388 этой книги; о «священнически събрания» в Болгарском экзархате (стр. 388 прим. 43); о сербских «свештенички зборови» говорится в 145–168 ст. упом. закона о церк. властях 1890 года. 1623 См. п. 9, IV, § 25 консисторск. устава 1870 г. О далматинских епархиях; п. 6, VI, § 24 конс. устава Буковины. О «съездах духовенства по благочиниям» в России ср. Бердников, Дополнение к курсу церк. права, стр. 346. На этих русских «съездах» избираются и благочинные или сербские «окружни протопрезвитери». 1625 Правосл. исповедание, ч. I, отв. 98. ρος ι′ Иерусалимск. собора 1672 г. (Harduini, XI, 247); ср. послание вост. патриархов о правосл. вере, чл. 15. Римско-кат. церковь принимает, как и православная, семь таинств в следующ. порядке: baptismum, confirmationem, eucharistiam, poenitentiam, extremam unctionem, ordinem et matrimonium. Concil. Tridentini Sess. VII, de sacramentis in genere can. 1 (ed. cit, col. 17). Протестанты признают только два таинства: крещение и причащение. August. Conf., art. 9–14. Helvet. Conf. II, art. 20. 1629 Ср. об этом догматич. вопросе Макарий, Правосл. догматич. богословие. § 245 (уп. изд., II 392– 394). Таково же учение и римско-католической церкви. См. Decret. Gratiani с. 30, 78, 87 и 98. С. I, q. 1 (ed. cit. I, 318, 329, 333 и 339). 1634 Подробности об этом см. в книгах, указанных в 7 прим. §7, а также у E. de Pressensé, La vie éccclésiastique, religieuse et morale des chrétiens aux deuxième et troisième eiècles. Paris, 1877. 1637 Карф. соб. кан. 103. ср. и толкование Зонары на 6 кан. VII Всел. собора (Аф. Синт., II, 578) относительно надзора соборной власти, чтобы при всяком священнодействии строго соблюдать предписания устава. 1638 Трул. соб. кан. 75, Лаод. 17 и толкование архим. Иоанна на 75 кан. Трул. соб. (уп. кн. II, 470–472). Ср. и «учительное известие» при служебнике (Вена, 1854 г., стр. 227 и сл.). 1640 Ап. кап. 9, Трул. соб. 80, Антиох. 2. Сардик. и 11 толков. архим. Иоанна на 80 кан. Трул. соб. (II, 479–481). 1644 Ср. об этом в моем издании «Правила с тумач.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 35. Аще муж оставлен женою, то подобает смотрети вину оставления: и аще явится она оставившею без причины: то он достоин снисхождения, а она епитимии. Снисхождение же окажется ему в том, да будет в общении с церковью. (Ап. 48; трул. 87, 93, 98; анкир. 20; карф. 102; Василия вел. 9, 21, 77). Настоящее правило св. Василия трулльский собор внес в свое 87 правило, толкование которого служит толкованием и данного правила св. Василия Великаго.  Правило 36. Жены воинов, пребывающих в безъизвестности, сочетавшиеся с другими, подлежать тому же суждению, как и те, кои не дождались возвращения отсутствующих мужей. Впрочем здесь дело достойно некоего снисхождения, поелику более вероятно заключение о смерти. (Трул. 93; Василия Вел. 31, 46). Настоящее правило вместе с 31 и 46 правилами того же св. отца вошли в 93 правило трулльского собора, толкования которого и надлежит иметь в виду.  Правило 37. Вступивший в брак, по отъятия у него чуждые жены, за первую да будет обвинен в прелюбодеянии, а за другую неповинен. (Трул. 87; Василия Вел. 21, 34, 39, 48, 58, 77). Чужою женою (λλοτραν, alienam) в настоящем правиле называется или женщина, связанная узами законного брака, или девица, законно обрученная с кем-либо Кто, следовательно, совершит прелюбодеяние с такою λλοτραν и законным приговором она будет взята от него, - будь она чужая жена или невеста, - и он, лишенный этой сожительницы, вступит в законный брак со свободной, незамужней женщиной, то тогда, согласно настоящему правилу, таковой человек подлежит епитимии, определенной для прелюбодеев, только за сожительство с чужою женою или невестою, а за сожитие с женою, с которою вступил в законный брак, не подлежит никакому наказанию. Впрочем, последнее нужно понимать не в смысле церковного брака, а в смысле сожительства, о котором речь в 26 правиле св. Василия, т.е. в смысле конкубината, ибо если бы здесь был подразумеваем законный церковный брак, тогда бы тот, кто виновен в прелюбодеянии, мог бы вступить, после вдовства, в новый брак по выдержании всей пятнадцатилетней (Василия Вел. 58), или семилетней (трул. 87) епитимии; если же своим прелюбодеянием дал повод к расторжению брака, то таковой не имеет права никогда более вступать в новый брак (Василия Вел. 48).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1330...

