Примечания 81. По учению древнеримского права, " раб - совершенно бесправен, не только по jus civile, но и по jus gentium, ибо рабство относится не только к тому праву, но также и к jus gentium. Раб не считается лицем (человеком), рабство удаляет человека из круга правомощных существ, оно делает его вещью, на подобие животного, предметом собственности и произвольного распоряжения его господина " . Puchta, Cursus der Institutionen. Leipzig, 1857. II,432. Cp. и упом. соч. Troplong, De l " influence etc., p.149 и сл. Правило 41. Во вдовстве имеющая власть в самой себе, может сочетаться неповинно, аще нет никого, различающего сие сожитие. Ибо апостол рек: аще умрет муж, свободна есть, за негоже хощет, посягнути, точию о Господе (Рим.7:2; 1Кор.7:39). (Ап. 17; I всел. 8; трул. 3, 87; анкир. 19; неокес. 3, 7; лаод. 1; Василия Вел. 4, 12, 22, 30, 53, 87). Вдова, не зависящая от старших, родителей или опекунов, которые могли бы иметь над нею какие бы то ни было права, может без всяких препятствий вступить во второй брак. Это и предписывает св. Василий в настоящем своем правиле, причем это предписание он основывает на божественном праве (Рим.7:2; 1Кор.7:39). Впрочем, предписание это, в связи с предписаниями других правил, имеет и свои ограничения, а именно: 1) вступая во второй брак, вдова должна подвергнуться епитимии, предписанной для второбрачных (Василия Вел. прав. 4), и 2) вступить в брак она должна с лицем, имеющим право, согласно правилам и законам для вступления в законный брак, но православная вдова, напр., не может выйти замуж за неправославного (трул. 72; лаод. 31; карф. 21), и кроме того, по толкованию Вальсамоном настоящего правила, не может выйти замуж за человека, не достойного ее происхождения С канонической точки зрения, это относится к браку с лицем, не свободным или не занимающимся честным трудом (трул. 51, 62; карф. 45, 63; Василия Вел. 42, 53); с точки же зрения гражданского права относится к так называемому морганатическому браку. Так называется брак, заключенный между лицами, принадлежащими к различным общественным сословиям, в котором муж и жена, равно и дети, не пользуются всеми семейными и наследственными правами, которые иначе могли бы иметь при нормальных обычных условиях заключения брака. На этот брак еще в древнеримском праве смотрели неблагоприятно, однако он был терпим, как он был терпим и впоследствии во все времена У немцев морганатический брак (matrimonium ad morganaticam) назван так потому, что в нем жена со своими детьми должна была довольствоваться той частью имущества мужа, которое получила в дар после первой брачной ночи (Morgengabe, donum matutinale) Такой брак, если он заключен был с соблюдением канонических предписаний, церковь считала законным и вполне приравнивала к прочим правильно заключенным бракам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1330...

Примечания: 8. Ср. Трул. 11, 77; Лаод. 24, 27, 42; толков. Вальсамона 77 пр. Трул. и Зонары 42 пр. Лаод. в Аф. Синт., II, 485 и III, 210. 9. Новая Скрижаль, III, 1 и сл. 10. См. мое; " Прав. црквено право " , стр.291, прим. 2 [ср. рус. пер., стр.261 прим. 1 и 2]. 11. Аф. Синт., II, 5. Правило 3. Аще кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи, или мед, или млеко, или вместо вина, приготовленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или некоторые животные, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых класов, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священнаго чина. Да не будет же позволено приносити к алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святаго приношения. (Ап. 4; Трул. 28, 32, 57, 99; Карф. 57). В первые времена христианства все приходящие в церковь приносили туда, по предписанию апостольскому (1Кор.16:2), разные приношения из пищи и питья. Одна часть этих приношений, идущая на содержание священнослужителей, отбиралась и сохранялась в особом месте, где потом разделяема была между священниками и другими служителями церкви; другая часть освящалась на святом жертвеннике, как приношение Богу. Следуя примеру ветхозаветной церкви, в которой для жертвоприношений приносились различные плоды и животные, некоторые христиане, особенно перешедшие из иудейства, ввели в обычай приносить для жертвы без различия, как природные продукты, так и продукты собственного производства Для устранения подобного обычая, правило предписывает не приносить в храм ничего, кроме того, что нам заповедал Сам Иисус Христос, а именно - хлеб и вино (Мф.26:26-28; Лк.22:17-20). Все приношения, упомянутые в этом правиле и других сходных с ним, подразделяются, согласно самому правилу, на три разряда: к первому принадлежат елей и фимиам, ко второму молодые колосья и виноград, и к третьему все остальное. Что касается елея и ладана, правило разрешает свободное приношение их в храм во всякое время, для постоянного употребления