(Ап. 25; трул. 94; Василия Вел. 10, 17, 29, 64). Десятилетнюю епитимью Василий Великий в своем 64 правиле предписал для всякого, кто нарушит клятву; в настоящем же правиле он полагает разницу между теми, которые это сделали по принуждению, и теми, которые нарушили клятву без всякого принуждения, причем для первых предписывает шестилетнюю, а для вторых - одиннадцатилетнюю епитимью. Правило 83. Волхвующие и последующие обычаям языческим, или вводящие неких в домы свои, ради изъискания чародейств и ради очищения, да подлежать правилу шестилетия: лето да будут плачущими, лето слушающими, три лета припадающими, и едино да стоят с верными, и тако да приимутся. (Трул. 61, 65; анкир. 24; лаод. 36; Василия Вел. 65, 72). Согласно настоящему правилу, те, которые верят чародеям, имеют быть подвергнуты шестилетней епитимии, а согласно 65 правилу того же св. отца - двадцатилетней епитимии подлежать те, которые сами занимаются волшебством. Правило 84. Все же сие пишем ради того, да испытуются плоды покаяния. Ибо мы не по одному времени судим о сем, но взираем на образ покаяния. Аще же которые непреодолимо держатся своих нравов, и лучше хотят служити удовольствиям плоти, нежели Господу, и не приемлют жития по евангелию: то нет у нас с ними ничего общаго. Ибо мы, в народе непокоривом и пререкающем, научены слышати сие: спасая спасай свою душу (Быт.19:17). (I всел. 12; трул. 102; Василия Вел. 3, 74, 85; Григория нисск. 4, 5). В своем 74 правиле Василий Великий предоставляет епископам право сокращать срок епитимий тем, которые искренно каются; в настоящем же правиле предписывает не освобождать от епитимии тех, которые не обнаруживают плодов чистого покаяния, а оставлять их под епитимией и далее, даже более того - таковых закоренелых грешников оставлять на произвол судьбы, ибо, имея постоянно с ними дело, можно подвергнуть опасности спасение собственной души (Быт.19:17). Правило 85. И так да не попустим себе погибнути с таковыми, но убоявшись тяжкаго суда, и имея пред очами страшный день воздаяния Господня, да не восхощем погибнути купно с чужими грехами. Ибо аще не научили нас страшныя судьбы Господни, и толикие удары не привели нас в чувство того, яко за беззаконие наше оставил нас Господь, и предал в руки варваров, и яко народ отведен в плен неприятелями и предан рассеянию, понеже на таковыя дела дерзали носящие имя Христово: аще не познаша, ниже уразумеша, яко за сие пришел на нас гнев Божий, то что нам общаго с ними? Но и днем и нощию, и всенародно и наедине, мы должны засвидетельствовати им истину: но да не попустим себе увлеченным быти их беззакониями, наипаче же да молимся, дабы приобрести их, и извлещи из сети лукаваго. Аще же сего не возможем: то потщимся, по крайней мере, свои души спасти от вечнаго осуждения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1331...