стр. 741) или инсинуации на счет моей политической неблагонадежности (стр. 743). Подобные полемические приемы профессора ХХ-го века могут быть объяснимы только крайним переутомлением и способны вызвать не желание к ученому состязанию, а лишь сожаление к недугующему противнику. 3 Так именно понималось это правило большинством членов Предсоборного присутствия, к которому примкнул и г. Глубоковский. 5 “Настоящее правило (34-е Апост.) повелевает, чтобы первенствующих епископов в каждой епархии, т.е. архиереев митрополии прочие епископы почитали главою”. 6 Пользуемся случаем представить следующий прекрасный славянский перевод правила: «Епископам каждого языка ведети подобает первого в них суща и имети его яко главу и ничтоже больше чесо деяти кроме его разума тая же самая каждого елика своей парохии належит и сущим над нею весям. Но ниже той кроме всех разума до творит что: сице бо единомышление будет и прославится Бог Христом в Святом Духу». Перевод принадлежит митрополиту Досифею Соговскому. Лучшая редакция принадлежит Библиотеке Киевософ. Собора. 63. Сведения о жизни Досифея–в книге Преосвящ. Арсения, Еписк. Псковского: Изследования и монографии по истории Молдавской церкви, стр. 52–56. СПБ. 1904. 8 Трул. соб. 1-ое правило: π Κοπριανο το γενομvοv ρχιεπισκπον τς φρων χρας. Трул. соб. прав. 30-е: ν τας βαρναρικας κκλησαις. Трул. соб. прав. 32 и 33, говоря об Армянской церкви выражаются так: до сведения нашего дошло, что в армянской стране ν τ τν ρμενων χρ. Трульск. соб. правило 55 выражается о римской церкви так: „поскольку мы увидали, что обитающее в граде Рим ν τ Ρομαων πλευ во св. четыредесятницу в субботы ея постятся... угодно да и в Римской цер­кви πι τ Ρωμαων κκλησ соблюдается правило... 9 IV Всел. прав. 17: τος πολιτικος κα δημοσοες τυποις τν εκκλησιαστικν παροικιν τξις κολουθετω [Распреление церковных приходов да последует гражданскому и земскому (?) порядку]. 17 Παροικα от παρ и οκος собственно значит временное проживание вне дома, на чужой земле,или стороне, отсюда παροιχα – странник (advena) и пресельник (colonus).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Относительно этого правила см. толкование 6 правила II всел. собора; еще подробнее говорят об этом: 128, 129 и 130 правила настоящего собора. Примечания: 18. Прав. 7 карф. собора 390 г. Правило 9(9). Аще который епископ, или пресвитер, приимет в общение праведно изверженных за свои преступления из церкви: да будет и сам повинен равному осуждению, с уклоняющимися от правильного приговора своего епископа (Ап. 11, 12, 13, 32, 33; I всел. 5; IV всел. 11, 13; трул. 17; антиох. 6, 7, 8, 11; лаод. 41, 42; сердик. 13; карф. 23, 106). См. толкования 11 и 12 Ап. правил и 5 правила I всел. собора, так же как и др. параллельных правил. Примечания: 19. Прав. 7 карф. собора 390 г. Правило 10(10). Аще который пресвитер, от своего епископа осужденный, вознесшие надмением некиим и гордостью, должным быти возмнит отдельно приносити Богу святые дары, или умыслит воздвигнути иной олтарь, вопреки церковной вере и уставу: таковый да не будет оставлен без наказания. Собор рек: аще который пресвитер, противу епископа своего возгордись, сотворити раскол: да будет анафема (Ап. 31; II всел. 6; III всел.3; IV всел. 18; трул. 31, 34; гангр. 6; сердик. 14; антиох. 5; карф. 11; двукр. 13, 14, 15; Василия Вел. 1). Примечания: Смотри толкование к правилу 11(11) 20.