24 не на землю проливал ее. Пролитая кровь, если она не «покрыта пылью», вопиит об отмщении (см. Быт. 4,10 ; Иов 16,18 ). 24 чтобы он разгорелся. Огромный котел пустым ставят на огонь, чтобы он, раскалившись, очистился, но накипь ничто не может удалить. Символически это означает, что Господь принял решение погубить город. 24:16–17 Погребальный ритуал сопровождался плачем и рыданием (27,31; Быт. 23,2 ; Ам. 5,16; 8,10 ; Мк. 5,38; 16,10 ; Откр. 18,19 ). Скорбящие обнажали головы и посыпали их пеплом и пылью ( Нав. 7,6 ; Иов 2,12 ). Снимали обувь и шли босиком ( Ис. 20,2 ; Мих. 1,8 ). Лицо и голову прятали в ладонях ( 2Цар. 15,30 ; Есф. 6,12 ). В пищу принимали лишь то, что приносили благодетельные утешители. Но для Иезекииля эти признаки скорби слишком слабы, чтобы передать его безмерное горе. 24 не останешься уже безмолвным. См. ком. к 3,24–27. Сообщение Иезекииля подтверждается: к уведенным в плен пришла весть, что Иерусалим разрушен. Отныне пророк свободен от немоты, на которую был обречен Богом. Глава 25 2532,32 Пророки нередко предсказывали исход того или другого сражения ( 3Цар. 20,13.14.22; 22,6.7 ; 4Цар. 9,6,7 ; Иер. 28,8 ). Пророчества против чужих народов фактически участвуют в священной войне. Слова Иезекииля напоминаю пророчества с поля сражения, которые его предшественники нередко произносили по ходу реальных военных действий. Иезекииль строит свои пророчества как бы по географическому принципу: он начинает с Аммана, расположенного на севере, и далее, по ходу часовой стрелки, продвигается к югу, чтобы затем вновь вернуться к северу, к финикийским государе вам. Потом он обращается к великой державе на юге, к Египту. Иезекииль делает большинство древних государств Ближнего Востока прямым предметом своих пророчеств. Однако в своих обличениях Иезекииль ни разу не назвал Вавилон и не призвал на него суд Божий (см. ком. к 38,2). 25:1–7 Ср. 21,28–32. Длительные взаимоотношения израильтян с аммонитянами носили изменчивый характер, но все же превалировал конфликт ( Втор. 2,19.37 ; Суд. 3,13 ; 1Цар. 11,1–11 ; 3Цар. 11,7.33 ; 2Пар. 20,1.10.22.23; 26,8; 27,5 ; Иер. 27,3; 40,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

31:19–24. Очищение. Воины нуждались в очищении, так как осквернились через прикосновение к мертвым. Семидневный ритуал очищения воинов и захваченной на войне добычи полагалось совершать вне стана (ср.: Втор. 23:10–15 ), дабы не допустить осквернения остального народа (см.: Чис. 19:11–13,16–22 ). Для воинов очищение предполагало омовение ( Чис. 19:18,19 ) и мытье одежды (см.: Лев. 11:25,28 , а также «Свиток войны» из Кумрана). Трофеи очищались водой и огнем. Очищение металлов огнем встречается также в описании хеттских ритуалов, связанных с родами. 31:25–50. Правило дележа добычи. До сравнительно недавнего времени воинам платили из захваченной на войне добычи. На древнем Ближнем Востоке это стало священным правом. В текстах из Мари военачальники дают клятву, что не посягнут на добычу, полагающуюся их воинам. Боги также получали свою долю, которую собирали на поле сражения сопровождавшие войско жрецы. В данном случае дележ добычи предусматривает получение воинами в десять раз больше, чем гражданскими лицами, причем пятисотая часть доли войска отделяется Елеазару (и на содержание скинии), а пятидесятая часть доли гражданских лиц отдается левитам. Это сопоставимо с десятиной, выплаченной Авраамом Мелхиседеку в Быт. 14:20 , и с равными долями воинов и гражданских лиц при дележе добычи Давидом в 1Цар. 30:24,25 . 