Имя Иисус есть личное имя, по-еврейски Иешуа, – значит Бог Спаситель или просто Спаситель, имя довольно обыкновенное у иудеев. Здесь в приложении ко Христу оно имеет особенное значение, выражает понятие совершенного Им дела спасения рода человеческого (см. Мф.1:21 ).Нарицательное имя Христос есть собственно греческое и значит помазанный, – то же, что еврейское Машиах – Мессия, почему Иисус и называется то Христом, то Мессией, что все равно. «В имени Христа, – по словам св. Иринея, – подразумевается Помазавший и Помазанный, и самое помазание, которым Он помазан. Помазал Отец, помазан же Сын посредством Духа, Который есть помазание, как чрез Исайю говорит Слово: Дух Господень на Мне, потому что Он помазал Меня ( Ис.61:1 ), обозначая и помазующего Отца, и помазанного Сына, и помазание, которое есть Дух». Сына Давидова, Сына Авраамля. Происхождение Иисуса Христа от Давида и Авраама было первым и самым важным в глазах каждого иудея критерием Его мессианского достоинства; при множестве самых поразительных доказательств мессианского достоинства Иисуса Христа во время Его земной жизни, каковы были Его чудеса и Божественное, невольно приводившее каждого в изумление, Его учение, одного сомнения в происхождении Спасителя от Давида достаточно было для того, чтобы на место уже начинавшейся веры в Иисуса как Мессию стало полное неверие ( Ин.7:41–42,52 ). Всякий иудей, как скоро была речь о мессианском достоинстве Иисуса, прежде всего спрашивал: от кого Он происходит? Апостолы в своих устных речах и Писаниях для возбуждения веры в Иисуса как Мессию часто указывали преимущественно на Его происхождение от Давида ( Деян.2:22–30 ; Рим.1:3 ; 2Тим.2:8 ; Откр.22:16 ). И ев. Матфей, если имел целью, как утверждает вся христианская древность, доказать иудеям в своем Евангелии мессианское достоинство Иисуса, мог начать его не иначе как словами: «Иисус – Мессия, Сын Давидов, Сын Авраамов». Сыном Давида и Авраама евангелист называет Иисуса Христа в смысле общем, то есть в смысле потомка, каковым Иисус Христос и был, согласно обетованию Божию ( Быт.12:1 и след.; Быт.22:18 ; Гал.3:17 ; 2Цар.7:12 ; 1Пар.17:11 ; Пс.88:4; 131:11 ; Ис.11:1 и др.). Назвал Иисуса Христа прежде Сыном Давида, вероятно, потому, что обетование последнему было новее, относилось не ко всей нации иудейской, как это было в обетовании Аврааму, и не к одному из двенадцати колен, как это было в обетовании Иуде, но частнее, – относилось к дому Давида, имя которого было Ему усвоено ( Иер.30:9 ; Иез.34:24; 37:24 ). Таким образом, евангелист, назвав Иисуса Христа прежде всего Сыном Давида, хотел этим показать иудеям, что он говорит о том именно Христе, Которого они ожидали, как Сына Давида и Наследника обещанного славного Царства. После этого краткого вступления следует самое родословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Этот вердикт оказался бы весьма точным и в характеристике эпохи пророка Осии. Этими словами можно описать и многие преступления современного мира. 9:10–17 Еще один экскурс в историю: корни греха Израиля Осия говорит об Израиле как о нации в пустыне, имея в виду их скитания от перехода через Чермное море до покорения обетованной Ханаанской земли. Бог был доволен ими, как бывает доволен нашедший ранний плод виноградной лозы и ягоду смоковницы. Но вскоре они начали ворчать и жаловаться на Него. Пример, выбранный Осией как особенно мерзкий, но типичный для их поведения, – это их разнузданный разврат в Ваал–Фегоре, где большинство израильтян, распаленные моавитскими женщинами, принесли жертвы Ваалу ( Чис. 25:1–5 ). Они в буквальном и переносном смысле «предались постыдному»; слово «постыдное» нередко используется вместо слова «Ваал». Слава Ефремлян здесь означает в первую очередь многочисленное потомство, обетованное Богом Аврааму. Теперь не станет у них рождений, не будет беременностей и даже зачатий. Если дети и родятся, то умрут. Отсюда, однако, не следует, что прекратятся всякие рождения; это