Вдруг из бокового отверстия показывается пук зажженных свечей… В один миг архимандрит Серафим передает свечи народу. Вверху Кувуклии все зажигается: лампады, люстры… Все кричат, радуются, крестятся, плачут от радости; сотни, тысячи свечей передают свет одна другой. Суета… Арабы опаляют себе бороды, арабки подносят Огонь к обнаженной шее. В этой тесноте Огонь пронизывает толпы; но не было примера, чтобы в подобном случае произошел пожар. Общего восторга описать нельзя, изобразить картину невозможно: это чудо неизобразимое. После солнца – тотчас облако, потом роса и вследствие росы – Огонь. Роса падает на вату, которая лежит на Гробе Господнем, – и мокрая вата загорается вдруг голубым пламенем. Наместник необожженными свечами прикасается к вате, – и свечи зажигаются тусклым голубоватым пламенем. Зажженные таким образом свечи наместник передает стоявшим у отверстий лицам. Замечательно, что вначале от такого множества свечей в церкви – полусвет; лиц не видно; вся толпа в каком-то голубом тумане; но потом все освещается и Огонь горит ярко. Передав всем Огонь, наместник выходит из Кувуклии с двумя огромными пуками зажженных свечей, будто с факелами. Арабы хотели, по обыкновению, нести его на руках, но владыка от них уклонился и сам, как в тумане, прошел скорыми шагами из Кувуклии в Воскресенский собор. Каждый старался зажечь свою свечу от его свечей. Я была на пути шествия и тоже зажгла. Митрополит казался прозрачным; седые его волосы развевались по плечам; широкое его чело было без морщин, но лицо подернулось необыкновенной бледностью; весь он был в белом; два факела в его руках; глаза устремлены к небу; вдохновение горело в его очах. Народ видел в нем вестника небесного. Все плакали от радости… Нечаянно я взглянула на князя Гагарина – вижу: у него градом текут слезы и радостью сияет лицо… Как с этим выражением в одном и том же человеке соединить его вчерашнюю проповедь на Голгофе, которую он произнес на французском языке и заключил так: «Теперь остается пожелать одного, чтобы мы все сделались католиками и покорились папе!» Вчера превозносил он преимущества римского исповедания, а сегодня, пораженный видениями небесной благодати, даруемой только Православию, льет слезы. Не есть ли это порыв преданной им веры, возбужденной общим восторгом? Не есть ли это поздний плод тайного раскаяния и отклик души некогда православной, но легкомысленно отпавшей от единой истинной и спасительной Церкви Христовой? Где же он, представитель искреннего своего убеждения? Там ли, на возвышении кафедры со словами поборничества за права папы, или здесь – в толпе народа со слезами на глазах, как с невольной данью родному чувству, призывающему его воздать Божие Богови». II.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/15/ru...