31:50. Золото на искупление. Перепись населения была в Древнем мире сравнительно непопулярна (см. коммент. к Исх. 30:11–16 ), и даже вызывала божественное неодобрение, так как могла свидетельствовать о человеческой гордыне и о недоверии к богам (см.: 2Цар. 24–17 о язве, посланной в наказание за исчисление народа Давидом). Согласно закону в Исх. 30:12 , когда бы ни проводилась перепись, за каждого исчисленного мужчину следовало заплатить выкуп. После исчисления войска, удостоверившись в том, что никто не был убит, военачальники заплатили выкуп золотыми украшениями, снятыми с мертвых тел. Выкуп избавлял от будущих поражений (см.: Чис. 8:19 ), а из золота изготовили священные сосуды для скинии, которые будут служить вечным напоминанием о победе и готовности народа повиноваться Богу. Вес этого золота составлял около 600 фунтов. 32:1–42 Колена, унаследовавшие Трансиорданию

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Прах в библейском тексте служит образным указанием на телесную, материальную, а значит, подверженную разрушению, недолговечную, смертную природу человека. Возвратиться в прах, быть взятым прахом — означает умереть. Человек, созданный Господом из праха земного, обречен (после грехопадения) возвращаться в землю, из которой он взят («Прах ты, и в прах возвратишься», — говорит Господь Адаму— см. Быт.2:7; 3:19 ). Многострадальный Иов, размышляя о смерти, часто прибегает к этому образу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня?» ( Иов.10:8–9 ). Кости человека «лягут в прах», плоть погибшая «возвращается в прах» (см. Иов.20:11, 34:15 , ср. 4:19–20). «…Я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет» ( Иов.7:21 ); помыслы и надежды человека будут «покоиться с ним в прахе» ( Иов.17:15–16 ). И праведный и нечестивый «вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их» ( Иов.21:26 ). Образ праха (суеты) — постоянный в Книге Екклесиаста — вбирает в себя мысль о неотвратимости и необратимости смерти: «Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные: потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти… Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах» ( Еккл.3:18–20 , см. также 12:7). Превозносить (ПРЕ)ВОЗНОСИТЬ [ДО НЕБЕС] кого, что. ПРЕВОЗНОСИТЬСЯ Расхваливать, преувеличивать чьи-либо достоинства. Употребляется в ироническом контексте, когда хотят обратить внимание на несоответствие восторженных речей реальным качествам объекта. В тексте Б. понятие «превозносить» широко употребляется в переносном смысле — воздавать должное, давать оценку, осознавая истинный масштаб явления. Оно применимо, в первую очередь, по отношению к Господу: «Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя» ( Пс.56:6, 107:6 ). Господа «прославляет и превозносит» израильский народ, избавленный Им из египетского рабства (см. Исх.15:2 ), обязанность священников — «славословить, благодарить и превозносить Господа» ( 1Пар.16:4 ). Идеей превознесения Бога пронизаны хвалебные песни и псалмы царя Давида: «Да будет превознесен Бог, убежище спасения моего, Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы и избавляющий меня от врагов моих» ( 2Цар.22:47–49 ). Осознание величия Господа должно выразиться в слове: «Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим» ( Пс.65:17 ); «Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии» ( Пс.68:31 ). Того же Псалмопевец ждет и от других: «Величайте Господа со мною, и превозноснесем имя Его вместе» ( Пс.33:4 , см. также Иов.36:24 ; Пс.29:2, 45:11, 67:5, 96:9, 98:5, 117:28, 144:1, 148:13 ; Ис.25:1 ; Дан.4:34 ; Фил.2:9 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

