г) Освящение храмов. Если по требованию религиозного чувства освящаются обыкновенные здания и сооружения, то тем более требуют высшего освящения здания, построенные во имя Божие, как и все предметы в них. Совершать освящение того места, на котором должна приноситься безкровная жертва (т. е. престол), имеет право только архиерей. Пресвитер не является самостоятельным совершителем таинств; он получает право на это от епископа; его служение на месте, освященном епископом, есть свидетельство этой зависимости. Согласно с древним преданием, каноны требуют, чтобы при освящении престола под него непременно была положена часть св. мощей (7 всел. 7), по примеру того, как в первые века христиане совершали таинство св. Евхаристии на мученических гробницах, воздавая тем самым почести страдальцам за веру и подражая Церкви небесной (в ней, как явилось Апостолу в откровении, души убиенных за слово Божие находились у подножия небесного жертвенника ( Апок. 6:9 ). В случае невозможности совершить освящение церкви и престола самому архиерею, он присылает для престола освященный им антиминс, с вложенными св. мощами, и поручает затем освящение церкви пресвитеру. По правилам русской Церкви, на всяком престоле, освященном даже самим архиереем, должен быть антиминс, подписанный освящавшим его архиереем, как свидетельство того, что на этом престоле дано право совершать таинство безкровной Жертвы. Престол, снятый с места, а затем вновь установленный, должен быть вновь освящен (Ук. 1753 г. 13 Августа). Освящение церкви бывает, по уставу, и при ее восстановлении, а также при оскорблении ее святости кровопролитием или каким-либо безчинством со стороны еретиков и язычников. д) Почтение к храмам. Церковь требует от своих членов должного почтения к освященному храму, как к дому Божию (Гангр. 21). Так, каноны строго осуждают тех, кто небрежно относится к священным местам (Трул. 97) и тем более тех, кто обращает их в обыкновенное жилище (7 всел. 13). Церковь воспрещает совершать в них и так называемые древние вечери любви, так как неприлично в доме Божием устраивать трапезы, пить и возлежать на ложах (Лаод. 28; Трул. 74). Строго запрещено канонами также вводить в св. храм животных (Трул. 88) и даже вносить в него какие-либо приношения, кроме потребных для богослужения (виноградного вина, воска, елея, ладана) или кроме плодов земных (но не внутрь алтаря) для их освящения в известное время (Ап. 3); особенно же запрещено вносить в храм мясные приношения и тем самым нарушать его чистоту (Трул. 99).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Аще муж оставлен женою, то подобает смотрети вину оставления: и аще явится она оставившею без причины: то он достоин снисхождения, а она епитимии. Снисхождение же окажется ему в том, да будет в общении с церковью. (Ап. 48; трул. 87, 93, 98; анкир. 20; карф. 102; Василия вел. 9, 21, 77). Настоящее правило св. Василия трулльский собор внес в свое 87 правило, толкование которого служит толкованием и данного правила св. Василия Великаго. Правило 36. Жены воинов, пребывающих в безъизвестности, сочетавшиеся с другими, подлежать тому же суждению, как и те, кои не дождались возвращения отсутствующих мужей. Впрочем здесь дело достойно некоего снисхождения, поелику более вероятно заключение о смерти. (Трул. 93; Василия Вел. 31, 46). Настоящее правило вместе с 31 и 46 правилами того же св. отца вошли в 93 правило трулльского собора, толкования которого и надлежит иметь в виду. Правило 37. Вступивший в брак, по отъятия у него чуждые жены, за первую да будет обвинен в прелюбодеянии, а за другую неповинен. (Трул. 87; Василия Вел. 21, 34, 39, 48, 58, 77). Чужою женою (ο, alienam) в настоящем правиле называется или женщина, связанная узами законного брака, или девица, законно обрученная с кем-либо Кто, следовательно, совершит прелюбодеяние с такою ο и законным приговором она будет взята от него, - будь она чужая жена или невеста, - и он, лишенный этой сожительницы, вступит в законный брак со свободной, незамужней женщиной, то тогда, согласно настоящему правилу, таковой человек подлежит епитимии, определенной для прелюбодеев, только за сожительство с чужою женою или невестою, а за сожитие с женою, с которою вступил в законный брак, не подлежит никакому наказанию. Впрочем, последнее нужно понимать не в смысле церковного брака, а в смысле сожительства, о котором речь в 26 правиле св. Василия, т.е. в смысле конкубината, ибо если бы здесь был подразумеваем законный церковный брак, тогда бы тот, кто виновен в прелюбодеянии, мог бы вступить, после вдовства, в новый брак по выдержании всей пятнадцатилетней (Василия Вел. 58), или семилетней (трул. 87) епитимии; если же своим прелюбодеянием дал повод к расторжению брака, то таковой не имеет права никогда более вступать в новый брак (Василия Вел. 48).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1330...

