2:11), а ветхозаветная суббота — новозаветным Воскресеньем. Какой смысл замены субботы Воскресеньем?   Празднование субботы напоминало Израилю, как он был в рабстве у Египтян, и как от этого рабства освободил его Бог.    Празднование Воскресенья напоминает христианам, как они были рабами у дивола, и как Господь освободил их от этого рабства своим воскресением из мертвых. На каком основании мы не празднуем теперь субботы так как в ветхозаветные времена?   На том основании, что Церковь Христова отменила исполнение Закона ветхозаветного, а, следовательно, и празднование субботы на первом Апостольском Соборе, в 52 году. Как случилось это отменение?   В Иерусалиме «восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Собор составил такое постановление всем христианам: »угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян. 15:5—6, 28, 29).    Как видно, ни обрезания, ни жертвоприношений, ни других священнодействий ветхозаветных, ни различений пищи, ни праздников ветхозаветных, ни суббот — в Новом Завете уже не нужно: все это отменила Церковь Православная на Апостольском Соборе. Что говорят адвентисты седьмого дня, когда им показать это ясное повеление Собора об отмене субботы?   Адвентисты говорят, что Ветхий Завет делится на две части: на закон Божий, состоящий из Синайских десяти Божиих заповедей, и на закон Моисеев, в котором заключаются все остальные ветхозаветные постановления. Закон Моисеев, как человеческий, Апостолы отменили, а закон Божий остается неизменным, а в нем-то и говорится о субботе. Значит, субботу и нужно праздновать. Что должно говорить адвентистам на эти рассуждения их?   Прежде всего, эти рассуждения адвентистов — чистая выдумка их, и о них нигде не написано: не написано ни о делении Ветхого Завета, ни об утверждении заповедей Божиих с отменой закона Моисея.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Божий Промысл предвидел будущее падение неукрепившейся свободной воли человека. Предвидя падение, предустроил и восстание. Грехопадение Адама не оказалось непоправимой гибелью для человечества. Силой возрождающей, по предвечному определению Божию, явилось нисшествие Сына Божия на землю. Первородный грех Под первородным грехом разумеется грех Адама, передающийся его потомкам и тяготеющий над ними. Учение о первородном грехе имеет большое значение в системе христианского мировоззрения, так как на нем основан ряд других догматов. Слово Божие учит нас, что в Адаме все согрешили. Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили 67 . Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни его определены и число месяцев его у Тебя 68 . Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя 69 . «Семя тли во мне есть» 70 . Общую веру древнехристианской Церкви в существование первородного греха видно из древнего обычая Церкви крестить младенцев. Поместный собор в Карфагене в 252 году из шестидесяти шести епископов под председательством св. Киприана постановил против еретиков следующее: «Не возбранять крещения младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедший от плоти Адама, воспринял заразу древней смерти через самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». Человек после первого падения отошел сам душой своей от Бога и стал невосприимчив к открытой для него благодати Божией, перестал слышать обращенный к нему Божественный голос, и это повело к дальнейшему укоренению в нем греха. Однако Бог никогда не лишал человечество Своей милости, помощи, благодати, а особенно избранный народ, – и из этого народа вышли великие праведники, как Моисей, Илия, Елисей и позднейшие пророки. Апостол Павел в XI главе послания к Евреям называет целый сонм ветхозаветных праведников, говоря о них, что это те, которых весь мир не был достоин 71 ; все они усовершались не без дара свыше, не без благодати Божией. В книге Деяний приведена речь первомученника Стефана, где он говорит о Давиде: Сей обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова 72 , т.е. создать Ему храм. Величайший из пророков, св. Иоанн Предтеча, Духа Святого исполнился еще от чрева матери своей 73 . Но ветхозаветные праведники не могли избежать общего удела падшего человечества по своей смерти, пребывания во тьме ада, до создания Небесной Церкви, то есть до Воскресения и Вознесения Христова: Господь Иисус Христос разрушил двери ада и открыл путь в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/zlo-gr...