Каждый ярус в трех алтарных преградах оригинален по иконописным образам. Нижний тумбовый ряд, оформленный пышными резными консолями, украшен уникальными сюжетными миниатюрами, например, выразительно представлен редкий в иконостасах сюжет «Крещение Руси». Праздничный ряд, устроенный над масштабным местным чином, выполнен тончайшим фряжским письмом. Эти иконы помещены в восьмигранных рамах, обрамленных плоской резьбой. 4-й и 5-й чины - Деисус и Пророки – решены монументально, с мощной выразительностью силуэтов ростовых и поколенных фигур, близких по трактовке святым кисти Сурбарана, столь пластически точно и по-барочному эмоционально раскрываются их образы. Духовную иерархию венчает Распятие Христа с предстоящими святыми, осененный изображением Святого духа в образе голубином - усложненная композиция с предстоящими святыми на Голгофе, заимствованная из западноевропейского искусства. Большую художественную ценность представляет основная часть иконных образов, выполненных в 1749 году, в технике темперной живописи на левкасе иконописцем московской Оружейной палаты Егором Ивановым Греком и его учениками. Сложная в плане, пластически тонко разработанная резьба иконостаса в виде сплетающихся виноградных лоз выполнена лучшими мастерами-резчиками Украины. Однако донской иконостас не имеет точных аналогов ни в московском «нарышкинском», ни в украинском барокко. Его развитая ордерная система является уникальным образцом каркасного «флемского» иконостаса. Конструктивно он эллипсом устремлен ввысь, являясь более сложным, чем его предшественники – соборные иконостасы Левобережной Украины XVII-XVIII вв. Иконостас Старочеркасского Войскового собора, состоящий из 129 единовременных икон, представляет глубоко продуманную конструктивную, иконографическую и колористическую систему Нового времени, выполненную под влиянием западноевропейской культуры. Симбиоз западных влияний эпохи барокко раскрывается и в другом архитектурном элементе интерьера собора. Это хоры, расположенные симметрично, на высоте 3-х метров, выполненные украинскими мастерами-резчиками и иконописцами. Конструкция хор решена в виде деревянного балкона с балюстрадой. Темперные композиции росписи консолей хор созданы в 1751-1757 гг. иконописцем Киево-Печерской Лавры Филиппом Симановичем, приглашенным на Дон войсковым атаманом Д.Е. Ефремовым. Росписи в медальонах с барочными орнаментальными обрамлениями и надписями представляют 35 изображений с сюжетами на библейские (17) и евангельские (18) темы. Графическая основа росписей взята художником из гравюр Библии Пискатора, остававшейся популярной в послепетровскую эпоху в России и на Украине, как и другие «кунстбухи», ставшие графичекой основой обновленной церковной иконографии.

http://sobory.ru/article/?object=07182

Все возможные нарушения, которые можно было при этом сделать, были сделаны. Проектная документация утверждалась уполномоченными органам в нарушение положений Федерального закона от 25.06. 2002 г. 73-ФЗ " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации " . Показатели застройки в проектной документации были заложены без предварительных историко-градостроительных обоснований и не учитывают действующие на данном участке ограничительные градостроительные режимы охранной зоны и территории памятника. Не учитывалось и неудовлетворительное техническое состояние памятника. Прихожане храма пытались сопротивляться. На протяжении нескольких лет они обращались и продолжают обращаться во все компетентные органы, включая Правительство Москвы, лично к мэру Москвы Юрию Лужкову на предмет отмены постановления, устанавливающего совершенно неприемлемые границы территории Памятника и его охранных зон. Однако до настоящего времени постановление 889-ПП не отменено и не изменено, проект строительства не приведен в соответствие с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия. Границы Памятника не утверждены, охранные зоны не установлены. Наконец противостояние общины храма и застройщиков перешло в активную фазу. Компания-застройщик с молчаливого согласия московских властей уничтожила исторический памятник " Дом дьякона " 1813 года постройки, палаты Оленевых XVII-XVIII вв., производственный корпус XIX-ro века, здания городской застройки XVIII-XIX веков. Всё это происходило, несмотря на общественные протесты, заявление Общественной палаты, а также, несмотря на то, что 16 октября " Москомнаследие " отозвало согласие на снос зданий. " Народный Собор " убеждён, что общенациональные интересы не могут и не должны терпеть ущерб от неисполнения своих обязанностей московскими чиновниками и стоящими за этим корпоративными интересами застройщиков. При этом весь прежний опыт действий " Народного Собора " в аналогичных ситуациях (увы, типичных для Москвы) свидетельствует о том, что единственным способом воздействовать на систему является вынесение проблемы на улицу и в СМИ, подключение к разрешению ситуации средств массовой информации, опытных юристов, представителей прессы - т.е. максимально актуализировать данную проблему. Именно эту задачу решал 27 октября пикет на Тверском бульваре.

