В жанровом отношении Д. с. и покаянные стихи настолько многообразны, что трудно обозначить границы этого явления. Существует неск. их разновидностей, стилистически близких к эпическим или лирическим фольклорным жанрам - былинам, балладам, историческим и лирическим песням, в т. ч. поздним, а также жестоким романсам. В содержании Д. с. нашли отражение неск. эпох и различных социумов, однако христ. тема в лирике и эпосе Д. с. и покаянных стихов объединяет стилистические особенности этого вида книжной и народной певч. поэзии. Почти всегда можно указать книжный источник стиха, а также тематические заимствования из др. стихов при их слиянии и преобразовании. Тексты Д. с. и покаянных стихов основываются на ветхозаветных (в т. ч. на текстах Псалтири) и евангельских сюжетах, визант. переводной и древнерус. гимнографии (святителей Андрея Критского , Кирилла , еп. Туровского), Минеи и Триоди, Житиях, церковных поучениях и апокрифах, Посланиях апостолов (ап. Павла - «Стих о любви»: «...любы долготерпит, милосердствует…»), песнопениях чина погребения и т. д. Также было отмечено влияние иконографии на содержание Д. с. ( Кирпичников. 1895). В народно-поэтической интерпретации эти сюжеты предстают как монологи-плачи, нравоучительные диалоги, в них вводятся морализующие мотивы. Наиболее распространены сюжеты Д. с. о Егории Храбром, о Страшном Суде, о блудном сыне, о Михаиле Архангеле., о грешной душе, о расставании души с телом, о плаче Адама, об Иосифе Прекрасном, о сне Богородицы, о богатом и о Лазаре, о нищей братии, о святых: Борисе и Глебе, Алексии, человеке Божием, Димитрии Солунском, Феодоре Тироне; чрезвычайно распространен в рукописной традиции XV-XX вв. стих о пустыне (Песнь Иоасафа о пустыне), покаянные, духовные и эпико-лирические стихи о св. Параскеве Пятнице, о св. блгв. Александре Невском, о св. мучениках Михаиле и Феодоре Черниговских, о свт. Алексии, митр. Киевском. Цикл покаянных стихов пополнялся за счет исторических сюжетов (2 стиха о Борисе и Глебе: «Зря корабля напрасно приставаема», «Возописта со слезами»), тем общественного звучания («О злое дело ненависть и неправда», «Придете внидем в царствующии град Москву», «Вторыи Иеросалим явися царство Московское», «Воспомянух житие свое клироское», атрибутируемый иноку Григорию), просительных стихов («Сего ради нищ есмь»), стихов с элементами любовной лирики («Хитроглаголиво слово» из канона Кирилла Туровского), покаянно-лирических стихов с элементами народной песенности в тексте и напеве («Егда родихся, не вем», «Кыи плач изнесеши», «Откуду начну плакати», «Преидох лета моя» и др.).

http://pravenc.ru/text/180672.html

Изречения псалма просты по форме, но не просты по содержанию. Блаженный Августин свидетельствует, что он долго не мог взяться за толкование этого псалма, будучи поражаем его глубиною. Он говорил, что другие псалмы содержат нравственные уроки; но те — как звезды, рассеянные по небу; а этот — как солнце, изливающее в полдень обильный свет. Святая Церковь, желая, чтобы мы поглубже усвояли смысл этого псалма, положила чтение его на повседневной полунощнице, когда освеженная сном мысль способна живее воспринимать и глубже проникать. Псалом отличается от прочих количеством стихов, и тем, что всякий из 176-ти стихов говорит что-нибудь о законе Божием, называя его только разными именами: «заповеди, оправдания, свидения, словеса, судьбы, пути, советы, стези» и другими. И в таком количестве стихов (что удивительно!) — все об одном и том же предмете, нет изречений слабых и нет совершенно тождественных повторений. Есть похожие один на другой стихи, но у каждого из них указывается особая какая-либо черта закона, или какой-либо оттенок той же черты. Псалом составлен по 22-м буквам еврейского алфавита, каждая из которых содержит 8 стихов, и каждый из этих стихов «восьмирицы» с одной и той же буквы начинаются: 22 (буквы) х 8 (стихов) ­­ 176 стихов. Стихи — это не притчи, а молитвенные воззвания к Богу: каждый стих есть молитва, и все об одном — об исполнении воли Господней, о том, как надо жить. Блаженный Августин, размышляя однажды о таковом чудном построении псалма — внезапно увидел прекрасное дерево с 22-мя ветвями, каждая из которых имела в себе 8 малых веточек и от всех этих ветвей истекали пресладкие капли. Удивился святой такому чудесному видению прекрасного древа и уразумел, что то было дивное изображение этого пресладкого псалма (Златоуст, Афанасий, Кирилл, Августин, Амвросий, Иероним, Феодорит, Феофан). Пс.118:1.   Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. «Непорочен» имеет сердце, свободное от упреков за грехи. «Путем» называется настоящая жизнь. «Путь» этот претруден и многоопасен. Святой Макарий изображает этот «путь» пролегающим среди терний и трясин, где скрываются гады ядовитые и змеи, а по местам воткнуты колья и мечи. Сколько здесь требуется внимания, напряжения, труда, борьбы... «Блаженства» все желают и ищут, но не все понимают — в чем оно и как его достигнуть. Достигается оно «непорочным хождением в законе Господнем» (Афанасий, Феодорит, Макарий В., Августин, Феофан).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Название этого жанра происходит от греческого слова «обращать, вращать». Тропарь – это текст, который удобно чередовать (обращать) с другими текстами. Яркий пример этому – тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». На пасхальном богослужении он чередуется со стихами «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Исследователи считают, что чем короче тропарь, тем он древнее. Не слишком давно написанные тропари обычно достаточно длинные (3, с. 67). Следует отметить, что слово «тропарь» может использоваться также в широком смысле, для обозначения отдельной гимнографической единицы, например, строфы канона. Кондак, как и тропарь, объясняет сущность праздника. Кондак в паре с икосом звучит на утрене, после 6й песни канона. Икос, следуя за кондаком, представляет собой полное развитие мысли кондака и заканчивается всегда теми же словами, что и кондак. Кондак и икос представляют собой остаток древнего гимнографического жанра, длинной церковной поэмы наподобие акафиста (который, как мы помним, тоже состоит из кондаков и икосов). Эта поэма называлась кондаком. Считается, что наиболее древние кондаки – это первая ее строфа. Новые кондаки писались по образцу древних. Появление кондаков церковное предание связывает с именем прп. Романа Сладкопевца (V–VI вв.) (3, с. 68). Стихира – это строфа, которая, припевается к стиху Священного Писания (он берется, главным образом, из псалмов). Стихиры соединяются со стихами так: с начала и до определенного места поется подряд несколько стихов псалма, потом к каждому стиху начинают припевать стихиру. Цикл стихир всегда заканчивается славословием Триединого Бога и стихирами после «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и «Ныне и присно и во веки веков. Аминь». (Кратко говорят стихиры на Слава, и ныне). Стихиры носят различные названия. Если они поются после стихов 140, 141 и 129 псалмов, первый из которых начинается словами «Господи воззвах к Тебе, услыши мя…», они называются стихирами на Господи воззвах; если после стихов 148–150 псалмов, основная тема которых — восхваление Бога («Всякое дыхание да хвалит Господа»), они называются стихирами на хвалитех. В конце вечерни и в конце будничной утрени есть еще стихиры, которые называются стихирами на стиховне. Они отличаются тем, что для них нет постоянных стихов псалма, каждый раз выбираются особенные стихи, соответствующие тематике стихир. Есть литийные стихиры, которые поются при выходе священнослужителей в притвор на праздничную литию.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

