Два верхних четырехгранных яруса колокольни были прорезаны высокими арочными проемами, оформленными крупными архивольтами килевидной формы, перекликавшимися с кокошниками придельного храма Великомученика Никиты. В пластической разработке стен колокольни важную роль играл прием подрезки углов объемов, эффект которого усиливали расположенные в этой зоне плоские пилястры. Колокольня завершалась четырехгранным куполом с главой. Фасады первоначального объема здания белились. Поверхности стен поздней колокольни и придельного храма великомученика Никиты были оштукатурены и выбелены. Металлическая кровля собора красилась в зеленый цвет. Главы с крестами были вызолочены. Внутренние стены собора имели росписи клеевыми и масляными красками по светло-голубому фону. На своде барабана главы холодного храма имелось изображение Саваофа, на стенах широкого восьмерика размещались фигуры пророков. В четырех углах под широким восьмериком фигуры Евангелистов. На западной стене холодного храма располагалась композиция «Осязание Апостола Фомы», на северной и южной стенах четверика - изображения праведных Анны и Иоакима. Главной сакральной доминантой интерьера холодного храма был высокий иконостас, представлявший собой обширный комплекс скульптурного и орнаментального декора. Был изготовлен местными мастерами-резчиками и, вероятнее всего, восходил к иконостасу Спасского собора в Енисейске. Габариты здания: длина – 39,92 м, ширина – 22,55 м. Описание составлено архитектором Шумовым К.Ю в 2013 году. После закрытия в 1930-х годах здание собора использовалось в хозяйственных целях. В 1964 году остатки собора были взорваны. В 2014 году архитекторами Ширниной О.П. и Шумовым К.Ю. впервые разработаны чертежи графической реконструкции, раскрывающие архитектурный облик памятника по состоянию на конец XVIII века и его вид после сооружения в середине XIX века новой соборной колокольни. Красноярский Воскресенский собор в своих первоначальных формах представлял собой замечательный образец творческой деятельности народных зодчих, отразивший процесс формирования во второй половине XVIII века особенностей каменной церковной архитектуры Центральной Сибири. Был воздвигнут по образцу енисейского Спасского собора. Сочетал стилистику московского барокко храмовой части с традиционными чертами древнерусского зодчества в объеме шатровой колокольни. Отличался эклектичностью архитектурного облика, сложившегося после возведения в середине XIX века новой колокольни с заметными влияниями русско-византийского стиля.

http://sobory.ru/article/?object=23533

Примерно в 400 г. Толедский собор решительно провозглашал: «Мы истинно верим, что грядёт воскресение плоти человеческой» (Parker, 24, 26). А IV Толедский собор (663) продолжил: «Чьей смертию и кровию мы, как явствует, обретаем прощение (наших грехов) и будем в последние дни воскрешены Им в той же самой плоти, в которой ныне живём, (и) тем же самым образом, как воскрес (наш) Господь» (ibid., 26). Христос, стоящий низке Отца . Ориген хотя и не отрицал божественность Христа, тем не менее считал, что Иисус стоит по положению ниже Отца, вплоть до того, что лишился Своей божественности, когда был на земле. Ориген пишет: «Сын Божий, отказавшись от Своего равенства с Отцом и показав нам путь к познанию Его, превратился в ясный образ Его личности» (Origen, De Principiis, 1.2.8). Даже благость Христа исходит от Отца: «Если это понять до конца, станет ясно, что существование Сына исходит от Отца, но не во времени и не из какого бы то ни было другого начала, а единственно, как мы говорили, от Самого Бога» (Origen, De Principiis, 1.2.11). Ориген ясно указывает на низшее по сравнению с Отцом положение Христа, когда пишет: «допустим, среди множества верующих могут найтись и такие, кто не полностью с нами согласен, и кто опрометчиво утверждает, что Спаситель есть Высший Бог; мы, однако, к ним не присоединимся, а лучше поверим Ему, когда Он говорит: «Отец, пославший Меня, больше, нежели Я». Мы, таким образом, не будем ставить Того, Кого называем Отцом, ниже – как в том обвиняет нас Цельс – Сына Божьего» (Origen. Contra Celsus. 