9:35–41 Видящие и слепые 9:35–38. Прозревший человек отвечает так же, как иудео-христианские читатели Иоанна: с верой, в отличие от их противников. 9:39–41. Тема физической и духовной слепоты встречается у пророков (напр.: Ис. 42:16– 19 ; Иер. 5:21 ); религиозные власти, отнюдь не считающие себя духовно слепыми, проявляют наибольшую слепоту. 10:1–18 Пастырь, овцы и наемники Первоначально текст Библии не был разделен на главы; в этом отрывке продолжается речь Иисуса, обращенная к фарисеям в 9:41. Она основана на «ветхозаветных образах Бога как Пастыря Израиля ( Быт. 48:15; 49:24 ; Пс.22 1; 27–9; 76:21; 77:71; Ис. 40.11 ; Иез. 34:11–31 ), Израиля как Его стада ( Пс. 73:1; 77:52; 78:13; 99:3 ) и неверных и жестоких религиозных вождей как губителей Его стада ( Иер. 23:1,2 ; Иез. 34 ). Верными пастырями ( Иер. 3:15 ) в Ветхом Завете названы Моисей, Давид ( 2Цар. 5:2 ; Пс. 77:71,72 ) и Мес-сия из дома Давидова ( Мих. 5:4 ). 10:1,2. В зимние месяцы овец по ночам держали в загоне, обычно имевшим каменную ограду, защищенную сверху ветвями колючего кустарника. (После Праздника кущей зима уже была не за горами.) Еврейский закон различал воров и разбойников: воры вторгались в чужое жилище, а разбойники жили в пустыне и нападали на путников. Пастухи постоянно были на страже, охраняя свое стадо от опасностей любого рода. 10:3,4. В Ветхом Завете говорится, что Израиль «слушался голоса Бога», когда народ повиновался закону и Божьей вести, посланной через пророков. Истинные овцы – те, кто был верен завету с Богом, – знали Его (см. коммент. к 10:14,15). (Читатели Иоанна слушались Его с помощью Духа – возможность, которую иудаизм в тот период по преимуществу отрицал; ср.: 16:13–15.) Обычно пастухи знали всех своих овец поименам. В Ветхом Завете Бог называл Своих возлюбленных детей и верных рабов «по имени» ( Исх. 33–12,17 ; ср.: Ис. 43:1 ). 10:5. В данном контексте «чужой», или «вор и разбойник» (ст. 1), символизирует фарисеев, которые пытаются обмануть овец (9:40,41). Главы синагог, которые отлучали иудео-христианских читателей Иоанна, считали себя верными пастырями, но прочтение этого отрывка показало аудитории Иоанна их истинное лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Этот образ используют пророки Исайя и Иеремия, предвещая гибель врагам Израиля — Вавилону и филистимлянам, дух которых сломлен прежде, чем кара Господня настигает их: «Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего. Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло» ( Ис.13:6–7 ). «Услышал царь Вавилонский весть… и руки у него опустились; скорбь объяла его, муки, как женщину в родах» ( Иер.50:43 ). Противник движется на филистимлян, и «от шумного топота копыт сильных коней его, от стука колесниц его, от звука колес его, отцы не оглянутся на детей своих, потому что руки у них опустятся от того дня, который придет истребить всех Филистимлян» ( Иер.47:3–4 ). И самому Израилю за его отступничество грозит, по воле Господней, «народ от страны северной»: «Мы услышали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, муки, как женщину в родах» ( Иер.6:22, 24 ). Израильтяне «будут стонать, каждый за свое беззаконие. У всех руки опустятся, и у всех колени задрожат, как вода» ( Иез.7:16–17 ). «И растает всякое сердце, и все руки опустятся, и всякий дух изнеможет, и все колени задрожат, как вода» ( Иез.21:7 ). Человек, у которого опустились руки, не способен к делу: иудей Неемия, возглавивший восстановление Иерусалима, не позволяет своим врагам пошатнуть его веру в успех: «…они стращали нас, думая: опустятся руки их от дела сего, и оно не состоится; но я тем более укрепил руки мои» ( Неем.6:9 ). Выражение может свидетельствовать и о душевном смятении человека, вызванном житейскими невзгодами, смертью близких: «И услышал Иевосфей, сын Саулов, что умер Авенир в Хевроне, и опустились руки его, и весь Израиль смутился» ( 2Цар.4:1 ). Попавшим в беду, сломленным неудачей людям помогал праведный Иов, о котором его друг Елифаз говорит: «Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял» ( Иов.4:3–4 ). Наконец, это выражение может указывать на лень, несобранность: «От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом» ( Еккл.10:18 , см. также Ис.35:3 ; Иер.28:4 ; Евр.12:12 ). С Свинья грязи найдет

