255 На всенощном бдении поминовение святых по именам, помимо совершаемой в притворе литии, бывает еще и после Евангелия, на второй раз возглашаемом литийном прошении «Спаси Боже люди Твоя». Но где помнят отеческое правило о мере во всем, где не только знают букву устава, но понимают дух его, там после двукратного перечисления на литии имен многих святых, на «Спаси Боже» после Евангелия возглашение имен святых сокращают до минимума, ограничиваясь присоединением к общим формулам имен лишь празднуемых и храмовых святых. 257 «Все водимые Духом Божиим суть сыны Божий, потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу» ( Рим. 8, 14–17 ). Соответственно сим и приведенным в предшествующем примечании словам святого апостола Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчудившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: «Авва, Отче!» Узаконение об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходит к глубокой, первохристианской древности. Уже 1-й Вселенский Собор 20-м правилом своим постановляет: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, УГОДНО СВЯТОМУ СОБОРУ да стояще приносят молитвы Богу». И 6-й Вселенский Собор, 90-м правилом своим подтверждая отмену коленопреклонении в воскресные дни, провозглашает: От БОГОНОСНЫХ ОТЕЦ НАШИХ КАНОНИЧЕСКИ ПРЕДАНО не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В Милане был учрежден орден в честь ап. Варнавы, имевший целью возвышение нравственности. (О св. Варнаве см. в Правосл. Обозрении 1860 г. июнь; прот. П. Преображенский (им переведено было послание св. Варнавы); Д. Гусев , Правосл. Собеседник 1898. Архиеп. Димитрий: «Собор св. 70 апостолов,» 1-й вып. 163–258 стр., св. Димитрий Ростовский . Четьи Минеи 11 июня, а также в житиях святых под 11 июня – Д. Протопопов, С. Дестунис, Архиеп. Филарет (Обозр. Ц. писателей, I т.), и др.) Святой апостол Иосия, или Иосиф, нарицаемый Варсава-Иуст Этот апостол был сын праведного Иосифа обручника Пресв. Девы, брат Иакова, Иуды и Симона ( Mф. XIII, 55 ). Иосия, как и другие его братья, сначала не веровал в мессианское достоинство Иисуса Христа ( Uh. VII, 5 ), но затем, по вознесении Господнем, они уверовали и единодушно пребывали в молитве и молении со св. апостолами и Пресв. Богородицею ( Дeяh. I, 14 ). Пред праздником Пятидесятницы ап. Петр в собрании учеников и братии Христа (которых было около 120), предложил на место Иуды предателя избрать одного из тех, которые находились с апостолами во все время, когда пребывал и обращался с ними Господь, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в какой Он вознесся и был свидетелем воскресения Его. Таким условиям удовлетворял Иосия, как сын Прав. Иосифа, в доме коего родился и жил Иисус Христос . И поставили, повествует св. Лука, двоих: Иосифа, нарицаемого Варсавою, который прозван был Иустом, и Матфия. Иуст означает «праведный» и этим свидетельствуется о высокоправедной жизни Иосифа (или Иосии) и его преимущественном праве на избрание в число «12 Апостолов». И помолились (апостолы) и сказали: «Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий и выпал жребий Матфию, и он был сопричислен к 11 апостолам ( Дeяh. I, 15–26 ). Предполагают некоторые, что этот Иосия одно и то же лицо, от имени которого ап. Павел приветствовал Колосск.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

А христианство тогда только что появилось. И читают евреи этот закон каждую субботу в синагогах. У христиан же синагог не было. Если же прочитать приведенную вами выдержку из речи апостола Иакова в связи с предыдущими его словами, то ясно станет, что он говорил об отмене закона Моисеева и субботы. Он сказал: Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков...Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу. ( Деян. 15:14–15 ; Деян. 19–21 ). Смысл всего этого таков. По окончании суждений на соборе, апостол Иаков, как председатель, предложил резолюцию: написать христианам из язычников, чтобы они сего Моисеева закона не держались, а держались бы только того, что предписывает им настоящий собор, то есть воздерживаться от того-то и того-то. Если же собор не примет моей резолюции, как бы так говорит Иаков, то противники наши, сторонники соблюдения всего закона Моисеева, одержат над нами верх. Ибо они имеют перед нами то преимущество, что закон Моисеев с древних родов по всем городам имеет проповедующих его и прочее. Резолюция, предложенная председателем Иаковом, была принята собором единодушно, и в таком смысле было написано христианам из язычников, понятно, что все из Моисеева закона, что не упомянуто в этом решении апостольского собора, отменено для христиан из язычников, для Новозаветной Церкви Христовой, не исключая жертвоприношений и суббот 10 . Адвентист сказал: «Значит, по-вашему, и десять заповедей отменены? Ведь об них ничего не упоминается в постановлении апостольского собора». – Да, – ответил я, – те из десяти заповедей отменены и должны быть видоизменены, которые не подтверждены в новозаветных книгах. – А какие же заповеди не подтверждены в Новом Завете? – спросил собеседник.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Бескровной Жертвой называет святую Евхаристию 7-й Вселенский (2-й Никейский) собор, а также Трулльский собор (в 28 и 32 правилах). Также называют Евхаристию и многие молитвы, содержащиеся в древних чинопоследованиях литургии. Вопрос : Как следует понимать слова Господа об Евхаристии: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ; 1Кор. 11, 24–25 )? Ответ : Эти слова не означают одного лишь восстановления в памяти спасительных событий, уже совершившихся («Крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение») или имеющих совершиться согласно Откровению («второе и славное паки пришествие»). Слово «воспоминание» имело в богослужении Ветхого Завета особый смысл, а именно смысл представления чего-либо пред лице Божие с целью снискать милость и благоволение Всевышнего путем своего рода напоминания о вере и надежде просителя. «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ... полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; это жертва, благоухание, приятное Господу» ( Лев. 2, 1–2 ). Дым от жертвы, восходя вверх, как бы напоминал Богу о приносящем жертву и преклонял к нему милость Божию. Сожигаемая часть жертвы носила название «в воспоминание» или «в память». В Новом Завете, по мысли отцов и учителей древней Церкви, также происходит как бы непрерывающееся напоминание Богу о людях и человеческих нуждах, которое совершает Сам Вечный Первосвященник Нового Завета (см. Евр. 7, 25–26 ) Господь Иисус Христос. И Господу угодно, чтобы это ходатайство Его за людей совершалось не только на небе, но и в процессе евхаристического жертвоприношения на земле. При этом жертвенным даром служат уже не какие-либо вещественные приношения, а собственные Его Тело и Кровь, принесенные однажды за весь мир на Голгофе и чудесное воспроизводимые на алтарях христианских храмов. В таком случае слова «в Мое воспоминание» означают: совершайте это священнодействие, т.е. Евхаристию, так, чтобы оно было Моей жертвой воспоминания за вас пред Отцем, – следовательно, совершайте его в точном соответствии с его установлением на тайной Вечери.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Эта антиномия (связь Мессии с Галилеей и с родом Давида) сменяется другой: проповедь Мессии обращена одновременно к евреям и к язычникам. В учительной части Евангелия от Матфея антиномия проявляется в 2 взаимоисключающих утверждениях: в начале своей миссии ученики получают наставление не ходить «на путь к язычникам», но после воскресения Христа они получают заповедь «идти научить все народы» (т. н. Великое поручение). В повествовательной части антиномия проявляется в сочетании постоянного диалога Евангелия от Матфея с евр. традицией и в наличии в тексте очевидных указаний на разрыв с ней. Апостолы Павел и Матфей. Фрагмент мозаики «Евхаристия» из собора Михайлова Златоверхого мон-ря в Киеве. 1108–1113 гг. (собор Св. Софии, Киев) Апостолы Павел и Матфей. Фрагмент мозаики «Евхаристия» из собора Михайлова Златоверхого мон-ря в Киеве. 