Особенности этого чина весьма любопытны. Он начинается омовением ног, подобным тому, какое, совершается в великий четверток, и содержит в себе весьма значительное количество песнопений, специально приноровленных к женскому пострижению и сообщающих этому пострижению сравнительно с мужским иную окраску. Содержание чина следующее. После утрени черницы приходят в келью хотящей прияти святый образ и поют стихиру: «Послушай Христа, что вопиет дево, крест, вземще иго мое на раме иди отверзися земных».... Затем священник делает обычное начало: «Благословен Бог наш». за коим следуют: Трисвятое, Отче наш . Господи помилуй 12. Приидите поклонимся и псалом 50-й. Далее поют канон великой схимы. После канона игумения, взяв за руку хотящую прияти образ, ведет ее в притвор церковный, где уготовано умывание. Сзади идут черницы со свечами, поя стихиру: «Последуим сестры благому владыце, увядим мирских похотей»... и богородичен: «Грешных молитвы приемлюще скорбяших воздыхание»... Далее следует пение трех антифонов, из коих третий («Союзом любви связуеми апостоли») взят из чина омовения ног в великий четверток. После антифонов – ектенья, две молитвы из того же чина омовения в вел. четверток и евангелие от Иоанна: «Во время оно. ведый Иисус, яко вся даст ему Отец в руце»... Когда диакон произнесет слова: «И нача нозе умывати учеником и отирати лентием, имже бе препоясан» – «и препояшется игумения понявою и выльет воду в умывальник, умывает нозе хотящей прияти образ и отирает имже бе препоясана». Во время умывания трижды поют стихиру: «Умый нозе честная маги и обуй мя сапогом целомудрия, да не пришед враг обрящет пяты моя нагы и запнет стопы моя», и богородичен: «Имуще тя. Богородице, упование»... Затем дочитывается евангелие и поется тропарь: «Господа глашаете мя и учителя»... со стихом: «Окропиши мя иссопом»... В это время игумения и черницы кропят на лица своя от воды умывания и входят в церковь , поюще тропарь: «К тебе утреннюем милосердому умывше нозе»... и богородичен: «Избави нас от бед наших мати Христа Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Наконец, завершая перечисление наиболее ярких и значимых правомочий императора, следует сказать, что он обладал беспрецедентным правом на участие в богослужении. Обратим внимание и на комментарий Феодора Вальсамона к 12-му правилу Анкирского Собора: «Императоры и патриархи должны быть уважаемы как учители Церкви ради их достоинства, которое они получили через помазание миром. Отсюда происходит власть правоверных императоров наставлять христианские народы и, подобно иереям, приносить Богу курение. Православные императоры невозбранно, когда захотят, входят в святой алтарь, и кадят, и делают знамение креста с трикирием, как и архиереи. Они предлагают народу катехизическое поучение, что предоставлено одним местным архиереям… А как царствующий император есть помазанник Господень по причине помазания на царство, а Христос и Бог наш есть между прочим и архиерей, то благостно и император украшается архиерейскими дарованиями» . То же самое следует сказать о литургическом творчестве царей и их проповеднической деятельности. Императоры св. Юстиниан Великий, Феофил (829–842), Лев VI Мудрый и Феодор II Ласкарис много времени посвящали составлению проповедей и церковных песнопений. Сохранились «слова» Льва VI на Рождество Богородицы, Введение Ее во храм, Благовещение, Сретение, Рождество Христово, Вербное воскресенье, Воздвижение Святого Креста Господня, Воскресение и Вознесение Христа, на Сошествие Святого Духа и Пятидесятницу, Успение Богородицы, Неделю всех святых, Усекновение главы Иоанна Предтечи, в честь св. Иоанна Златоуста и св. Николая Мирликийского, а также «слово» ко всем христианам – всего 19 проповедей. Из не сохранившихся сочинений известны работы «О судьбе», «Главы о добродетели», «Нравственные правила». Кроме того, Льву VI Мудрому приписывается полемическое сочинение с сарацинским князем Омаром. Как правило, эти проповеди зачитывались в храмах его чиновниками, но нередко царь и сам выходил с текстом на амвон. Не менее плодотворным император был и в области церковной гимнографии. Он написал стихиру на «Хвалите» в Лазареву субботу, две стихиры на Великий пяток, стихиру на утрени в неделю ваий «Презревши, душа моя, божественных помазаний», пять стихир на «Господи, воззвах» за вечерей, 11 стихир евангельских, среди них известную стихиру «Придите, людие, триипостасному Господу поклонимся». Его перу принадлежит и песнь на второе пришествие Христа, впоследствии положенная на ноты .

