Западные Студийские уставы и Евергетидский не указывают после воскресной утрени чего-либо подобного [ 866 ], но Студийско-Ал. имеет здесь литию, только иногда отменяя ее: о Нед. мясопустной: «в ту же Неделю ни в сыропустную вън (поздн. ркп.: «в крыло») не исходять, нъ чтетсь по утрьн. оглашение»; о Нед. блудного: «исходять же и в крило церковное и поют за создавшаго (ктитора) тропарь (заупокойный?), аще не велик будет праздник, чтется же и оглашение» [ 867 ]. Иерус. уст. — груз. ркп.: «по окончании утрени выходим на литанию, поя вышеписанные стихиры самогласны; при пении стихир св. Иоанна Златоуста мы входим в притвор церковный, Слава и ныне Богородичен. Диакон кадит братии и произносят вышеписанную великую (литийную) ектению, мы же Господи помилуй 25 раз, обычные моления и чтение относящегося к тому дню поучения Феодора Студита. После поучения диакон возглашает: Услыши ны Боже… Мир всем. Главы наша. Когда мы преклоняем колена, священник молится: Владыко Многомилостиве… и таким образом заканчиваем все» [ 868 ]. Греч. ркп. и печ. изд.: «по отпусте совершаем литию в притворе, поя самогласную стихиру святого, при возглашении и вышеписанных молитв от иерея, т. е. ектений и прочего, затем молитва сия: Владыко Многомилостиве (курс. нет в поздн. ркп.) и бывает совершенный отпуст». Слав. ркп. XIV b.: «исходим в притвор поюще самогласну (нек.: + стихиру) святого, егоже церковь. Бывают от попа обычныя молитвы исхожения, якоже есть писано на вечерни на исхожении. По скончании же начинаем 1-й час»; поздн. ркп. (вв. XV–XVI), как древн. греч., но после курсива + «писаны на великой вечерни» [ 869 ]; одна ркп. (сербск., Моск. Рум. м. Сев. замечает, что эта лития обычно не совершается или ограничивается 2 молитвами: Спаси Боже люди и Владыко Многомилостиве; молитвы читаются, когда дается св. масло [ 870 ]. Старообр. уст.: «и исхожение в притвор, и по отпущении заутрени, аще Господский праздник, совокупльшимся обема ликома, и поем Слава и ныне стихиру евангельскую настоящаго гласа» [ 871 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

§4.5.1. Особенности воскресной великой вечерни в случае святого без знака Особенности такой службы можно найти во 2-й главе Типикона. «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10: стихиры воскресные Октоиха на 7 и святого на 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Стихиры на литии: стихира храма. Стихира храма берется из службы на храмовый праздник, однако Типикон четко не регламентирует, какую конкретно храмовую стихиру следует петь на литии. Есть основания полагать, что если праздник имеет литийные стихиры, то на воскресном всенощном бдении поется любая (чаще первая) литийная стихира. Если же служба Минеи на храмовый праздник не имеет стихир на литии (например, храм освящен в честь святого, не имеющего в Типиконе праздничного знака), то поется любая стихира данного праздника (из стихир на «Господи, воззвах…» или на стиховне). При этом предпочтение следует отдавать более торжественным по напеву самогласным стихирам, положенным на «Слава» на «Господи, воззвах…» или на стиховне. Интересно, что в древних списках Типикона указывается петь на литии стихиру храма по гласу Октоиха, то есть из храмовых стихир выбрать стихиру, глас которой соответствует гласу данного воскресного дня. Это указание преследует цель «выдержать музыкальное соответствие с другими частями службы» 199 . «Слава, и ныне»: – в Господском или Богородичном храме поется другая стихира храма; – в храме святого – стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры храма. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха – 4, с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Если святой не имеет «Славы», то поется «Слава, и ныне»: стиховный Богородичен Октоиха на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (трижды). §4.5.2. Особенности воскресной великой вечерни в случае шестеричного или славословного святого Устав такой службы изложен в 5-й главе Типикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

