Кондаки в храме Богородицы и святого – в том же порядке, что и в понедельник. Образец завершения последования изобразительных в среду и пятницу (перед Литургией Преждеосвященных Даров) После молитвы прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей на солее при закрытых царских вратах совершает отпуст следующим образом. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Иерей возвращается в алтарь. Образец совершения Литургии Преждеосвященных Даров Примечание. В традиционном издании Служебника указания относительно чина Литургии Преждеосвященных Даров находятся в трех главах: «Чин Божественныя Литургии Преждеосвященных», «Изъявление о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии» и «Божественная Литургия Преждеосвященных». При этом некоторые действия вошли в практику без записи. В 1916 году по благословению Святейшего Синода был издан «Чин Божественныя Литургии Преждеосвященных», где указания Служебника изложены в последовательном порядке и восполнены тем, что вошло в практику по обычаю . В «Богослужебных указаниях» при изложении порядка Литургии учтены особенности этого издания. Перед Литургией Преждеосвященных Даров входные молитвы совершаются так: с началом пения «Во Царствии Твоем...» отверзается завеса; священник и диакон боковыми дверьми выходят из алтаря к царским вратам и, сотворив перед ними три поясных поклона, совершают обычное начало и прочее последование входных молитв. Затем отходят к иконе Спасителя, читая тропарь: «Пречистому Образу Твоему...», полагают два земных поклона (так по Уставу; однако, по установившейся практике, поклоны совершаются поясные), целуют икону и полагают третий земной поклон.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-20/

Я надеюсь, что Вы благословите это возвращение к уставной практике, которая уже дала на опыте добрые плоды». 2. Представление Преосвященного архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского Ионафана, Патриаршего Экзарха Северной и Южной Америки, от 29 июля с. г.: «Ваше Святейшество, милостивый наш Первосвятитель и Отец! Местные условия жизни в пределах вверенного мне Экзархата все более остро ставят перед нами вопрос о необходимости перенести совершение литургии Преждеосвященных Даров во время Святой Четыредесятницы на вечернее время. Совершение литургии Преждеосвященных Даров в обычное время лишает верующих, занятых работой в учреждениях и на предприятиях, возможности посещать это богослужение. Если же эта литургия была бы перенесена на вечернее время, когда верующие свободны от занятий, наша паства имела бы Возможность присутствовать за богослужением. Поэтому я сыновне обращаюсь к Вашему Святейшеству и смиреннейше прошу внять просьбе и благословить нам совершение литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время. В этой связи дерзаю обратиться к Вашему Святейшеству с еще одной просьбой. Если литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться в вечернее время, естественно, возникнет необходимость причастия верующих за этой литургией. Да и сами священнослужители, совершающие литургию, будут причащаться. Это, в свою очередь, вызывает вопрос о времени воздержания от пищи и пития перед совершением литургии, т. е. перед причащением. Ввиду этого я смиреннейше прошу Ваше Святейшество обсудить одновременно и этот вопрос и найти приемлемое его решение в духе церковных правил и с учетом немощей человеческих и церковной икономии». 3. Историческую справку по вопросу причащения Святых Таин натощак профессора Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенского от 15 октября с. г.: «Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения после вечери, и апостолы причастились Божественного Тела и Крови после принятия пищи (Лк. 22, 20; 1 Кор. 11, 25). Такого порядка в совершении Евхаристии, как освященного примером Самого Господа, держались апостолы и за ними христиане первых поколений.

http://e-vestnik.ru/docs/liturgiya_prezh...