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон. Всенародное провозглашение Соломона наследником престола (ср. 1Цар. 10,24 ; 2Цар. 15,10; 16,16; 20,1 ; 4Цар. 9,13; 11,12 ). 1 вождем. Т.е. официальным преемником царя. Израиля и Иуды. В еврейском народе, сохранявшем первоначальное разделение на двенадцать колен, с течением времени выделились две крупные общности Израиль на севере и Иудея на юге. Давид в свое время был помазан на царство как над Иудеей ( 2Цар. 2,4 ), так и над Израилем ( 2Цар. 5,3 ). Соломон, будучи его полноправным наследником, при воцарении вступал во владение сразу обеими территориями. 1 возвеличит престол его более престола господина моего. Ванея выражает надежду на то, что царствование Соломона будет даже более успешным, чем царствование его отца. 1 Хелефеи и Фелефеи. См. ком. к ст. 8. 1 Садок священник. В древнем Израиле помазание на царство могли свершать как пророки, так и священники ( 1Цар. 9,16; 16,12 ; 4Цар. 9,1–3; 11,12 ). из скинии. Имеется в виду шатер, устроенный Давидом для ковчега завета ( 2Цар. 6,17 ), а не скиния Моисеева ( Исх. 35,4–29; 36,8–38 ). 1 И услышал Адония и все приглашенные им. См. ком. к ст. 33. 1 Ионафан, сын священника Авиафара. См. 2Цар. 15,27; 17,17–21 . 1 Бог твой да прославит имя Соломона. См. ком. к ст. 37. 1 за роги жертвенника. Имеются в виду четыре напоминающие рога выступа на вершине алтаря ( Исх. 27,2; 29,12 ; Лев. 4,7.18.25.30.34 ; Пс. 117,27 ). Место жертвоприношений священное; держась за алтарь, Адония, в надежде сохранить жизнь, отдает себя на волю и милосердие Господа ( Исх. 21,12–14; 2,28–34 ). 1 если он будет человеком честным. Соломон сохраняет Адонии жизнь с условием, что тот проявит себя лояльным подданным нового царя. Глава 2 2 и завещал он. Подобно Иакову ( Быт. 49 ), Моисею ( Втор. 31,1–8 ), Иисусу Навину (23,1–16) и Самуилу ( 1Цар. 12,1–25 ), Давид произносит предсмертную речь. Каждая из этих речей посвящена передаче властных полномочий и знаменует собой наступление новой эпохи в истории Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

384 Означает дом, как жилище человека, а также и дом Божий, будет ли это скиния ( Исх.23:19 , 1Цар.1:7 , 2Цар.12:20 ) или постоянный храм ( 2Цар.7:5,13 , 3Цар.3:1– 3, 5:3–5 ; или даже только место посвященное Богу или ознаменование особенным Его явлением ( Быт.28:17 , 1Пар.22:1 ). На этом основании под , в отношении к царствованию Давида, можно разуметь освящение или построенного им дворца ( 2Цар.5:11, 7:2 ) или же Сионской скинии (6:17 ст. и д.), или наконец места для будущего храма ( 1Пар.22:1 ); но ни в первом, ни во втором случае история не представляет нам никаких обстоятельств, которые бы соответствовали благодарственно-молитвенному настроения псалма с исповеданием минутного ослепления псалмопевца своим счастьем (ст. 7–8), следовавшего затем наказания Божия, грозившего его смертью, но, по его усердной молитве, скоро сменившегося Божественным помилованием (ст. 4–6, 10–12), которое и вызвало этот псалом (ст. 13). Такие обстоятельства мы находим только при третьем из указанных случаев; так как освящению места для храма предшествовало дарованное по молитве Давида избавление от ужасной моровой язвы, ниспосланной Богом в наказание за высокомерное Давидово желание исчислить народ свой (ср. 2Цар.24 , 1Пар.21–22:1 ). Вот почему этот именно случай мы разумеем под названным в надписании псалма обновлением дома (Так – Tholuck Hengstenberg, Delitzsch и др). 