1964. Στ. 785), в РПЦ - также 30 лет (Устав РПЦ, 2000. X 10). Существенно изменились требования к семейному положению буд. Е. Если еще в IV в. мн. Е. избирались из женатых людей, которые и после рукоположения продолжали вести семейную жизнь и имели детей, то к V в. предпочтение начинает отдаваться безбрачным кандидатам, в т. ч. монахам. Имп. св. Юстиниан I законодательно закрепил обычай безбрачия Е. и установил, что кандидатом в Е. может стать только лицо, не состоящее в браке и не имеющее детей (CJ. I 3. 47(48)); при этом рекомендовалось избирать в Е. монахов (Novell. Just. 6. 1. 7). Трулльский Собор подтвердил обязательность безбрачия Е. (Трул 12), что иногда истолковывали как предписание избирать в архиереи только монашествующих (см., напр.: Иоанн (Соколов). 1863. С. 468-474). Но такое ограничительное толкование ошибочно: Трул 12 регулирует статус лишь тех, кто уже рукоположен в епископский сан, причем обязывает их только к безбрачию, а не к монашеству; поэтому Трул 48 предусматривает обязанность женатого кандидата развестись до рукоположения ( Θεδωρος, Κοτσνης. 1964. Στ. 784). Правило же о том, что Е. обязательно должен быть монахом, отражает правовой обычай, в частности Русской Церкви ( М[арков]. 1904. Стб. 458-459). От этого обычая попытался отойти Поместный Собор 1917-1918 гг., постановивший, что кандидат в Е. может быть как монахом, так и «не обязанным браком» священнослужителем и даже мирянином (ст. 17 Определения «Об епархиальном управлении»). Однако впосл. возможность избрания мирянина в Е. была исключена, а безбрачным священнослужителям перед рукоположением в сан Е. было предписано принимать монашеский постриг (Устав РПЦ, 1988. VII 9; Устав РПЦ, 2000. X 10). О порядке избрания Е. Историческое развитие норм о порядке избрания Е. (соответствующие визант. правовые источники см.: Ρλλης, Ποτλς. Σνταϒμα. I 6-28) характеризуется постепенным устранением мирян и клириков от участия в выборах. Если с догматической т. зр. Церковь никогда не придавала такому участию принципиального значения ( Catoire.

http://pravenc.ru/text/190033.html

1797 Напр. в Австрии, по 122 и 123 § свода уголовных законов 27 мая 1852 г., тяжелым тюремным заключением, от 1 до 10 лет, наказываются преступления против религии, наказываемые церковною властью анафемою. Ср. об этом относительно римско-католической церкви превосходное исследование Dr. Jos. Fessler, Der Kirchenbann und seine Folgen (Sammlung vermischter Schriften über Kirchengesch. u. Kirchenrecht. Freib. im B., 1869. 187 fg.). 1799 31 Ап. кан., говоря о наказании, которое следует налагать на пресвитера, отпавшего от своего епископа, добавляет, что это должны делать μετ μαν, κα δευτραν, κα τρτην παρκλησν (Аф. Синт., II, 39). См. О нынешнем применении этого наказания 26 прим, этого §. 1800 Ап. постановл., кп. II, гл. 48 (Pitra, I, 194), 19 кан. IV Всел. соб. В смысле выговора, о котором упоминает этот кан. IV всел собора, следует разуметь и 25 кан. Антиох. и 13 Сардик. соб. 1801 В канонах за подобные преступления определяется наказание виновного низвержением с высшей иерархической степени на низшую (епископа на пресвитерскую, 20 кан. Трул., ср. и 10 кан. Лаод.). Но этому противоречит 29 кан. IV Всел. собора, который говорит, что εροσυλα, πσκοπον ες πρεσβοτρου βαθμν φρειν, и, следовательно, по толкованию Зонары 20 кан. Трул. соб. (Аф. Синт., II, 349), Вальсамона (ib. 350) и архим. Иоанна (II, 317) должно понимать, как сказано у нас в тексте; основные же соображения об этом см. в моем толковании 29 кан. Трул. соб. (Правила с туман. I издание, II, 144). 