их при церковном богослужении. Употребление елея для лампад и фимиама для каждения ведет свое начало с первых дней существования Христовой церкви и потому правило признает его не только дозволенным, но и законным. Относительно молодых колосьев и винограда правило допускает принесение их в церковь, но только в известное время, а именно при созревании первых хлебных злаков и винограда, когда верным разрешается приносить их в храм для благословения священником Все остальные приношения, как повелевает правило, не должны быть приносимы в церковь, но отсылаются в дом епископа или пресвитера, как это видно из 4 Ап. правила. Предписания этого правила очень строги и нарушение их епископом или пресвитером влечет за собою извержение их из священного сана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Русская Православная Церковь в своих Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека подробно раскрыла слабые места института прав человека, которые возникли по следующим причинам. Основной причиной является то, что многие духовные и морально-нравственные явления, будучи подвергнутыми анализу со стороны самых различных наук (включая теологию, этику), остаются вне юридического осмысления. Ко второй причине следует отнести то обстоятельство, что к существующей традиционной классификации прав (поколению (группе) прав) юридическая наука не относит, к большому сожалению, духовно-нравственные аспекты развития человека , в т.ч. религиозно-нравственные категории, о которых говорит христианское учение о человеке. В конце ХХ века в России с Божьей помощью было открыто четвертое поколение прав - " духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина " -, которые провозгласили и провозглашают духовные и моральные ценности личности, которым особое внимание уделяют Православная Церковь и другие традиционные религиозные конфессии (http://iventev.narod.ru/). В связи с этим, автор указанных прав создал наиболее точную и полную по своей форме, объему и содержанию следующую классификацию прав и свобод человека и гражданина: 1) Духовно-нравственные права и свободы; 2) Права солидарности; 3)Культурные права и свободы; 4) Гражданские права и свободы; 5) Социальные права и свободы; 6)Экономические права и свободы; 7)Политические права и свободы. Провозглашенные духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина не умоляют религиозные учения о достоинстве, свободе и правах человека, а наоборот дополняют их. Основу духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений. Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с Откровением Божиим. Анализируя духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные категории (Любовь, вера в Бога, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное развитие и творчество и др.)составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав (политических, экономических и пр.). Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения. Открытие духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина позволило наконец выстроить единую и стройную систему прав и свобод, включающую в себя все Заповеди Божии, Любовь и Веру, тонкий и грубый миры, науку и религию, право и мораль. Провозглашение любых прав человека ничто без реальных гарантий их осуществления.

http://bogoslov.ru/article/476490

(Ап. 25; Неокес. 1; Василия Вел. 3, 32, 59, 70; Григория Нисск. 4). В настоящем правиле св. Никифор толкует слова ап. Павла в 1-м послании к Коринфянам (5:11) и замечает, что слова эти обозначают, что блудодеяние данного лица должно быть известно всем и каждому, и только в таком случае, согласно 36-му правилу патриарха Никифора, это лицо не должно быть принято в священнический чин. Правило 38. Когда жена родит, и младенцу, спустя три или пять дней, угрожает опасность, то его надлежит (тотчас) крестить и отдать на кормление другой женщине, крещенной и чистой; мать же его да не входит в помещение, где он находится, и не прикасается к нему, пока не исполнится сорок дней, пока совершенно не очистится и не примет от священника молитвы. (Дионисия Алекс. 2; Тимофея Алекс. 7). Правило 39. Без надобности, или без принуждения, не следует путешествовать в воскресные дни. Это и шесть следующих правил (до 45) взяты из другого сборника канонических предписаний св. Никифора. Правило 40. Не следует признавать апокалипсис Павла, равно и книги, называемые: вронтологией, селинодромией или каландологией, ибо все это нечисто. (Ап. 60; Трул. 63; VII Всел. 9; Лаод. 59). Среди многих новозаветных апокрифов был и Апокалипсис Павла. Он составлен был в более поздние времена, притом на основании слов ап. Павла во втором послании к Коринфянам (2Кор.12и сл.): «прииду бо в видения и откровения Господня». Вронтология – это книга, трактовавшая о громе, селинодромия – о луне, а каландология – о событиях будущего года. Правило 41. Не следует признавать апокалипсис Ездры и Зосимы, двух описаний мученичества св. Георгия и св. мучеников Кирика и Иулитты, и книгу Марка и Диадоха , ибо все это отвергнуто и не достойно принятия. (Ап. 60; Трул. 63; VII Всел. 9; Лаод. 59). Правило 42. Не следует работать в течение всей светлой седмицы, ни петь в субботу светлой седмицы «Непорочны» ( Пс.118 ) и не праздновать четвертка. (Трул. 66; Лаод. 29; Феофила Алекс. 