5 Прокимен субботы вечера, глас 6й: «Господь воцарися…», на малой вечерне произносится не с тремя стихами (как на великой вечерне), а с одним стихом: «Облечеся Господь в силу и препоясася» (см. Типикон, 1 гл.). 6 В Типиконе эта стихира имеет другую редакцию – «Не устыдеся Преблагий Бог…». 7 На великой вечерне сугубая ектения начинается с прошения «Рцем вси…» и произносится перед «Сподоби, Господи…» (после паримий или после прокимна). Если же вечерня вседневная, то сугубая ектения начинается с прошения «Помилуй нас, Боже…» и произносится в конце вечерни после пения тропарей. 8 Молитва главопреклонения на вечерне и утрене всегда следует за просительной ектенией, поэтому в дальнейшем после ектении она не указывается. 9 Церковный Устав не знает бдений без литии. Лития совершается при закрытых царских вратах в притворе храма. Вначале поется стихира храма, одна из самогласных по указанию настоятеля – из числа вечерних литийных стихир храмового святого (как правило, первая), либо та, которая поется по 50м псалме на полиелейной утрене. В том случае, если храмовый святой не имеет указанных песнопений (например, шестеричная служба), может быть пропета стихира с «Господи, воззвах» или из другого цикла стихир. Если храм Господский или Богородичный, то найти означенные песнопения не составит труда, так как любой из двунадесятых праздников, равно как и праздник в честь великого святого, имеет литийные стихиры, а на утрене стихиру по 50м псалме. В том случае, если служба совершается не в главном приделе (по которому храм получил свое название), а в боковом, петь нужно стихиру того праздника или святого, в честь которого освящен придел, где совершается всенощное бдение, а затем и Литургия. В соответствии с указаниями Типикона, после стихиры храма могут исполняться и другие песнопения, которые иногда даже могут заменять собой храмовую стихиру. 10 В Типиконе эта стихира имеет другую редакцию – «Не устыдеся Преблагий Бог…». 11 «Благословенныя же имут хлебы дарования различна: рекше (то есть. – Сост.), уставляют огневицу пиющим с водою, и трясавицу отгонят, и всяк недуг, и всяку болезнь исцелевают: к сим же и мыши от жит отгонят и ина пакостящая прогоняют» (Типикон, гл. 2, 2е «зри»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Минеях); кондак 2-го гласа Θωστρ φαεινς, δεχθης ν τος πρασι (            :) с икосом      (отсутствует в греч. Минеях); канон 2-го гласа автора Феофана, с акростихом Παχωμ τν ανον εκτως πλκω (        ), с ирмосом Εν βυθ κατστρωσε ποτ (        ), нач.: Πεποιθς χρησττητι τν σν, τρπων προθυμτατα (          ); на «Господи, воззвах» 3 стихиры-подобна плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа на «Всю отложивше» и стихиру-самогласен на «Славу...» (разные в русской (6-го гласа) и греческой (4-го гласа) изданиях); стихиру-самогласен на «Славу...» на стиховне вечерни (разные в русской (6-го гласа) и греческой (плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа) изданиях); стихиру-самогласен на «Славу...» на стиховне утрени 8-го гласа (есть только в рус. изданиях); седален плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа; ексапостиларий. Чтения П. В. на литургии указаны уже в ранних памятниках. Устойчивы Апостол (2 Кор 4. 6-15) и причастен (Пс 111. 6), остальные чтения менялись: в Студийско-Алексиевском Типиконе назначены прокимен Пс 63. 10 со стихом 63. 1, аллилуарий Пс 91. 12, Евангелие Мф 11. 27 - 12. 8; в Евергетидском и Мессинском Типиконах - прокимен со стихом те же, аллилуарий Пс 111. 1; в совр. книгах - прокимен Пс 115. 6 со стихом 115. 3, аллилуарий Пс 111. 1, Евангелие Лк 14. 25-35). Н. Н. Крашенинникова Иконография Прп. Пахомий Великий. Мозаика кафоликона мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос. 1042–1056 гг. Фото: О. С. Попова Прп. Пахомий Великий. Мозаика кафоликона мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос. 1042–1056 гг. Фото: О. С. Попова Как наиболее ранний «портрет» П. В. трактуется резной образ на известняковой стеле VI-VII вв. из Саккары с надписью на копт. языке: «Пахомий» (Британский музей: Семенов. 2010. С. 198). Святой изображен очень условно: с нимбом, его голова не покрыта, фигура в позе оранта, в длинном, орнаментированном крестами одеянии, напоминающем саккос, с неким подобием омофора на поднятых руках. Др. его изображения появляются в мон-рях Египта уже в росписях XI-XIII вв.: как правило, это фигура старца с бородой, в монашеских одеждах и в куколе, с условными чертами лика - П.