8.14). По мнению Оригена , хотя Христос вечен. Его божественность исходит от Отца: «Посему мы всегда считали, что Бог есть Отец Своего единородного Сына, Который подлинно родился от Него и унаследовал от Него всё, что Он есть, но без всякого начала» (Origen, De Principiis, 1.2.2). Следуя искажённой платонистской логике, Ориген даже утверждает, будто бы существование Сына так или иначе зависимо от Отца: «Ибо если Сын делает, и сходным образом, все те вещи, которые делает Отец, значит, в силу того, что Сын делает все те вещи, которые делает Отец, образ Отца проявляется в Сыне, Который рождён от Него, как акт Его воли порождается Его замыслом. И я поэтому думаю, что одной только воли Отца должно быть достаточно для существования того, что Он хочет, чтобы существовало. Ведь осуществляя Свою волю, Он не избирает никакой иной способ, кроме того, который предвещен замыслом Его воли. И, соответственно, также и существование Сына порождено Им» (Origen, De Principiis, 1.2.6; курсив Н. Г.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Был занят приемом и докладами с 10 ч. до 1 1/4. Завтракали: Ольга, Борис, Фредерикс и Дмитрий Шер[еметев] (деж.). Погуляли вчетвером. До чая принял: Крыжановского и Кассо. В 6 1/2 поехали в полковой собор ко всенощной. После обеда выбирали подарки для офицерской елки. Много читал, но не мог кончить всего количества бумаг на письменном столе. 22-го декабря. Воскресенье. Солнечный морозный день. В 11 час. был в манеже церковный парад Каспийскому полку. Он представился великолепно. Все дети были со мною и дочери завтракали в Большом дворце. Погулял с Мари. Мороз дошел до 15°. До чая принял Родзянко, а после 6 час. Саблера. Вечером читал. Осматривали новый фарфор. 23-го декабря. Понедельник. Утром принимал Воейкова, объявил ему о его назначении Дворцовым комендантом. После доклада Григоровича принял австрийского посла гр. Турн(а) и сербского, и румынского посланников. Завтракал Мордвинов (деж.). Погулял менее получаса. В 4 ч. Сазонов, в 6 ч. Танеев, весь вечер бумаги. 24-го декабря. Сочельник. Утром принимал до 11 1/2 и поехал в полковой собор. Аликс и дети были там. После завтрака принимал еще и вышел погулять на 20 мин. В 4 1/2 была елка детям в большой игральной. После чая отправился с дочерьми в город, в Аничков. Были у всенощной с Ксенией и всеми детьми. В голубой гостиной была семейная елка и затем шумный обед в кабинете Папа. Вернулся в 10 1/2. Затем у Аликс была наша елка вдвоем. 25-го декабря. Рождество Христово. Встал поздно. Воейков представился по случаю назначения Дворц. Ком. Около 11 час. поехал с дочками к обедне и молебну. В 2 часа в манеже была елка Конвою и Сводному полку; на ней присутствовала Аликс, чего давно не было. Ольга нарочно приехала из города. Погулял; погода морозная 10°, но тихая. Много читал. Выкупался с Алексеем. 26-го декабря. Четверг. Все утро принимал. Завтракал Белосельский. В 2 1/4 поехал с Ольгой А[лександровной] и Алексеем на вторую елку Конвоя. Смотрели на лезгинку казаков. Погулял. Мороз был большой. В 6 час. принял Щегловитова. В Круглой зале обедал с уезжающим австрийским послом. 27-го декабря. Пятница.