1). Правило 43. Кто бьет и намеренно убьет своего отца, подлежит наказанию убийцы – тридцатипятилетней епитимии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Примечания: 27. Аф. Синт., III,186.  Правило 18. Едино и тоежде служение молитв долженствует быти всегда, и на девятом часе и на вечерни. (Лаод. 15, 59; карф. 103). Были некоторые лица, которые по своей суетности сами составляли молитвы и читали их на вечерни, оправдываясь тем, что этим они выражают только чувство своей набожности и нисколько не умаляют достоинства молитв, определенных для чтения на девятом часе (ν τας ννταις). Отцы собора определяют, что вполне достаточно существующих молитв и для вечерни и для девятого часа и потому никто не имеет права составлять новых молитв и читать их в церкви (карф. 103) Примечания: 28. Толкование Вальсамона в Аф. Синт., III,187.  Правило 19. Подобает, во первых, по беседах епископских, особо творити молитву об оглашенных, а по изшествии оглашенных, быти молитве о кающихся: когда же и сии приищут под руку, и отидут, тогда совершати молитвы верных три: едину, то есть первую, в молчании, вторую же и третью с возглашением исполните. Посем уже мир подавати, и когда пресвитеры дадут мир епископу, тогда и мирянам взаимно мир подавати, и тако совершати святое преношение. И единым токмо освященным позволено входитт в олтарь, и тамо приобщатися. (Трул. 69; лаод. 44). В данном правиле излагается чин древней литургии, подобный тому, который был изложен в Ап. постановлениях и который был заменен впоследствии литургиями Василия Великого и Иоанна Златоустого. Относительно находящегося в конце правила воспрещения входити кому бы то ни было, кроме духовных лиц, в св. алтарь, см. толкование 69 правила трулльского собора.  Правило 20. Не подобает диакону сидети в присутствии пресвитера, но с повелением пресвитера сести. Подобно и диаконам, имети честь от иподиаконов и от всех причетников. (Ап. 15, 39; I всел. 15, 18; трул. 7, 16; антиох. 5). См. толкования 18 правила I всел. собора и 7 правила трулльского собора.  Правило 21. Иподиаконам не подобает быти на месте диаконов, и касатися священных сосудов. (Трул. 4, 6, 15; лаод. 20, 22, 24, 25, 43).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Правило 20. 6 правило св. Григория Нисскаго отлучает прелюбодея от причастия на восемнадцать лет, а 38 правило Василия Великаго на пятнадцать лет; 20-е же правило анкирскаго собора предписывает оканчивать епитимию после седьмаго года. А мы (говорит Постник) считаем, что прелюбодей может быть удостоен причастия и после трехлетней епитимии, если при этом будет довольствоваться, после девятаго часа, сухоядением и творить ежедневно двести пятьдесят поклонов. Если же будет нерадив в этом, да ожидает окончания срока епитимии, установленнаго отцами. (Ап. 48; Трул. 87, 93, 98; Анкир. 20; Карф. 102; Василия Вел. 9, 21, 31, 35, 36. 46, 48, 58, 77, 80; Григория Нисск. 4). В настоящем правиле упоминаются епитимии для прелюбодеев трех степеней: семилетние, пятнадцатилетние и восемнадцатилетние. Иоанн же Постник все это сокращает до трех лет, под условием ежедневных телесных подвигов. Самым правильным наказанием мы считаем наказание, предписанное св. Григорием Нисским, имея в виду святость брака, оскверняемую прелюбодеянием как мужа, так и жены. Правило 21. В священнический чин не может, согласно 8 правилу Неокесарийскаго собора, вступить тот, чья жена уличена была в прелюбодеянии. Таковый или должен отпустить жену, уличенную в прелюбодеянии после хиротонии своего мужа, или же сам должен отречься от священства. (Ап. 18; Трул. 3, 6, 13, 26; Неокес. 8; Василия Вел. 27). Ссылка в настоящем правиле на 8-е правило Неокесарийского Собора совершенно правильна. В толковании этого последнего правила мы говорили между прочим и о жене священника, изменившей своему мужу. Правило 22. 98 правило Трулльскаго собора осуждает, как прелюбодея, всякаго, кто женится на девице, обрученной с другим. (Трул. 98; Анкир. 11; Василия Вел. 22, 69). Настоящее правило включено М. Властарем, как было упомянуто, в число правил Иоанна Постника. О значении обручения, как препятствия к браку, мы достаточно говорили в толковании 98-го правила Трулльского Собора. Правило 23. Согласно 72 правилу Трулльскаго собора, брак между православным и женою еретическою, и наоборот, почитается не твердым и должен быть расторгнут, как незаконное сожитие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1333...