Если заболеет кто-либо из оглашенных до истечения прописанного для оглашении времени (I всел. 14; лаод. 46), то правило разрешает окрестить его, требуя однако, что, в случае своего выздоровления, он должен после крещения продолжить изучение христианского учения для того, чтобы понять, какого божественного дара он удостоился (θειας δωρες).  Правило 48. Подобает просвещаемым быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками царствия Божия. (III всел. 7; трул. 95). Что миропомазание есть новозаветное таинство, об этом нам говорит православная догматика, так же как и о том, что совершать таинство миропомазания может и епископ, и пресвитер, и что совершается оно над крещаемым тотчас после крещения Из этого правила видно, что некоторые не совершали над крещаемыми миропомазания тотчас после крещения, вследствие чего правило и возобновляет существующее уже в то время постановление, предписывая помазывать после крещения каждого святым миром или, как говорит правило, небесным помазанием (χρσματι ποορανφ), чтобы стать соучастником царства Божия и истинным, деятельным членом церкви. Примечания: 60. Преосв. Макария, Догматическое богословие, §§208-211.  Правило 49. Не подобает в четыредесятницу приносити святый хлеб, разве токмо в субботу, и в день воскресный. (Ап. 66, 69; трул. 52; лаод. 50, 51, 52). См. толкование 52 трулльского правила.  Правило 50. В четверток последние седмицы четыредесятницы не подобает разрешати пост, и всю четыредесятницу бесчествовати: но должно во всю четыредесятницу поститися с сухоядением. (Ап. 66, 69; трул. 29, 89; Дионисия алекс. 1; Тимоф. алекс. 8, 10). См. толкования 66 и 69 Апостольских правил и остальных, параллельных им.  Правило 51. Не подобает в четыредесятницу дни рождения мучеников праздновати, но совершати память святых мучеников в субботы и в дни воскресные. (Ап. 66, 69; трул. 52; лаод. 49, 50, 52). Примечания: Смотри толкование к правилу 52  Правило 52. Не подобает в четыредесятницу совершати браки, или праздновати дни рождения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Правило 3. Аще кто учит раба, под предлогом благочестия, презирати господина, уклонятися от служения, и не с усердием и всякою честью служити господину своему: да будет под клятвою. (Ап. 82; IV всел. 4; трул. 85; карф. 64, 82; Василия Вел. 40, 42). Это правило касается того времени, когда еще существовало рабство, и служит подтверждением постановления 82 Ап. правила.  Правило 4. Аще кто о пресвитере, вступившем в брак, рассуждает, яко не достоит причащаться приношения, когда таковый совершил литургию: да будет под клятвою. (Ап. 5; I всел. 3; трул. 13, 48; гангр, 1, 9, 10; карф. 4). Уча о необходимости уклоняться от брака и считая его грехом, евстафиане еще должны были считать его грешным делом у духовных лиц, и если такое грешное лице, как женатый священник, служило литургию, то такая литургия, по мнению евстафиан, не была свята, как не была свята принесенная им жертва, и поэтому от такого священника не следовало принимать св. причастия. О законности священнического брака мы достаточно говорили в толкованиях 5 Ап. правила и 13 правила трулльского собора, - а данное правило гангрского собора осуждает как евстафиан, так и вообще всех, не признающих священнического брака законным делом Примечания 2. Ср. архим. Иоанн, упом. соч., I,376, прим.428.  Правило 5. Аще кто учит невозбранно пренебрегати дом Божий, и бывающие в нем собрания: да будет под клятвою. (Трул. 80; гангр. 20; сердик. 11). На основании буквально понимаемых слов Св. Писания, что молиться Богу можно на всяком месте (1Тим.2:8), евстафиане учили, что не нужно храмов и службы в них совершаемой, - против этого и издано данное правило. Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.  Правило 6. Аще кто кроме церкви особо собрания составляет, и, презирая церковь, церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа: да будет под клятвою. (Ап. 81, 47; II всел. 6; III всел. 3; IV всел. 18; трул. 31, 34; антиох. 2, 5; сердик. 14; карф. 10, 11; двукр. 13, 14, 15; Василия Вел. 1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(Ап. 48; Трул. 87, 93, 98; Анкир. 20; Карф. 102; Василия Вел. 9, 21, 31, 35, 36. 46, 48, 58, 77, 80; Григория Нисск. 