1802 Ап. кан. 35. В Сербии лица духовного сана, приговоренные к монастырскому наказанию: " а) не имеют права ни выходить из монастыря, ни ходить в приход; б) в монастырский храмовой праздник они должны находиться в назначенном им месте, а не ходить в народе; в) кроме определенной им комнаты, они не могут ночевать в другой, ни после определенного срока задерживаться у других; г) должны точно и регулярно посещать утреню, часы, литургию и вечерню и на клиросе читать или петь; д) в своей келии читать Библию и другие книги церковного содержания» (предписание архиерейского собора консисториям 15 сент. 1865 1567); и если кто-либо из них нарушить упомянутые правила, то .настоятель монастыря должен исправлять его следующими наказаниями: поклонами в церкви до сто раз, чтением одной или больше кафизм, с лишением выхода из келии на 24 часа без сухоядения или с сухоядением» (определение арх. собора 22 дек. 1869 года 6065), ср. чл. 175 закона о црквеним властима 1890 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Высокие требования предъявляются к семейной жизни клириков. Брак клириков должен быть строго моногамным. Второй брак вдовым священнослужителям и церковнослужителям, а также вступление в брак целибатным и монашествующим священнослужителям и посвященным иподиаконам запрещены под угрозой И. и. с. Извергаются из сана и лица, вступившие после хиротонии в брак. 10-е прав. Анкирского Собора (314) дозволило диаконам вступать в брак и после хиротонии, но при условии, чтобы о таком намерении было объявлено епископу перед рукоположением, однако уже 6-е прав. Трулльского Собора (691-692) строго запретило брак не только диаконам, но и иподиаконам после поставления. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , опираясь на апостольские наставления о высоте священного служения (1 Тим. 3. 2, 12; Тит. 1. 6) и на канонические правила (Трул. 3 и др.), вынес определение, в котором подтвердил недопустимость 2-го брака для вдовых и разведенных священнослужителей (Собор, 1918. Определения. Вып. 4. С. 46). Из жизни духовных лиц должно быть устранено все, что может соблазнить паству. 62-е прав. Трулльского Собора запрещало духовным лицам под угрозой И. и. с., равно как и мирянам под угрозой отлучения, участие в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодеванием мужчин в жен. одежды и женщин - в мужские, надеванием масок. Согласно 24-му прав. Трулльского Собора, «никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появлении игр, служащих к обольщению, да востанет, и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен». Предосудительно для клирика и посещение корчемниц: «Аще кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет, да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает» (Ап. 54). Мн. занятия и профессии несовместимы со священнослужением. Согласно канонам, клирикам под угрозой И. и. с. запрещается исполнение гос. должностей и военная служба: «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священнаго чина» (Ап. 6; см. также: Ап. 81; Двукр. 11).). Под угрозой И. и. с. клирикам запрещается содержание корчемниц, ростовщичество (Трул. 9, 10; Карф. 16(21)).

http://pravenc.ru/text/293844.html

Примечания: 133. Прав. 3 карф.собора 401 г. 134. Соответственный закон приведен в 19 примеч. §144 моего соч., " Прав. црквено право " , 2-е серб. изд. 135. См. об этом y Van Espen, Schol. in h. c. (р.342).  Правило 60(71). Такожде подобает просити христианских царей и о сем: поелику вопреки божественным заповедям во многих местах от языческого заблуждения привнесенные пиршества совершаются, так что и христиане тайно привлекаются язычниками к участию в оных: то да повелят воспретити таковые пиршества, и в городах, и в селах, и наипаче, поелику в некоторых городах не страшатся сим образом согрешати, даже во дни памяти блаженных мучеников, и даже в священных местах. В сии дни, что и изрещи стыд есть, совершают на полях и на стогнах непристойные плясания, и непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств, и целомудрие других бесчисленных благочестивых жен, собирающихся во святый день, так что от прибежища самые святые веры почти убегании нужно бывает (Трул.24, 51, 62, 65; лаод. 54; карф.15, 45, 63). См. толкование 24 и 62 правил трулльского собора. Примечания: 136. Прав.4 карф. собора 401 г.  