4 до сего дня. Данное выражение в Паралипоменоне может относиться и к тому, что было современностью для летописца (см., напр., 5,26; 2Пар. 20,26; 35,25 ), и к тому, что являлось таковой для составителей использованных им источников. Иногда оно может даже обозначать время, когда были созданы тексты, послужившие источниками для летописца (13,11; 2Пар. 5,9; 8,8; 10,19; 21,10 ). Можно также понимать это выражение и в значении «с той поры и поныне» или «навечно». Глава 5 5:1–26 Летописец повествует здесь о заиорданских коленах. Его рассказ распадается на четыре части: колено Рувимово (5,1–10), колено Гадово (5,11–17), краткое повествование об исторических событиях (5,18–22), полуколено Манассиино (5,23–26). Включение этих колен в число народа Божиего свидетельствует о надежде летописца на объединение после возвращения из плена всех колен и населявшихся ими земель (см. ком. к 2,42–55). 5:1–10 Сыновья Рувима. Летописец повествует здесь как о представителях рода Рувимова (5,1–8), так и о занимаемых ими землях (5,8–10). 5 он первенец; но. Летописец объясняет, почему колену Рувима, первенца Израиля, было отведено столь незначительное место в ряду прочих колен. Как известно, Рувим осквернил постель отца своего ( Быт. 35,22; 49,4 ) и потерял право первенца на двойную долю наследства ( Втор. 21,15–17 ). Вместо него двойную долю получил Иосиф, поскольку его сыновья Ефрем и Манассия стали главами отдельных колен ( Быт. 48,1–22 ). 5 вождь от него. Имеется в виду Давид, но подразумевается и Зоровавель, его же потомок, живший в эпоху после возвращения из вавилонского плена (11,2; 17,7; 2Цар. 5,2; 6,21 ; ком. к 3,1–24). 5 Феглафелласар. Феглафелласар, царь ассирийский (745–727 гг. до Р.Х.), носил тронное имя Фул (5,26). Он напал на Израиль ( 4Цар. 15,29 ) и потребовал от Ахаза уплаты дани (см. ком. к 2Пар. 28,21 ). См. также Введения в книги Амоса, Исаии, Осии и Михея. 5 в Ароере... Ваал-Меона. Географические сведения почерпнуты в данном случае из Чис. 32,38 и Нав. 13,15–23 . 5:11–17 Сыновья Гада. Этот перечень потомков Гада не имеет параллелей в Библии. Значительное внимание в нем уделено местам их жительства (5,11.16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Не беша пословицы Псковичем с Новгородци». К а р а м з. И. Г Р. V, пр. 16. «А кто ти ся будет продан пословицею из Новоторжан в одерп». Древн. Росс. Вивлиоф. 1, 78. «Се бо били челом… Иванцова жена и его сын и его деверь, п о  п о с л о в и ц е ». Акты юридич. 258. — «Многие пословицы приходили Новгородские». Писм. Евангелие 1506 г. «Но и та пословица не по сущему преведеся». Максим Грек Иов. 17, 6. Абаза , тавро, накладываемое на черкасских лошадей. Абаза , то же Абхазия, область в Закавказье. Также обинное. Вероятно, от аба , белое, редкотканое сукно, употреб. персиянами. Энциклопедический Лексикон. Т 1. СПб., 1835. Подразумевается: убил. Ависага. 3Цар. 1:3. Фарра, которого Иисус Навин причисляет к идолопоклонникам. Иис. Нав. 24, 2. Ионафан Бен-узиал на XII кн. Бытия о ввержении Авраама в огненную пещь Нимвродом за отвержение идолов. Быт. 18:22–36. ПАМИД. Агнец с бараном овечье племя. ПАМИД. Един смехом, другой грехом. Быт. 17:13. НП 4291. Ад сотворен и Адам водружен. Бука, страшилище, коим детей пугают; у немцев. Butze, см. Deutsche Mythologie von J. Grimm. Göttingen, 1835. См. Кто в Вильне не бывал, тот чудес не видал. Алай булай , на татарском: так, не так, да и нет. От пьянства, в коем обвиняют Александра Македонского. У принца Буххавского так переведена сия пословица печенежская: Dum aliena sequitur, perdit sua, см. Moscoviae ortus et progressus. Gubenae, 1679, im 16. 3Цар. 16:1. Spiritus Angelicae compositae. Немцы — общее название разных европейских народов в русских летописях: «грамоты аглинским немцам» в Актах Археограф Экспедиции I, 351. 1Цар. 1:2. ПАМИД. Апостолы обличали, они же научали. НП 4291. Аптека улечит на полвека. Ахаав, сын Амвриа, царя Израильского. 3Цар. 16:29. Агав. Деян. 21:2. 2Цар. 15:12, 17; 1Пар. 27:33. Ахтуба, рукав Волги, на берегах коей Батый, по свидетельству Рубруквиса, построил Сарай. «А большая орда опустела, а место ея области близ города Асторохани два днища по Волге вверх именуется Сара и большие ». 210. Пс. 63:17. Аще поручишися за твоего друга, предаси твою руку врагу. Прит. 6, I.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