387 Первое полустишие 23 гл.: «вот последние слова Давида», конечно принадлежит историку Давида, писателю 2 кн. Царств; но следующие затем слова: «изречение Давида», – или, как лучше бы было перевести выражение в соотв. Чис.24:3–4 и 15–16: Пс.110:1 , 1Цар.2:30 ; Ис.1:24 и др.: «говорит Давид». Хотя и признаются некоторыми за распространение первого полустишия, принадлежащее тому же писателю кн. Ц. (см. прим. к ним в Истор. кн. ВЗ в пер. Гуднева), очевидно составляют вступление в пророческой песни, точно также как и следующие за ними слова 2-го и 1-й полов 3-го ст., или как цитированные нами из кн. Числ., совершенно параллельны им выражения в пророчествам Валаама и потому без всякого сомнения должны быть принимаемы за слова самого Давида, как и принимают их все наиболее компетентные знатоки ветхо-заветных писаний (см Biblischer Comment v Keil на это место; Ewald s die Dichter des A. B. Thl I. S. 143 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Поэтому мы считаем вполне справедливым высказываемое относительно 40-го Пс. в Киевск. изд. Псалтири 1715 г. замечание наместника Киево-Печерской Лавры Варлаама Голенковского, что в нем между прочим описывается, как «Давид в недузе сущи, поношен бяше от сопротивных, чающих, яко от тоя уже болезни не возстанет». 617 Пс.63:7 . См. по русск. пер. Библ. Общ., который, хотя и представляет в этом стихе затруднение в понимании связи между первою, приведенною нами, и последнею его половиною («а внутренность человека и сердце глубоко»), но за то отличается близостью к еврейскому тексту и, с незначительными разностями, составляет почти общепринятый перевод между новейшими западными учеными, тогда как новейший русский перевод Синод изд., стараясь установить теснейшую связь между обеими половинами стиха (…делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца»), держится ближе переводов сирского и халдейского и почти не имеет за себя авторитетов между новейшими учеными. 70 и Вульгата в этом стихе также ближе к еврейскому тексту и след на стороне перевода Библейского Общества. 638 В этих словах Пс.22:5 , кроме образного выражения мысли об особенном попечении Божием, можно видеть буквальное указание на то обстоятельство, что в Маханаиме, во время бегства Давида от Авессалома, в виду войск мятежника, расположившихся в Галааде, Верзеллий и некоторые др. доставили изгнанному царю и его людям все необходимое продовольствие. См. 2Цар.17:26–29 . Такое объяснение этих слов находим мы у Delitzscha в Die Psalmen, 1867 S. 211, и так еще ранее объяснял их Michaelis в Not ad Lowthii Praelect de sacra Herb poesi p. 509 ed Goetting. Нам кажется.что и господствующий в этом псалме образ Господа, как доброго пастыря, который покоит Псалмопевца на злачных пажитях и водит на тихие воды, вызван тогдашним пребыванием его в пустыне, напомнившем ему годы его детства, когда сам он в Вифлеемской пустыне заботливо пас стада отца своего ( 1Цар.16:11, 17:28 ), – так точно в других псалмах, как мы уже имели случай заметить относительно псалмов из времени Саулова гонения, пребыванием его в горах пустыни ( 2Цар.15:30, 32, 16:1, 13 ) обусловливаются встречающиеся в них представления Божественной помощи под образом гор и скал. Пс.26:5, 27:1, 66:3–4, 61:3, 7, 8 . См. об этом замеч. Гуляева на 2Цар.22:2 в его «Историч. кн. Свящ. Пис. В. Зав.». Пс.22:54 ср. Пс.36:19 и 2Цар.17:24–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