Таинство Брака не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской веры и нравственности. Церковь также не разрешает венчать следующих лиц: а) уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами власти; б) находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства ( Трул. 54 , Вас. Вел. 87 , указ Святейшего Синода от 19 января 1810 года); в) находящихся между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно; браки в пятой и шестой степени бокового кровного родства могут быть совершены с благословения епархиального архиерея (там же); г) находящихся между собой в тех видах свойства, на которые указано в Трул. 54 : «отец и сын с матерью и дочерью, или отец и сын с девами двумя сестрами, или мать и дочь с двумя братьями, или два брата с двумя сестрами»; предусмотренные решениями Святейшего Синода (XVIII-XX вв.) запреты на вступление в брак при иных видах свойства применяются по усмотрению епархиального архиерея; д) состоящих в духовном родстве: восприемника с им воспринятой во Святом Крещении, восприемницу с ею воспринятым (указ Святейшего Синода от 19 января 1810 года); восприемника с матерью воспринятого, а также восприемницу с отцом воспринятой ( Трул. 53 , указы Святейшего Синода от 19 января 1810 года, от 19 апреля 1873 года и от 31 октября 1875 года). е) ранее состоявших в трех браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию), в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения; ж) состоящих в духовном сане, начиная с посвященных в иподиаконский чин; з) монашествующих; и) не достигших брачного возраста согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством; к) признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством, хотя в исключительных случаях епархиальный архиерей может принять решение о возможности вступления таких пар в церковный брак;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-kano...

790 См. Сардик. соб. кан. 10., перво-втор. кан. 17 и толкование Вальсамона на этот последний канон (Аф. Синт., II, 702–704). Каноны не определяют в точности, сколько времени должно пройти между одной и другой степенью рукоположения, а просто, говорят: ν κστ τγματι τν νενομισμνо ν χρνον ποπληρν (кан. 17 перво-втор. соб. Аф. Синт., II, 701); οξει δ κστου τγματος βαθμς οκ λαχστου δηλοντι χρνου μκος (10 кан. Сардик. соб., Аф. Синт. III, 256). Но за норму надо принимать постановление о годах, которые должны иметь посвящаемые в различные степени. Карф. соб. 16 канон предписывает в чтецы посвящать известное лицо по достижении им зрелого возраста, в иподиаконы – в 20 лет (15 пр. Трул. соб.) в диаконы – в 25 лет (Трул. соб. пр. 14), в пресвитеры – в 30 лет (Трул. соб. 14., Неокес. 11). Поэтому можно считать нормою времени, которое должно пройти между одной и другой степенью, пять лет, хотя церковь всегда обращала больше внимания на духовные качества посвящаемого, нежели на года его, и мы знаем, что, напр., в епископскую степень бывали посвящаемы всего в несколько дней лица прямо из мирян: св. Амвросий Медиоланский , Нектарий Константинопольский, Фотий и друг. 791 См 7 кан. Феофила Алекс. и толкование Вальсамона на этот канон (Аф. Синт., IV, 347). Григорий Назианзин более всего обвиняет Максима Константинопольского за то, что он был рукоположен во епископы не в церкви перед народом, а в одном доме, служившем помещением для увеселений ( χοραλου λυπρν οκητριον. Сагт. de vita sua). Также говорит и Сократ (Церк. ист. 4, 29) об Урсине, который хотел отнять у Дамаса первосвященнический престол в Риме, что он был рукоположен незаконно οκ ν κκλησ λλ’ ν ποκρ τπ τς βασιλικς κα πικαλουμνης Σικνης. Мысль 7 кан. Феофила Алекс., что народ должен засвидетельствовать свое признание известного лица достойным той иерархической степени, в которую его поставляют, выражена и в Постановлениях Апостольских (кн. VIII, гл. 4. Pitra, I, 49–50), а затем в нынешнем чине рукоположения, когда, после клира, певчие, вместо присутствующего народа, возглашают: ξιος, достоин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Соб. пр. 8). В воскресные и праздничные дни, как посвященные воспоминанию великих и радостных для христианина событий, каноническими постановлениями Церкви дозволяется разрешение от поста. Церковь даже