Правило 61(72). Подобает просити такожде и о сем, да воспретится представление позорищных игр в день воскресный, и в прочие светлые дни христианские веры: тем паче, что в продолжение осми дней святые пасхи, народ более собирается на конеристалище, нежели в церковь. Должно применити определенные для позорищ дни, когда они встречаются с праздничными, и никого из христиан не должно принуждати к сим зрелищам (Ап. 9; трул. 24, 66; антиох. 2). См. толкование 66 правила трулльского собора. Примечания: 137. Прав. 5 карф.собора 401 г.  Правило 62(78). Подобает просити и о сем, да благоволят узаконити, чтобы клирика, в каком бы он ни был степени, осужденного за какое либо преступление судом епископов, не было позволено защищати от наказания ни той церкви, в которой он служил, ниже какому либо человеку: а чтобы в наказание за сие положено было денежное взыскание, или лишение чести, и да повелят, чтобы к извинению в том не был принимаем ни возраст, ни пол

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Несовпадение в употреблении слова «еретики» в Вас. Вел. 1 и II Всел. 7 не связано с к.-л. действительным расхождением между этими правилами, ибо очевидно, что принимаемые через миропомазание и проклинающие «всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует святая Божия кафолическая и апостольская церковь» ариане, македониане, новациане и проч. (II Всел. 7) - это те, кого свт. Василий в каноническом послании к свт. Амфилохию Иконийскому назвал «раскольниками». Характерно, что в II Всел. 7 говорится не о приеме в Церковь, а о «присоединяющихся к православию и к части спасаемых». Можно предположить, что слово «Церковь» отцы Собора не употребили здесь потому, что не желали еретиков, принимаемых через миропомазание, т. е. раскольников, тем самым объявлять вовсе чуждыми Церкви, но словами «присоединяющихся... к части спасаемых» Собор вполне определенно предостерегает остающихся в отделении от Кафолической Церкви о грозящей им духовной опасности, ибо не там, где они, пребывают «спасаемые». Завершением канонического законодательства древней Церкви относительно воссоединения еретиков и раскольников явилось постановление Трулльского Собора, составившее 95-е прав. В этом правиле почти буквально воспроизводится текст большей части 7-го прав. II Вселенского Собора. Из 19-го прав. I Вселенского Собора взято положение о перекрещивании павликиан, а из 1-го прав. свт. Василия - о перекрещивании «манихеев, валентиниан, маркионитов и им подобных еретиков». Но отцы Трулльского Собора сделали и очень важное дополнение к правилам о «присоединении к православию и к части спасаемых»: «Несториане же должны творити рукописания и предавати анафеме ересь свою, и Несториа, и Евтихиа, и Диоскора, и Севира, и прочих начальников таковых ересей, и их единомышленников, и все вышепоказанныя ереси; и потом да приемлют святое причащение» (Трул. 95). Речь здесь идет о присоединении через покаяние, без крещения и миропомазания, что впосл. стало именоваться 3-м чином. Свт. Василий Великий в послании к свт. Амфилохию кроме еретиков и раскольников писал еще и о самочинниках, но не назвал таковых. В Трул. 95 «самочинники», присоединяемые через покаяние, названы, хотя и поименованы «еретиками». Из правила следует, что по 3-му чину принимаются не только несториане, но и монофизиты, «единомышленники» упомянутых в правиле Евтихия, Диоскора и Севира. Во всяком случае в Церкви установилась именно такая практика присоединения крещенных в монофизитских церквах.