20 Вифлеем. См. ком. к 16,1. годичное жертвоприношение. См. ком. к 1,3, а также 1,21. 20 рабу твоему. Такая форма обращения свидетельствует о смирении говорящего и о его почтении к адресату (см., напр., 1,11.16; 3,10; 17,32; 22,15; 23,10; 25,24). 20 завет Господень с тобою. См. 18,3,4 и ком. 20 да будет Господь с тобою, как был с отцом моим. Это утверждение факта, что Господь все же был с Саулом, следует понимать как относящееся исключительно к тому периоду, пока Саул оставался законным в глазах Господа царем Израиля. Признавая в Давиде человека Божиего (см. 18,4; 23,17 и ком.), Ионафан выражает ему преданность, превосходящую даже его преданность собственному отцу (ст. 16). 20 не отними милости твоей. О том, как Давид исполнил эту просьбу Ионафана, см. 2Цар. 9,1–8; 21,7 . 20 да взыщет Господь с врагов Давида. Под «врагами» здесь, судя по всему, подразумевается отец Ионафана Саул. Ср. 25,22 и 2Цар. 12,14 . 20 новомесячие. См. ком. к ст. 5. 20 у камня Азель. Септуагинта предлагает другое прочтение данного места: «у этой насыпи». Однако возможен и такой перевод: «камень у начала пути» или «укромный камень». 20 свидетель Господь между мною и тобою во веки. См. Быт. 31,50.53 . 20 новомесячие. См. ком. к ст. 5. 20 Авенир. Авенир был родственником Саула и его военачальником (14,50). 20 не очистился. См. Лев. 7,19–21 . 20 не устоишь ни ты, ни царство твое. Из этих слов Саула ясно, что Ионафан является его главным наследником. Несмотря на переданный Саулу через Самуила Божий приговор (13,14), он все еще надеется стать основателем царского рода (ср. 18,8 и ком.). В противоположность ему, Ионафан с готовностью принимает Божию волю (см. 18,4; 20,13; 23,17 и ком.). 20 Саул бросил копье в него. Различие в отношении к Давиду привело к разрыву между отцом и сыном. О глубине этого разрыва свидетельствует покушение Саула на жизнь Ионафана, напоминающее его прежние попытки убить Давида (18,11; 19,10). Глава 21 21 в Номву. Этот город, по всей видимости, вблизи от Иерусалима ( Ис. 10,32 ). После поражения израильтян, в результате которого Силом оказался в руках филистимлян (4,1–11; см. 1,3; 2,32 и ком.), Номва стала «городом священников» (22,19).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Псалом 96 Надписание, составленное переводчиком, предполагает, что древний псалом Давида пелся в то время, когда страна отмечала свое возрождение после вавилонского плена. Ст. 1. Господь воцарился – см. примеч. к пс. 92:1; ...земля ...острова – взор Псалмопевца охватывает весь мир. Ст. 2. Облако и мрак – воспоминание о явлении Бога на горе Синай (см.: Исх. 19:18; 24:17 ; Втор. 5:4; 9:10; 18:16 ). Ст. 5. Горы – символ устойчивости, тот же образ см.: Мих. 1:4 ; Наум. 1:5 ; ...Господа всей земли – подчеркивается сила Бога как Владыки вселенной (ср.: Мих. 4:13 ; Зах. 4:14; 6:5 ). Ст. 7. Поклонение изваяниям строго воспрещалось Моисеевым Законом (см.: Лев. 26:1 ). Ст. 8. Сион – зд.: жители Иерусалима; ...дочери Иудейские – города и селения Иудеи; ...о праведных судах Твоих – см. примеч. к пс. 95:10. Ст. 10. ...возненавидьте зло – этот мотив настойчиво звучит у пророков (см.: Ис. 1:16 ; Ам. 5:15 ). Ст. 11. Свет – символ спасения (см.: Ис. 9: 2 ) и благословения Божия (см.: Ис. 58:8, 10; 60:1 ); ...чист –букв. «прям, прав».   Псалом 97 Ст. 1. ...рука – см. примеч. к пс. 88:11. Ст. 1–3. Под спасением исторически может подразумеваться освобождение от вавилонского плена. Святые отцы видят в этих словах пророчество о спасении, которое принес миру вочеловечившийся Сын Божий. Ст. 3. ...Иакову ...дому Израилеву – исторически имеется в виду древнееврейский народ (см. примеч. к пс. 77:5); св. отцы относили это наименование к христианам. Ст. 4. Радостный крик был знаком приветствия (см.: 1Цар. 10:24 ). Ст. 6. В серебряные чеканные трубы трубили по Закону Моисееву для созыва всех членов общины (см.: Чис. 10:2 ); в трубы трубили и при возведении царя на царство (см.: 3Цар. 1:39 ; 4Цар. 11:14 ). Ст. 8. Реки да восплещут руками – знак радости, образ ликования природы (ср.: Ис. 55, 12 ).   Псалом 98 Ст. 1. Господь воцарился – см. примеч. к пс. 92:1; ...