К произведениям инокини Кассии в настоящее время относятся: 1. Ирмосы первых пяти песней канона утрени Великой Субботы. Профессор И. А. Карабинов указывает, что на каждую из этих песней Кассией написано по одному ирмосу и по два неакростихованных тропаря . В своем первоначальном виде это произведение хранится в Пентикостарии Лавры святого Афанасия (X-XI века) и в Триоди Барбериновой библиотеки XI века. 2. Стихира на Славу, и ныне, на Господи, воззвах вечерни Рождества Христова: Августу единоначальствующу на земли. 3. Стихира на стиховне утрени и на Господи, воззвах вечерни Великой Среды: Господи, яже во многия грехи впадшая жена. 4. Стихира на стиховне вечерни в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (24 июня). 5. Две стихиры на хвалитех утрени в день памяти пято–численных мучеников (13 декабря). Преосвященный Филарет упоминает также стихиры в день памяти святых мучеников Гурия, Самона и Авива (15 ноября), которые не надписаны именем Кассии в славянском тексте Минеи, но обозначены в греческой Минее . У профессора И. А. Карабинова имеется указание, что инокине Кассии в стихирарях приписываются стихиры в Неделю мытаря и фарисея: Вседержителю Господи, вем, колико могут слезы (на вечерни) и От дел похваленьми, фарисеа оправдающа себе (на утрени) . Учитывая, что в рукописных стихирарях Ватопедского и Иверского монастырей относительно этих стихир нет указаний на авторство Кассии, И. А. Карабинов предполагает вместе с тем, что при переписке стихир могли быть допущены ошибки, и склоняется к тому, чтобы считать их трудами блаженной Кассии . Историки высоко оценивали богослужебные произведения инокини Кассии, говоря, что они «достойны полного удивления». Преосвященный Филарет также свидетельствует, что в писаниях монахини Кассии содержатся «ученость и приятность». Он обращает особое внимание на стихиру блаженной Кассии в день праздника Рождества Христова Августу единоначальствующу и стихиру Великой Среды и говорит: «Сколько первая торжественна и важна, столько другая полна глубоких чувств сокрушения» . В исследовании содержания творений Триоди Постной профессор И. А. Карабинов упоминает, что стихирари приписывают блаженной Кассии значительное количество самогласных стихир на различные праздники. Тот же автор, ссылаясь на свидетельство хрониста Георгия Амартола, говорит, что «Икасия оставила многие сочинения». Георгий Амартол свидетельствует также и о том, что стихира Господи, яже во многия грехи принадлежит творчеству инокини Кассии . Словесная форма песнотворчества Кассии

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

К произведениям инокини Кассии в настоящее время относятся: 1 . Ирмосы первых пяти песней канона утрени Великой Субботы. Профессор И. А. Карабинов указывает, что на каждую из этих песней Кассией написано по одному ирмосу и по два неакростихованных тропаря 392 . В своем первоначальном виде это произведение хранится в Пентикостарии Лавры святого Афанасия (X?XI века) и в Триоди Барбериновой библиотеки XI века. 2 . Стихира на Славу, и ныне, на Господи, воззвах вечерни Рождества Христова: Августу единоначальствующу на земли. 3 . Стихира на стиховне утрени и на Господи, воззвах вечерни Великой Среды: Господи, яже во многия грехи впадшая жена. 4 . Стихира на стиховне вечерни в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (24 июня). 5 . Две стихиры на хвалитех утрени в день памяти пято-численных мучеников (13 декабря). Преосвященный Филарет упоминает также стихиры в день памяти святых мучеников Гурия, Самона и Авива (15 ноября), которые не надписаны именем Кассии в славянском тексте Минеи, но обозначены в греческой Минее 393 . У профессора И. А. Карабинова имеется указание, что инокине Кассии в стихирарях приписываются стихиры в Неделю мытаря и фарисея: Вседержителю Господи, вем, колико могут слезы (на вечерни) и От дел похваленьми, фарисеа оправдающа себе (на утрени) 394 . Учитывая, что в рукописных стихирарях Ватопедского и Иверского монастырей относительно этих стихир нет указаний на авторство Кассии, И. А. Карабинов предполагает вместе с тем, что при переписке стихир могли быть допущены ошибки, и склоняется к тому, чтобы считать их трудами блаженной Кассии 395 . Историки высоко оценивали богослужебные произведения инокини Кассии, говоря, что они «достойны полного удивления». Преосвященный Филарет также свидетельствует, что в писаниях монахини Кассии содержатся «ученость и приятность». Он обращает особое внимание на стихиру блаженной Кассии в день праздника Рождества Христова Августу единоначальствующу и стихиру Великой Среды и говорит: «Сколько первая торжественна и важна, столько другая полна глубоких чувств сокрушения» 396 . В исследовании содержания творений Триоди Постной профессор И. А. Карабинов упоминает, что стихирари приписывают блаженной Кассии значительное количество самогласных стихир на различные праздники. Тот же автор, ссылаясь на свидетельство хрониста Георгия Амартола, говорит, что «Икасия оставила многие сочинения». Георгий Амартол свидетельствует также и о том, что стихира Господи, яже во многия грехи принадлежит творчеству инокини Кассии 397 . Словесная форма песнотворчества Кассии