1108–1113 гг. (собор Св. Софии, Киев) Этот разрыв проявляется и в том, что Мессия для М.- больше чем «сын Давидов». В словах из Евангелия от Матфея: «если Давид называет Его Господом, как же Он Сын Ему?» (Мф 22. 45) - М. в большей мере, чем др. синоптики, передает конфликт Иосифа с религ. вождями Израиля, воспроизводя диалог с фарисеями и подчеркивая (единственный из синоптиков), что фарисеи были побеждены в споре (ср.: Мф 22. 41-46, этот эпизод заканчивается словами: «и никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его»; 1-я половина этой фразы отсутствует у евангелистов Марка и Луки, Мк 12. 35-37 (слова: «после того никто уже не смел спрашивать Его» - приведены у Марка раньше этого эпизода, в ст. 34) и Лк 20. 41-44 (вслед за Марком Лука приводит слова: «и уже не смели спрашивать Его ни о чем» - до вопроса о Сыне Давидовом, хотя и привязывает их не к тому же эпизоду, что Марк)). И рассуждение о Сыне Давидовом, восходящее к евангелисту Марку, М. дополняет др. изречениями Иисуса о Его божественном статусе, отсутствующими у Марка и у Луки. Прежде всего это окончание обличительной речи Иисуса против галилейских городов: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11. 27). Помимо исповедания божественной власти, к-рой обладает Мессия, эти слова указывают на Иисуса как на единственный путь к познанию Отца, предвосхищая христологию Евангелия от Иоанна (см. в ст. Иоанн Богослов ). При этом евангелист подчеркивает, что божественность Иисуса тоже не может быть постигнута человеческими усилиями. Слова «никто не знает Сына, кроме Отца» имеют параллель с др. изречением Иисуса, относящимся к «особому материалу» М.,- ответом Христа на исповедание Петра в Кесарии Филипповой: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф 16. 17).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Неправая вера, изложенная в Нике фракийской. " Веруем в единого и одного истинного Бога Отца Вседержителя, из которого все, и в единородного Сына Божия, который родился от Бога прежде всех веков и прежде всякого начала, и через которого произошло все, видимое и невидимое - веруем, что единородный родился один от одного Отца, Бог от Бога, подобный родившему Его Отцу, по писаниям, что рождение Его не знает никто, кроме одного родившего Его Отца. Знаем, что сей единородный Сын Божий, быв послан Отцом, сошел с небес, как написано, для уничтожения греха и смерти, и родился по плоти от Духа Святого и Девы Марии, по писаниям - обращался с учениками и, по исполнении всего домостроительства согласно с волею Отца, пригвожден был ко кресту, умер, погребен, сходил в преисподнюю, где сам ад вострепетал от Него, воскрес из мертвых в третий день и обращался с учениками в продолжение сорока дней, а потом взят на небеса и сидит одесную Отца, в последний же день воскресения при-идет со славою Отчею воздать каждому по делам его. И в Духа Святого, которого сам единородный Сын Божий Иисус Христос, Бог и Господь, обещал послать роду человеческому, - послать, как написано, Утешителя, Духа истины, которого и послал, восшедши на небеса и седши одесную Отца, откуда и приидет судить живых и мертвых. Слово же " существо " , внесенное отцами по простоте, непонятное для народа и возбудившее соблазн, собор заблагорассудил исключить, так как оно не встречается в Священном писании, - и положить вперед вовсе не употреблять слова " существо " , тем более, что и Священное писание нигде не упоминает о существе Отца и Сына. Говоря о лице Отца, Сына и Святого Духа, не должно также именовать одну ипостась: мы называем Сына подобным Отцу, как говорит и учит само Священное писание. Все же ереси, какие и прежде были осуждены, и вновь появились, как скоро они противны этой изложенной нами вере, да будут анафема " . Такой-то символ подписали епископы, побеждаемые - одни страхом, другие - обольщением; а не согласившиеся подписать его были рассеяны по границам империи. Глава 22. Собор, бывший в Нике фракийской, и изложение веры, им написанное