образное, гиперболическое слово о народе, который уже не будет процветать. Второе предсказание – о смерти детей израильских – ужасно: Ефрем выведет своих детей к убийце. Между этими двумя пророчествами указана истинная причина бедствий: Бог отвернулся от них (см. коммент. к 5:15), а там, где Его нет, не может быть и благословений. Ст. 14 представляет собой вариацию на ту же тему, изложенную в форме пророческой молитвы. В ст. 15 представлен другой географический и исторический пример преступления Израиля. Галгал был местом, где Израиль пересек Иордан при переходе в Ханаан и подтвердил посвящение Господу путем обрезания ( Нав. 4:19 – 5:9 ). Регулярно посещал его как судья Самуил ( 1Цар. 7:16 ), там же Саул был поставлен царем Израиля ( 1Цар. 11:14–15 ). Там встречали Давида после подавления восстания Авессалома ( 2Цар. 19:15 ). Однако во времена Амоса и Осии Галгал сделался центром идолослужения (4:15; Ам. 4:4; 5:5 ). Вот почему Бог возненавидел их (ср.: Ис. 1:10–17 ; Ам. 5:21–24 ). Мы также знаем, что их лжерелигия сочеталась с несправедливостью и притеснением. Еще разделается несколько характерных заявлений от лица Бога: не буду больше любить их (ср.: 1:6); не будут приносить они плода (ср.: 2:3,9–12; 9:2); умерщвлю вожделенный плод утробы их (ср.: ст. 12–13; 2:4; 4:6). Глава заканчивается обобщающим замечанием пророка, еще раз делающем особое ударение на предыдущих заявлениях. 10:1–10 Плодородие, порочная вера и цари: суд и выбор

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1, 2 Благослови (ср.: ст. 20–22) – когда Господь благословляет нас, Он взирает на наши нужды и отвечает на них; когда мы благословляем Господа, мы взираем на Его совершенство и величие и отвечаем на них хвалою. Святое имя – мы «благословляем» Самого Господа, прежде чем осознаем все Его благодеяния по отношению к нам. Все они исходят из самой Его сути: Кто Он есть (имя) и каков Он есть (святой); Господь никогда не действует вне рамок открытого нам и Он неизменен по Своей природе. Благодеяния, или скорее воздаяния, что соотносится с глаголом воздать (см.: ст. 10), предполагают совершенную полноту действий. 3 Он прощает и исцеляет, хотя эти акты могут быть неодновременными, как это неоднократно подчеркивается в Библии. Так, например, во 2Цар. 12:13–23 прощение получено Давидом мгновенно, исцеление же наступило не сразу; на Иисуса тоже были возложены наши грехи и болезни ( Мф. 8:16–17 ), но мы, получив прощение грехов, все еще страдаем от язв греха, т. е. болезни по Божьему высочайшему установлению остаются с нами до тех пор, пока на небесах мы не получим избавление от всякой немощи, как физической, так и духовной. 4 Избавляет – действует как искупитель, как ближайший родственник, который воспринимает все наши нужды как свои собственные. От могилы – речь идет не только о смертельной опасности в этой жизни, но и о печальном уделе, который может ожидать нас в грядущем (ср.: 48:8–10,14–16). Милостью и щедротами. Милость – воплощение любви, сосредоточенной в воле Божьей, любви самоотверженной, бесконечной и неизменной. Под щедротами здесь подразумевается проявление сердечных чувств, активной любви, бесконечной нежности. 5 Желание твое – смысл слова «желание» не совсем понятен в данном контексте, возможно, речь идет о продолжительности жизни. Подобно орлу – метафора неиссякаемой силы, постоянного ее обновления ( Ис. 40:30,31 ). 6–18 Милость Господа – Его неотъемлемый атрибут. В самой сердцевине этого фрагмента – ст. 11, в котором возвещается Его превосходящая всякое воображение, великая и вечная нескончаемая милость (в Быт.7:24 эта мысль передается словом усиливалась).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