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Есть у всех евангелистов………………….. 47 абзацев Есть лишь у Матфея и Марка……………… 12 абзацев Есть лишь у Матфея и Луки……………….. 2 абзаца Есть лишь у Марка и Луки………………… 6 абзацев Есть только у Матфея……………………. 17 абзацев Есть только у Марка…………………….. 2 абзаца Есть только у Луки…………………….. 38 абзацев Нортон, Страуд и Уэсткотт предложили другое деление на абзацы. 882 Если все содержание евангелий принять равным 100, мы получим следующий результат: У Марка……………………………..7 особенностей и 93 совпадения У Матфея………………………….. 42 особенности и 58 совпадений У Луки……………………………..59 особенностей и 41 совпадение [У Иоанна……………………………92 особенности и 8 совпадений] Если общее количество совпадений принять равным 100, то они разделятся таким образом: У Матфея, Марка и Луки…………………..53 совпадения У Матфея и Луки……………………….21 совпадение У Матфея и Марка………………………20 совпадений У Марка и Луки…………………………6 совпадений «У апостола Марка, – говорит Уэсткотт, – есть не более двадцати четырех стихов, не имеющих соответствия у апостола Матфея и апостола Луки, хотя апостол Марк повсюду вкрапляет яркие детали, которые можно найти только в его повествовании». 2. Оценка по стихам Согласно подсчетам Реусса: 883 У Матфея………………………….. 330 уникальных стихов У Марка…………………………….68 уникальных стихов У Луки…………………………….541 уникальный стих У Матфея и Марка есть от 170 до 180 стихов, которых нет у Луки У Матфея и Луки есть от 230 до 240 стихов, которых нет у Марка У Марка и Луки есть около 50 стихов, которых нет у Матфея Общее число стихов, которые есть у всех троих синоптиков, – всего от 330 до 370. Но поскольку стихи во втором евангелии в целом короче, произвести точный математический подсчет по стихам невозможно. 3. Оценка по словам Еще более точное сравнение можно произвести на основании количества слов. Насколько мне известно, такое исследование не проводил еще никто, но основу для подсчетов уже заложил Рашбрук в своем превосходно изданном труде Synopticon (1880). В этом издании слова, присутствующие у всех троих синоптиков, присутствующие у каждой из трех пар синоптиков и уникальные для каждого из них, выделены шрифтом различного начертания и цвета. Слова, которые есть во всех трех евангелиях, – это тройная традиция, наиболее близкая к общему древнегреческому источнику, из которого все синоптики прямо или косвенно черпали свои сведения. 884