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/988/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Вознесение Господне. Фрагмент фрески. XIV век Вознесение: на какое небо вознесся Христос? 17 мин., 09.06.2021 Содержание Что такое Вознесение? Какое отношение оно имеет к рассказу Евангелия от Луки о перемещении Иисуса с земли в воздушное пространство? Почему по одним евангельским свидетельствам Вознесение произошло в сам день Воскресения, по другим — через сорок дней? А главное, какое отношение это имеет к нам? Где сейчас Иисус? Господь Вседержитель. Вознесение Господне; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в То, что Иисус Христос после Своего Воскресения взошел в тайну Бога, к Отцу Небесному — это принципиальный пункт христианской веры, который красной нитью проходит через новозаветные писания. Только апостол Лука конструирует подробный и красочный рассказ об этом событии, тогда как другие авторы говорят об этом более прикровенно. Но — говорят. Начнем с того, что вообще самый цитируемый в Новом Завете ветхозаветный текст — это слова 109-го псалма: Сказал Господь Господу моему: седи одесную (то есть по правую руку, что в древнееврейской традиции символизирует близость и доверие. — Прим. прот. К. Пархоменко ) Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс 109:1). Эти слова, которые, кстати, попали и в наш Символ веры , встречаются в Новом Завете почти два десятка раз. Идея о прославлении Иисуса рядом с Богом Отцом зафиксирована самой древней допавловой традицией. Вот тексты, которые апостол Павел принял в уже составленном виде: Он (Иисус) уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп 2:7–11). Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим 3:16).

http://foma.ru/voznesenie-na-kakoe-nebo-...

" Радость о Воскресении " мая 2024 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в " Спасе-на-Крови " B Неделю Антипасхи, 12 мая,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в  соборе Воскресения Христова ( " Спасе-на-Крови " ) . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления, благочинный Центрального округа, настоятель  протоиерей Сергий Куксевич с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Среди молящихся был директор ГМП " Исаакиевский собор " Юрий Мудров. Был совершен крестный ход вокруг храма. " Святая Церковь вновь созвала нас сегодня на пасхальный пир, чтобы насладиться праздником Воскресения Христова, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня восьмой день Пасхи, и мы вспоминаем апостола Фому. Эта Неделя называется Фоминой, потому что Господь на восьмой день явился ученикам, среди которых уже был апостол Фома. Когда мы читали Евангелие в первый день Пасхи, Фомы не было с учениками. Ученики рассказали ему, что видели Господа воскресшего, он ответил: " Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю " (Ин. 20:25). И Господь, чтобы спасти Своего ученика, является и показывает ему Свои раны: " Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим " (Ин. 20:27). Фома сразу сердцем почувствовал, что это Христос. Мы двояко, разумом или сердцем, ощущаем Бога, но большинство людей - сердцем. Мы видели, как еммауские путники, когда Спаситель предлагал им хлеб, почувствовали сердцем, что это Он. Апостолы на Галилейском море тоже почувствовали сердцем, что это Господь стоит на берегу, а не какой-то простой человек. Люди по-разному приходят ко Христу. Кто-то ползет, как черепаха, всю жизнь, но, слава Богу, доползает до вечного спасения, кто-то быстро идет " . " Апостолы весь первый век трудились, чтобы веру в воскресшего Христа донести до людей мира сего, - продолжил архипастырь. - Во всех местах, где они могли пройти, они проповедовали Христа воскресшего и утверждали, чтобы люди верили их словам. И мы сегодня верим их словам и, не видя Бога, веруем в Него. Господь таких людей называет блаженными, они получают от Бога больше награды, потому что, не видя, в Него веруют. Нужно иметь истинную веру - только она спасает. Если вера в Бога не истинная, это пустышка. Истинная вера требует многого - отказаться от всего, что так нравится человеку: этого грешного мира, удовольствий, а жить исключительно по заповедям Божиим, по воле Божией. От этого радости не меньше, а больше, чем от грехов. Лучше быть трезвым, чем пьяницей. Какая польза и радость от того, что напьешься? Потом голова больная, весь разбитый. И что в грехе хорошего? Ничего. А если ты трезвый - то всегда голова свежая, готов к любому действию. Вот что значит жить по заповедям Божиим " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему Фома — «неверующий»? 