За что же вы хотите убить Меня, иудеи? Но, беззаконники, вы увидите, что Тот, Кого вы ныне пронзаете копьем, есть Христос». Прокимен, гл. 4: «Я близок к падению и скорбь моя всегда предо мною». Стих: «Господи, не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня». (Пс. 37; 18, 2). На 6 часе стихиры, гл. 8: 1. «Вот, что говорит Господь…» (см. стр. 336). 2. «Законодатели Израилевы, иудеи и фарисеи, собор Апостолов взывает к вам: «Вот Храм, Который вы разрушили; вот Агнец, Которого вы распяли, предали могиле, но Он воскрес Собственною властью. Не заблуждайтесь, иудеи, Он есть спасший вас в море и питавший в пустыне; Он есть Жизнь и Свет и Мир для мира». 3. «Приходите, христоносный народ, посмотрим, что замыслил Иуда–предатель с преступными священниками против Спасителя нашего: сегодня они признали достойным смерти Бессмертное Слово и, предавши Его Пилату, распяли на лобном месте. И, претерпевая это, Спаситель наш громко воскликнул: «Отче, отпусти им этот грех, чтобы язычники познали Мое воскресение из мертвых». Прокимен, гл. 4: «Господи, Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле». Стих: «Слава Твоя простирается превыше небес»(Пс. 8; 2). На вечерне, на «Господи воззвах», гл. 1: 1.. «Весь мир содрогнулся… стр. 340». 2. Гл.2: «Нечестивый и преступный народ.. (см. стр. 340). 3. Гл. 2: «Сегодня Непорочная Дева, видя Тебя, Слово, висящим на кресте, рыдала материнскою утробою и горько уязвлялась сердцем; скорбно стонала из глубины души и сокрушалась, терзая лице и волосы. Ври этом, ударяя в грудь» Она жалобно восклицала: «Увы Мне, Божественное Чадо, увы Мне, Свет мира! Что скрылся Ты с глаз Моих, Агнец Божий?». Поэтому и воинства бесплотных сил, об " ятые трепетом, произносили: Непостижимый Господи, слава Тебе». 4. Гл. 6: «Сегодня Владыка твари стоит перед Пилатом и на крест отдается Творец вселенной, как агнец, приводимый по Собственной воле; гвоздями пригвождается и в ребра пронзается и губкою напояется Тот, Кто в изобилии послал манну; в лице ударяется Искупитель мира и осмеивается Собственными рабами Создатель вселенной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Покрой приписывают Николаю I. 150 Вы должны... – «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною. Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники... Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих» ( Мф. 16:24; 6:31–32 ; Пс. 134:15 ). 154 ...сборщик на построение храма, в каком-то полумонашеском одеянии. – И сейчас ряженое жульё паразитирует на нашей неосведомлённости. «В условиях, когда священнические и монашеские одежды подчас используются мошенниками, Собор счёл недопустимым сбор пожертвований священнослужителями и монашествующими в публичных местах» (Определение Архиерейского собора РПЦ, состоявшегося 13–16 августа 2000). 156 Христос не взял монету в руки... – Свенцицкий акцентирует важный момент, ускользнувший от толкователей (у синоптиков написано: «Покажите Мне монету...»). 157 Восторг – благое исступленье, восхищенье, забытие самого себя, временное отрешение духа от мира и сует его, воспарение духа, временное преобладание его, доходящее иногда до ясновидения (Даль). Ср. состояние внемлющих Христу у подножия холма и свидетелей воскресения Лазаря (гл. II, VII). 158 ...легкомысленный восторг от внешней красоты... – Подчёркивая разницу в восприятии, Свенцицкий указывает на две стороны красоты. Ср.: «...это выражение то широко используется, то сужается до красоты видимой и слышимой» (Татаркевич В. История шести понятий. М., 2002. С. 125). Внешняя эффектна, но преходяща и часто обманчива: не всё приятное для глаз хорошо и для пищи ( Быт. 3:6 ); внутренняя нетленна, для неё более подходит слово «совершенство». Преодолеть пласты видимого или кажущегося, вникнуть в смысл – немалый труд, душевный и духовный, ведь «внешними являются все уровни до глубинной, божественной первоосновы человека и мира» (Степанян К. «Сознать и сказать». М., 2005. С. 11). Красиво говорит и прокурор на суде, но слова его лживы и кощунственны, апостолы называли таковые «надутыми» ( 2Пет. 2:18 ; Иуд. 1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Ра­тоборцы, хотя получают облегчение и в то время, когда нахо­дятся в борьбе, но, подчиняясь законам, не имеют полного отдыха, а пользуются им впоследствии; так, и Бог здесь не дарует нам полного успокоения, но, хотя отчасти и дарует, сполна сберегает его для будущей жизни. А что это так, (апостол) сам объяснил, прибавив следующее: «А только издали видели оные, и радовались» (Евр 11:13). Здесь он намекает на нечто таинствен­ное; указывает, что они предчувствовали все, сказанное о будущем, о воскресении, о царствии небесном и о прочем, о чем проповедовал Христос, пришедши на землю, — это именно он разумеет под обетованиями. И так, или это он говорит, или то, что они, хотя не получили таких обетований, но окон­чили жизнь, уповая на них; а уповали по одной вере. «Только издали видели», т. е. за четыре поколения, — через столько поколений они вышли из Египта. «…И радовались», — говорит. Они были так уверены в этих (обетованиях), что даже привет­ствовали их, подобно тому, как мореплаватели, издалека увидев города, к которым стремились, прежде, нежели войдут в них, обращаются к ним с приветствиями и уже считают их своими. «Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр 11:10). Видишь ли, что выражение «не получив» означает, что они ожидали и надеялись на обетования? Если же надежда ведет к получению, то и нам можно полу­чить. И они, хотя не обладали (обещанными благами), но в своем стремлении к ним созерцали их. А для чего это было? Для того, чтобы пристыдить нас: они даже тогда, как им были обещаны земные (блага), не прилеплялись к ним, но желали будущего града; а нам Бог непрестанно говорит о горнем граде, но мы желаем здешнего. (Бог) говорит им, что Он даст им (блага) настоящего времени, но так как видел, или лучше сказать, они сами показали себя достойными высших (благ), то Он сподобил их получить не те, а эти, высшие, чтобы показать нам, что не прилепляющиеся к первым достойны последних, — подобно тому, как если бы кто обещал разумному человеку детские игрушки, не для того, чтобы тот принял их, но чтобы показать его любомудрие, его стремление к высшему. (Апостол) показывает, что они с Такою ревностью отрешались от земли, что даже не хотели принять предлагаемого. Потому-то получают это потомки их, как люди достойные земли.