Первая половина 8 прав. карф. собора 390 г. Правило 11(11). Аще который пресвитер в своем поведении осужден будет: таковый должен соседним епископам возвестити, дабы они выслушали дело, и дабы чрез них примирился он с своим епископом. Аще же сего не сотворит, но (от чего да сохранит Бог) надмеваясь гордостью, удалит сам себя от общения с своим епископом, и вместе с некоторыми производя раскол, принесет Богу святое приношение: таковый да будет признаваемо находящимся под клятвою, и да лишится своего места, впрочем с рассмотрением, не имеет ли справедливые жалобы на епископа (Ап. 31; I всел. 5; IV всел. 18; трул. 31, 34; антиох. 4, 5, 6; гангр. 6; карф. 10, 29, 107; двукр. 13, 14, 15). Относительно двух этих (10 и 11) правил см. толкования 31 Ап. правила, 6 правила гангрского и 4 правила антиохийского соборов. По поводу того, что говорится в 11 правиле этого собора, относительно того, что осужденный своим епископом пресвитер должен заявить об этом соседним епископам, чтобы с их помощью по возможности освободиться от обвинения, архимандрит Иоанн замечает, что в древнее время общим правилом было - все подобные дела до официального суда передавать обычно суду посредствующему, составленному по договору из избранных лиц, которые старались и нередко успевали примирить враждующие стороны, и только, в случае неудачи со стороны посредствующего суда, дело передавалось на формальное исследование и суд соборов областных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

В нижеследующем перечне дел, подлежащих, по Апостольским правилам, церковному суду вообще, легко заметить дела, подлежащие собственно епархиальному суду. I. Преступления против веры а)            1. Отречение от имени Христова (прав. 62).       2. Отречение от имени служителя церкви       (прав 62). b)       Общение с иноверными:       1. Молитва в иудейской синагоге или еретической церкви (прав. 65).       2. Принесение елея или возжжение свечи в иудейской синагоге или языческом капище во время службы, там совершающейся (прав. 71).       3. Участие в празднествах иноверных, принятие от них праздничных даров, например, опресноков, и соблюдение их постов (прав. 70).       4. Молитвенное общение с еретиками (прав. 45) с) Святотатство:       1. Похищение из церкви воска и елея (прав. 73).       2. Обращение в обычное употребление для своих потребностей освященных уже сосудов и завесы церковной (прав. 73). II. Собственно церковные преступления А. Преступления против должности. а) Неправильное совершение таинства крещения. α)      1. Повторение крещения над крещенным уже по установлению Православной церкви (прав. 47). 2. Принятие духовными лицами крещенных еретиками без совершения над ними крещения (прав. 46). β) Неправильное совершение образа крещения. 1) В трех Безначальных, или в трех Сынов, или в трех Утешителей (прав. 49). 2. Совершение неправильного погружения, единого – в смерть Господню, а не троекратного (прав. 50). b) Неправильное совершение таинства причащения. 1. Принятие от иноверных или верных и принесение в алтарь для совершения Евхаристии – кроме вина: напитка, приготовленного не из винограда, также меда, молока, овощей, птиц и животных (прав. 3 и 46) 35 . с) Совершение вторичного рукоположения влечет за собой лишение сана и рукоположенного в другой раз, и рукоположившего вторично (прав. 68). d) Совершение праздника Пасхи одновременно с иудеями, т. е. прежде весеннего равноденствия (прав. 7). e) Чтение во время Богослужения подложных книг нечестивых, аки святых (прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

