23 посрамленная девица, дочь Сидона. Финикия была «чистой девицей», поскольку не знала над собой ничьей власти, никем никогда не была завоевана. Ассирийцы, завоевав Тир, лишали Финикию «дочь Сидона» ее девственной чистоты. не будет тебе покоя. И на островах Средиземного моря финикийцы не смогут найти укрытие от врагов. 23 земля Халдеев. Этого народа прежде не было. По-видимому, речь идет о народах, вошедших в состав Ассирии в результате военной экспансии. 23:15–18 В этих стихах Исаия говорит о надежде на спасение. 23 на семьдесят лет. Этот срок определен Богом. Число семьдесят обозначает полноту времен и завершенность событий. в мере дней одного царя. В период господства одного царя, которым являлся ассирийский правитель Саргон. См. ком. к ст. 1. 23 по истечении семидесяти лет. См. ком. к 23,15. По окончании времени, назначенного Богом для наказания. Господь посетит. Господь снова будет милостив к Тиру. блудодействовать. Тир возвратится к прежнему образу жизни и не узнает Господа в день посещения своего, не извлечет никаких уроков (за что и поплатится позднее, когда окончательно утратит независимость в 322 г. до Р.Х., будучи завоеванным Александром Македонским). 23 будут посвящаемы Господу. Как и все города земли, Тир в конечном счете признает верховную власть Божию и придет поклониться Ему ( Втор. 2,34 ; Нав. 6,17.19 ), однако случится это, по всей видимости, уже после прихода в «его пределы» Господа Иисуса Христа ( Мф. 15,21 ). В первые годы христианской эры там возникла община, которую посетил ап. Павел ( Деян. 21,3 ). См. слова Христа о Тире и Сидоне ( Мф. 11,21 и далее). Глава 24 2427,13 Эту часть книги пророка Исаии принято называть «Малый Апокалипсис». В ней пророк обращается к грешникам и праведникам с проповедью Дня Господня, в который свершится Божественный суд над всем творением и исполнятся обетования спасения святых. Центральной темой гл. 24 является опустошение Богом развращенной земли; гл. 25 воздает Ему хвалу, а гл. 26 и 27 раскрывают смысл попечения Божиего о Его избранных. На протяжении всей гл. 24 мысли автора прикованы к образам непрочной, колеблющейся земли и царствующего Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

До Рождества Христова в эту тайну кроме Пресвятой Девы Марии были посвящены еще два человека – праведные Елизавета и Иосиф. Праведная Елизавета узнала о Боговоплощении во время встречи с Пресвятой Девой Марией, это описывает евангелист Лука. Сразу после явления ангела Мария поспешила навестить родственницу, «ибо хотя Она и надеялась, но все же боялась, чтобы как-нибудь не обмануться» 54 . Знаковым для Нее было совпадение: Елизавета приветствовала Марию теми же словами, что и архангел Гавриил: «Благословенна Ты между женами…» ( Лк. 1: 42 , см.: Лк. 1: 28 ). Это событие было также первой встречей Господа Иисуса Христа и св. Иоанна Крестителя. Можно сказать, что не Мария спешит к Елизавете, но Христос торопится освятить Своего Предтечу 55 . Такое толкование основано на необычном поведении Иоанна в утробе матери: Елизавета свидетельствует, что после приветствия Марии «взыграл младенец радостно во чреве» ее ( Лк. 1: 44 ). Пророческий дар ее сына передался и самой Елизавете: после радостного движения младенца она исполнилась Духа Святого и, ублажив Пресвятую Деву и плод чрева Ее, назвала Марию Матерью Господа своего и подтвердила будущее исполнение всего, что Дева слышала от ангела. Далее ап. Лука приводит так называемую «песнь Пресвятой Богородицы» («Величит душа моя Господа», см.: Лк. 1: 46–55 ), сходную по тону с ветхозаветными библейскими песнями – пророка Моисея ( Исх. 15: 1–19 ), судьи и пророчицы Деворы ( Суд. 5: 1–31 ), царя Давида ( 2Цар. 22: 1–51 ) и, более всего, с песнью пророчицы Анны, матери пророка Самуила (ср.: 1Цар. 2: 1–10 ). Эта песнь, вошедшая в богослужение утрени, представляет собой славословие Богу за Его милость, всемогущество, верность заключенному с домом Авраама завету, выразившиеся в исполнении мессианских обетований. Пресвятая Дева говорит, что Своим воплощением Бог возвысил Ее как Матерь Божию перед другими людьми, возвысил и весь Израиль перед другими народами. Важно, что это возвышение Она называет исключительно делом милости Божией к Ней, смиренной рабе Божией (смиренной здесь и в смысле бедной, незначительной, никому не известной, и в смысле покорности воле Божией), а также к народу Божию, смиренному унижениями от язычников, но алчущему ( Лк. 1: 53 ), напряженно желающему наступления Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

17–19). Следующие стихи (20–22) имеют уже другой характер: Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою. Спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое 107 . Далее говорится уже о славе Господней, последующей за Его уничижением: Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Яко Господне есть Царствие и Той обладает языки 108 (ст. 28–29). Предвозвещается о Святой Христовой Церкви, которая призовет всех людей, не имеющих богатства боговедения и благочестия: От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе, молитвы моя воздам пред боящимися Его. Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века 109 (ст. 26–27). Это пророчество о таинственной трапезе животворящего Тела и Крови Христовой. Вслед за псалмами читается тропарь: «Распеншуся Тебе, Христе, погибе мучительство, попрана бысть сила вражия: ниже бо ангел, ниже человек, но Сам Господи спасл еси нас, слава Тебе» 110 (ТП. Л. 449), в котором подчеркивается Божество Спасителя. В паремии первого часа мы слышим пророчество Захарии о предании Спасителя на страдания и смерть за тридцать сребренников (см.: Зах. 11:10–13 ). Апостольским чтением Церковь прославляет силу Креста: Братие, мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяся, и аз миру. О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но нова тварь. И елицы правилом сим жительствуют, мир на них и милость, и на Израили Божии ( Гал. 6:14–16 ). А Евангелие повествует нам о предании Спасителя на суд Пилату, о страданиях, смерти и снятии Господа со креста (см.: Мф. 27:1–56 ).      В трогательных песнопениях третьего часа Церковь то укоряет неблагодарных иудеев, то воспоминает отвержение и раскаяние Петра, то изображает удивление небесных воинств, взирающих на страдания Творца, то передает нам последние слова Самого Спасителя.      В псалмах этого часа содержится пророчество о неправедном суде над Иисусом Христом: Воставше на Мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху Мя.

http://azbyka.ru/pesnopeniya-strastnoj-s...

Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 95; ПСРЛ. М., 1963. Т. 28. С. 140; подробнее см.: Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. М., 1988. С. 261— 265. 194 Разрядная книга 1475—1598 гг. М., 1966. 195 Акты Русского государства 1505—1526 гг. М., 1975. С. 183—197, 236 194). Решение, принятое Ф. Карповым («суд») (он присудил спорную землю поместному селу), было в 1521 году пересмотрено в пользу монастырского села, так как Карпов недостаточно точно обозначил межу, не назвал речку Городечну. 196 В 1524—1525 годах Федор Карпов вместе с братом Никитой Ивановичем Карповым выступили душеприказчиками П. В. Киндырева, «дали» по его приказу и духовной грамоте сельцо Савастьянов с деревнями игумену Троице–Сергиева монастыря (Там же. С. 238—239. 236). 