4). В настоящем правиле упоминаются епитимии для прелюбодеев трех степеней: семилетние, пятнадцатилетние и восемнадцатилетние. Иоанн же Постник все это сокращает до трех лет, под условием ежедневных телесных подвигов. Самым правильным наказанием мы считаем наказание, предписанное св. Григорием Нисским , имея в виду святость брака, оскверняемую прелюбодеянием как мужа, так и жены. Правило 21. В священнический чин не может, согласно 8 правилу Неокесарийскаго собора, вступить тот, чья жена уличена была в прелюбодеянии. Таковый или должен отпустить жену, уличенную в прелюбодеянии после хиротонии своего мужа, или же сам должен отречься от священства. (Ап. 18; Трул. 3, 6, 13, 26; Неокес. 8; Василия Вел. 27). Ссылка в настоящем правиле на 8-е правило Неокесарийского Собора совершенно правильна. В толковании этого последнего правила мы говорили между прочим и о жене священника, изменившей своему мужу. Правило 22. 98 правило Трулльскаго собора осуждает, как прелюбодея, всякаго, кто женится на девице, обрученной с другим. (Трул. 98; Анкир. 11; Василия Вел. 22, 69). Настоящее правило включено М. Властарем , как было упомянуто, в число правил Иоанна Постника . О значении обручения, как препятствия к браку, мы достаточно говорили в толковании 98-го правила Трулльского Собора. Правило 23. Согласно 72 правилу Трулльскаго собора, брак между православным и женою еретическою, и наоборот, почитается не твердым и должен быть расторгнут, как незаконное сожитие. Если они желают все же оставаться в таковом браке, то подлежат отлучению от причастия. (IV Всел. 14; Трул. 72; Лаод. 10, 31; Карф. 21). И это правило тоже включено М. Властарем в число правил св. Иоанна Постника . В этом (23) правиле приведено начало 72-го правила Трулльского Собора, воспрещающее брак между православными и иноверными лицами, и предписывающее, чтобы таковой брак, если случайно заключен, был расторгнут. Но в указанном трулльском правиле упомянута и возможность так называемого смешанного брака (matrimonium mixtum) между православными и неправославными лицами; о чем, как равно и о норме, имеющей быть соблюдаемой при заключении смешанных браков, мы говорили в толковании 72-го трулльского правила, – это имеет и ныне юридическое значение. Правило 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Ибо Церковь Христова не сомневается, судя по дошедшим до нее известиям, что как скоро вы решились противостоять опасным новизнам Рима, то вы будете с нею согласны во всем, при посредничестве Священного Писания, истиннейшего судии... Мы с величайшим тщанием и любовью озаботимся о снабжении вас духовными пастырями и попечителями душ ваших, которые будут пасти вас словом истины и примером жизни не нанесут вам скорби». См. Чешское торжество... С.8. Митрополит Дорофей. Епископ Горазд — архипастырь-патриот//Журнал Московской Патриархии. 1967. 9. С. 58. (далее ЖМП). См. в частности, Шкаровский М.В. Русская церковная эмиграция в Праге. я http://www.bogoslov.ru/text/302753.html#_edn12 ЖМП. 1951. 12. С. 3. Митрополит Дорофей. История Церкви. Прага, 1966. С. 826. Машинопись. См. также I Всел. 6; Трул. 25 и все параллельные правила, приведенные при 9 правиле IV Всел. Собора. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп. Истрийско-Далматинского. Т. 1. СПб. 1912. С.372-373. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп.Истрийско-Далматинского. Т.2. Спб. 1912. С.264-266. См. также Ап. 58; Трул. 19; Сердик. 11; Лаод. 19; Карф. 47, 71, 123, 124. Там же. С. 265-266. Архиепископ Петр (Люилье). Правила четырех вселенских соборов. М., 2006. С. 266-275. См. также: Ап. 35; II Всел. 2; Трул. 20, 39; Антиох. 9, 13, 22; Сардик. 3, 11. Правила св. Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. М, 1876. С. 400. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп.Истрийско-Далматинского. Т.1. Спб. 1911. С.307-308. Правила Православиой Церкви... Т.1. С. 393-394. Dagron G. Naissance d’une capitale et ses institutions de 330 a 451. Paris, 1974. P. 478. Acta Conciliorum Oecumenicorum/ed. Schwartz E. Lipsiae, 1954. T. II. I. 3 P. 99. См. также: Ап. 34; I Всел. 6; II Всел. 2, 3; III Всел. 8; IV Всел. 28; Трул. 37; Антиох. 9. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп. Истрийско-Далматинского. Т.1. Спб. 1911. С. 524-525. Болгарская православная Церковь//Православная Энциклопедия.