2 мин., 05.05.2019 Содержание Кто такой апостол Фома, его ли называют неверующим и что произошло с ним после Воскресения Христа, рассказываем в Слайдах . 01 Кто такой Фома? Один из двенадцати апостолов — ближайших учеников Христа. До призвания Спасителем был рыбаком. Во время проповеди Господа пошел за Ним и вскоре стал одним из избранных учеников. Вначале его звали Иудой, но впоследствии он получил прозвище «Фома», что в переводе с арамейского означает «Близнец». Есть предание, что апостола так прозвали из-за внешнего сходства со Спасителем, но точного подтверждения этому факту нет. 02 «Фома неверующий» — это про него? Да. После Воскресения Господь явился своим ученикам, среди которых не было Фомы. Когда апостол пришел в Иерусалим и услышал о воскресшем Господе, то не поверил. Вот как об этом пишет Евангелист Иоанн:  Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю . 03 Фома так и остался неверующим? Нет. Господь явился своим ученикам еще раз, когда среди них был Фома. Спаситель сказал ему:  Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой (Ин 20: 27-28)!  Ответ апостола Фомы — единственное место в Четырех Евангелиях, где Иисус Христос прямо назван Богом. 04 Что стало с апостолом дальше? После Вознесения Иисуса Христа на небо апостолы пошли в разные страны проповедовать Слово Божие. Фоме досталась Индия, где он проповедовал о Христе, крестил простых людей и царей. Один из последних за крещение своей семьи приказал убить его. Память апостола Фомы Церковь празднует 19 октября, 13 июня (собор 12-ти апостолов) и в следующее после Пасхи воскресенье, в память о дне, когда Фома уверовал в Воскресшего Христа. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-foma-neveruyushhi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Лазарева суббота и плачущий Христос: что нам дает осознать этот день, а что остается тайной? 4 мин., 26.04.2024 «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя»… Богослужения всех дней финальной Страстной недели (Страстная неделя – неделя, предшествующая Пасхе — Ред.) Великого поста зовут нас войти в ту реальность евангельских событий, которая сделает нас подлинными участниками грядущей Пасхи. Не случайно на утрене Лазаревой субботы поются песнопения, звучащие только на воскресном всенощном бдении — « Ангельский собор удивися» и « Воскресение Христово видевше». Апостол Павел говорил: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор 15:13–17). И воскрешение Лазаря — это символ воскрешения во Христе каждого из нас, свидетельство, что для Бога нет ничего невозможного. Лазарь — единственный человек, которого Христос в Писании называет своим другом. Они практически ровесники: Лазарю лет тридцать, Иисусу чуть больше. Он часто гостит в доме друга и его сестер, Марфы и Марии, в Вифании — деревне на юго-восточном склоне Елеонской горы, километрах в трех от Иерусалима. И вдруг Лазарь заболевает, он при смерти, сестры взывают к Учителю — ведь Он может исцелить любую болезнь! Но Тот почему-то не спешит на помощь. Он дает своему другу умереть, ждет, когда его похоронят… Воскрешение Лазаря, фреска нижней церкви в Базилике Сан-Франческо, Ассизи. Почему Христос воскресил его именно на четвертый день? Согласно иудейским представлениям, душа человека три дня пребывала рядом с телом, а потом усопшего уже нельзя было оживить. Так что Христос не случайно ждал четвертого дня, и именно поэтому воскрешение Лазаря так поразило всех, кто его видел.

http://foma.ru/lazareva-subbota-i-plachu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010