23:13. География. Одоллам находится примерно в 16 милях к юго-западу от Иерусалима. Его идентифицируют как Tell esh-Sheikh Madhkur. Неясно, следует ли отождествлять «пещеру Одоллам» с городом, или она находилась где-то в его окрестностях. Местонахождение долины Рефаимов не установлено, но, возможно, это el-Baq " a, местность на юго-западе Иерусалима (см. коммент. к 5:18). Таким образом, пещера Одоллам находилась на северо-востоке долины Рефаимов. 23:14. Укрепленное место. Вероятно, упоминаемое здесь укрепленное место находилось неподалеку от Одоллама (см.: 1Цар. 22:4 ). Некоторые исследователи полагают, что речь идет о Масаде. Судя по контексту, этот фрагмент относится ко времени изгнания Давида, когда он еще не был царем. В царствование Давида «крепостью» был Сион ( 2Цар. 5:17 ). 23:15–17. Ворота Вифлеемские. В скудных археологических остатках железного века ни колодца, ни ворот в Вифлееме обнаружить не удалось. Сохранившиеся остатки поселения железного века сосредоточены на склоне современного Вифлеема близ церкви Рождества. Верхняя часть кургана, по-видимому, не была заселена в период железного века. Таким образом, можно предположить, что колодец и ворота Давида располагались в нижней части города. 23:20. Лев во рве в снежное время. В железном веке львы, хотя их популяция была невелика, еще бродили по земле Палестины, и исчезли только в современную эпоху. Охота на львов была любимым занятием царей и героев. И египетские, и ассирийские цари, желавшие запечатлеть свою мужественность, отдавали предпочтение сценам охоты на львов. Иногда в охоте на львов использовали рвы. Льва загоняли в ров, где была натянута сеть, в которой животное запутывалось. Затем в ров спускался охотник и поражал льва копьем. Снежное время, по всей вероятности, упоминается потому, что на скользком снегу было труднее сохранить равновесие. На возвышенностях Южной Палестины снег был не таким уже редким явлением. 23:23. Ближайший исполнитель приказаний. Должность, на которую был поставлен Ванея, – начальник телохранителей царя, – это та же самая должность, которую занимал Давид при дворе Саула (см.: 1Цар. 22:14 ). Очевидно, все царские телохранители были наемниками, определяемыми в тексте как «хелефеи и фелефеи» (см. коммент. к 15:18). Начальники царской охраны часто упоминаются в ассирийских анналах и греческих источниках (напр., у Геродота), посвященных описанию персидского войска Дария I и Ксеркса I (521–465 гг. до н. э.). 24:1–17 Исчисление народа

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В библейском койне были созданы специальные термины для описания священных реалий, например: κροβτυσα [акровтисиа] – «краеобрезание», «крайняя плоть», γιζω [агиазо] – «освящаю», ντιλπτορ [антилиптор] – «защитник (Бог)», στρατεγα το ουρανο [стратэгиа ту урану] – «небесное воинство», κρπος το κλπου [карпос ту колпу] – «плод чрева» и др. Многие слова вошли в библейский койне из еврейского языка без перевода, например, πσχα [пасха] – [песах]. Кроме того, сама греческая лексика изменяла своё значение, чтобы выражать священные понятия. Многим греческим словам придавалось особое значение, которого они не имели в классической литературе, например: χριστς [христос] – «помазанник», «царь», «мессия», вместо классического значения «помазанный, нарумяненный», μαρτωλς [амартолос] – «грешник», вместо «промахивающийся» (в стрельбе из лука), πστασις [апостасис] – «отступник от веры», вместо «политический отступник», διβολος [диаволос] – «злой дух», вместо «клеветник, «лживый человек» 161 . Библейская письменность. В Священном Писании сказано, что пророк Моисей записал Декалог ( Исх.17:14; 24:12; 34:27 ), слова Господни ( Исх.24:4 ) и закон ( Нав.8:31 ), а также завещал написать заповеди на камнях