http://drevo-info.ru/news/7379.html

В приходе кроме храма две часовни: одна в деревне Солонцы, каменная, построена красноярским купцом Федором Игнатьевичем Хилковым в 1882 г., другая на караульной горе, за рекой Кача, построенная Петром Ивановичем Кузнецовым в 1855 г. на месте существовавшей здесь с 1805 г. деревянной часовни, построенной красноярским купцом Новиковым. К последней часовне ежегодно в девятую пятницу после Пасхи из Воскресенского совершается крестный ход для принесения Господу Богу молебного пения о ниспослании благовременных дождей и об изобилии плодов земных. Штатный причт прихода состоит: из протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков. Жалованья от казны положено в год: протоиерею – 400 руб., священнику – 300 руб., диакону – 150 руб., псаломщикам по 100 руб.; доходов на весь причт получается около 2500 руб. в год. Причтовых домов пять, все они нуждаются в ремонте. Церковных капиталов 5781 руб., причтовых капиталов – 11286 руб. Церковный погост занимает 937 кв. саженей, усадьба с квартирой протоиерея 420 кв. саженей, усадьба с квартирой священника – 972 кв.сажени. Кроме того, при деревне Солонцах причт имеет пять десятин сенокосной земли. В приходе 612 душ мужчин и 609 душ женщин. Все население прихода православное за исключением 46 человек магометан и евреев. Из приходских деятелей особую добрую память оставили о себе протоиерей собора Алексей Михайловский и прихожанин собора, потомственный почетный гражданин Петр Иванович Кузнецов. Протоирей Красноярского собора отец Алексей Михайловский был уроженец г. Нежина. Прибыв в Красноярск и вступив в отправление обязанностей 28 февраля 1750 г., он служил протоиереем при соборе целых 40 лет, в 1764 г. он был назначен Св. Синодом на должность миссионера, будучи представлен к тому митрополитом Тобольским Павлом. Отец Алексей своими миссионерскими трудами вполне оправдал выбор митрополита, обратив в христианство не одну тысячу инородцев. До назначения на должность миссионера, отец Алексей, будучи " заказчиком " , то есть по нынешнему благочинным, ходатайствовал об открытии в городе Красноярске для детей духовенства школы русской и латинской, обещая сам быть учителем. Ходатайство Михайловского было уважено, и из Тобольска был послан учитель-диакон Григорий Скрябин. Занятый множеством дел отец Михайловский лично вести обучение не имел возможности, но аккуратно наблюдал за занятиями в школе. В 1762 г. школа была переведена в Енисейск, как центральное место между заказами Красноярским и Туруханским, просуществовав там до 1856 г.

http://sobory.ru/article/?object=23533

Советская школа куда более последовательно выполняла воспитательные (в ситуации 20-х годов скорее «перевоспитательные») функции, чем школа дореволюционная. Отвечая на вопросы учителей, считавших недопустимым оскорблять чувства верующих, Покровский призывал не церемониться с религией. Приведем лишь один из его ответов: Должен ответить товарищу, который написал: «Как вы отнесетесь к тому, что во время пасхальной заутрени заиграл оркестр «Интернационал» и покрыл все благолепное песнопение, заиграл в школе, где окна были открыты?» Я отвечу вот чем: а как вы отнесетесь к тому, что христианские миссионеры, которые проводили христианство у язычников, брали топор и на глазах у язычников рубили идолов? Вежливо это было, мягко? А между тем, христианство они насадили. Ведь мы до сих пор, даже теперь, считаем годы от Рождества Христова, празднуем воскресенья, а между тем знаем, что Христа не было, а значит, никакого рождества не было. Нежничать с таким зверем, как религия, не следует, и тут должна быть единственная сдержка, та политическая сдержка, о которой я говорил. Не следует вызывать ненужных эксцессов, не следует делать такие вещи, которые могут заставить прибегать к огнестрельному оружию. Это – да. Но щадить религиозное чувство как таковое – простите меня. 910 Таким образом, школьный учитель становился главным действующим лицом в деле всенародного перевоспитания. Это прямо декларировалось в программной статье Н. Бухарина, 911 открывавшей появившийся в 1924 году журнал «Народный учитель»: Наш народный учитель должен быть агентом нового мира среди крестьянского моря, он должен уничтожить крестьянское невежество, он должен убить безграмотность, он должен соединить город с деревней. Коротко, он должен стать одним из самых крупных строителей социализма. 912 Советская школа совершенно сознательно противостояла семейному воспитанию. В подготовленной Н.И. Бухариным и Е.А. Преображенским «Азбуке коммунизма» прямо ставилась задача освободить детей от реакционного влияния родителей. От школы требовалось, чтобы она «перешла в наступление против религиозной пропаганды в семье». 913 Ребенка, пошедшего против воли родителей, воспевала литература. Наиболее талантливым из текстов такого рода является известное стихотворение Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки» 914 (1932), посвященное умирающей от скарлатины девочке, не согласившейся надеть крестик. 915