http://pravenc.ru/text/190129.html

Примечания: 133. Прав. 3 карф.собора 401 г. 134. Соответственный закон приведен в 19 примеч. 144 моего соч., " Прав. црквено право " , 2-е серб. изд. 135. См. об этом y Van Espen, Schol. in h. c. (р.342). Правило 60(71). Такожде подобает просити христианских царей и о сем: поелику вопреки божественным заповедям во многих местах от языческого заблуждения привнесенные пиршества совершаются, так что и христиане тайно привлекаются язычниками к участию в оных: то да повелят воспретити таковые пиршества, и в городах, и в селах, и наипаче, поелику в некоторых городах не страшатся сим образом согрешати, даже во дни памяти блаженных мучеников, и даже в священных местах. В сии дни, что и изрещи стыд есть, совершают на полях и на стогнах непристойные плясания, и непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств, и целомудрие других бесчисленных благочестивых жен, собирающихся во святый день, так что от прибежища самые святые веры почти убегании нужно бывает (Трул.24, 51, 62, 65; лаод. 54; карф.15, 45, 63). См. толкование 24 и 62 правил трулльского собора. Примечания: 136. Прав.4 карф. собора 401 г. Правило 61(72). Подобает просити такожде и о сем, да воспретится представление позорищных игр в день воскресный, и в прочие светлые дни христианские веры: тем паче, что в продолжение осми дней святые пасхи, народ более собирается на конеристалище, нежели в церковь. Должно применити определенные для позорищ дни, когда они встречаются с праздничными, и никого из христиан не должно принуждати к сим зрелищам (Ап. 9; трул. 24, 66; антиох. 2). См. толкование 66 правила трулльского собора. Примечания: 137. Прав. 5 карф.собора 401 г. Правило 62(78). Подобает просити и о сем, да благоволят узаконити, чтобы клирика, в каком бы он ни был степени, осужденного за какое либо преступление судом епископов, не было позволено защищати от наказания ни той церкви, в которой он служил, ниже какому либо человеку: а чтобы в наказание за сие положено было денежное взыскание, или лишение чести, и да повелят, чтобы к извинению в том не был принимаем ни возраст, ни пол

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

...Когда истинно возлюбишь небесные блага... тогда, именно тогда, увидишь страшные искушения, тогда испытаешь ужасные брани... (прп. Нил Синайский , 73, 302). Не желай, чтобы в скором времени перестали тебя озабочивать искушения и скорби, но терпи и жди, когда угодно сие будет промышляющему о тебе Христу, Который премудро устрояет дело твое (прп. Нил Синайский , 73, 317). Источник. ...Уничтожь искушения и помыслы, – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни (прп. Зосима, 91, 120). Источник. ...Не будем любопытствовать о случающихся искушениях, как, или когда, или чрез кого они нас постигают, ибо соответственность каждого из них с воинами, время неизбежного их последования и содействие к этому всей твари знает один Бог. А мы должны только веровать правде Божией и знать, что все невольно постигающее нас случается с нами или ради любви, или за злобу: и потому мы должны терпеть оное, а не отвергать, чтобы не приложить еще греха к грехам нашим (прп. Марк Подвижник , 89, 512–513). Источник. Пребывай в сердце умом, и не будешь утружден искушениями; уходя же оттуда, терпи, что найдет на тебя (прп. Марк Подвижник , 89, 534). Молись, чтоб не нашло на тебя искушение, а когда найдет, прими его как свое, а не как чужое (прп. Марк Подвижник , 89, 534). Не думай, что всякая скорбь находит на людей по грехам. Ибо бывает, что иные благоугождают Богу, однакож терпят искушение. И написано не только, что нечестивии и беззаконницы изженутся (ср.: Пс. 36, 28 ), но равным образом и то, что хотящии благочестно жити о Христе гоними будут ( 2Тим. 3, 12 ) (прп. Марк Подвижник , 89, 535). Кто без молитвы и терпения хочет победить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается (прп. Марк Подвижник , 89, 536). Источник. Искушения, неожиданно с нами случающиеся, по смотрению Божию, научают нас быть трудолюбивыми и невольно влекут к покаянию (прп. Марк Подвижник , 89, 538). Источник. Всякая скорбь обличает настроение нашей воли, направо склоняется она или налево. Случайная скорбь потому и называется искушением, что подвергшегося оной подвергает испытанию сокровенных его расположений (прп. Марк Подвижник , 89, 558).