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Из Минеи Богородичен отпустительный Воскресный, т.е. из 3 приложения текущего гласа, т.е. гласа Октоиха См. без знака и шестеричный Воскресная вечерня святых без знака, шестеричных, славословных Стихиры на «Господи, воззвах» Если святой без знака – 7 воскресных из Октоиха и 3 святому из Минеи. Если два святых – 4 воскресных, 2 первому святому и 2 второму святому. Если святой шестеричный или славословный – 6 воскресных и 4 святому. Стихиры на стиховне Воскресные из Октоиха. «Слава» – святому из Минеи (если имеется). «И ныне» – богородичен из 1 приложения по гласу «Славы». Если нет «Славы» – богородичный воскресный гласа Тропарь Богородице Дево, радуйся. Отпуст Отпуст (απολυσις) – благословение священника, произносимое в конце богослужения. Существует два вида отпустов – великий и малый. В великом отпусте упоминаются: седмичные воспоминания, храмовый святой, святой дня, местночтимые святые, Богоотцы Иоаким и Анна. Малые отпусты используются на повечерии, полунощницы, часах, малой вечерне. Великая вечерня Дни и время совершения. Богослужебные книги Великая вечерня совершается в дни памяти полиелейных святых и бденных святых. Великая вечерня в день полиелейного святого начинается в то же время, когда и вседневная вечерня. Великая вечерня в составе всенощного бдения начинается по заходе солнца. Чин великой вечерни при полиелейном святом излагается в 7 главе Типикона, великой вечерни в составе всенощного бдения – во 2 главе Типикона. Неизменяемые молитвословия великой вечерни находятся в Часослове (молитвословия чтецов и певцов) и Служебнике (молитвословия священника и диакона). Изменяемые молитвословия великой вечерни буднего дня находятся в Минее (стихиры, тропари, богородичные), Часослове (прокимны, богородичные). Псалтирь на великой вечерне фактически не используется. На месте привычной кафизмы всегда поется только один первый псалом. При совершении великой вечерни накануне воскресного дня используется Октоих. В седмичные дни на великой вечерне Октоих не употребляется. При совершении великой вечерни из приложений Минеи используются только воскресные богородичные (т. е. употребляются 1 и 3 приложения Минеи). Структурные отличия великой вечерни от вечерни вседневной

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Выход на литию воскресной вечерни (обычной) совершается при пении «стихиры храма». Пение такой стихиры естественно при торжественном прохождении храма; и естественно вспомнить в течение всего бдения хотя раз святого, в честь которого храм (древние уставы, как увидим, говорят здесь о пении стихиры именно святого храмового), как он вспоминается и на литургийных песнопениях раз (в тропаре по входе), и который мыслится духовно соприсутствующим с верующими и участвующим в их службе, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество» 2324 . Какую из храмовых стихир петь на литии, Типикон не указывает 2325 . В Октоихе, в службе 1-го гласа, замечено: «поем самогласну стихиру Святаго обители, литию творяще в притвор, на нейже поем стихиры Павла Аморрейскаго или что настоятель изволит». Предполагается, что храм, как и бывало почти всегда в древности, в честь святого, и из стихир его указывается для пения самогласная, как наиболее торжественная по напеву, где бы она ни была положена в службе святого; большей частью самогласны положены на Слава и ныне Господи воззвах или стиховных. Что касается стихир Павла Аморрейского, помещаемых в Октоихе на Господи воззвах, Богородичных по содержанию, то Типикон нигде не предполагает их пения на литии, так как в замечаниях относительно воскресной службы в триодные Недели постоянно говорит о пении на литии только одной стихиры храма, не считая славника из Триоди и Богородична 2326 . «По свершении стихир, – продолжает Типикон в настоящем месте, допуская возможность пения на литии и нескольких стихир (что бывает при совпадении с воскресеньем некоторых памятей), – Слава и ныне Богородичен»; какой Богородичен, не указано, но в триодных Неделях здесь указывается всегда Богородичен по гласу последней стихиры (на Слава), и большей частью из воскресных стиховных Богородичнов 2327 . Следовательно, и при пении на литии одной стихиры храма (в обычное воскресенье) Богородичны к ней нужно брать из стиховных воскресных по гласу стихиры. Но если храм Господский и Богородичный, то Богородичным на литии может служить опять только какая-либо из стихир праздника, которому посвящен храм 2328 , потому что тогда литийная стихира храма принадлежит к числу таких, которые вообще никогда не соединяются с обычными Богородичными; может быть, ввиду этого и выражение Типикона о Богородичне на литии такое неопределенное. Древние списки Типикона в этом пункте – о литийных стихирах – были определеннее; в частности, некоторые из них указывают петь на литии стихиру храма по гласу Октоиха, т. е. из храмовых стихир выбирать стихиру того гласа, который приходится на известное воскресенье, чтобы выдержать музыкальное соответствие с другими частями службы (см. ниже). Стихира храма на воскресной литии не поется во все двунадесятые праздники, их попразднства и отдания, предпразднство Рождества Христова, в Неделю ваий, Фомы, мироносиц и 7-ю по Пасхе (см. там). Литийные стихиры по древним уставам