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Вторник. октября]. Сегодня в восемь часов тридцать минут утра отправился в Сергиев Посад, куда прибыл около одиннадцати утра и в шесть вечера отбыл обратно. Ездил в Академию по приглашению Ректора и Инспектора, на диспут и. д. доцента Академии Туберовского 349 , бывшего год моим учеником, представившего печатное сочинение на магистра «Воскресение Христово» 350 . Диспут этот имеет чуть ли не трехлетнюю историю 351 . В различии оценки этого сочинения столкнулись две крупных силы академических: Тареев 352 и о. П. Флоренский 353 . Первый дал хороший отзыв, а второй назвал этот труд «гадким утенком» (из сказки Андерсена). Ввиду этого сочинение сначала не пропущено было на диспут; и только теперь, со времени академической автономии, оно опять было представлено и допущено к диспуту. До диспута много говорили о нем ввиду принципиального разногласия упомянутых рецензентов. Я остановился в Ректорской квартире. Меня встретили Ректор, только вчера возведенный в протоиереи, а в воскресенье – во иереи. Диспут начался в половине двенадцатого. После curriculum’a 354 произнесена была диспутантская речь – около часу, – в которой он раскрыл тезисы своего труда, направленного против В. С. Соловьева и Платонова 355 . Первым возражал профессор о. Флоренский, а Тареев даже не сидел рядом с ним, а отдельно с профессорами 356 . Возражения о. Флоренского начались с грамматики, или, точнее, стилистики. Причем он обратил внимание на поразительное множество иностранных слов, так что его сочинение можно читать только при помощи словаря. Примерно: «абсолютный финиш бытия», «старт пасхальной идеологии», «аккумулятор Божественной благодати» и т. д. Но это была только прелюдия, обусловленная обычною, как говорят, манерою профессора – восходить от мелочей к существенному. Но даже и в этих, казалось бы, мелочных возражениях видна удивительная ясность мысли, сказывающаяся в точных выражениях и определениях. Я был на диспуте до половины четвертого, когда попросил объявить перерыв, ввиду того, что мне в шесть часов нужно было уехать. Перерыв объявлен был до шести часов. Но по всему видно было, что это только начало диспута, который несомненно не окончится сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Четверик храма с трех сторон обнесен обширной галереей. Галерея покоится на сводчатых арках, обрамляющих окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой, в настоящее время она остеклена. Центральная часть храма (верхний ярус) освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей, и световые барабаны. Окна в стенах, оформленные наличниками, соединяют, помимо прочего, центральную часть и галерею, давая дополнительный свет. Над приделами, располагающимися на галерее, поднимаются маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной сторон храм снабжен крыльцами, ведущими на галерею. Они смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых апсид. Собор богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором, изразцами и росписями, причем богато украшена не только галерея, но и верхняя часть основного объема здания (и это довольно нехарактерно для данного типа храмов). Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон с простенками, заполненными пучками полуколонн. Аркаду дополняет пояс из глубоких ширинок, центры которых украшены изразцами. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляют обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей расположен пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами, и их обрамление с декоративной росписью. Пять луковичных куполов на пяти барабанах возвышаются над «телом» Воскресенского собора Тутаева. Высокие, вытянутые барабаны, удачно сочетаясь с пропорциями четверика, создают впечатление величественности всего здания. Барабаны богато украшены. В верхней части центрального барабана, между куполами и световыми окнами, — четыре декоративных пояса: два ряда поребрика, ряд кокошников и пояс сухариков непосредственно в месте примыкания купола к барабану. Верхние части угловых барабанов украшены двумя поясами: рядом сухариков и рядом поребрика. Окна барабанов обрамлены наличниками с килевидными завершениями и связаны друг с другом узорочьем из поясов поребрика и кокошников. В настоящее время кровля собора — четырехскатная, изначально же покрытия были позакомарными.