Митрополит Иларион: Божественная литургия — это служба, за которой происходит преложение, то есть изменение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Это богослужение носит праздничный характер, даже если совершается в будни. В Великий пост полная Литургия по будням не совершается, потому что в знак покаяния Церковь как бы отказывается от самого главного, чем она обладает, — от совершения Тайной вечери. По понедельникам, вторникам и четвергам Великого поста Литургия вообще не совершается, а по средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. По своей форме это вечерня, за которой верующие причащаются Святых Даров, освящение которых произошло в предыдущее воскресенье или субботу. Это богослужение очень сильно отличается по своей структуре, по своему молитвенному настрою от обычной Литургии. Прежде всего, оно носит глубоко покаянный характер и, по уставу, должно совершаться вечером. Однако до недавнего времени эта Литургия почти повсеместно совершалась у нас по утрам — и в восемь утра мы пели вечерние песнопения: «Пришедше на запад солнца…, видевше свет вечерний..., воздеяние руку моею, жертва вечерняя» и так далее. Но сейчас возвращается древний обычай совершать Литургию Преждеосвященных Даров по вечерам. Например, в храме, где я служу, на Большой Ордынке в Москве, эту Литургию мы служим и утром, и вечером по средам и пятницам Великого поста для того, чтобы могли прийти и те, кто работает днем, и те, кто не работает, например, пенсионеры. И. Семенов: На наступающей неделе эти богослужения будут совершаться в том же порядке? Митрополит Иларион: На Страстной седмице Литургия Преждеосвященных Даров совершается все первые три дня — в понедельник, вторник и среду. Мы планируем совершать ее каждый день утром, а в среду — также вечером, чтобы люди, которые днем работают, смогли в ней участвовать. И. Семенов: Хотел бы уточнить один вопрос. Ведь если человек собирается причаститься, он должен ничего не есть с начала суток — то есть с полуночи. Выходит, тот, кто хочет причаститься вечером за Литургией Преждеосвященных Даров, не должен есть почти целые сутки?

http://pravoslavie.ru/69985.html

«Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (утвержденная на заседании Священного Синода 27 марта 2007 года и рекомендованная епархиальным преосвященным и священнослужителям в качестве руководства при организации епархиальной и приходской миссионерской работы) — первый общецерковный документ в новейшей истории, говорящий о необходимости возрождения огласительной практики Церкви и указывающий на каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации. В Концепции также говорится о том, что «ради облегчения вхождения и пребывания невоцерковленного человека в Церкви целесообразно предоставить приходам, по благословению священноначалия, право проведения особых миссионерских богослужений, в которые были бы внесены элементы катехизации». Миссионерское богослужение — одна из форм миссионерства. И здесь сразу необходимо уточнить: миссионерское богослужение — это, прежде всего «технический» термин, который вовсе не говорит о том, что совершается принципиально новое богослужение. Литургия в Церкви, прежде всего Божественная, и на это должно обращать внимание всех участников богослужения. Расскажем о накопленном опыте совершения подобных богослужений. 14 апреля 2005 года в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна была совершена Литургия Преждеосвященных Даров с комментариями. Литургия Преждеосвященных Даров — одно из наиболее сложных и непонятных для прихожан богослужений. Практика совершения подобного богослужения с разъяснениями дала возможность постепенно пояснить необходимость совершения Литургии в вечернее время. Многие приходы постепенно возвращаются к древней традиции совершения Литургии Преждеосвященных Даров вечером, так как это соответствует литургическому преданию Церкви и, что немаловажно, дает возможность принять участие в богослужении работающим людям, которые в утреннее время при всем желании не имеют возможности участвовать в богослужении.

http://e-vestnik.ru/church/opyt_bogoobsh...