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Кроме того, северо-западный угол галереи превратился в руины. После войны храм подремонтировали и открыли в нём клуб, затем склад стеклотары. В середине 50-х годов прошлого века пришло время серьёзных восстановительных работ. В первую очередь было необходимо восстановить разрушенный угол галереи. Этими работами руководил В. В. Кувырдин. В 1956-1960 годах специалисты провели обмеры. Настало время, выражаясь научным языком, " исследовательских, проектных и восстановительных работ " . Руководил ими архитектор-реставратор высшей категории Л. Е. Красноречьев. Эксперты были сильно ограничены в средствах - никаких лесов не устанавливалось, шурфов не закладывалось. Однако специалистам " удалось обнаружить многие первоначальные формы, почти все элементы XIX века " . М. И. Мильчик в каталоге " Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области " (2008) отмечал: " На реставрацию купола и шпиля составлен проект, остальные элементы реставрированы по сохранившимся следам " . Тогда же учёным удалось обнаружить следы нескольких окон, которые датировались XVII веком, древних лопаток, фриза, наличников и закомар, ниш, а также дверной проём северного придела, следы арок и сводов. По результатам исследований учёные предложили два варианта проекта реставрации. В источниках можно найти такое их описание: 1) на XIX век с раскрытием некоторых древних деталей и восстановлением барабанов ХХ века; 2) на 1930-е годы. За основу взят второй вариант. На южном фасаде оставлены зондажи со следами двух окон XVII века (позднее заштукатурены) " . К середине 1980-х годов капитальный ремонт здания бывшего Воскресенского собора закончился. И в него въехал Музей Северо-Западного фронта. Там, в частности, школьников принимали в пионеры. Лишь в самом начале 1990-х годов помещение всё же передали верующим. 1 октября 1992 года был знаменательным днём для Воскресенского собора - тогда он снова стал действующим. За несколько дней до этого в Старую Руссу с Южно-Уральского литейного завода, что находится в городе Каменск-Уральском, доставили восемь новых колоколов.

http://sobory.ru/article/?object=00839

Уникальность убранства Спаса на крови предопределила ряд технических сложностей в ходе реставрации, в том числе с воссозданием эмалевого покрытия куполов. Ювелирные эмали для храма были изготовлены в 1896–1898 годах на московской фабрике Постникова. Область применения эмали всегда была достаточно узкой из-за технологической сложности ее производства. В основном она использовалась в ювелирном деле. Поэтому покрытие куполов храма ювелирной эмалью – смелое и необычное решение Парланда. Чтобы восстановить эмалевые купола Спаса, пришлось изучить и старые и новые рецептуры эмали, адаптировать их для условий современного эмалевого производства. Эти работы сами по себе не имеют аналогов, но к эмалям Спаса были предъявлены дополнительные требования: повышенная кислотостойкость, твердость, соответствие палитре первоначальных эмалей, хорошая адгезия к медной основе и отсутствие токсичных веществ. Выполнить последнее условие оказалось особенно сложным. В первоначальную рецептуру эмалей входили мышьяк и сурьма, которые снижали температуру их обжига. В современном производстве, выпускающем бытовые эмалированные изделия, наличие таких веществ недопустимо. Без них температура обжига повышалась до температуры плавления меди, и медные выколотные детали окрытия глав деформировались. К сожалению, московские специалисты не смогли справиться с этой проблемой, и решать ее пришлось в Ленинграде, на комбинате химико-пищевой ароматики. Автором уникальной рецептуры стала М. М. Карабочинская. Ее эмали были признаны не хуже прежних, постниковских. Были сложности и при изготовлении цветной глазурованной черепицы, которой окрыт центральный шатер, чердаки апсид, а также шатры и скаты четырех крылец. Первоначально черепица и изразцы для Спаса выпускались на заводе Харламова в 1897–1906 годах. Изготовлено было 196 изразцов 21 рисунка и 22 000 штук черепицы 74 типоразмеров. Повторить такой заказ в условиях современного производства оказалось невозможным, и пришлось, к сожалению, отступить от первоначального проекта и свести модификации черепицы к 15 типоразмерам. Большую помощь оказали специалисты тонкой керамики Главленстройматериалов, подобравшие состав массы, цветовую гамму глазурей и режим обжига черепицы.