после перехода через Иордан ( Втор.27 гл.). Кроме того, Моисей записал все постановления ( Втор.30:10 ), уставы ( Исх.34:27 ; ср.: 4Цар.17:37 ), законодательные акты ( Втор.24:1 ; Мк.10:4 ), подробности путешествия израильтян ( Чис.33:2 ) и слова победной песни ( Втор.31:19:22 ). В странствиях во время исхода священники писали заклинания на свитках ( Чис.5:23 ) и имена на жезлах (17:3). На обетованной земле Иисус Навин снова написал Десять заповедей ( Нав.8:32 ) и текст возобновленного завета (24:26). Пророк Самуил написал в книгу устав царства Саула ( 1Цар.10:25 ). Царь Давид писал письма своему военачальнику Иоаву ( 2Цар.11:14 ) и делал письменные указания о подробностях устройства Храма, как и его сын царь Соломон ( 2Пар.35:4 ), который переписывался с царем Тира Хирамом ( 2Пар.2:11 ). Царь сирийский написал письмо царю Израиля по поводу Неемана ( 4Цар.5:5 ). Во все периоды истории Израиля писцы составляли поименные списки колен ( 1Пар.4:41; 24:6 ; см. также: Чис.11:16 ; Ис.10:19 ; Иер.22:30 ; Неем.12:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

11 И Иеровоам, сын Наватов... поднял руку на царя. Если Адер и Разон были врагами внешними, то Иеровоам ефремлянин был врагом внутренним, также посланным Соломону в наказание за грехи. из Цареды. Поселение в тридцати трех километрах к востоку от Иоппии, в землях колена Ефремова. 11 Милло. См. ком. к 9,15. 11 поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Иеровоам начальствовал над работниками, взятыми Соломоном из колен Ефрема и Манассии (5,13–16), и хорошо знал об обидах, которые те таили на Соломона (12,4). 11 пророк Ахия Силомлянин. Силом город в землях колена Ефремова, приблизительно в девятнадцати километрах к востоку от Цареды. 11 разодрал ее на двенадцать частей. Ахия совершил символическое действо, являющееся, по сути, своего рода инсценированной притчей. Подобные действия усиливали впечатление от речей пророков, в которых звучали Божий слова о судьбах Израиля (22,11; Ис. 20 ; Иер. 13,11 ). В данном случае разодранная одежда Ахии символизировала надвигающееся раздробление царства. 11 возьми себе десять частей. От имени Бога Ахия призывает Иеровоама взять десять из двенадцати частей, символизирующих десять северных колен, над которыми Иеровоаму вскоре предстояло воцариться. Как и восстания, поднятые Адером и Разоном, мятеж Иеровоама это суд Господень над Соломоном. 11 одно колено. См. ком. к ст. 13. 11 Я оставляю его владыкою на все дни жизни его. См. ком. к ст. 12 и 13. 11 из рук сына его. Т.е. из рук наследника Соломона Ровоама (12,1–24). 11 дабы оставался светильник Давида... во все дни. Образ светильника метафорически передает идею «неугасимости» царствования рода Давидова в Иерусалиме (15,4; 2Цар. 21,17 ; 4Цар. 8,19 ; 2Пар. 21,7 ; Пс. 131,17 ). 11 будешь царем над Израилем. Т.е. над десятью северными коленами. Когда речь идет о периоде разделенного царства, под словом Израиль часто подразумеваются десять колен, образовавших северное царство, а Иуда, соответственно, означает ту часть страны, которой по-прежнему правили потомки Давида. 11 если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе. Требования завета, которым должны были подчиняться Саул, Давид и Соломон (см. 2,2–4 и ком.), теперь предъявляются и Иеровоаму.