Этим положено, – под вечер или во время вечернего пения, когда пост позволяется разрешить, отправлять подобие литургии, или некоторую ее часть без освящения Святых Даров, и преподавать в церкви Божественный хлеб. Эту службу, на которой Дары уже преждеосвященные и принесенные раздроблялись и преподавались верным, отцы того же собора рассудили назвать Божественною литургиею Преждеосвященных. В дни же субботные и воскресные не только бывает полная литургия, но делается и некоторое ослабление поста, по 64 апостольскому правилу, и даже позволяется кушать не однажды в день, но дважды, как сказано выше (в гл. 9, §1). Причина этого указана у Климента (Постановлений апостольских кн. 7, гл. 25): «Субботу и день воскресный празднуйте, поскольку то есть воспоминание сотворения мира, а этот – воскресения». Должно нам хранить одну только субботу во всем году, то есть субботу погребения Христова, в которую и надобно поститься, а не праздновать. Когда Творец мира под землею, тогда радость сотворения вселенной уничтожается печалью смерти: ибо Создатель как естеством, так и достоинством честнее тварей, Им созданных. §3. Преждеосвященная учреждена издревле Сверх того известно, что 52 правило шестого Вселенского собора о преждеосвященной литургии не есть правило новое, но подтверждение и одобрение древнего обычая. Что преждеосвященная литургия была задолго до этого собора, то подтверждают бывшие до него уставы, как свидетельствует Симеон Солунский в ответе на 55 вопрос. «Преждеосвященная литургия издревле учреждена преемниками апостольскими; это доказывают молитвы и древнее предание. Посему мы веруем, что она имеет происхождение апостольское, и учреждена ради поста, потому что в такое время плача нам должно не праздновать, а плакать, как и другие до нас говорили то же самое». §4. В котором часу начинается и какую приносит пользу? По какой надобности учреждена преждеосвященная литургия, в котором часу дня ее надобно совершать, и какую пользу мы от нее получаем, это объясняет тот же Симеон Солунский , в том же месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Традиционное понимание ЛПД ясно прослеживается с конца XIV - начала XV вв. и представлено в рассуждениях свт. Симеона Солунского, который учит, что «Преждеосвященные Святейшие Дары не получают ничего от присовокупляемых к ним молитв: потому что это - Дары совершенные, на что указывают и читаемые на Преждеосвященной литургии молитвы, в которых содержится моление и ходатайство о нас, и предлежащими страшными Тайнами Тела и Крови Единородного Сына, Бог Отец преклоняется к нам на милость» . Рассуждения святого отца выстроены богословски последовательно и аргументировано: Преждеосвященные Тело и Кровь Христовы преисполнены благодати, поэтому молитвы ЛПД не об их дополнительном освящении, а о людях, которые стремятся приобщиться к милости Божией через Причастие. Поэтому и при смешении вина и воды в Чаше не произносится особая молитва на их соединение: «Мы не делаем и соединения (вина и воды), - как это возможно, когда Хлеб, быв священнодействован, вознесен и соединен с Божественною Кровию, уже совершился? - но в Священный Потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них Божественного Хлеба и Крови, которою он напоен уже по чину литургии, эти вещества в Потире своим причастием освятились (γιασθσι), и чтобы священник по чину литургии мог приобщиться и от Хлеба, и от Чаши, и преподать приобщение имеющим в нем нужду - лицам священным в алтаре, по обычаю, а мирянам лжицею» . Важная деталь: свт. Симеон Солунский поясняет необходимость погружения Преждеосвященных Даров в растворенное вино в Чаше практическими соображениями - удобством дальнейшего причащения священнослужителей («по чину литургии по обычаю») и мирян («лжицею»). И далее он поясняет эту же мысль другими словами: «Поэтому, и желая кого-нибудь приобщить Таин без литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай Хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользуемся и одним сухим животворящим Хлебом, как соединенным с Кровию. Здесь же, на литургии Преждеосвященных Даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак, находящееся на Преждеосвященной литургии в Потире освящается не призыванием и запечатлением Святаго Духа, но причастием и соединением с животворящим Хлебом, который, поистине, есть Тело Христово в соединении с Кровию» (здесь и далее выделения в цитатах сделаны мной. - В.Л .) .

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/21/sode...

Трулльский собор своим 52 правилом формулирует порядок совершения Преждеосвященной литургии в дни Великого поста уже иначе. Там говорится так: «Во все дни святой Четыредесятницы, кроме суббот и недель, и святого дня Благовещения (ранее даже на Благовещение, выпавшее на будний день, служили литургию Преждеосвященных даров), святая литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров». Это означает, что в будние дни Великого поста можно совершать только литургию неполную, только Преждеосвященных Даров, а в субботу и воскресенье — литургию полную. Возникает противопоставление полной литургии и неполной. Мы недостаточно остро чувствуем порой разницу между литургией полной (например, Иоанна Златоуста) и литургией неполной, Преждеосвященной, ведь мы можем прийти исповедоваться и причаститься в обоих случаях. Необходимо не только разумом, но и всем существом почувствовать разницу того, что совершается на одной и на другой литургии. Сейчас имеются два чина полной литургии — Василия Великого и Иоанна Златоуста (литургия ап. Иакова в России совершается в очень редких случаях и, кажется, только в Петербургской Академии; в Греции же, напротив, на память ап. Иакова ее служат почти во всех храмах). Это литургии, на которых совершается таинство Евхаристии. Главное, что связывает членов Церкви, это их общее дело — Божественная литургия (греческое слово λειτουργια означает «общее дело»); на ней совершается таинство Евхаристии — приготовление, приношение, преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и причащение верующих Св. Дарами. Преждеосвященная же литургия является, по сути дела, вечерней, за которой верные причащаются освященными заранее Святыми Дарами. Можно предложить такое сравнение: например, к больному человеку домой приходит батюшка, чтобы причастить его запасными Св. Дарами. В этом случае преложение Даров совершилось на литургии в храме, а причащают ими уже после окончания службы, через какой-то промежуток времени. Здесь надо проявлять очень большую осторожность в терминах: нельзя сказать, что на Преждеосвященной литургии таинство Евхаристии не совершается. Ведь если мы причащаемся Св. Христовых Тайн за Преждеосвященной, то участвуем и в Евхаристии; просто таинство оказалось растянутым во времени: преложение Даров совершилось в неделю, а причащаемся мы в один из будних дней седмицы. Больной человек, к которому пришел батюшка, приобщается так, как он может, и мы в будни Великого поста участвуем в Евхаристии так, как это разрешено Уставом.