17. Точно также епископы должны были подвергаться дисциплинарной ответственности и за принятие вообще всех путешествующих христиан без мирных грамот (ант. 7). 742 Карфаг. 40. В прав. 3 Кирилла александр. (Ср. послание III всел. соб. к соб. памфилийскому об Евстафие), не одобряется также и отречение от должности, „ибо аще достойны служити, да пребывают в сем, аще же недостойны, да удаляются от служения не отречением, а паче осуждением по делам; но двукр. 16 допускает отречение. 748 Вас. В. 90; Геннад. окруж. посл.; халкид. 2; трул. 22; VII всел. 5 и 19; Тарасия посл. к Адриану. 751 Трул. 101. В древней церкви, как и в период вселенских соборов, Св. Дары преподаваемы были народу в руки, причем многие, из побуждений суетности более, чем из сознания о нечистоте своих рук, делали дорогие вместилища, в которые и принимали от священнослужителей Св. Дары (Иоанн, II, 502–503). 759 Тимоф. алекс. 11. Ср. Никифора пр. 153. В правилах Никифора говорится еще: о совершении литургии без антиминса (98), о совершении литургии после прикосновения к трупу (158), о совершении литургии без теплоты (32), о пролитии Св. Даров (175), как о должностных преступлениях против церковной дисциплины. 760 Но в правилах Никифора содержится масса дисциплинарных предписаний относительно монастырской жизни. См. напр. пр. 47–65, 202–221 и друг. В силу этих канонов воспрещаются, с назначением определенного наказания, как общие преступления, напр. блуд, так и разные нарушения монашеской дисциплины – сонливость, объедение, неуместный смех и т. п. См. там же епитимийные правила Феодора Студита в XCIX томе Патрологии Миня, Ser. gr. 766 VII всел. 18. Ср. трул. 47: „ни жена в мужеском монастыре, ни муж в женском да не спит.“ VII всел. 20 воспрещает даже разговор монаха с монахиней наедине. 772 Халкид. 7 приравнивает монахов, оставляющих монашество, к клирикам, слагающим с себя сан, подвергая анафеме тех н других. Ср. прав. 91 патр. Никифора. 774 В северной Африке, как видно из 42 пр. карфаг., введена была опись церковного имущества, но в описи или инвентари вносились лишь недвижимые имения церквей и разные принадлежности церковного богослужения, а не денежные суммы, и кроме того из восточных канонов не видно, чтобы на востоке введены были эти описи так же рано, как в северной Африке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

1. Замечательны анафемы, провозглашенные гангрским собором против евстефиянской ереси, которая проявлялась в разных превратных взглядах на жизнь, именно: в порицании брака и гнушении женами, совокупляющимися с своими мужьями (пр. 1, 9, 10, 14), в осуждении употребления мяса (пр. 2), в научении раба презирать господина (пр. 3), в непринятии причащения от пресвитера, состоящего в браке (пр. 4), в пренебрежении к дому Божиему и к бывающим в нем собраниям (пр. 5), в составлении собраний вне церкви без воли епископа (пр. 6), в принятии кем либо и в принесении кому либо без воли епископа церковных плодоприношений (т. е. фимиама, хлеба и вина и других вещей на потребности церковного богослужения, на содержание клира, на бедных, призреваемых церковью, пр. 7 и 8, см. Иоанн, I, 378), в презрении к вечерям любви и к принимающим участие в них (пр. 11), в приписании суровой одежде силы, якобы сообщающей человеку особую праведность и в презрении к тем, кто с благоговением носит шелковые одеяния (пр. 12), в принятии на себя женщинами мужского одеяния ради мнимого подвижничества (пр. 13), или в острижении волос ради таковой же цели (пр. 17), в нерадении родителей о детях и детей о родителях ради мнимого подвижничества (пр. 15 и 16), в соблюдении поста в день воскресный (пр. 18), или напротив в нарушении поста, установленного церковью (пр. 19), наконец в осуждении собраний в честь мучеников и совершаемых в них служений (пр. 20). Ср. анафемы толедского собора в Испании 447 г. (у Гефеле, II, 307–308) против присциллианистов, которые, также как и евстафияне, принадлежали к манихейству. Кроме запрещения употреблять в пищу кровь (трул. 67, направл. против римск. церк.), воспрещается несоблюдение поста в известные времена и дни. Так воспрещается употребление яиц и сыра в субботы и воскресные дни четыредесятницы (трул. 56), прервание поста в четверток страстной седмицы (лаод. 50), прекращение поста раньше полуночи великой субботы (трул. 89), совершение браков и празднование дней рождения в четыредесятницу (лаодик.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