http://pravoslavie.ru/58936.html

Утреня. Пасхальную утреню у нас обычно начинают в 12 часов ночи. Начинать пасхальное торжество ранее полуночи не рекомендуют канонические правила. Но правила эти не указывают, когда именно после полуночи «в который час, или в которую половину часа или четверть часа подобает начинать веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», ввиду того, что и в самом Евангелии нет точного указания на час Воскресения ( Дионисий Александрийский , 1-е правило). Поэтому не следует удивляться, что в Типиконе о начале пасхальной заутрени говорится не вполне определенно: «об часе утреннем». В Русской Церкви приблизительно за последние сто лет установился обычай начинать пасхальное торжество ровно в полночь. Посему при приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у престола. Предстоятель раздает свечи сослужáщим. В это же время возжигают свечи и все молящиеся. Предстоятель приемлет в левую руку Крест с трисвещником, в правую – кадило. Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых царских вратах священнослужители тихим гласом поют стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого отверзается завеса и священнослужители поют 2-й раз эту же стихиру громким гласом. Открываются царские двери, и стихира более высоким гласом поется духовенством в третий раз до половины «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех». Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: «и нас на земли сподоби...». Начинается крестный ход, во время которого певцы непрерывно поют ту же стихиру. В крестном ходе впереди несут фонарь, за ним запрестольный Крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со свечами и кадильницами и за ними священники, младшие впереди. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель с трисвещником и Крестом. Где один священник, там допускается мирянам нести на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие. Артос на этом крестном ходе не носят, так как он еще не освящен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Василики» и новеллы Льва Мудрого широко использовались не только на Востоке, но и на Западе, где превалировало законодательство св. Юстиниана Великого . Но «Василики» были очень удобны тем, что зачастую не только содержали тексты новелл святого императора, но и давали ссылки на их источники, что очень нравилось глоссаторам. Как некогда знаменитый св. Юстиниан Великий , Лев VI много времени посвящал составлению проповедей и церковных песнопений. Сохранились его «слова» на Рождество Богородицы, Введение Ее в храм, Благовещение, Сретение, Рождество Христово, Вербное Воскресенье, Воздвижение Святого Креста Господня, Воскресение и Вознесение Христа, Сошествие Святого Духа и Пятидесятницу, Успение Богородицы, Неделю всех святых, Усекновение главы Иоанна Предтечи, в честь св. Иоанна Златоуста и св. Николая Мирликийского, и «слово» ко всем христианам – всего 19 проповедей. Из несохранившихся сочинений известны работы «О судьбе», «Главы о добродетели», «Нравственные правила». Кроме того, Льву Мудрому приписывается полемическое сочинение с сарацинским князем Омаром. Как правило, эти проповеди зачитывались в храмах его чиновниками, но нередко царь и сам выходил с текстом на амвон 119 . Не менее плодотворным император был и в области церковной гимнографии. Он написал стихиру на «Хвалите» в Лазареву Субботу, две стихиры на Великий Пяток, стихиру на утрени «Презревши, душа моя, божественных помазаний», 5 стихир на «Господи воззвах» за вечерей, 11 стихир Евангельских, среди них известную стихиру «Придите, людие, триипостастному Господу поклонимся». Его перу принадлежит и песнь на второе пришествие Христа, впоследствии положенная на ноты 120 . Анализ проповедей императора показывает, что он владел достаточными познаниями в Священном Писании и богословской литературе, не без успеха раскрывал догматико-полемические темы, пользовался церковно-историческими и житийными материалами. И по форме все его проповеди имеют признаки риторически правильных сочинений. Речь царя полна сравнений и образов, в общем – перед нами яркий пример схоластической проповеди, образец риторической науки. Но в «словах» Льва Мудрого встречаются и элементы современности. Он призывает к доброте и добротолюбию, духовному единению, и сам обещает употребить все силы для доброго управления вверенным ему Богом народом 121 . Глава 2. Царь и патриарх. Четыре брака императора

