвословия – для неподвижных дней богослужения, другие – для подвижных. В каждом круге, сообразно с воспоминаемыми событиями и соответственно времени, в которое совершается богослужение, Церковь назначила песнопения радостные, торжественные и молитвословия о наших грехах и об умерших. Глава первая. О вседневных службах Воспоминания и молитвословия в каждом круге божественных служб следуют в известном порядке и в последовательности одни за другими, и потому каждый круг, по воспоминаемым событиям и молитвословиям, есть как бы отдельный от другого, подобно тому, как в нашем представлении отделяется часть дня от дня седмицы, от дня года 270 . Но как часы дня принадлежат дням седмицы и дням года, равно и каждый день года есть вместе который-либо день седмицы и состоит из часов, то службы кругов дневного, седмичного и годового имеют между собою взаимную связь. По причине этой связи, службы круга дневного, т. е. службы вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов, литургии не всегда одинаково совершаются в разные дни седмицы и в разные дни года, но они, приноровительно к воспоминаниям кругов седмичного и годичного, видоизменяются. Каждого рода служба имеет свои виды. Так, вечерня бывает: малая, вседневная, великая; повечерие бывает: малое и великое; полунощница бывает: вседневная, субботняя, воскресная; утреня бывает: непраздничная, со славословием, с полиелеем, пасхальная; часы бывают: обычные (не великопостные), великопостные, царские, пасхальные; литургия бывает (полная): св. Иоанна Златоустог о, св. Василия Великого и Преждеосвященных даров. Каждый вид службы (например – малая вечерня) отличается молитвословиями, песнопениями, священнодействиями от другого вида той же службы (например – вечерня малая от вседневной и великой).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Литургия святого Василия Великого служится в первые пять воскресений Великого Поста и два раза на Страстной седмице – в Великий Четверг и в Великую Субботу (даже если на эти дни придется Благовещение). В Киево-Печерской Лавре, согласно Студийскому Уставу, Литургия Преждеосвященных Даров совершалась не только в среду и пятницу, но и в понедельник, вторник и четверг всех седмиц Великого Поста, за исключением первой седмицы. ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ СОСТАВ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ Великое повечерие состоит из трех частей. По своему составу первая часть Великого повечерия приспособлена ко времени отхода ко сну. Святая Церковь , рассматривая сон как подобие смерти, просит Господа даровать сон мирен и безмятежен отходящим ко сну (псалмы 4, 6, 12, 24, 30, 90). После псалмов чтение вечерних молитв прерывается пением стихов из пророчества Исайи: «С нами Бог», в которых выражается торжественная уверенность в близости к нам Божественной помощи. В тропаре «День прешед, благодарю Тя, Господи, вечер, прошу, с нощию без греха подаждь ми, Спасе, и спаси мя» Церковь воссылает благодарение Богу за истекший день и просит Господа о даровании безгрешного вечера и ночи. Выразив затем свою веру в чтении Символа веры , Церковь испрашивает молитвенного посредничества у всех святых ходатаев перед Богом, особенно у Божией Матери: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных». Затем бывает чтение особых тропарей (по дню) и читается Богородичен. «Господи, помилуй» (40). «Честнейшую Херувим». Заканчивается первая часть молитвой святого Василия Великого , в которой кратко перечисляются моления, содержащиеся в первой части. Вторая часть великого повечерия по своему составу – покаянная. Начинается она призывом к молитве и поклонению Христу Богу: «Приидите, поклонимся». Далее, псалмами 50, 101 и молитвой царя Манассии Святая Церковь призывает верующих к полному исповеданию своей греховности и живому осознанию гибельности пребывания во грехе. Осознание своей греховности и моление о помиловании содержится в произносимых (после Трисвятого и «Отче наш») покаянных тропарях: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Вторая часть заканчивается молитвой «Владыко Боже, Отче Вседержителю», в которой кратко повторяется содержание молитв второй части.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