http://sobory.ru/article/?object=01955

Мир совечен Богу. Все сотворенные духи существуют в Боге как нерасчлененная единица (Ibid. 991). Расчленение связано с удалением от Бога. По мере удаления от Бога тварный ум охладевает и превращается в душу. Воплощение душ - наказание за их удаление от Бога (Ibid. 949, 955, 975). Единственный тварный ум не отпал от Бога. Этот ум, превечно соединенный с Богом Логосом, воплотился на земле от Девы Марии. Крестная Жертва не уникальна, т. к. может быть повторена Христом, когда Он воплотится в др. эонах. Ориген допускал также перевоплощение др. людей (Ibid. 965-985), причем отпадшие от Бога души воплощаются не только в человеческие тела, но и в животных, и в небесные светила (Ibid. 971, 987). Спасение состоит в возвращении к Богу, к-рое Ориген понимал как развоплощение. Хотя в воскресении будет некая телесность, это будет совсем новая, тонкая, «сферообразная» форма тела (Ibid. 969, 973). После определенного периода окончатся муки осужденных нечестивых людей и демонов и произойдет всеобщее восстановление в прежнем ранге (Ibid. 975). Последнее утверждение противоречит Свящ. Писанию и Преданию и имеет против себя тот моральный аргумент, что такое учение порождает нерадение о своем спасении и фактически уравнивает праведных, грешных и демонов (Ibidem). Спиритуалистической антропологии св. Юстиниан противопоставляет библейское учение об одновременном сотворении тела и души, из к-рых и состоит человек (Ibid. 953, 965). Оригеновское учение о совечности мира утверждает зависимость Бога от мира и ограниченность Бога (Ibid. 947). В основу постановлений V Вселенского Собора легли суждения св. Юстиниана против «Трех Глав» и оригенизма (CPG, N 6880, 6881, 6882, 6885, 6886, 6887). То, что эти документы не включены в Деяния Собора, объясняется не только дефектностью сохранившегося лат. перевода Деяний, но и политикой св. Юстиниана, к-рый перед лицом зап. подозрений и обвинений хотел продемонстрировать полную свободу Собора от давления имп. власти. Анафематизмы Собора против «Трех Глав» «1.