http://bible.predanie.ru/nedelya-1-aya-p...

Белокаменный одноглавый собор с поздней четырёхскатной крышей поставлен на высокий подклет; с запада к нему примыкает крытая лестница, соединяющая храм в одно целое с колокольней. Фасады традиционно разделены лопатками на три прясла. Нижний ярус с некогда растёсанными, а ныне заложенными окнами соответствует подцерковью; верхний ярус с узкими окнами-бойницами, украшенными перспективными наличниками, отделён от среднего декоративным фризом. На южном и северном фасадах в центральных пряслах в среднем ярусе традиционные для той эпохи перспективные порталы южного и северного входов в собор, в какой-то момент превратившихся в окна. Этот момент совпал с разборкой древней галереи, опоясывавшей храм с трёх сторон. Следы этой паперти были обнаружены во время археологических раскопок, выполненных в 1980-х годах. Основанием её служил деревянный сруб, сложенный из брёвен толщиной до 40 сантиметров. Воскресенский собор в то время являлся одним из первых храмов на подклете с обходной галереей, получивших широкое распространение чуть позже, в первой половине XVI века. Основу декоративного убранства собора составляет массивный фриз, украшающий южный, западный и северный фасады. Он включает в себя три пояса: нижний составлен из мелких полуколонок; средний - из резных деталей растительного характера; верхний, наиболее отчётливый, - из крупных фигурных балясин, украшенных " дыньками " . Три апсиды собора поднимаются на высоту декоративного пояса, идущего по фасадам храма; в свою очередь, апсиды вверху тоже украшены декоративным фризом - гораздо более простым. По вертикали они делятся надвое - нижняя часть соответствует подцерковью, а верхняя - относится к основному храму. В каждой апсиде по окну. Что касается кровли храма, то она довольно поздняя, конца XVII века. Из четырёхскатной крыши вырастает характерный барабан, увенчанный шлемовидной главой. Возможно, что при следующей реставрации собора позакомарное покрытие будет восстановлено. В Воскресенский собор ведёт ныне один единственный вход - через нижний ярус колокольни. Довольно узкий арочный проём соединяет колокольню с западной пристройкой к храму, в которой устроена широкая, во всю пристройку, лестница - на высоту подклета. Снаружи её можно опознать по окнам: нижние обозначают среднюю часть лестницы, а верхние - её верхнюю площадку.