http://sobory.ru/article/?object=00221

Таким образом, в начале своего царствования Юстиниан столкнулся с рядом различных истолкований халкидонской формулы. Мне кажется, что для порядка эти толкования могут быть сведены к четырем: 1 . «Строгие дифизиты» (я предпочитаю этот термин употребляемому Шарлем Мёлером 22 и другими обозначению «строгие халкидониты», которое предвосхищает выводы) считали Халкидон подтверждением антиохийской христологии. Первым и величайшим представителем этой школы мысли был Феодорит Кирский , бывший друг Нестория и главный противник монофизитства до и во время Халкидона. Собор отменил отлучение, которое Диоскор наложил на Феодорита в Эфесе в 449 г.; последний пережил Халкидон более чем на пятнадцать лет, в течение которых он никогда не переставал писать и пользовался все возрастающим авторитетом. В Халкидоне он был вынужден, во многом против своей воли, анафематствовать Нестория, но никогда официально не отрекался ни от своей богословской критики Кирилла, ни от чисто антиохийской христологии с полемическими намеками против Кирилла. Постоянство его хриетологической позиции лучше всего видно из его отношения к так называемым «теопасхитским» формулам, то есть ко всем тем выражениям, которые говорят или подразумевают, что Логос, будучи «во плоти», действительно умер на кресте, т. е. что субъектом смерти Христа был Сам Логос. «Теопасхизм», впрочем, и на самом деле был позицией Кирилла, которую он вычитывал не где-нибудь, а в самом Никейском Символе веры : там «страдавша» и «распятаго при Понтийстем Пилате» относятся к Сыну Божию. Отсюда в своих «Двенадцати анафематизмах» против Нестория Кирилл провозглашает: «Кто не исповедует Бога Слова пострадавшим плотью, распятым плотью, принявшим смерть плотью и, наконец, ставшим первородным из мертвых, так как Он есть жизнь и животворящ как Бог, – да будет анафема» 23 . Негативное отношение Феодорита к позиции Кирилла в этом вопросе не изменялось ни до, ни после Эфеса, как и ни до, ни после Халкидона: в своем опровержении «Анафематизмов» и в богословском обзоре, известном как «Haereticarum fabularum compendium» и опубликованном около 453 г., он с одинаковой враждебностью отвергает «теопасхизм». В мышлении Феодорита важную роль играет аргументация, основанная на платонической концепции человека – бессмертная душа в темнице смертного тела. Воскресение, утверждает он, было воскресением тела Христа, но не Его души или Божества, ибо если душа бессмертна, насколько более Божество? Смерть Христа была разлучением души с телом, Его воскресение – их воссоединением силой Божества, которая оставалась соединенной и с душой, и с телом 24 . Согласно Феодориту, говорить о «смерти Бога» – явная нелепость. Персидским несторианам, с которыми он поддерживал контакты, Феодорит так пояснял свое толкование Халкидона: понятие одной ипостаси во Христе, писал он, употреблено собором в том же смысле, в котором Феодор Мопсуэстийский использовал просопст, и соборное определение – не что иное, как подтверждение старой христологии антиохийской школы 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Смерть не ктому человеки обладает, якоже есть писано, отнелиже Христос воскресе безсмертный, адова истощив несытая царствия; да радуется вся вселенная празднующи. Смерть более не властвует над людьми, как написано, с тех пор, как воскрес бессмертный Христос, разграбив ненасытные царства ада. Пусть вся вселенная радуется и ликует. Пяток третьей седмицы по Пасхе Собор иногда беззаконнующих еврей, Тебе Человеколюбче, на древо возвысив, умертви; но во гробе положен, адовы узы вся разрушил еси, и яже от века мертвыя воскресил еси. Сборище беззаконных иудеев Тебя, о, Человеколюбец, некогда, вознеся на крест, умертвило; но, будучи