осуждает и подвергает наказанию тех, которые «ради мнимого подвижничества» соблюдают пост в день воскресный и субботу, кроме единой великой субботы (ап. пр. 64; Гангр. пр. 18; Трул. Соб. пр. 55), и в великие праздники (ап. пр. 53). Соблюдение поста во дни праздничные «не ради подвига воздержания» порицается церковью потому, что такое соблюдение обнаруживало бы надменность, презрение к церковным постановлениям, неуважение к праздникам, потому что воздержание – пост не совместны с духовной радостью во дни праздничные. С другой стороны, истинно христианской радости во дни праздничные противны необузданные народны увеселения и пиршества. Против народных увеселений – зрелищ Церковь с особенной ревностью восставала с самых времен апостольских и заботилась об искоренении их. В правилах церковных неоднократно встречается предложение Св. отцов «просить благочестивейших царей об отмене народных зрелищ или по крайней мере о недозволении этих зрелищ во дни христианских праздников». Так отцы собора Карфагенского постановили просить императора о том, чтобы в течении 8-ми дней Пасхи прекращаемо было конское ристалище, также в день воскресный, и переменять дни, назначенные для представлений, когда они совпадут с праздничными христианскими днями, и чтобы народ не был принуждаем к этим зрелищам (Карф. Соб. пр. 72). Положительно запрещая христианам быть «стихотворцами», «творить зрелища звериные и плясания на позорищах» (Трул. Соб. пр. 51). Трульский Собор предписывает, чтобы в течение Св. Пасхи не производилось ни конского ристалища, ни какого бы то ни было народного зрелища, а чтобы верные проводили святые дни в пении псалмов и духовных песней (Трул. Соб. пр. 66). Относительно различных народных пиршеств, отзывающихся языческим сладострастием, Собор Карфагенский постановил: просить благочестивейших царей, чтобы они запретили пиршества, которые привнесены от языческого заблуждения и устрояются по городам и селам, иногда во дни мучеников и даже на священных местах, и на которые тайно привлекаются язычниками и христиане (71 пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

(Лаод. 30). Трулльский собор повторяет этим правилом предписание 30-го правила Лаодикийского Собора. В толковании этого лаодикийского правила мы говорим об этом неприличии (серб. скаредности). Присовокупляется здесь соответствующее наказание, которому подвергались ослушники этого предписания: клирики (ε κληρικος εη) извержению, а миряне (ε δε λακος) отлучению; тому же наказанию подвергаются и монахи (σκητα), согласно толкованию этого правила Зонарою. Интересно, как в этом трулльском правиле различаются лица церковного организма или члены церкви, а именно: священнослужители (ιερατικο), клирики (κληρικο), монахи (σκητα) и миряне (λακο). Первые, т.е. священнослужители и клирики, составляют клир (κλρος); вторые, монахи, отличаются в правилах (IV Всел. 2; Трул. 81; VII Всел. 5, 9, 13 и т.д.) от членов клира; третьи, т.е. миряне, отличаются, в свою очередь, и от клира и от монахов. Это - основное каноническое подразделение членов Христовой церкви. Первые составляют отдельную группу (τξις, ordo) и называются общим именем клирики (Ап. 18, 51; I Всел. 17; Трул. 5 и т.д.); они внесены вκατλογον των κληρικν (Ап. 15) и составляют κατλογον ερατικον (Ап. 51). Подразделяются же на получивших посвящение в алтаре (εντος του βματος) чрез хиротонию и на получивших посвящение вне алтаря (εκτος του βματος) посредством хиротесии. В первую группу, т.е. посвященных чрез хиротонию, входят: епископы, пресвитеры и диаконы, и называются общим именем священнослужителей (ιερατικο, ιερωμνοι); в другую группу входят: иподиакон, чтецы и певцы (Ап. 69), а также привратники (πυλωρο, θυρωρο, Трул. 4) и заклинатели (ξορκιστα, φορκιστα, Ант. 10, Лаод. 26) и называются или просто клирики, как в этом правиле, или же церковнослужители (υπηρται). Монахи (σκητα, μοναχο) составляют, в свою очередь, отдельную группу в церкви, и отличаются от мирян своими обетами, а от клира отличаются тем, что не посвящены ни в одну из иерархических степеней. А коль скоро посвящены в какую-либо из этих степеней (IV Всел. 6), тогда уже включаются вκατλογον των κληρικν и принадлежат к клиру.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010