http://sobory.ru/article/?object=00395

Святіший Патріарх Кирил відвідав Успенський собор м. Пензи 19 червня 2022 р. 17:47 19 червня 2022 року, під час Первосвятительського візиту до Пензенської митрополії , Святіший Патріарх Московський і всієї Русі Кирил відвідав Успенський собор м. Пензи.  Предстоятеля Руської Православної Церкви супроводжували керуючий справами Московської Патріархії митрополит Воскресенський Діонісій та митрополит Пензенський і Нижньоломовський Серафим .  У храмі Святішого Владику зустрічали настоятель протоієрей Сергій Лоскутов, духовенство та парафіяни собору.  Митрополит Серафим, вітаючи Предстоятеля, розповів про історію Успенського собору та підніс Його Святості антимінс, освячений єпископом Нижньогородським і Арзамаським Назарієм (Кириловим, 1850-1928) для храму Покрови Божої Матері у с. Оброчне Лукоянівського повіту (з цього села походять предки Святішого Патріарха Кирила по лінії батька). Святіший Владика звернувся до тих, хто зібрався у храмі з Первосвятительським словом. «Відвідування храмів, які протягом довгого радянського часу були кафедральними соборами, дає нам можливість у якомусь сенсі відчути силу віри, яку люди пронесли через ті непрості роки,  — сказав, зокрема, Предстоятель. — З одного боку, храм чудово прикрашений, і водночас ми бачимо обмеженість обставин, у яких існувала Церква. Нам не можна було служити в центрі міст, не можна було використати історичні кафедральні собори — вони були або зачинені або перероблені в музеї. З милості Божої все змінилося, і сьогодні кафедральний собор зведений у центрі міста, але це не повинно змінювати наше ставлення до тих центрів благочестя нашого народу, які протягом довгих років були кафедральними соборами, де служили наші благочестиві архієреї з сонмом тодішнього духовенства. Тому дякую Вам, владико, що Ви запропонували мені відвідати це місце». «Всім, хто зібрався, я хотів би подякувати за їхню віру, за вірність, і ще й ще раз хочу сказати: зберігайте православну віру в серцях ваших! — продовжив Святіший Владика. — Без цієї віри не може бути благополучним життя нашого народу. Про це я говорю скрізь, де тільки можу. Найчастіше мене розуміють, іноді здивовано знизують плечима і кажуть: «А до чого тут православна віра?»; але від цього значення православної віри не змінюється. Якщо подивитися на всю історію Русі, то у центрі завжди було духовне життя народу, Православна Церква. І ми з вами маємо велике щастя і водночас відповідальність належати до цієї Церкви, в лавах якої безліч мучеників, сповідників, тих, хто не пожалів життя свого, щоб залишатися вірним Христові та Православній Церкві».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5938186...

Воскресенский собор неоднократно был обследован омскими учеными. Архивные материалы, обнаруженные в фондах Западно-Сибирского отдела географического общества, свидетельствуют о работе Памятнико-охранительной комиссии, в состав которой входили Н.А. Сардонников, В.В. Барышевцев, П.В. Яшеров, М.Ф. Отрашкевич, И.И. Загривко. В ноябре 1924 года комиссия ознакомилась с ценностями собора. В сентябре 1928 года среди других памятников был перечислен военный собор в крепости. 13 октября 1928 года Омским краевым музеем было принято решение о создании Комиссии для обследования исторического и художественного значения собора. 25 октября Комиссия вынесла постановление (текст решения Комиссии полностью приведен в Приложении, так как некоторые его положения, искажаются в краеведческих публикациях). В комиссию входили Зарецкий из Окрадмотдела, инженер М.И. Шухман, архитектор С.М. Игнатович из Худпромтехникума, художник К.И. Трофимов и В.В. Гулецкий, Белоногов от ЗСО ГО, Ф.Г. Виноградов из Омского Общества Краеведения, заведующий Архбюро С.И. Кочнев, художник-архитектор Е.А. Клодт и ученый секретарь А.В. Харчевников из Западно-Сибирского Музея. Комиссия, обследовав Собор, пришла к заключениям, что в условиях Сибири такой памятник представляет безусловно большой исторический интерес и значение; является ценным архитектурным памятником; общий архитектурный ансамбль - гауптвахта в стиле барокко, казармы начала XIX в., уцелевшие крепостные ворота - представляет собой главнейшую историческую часть города, что еще подчеркивает необходимость сохранения в полной неприкосновенности, занимающего видное место в этом ансамбле, крепостного собора; внутреннее убранство, отличающиеся хорошим качеством выполнения и соответствием с архитектурой здания, должно быть сохранено в полной мере; особую художественную ценность по своей общей композиции представляет резной иконостас, отдельные части которого гармонично связываются друг с другом. По мнению комиссии, иконы иконостаса переписывались, художественного значения не имеют, но в отдельных случаях дают ряд любопытных моментов в отношении трактовки тех или других деталей сюжета, например, архангелы с казачьими шашками; стенная роспись никакого значения не имеет ни в художественном, ни в историческом отношении, по этому сохранению не подлежит.