парящий на Херувимах – одно из определений Бога (ср.: 1Цар. 4:4 ), в победной песни Давида после избавления от врагов воспевается Бог, восседающий на Херувимах и летящий на крыльях ветра (см.: 2Цар. 22:11 ); о Херувимах см. примеч. к пс. 17:11.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2 Сыновья Халева. См. ком. к 2,18–24. 2 Кинеяне. Одна из представительниц этого иноземного народа была женой Моисея, благодаря чему он был принят в Иудее ( Суд. 1,16; 4,11 ). Летописец рассматривает кинеян в качестве законных членов народа Божиего (см. ком. к 2Пар. 8,11 ). Глава 3 3:1–24 Сыновья Давида. Летописец излагает дополнительные сведения о роде Драма, сообщая о потомках Давида (см. ком. к 2,3 4,23). О предках Давида им уже было сказано ранее (2,10–17). Весь рассказ делится на три части: сыновья Давида, родившиеся в Хевроне и Иерусалиме (3,1–9), потомки Соломона (3,10–16), потомки Иехонии (3,17–24). Он подтверждает законную принадлежность Зоровавеля (3,19), правителя восстановленной после возвращения из плена общины, к царскому роду Давида. 3:1–9 в Хевроне... в Иерусалиме. Перечень сыновей Давида, родившихся в Хевроне (3,1–4) и Иерусалиме (3,4–9), основывается на 2Цар. 3,2–5; 5,13–16; 13,1 . 3:10–16 Соломона. Из всех сыновей Давида летописца интересует в первую очередь его избранный потомок Соломон. В его изложении, Соломон взошел на переданный ему отцом престол, не испытав никакого сопротивления (см. ком. к 23,1). Фигурирующий здесь Азария (3,12) впоследствии называется царем Озией (см. ком. к 2Пар. 26,1 ). 3 Сыновья Иосии. Первенец Иосии Иоанан (в русском переводе Иоахаз), о котором ничего более не известно, не унаследовал престола отца. После Иосии царем стал Селлум (Иоахаз; 2Пар. 36,1.2 ; 4Цар. 23,30.31 ). Фараон Нехао отрешил Селлума от власти и поставил на его место брата Селлума Елиакима (Иоакима; 2Пар. 36,3.4 ; 4Цар. 23,32–34 ). Иоакиму наследовал его сын Иехония ( 2Пар. 36,9.10 ; 4Цар. 24,8–16 ), но Навуходоносор заместил его третьим сыном Иосии Седекией ( 2Пар. 36,10–14 ; 4Цар. 24,18–20 ). 3:17–24 Сыновья Иехонии. Летописец прослеживает продолжение царского рода через Иехонию. Пророк Иеремия, чья жизнь и речения были известны летописцу ( 2Пар. 35,25; 36,12.21.22 ), объявил об отрешении Богом Иехонии и его потомства от престола Давидова. Но по милости Своей Бог снял это проклятие и поставил потомков Иехонии опорой монархических чаяний Израиля. Сам Иехония был выпущен из заключения в Вавилоне ( 4Цар. 25,27–30 ). Его сын Шешбацар (в 3,18 Шенацар) перенес обратно в Иудею храмовые сокровища ( Езд. 1,11; 5,14–16 ), а внук Зоровавель (3,19) стал правителем общины после ее возвращения из вавилонского плена и строителем храма ( Езд. 3,1–13 ). Зоровавеля Бог назвал «печатью» Своею (букв.: «перстнем с печатью»), отменив таким образом обращенное на Иехонию проклятие ( Иер. 22,24 ). Царем Зоровавель никогда не был, но на него и его потомков были обращены монархические чаяния восстановленной общины. И Матфей ( Мф. 1,12.13 ), и Лука ( Лк. 3,27 ) именно к его линии причисляют Иисуса Христа, последнего из царей рода Давидова. Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 исполнилось слово. Повествователь всегда отмечает исполнение обещанного Господом (8,20; 12,15; 15,29; 16,12). В данном случае с изгнанием Авиафара сбывается пророчество об умалении и отстранении от священнического служения дома Илиева( 1Цар. 2,30–36 ). 2 убежал Иоав в скинию Господню. См. ком. к 1,39.50. 2 пойди, умертви его. Иоав мог бы найти убежище у алтаря только в том случае, если бы его вина заключалась в непредумышленном убийстве ( Исх. 21,14 ). Поддержка же, оказанная им мятежному Адонии, давала Соломону право исполнить волю отца и убить Иоава, даже укрывшегося в скинии. 