За сынвъ Евр. , „за злодеяние над сынами иудиными“. Указывается, за что постигнет врагов народа Божия наказание. В чем состояло „злодеяние“, точнее определяется в дальнейших словах. есть родительный предметный (ср. Авд.10 ; Авв.2:8, 17 ; Быт.16:5 ; Суд.9:24 ). LXX-mь переводятъ: ξ διιν ιν οδα, „за притеснения (славян. „за сынов Иуды“. В Вульгате читается: „pro ео, quod inique egerunt in filios Iuda“. Понеже кровь праведную на земл своей. Евр. , „за то, что пролили невинную кровь в земле их“. Суффикс при слове некоторые 475 относят к евреям: „пролили невинную кровь в земле евреев“, и думают, что здесь разумеется пролитие крови евреев при нападении египтян в царствование Ровоама, особенно же – при отпадении идумеев от Иудейского царства при Иораме. Но против такого понимания говорит то, что выражение „проливать невинную кровь“ не употребляется о неприятельских нападениях, а встречается обыкновенно о частных убийствах, совершенных в мирное время (ср. Вт.9:10, 13, 21:8, 27:25; 1Цар.19:5 ; 2Цар.3:28 ; 4Цар.21:16, 24:4 ; Пс.93 ; Евр.94:21 ; Пс.105 ; Евр.106:38 ; Притч.6:17 ; Ис.59:7 ; Иер.7:6, 22:3, 17, 26:15 ). Поэтому правильнее думать, что Иоиль говорит здесь о частных разбойнических набегах, какие идумеи нередко делали на владения евреев. Такие набеги, конечно, не обходились без пролития крови. Некоторые толкователи относят суффикс при к египтянам и идумеям. Те и другие, думают, вероятно, часто и безнаказанно убивали евреев, проживавших в их земле, на что и намекает Иоиль. Но такое мнение 476 не имеет данных для себя. История нам не говорит, что в Идумее и Египте нередко умерщвляли евреев, поселившихся там. LXX-mь объясненное нами место переводят: νϑ’ ν ξχεαν αμα διαιον ν τ ατν, „за то, что пролили кровь праведную в земле их“; и в Вульгате „et effuderint sanguinem innocentem in terra sua“. Стих 20-й. же во вки населитс, и въ роды родвъ. Евр. , „а Иудея будет вечно населена и Иерусалим – в роды родов“. Союз употреблен в значении противоположения – но, а: „Египет и Едом сделаются пустынею, а Иудея и Иерусалим будут населены вечно“. Подобное обетование возвещается народу Божию и другими пророками. См. Ис.60:21 ; Иез.37:25; 43:7, 9 . „Въ роды родвъ“. (LXX-mь: ες γενες γενεν, Вульгата: in generationem et generationem) есть часто встречающаяся формула, которая употребляется для обозначения бесконечного времени. Пс.32 ; Евр.33:11 ; Пс.44 ; Евр.45:18 ; Пс.60 ; Евр.61:7 ; Пс.76 ; Евр.77:9 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Последняя часть главы посвящена развитию обетования о новом царстве Давида, о чем говорилось в 23:5–6 и повторяется здесь (15–16). Язык данного отрывка и последующие слова напоминают первое обещание, данное Давиду ( 2Цар. 7:12–16 ; ср.: 3Цар. 2:4 ). Может показаться, что обещание было нарушено, поскольку историческая династия Давида подошла к концу, как и предсказывал Иеремия (ср.: 22:30). Теперь оно подтверждается (17). Это касается и Божьего обещания относительно священства (18). При Моисеевом завете священники играли незаменимую роль ( Исх. 28–29 ) и некогда заключили с Богом свой собственный завет ( Чис. 25:12–13 ; 1Цар. 2:30,35 ). Остальная часть главы подтверждает вечность обновленного завета в самых сильных выражениях (19–22; 23–26). Возрождая Свой народ, Бог исполнит Свои самые древние обетования, даже данное Аврааму обещание, что его потомки станут народом (26; ср.: Быт. 12:2 ). И Бог поступит так, чтобы посрамить всех, кто утверждает, что Он отверг Свой народ (24). Обещание вечного царства странным образом противоречит проповеди в 7:1–15, где рассказывается, как Иеремия объяснил иудеям, что они не могут твердо рассчитывать ни на сохранение себя как народа, ни на сохранение своего государства. Разница становится объяснимой с возникновением нового завета. Царство, предсказанное в гл. 33, есть не что иное, как новый завет, который в Евангелиях трактуется так, как мы уже объясняли выше. Однако же в этом следует усматривать просто средство выражения уверенности, что в конце концов Бог всегда остается верен Своим обещаниям. Все они изначально направлены на спасение мира ( Быт. 12:3 ) и в конечном итоге исполнятся именно так, как было сказано. 