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В чине Воздвижения, как он излагается в Иерусалимском канонаре, нетрудно опознать эти исторические обстоятельства. В самом деле, в обоих случаях, т. е. и в событии обретения Креста Господня, и в древнейшем чине Воздвижения, мы имеем дело с тремя крестами. Так же не случайно в данном чине и троекратное воздвизание креста или крестов. Оно воспроизводит нам два исторических обстоятельства: воздвижение патриархом Макарием Креста Господня, с одной стороны, и воздвижение трех крестов на больную женщину – с другой. Ектения и пятидесятикратное «Господи, помилуй» на каждом из трех воздвизаний обязаны своим происхождением тому моменту, когда, по преданию, патриарх Макарий воздвизал Животворящий Крест, а народ взывал «Господи, помилуй». Песнопения, сопровождающие каждое из воздвизаний, говорят об обстоятельстве поочередного возложения крестов на больную женщину. В самом деле, в чине, когда иерей делает первое воздвизание креста, лик поет стихиру, относящуюся не ко Кресту Господню как к таковому, а к иному орудию казни: «Покланяемся, Христе, копию проводившему». Равным образом при втором воздвизании певцы поют стихиру, которая не относится непосредственно ко Кресту Господню как к таковому, но говорит вообще о значении для нас голгофских страданий Христа: «Просвети нас на Крест Твое восшествие». И только при третьем воздвизании мы слышим стихиру, в своем содержании непосредственно обращенную к Животворящему Древу: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Проследим события обретения Креста Господня далее. Хотя историки об этом и не говорят, но должно с несомненностью полагать, что Крест Христов, лежавший почти три столетия под землей, по отыскании его оказался покрытым прахом. Надо думать, что он был тщательно очищен от этого праха, омыт, быть может, намащен благовониями и потом предложен для целования присутствовавшим. Это все мы видим в древнейшем чине Воздвижения. Замечательно, что упомянутые действия – омовение и намащение креста благовониями и его целование – происходят в конце чина. Безусловно, в таком порядке протекали и обстоятельства обретения Креста Господня. Трудно допустить, чтобы патриарх Макарий, откопав три креста, сначала их очистил от праха, намастил, а потом стал возлагать на больную. Надо полагать, что это воздаяние благоговения Животворящему Древу последовало после того, когда была установлена его принадлежность Христу. Итак, в самом раннем чине Воздвижения Креста мы видим воспроизведение исторического события обретения Креста Господня и первого его воздвижения. Само это историческое событие, таким образом, положило начало чину Воздвижения.

http://bogoslov.ru/article/6175574

Между прочим Наталья Петровна спросила: не написать ли некролог о старце Иоанне? Владыка, выслушав Наталию Петровну, одобрил предложение и благословил написать некролог. От рясофорного монаха Петра Григорова был получен писанный им вчерне некролог 21 числа сентября, – по прочтении о. игуменом Моисеем с о. Макарием найден неполным. Поэтому отец Макарий того же 21 числа вечером поручил иеродиакону Е. за послушание заняться немедленно составлением некролога о старце Иоанне, соображаясь с присланным от о. Петра черновым, с тем, чтобы некоторое из оного оставить, а что нужно поместить. В тот же вечер иеродиакон Е., помолясь Богу прочитал оный о. Петром присланный черновой некролог и описание жизни о. Иоанна под заглавием «Исповедь» (напечатанную в книге его «Дух мудрования»). Потом положил три поклона о упокоении души его, лёг спать и нескоро уснул. Заснувши, видит во сне: будто в хорошо убранной комнате, как бы наверху, о. Иоанна готовят к пострижению в схиму, и он, как должно, распростерся крестообразно, а о. Макарий поправил у него на груди крест. Тут был и о. игумен Моисей, который, стоя в стороне у икон, приготовлялся его постригать, а Е. готовился петь стихиру по книге, держа оную разгнувши, но не «Объятия Отча…», а «Познаем, братие, Таинства силу…», твердо убежден быв, что надобно петь сию стихиру, а не ту, – и только ожидал, пока отец Макарий даст тон к пению. В самую эту минуту ударили в колокол к заутрени; Е. проснулся с словами в уме «Познаем, братие, Таинства силу…», как бы выговаривая оные мысленно. Утром сказал о том сне старцу отцу Макарию, а он сделал замечание следующее: «Бог знает, что этот сон знаменует. Но, кажется, добрый знак извествует, ибо стихиру сию “Познаем, братие, Таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго блуднаго сына…” поют после пострижения». Иеросхимонах Иоанн некролог Вознесет кроткая во спасение. Пс. 149:4 Ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Евр. 13:7 Память благочестивых и добродетельных мужей вечно живет и в благохвалении жизни их, и в сожалении о кончине; особенно, если и по смерти своей они живут в памяти народной полезными сочинениями, разливающими свет истины.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Пасхальную утреню у нас обычно начинают в 12 часов ночи. Начинать пасхальное торжество ранее полуночи не рекомендуют канонические правила. Но правила эти не указывают, когда именно после полуночи " в который час, или в которую половину часа или четверть часа подобает начинать веселие о воскресении Господа нашего из мертвых " , ввиду того, что и в самом Евангелии нет точного указания на час воскресения (Дионисий Александрийский, 1-е правило). Поэтому не следует удивляться, что в Типиконе о начале пасхальной заутрени говорится не вполне определенно: " об часе утреннем " . В Русской Церкви приблизительно за последние сто лет установился обычай начинать Пасхальное торжество ровно в полночь. Посему при приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у престола. Предстоятель раздает свечи сослужащим. В это же время возжигают свечи и все молящиеся. Предстоятель приемлет в левую руку Крест с пасхальным трисвещником, в правую - кадило. Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых царских вратах священнослужители тихим гласом поют стихиру " Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити " . После этого отверзается завеса и священнослужители поют 2-й раз эту же стихиру громким голосом. Открываются царские двери, и стихира более высоким голосом поется духовенством в третий раз до половины " Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех " . Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: " и нас на земли сподоби " . Начинается крестный ход, во время которого певцы непрерывно поют ту же стихиру. В крестном ходе впереди несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники, младшие впереди. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель с трисвещником и Крестом в левой руке. Где один священник, там допускается мирянам нести на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие. Артос же на этом крестном ходе не носят, так как он еще не освященный.