М. Т. является одной из редакций Студийского устава, древнейшим представителем калабро-сицилийской группы южно-италийских греч. Типиконов (см.: Ibid. P. XI). В предисловии к М. Т. его составитель архим. Лука пояснил, что он взял за основу уставы Студийского мон-ря, Св. Горы (М. Т. в богослужебной части имеет близкое сходство с афонским Георгия Мтацминдели Типиконом сер. XI в.) и Иерусалима. Очевидно, он также ориентировался на устав, принятый в обители Пресв. Богородицы «Новая Одигитрия» в Россано (насельником к-рого Лука был до того, как стал игуменом Сантиссимо-Сальваторе): вероятно, этот устав был близок к известному по рукописи Crypt. Г. а. 1, 1300 г. (т. н. Гроттаферратский Типикон, или Типикон Варфоломея Россанского) (см.: Rocchi. Codcrypt. P. 209-211; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. cxxx-cxxxix). М. Т. включает дисциплинарную (ктиторскую) и богослужебную части. Греч. оригинал его дисциплинарной части не сохранился, но он известен в переводе на итало-калабрийский диалект, к-рый был выполнен в 1571 г. Франческо Вучизано и сохранился в Типиконе мон-ря Варфоломея Тригонского. Архим. Лука, посетив находившиеся под его управлением мон-ри, остался недоволен уровнем их внутренней организации и духовной жизни монахов - это и побудило его к составлению свода дисциплинарных указаний. Дисциплинарная часть состоит из 2 разделов, включающих 33 и 10 правил соответственно: в них описаны обязанности настоятеля монастыря, требования для желающих поступить в мон-рь и принять духовный сан, монастырские должности, повседневная жизнь киновиального мон-ря, монашеские добродетели и даны указания литургического характера. Богослужебная часть М. Т. составляет основной объем рукописи Mess. 115. Первостепенное значение имеет подробное изложение богослужебных указаний на каждый день года с сент. по авг. (т. н. Синаксарь), а также для великопостного цикла и периода от Пасхи до 1-й недели по Пятидесятнице. Типикон отражает студийскую богослужебную практику; всенощных бдений и малой вечерни, характерных для Иерусалимского устава, в М. Т. нет. Суточный богослужебный круг имеет привычную структуру: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6, 9-й часы, изобразительны (последние в зависимости от периода года могут предшествовать 9-му часу). Полная Божественная литургия совершается во все дни церковного года, кроме будних дней Великого поста, а также Великих понедельника, вторника и среды; литургия Преждеосвященных Даров назначается по средам и пятницам Великого поста, в четверг 5-й седмицы Великого поста, в Великие понедельник, вторник и среду.

http://pravenc.ru/text/Мессинский ...

Обычай раздавать А. в конце литургии отмечается в уставах литургии XIII-XIV вв., к-рые предписывают иерею делать это или после заамвонной молитвы, при пении «      » и Пс 33, или после заключительной молитвы «        ». Богослужебные книги, используемые в наст. время правосл. Церковью, предписывают иерею раздавать А. на литургии, как полной, так и преждеосвященной, после заключительной молитвы, во время пения Пс 33 (Служебник). В главе Типикона, описывающей порядок пасхальной службы (Типикон. Т. 2. С. 942), А. назван «анафорой» (на полях исправлено на «  »; название «  » отражает греч. практику возношения А.) и раздается во время пения тропаря «        », заменяющего Пс 33. В храмах РПЦ эти предписания соблюдаются не всегда. Кроме того, Типикон указывает, что те, кто причащался за литургией, вкушают А. сразу после Причащения: «                          [          ]              » (Типикон. Т. 1. C. 85-86). Несмотря на предписание вкушать А. в храме (НКС. Т. 4. С. 665), большинство клириков и мирян хранят А. дома для вкушения его натощак после совершения утреннего келейного молитвенного правила. В греч. Церквах распространен обычай возношения А. (священник поднимает А. над святыми Дарами) во время анафоры , после прочтения эпиклезы , при этом произносятся слова: «Велико имя Святыя Троицы. Пресвятая Богородице, помогай нам», взятые из чина о панагии . В отличие от РПЦ в греч. Церквах священники очень часто совершают обряд раздачи А., это делается после отпуста литургии, А. преподается (обычно тем, кто не причащался, причастники вкушают А. сразу после Причащения) со словами: «Благословение Господне» (на Пасху: «Христос воскресе»), принимающие А. целуют руку священника. Еп. Андидский Феодор (XI в.) в соч. «Протеории» истолковывает изъятие Агнца из просфоры на проскомидии как образ происхождения Христа по человечеству от Пречистой Девы (PG. 140. Col. 465). Позднейшие (после X в.) вставки в толковании свт. Германа К-польского на Божественную литургию также рассматривают А. как образ Богородицы (PG. 98. Col. 397, 452-453). Николай Кавасила (XIV в.) говорит об А., раздаваемом во время пения Пс 33, что этот хлеб освящен, поскольку он был «принесен и посвящен Богу» (PG. 150. Col. 380-381; Николай Кавасила. Изъяснение. С. 53). По толкованию архиеп. Фессалоникийского Симеона (XV в.), А. раздается в конце литургии, после заамвонной молитвы, тем, кто не причащался, в качестве нек-рой замены Святых Даров. А. освящен, т. к. изъятая из него «средина... была священнодействуема и соделалась Телом Христовым», сам А. был «назнаменован копием» и «принял священные слова [молитв проскомидии]». Согласно блж. Симеону, А. носит свое название не случайно, ибо и он «сообщает дар благодати Божией» (PG. 155. Col. 301-304; Симеон Солунский. Соч. С. 146-147).