34:1 – 36:32 Противостояние Иеремии 34:1–22 Обещание отпустить рабов Повествование возвращает нас к периоду осады Иерусалима и к другому обращению Иеремии к Седекии (1–5). В целом послание не отличается от 21:3–7; 32:3–5. Добавления, сделанные здесь (4–5), позволяют царю питать некоторую надежду на смягчение приговора, в то время как в другом высказывании не так ясно выражена судьба, уготованная ему лично. Смысл заключается в том, что он погибнет не на поле боя и будет погребен как полагается (по контрасту с судьбой Иоакима в 22:18; но также см.: 52:11). Ст. 6–7 указывают на неизбежность падения города, и из них видно, что кроме Иерусалима еще только два других города продолжали сопротивляться вторжению врага. Большая часть Иудеи уже была побеждена.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Ст. 14. И рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленныя в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул. Во втором члене а) описывается гордость и тщеславие Ассура (ст. 13, 14); б) содержится обличение их (ст. 15); в) указывается наказание (ст. 16–19) Что в ст. 12-м Пророк коротко сказал о высокомерии Сеннахирима и об определенном ему наказании, то здесь излагает подробно. Описываемые в ст. 13-м и 14-м завоевания Ассирийских царей частью совершены Сеннахиримом и его предшественниками при разрушении царств Сирского и Израильского, а частью оставались еще в гордых замыслах этого государя. б) Обличение тщеславия Сеннахирима. Ст. 15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает её? Как будто жезл возстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево? Пророк, уподобляя Сеннахирима секире, пиле, жезлу, показывает, что военные успехи его зависели не от него, а от попущения Божия и тем обличает возношение его против Бога Израилева, Который управляет царями, всеми людьми и всеми происшествиями в мире; нечестивым, подстрекаемым страстями и сатаною, попускает делать ни больше, ни меньше, как сколько определил в Своем совете, и все действия людей, даже порочные, Своим промышлением направляет к назначенным благим целям, так что без Его воли и попущения никто ничего не может сделать. (См. под. 2Цар. 16:10 ; Притч.21:1 ; Ис.14:26 ; Деян.4:28 ; Быт. 45:8 ; Суд.9:23 ; 3Цар.22:21, 22 ; 4Цар.24:2–4 ; 1Пар.21:1 ). Сеннахирим был только как бич в руке Божией для наказания нечестивых, а бичу безрассудно превозноситься пред держащим его. в) Наказание, определенное Ассуру. Ст. 16. За то Господ, Господ Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Ст. 17. Свет Израиля будет огнем, и Святый, его – пламенем, который сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день. Ст. 18. И славный лес его, и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

101 Что касается однажды упоминаемой здесь «Книги Праведного» ( 2Цар.1:18 ), то, при всем нашем уважении к Корнели, не можем согласно с ним признать эту, судя по цитате поэтическую, книгу историческим «источником» для писателя книг Царств (Introd. 1,272p.). Это сборник национальных песнопений, а не история, а тем более не «источник», на что уже никаких указаний нет у свящ. историка. Поэтому мы и не ставим этого памятника в тексте, как указывающего на историчность и документальность 1–2 Царств. 102 См. проф. Богородский. Еврейские цари. Казань. 1883г. Лопухин. Библ. История. 2,1–294 стр. В обоих трудах анализом повествований 1–2 Царств доказывается их полная историчность. 104 В последнее время основательно доказывается единство и систематичность 3 и 4 Царств в монографии: Holzhey. Das Buch der Konige. (Regum III et IV). Munchen. 1899. 110 Таковы апологетические выводы в трудах: Vigouroux. La Bible et les decouvertes modernes. 1888. Schrader. Keilinschriften und das alte Testament. Leipz. 1883, 1902. Urquhart. Die neueren Entdeckungen und die Bibel. Ueber. Spliedt. Stutg. 1903. 4, 56–333 (особ. 100–104,112–129,146–183,233–244,268–283,292–296 и др.). Лопухин. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Спб. 1890,2т.,324–673. Литература указана у Cornely. Introd. Specialis. 