http://pravmir.ru/liturgii-v-dni-velikog...

Продолжает и увеличивает тихую торжественность заданную Великим повечерием «самое постовое» богослужение - Литургия Преждеосвященных Даров (3 апреля). Совершается она в среду и пятницу утром, хотя по замыслу также является вечерним богослужением. В древней Церкви христиане не приступали к телесной пище в течение всего дня, а вечером собирались в храме, чтобы совершить вечерю любви - вкусить главную христианскую трапезу - Тело и Кровь Христовы. Литургия Преждеосвященных Даров появилась потому, что в будние дни Великого поста по богослужебному Уставу не положено совершение полной Божественной литургии, чтобы еще сильнее подчеркнуть покаянный характер этих дней. Литургия - это всегда радость, это прорыв в Горний мир, и полная литургия Великим постом совершается только в субботние и воскресные дни, а также на праздник Благовещения. На Преждеосвященной литургии не совершается главного христианского Таинства - Евхаристии, поэтому причащение происходит преждеосвященными (на воскресной литургии) Дарами. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в неудобное для работающих людей время - поздним утром в среду и пятницу. Однако те, кто любит и ждет эту службу, все же стараются хотя бы несколько раз за Великий пост побывать на ней. Трудно даже сказать почему, но на этом богослужении, как ни на каком другом, ощущается величие происходящего: присутствие Самого Христа и строгое и в то же время радостное ожидание христианами теснейшего общения с Богом. Несколько раз за эту службу все молящиеся в храме встают на колени. Новичка может смутить такое поведение, но внимательному человеку скоро становится понятно, что только таким видимым образом смирения можно выразить трепет перед происходящим в храме. В первый раз на колени опускаются во время пения древнего христианского песнопения «Да исправится молитва моя», а затем следует перенос Святых Даров с жертвенника на престол, во время которого поется песнопение «Ныне силы Небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы...». Священник несет в своих руках Тело и Кровь Христовы, а люди не только опускаются на колени, но и приклоняют лицо к земле. Чуткая христианская душа чувствует приближение своего Бога и Спасителя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Бога считать, что Он на это обидится. И потом, мы все-таки становимся на колени после Причастия, например в Пятидесятницу, мы делаем это после Литургии и, сподобившись Святых Христовых Тайн, три длинные молитвы слушаем стоя на коленях, и это нам не мешает " Алексей В. 11 марта 2014, 10:58 Абсолютно согласен с Юлией. Впрочем, здесь имеет место нарушение отдельных церковных уставов ради усиления аскетического подвига. Отец Тихон, будучи не только наместником, но и духовником обители, вполне имеет право призвать своих духовных чад к этой сверхаскетической практики, ибо видит в этом духовную пользу. В другие периоды года он призывает причащаться как можно чаще (в идеале - за каждой Литургией, как и заповедовано святыми отцами). Ведь исторически отказ от служения Литургии в четыредесятницу обусловлен тем же самым - желанием возбудить покаянный настрой. Отец Тихон - опытный духовник и имеет право пойти в чем-то против устава для того, чтобы этим небольшим нарушением принести большой плод. Ольга 10 марта 2014, 18:11 Юлия! Ваш первый комментарий оканчивался вопросом, в последнем - восклицательный знак просто напрашивается. Вы, наверное думаете, что Ваш вопрос " или причастился - покаяние закончилось? " - риторический. Но задумывались ли Вы о том, почему после принятия Святого Причастия Тела и Крови Господней не становятся на колени? Юлия 8 марта 2014, 22:04 «Дерзостно скажет: а вот я хочу…» Почему же обязательно дерзостно? Дерзостью можно считать нарушение церковных установлений, ограничивающих причащение за Литургией Преждеосвященных Даров на 1-й седмице поста. Но их, скорее всего, не существует. В частности, Святейший Патриарх Кирилл в минувшую среду сказал следущее: «Всех вас, дорогие владыки, братья и сестры, поздравляю со средой великого поста. Это особый день, когда люди, старающиеся посещать храм Божий утром и вечером, имеют возможность причаститься Святых Христовых Таин и подкрепить свои физические и духовные усилия, направленные на преодоление греха, на изменение сознания и сердца силой Божественной благодати. Вот почему так важно на первой седмице Великого поста стараться посещать Литургию Преждеосвященных Даров — потому что силой благодати Божией мы укрепляемся. Свойственная в той или иной мере каждому из нас человеческая слабость и немощь как бы отступает, когда прикасается к сердцу, к разуму, к природе нашей Божественная благодать. Вот и сегодня произошло то же самое. Силой Святого Духа мы укрепляемся на дальнейший подвиг, чтобы совершать постное течение, блюсти свою мысль и состояние своего сердца, постоянно отдавая о том отчет Богу». И если в каком-то монастыре или храме существует традиция не причащаться в среду и пятницу на первой неделе, то не стоит всех тех, кто поступает иначе, априори считать нетерпеливыми, неблагочестивыми и дерзостными. Простите.