http://pravenc.ru/text/155498.html

Широкий восьмерик красноярского собора завершался главой на восьмигранном барабане, грани которого были прорезаны узкими вертикальными проемами. Судя по фотоснимкам здания рубежа XIX-XX вв., ребра барабана храмовой главы были обработаны едва намеченными вертикальными волютами, поддерживавшими профилированный карниз барабана. В последней четверти XVIII века выразительные по пластике вертикальные волюты подглавных барабанов получили широкое распространение и стали характерным признаком произведений церковной архитектуры Центральной Сибири. Ребра восьмигранной шеи храмовой главы были оформлены узкими огибающими лопатками, с профилированными «капителями» упрощенной формы. Судя по рисункам А.Е. Мартынова начала XIX века, изображающим речную панораму Красноярска, первоначально высокая трехъярусная (восьмигранная в верхних ярусах) колокольня Воскресенского собора имела шатровое завершение. Несмотря на весьма обобщенный характер, изображение Воскресенского собора дает возможность в целом представить первоначальные формы колокольни здания. На низкий четвериковый ярус колокольни был водружен вертикально вытянутый двухъярусный восьмигранный столп, ярус «звона» которого был прорезан арочными проемами с архивольтами. Композицию колокольни увенчивал стройный кирпичный шатер с ярусом слухов. Как показывают фотоснимки здания рубежа XIX-XX вв. ребра восьмигранного столпа колокольни были обработаны огибающими лопатками. Видимый на этих фотоснимках, на стенах второго яруса колокольни пояс мелких ширинок имел позднее происхождение (был выполнен в процессе реконструкции здания в середине 50-х годов XIX в.). Представляется, что архитектурные формы колокольни Воскресенского собора были близки формам колоколен ряда более ранних каменных церквей Енисейска: Христорождественской церкви (1755-1758 гг., колокольня – 60-е гг. XVIII в.) девичьего монастыря, Спасского собора (1735-1756 гг., колокольня - 60-е гг. XVIII в., возможно первоначально имела шатровое завершение) мужского монастыря и Преображенской церкви (1747-1760 гг., колокольня - 60-е гг. XVIII в.) на Торгу. Пропорциональный строй колокольни Воскресенского собора с вертикально вытянутым восьмигранным ярусом, по нашему мнению, обнаруживал наибольшее сходство с колокольней енисейского Спасского собора, в свою очередь восходившей к далматовским образцам (колокольня Успенского далматовского монастыря). Таким образом, использование зодчими красноярского собора формы колокольни с шатровым завершением целиком лежало в русле архитектурной традиции, складывавшейся в 60-х годах XVIII века на территории Центральной Сибири, в отличие, например, от Западной Сибири, где шатровые колокольни исчезли из практики каменного строительства еще в 40-х годах XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=23533

Метонов цикл (в греко-римском мире) По имени афинского астронома Метона. Предварительные расчеты показывали, что через каждые 19 лет (при несоизмеримости лунного месяца с годом) сумма лунных периодов совпадала с солнечным годом. Если полнолуние совпадало с днем весеннего равноденствия, то через 19 лет снова происходило такое совпадение. Этот цикл был очень точным — ошибка в один день нарастала за 302 года. Таким образом, используя данный цикл, можно было определять даты полнолуния на протяжении многих сот лет. Метонов цикл был разделен на месяцы продолжительностью 29 и 30 дней. Однако полнолуния здесь не были астрономическими, то есть 14-ая луна каждого месяца могла отличаться от момента, когда наступало астрономическое полнолуние на 1-2 суток. Это было важно, так как, на первый взгляд, то правило, которое было принято ha I Bceлehckoм Соборе, казалось бы, исключало возможность совпадения христианской и еврейской Пасх. Должно было соблюдаться правило, чтобы христианская Пасха праздновалась бы после иудейской Пасхи, так как Христос воскрес после еврейской Пасхи. Поэтому в правиле говорилось, что если полнолуние (то есть еврейская Пасха) совпадали с воскресеньем, то праздновать надо в следующее воскресение. Полнолуние не астрономическое, а расчетное. В первое тысячелетие таких совпадений было несколько. Дело в том, что можно было использовать Метонов цикл, но выбирать первый его год каждый мог сам. Выборы этих дат у разных народов не совпадали. В связи с этим, в некоторых Церквах могло происходить празднование Пасхи в один день с иудеями. Последнее такое совпадение произошло в конце VIII beka. Тогда этого никто не боялся. Строгого запрещения праздновать Пасху в один день с иудеями — нет. Метонов цикл более точен, чем юлианский календарь. В юлианском календаре за период в 400 лет накапливается ошибка в 3 дня. Все возникающие вопросы по календарю мог разрешить только Вселенский Собор, однако, начиная c IX beka, по политическим причинам собрать его уже было невозможно. Правило I Bceлehckoro Собора — днем празднования Пасхи является первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Чтобы не возникало споров по поводу того, какое полнолуние считать первым весенним (пасхальным), было решено считать границей, отделяющей весну от зимы, день весеннего равноденствия . Днем весеннего равноденствия считается 21 марта по юлианскому календарю.

http://foma.ru/kak-vyichislyaetsya-den-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010