2 поразил мечем... Авенира... Амессая. Несмотря на то, что в свое время они выступали на стороне противников Давида, Авенир был назначен царем военачальником израильского войска ( 2Цар. 3,27 ), а Амессай иудейского ( 2Цар. 20,8–10 ); естественно, Иоав, также военачальник, видел в них серьезных соперников. 2 Садока священника поставил царь... вместо Авиафара. Первоначально Давид назначил двух первосвященников Авиафара и Садока ( 2Цар. 8,17 ). После изгнания Авиафара первосвященниками в Израиле становились только потомки Садока ( 1Цар. 2,35 ). 2 в Гефе. Геф был одним из пяти главных городов филистимлян ( Нав. 13,3 ; 1Цар. 6,16; 21,10.11; 27,2 ). Глава 3 3 породнился с фараоном. Дочь какого именно фараона взял в жены Соломон, неизвестно. Однако, зная, что основатель XXII династии фараон Шешонк I (библейский Сусаким) вторгся в Израиль в царствование сына Соломона Ровоама (14,25.26), можно заключить, что в данном стихе имеется в виду один из двух последних фараонов XXI династии Сиамун (978–959 гг. до Р.Х.) или Псесеннес II (959–945 гг. до Р.Х.). Этот брачный союз свидетельствует об укреплении международного престижа Израиля в эпоху единого царства. 3 приносил жертвы на высотах. Т.е. в святилищах, расположенных на вершинах холмов. Когда израильтяне пришли в Ханаан, они должны были разрушить святилища местных языческих народов ( Чис. 33,52 ; Втор. 7,5; 12,3 ). Вместо них им надлежало воздвигнуть святилища и жертвенники истинному Богу ( Исх. 20,24 ; Суд. 6,24; 13,19 ; 1Цар. 7,17; 9,12.13 ). Богослужения и жертвоприношения Господу во множестве разных святилищ считались в Израиле допустимыми до тех пор, пока не было построено главное и единственное святилище ( Втор. 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

20 поспешно захваченное вначале. Т.е. захваченное нечестным путем. 20:22 Это наставление имеет сходство с принципом, сформулированным во Втор. 32,35 и Рим. 12,19 ). Бог спасает не народ в целом ( Втор. 32,35.36 ), а каждого человека в отдельности, и Он стоит не только на страже Своего народа, но и каждого его члена, являясь Мстителем за зло. 20:23 См. ст. 10. 20:24 См. 16,1.9 и ком.; 19,21. Знания, основанные на опыте, безграничны. Лежащий в основе израильской мудрости страх Господень является не только дисциплинирующим фактором, но и путеводной нитью, не позволяющей уклониться от пути праведности. 20 Светильник Господень. Всевидящему оку Божиему открыты даже наши потаенные мысли (ср. ст. 24). 20 Милость и истина. Эти же древнееврейские слова употреблены в 3,3 (см. ком.). Здесь они могут означать принципы царского правления. Вполне возможно, что они относятся к завету Божиему со всем коленом Давидовым ( 2Цар. 7,11–14 ). 20:29 См. 16,31 и ком. С годами физическая сила ослабевает, а мудрость преумножается. 20:30 В отличие от закона, мудрость не предписывает определенных наказаний за те или иные проступки, но наказания, тем не менее, следуют незамедлительно. Глава 21 21 Сердце царя в руке Господа. Эти слова свидетельствуют о власти Божией и над языческими правителями, которые, хотя и неосознанно, исполняют Его волю (как, напр., Кир, Ис. 45,1 ). 21:3 См. ст. 27. Тема данного стиха относится, скорее, к области пророческих книг (см. 1Цар. 15,22 ; Ис. 1,11–17 ) и является редкой для учительной литературы (см. 15,8 и ком.). 21 Гордость очей. См. 6,17. Эти слова подразумевают гордыню и надменность и означают то же, что и «надменное сердце». 21:5 Ср. 19,15 и 21,25, где на лень указано как на причину нищеты. Данный стих сопоставляет поспешные поступки с хорошо обдуманными и исполненными намерениями. 21 обрушится на них. См. 1,17–19 и ком.; 12,13. 21 в углу на кровле. В израильских домах кровли были плоскими и жить на кровле, хотя она продувалась ветрами и поливалась дождями, было возможно (но крайне дискомфортно).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010