http://pravoslavie.ru/68946.html

Евхаристия пребывает все тем же явлением и присутствием, той же радостью и «горением сердец», той же сверхразумной и в то же время абсолютной уверенностью, что Воскресший Господь явил Себя в «преломлении хлеба». И так велика эта радость, что в первохристианской Церкви день Евхаристии не был одним из дней, но Днем Господним, днем уже вне времени, т.к. в Евхаристии уже предвосхищается Царствие Божие. Во время Тайной Вечери Христос Сам сказал Своим ученикам, что Он завещал им Царство так, чтобы они могли «есть и пить за трапезой (столом) в Его Царстве». «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лука 22,30). Поэтому присутствие за Евхаристией Воскресшего Спасителя, вознесшегося на небеса и сидящего одесную (по правую сторону) Отца — есть участие в Его Царстве, приобщающее нас «радости и миру во Святом Духе». Причастие — «пища бессмертия», «небесный хлеб», и мы, приближаясь к Святой Трапезе, действительно возносимся на небо. Таким образом, Евхаристия — Праздник Церкви, или, еще лучше, — сама Церковь, как праздник, как радость о присутствии Христа, как предвкушение вечной радости в Царствии Божием. Каждый раз, когда Церковь совершает Евхаристию, она — на небе, в своем небесном отечестве; она восходит туда, куда Христос вознесся, дабы нам «есть и пить за трапезой Его в Его Царстве»… Теперь становится понятным, почему Евхаристия несовместима с постом, потому что, как мы увидим ниже, когда мы постимся, мы изображаемся Церковью, как странники на пути к Царствию Небесному. А «сыны чертога брачного», как сказал Христос, «не могут печалиться, пока с ними жених» (Матф. 9,15). Но почему же тогда, можно спросить, в дни поста все же допускают к Причастию за литургией Преждеосвященных Даров? Не противоречит ли это принципу, изложенному выше? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть второе объяснение православного понимания Причастия, его значения, как источника и главной силы, поддерживающей нас в нашем духовном подвиге. Если, как мы только что говорили, Причастие есть завершение всех наших подвигов, цель, к которой мы стремимся, величайшая радость нашей жизни во Христе, оно также необходимый источник и начало самого нашего духовного подвига, божественный дар, благодаря которому нам становится возможным знать, желать и стремиться к «совершенному причастию в невечернем дне» (бесконечном дне) Царствия Божия. Потому что, хотя Царствие уже пришло, хотя оно приходит в Церковь, оно все же должно быть исполнено и завершено в конце времен, когда Бог «исполнит» (наполнит) все Самим Собой.

http://pravmir.ru/liturgiya-prezhdeosvya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010