http://pravoslavie.ru/53419.html

Григ.Неок. 12 О 4х степенях покаяния: “плакания”, “послушания”, “припадания” и “стояния с верными”. Петра 8 О том, что следует считать верными тех, кто пали, но затем взяли подвиг исповедания веры. Петра 11 О прощении добровольно вышедших на подвиг из сострадания к мученикам, и не устоявших в нём, о чём сердечно в покаянии пребывающих. Петра 13 О том, что оставившие все, ради спасения души, и удалившиеся, да не будут обвиняемы в том, что за них взяты другие. Петра 15 О том, что надлежит поститься в среду и пятницу и воспрещении коленопреклонений в день воскресный. Гангр. 15 Об анафеме тем, кто детей своих оставляет и не питает, и не приводит, по возможности, к вере, но, под предлогом отшельничества, нерадит о них. Гангр. 16 Об анафеме под предлогом благочестия удаляющимся из мира и оставляющих своих родителей без попечения.Тем не менее, правоверие нужно ставить выше почтения к ним. Антиох. 2 Об отлучении от Церкви пребывающих на Литургии, но не участвующих в молитве и не причащающихся. Антиох. 6 О том, что отлучённого своим епископом может разрешить только тот же епископ или Собор. Тимоф. 16 О возможности причащения для случайно проглотивших воду во время евхаристического поста. Сард. 6 Об избрании епископа, о поставления митрополита и о том, что не должно поставлять епископов в малонаселённые места. Сард. 10 О том, что не подобает поспешно поставлять в различные степени иерархического служения. Также требуется основательно убедиться в том, каковы вера, постоянство, кротость ставленника. Трул. 42 Об обходящих города под видом монахов-пустынников (принимать в монастырь или изгонять). Трул. 51 О запрете быть зрителем или исполнителем развлечений вносящих рассеянность в душу (смехотворства, театра, плясок) для клириков и мирян. Трул. 54 О запрете браков лиц, состоящих в 4й степенях кровного родства и бок. двухродн. свойства. Трул. 90 О запрете коленопреклонений от вечернего входа субб. до вечернего входа в воскресенье. Вас. 14 Об условиях, при которых мирянин, промышлявший лихоимством, может быть удостоен священства.

http://azbyka.ru/pravo/subject/miryanin/

После Трулльского Собора Кафолическая Церковь при присоединении инославных к Православию руководствуется Трул. 95. В отношении инославных церквей, отделившихся от Вселенского Православия после Трулльского Собора, в наст. время существует такая практика: католиков, если они миропомазаны, присоединяют к правосл. Церкви с нач. XVIII в. по 3-му чину; старокатолики, англикане, протестанты и старообрядцы принимаются по 2-му чину; сектанты крайнего толка - адвентисты , иеговисты , мормоны , хлысты , молокане , духоборцы , субботники , а также недавно появившиеся адепты «Богородичного центра» присоединяются к правосл. Церкви, как и нехристиане, через крещение. Е. именуется всякое ложное учение, отвергнутое Церковью,- в этом смысле Трул. 95 упоминает Е. Нестория, Евтихия и Диоскора, несмотря на то что это же правило предусматривает приходящих из церквей, где учения Нестория, Евтихия и Диоскора принимаются, присоединять через покаяние - свт. Василий Великий подобный чиноприем предусматривал для самочинников. Однако нужно исходить не из неустойчивой терминологии правил, а из их реального содержания, и в случае с правилами о присоединении отступников - из чиноприема; в отношении норм, содержащихся в этих правилах, расходящихся в терминологии, нет противоречий. Различие в терминах сохраняется и в совр. богословской лит-ре, так что иногда спор относительно квалификации той или иной инославной церкви с т. зр. меры ее удаления от православия - еретическая она или раскольническая - представляет собой лишь «спор о словах». Напр., на вопрос, являются ли лютеране раскольниками или еретиками, при опоре на правила корректным будет такой ответ: поскольку приходящие от лютеран присоединяются по 2-му чину, через миропомазание, то по терминологии Вас. Вел. 1 они - раскольники; по терминологии I Всел. 7 или Трул. 95 лютеране являются приверженцами Е., поскольку в этих правилах Е. именуется всякое отвергнутое Кафолической Церковью учение, даже если, как это следует из Трул. 95, приходящие из церкви, приверженной этому учению, принимаются через покаяние - чиноприем, к-рый свт. Василий Великий предусматривал для самочинников. Поскольку разная терминология принадлежит авторитетным источникам, подобное различие, очевидно, неизбежно; важно только, чтобы придерживающиеся разной терминологии сознавали терминологический характер расхождений. Это не исключает, разумеется, возможности действительно содержательного спора, когда стоит вопрос не о том, как квалифицировать то или иное новое религ. сообщество, а об уместности присоединения приходящих из него в правосл. Церковь по тому или иному чину.