положен в гробу, Ты растерзал все узы ада и воскресил от века мертвых. Земля потрясеся, камение распадеся страхом, горы и холми вси поколебашася, и солнце померче, видевше Тя на кресте повешена, вереи адовы и врата железная сотрошася Христе, егда из мертвых Твоим востанием мир совоздвигл еси. Земля сотряслась, камни от страха расселись, все горы и холмы поколебались и солнце померкло, увидев Тебя повешенным на кресте; вереи ада и железные врата были уничтожены, о, Христос, когда Ты Своим воскресением из мертвых вместе с Собою воскресил мир. Суббота третьей седмицы по Пасхе Да радуются всяческая, яко Христос из гроба воста, пленив вся адова сокровища, и общий веселия праздник да совершают. Пусть все ликует и празднует всеобщий праздник радости, ибо Христос воскрес из гроба, похитив все сокровища ада. Понедельник четвертой седмицы по Пасхе Восшед на высоту, пленение во аде содержимое, яко крепкий приял еси Спасе, и совоскресил еси с Собою, тридневен из гроба воскрес Человеколюбче, яко всесилен. Взойдя на высоту, Ты, как сильный, взял пленников, содержавшихся в аду, и воскресил вместе с Собою, в третий день, как всесильный, воскреснув из гроба, о, Человеколюбец. Умерщвленна древле Тебе Спасе, и погребенна в новом гробе видев ад, весь мертв пребысть и безделен; мертвыя же вси Твоим востанием живоносным, радующеся, от уз разрешишася. Увидев Тебя некогда, Спаситель, умерщвленным и погребенным в новом гробу, ад сделался весь мертвым и бездеятельным; все же мертвые, радуясь Твоему воскресению, освободились от уз.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Чисто внешне она делится на три части, на три статии. Само это трехчастное деление употребляется на погребении мирян, монахов, и священников, но особенность Великой Субботы состоит в том, что здесь к каждому стиху припевается особый краткий текст, который называется «похвала». Стих псалма — похвала, стих псалма — похвала, и т.д.; все это должно петься. Уловить смысл такого соединения очень трудно, и мы не будем сейчас пытаться нашими слабыми словами это выразить, но в литургической литературе можно встретить попытку более ярко, более ясно объяснить, что же это за особый текст — слова Псалтири, которые мог бы произнести, в полной мере приложив к себе, только Христос, и гимнография, которая говорит о Его погребении и сошествии во ад, о победе над смертью. Перемежаются краткие тексты, и почувствовать их единство — довольно сложная задача. Итак, три статии. После каждой статии глаголется малая ектенья, И надо сказать, что если проследить саму динамику, само изменение содержания текстов от 1 к 3 статии, то нам очень ясно является постепенное просветление, постепенное приближение к Воскресению. Чем ближе к 3 статии, тем чаще говорится о Воскресении. И последний тропарь уже прямо содержит такую молитву: «Видети Твоего Сына воскресение, Дево, сподоби Твоя рабы».   Таким образом, мы подошли вплотную к Воскресению, мы уже стоим у дверей, которые пока закрыты и вот-вот должны перед нами открыться. После пения 17 кафизмы с похвалами на три статии назначено пение тропарей по Непорочнех — тех, которые нам известны по воскресному богослужению. Это знаменитый воскресный текст: сначала поется «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», а дальше «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася…» И затем все воскресные тропари по Непорочнех. Еще ближе Воскресение, идет уже чисто воскресный текст, естественный для воскресного дня. После малой ектеньи и седальнов читается 50 псалом, и начинается пение одного из самых прекрасных и знаменитых канонов, называемого Волною морскою по начальным словам первого ирмоса.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-my-st...