http://sobory.ru/article/?object=51589

Поручено же это было александрийскому епископу потому, что Египет славился тогда знатоками лучшего исчисления времени Ключем к тому, когда именно нужно праздновать Воскресение Христово, служит взятый для этого девятнадцатилетний месячный круг, тот самый, который принят был в Александрии и после которого полнолуния и фазы луны приходились в те же дни месяца, как и предъидущие. Полнолуние после весеннего равноденствия в течение этого девятнадцатилетнего круга приходилось в различные дни месяцев - марта и апреля, причем всегда от 21 марта до 18 апреля ( . ου οοο . ου " ου). В промежуток этого времени и бывает иудейская пасха, т.е. в один из этих 39 дней приходится 14-ый день первого месяца или первое весеннее полнолуние. А так как установлено, что христианская Пасха не должна совпадать с иудейскою, а должна быть в первое воскресение после нее, то может случиться, что христианская Пасха придется и после 18 апреля; а если бы случилось, что иудейская пасха падет именно на этот день, т.е. на 18 апреля, которое придется в воскресение, то христианская Пасха празднуется 25 апреля, т.е. в следующее воскресение. Но бывает и так, что иудеи не обращают должного внимания на излишнее число дней после определенного числа поворотов месяца, вследствие чего и празднуют свою пасху иногда раныпе, чем наступят полные 14 дней первого месяца, т.е. до 21 марта; в таком случае, говорит Властарь, божественный закон (ο εο) повелевает совсем оставить этот месяц и перейти на полнолуние другого месяца, сообразуя с ним день христианской Пасхи, чтобы не праздновать одновременно с иудеями, а очистить и освободить нашу Пасху от иудейских празднований, - так бывало и бывает теперь, чтобы был большой промежуток времени между нашей и иудейской пасхой. Согласно постановлению Никейского собора, александрийские епископы начали тотчас после него особыми посланиями извещать весь христианский мир о дне Пасхи данного года. С течением времени эти послания были заменены особым канонионом (, пасхалия), в котором было обозначено на несколько лет вперед, когда, в каком году должна праздноваться Пасха. Первый такой канонион составил и издал в 388 году Тимофей александрийский. Затем Кирилл александрийский издал новый канонион на 95 лет (от 436 до 531 г.), и так продолжалось и в дальнейшем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1319...

ЗРИ: Аще случится Обрезание Господне в святаго Василия Великаго в неделю. Творим бдение. На малой вечерни стихиры воскресны по обычаю. На стиховне стихира воскресна гласа едина. Таже стиховныя стихиры Василия, великия вечерни, глас 1, самогласны, с припевы их. Слава, глас 6: Излияся благодать: И ныне: Не устыдеся Всеблагий Бог: По Трисвятом тропарь воскресен. Слава, святаго. И ныне, праздника. И отпуст. На велицей вечерни: На Господи, воззвах: поем стихиры воскресны 3, и праздника 3, и святаго, на 4. Слава, святаго: Премудрости рачитель. И ныне , Богородичен 1-й гласа. Вход, прокимен. И чтения 3. На литии стихира храма. И святаго Василия, Слава, святаго. И ныне, праздника. На стиховне стихиры Октоиха. Слава, святаго. И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь святаго дважды и Богородице Дево: единожды. И чтение в посланиих Апостольских. На утрени: На Бог Господь: тропарь воскресен дважды. Слава, святаго. И ныне, праздника. По кафизмах седальны воскресны с Богородичны их. И чтение во Евангелии толковом, Недели пред Богоявлением. По полиелеи тропари: Ангельский собор: и ипакои гласа, и седальны святаго вси, по единожды. Слава, седален по полиелеи. И ныне, праздника. И чтение в Богослове, слово надгробное о Великом Василии. Степенна и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресно. Воскресение Христово: и псалом 50. Стихира воскресна. Канон воскресен со ирмосом на 4, и праздника на 4, и святаго на 6. Катавасия: Глубины открыл есть дно: и Шествует морскую: кийждо лик свой ирмос. По 3-й песни кондак праздника и седален святаго, дважды: Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни кондак святаго и икос. И чтем Пролог. На 9-й песни поем Честнейшую: Припевы же праздника и святаго не поем. Светилен воскресен. Слава, святаго. И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4, и святаго подобны 4, со обычными припевы его. Слава, стихира Евангельская. И ныне: Преблагословенна еси. Славословие великое, тропарь воскресен. Ектении и отпуст. И оглашение Студитово. Дается же и елей, по обычаю, от кандила святаго, и исхождение в притвор, и час 1-й. И конечный отпуст. На часех тропарь воскресен. Слава, праздника. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак праздника. На 3-м часе тропарь воскресен. Слава, святаго. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак святаго и праздника, пременяюще, глаголем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010