1, 301–302. Kaulen. Einleitung. 199. 114 Срав. Вигуру. Руков 2,83–87 стр. Есть здесь и литература вопроса. Klostermann. B. d. Konige. 493–498 ss. Urquhart. 1. c.4,185–194ss. Полная хронологическая таблица правлений иудейских, израильских, ассирийских, вавилонских царей и епонимов помещена в труде: Clair. Les livres des Rois. Par. 1879. 211–222 pp. Здесь также есть пространное суждение о вопросе: 187–211 стр. 115 Так утверждает Вигуру (Руков 82 стр. прим.), но в слав. пер. и моск. издании пер. 70 все эти места не опущены. 118 Kittel. Die B. d. Chronik. 1902. 6–10.56.123. Таковое же мнение разделялось и цитируемыми автором «предшественниками» его. 120 Обычно здесь (в 1Пар.3:19–24 ) видят потомство Зоровавеля до 5-го поколения. Но Кейль справедливо оспаривает этот взгляд и ограничивает потомство Зоровавеля 3-мя родами: в 19–21ст., а с имени Рефаии видит уже новые, не Зоровавелевы роды и поколения (Einleitung. 459–469 ss.). Действительно, текст довольно темен: справедливее понять – «Сыновья Рефаии», а не «сын его Рефаия» (было бы я как в 16–17 ст.). Возможно, что с этих слов начинается чей-то новый род, а не Зоровавелев. Другие ученые видят в 21 и 22 стихах современников, а не потомков друг друга, и упоминаемого в 22 ст. Хаттуша признают современником Ездры ( 1Ездр.8:2 ) и вообще видят не более четырех родов Зоровавеля (Clair. Les Paralipomenes. 88p.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

4Цар. 8, 12 ; си 2пар. 24, 23. 24; 4Цар. 13, 1–3 ). С порицанием пророка не стоит в противоречии то обстоятельство, что Финикияне, по сказанию пр. Иоиля, пленников Иуды и Иерусалима, приобретенных ими именно при разграблении Иерусалима аравитянами и Филистимлянами при царе Иудейском Иораме (2пар. 21, 16,17), продавали сынам Иована (см. Иоил 4, 4–6 ). Как народ торговый, имевший торговлю самую широкую, финикияне, конечно, не в одну только войну при Иораме иудейском приобретали себе пленников из сы­нов Израиля, а и при всех других войнах, кончавшихся боль­шими или меньшим пленением сынов Израиля, и приобретая этих пленников, продавали их как сынам Иована, так и сынам Едома, а равно и многим другим народам, с которыми вели торговые сношения. Проявившееся в этой торговле финикиян пленниками из сынов Израиля преступление–тем тяжелее и достойнее наказания, что, ведя эту торговлю, совершая это преступление, финикияне не помнили братского союза, не помнили тех дружественных отношений, в которых находился к ним Изра­иль,– не помнили тех союзов, которые заключены были Давидом и Соломоном с царем тирским ( 2Цар. 5. 11 ; 3Цар. 5, 15 – 24 ) ,–не помнили вообще того, что ни один царь ни израиль­ский, ни Иудейский не вели войны с Финикиянами (1, 9. 10). От народов, чуждых Израилю, пророк переходит теперь к народам, по своему происхождению родственным ему, и прежде всего к Едому. Порицая Едома и угрожая ему пророк выставляет на вид не отдельное какое либо злодеяние Едома, как это он делал доселе при порицании других народов, а вообще пос­тоянную, непримиримую на смерть ненависть, которую при всяком удобном случае проявлял Едом в отношении к Израилю. «Так говорит Иегова», грозно предвозвещает пророк:«за три преступления Едома и за четвертое не отменю сего, за то, что он гонит брага своего мечем, подавил чувство жалости в сердце своем», подавил всякое чувство сострадательной любви, «и гнев его вечно свирепствует и ярость свою постоянно хранит», никогда не оставляет ее, напротив бережет ее как сокровище и при всяком удобном случае пускает ее в действие, «пошлю огонь,»говорит Господь, «на Феман, и пожрет чертоги Боцры, " ( Иер. 49, 7. 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