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

После вечерни совершается литургия как св. Василия Великого , так и св. Иоанна Златоустог о и Преждеосвященных Даров. Литургия св. Василия Великого совершается после вечерни: а) в Великий четверток и в Великую субботу; равным образом, б) в навечерия Рождества Христова и Богоявления, если только эти навечерия не случатся в субботы и воскресения. Литургия св. Иоанна Златоустог о совершается после вечерни в Благовещение, когда оно случится: а) в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток и субботу Великой Четыредесятницы; б) в понедельник, вторник, среду и пяток Страстной седмицы (Тип., 26-го марта). Литургия Преждеосвященных Даров всегда совершается после вечерни. В который день литургия совершалась после вечерни, в тот день повечерие бывает одно, без вечерни 292 .• Когда не положено совершать литургии, тогда, исключая тех дней, в которые совершаются царские часы, вечерня следует за часами и чином Изобразительных. Именно – в следующие дни, в кои не бывает литургии, вечерня следует за часами и чином Изобразительных: а) В среду и пяток сырные. б) В понедельник, вторник и четверток Великой Четыредесятницы. Когда вечерня совершалась сряду за часами, тогда вечером отдельно от вечерни бывает повечерие. Смотря по дню седмицы или празднику, который за сим следует, повечерие бывает то великое, то малое. Накануне праздников, например, Благовещения Пресвятой Богородицы, храмовых, если они случатся во вторник, среду, четверток, пяток Четыредесятницы, повечерие бывает великое. Тогда им начинается бдение (Точно так бывает на дни Рождества Христова и Богоявления, в какие бы дни эти праздники ни случились). Великое повечерие вообще совершается на дни Великой Четыредесятницы – на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, и на вторник, среду Страстной седмицы. В прочие дни – повечерие малое. В те же дни, в которые не положено совершать литургии и бывают царские часы, вечерня совершается отдельно от часов царских, и после вечерни бывает малое повечерие. Так указано: а) В Великий пяток.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

[По уставу, писанному в царствование Екатерины II. конец утрени несколько иной. «И пришедше от запада прямо гроба Господня, поставляем же одр по обычаю, и диакон абие глаголет ектению: помилуй нас, Боже... Таже пойдем на восток около шатра со одром, по обычаю поюще стихиру глас 5: Тебе одеющагося: киевским распевом и пришедше противъ церкви 70 апостолов, входим в шатер налево, и обходим вси по чину со одром направо около гроба трижды, обшедше же его поставляем прямо дверей гроба Господня, плащаницу главою ко гробу Господию, певцы же, ставше на южвой стране гроба, допевают стихиру, и абие покадив архимандрит святую плащаницу, и взем ю со одра со единым священником, ради тесеноты дверей согнув вдвое, вносят внутр гроба Господня; и полагают распростерше на место идеже лежало тело Христово, и покадив исходит из гроба в предгробие,– возгласив: премудрость прости, и чтецъ, абие стоя в дверех, глаголет тропарь: Благообразный Иосиф, таже тропарь паремии глас 2: Содержай концы. Слава и ныне тойже. И абие прокимен глас 4: Воскресни Господи помози нам... По сем евангелие Матфея, Зачало 114. Таже бывает целование святей плащанице во гробе Господни. Входит архимандрит внутрь гроба и целует святую плащаницу, якоже и прежде в церкви, такожде и священницы, и братиа, вси входяще внутрь гроба по два по два, а лики в то время поютъ на распев Киевский стихиру глас 5: Слава и иыне приидите оублажим приснопамятного... и по отпении стихиры входим прямо во святую великую церковь ; и диакон абие ектению: Рцем вси...]   ...Начинаем вечерню по чину. На вечерни же на выход, диакону, идущу со святым евангелием, архимандрит по нем со священницы идут по чину. И пришедше ко гробу, вземлет со священницы святую плащаницу, и несут во святый олтарь, в царские двери. И положиша на престол, якоже и на гробе лежаше честно. Гроб же стоит на месте до скончания лигургии, конархистр чтет паремии за гробом. Такожде и диакони чтут апостел и евангелие, и ектении за гробом. Святая же плащаница лежит на престоле чрез всю неделю до недели святых жен мироносиц. В неделю же святых жен мироносиц по заамвонной молитве бывает хождение с литиею ко гробу, по сему же чину.  