197 Памятники дипломатических сношений Московского государства и Крымом, Ногаями и Турциею. Т. II. 1508—1521 гг.//Сборник Русского исторического общества. Т. 95. СПб., 1895. С. 14—15, 17 (далее — Сборник РИО). 198 Там же. С. 19,44–45. 199 Там же. С. 96, 98–100, 105 и др. 200 Белокуров С. А. О Посольском приказе. М., 1906. 201 Сборник РИО. Т. 95. С. 189, 513, 661–666 и др. 202 Там же. С. 312, 383; Смирнов И. И. Восточная политика Василия III//Исторические записки. Т. 27. М., 1948. С. 28. О деятельности так называемой «московской партии» в Крыму см.: Шмидт С. О. К характеристике русско–крымских отношений второй четверти XVI в. — В кн.: Международные связи России до XVII в. М., 1961. С. 366—375. 203 Российский государственный архив древних актов (далее — РГАДА), Крымские дела. Кн. 6. Л. 159 об., 359 об. — ЗбО; Кн. 7. Л. 59 об., 208 об. — 209. 204 Там же. Кн. 6. Л. 15–15 об. 205 Там же. Кн. 6. Л. 123–123 об. 206 Там же. Л. 209–209 об., 225 об. — 226, 314 об. — 315, 473 об. 207 Там же. Л. 525. 208 Там же. Л. 650 об., 654 об. 209 Дунаев Б. И. Преп. Максим Грек и греческая идея на Руси в XVI в. Историческое исследование с приложением текстов дипломатических сношений России с Турцией. М., 1916. С. 33—92. 210

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Несмотря на этот не высказанный прямо упрек, Иисус продолжает рассматривать Иоанна в качестве истинного пророка, и даже более. В его яркой, необычной, но наглядной проповеди Евангелия народ отчетливо различал голос вестника Божьего. Но при всей своей значимости Иоанн был лишь предшественником грядущего за ним (10; цитата из Мал. 3:1 ), последний и самый большой из пророков, по силе соизмеримый с Илией, которому надлежало прийти в последние дни ( Мал. 4:5,6 ). Царство Небесное, объявленное Богом, началось с Иисуса, а Иоанн стоял лишь на его пороге (как показывает его двойственный ответ Иисусу). В ст. 13 подчеркивается, что в законе не в меньшей степени, чем в пророках дано полное откровение об Иисусе и исполнении в Нем ветхозаветных ожиданий (ср.: 5:17). Но разные стили служения и благовествования Иоанна и Иисуса вызвали неприятие части населения, о чем красочно рассказывается в маленькой притче (16– 19). Иоанн за свой аскетический образ жизни прослыл фанатиком, а доступность Иисуса считалась предосудительной. Но мудрость Божья выше человеческих предрассудков и оправдывается теми самыми действиями и поступками, которые презренны у людей. Примечания. 7 Трость ли, ветром колеблемую? Деталь ландшафта пустыни используется в иносказательном смысле. Речь идет о человеке с гибким податливом характером, каковым отнюдь не был Иоанн. 12 В NIV дается вариант истолкования этого трудного текста, связывающий его с Лк. 16:16 . Но язык этих двух текстов значительно отличается, и более естественно звучит вариант: «Царство Небесное силою берется, и сильные люди овладевают им». В такой интерпретации речь идет о мощном противостоянии, которое всегда встречают дела Божьи (что уже удостоверено заточением в тюрьму Иоанна, а далее проявится в официальном отвержении и вынесении приговора Иисусу). 11:20–24 Отвергнувшие служение Иисуса (см.: Лк. 10:12–15 ). О враждебном отношении к Иисусу, упоминавшемся в ст. 16–19, теперь говорится более подробно. Указанные три города были расположены вблизи друг друга на берегу Галилейского моря, где до сих пор проходило служение Иисуса. Даже пресловутые языческие города, суд над которыми объявлен в Ветхом Завете (Тир, Сидон и Содом), вероятно, были более восприимчивы к тому, что со всей очевидностью составляло работу Бога. Примечательно, что Иисус считал чудеса единственным, что может побудить людей к покаянию. Сколь же велико было Его благовествование в этих городах!