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

4 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. М., 1902. С. 15. 5 Прокимен субботы вечера, глас 6-й: «Господь воцарися...», на малой вечерне произносится не с тремя стихами (как на великой вечерне), а с одним стихом: «Облечеся Господь в силу и препоясася» (см. Типикон, 1 гл.). 6 В Типиконе эта стихира имеет другую редакцию – «Не устыдеся Преблагий Бог...». 7 На великой вечерне сугубая ектения начинается с прошения «Рцем вси...» и произносится перед «Сподоби, Господи...» (после паримий или после прокимна). Если же вечерня вседневная, то сугубая ектения начинается с прошения «Помилуй нас, Боже...» и произносится в конце вечерни после пения тропарей. 8 Молитва главопреклонения на вечерне и утрене всегда следует за просительной ектенией, поэтому в дальнейшем после ектении она не указывается. 9 Церковный Устав не знает бдений без литии. Лития совершается при закрытых царских вратах в притворе храма. Вначале поется стихира храма, одна из самогласных по указанию настоятеля – из числа вечерних литийных стихир храмового святого (как правило, первая), либо та, которая поется по 50-м псалме на полиелейной утрене. В том случае, если храмовый святой не имеет указанных песнопений (например, шестеричная служба), может быть пропета стихира с «Господи, воззвах» или из другого цикла стихир. Если храм Господский или Богородичный, то найти означенные песнопения не составит труда, так как любой из двунадесятых праздников, равно как и праздник в честь великого святого, имеет литийные стихиры, а на утрене стихиру по 50-м псалме. В том случае, если служба совершается не в главном приделе (по которому храм получил свое название), а в боковом, петь нужно стихиру того праздника или святого, в честь которого освящен придел, где совершается всенощное бдение, а затем и Литургия. В соответствии с указаниями Типикона, после стихиры храма могут исполняться и другие песнопения, которые иногда даже могут заменять собой храмовую стихиру.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-14/