148. Прав. 3 карф. собора 401 г.; в Кормчей прав. 70. Правило 70(81). Заблагоразсуждено, да епископы и пресвитеры и диаконы, по правилам свойственным их степеням, воздерживаются от жен, которых уже имеют: аще же не сотворят сего, да будут удаляемы от церковного чина, прочие же причетники да не принуждаются к сему. Но подобает соблюдали обычай каждыя церкви (Ап. 5, 17, 26, 51; I всел. 3; IV всел. 14; трул. 5, 6, 12, 13, 30; VII всел. 18; анкир. 19; неокее. 1, 8; гангр. 4; карф. 3, 4, 25, 38; Дионисия алекс. 3; Василия Вел. 12, 27, 88). О постановлении этого правила мы уже говорили в толкованиях нескольких правил и особенно в толкованиях 12 и 13 правил трулльского собора. Относительно того, что муж и жена должны в определенное время, ради молитвы, воздерживаться друт от друга, высказался еще в III веке александрийский епископ Дионисий в своем послании к Василиду (прав. 3); данное карфагенское правило применяет это постановление к епископам, пресвитерам, диаконам и иподиаконам, подтверждая этим уже изданное им прежде предписание (прав. 25). Данное правило добавляет только, что поставювление о воздержании духовных лиц на упомянутых иерархических степенях не простирается и на низших клириков, как не прикасающихся к святыне ( ), но таковые пусть следуют в этом обычаю своей церкви Примечания: 149. Прав. 4 карф. собора 401 г.; в Кормчей прав. 71; в Пидалионе его нет совсем. 150. Толкование Зонары в Аф. Синт., III,483. См. толкование этого правила в Кормчей, I,144-149. Правило 71(82). Заблагоразсуждено, да не будет позволено никакому епископу оставляли главное место своея кафедры, и отходити к какой либо церкви, в его епархии состоящей, или более надлежащего упражняться в собственном деле, и оставляти попечение и прилежание о своем престоле (Ап. 58; IV всел.25; трул. 19; сердик. 11,12; лаод. 19; карф.121, 123; двукр. 16). Цель этого правила состоит в том, чтобы утвердить резиденцию (residentiam) каждого епископа при кафедральной епископской (в более узком смысле слова) церкви данной епископской области, т.е. в том городе, который по своему значению удостоен, епископской кафедры. Сообразно с этим правило воспрещает каждому епископу оставлять то место, которое ему было определено в начале для его постоянного местопребывания, и находиться в каком-либо другом месте вверенной ему области. Некоторые епископы делали это ради своих личных выгод, соблюдать которые им было удобнее в каком-либо другом месте, а не в своей постоянной резиденции, поэтому правило укоряет тех епископов, которые, интересуясь более чем следует своими личными делами, оставляли попечение о своей кафедре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Иные же, не упражнявшись еще, если в одну только впадут скорбь и воздвигнется на них брань, тотчас ввергаются в беду и в гибель (прп. Макарий Египетский , 67, 118–119). Источник. ...Так угодно Господу, поскольку человек еще младенец, упражняет его Господь во бранях (прп. Макарий Египетский , 67, 200). ...Кто не борется со грехом, то внутренний порок, разливаясь постепенно, с приумножением своим увлекает человека в явные грехи, доводит до совершения их самим делом, потому что зло, как отверстие источника, всегда источает из себя струю (прп. Макарий Египетский , 89, 217). Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел самого себя, отрекся от души своей, гневался на нее, укорял ее, противился привычным своим пожеланиям, препирался с помыслами, боролся с самим собой (прп. Макарий Египетский , 89, 218). Источник. ...Враги никогда не остаются в бездействии и ведут брань, не предаваясь лености (прп. Макарий Египетский , 89, 236). Источник. ...Мера твоего подвига заключается в том... чтобы бороться с пороком и не слушаться его, не соуслаждаться им в помыслах (прп. Макарий Египетский , 89, 244). Источник. Нет человека, на которого враг перестал бы нападать (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Иные терпят сильную брань и терзания от греха, но укрепляются и умудряются в бранях, пренебрегая сопротивную силу, и нет им опасности в этом отношении... (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Если и наступает брань отвне, делает приражение сатана, то внутренно ограждены Господнею силою, и не тревожатся при нападениях сатаны (прп. Макарий Египетский , 89, 265). ...Если подъявший на себя оружие Христово, чтобы сражаться мужественно, расслабнет, то скоро предается он врагам и, по разрешении с телом, из тьмы, обдержащей его ныне, пойдет в другую, более страшную тьму и в погибель (прп. Макарий Египетский , 89, 270). Источник. Кто надеждою на Бога одержал верх над многими и сильными врагами, тот, как бы приведя в некое забвение показанные им труды, снова восстает на борцов, еще более сильных и могущественных (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

а) Со стороны митрополита или первого епископа области, который по каким-либо видам дает грамоту на владение спорным местом известному епископу, и последний, основываясь лишь на ней, «учинит нашествие – по выражению правила – на епархию другого» (прав. 134). b) Со стороны соседнего епископа, который в видах приобретения будет всеми мерами стараться об обращении раскольников чужой епархии, тогда как местный епископ по соображению обстоятельств найдет более удобным для блага церкви на время приостановить употребление прямых мер к их обращению (прав. 135). В виду сих и подобных злоупотреблений право каждого епископа гарантируется тем, что расширение и сокращение пределов епархии производится только по суду областного собора, причем для тяжущихся предъявляется выбор: решить ли свое спорное дело правильным ведением судебного процесса (перед собором), или же третейским судом (прав. 134 и 135). 5) Удаление епископа в иную епархию и отправление в ней обязанностей епископа, например, «рукоположения и устроения дел, до него не принадлежащих» (II Всел. соб. пр. 6; Ант. соб. пр. 13), без соизволения епархиального епископа (Ант. соб. прав. 22). 6) Рукоположение в своей епархии клириков, принадлежащих другому епископу и без его соизволения (I Всел. соб. прав. 16). 7) Принятие в клир принадлежащих другому епископу клириков (IV Всел. соб. прав. 20; Сардик. соб. прав. 15; Карф. соб. прав. 101). 8) Принятие епископом кого-либо из монастыря другой епархии и поставление принятого в свой клир или в монастырь игуменом (Карф. соб. прав. 91). 9) Переход из одной области в другую, из одного города в другой – епископа, пресвитера и дьякона (I Всел. соб. прав. 15; IV Всел. соб. прав. 5; Ант. соб. прав. 21). 10) Притеснение, оказываемое епархиальному епископу проживающим в его епархии епископом, не принятым в той, к которой назначен (Анк, соб. пр. 18). 11) Принятие в общение клириков, изверженных от сана по суду их епархиального епископа (Карф. соб. прав. 9), и вообще 12) отлученных своим епископом (Ант. прав. 6; Сардик. соб. прав. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010