Слава, и ныне: тойже. Воскресение Христово: псалом 50. Каноны праздника, со ирмосом на 8, и Минеи на 4. Кондак и ексапостиларий праздника. На хвалитех поставим стихи 4, и поем настоящыя стихиры, повторяюще первую, глас 3: Поведаша вся чудеса стражие Твои Господи: но собор суеты исполни мздою десницу их, скрыти мняше Воскресение Твое, еже мир славит: помилуй нас. [Дважды.] Разсеянный мой ум собери Господи, и оледеневшее сердце мое очисти, яко Петру даяй мне покаяние, яко мытарю воздыхание, и яко блуднице слезы, да велиим гласом взываю Ти: Боже, спаси мя, яко един Благоутробен и Человеколюбец. Мученичен: Царей и мучителей страх отринуша Христовы воини, и благодерзновенно и мужески Того исповедаша всех Господа Бога, и Царя нашего: и молятся непрестанно о душах наших. Слава, и ныне: глас 8: Господи, разслабленнаго не купель исцели, но Твое слово обнови, и ниже многолетный запят ему недуг: яко гласа Твоего скорейшее действо показася, и неудобоносимую тяжесть отверже, и бремя одра понесе, во свидетельство множества щедрот Твоих, слава Тебе. На стиховне стихиры, глас 3. Подобен: Велия Креста: Явися разслабленным удесем слово Твое, якоже связание Живоносное, животворче мой Слове, егоже свидетельство, паче надежди одра взятие: егоже повелен ношаше, слежав на нем на мнозе. Стих: Милости Твоя Господи, во век воспою. Радуяся исполняет повеление разслабленный, Твоея всесильныя Владычния крепости, и одр свой нося хождаше, и свидетельствуя взываше: исцеливый сие мне творити повелевает. Стих: Яко рекл еси: в век милость созиждется. В летех многих и временех слежай, помилуй мя, зовет разслабленный удесы, Свободителю Христе, связана недоумением, и Спас одр взяти повелеваше, стягнув уды. Слава, и ныне: глас 5: ПриОвчей купели, человек лежаше в немощи, и видев Тя Господи, вопияше: человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в ню. Егда же прихожду, ин предваряет мя, и приемлет исцеление, аз же немощствуяй лежу. И абие умилосердився Спас глаголет к нему: тебе ради Человек бых, тебе ради в плоть облекохся, и глаголеши человека не имам. Возми одр твой и ходи. Вся Тебе возможна, вся послушают, вся повинуются, всех нас помяни, и помилуй Святый, яко Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Евангелие воскресное первое (Мф. зач. 116). И посем: Воскресение Христово видевше, поклонимся... И прочия песни канона. Nach Beendigung des Kanons wird gelesen oder gesungen das Exapostilarion: Dem Fleische nach entschlafen (zweimal). По совершении же канона чтется, или поется ексапостиларий: Плотию уснув... (дважды). Nach diesem singen wir: Gelobt bist du, o Herr; lehre mich deine Rechtssprüche! По сих поем: Благословен еси Господи научи мя оправданием Твоим! Der Engel Versammlung ist erstaunt, dich schauend, wie du den Todten zugezählt worden bist, der du, o Erlöser, des Todes Macht zerstört und mit dir den Adam auferweckt und alle aus der Hölle befreit hast! Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша! Wesshalb mischet ihr, Jüngerinnen, das Salböl mitleidvoll mit Thränen? Der im Grabe erglänzende Engel rief den Balsamträgerinnen zu: Sehet das Grab und wisset: der Erlöser ist auf erstanden aus dem Grabe! Почто мира с милостивными слезами, о ученицы, растворяете? блистаяйся (светоносный) во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте: Спас бо воскресе от гроба! Ganz in der Frühe sind die Balsamträgerinnen weinend hingeeilt zu deinem Grabe; allein der Engel trat zu ihnen und sprach: Die Zeit des Weinens ist vorüber; weinet nicht, sondern meldet die Auferstehung den Aposteln! Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающия, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите, воскресение же апостолом рцыте! Als die Salböl tragenden Frauen mit dem Salböl zu deinem Grabe kamen, o Erlöser, wehklagten sie, der Engel aber sprach zu ihnen: Was vermuthet ihr unter den Todten den Lebendigen; denn als Gott ist er auferstanden aus dem Grabe! Мироносицы жены с миры пришедшия ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми живаго помышляете? Яко Бог бо, воскресе от гроба! Ehre sei dem Vater und dem Sohne und dem heiligen Geiste!

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010