Выход на литию воскресной вечерни (обычной) совершается при пении «стихиры храма». Пение такой стихиры естественно при торжественном прохождении храма; и естественно вспомнить в течение всего бдения хотя раз святого, в честь которого храм (древние уставы, как увидим, говорят здесь о пении стихиры именно святого храмового), как он вспоминается и на литургийных песнопениях раз (в тропаре по входе), и который мыслится духовно соприсутствующим с верующими и участвующим в их службе, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество» [ 486 ]. Какую из храмовых стихир петь на литии, Типикон не указывает [ 487 ]. В Октоихе, в службе 1-го гласа, замечено: «поем самогласну стихиру Святаго обители, литию творяще в притвор, на нейже поем стихиры Павла Аморрейскаго или что настоятель изволит». Предполагается, что храм, как и бывало почти всегда в древности, в честь святого, и из стихир его указывается для пения самогласная, как наиболее торжественная по напеву, где бы она ни была положена в службе святого; большей частью самогласны положены на Слава и ныне Господи воззвах или стиховных. Что касается стихир Павла Аморрейского, помещаемых в Октоихе на Господи воззвах, Богородичных по содержанию, то Типикон нигде не предполагает их пения на литии, так как в замечаниях относительно воскресной службы в триодные Недели постоянно говорит о пении на литии только одной стихиры храма, не считая славника из Триоди и Богородична [ 488 ]. «По свершении стихир, — продолжает Типикон в настоящем месте, допуская возможность пения на литии и нескольких стихир (что бывает при совпадении с воскресеньем некоторых памятей), — Слава и ныне Богородичен»; какой Богородичен, не указано, но в триодных Неделях здесь указывается всегда Богородичен по гласу последней стихиры (на Слава), и большей частью из воскресных стиховных Богородичнов [ 489 ]. Следовательно, и при пении на литии одной стихиры храма (в обычное воскресенье) Богородичны к ней нужно брать из стиховных воскресных по гласу стихиры. Но если храм Господский и Богородичный, то Богородичным на литии может служить опять только какая-либо из стихир праздника, которому посвящен храм [ 490 ], потому что тогда литийная стихира храма принадлежит к числу таких, которые вообще никогда не соединяются с обычными Богородичными; может быть, ввиду этого и выражение Типикона о Богородичне на литии такое неопределенное. Древние списки Типикона в этом пункте — о литийных стихирах — были определеннее; в частности, некоторые из них указывают петь на литии стихиру храма по гласу Октоиха, т. е. из храмовых стихир выбирать стихиру того гласа, который приходится на известное воскресенье, чтобы выдержать музыкальное соответствие с другими частями службы (см. ниже). Стихира храма на воскресной литии не поется во все двунадесятые праздники, их попразднства и отдания, предпразднство Рождества Христова, в Неделю ваий, Фомы, мироносиц и 7-ю по Пасхе (см. там). Литийные стихиры по древним уставам

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Можно ли то же сказать про наше богослужение? Составляет ли чтение Евангелия главную часть (после евхаристического акта) нашего богослужения? Отведено ли чтению Евангелия подобающее место и время? Увы, вопреки тому, что Евангелию и вообще Новому Завету, в силу первенствующего его нравоучительного и вероучительного значений, должно бы принадлежать первенствующее место, на самом деле чтение Евангелия не составляет даже центрального момента за церковным богослужением. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить количественный состав ежедневных евангельских зачал, и тогда ясно окажется, что из 356 годичных чтений 211 чтений заключает в себе по 10 стихов, 130 – свыше 10, и лишь 15 чтений – свыше 20 стихов; средним числом каждое евангельское чтение состоит из 10 стихов (всего прочитывается 3668 стихов). При таких условиях мы вполне избавляемся от упрека в сгущении красок, когда выражаемся, что Евангелие не составляет доминирующего, после евхаристического акта, момента за церковным богослужением и производит на молящихся слабое мимолетное впечатление: едва внимание молящихся успеет насторожиться, как чтение Евангелия уже прекращается. Переводя для наглядности этот пробел на цифровые данные, мы увидим, что из общего числа стихов Евангелия 3800 всего читается до 895 стихов (из них некоторые говорят про одни и те же события и речи). Укажем главнейшие места евангельских повествований, недоступные большинству православного населения, так как они прочитываются в будни: например, беседа Иисуса Христа с Никодимом; запрещение Иисуса Христа ученикам, срывающим колосья; речь по поводу исцеления 38-летнего расслабленного; Нагорная беседа (читается 30 стихов из 110); большинства притчей Иисуса Христа (о плевелах, о зерне горчичном, о «сокровищнице»), о жемчужине, о заблудшей овце и проч.; исповедание ап. Петра, прощение грешницы, беседа в тот же день о пришествии Царства Божия, прощальная беседа, первосвященническая молитва (читается 13 стихов из 26). Мы не указываем больше, ибо слишком длинен был бы список, но, по нашему исчислению, он заключает в себе до 73 отдельных эпизодов и отдельных речей Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010