http://pravenc.ru/text/115712.html

Первые молитвенные христианские собрания были сосредоточены на главном Таинстве Евхаристии, так заповедовал Господь. Но так как христианство зародилось в Иудее, то в первых богослужениях были заимствованы ветхозаветные тексты, основой которых являлись пророчества о Мессии. Таким образом складывалось и наше новозаветное богослужение, которое по сути своей подготавливает верующего к Божественной Трапезе, к Причастию. Со временем, в уставное богослужение вошли службы святым, а также уставы постовых и праздничных богослужений. Примерно к VII –VIII векам сформировался и наш Типикон, который по сути своей является монастырским уставом. Основной вклад в составление богослужебных текстов внесли богодухновенные отцы Феодор Студит, Савва Освященный, песнописцы Иоанн Дамаскин, Иосиф Песнописец, Иоанн Кукузель, Роман Сладкопевец и другие, а также составители текста Божественных литургий святители Иоанн Златоуст и Василий Великий. Общепринятым суточным кругом является следующий порядок служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, но главным центром остается Евхаристия. Даже в дни Великого поста, когда не положено совершать полную Литургию, совершается Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, на которой верным дается возможность причащаться. Первые отшельнические уставы были положены основателем монашеского образа жизни преподобным Антонием Великим, основателем общежительного устава преподобным Феодосием Великим (IV в.). Также преподобному Антонию Великому был преподан образ монашеского делания, который заключается в перемене занятий: молитва, труд, отдых, молитва. Святому преподобному Пахомию Великому было видение Ангела, положившее основу иноческого келейного правила, которое включало в себя начальные молитвы по «Отче наш…» 50-й псалом, «Верую…», 100 молитв Иисусовых, «Достойно есть…». Правило предлагалось совершать двенадцать раз в сутки. Основателем афонского монашества является преподобный Петр Афонский, а учредителем общежития и афонских уставов преподобный Афанасий Афонский.

http://bogoslov.ru/event/6025951

После сошествия Утешителя, по обетованию и слову Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «егда же приидет Утешитель, егоже аз пошлю вам от Отца , и он научит вы и воспомянет вся, яже рцех вам, и все другое возвеститъ вам, чего ныне не можете слышать и вместить» ( Ин.16:13–14, 14:26 ), – Апостолы восприяли чин архиерейства, быв научаемы Духом Святым, нисшедшим на них в виде огненных языков и проручествовавшим их во епископов для каждаго из народов, языком которых научил их говорить. Они составляли молитвы таинств божественнаго священнодействия, соображаясь и с мерою усердия народа, и с временами гонений, и с коварством гонителей. И хотя в молитвах и возношениях они, естественно, различествовали друг от друга, по чину предания таинств y всех соблюдался неизменно тот самый, какой предал и Господь наш Иисус Христос . А после богоглаголивых Апостолов некоторые из божественных Отцев слагали молитвы и возношения, и полное последование священных служб, как например славный во святых Епифаний, и великий Василий, и божественный Златоуст. И они, хотя каждый писал сам по себе, все одинаково из вод животочнаго источника Утешителя почерпали установления, которые Церковь православная принимала так, как бы их изрек и сделал сам Христос. И ныне преимущественно пред прочими находится в употреблении (κρατει) священнодействие великаго Василия и Иоанна Златоустог о с литургиею Преждеосвященных (даров), о которой говорят – одни, что она Иакова, называемаго братом Господним, другие – первоверховного Петра, иные – иначе. Так как вам предлежит говорить о том, что совершается в божественных службах, то наперед необходимо сказать, что такое церковь и с каким знаменованием устрояется полукружие, сопрестолие, свод и прочее. Церковь (κκλησα) так называется потому, что в ней собираются и в нее созываются православные; она также называется – περιοχ (вместилище) потому, что вмещает чудеса Божии. Полукружие 1 (κγχη) соответствует пещере вифлеемской и той пещере, в которой (Спаситель) был погребен. Сопрестолие (σντρονον) есть образ престола Господня, на котором возсел (Господь), победив мир и вознесшись с плотию; называется же сопрестолием, а не престолом потому, что Сын совозсидит Отцу. Прочие седалища сопрестола знаменуют ту почесть, которую по воскресении имеют восприять праведники, по словам Писания: «аз рцех: бози есте» ( Пс.81:6 ). Возседают на сопрестолии священники, как сораспявшиеся Христу со страстями и похотями, между тем как диаконы предстоят во образе Ангелов. Святая трапеза знаменует святый гроб, в котором (Христос) был погребен, а святое предложение (πρθεσις – жертвенник) – лобное место, в котором был распят, почему на жертвенник и жрется (агнец). Киворий (κιβριον) образует ковчег Ноев; ибо «κιβ» значит ковчег, а «ωριον» – устроение его. Столпы кивория устрояются во образе четырех животных, которые видел Пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010