http://zavet.ru/pasha04.htm

В чине Воздвижения, как он излагается в Иерусалимском канонаре, нетрудно опознать эти исторические обстоятельства. В самом деле, в обоих случаях, т. е. и в событии обретения Креста Господня, и в древнейшем чине Воздвижения, мы имеем дело с тремя крестами. Так же не случайно в данном чине и троекратное воздвизание креста или крестов. Оно воспроизводит нам два исторических обстоятельства: воздвижение патриархом Макарием Креста Господня, с одной стороны, и воздвижение трех крестов на больную женщину – с другой. Ектения и пятидесятикратное «Господи, помилуй» на каждом из трех воздвизаний обязаны своим происхождением тому моменту, когда, по преданию, патриарх Макарий воз-двизал Животворящий Крест, а народ взывал «Господи, помилуй». Песнопения, сопровождающие каждое из воздвизаний, говорят об обстоятельстве поочередного возложения крестов на больную женщину. В самом деле, в чине, когда иерей делает первое воздвизание креста, лик поет стихиру, относящуюся не ко Кресту Господню как к таковому, а к иному орудию казни: «Покланяемся, Христе, копию проводившему». Равным образом при втором воздвизании певцы поют стихиру, которая не относится непосредственно ко Кресту Господню как к таковому, но говорит вообще о значении для нас голгоф-ских страданий Христа: «Просвети нас на Крест Твое восшествие». И только при третьем воздвизании мы слышим стихиру, в своем содержании непосредственно обращенную к Животворящему Древу: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Проследим события обретения Креста Господня далее. Хотя историки об этом и не говорят, но должно с несомненностью полагать, что Крест Христов, лежавший почти три столетия под землей, по отыскании его оказался покрытым прахом. Надо думать, что он был тщательно очищен от этого праха, омыт, быть может, намащен благовониями и потом предложен для целования присутствовавшим. Это все мы видим в древнейшем чине Воздвижения. Замечательно, что упомянутые действия – омовение и на-мащение креста благовониями и его целование – происходят в конце чина. Безусловно, в таком порядке протекали и обстоятельства обретения Креста Господня. Трудно допустить, чтобы патриарх Макарий, откопав три креста, сначала их очистил от праха, намастил, а потом стал возлагать на больную. Надо полагать, что это воздаяние благоговения Животворящему Древу последовало после того, когда была установлена его принадлежность Христу. Итак, в самом раннем чине Воздвижения Креста мы видим воспроизведение исторического события обретения Креста Господня и первого его воздвижения. Само это историческое событие, таким образом, положило начало чину Воздвижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе » (Стихира на стиховне Великого Пятка, глас 5). В.Н. Ильин называет эту стихиру «надгробный плач спасеннаго новаго человечества у бездыханнаго тела своего Избавителя, воспеваемый устами Церкви» . Но это же песнопение мы вновь слышим в стихирах на стиховне в Неделю жен-мироносиц. И это позволяет нам взглянуть на события смерти, погребения и Воскресения Спасителя как бы с двух различных точек. По мнению составителя церковного устава, эта стихира открывает нам две разные грани одного и того же события. Так, например, в Великую пятницу, когда мы первый раз слышим эту стихиру, мы встречаемся со смертью Богочеловека, но Его смерть уже озарена светом грядущего Воскресения, т. к. мы «песнословим погребение» Господа вместе и неотделимо «со воскресением». В Неделю же жен-мироносиц мы, как и предшествующие две седмицы, вспоминаем и празднуем Воскресение Иисуса Христа, но в то же время мы не должны забывать, что воскресения не может быть без смерти. Образно говоря, в день Великой Пятницы мы созерцаем подвиг Христа, пропевая стихиру от начала и до конца, а в Неделю жен-мироносиц – от ее последних слов и назад к началу стихиры. Радость от скорого воскресения Христова пронизывает все богослужение Великой Субботы. Даже когда в Великую Субботу мы слышим «да молчит всякая плоть человеча…», для нас, христиан, это молчание небезнадежное, оно пропитано жизнью и радостью скорого Воскресения Спасителя. Это очень хорошо подчеркивает богослужебный устав, ведь в древности литургию Великой Субботы совершали в субботу вечером, за несколько часов до пасхальной службы, и, причастившись, братия не расходилась из церкви. В память об этом обычае в конце субботней литургии у нас осталось благословение хлеба и вина: «По отпусте же не исходим из церкве, но седим на местех наших, и входит келарь, и дает братии по единому укруху хлеба, и по шести смоквей, или фиников, и по единому красовулю вина.