http://pravenc.ru/text/190129.html

Если же один из супругов, живших ранее вне веры и Церкви, обращался в Православие, такой брак предписывалось сохранить согласно указанию св. ап. Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею» (1 Кор 7. 14; Трул. 72). Детей, родившихся от смешанного брака, следовало крестить в правосл. церкви (Халк. 14; CJ I 5. 18. 8; см.: Нарбеков. 1899. С. 452-456). Согласно каноническому праву, из церковнослужителей могли вступать в брак после рукоположения только чтецы (анагносты) и поющие на клиросе (псалты) (Апост. 26; Трул. 6, 12, 13; Неокес. 1; Карф. 20, 34(25) - прочие (диаконы и священники) имели право жениться лишь до рукоположения (Трул. 6). В Зап. Церкви постепенно был введен целибат, прежде всего для епископов. На Карфагенском Соборе (419) епископам предписывалось воздержание от своих жен (Карф. 34(25): «И да будут яко не имеющие их»). В юстиниановой новелле 6. 1. 3 содержится иное предписание: кандидат в епископы должен быть либо неженатым, либо женатым на женщине «от ее девичества». Вопросы семейной жизни духовенства подробно регламентировал Трулльский (Пято-Шестой Вселенский) Собор 691-692 гг., оказавший затем значительное влияние на имперское законодательство о браке (напр., в «Эклоге») ( Τρωινος. 1992. Σ. 28-29); на этом Соборе был определен целибат для епископата (Трул. 12, 48). Клирикам запрещалось также вступать в брак с иноверцами или еретиками, если только последние не пообещают перейти в Православие (Халк. 14; Лаод. 10; Карф. 21). Новелла Юстиниана 137. 10, а за ней и «Частная пространная Эклога» (Ecloga privata aucta, II 16, 19), возникшая предположительно между 829 и 870 гг. в Юж. Италии, предусматривают уход в мон-рь как причину расторжения брака, заключенного либо по устному, либо по письменному соглашению ( Schoell, Kroll. Novellae. P. 650; Zachari ä v. Lingenthal. 1865. S. 13, 14; ср.: Медведев. 1989. С. 226). Христианизация частного права происходила не только на содержательном, но и на формальном уровне, проявляясь, напр., в использовании Свящ. Писания в правовых текстах.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В толковании на 79-е пр. Трул. соб., запрещающее приготовлять в день, следующий за праздником Рождества Христова, хлебное печение и передавать его друг другу, как бы в честь болезней рождения Пресвятой Девы Марии, Вальсамон замечает: «...Вследствие сего (запрещения) благодатью Христовою с того времени в сем царствующем граде никто не дерзал делать ничего такого; но после неизреченного Рождества Христа и Бога нашего все верные божественными псалмопениями и церковным песнопением празднуют рождение Пресвятою Девою». Правила св. всел. соб., стр. 696. См. также толкования на правила Трул. 72-е; 7-го всел. 13-е; Анкир. 7-е: Лаодик. 15-е; в хр. св. Апост. 8-е, 15-е и др. 426 Апост. 3-е, 51-е, 60-е; 1-го всел. 15-е; 2-го всел. 3-е; Халкид. 4-е, 16-е; Трул. 7-е и мн. др. 427 Так, в толковании на 33-е пр. св. Василия Вел. Вальсамон пишет: «... А о том, наказывать, или нет, тех женщин, которые повергают своих младенцев при входах в божественные храмы, несколько раз возбуждаем был вопрос в собраниях синода, и было решено, чтобы таковые подвергались наказанию, как убийцы, хотя бы младенцы и были кем-либо сохранены в живых». Правила св. Отец, с толков., стр. 274. См. также толкования на правила Апост. 14-е; Трул. 84-е; Анкир. 3-е, 12-е и др. 429 Правило это гласит: «Никто из Епископов, или пресвитеров, или диаконов, прегодая пречистое причастие, да не требует от причащающегося за такое причащение денег, или чего иного. Ибо благодать не продаема, и мы не за денги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно прегодавать оное достойным сего дара. Аще же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого-либо рода воздаяния от того, кому прегодает пречистое причастие: да будет извержен, яко ревнитель Симонова заблуждения и коварства». 432 Правило это читается так: «Последуя каноническим постановлениям Отец, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достоверные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дати потребный ответ о прегоданном им таинстве, должно без всякого недоумения крестити их: да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010