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бог исполнил человека ведением и разумом, стараясь очистить страсти и самопроизвольное зло и по Своей благости жатая преложить смертное в бессмертие (прп. Антоний Великий , 89, 91). Бог приличнейшим образом положил преграду злу в людях тем, что даровал им ум, ведение, разум и различение добра, чтобы, познавая зло, что оно вредит нам, мы убегали его. Но безумный человек идет вслед зла и даже величается им, и, как бы в сеть попавшись, бьется он, будучи опутан им внутри, не имея сил возникнуть когда-либо из-под него, чтобы увидеть и познать Бога, все создавшего во спасение и обожение людей... (прп. Антоний Великий , 89, 93). Источник. Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое. Подражай премудрым отцам нашим, которых слова всегда были полны мудрости и разума, равно как и молчание их (прп. Антоний Великий , 89, 103). Источник. Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждые разума, суть колючие остны и иглы (прп. Антоний Великий , 89, 103). Источник. Если откроется тебе в словах Писания какой-либо переносный (аллегорический) смысл – толкуй их аллегорически, но не разоряй и буквы (или буквального смысла), чтобы не верить своему разуму более, чем Святому Писанию, ибо это – знак гордости (прп. авва Исаия , 89, 298–299). ...Блюди себя от лжеименного разума, противящегося здравому учению, как сказал Апостол (см.: 1Тим. 6, 20; 1, 10 ) (прп. авва Исаия , 89, 299). Кто утверждается на собственном своем разуме и держит свою волю, тот привлекает к себе толпы бесов и не может быть от Духа (Божия), приносящего сердцу печаль (или сокрушение). Кто, видя словеса Писания, творит их по собственному своему разуму, и на нем утверждает себя, что так есть (на нем утверждаясь, полагает, что так должно понимать слова те), – таковой не знает славы Божией и богатства Его; а кто, видя, говорит: не знаю, – человек есмь, и воздает славу Богу, – в таковом обитает богатство Божие, по силе его и по помыслу его (прп. авва Исаия , 89, 316).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Душа в теле, в душе – ум, в уме – слово, коими созерцаемый и прославляемый Бог обессмертивает душу, даруя ей нетление и наслаждение вечное (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Те души, которые не обуздываются разумом и не управляются умом, который бы остепенял, удерживал и направлял (куда следует) страсти их, т. е. скорбь и удовольствие, – такие души погибают, как неразумные животные, потому что у них разум увлекаем бывает страстями, как кучер лошадьми, вышедшими у него из повиновения (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Безрассудная душа, по естеству бессмертная и госпожа тела, становится рабою тела из-за чувственных удовольствий, не разумея, что услаждение тела – пагуба душе. Но, впадши в нечувствие и объюродевши, заботливо печется она о сем услаждении тела (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Как ты будешь относиться к душе, пока она в теле, так и она отнесется к тебе, вышедши из тела. Хорошо послуживший здесь телу своему, доставляя ему всякие утехи, худую сам себе оказал услугу по смерти... ибо подверг осуждению душу свою, как безрассудный (прп. Антоний Великий , 89, 84). Источник. Как тело без души мертво, так душа без ума бездейственна (бесплодна) и Бога достоянием своим иметь не может (прп. Антоний Великий , 89, 87). Источник. Как медь, брошенная в небрежении и оставленная без должного о ней попечения, повреждается ржавчиною, появляющеюся на ней от долговременного лежания в связках и неупотребления в дело, и чрез то делается недобротною и непотребною, так и душа, в бездействии пребывающая и не заботящаяся о доброй жизни и обращении к Богу, злыми делами своими лишая себя покрова Божия, снедается злом, разрождающимся от такого нерадения в веществе тела, и чрез то является недобротною и негожею ко спасению (прп. Антоний Великий , 89, 90). Самая большая и неисцельная болезнь души и пагуба се есть богозабвение и тщеславие (прп. Антоний Великий , 89, 92). Источник. Четыре добродетели очищают душу: молчаливость, соблюдение заповедей, нищета и смиренномудрие (прп. авва Исаия , 59, 50). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010