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если служба часа совершалась в притворе, то произносится малый отпуст. Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Лик (хор): «Слава, и ныне. Господи помилуй (трижды). Благослови». И затем иерей произносит самый отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». На это лик отвечает троекратным «Господи помилуй», и все находившиеся в притворе (иерей, чтец, хор, братия и миряне) переходят в храм, где начинается малая вечерня. Если же служба часа совершалась в храме, то отпуст совершенно опускается, и малая вечерня начинается сразу после молитвы 9–го часа. Малая вечерня Иерей, став перед царскими вратами, 13 начинает, глаголя: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь. 14 Приидите, поклонимся... (трижды)» и читает 103–й («вечерний») псалом «Благослови душе моя Господа...» тихим и кротким (умиленным) голосом. По псалме: «Слава, и ныне. Аллилуиа (трижды). Господи помилуй (трижды). 15 Слава, и ныне». И, сразу затем, поются 16 «Господи воззвах» (на глас недели). 1–й лик (хор) поет стих: «Господи воззвах к Тебе...» (как на великой вечерне), 2–й лик: «Да исправится молитва моя...» 17 . Следующие за тем стихи 140, 141 и 129–го псалмов совершенно опускаются. Вслед за этим поется стих «От стражи утренняя...» и первая стихира Октоиха, 18 1–м ликом. 2–й лик поет стих: «Яко у Господа милость...» и вторую стихиру. 1–й лик стих: «Хвалите Господа вси языцы...» и третью стихиру. 2–й лик стих: «Яко утвердися милость...» и четвертую стихиру. Затем поется: «Слава, и ныне» и т. н. «малый догматик» 19 – богородичная стихира на глас недели, находящаяся в чине малой вечерни Октоиха, вслед за ней 20 чтец читает «Свете Тихий...» и затем иерей и хор поют вечерний прокимен. Вечерний прокимен «Господь воцарися» возглашает иерей, два с половиною (а не четыре с половиною, как на великой вечерне) раза. Иерей: «Вонмем. Мир всем (при этих словах, обернувшись к народу, иерей благословляет его). Премудрость, вонмем, прокимен, глас 6-й: Господь воцарися, в лепоту облечеся». 1–й лик, на 6–й глас поет: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Иерей, стих: «Облечеся Господь в силу и препоясася». 2–й лик, на тот же глас: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Иерей, первую часть прокимна: «Господь воцарися». 1–й лик допевает вторую часть прокимна: «В лепоту облечеся».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Прокимен (от προκεμενος – предлежащий) – стих, избранный из Свящ. писания и поемый пред чтениями из Св. Писания ветхого и нового завета (пред Апостолом, Евангелием и паримиями): впрочем на вечерни «прокимен дня» произносится и без чтения из Свящ. Писания. На великие праздники и в самые праздники, а также в недели Великого поста, кроме недели Ваий, и в седмицу Пасхи полагается прокимен великий, поемый большее число раз (4 раза с заключением), нежели обыкновенный прокимен (2 раза с заключением). Самогласен – песнопение, в котором количество и последовательность музыкальных строк располагаются не по образцу других стихир, а свободно и своеобразно, и поется на глас, соответствующий своему содержанию, независимо от других песней. Самоподобен. Так наз. два или три песнопения, которые иногда начинаются, а иногда и начинаются и оканчиваются одними и теми же словами. Светильни ( φωταγωγικ ) – содержать большею частью моления о просвещении души светом Благодати Божией. Иногда светильными наз. екзапостилларии. Светильны поются на утрени после канона. Святильничное, напр. в Уставе говорится: вечере во светильничное ( ες τ λυχνικν ) стихологисуем: Блажен муж. Сим означается время возжигания свеч на вечерни, в которое стихологисуется 1-я кафизма: Блажен муж. Светильничны молитвы. Так наз. молитвы, читаемые на вечерни священником во время чтения или пения псалма: Благослови душе моя Господа. Называются они так потому во 1-х, что читаются во светильничное, во время возжигания свеч, во 2-х потому, что в них возносится моление о том, чтобы Господь просветил очи сердец наших к познанию истины и облек в оружие света. Славословье – есть песнь, прославляющая святую Троицу: Отца, и Сына, и Святого Духа. Оно бывает великое – это Слава в вышних Богу, и малое: слава Отцу и Сыну, и Святому Духу. Стихира, в отличие от краткого стиха, полагаемого пред ней, есть, более пространное песнопение, состоящее из многих стихов и поемое по напеву стиха. Стихиры бывают 1) на Господи воззвах. дно те стихиры, которые поются на вечерни после стихов, взятых из псалма Господи воззвах; 2) стихиры стиховны или на стиховне. Так называются они потому, что имеют пред собою кроме 1-ой стихиры стихи не из одного псалма, как напр., стихиры на «Господи воззвах», а из разных других псалмов и книг Свящ. Писания, применительно к празднику или лику святых, и потому еще, что поются после литийных стихир, не имеющих пред собою стихов, 3) стихиры на хвалите. Так наз. потому, что поются со стихами хвалитных псалмов (148, 149, 150), в которых часто повторяется слово хвалите; а псалмы 148–150 и начинаются с «хвалите».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010