„И сказал Иаков своим сыновьям: погребите меня с моими отцами в пещере, которая в селе Ефрона Хеттеянина... Там погребли Авраама и Сарру, жену его; там погребли Исаака и Ревекку, жену его; там погребли и Лию” ( Быт. 49:29, 31 ). Что погребение практиковалось не только в патриархальный период жизни, но и после него, видно из того, что у евреев существовали частные и общественные кладбища. См., например: Суд. 8:32 ; 2Цар. 21:14 ; Иер. 26:23 . Эти кладбища ютились всегда на самых лучших живописнейших местах, либо в садах ( 4Цар. 21:18 ), либо в пещерах или скалах, иногда в полях ( Быт. 23:11 ). Лучше же всего говорит в пользу повсеместного обычая погребения у евреев то, что этот обычай считался в среде богоизбранного народа священною обязанностью: „Чадо, – говорится в Библии, – над мёртвым пролей слёзы и, если он многострадален был, начни плач; достойно приготовь тело его и не презри погребения его” ( Сир. 38:16 ), а сожигание – позорною казнью, какой предавали только трупы блудниц и преступников, да и то не всегда, а только в исключительных случаях ( Быт. 38:24 ; Лев. 20:14 ; Лев. 21:9 ; Исх. 30:30 ). Словом, быть не погребённым считалось у евреев великим бесчестием ( 1Цар.17:46 ; 4Цар. 9:10 ; Иер. 12:18–19 ). Несмотря на столь ясные, неопровержимые и вместе с тем положительные данные в пользу того, что предание земле было единственным способом погребения у евреев во все периоды их исторической жизни, защитники трупосожигания утверждают иное. Они говорят, что наряду с погребением у евреев существовал обычай сожигания трупов. Так, в 1 книге Царств повествуется, что трупы первого еврейского царя Саула и его сыновей были сожжены со всеми почестями ночью в Вефсине жителями города Иависа Галаадского ( 1Цар. 31:12 ). Да, трупы Саула и его сыновей действительно были сожжены на костре. Но этот необычайный у евреев способ погребения был применён в настоящем случае по нужде. Евреи, прежде всего, хотели положить предел дальнейшим издевательствам над трупами со стороны филистимлян, а этого они могли достичь только путём сожжения трупов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Книги, из которой выписаны имена, у мусульманина не было, а также и мне она не встречалась. Прилагается здесь этот список имен для того, чтобы тот, кому потребно будет употребить его для той цели, для какой перечислены мной имена Богу у некоторых народов, по этому указанию мог исправить его по экземпляру, более правильному. Текст того списка имен Божиих и перевод его: «Узнай, что Бог всевышний в арабском языке именуется Аллаг, в еврейскоа Гыла, в индийском Асатина, в авганском Улгы, в сирийском Иля, в персидском языке Худай, в булгарском Тенгри, в джазумском Юма тендек, в римском языке Тямхыса, в джакильском Угар, в тюркском (тяркском?) Баят. Так сказывается в книге Мянгвати-джилал. Приложение 24 Каждое имя, каким называли Бога патриархи на своем (еврейском) языке, имеет свое значение. 1 Элёгим, Быт. 1:1 . Грамматическая форма этого имени есть форма множеств, числа; единств, его число есть Элёаг. С еврейским этим именем одного корня сирийское алёго, и арабское иляг. Во всех трех языках это имя этимологически значит «Досптопокланяемый», то же что значит и русское имя Бог (см. в тексте сличения, на стран. 202–205). Единственное число Элеаг употребляется только в книгах, написанных метрическою речью. Второз. 32:15.17. Иов. 3:4 . Псал. 50:22 . Множественным числом этого имени евреи выражали свою идею о величии Бога: в этом уверяемся и тем, что прилагательное определительное при нем говорится в единственном числе: Бог живый (2цар. 18:4.16); Бог праведный ( Псал. 7:10 ); Бог всевышний ( Псал. 57:2.78:56 ). Этого значения не теряет оно и тогда, когда при нем прилагательное так же во множ. числе: Бог живый (Второз. 5:23.). Эль. Это имя в тех местах Писания, где употребляется определительным другому имени Бога, по этимологическому своему смыслу значит: Крепкий (Псал. 116:27). Но когда само употребляется определяемым, п другие его определяющими, тогда оно, как имя, значит: Бог ( Быт. 17:1.28:3.43:14 ). То же значит, – указывает все Божественное существо, когда употребляется одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010