http://bogoslov.ru/article/6027170

Стихир за каждым богослужением поется много, но они носят различные названия. Если стихиры поются после стихов псалма «Господи воззвах», то они называются «стихирами на Господи воззвах»; если стихиры поются после стихов псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа», они называются «стихирами на хвалитех». В конце вечерни и в конце будничной утрени есть еще стихиры, которые называются «стихирами на стиховне». Кроме того имеются еще и литийныя стихиры, которые поются при выходе священнослужителей в притвор на литию. Богородичен θεοτοκιον — это песни, посвященные в честь Божией Матери так называется заключительная стихира каждой из вышеуказанных групп стихир, которая всегда поется после «Слава… и ныне…» и содержит в себе прославление Божией Матери. Только в дни великих праздников, вместо богородична, поется на «Слава… и ныне…» стихира праздника. Богородичен, содержащий в себе одновременно с прославлением Богоматери изложение догмата воплощения от Нее Сына Божия, или же говорит о соединении в Иисусе Христе двух естеств Божеского и человеческого, неслитно и нераздельно; или повествуется о чем-либо другом относительно Богочеловечества Христова, — называется Догматиком по гречески δογματικον и означает постановление, учение, догмат. Такое название носит обыкновенно богородичен, заключающий собою стихиры на «Господи, воззвах» на Малой и на Великой Воскресных вечернях, совершающихся в субботу вечером. Автором «Догматиков» считается преп. Иоанн Дамаскин. Всего их 8 по числу 8–ми гласов. Число стихир бывает различно, в зависимости от степени торжественности праздника: 10, 8, 6 и 4. Это обозначается в богослужебных книгах специальным выражением: «Стихиры на 10, стихиры на 8» и т. д. Указание на эти цифры имеет то важное практическое значение для правильного построения богослужения, что определяет число стихов псалма, которые должны петься со стихирами, предваряя каждую стихиру. Сначала поется соответствующий по счету стих псалма, а за ним поется самая стихира. При этом, если стихир не достает, они могут повторяться каждая по два или даже по три раза, что иногда прямо отмечается в богослужебных книгах после стихиры словами «дважды» или «трижды». Акафист по–гречески: ακαθιστος — «неседален» богослужение, во время которого нельзя садиться. Это особое хвалебное пение в честь Господа, Божией Матери или святого, состоящее из 12–ти кондаков и 12–ти икосов. В богослужебном уставе указано чтение Акафиста Божией Матери в 5–ую субботу Великого поста на утрени «Похвалы Пресвятой Богородице» (Автором этого акафиста считается Константинопольский патриарх Сергий (610—638 гг.), но некоторые указывают на авторство Георгия Писидийскаго, а другие предполагают, что его составил патриарх Фотий). Акафисты в настоящее время употребляются для домашнего и келейного правила, а также их читают священнослужители, приготовляясь к совершению богослужения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010