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Веруем, что Господь наш Иисус Христос есть единственный Ходатай наш, Который предал Себя для искупления всех, собственною кровию соделался примирением человека с Богом и пребывает попечительным Защитником Своих последователей и умилостивлением за грехи наши. Исповедуем также, что святые ходатайствуют о нас в молитвах и прошениях к Нему, а более всех пренепорочная Матерь Божественного Слова, также святые ангелы хранители наши, апостолы, пророки, мученики, праведные и все, которых Он прославил как верных Своих служителей, к коим причисляем архиереев, иереев, как предстоящих святому жертвеннику, и праведных мужей, известных своею добродетелию. Ибо мы знаем из Священного Писания, что должно молиться друг за друга, что много может молитва праведного и что Бог более внемлет святым, нежели тем, которые остаются во грехах. Исповедуем также, что святые суть посредники и ходатаи о нас пред Богом не только здесь, во время их пребывания с нами, но еще более по смерти, когда они по разрушении зерцала (о коем упоминает апостол) во всей ясности созерцают Святую Троицу и беспредельный свет Ее. Ибо как не сомневаемся мы в том, что пророки, будучи еще в смертном теле, видели предметы небесные, почему и предсказывали будущее, так не только не сомневаемся, но и непоколебимо веруем и исповедуем, что ангелы и святые, которые соделались как бы ангелами, при беспредельном свете Божием видят наши нужды» 59 . Православный : Где в Священном Писании сказано, что Бог внемлет святым, когда они молятся о нас? Священник : Я показал, что святые прославлены от Бога особой честью (см.: Рим.2:10 ), что они будут судить мир (см.: 1Кор.6:3 ), что они возлюблены Богом (см.: Дан.10:19 ). А о том, что Бог внемлет молитвам святых о нас, прочтешь в Божественном Писании там, где я тебе укажу: Быт.20:7 ; 1Цар.7:9 ; Иов.42:8 ; Иер.15:15 ; Дан.10:11–21 ; Иак.5:10, 15 ; 2Тим.1:3 ; Откр.8:3–5 . О ходатайстве же ангелов за род человеческий смотри в: Быт.19:12–13; 24:7 ; Исх.14:19; 23:20; 32:34; 33–2 ; Числ.20:16 ; 2Цар.24:16–17 ; 1Пар.21:14–16 ; Дан.3:19–25 ; Евр.1:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

11:13. Города на возвышенности. Возвышенности, о которых здесь идет речь, – это холмы, или курганы, на которых обычно стояли древние города. Город, построенный на холме, лучше приспособлен для обороны, но если он по какой-либо причине разрушался, на его руинах возникало следующее поселение. Так, слой за слоем, столетие за столетием курган (телль) становился все выше и выше. В некоторых городах насчитывается более двадцати слоев заселения, исследование которых позволяет археологам реконструировать историю города. 11:16–12:24 Итоги завоеваний 11:16,17. Масштабы завоеваний. В ст. 16 перечислены все географические районы Ханаана от Галилеи на севере до Негева на юге, кроме побережья Средиземного моря. В ст. 17 для обозначения завоеванной территории используется два ориентира. Гору Халак, расположенную на юге, близ границы с Эдомом, обычно отождествляют с хребтом Джебел-Халак, простирающимся вдоль вади Марра между Беэршивой и пустыней Син. Ваал-Гад на северной границе, расположенный в окрестностях Дана (Лаиса), к северу от Асора, иногда отождествляют с Баниасом, чуть восточнее Дана. Долина Ливанская (долина Мицфа) соединяет долину реки Литани с бассейном озера Хуле. О свойственных древним сказаниям преувеличениях см. коммент. к 10:40. 11:21. Енакимы. Потомков Енака считали «исполинами» (см.: Чис. 13:33,34 ; Втор. 2:10,11 ; 2Цар. 21:18–22 ). В других источниках достоверные сведения о енакимах не встречаются, хотя, возможно, они упоминаются в египетских «Текстах проклятий». Кроме того, в египетском письме на папирусе Анастаси I (XIII в. до н. э.) описаны могучие воины из Ханаана ростом от 7 до 9 футов. В Tell es-Sáideyeh, в Трансиордании, найдены два женских скелета ростом около 7 футов, датируемые XII в. до н. э. 11:21. Хеврон, Давир, Анав. Сведения о Хевроне и Давире представлены в коммент. к 10и 10:38, соответственно. Анав, также расположенный в горах Иудеи, – это, по-видимому, Khirbet Unnab es-Seghir (Tell Rekhesh), в 15 милях к юго-западу от Хеврона. Он упоминается в египетских текстах этого периода, а раскопки обнаружили здесь остатки поселения железного века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010