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Стих 10. Имея в виду конечный результат духовной болезни Самарии, состоящий в ее будущем внешнем позоре, несмотря на теперешнее кажущееся величие, пророк прибегает к обычному в Библии способу подчеркивания мысли: «не возвещайте об этом в Гефе» и проч., как и Давид оплакивал смерть Саула ( 2Цар. 1:20 ): «не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери филистимлян» и проч. Эти два города упоминаются, может быть, как навеки устрашенные враги Израиля, которые тщетно желали овладеть ковчегом завета (ср. также Пс. 24:2 ); а теперь этот страх их прекратится, когда до них дойдет весть о падении царства. Здесь евр. чтение вернее (бегет алтагиду – «созвучие»), и LXX читали «бегет алтагдилу» – от глагола (гадал) – «возвеличивать»; так читали и свт. Кирилл Александрийский и блж. Феодорит, но прп. Ефрем Сирин и блж. Иероним держатся масоретского текста. Далее разночтение усложняется; по-русски – с еврейского: «плачем не плачьте» – получили: «не плачьте там громко», а на славянский перевели с греческого: «енакимляне не сограждайте», а в греческом было не «οι νακεμ», но – οι ν κεμ, т. е. в городе Акко ( Суд. 1:31 ), что выражается таким же начертанием евр. букв, как и слово: «плачем», а именно вместо (бакко вместо беакко), откуда восстановляется и параллелизм, подобно 2Цар. 1:20 . Но далее LXX вопреки созвучию читали не (тибко), но (тибно) – и вместо «плачьте» переводили «сограждайте», т. е. производили от глагола (аббан) – утеснять, сгущать. Дополнение этого глагола следовало дальше: «из дому на посмеяние, перстию посыплите посмеяние ваше», а по-русски: «но в селении Офра покрой себя пеплом» и проч.; блж. Иероним переводил через нарицательное: «В дому пепла пеплом посыплетесь», а прп. Ефрем читал «в Ефрафе» вместо «Офра»; да и думается, что не отсутствовали основания упоминать эти иудейского царства города при предсказании бедствий царства израильского, потому что это бедствие не пройдет благополучно и для жителей Иудеи. По справедливому замечанию Розенмюллера, здесь уже потому удобнее видеть собственные имена, что так лучше выдерживается параллелизм с предыдущим выражением о Гефе и Акко, с которых начинается игра слов (т. е. собственного имени и однозвучащего глагола), ср. Соф. 2:4 ; Ис. 21:2 ; Иер. 6:1 . Напротив, в славянском понимании является много синонимов. Действительно, разночтение здесь только и заключается в том, собственное ли или нарицательное (пепел) значение усваивать евр. слову (афра). Смысл стиха, следовательно, такой: поражение Самарии ужасно, пусть о нем не знали бы враги (тогда как они знают и величаются, ср. Ис. 36:19 ), а пусть примут это во внимание иудеи (тогда как они вовсе не хотят вразумиться карой над Самарией и продолжают свои беззакония, см., например, Иез. 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Скажут вам» и пр.: см. прим. к Мф.24:23–26 . – «Как молния» и пр.: см. прим. к Мф.24:27 . Лк.17:25 . «Много пострадать» и пр.: см. прим. к Мф.16и парал. Лк.17:26–27 . «Как было в дни Ноя» и пр.: см. прим. к Мф.24:37–39 . Лк.17:28–30 . «Как было и во дни Лота» и пр.: подобное в сем отношении, что было во времена Ноя пред потопом, случилось во времена Лота. Указывается на событие, описанное в гл. Быт.19 , как истреблены были нечестивые города Содом и Гоморра, как только вышел из них праведный Лот со своим семейством. Жители их вели обычный род жизни, были беспечны и не думали о грядущей на них беде, и – вдруг эта беда разразилась над ними. – «Дождь огненный и серный»: нечестивые города разрушены были вулканическим извержением, которое наглядно и человекообразно представляется как особенное действие Божие, пославшее дождь огненный и серный (см. прим. к Мф.10:15 ). – «Так будет» и пр.: также неожиданно будет и пришествие Христово, как первое – таинственное на суд с Иерусалимом при разрушении его, так и второе – на суд с родом человеческим при конце мира. Лк.17:31–32 . «Кто будет на кровле» и пр.: см. прим. к Мф.24:17–18 . – «Вспоминайте жену Лотову» ( Быт.19:26 ): выходя вместе с семейством из Содома, она, вопреки повелению, оглянулась назад и за то была наказана Богом. Для подтверждения повелений своих спасаться во время бедствий при таинственном пришествии своем на суд с Иерусалимом Господь и указывает на этот пример из ветхозаветной истории, чтобы и с учениками не случилось того же, что с женой Лотовой, чтобы и они не были наказаны Богом, если не послушаются прямых повелений Господа в те дни. Лк.17:33 . «Кто станет сберегать» и пр.: см. прим. к Мф.10:39 .– В связи речи здесь изречение это значит то же, что и предшествующие: спасайтесь от бедствий в эти страшные дни разрушения Иерусалима, и заботьтесь о спасении души своей (ср. Лк.9:24 ). Лк.17:34–36 . «Двое на поле» и пр.: см. прим. к Мф.24:40–41 . Лк.17:37 . «Где, Господи»: где последует все то, о чем Ты говоришь? – Где труп и пр.: см. прим. к Мф.24:28 . Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

СЛОВО Слово, закону Божию согласное, есть добродетель (5:176, см. ЗАКОН , 384). Контролировать слова, т. к. Бог все видит и слышит (4:185, см. ВНИМАНИЕ , 168). Слово гнилое да не исходит из уст Не токмо слово скверное, но и «гнилое», апостольски говорю, «да не исходит из уст ваших» ( Еф. 4, 29 ). Всякое же слово праздное, неполезное, не к созиданию сказанное, есть слово гнилое, за которое, по словеси Христову, надобно будет воздать ответ в день судный. «Всякая горесть», как таможде Апостол научает, «и гнев, и ярость, и клич, и хула, да возьмется от вас со всякою злобою» ( Еф. 4, 31 ) (1:10). На страшном суде откроются все слова, сказанные человеком (4:21, см. СУД СТРАШНЫЙ , 1011). На суде Божием человек дает ответ за каждое праздное слово (5:45, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1023). Христианин, творящий ругательства, навлекает на себя гнев Божий (4:18–19, см. ХРИСТИАНИН , 1108). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского/Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

995 Чрез день одна за другой говорены еще Бес. 9 и 10-я. В той и другой сказано недавно (р. 98. 108;) за 30 дней до Пасхи говорено оглашение 1. Т. 2. р. 225. 996 Hom. 11. р. 115. Об определении императора Ливаний Ор. Т. 2. р. 407. О слухе, предварившем прибытие судей – Геллебиха и Кесария, он же Orat. 21. р. 528. 997 Hom. 16. р. 161. «Вторую седмицу поста окончили мы», р. 168. след. это говорено или в пяток иди в субботу на 2-й недели. 1002 Hom. 13. р 135. В это же время спустя 10 дней после 1-го оглаш. (зам. 65) говорено 2-е оглаш. (Т. 2. р. 134). 1003 В 18 Бес. след. за 17-ю он говорил: «многих видел я, которые радовались и говорили друг с другом: «победили, преодолели, половина поста проведена. Таких убеждаю не о том радоваться, что провидена половина поста, а размышлять о том, прогнана-ли половина грехов». И далее упрекает за то, что некоторые по случаю заключения городских бань вместе с театрами, поспешили мыться в реке» и 20 дней не провел ты лишенный бани». О заключении бань и театров говорено в 18 Бес. в субботу на 1-й неделе см. зам. 63. След. 18 бес. говорена в конце 4-й недели поста. Следование происходило в конце 3-й и кончилось в начале 4-й. На то, что Четыредесятница в Антиохии состояла из 7-ми недель, верное свидетельство у Созомена Η. Е. 7, 19. За 18-ю бес. говорены в три дня сряду 11-я, 12-я, 13-я бес. которые все начинаются благодарением Господу за минувшие бедствия. В 12-й, «и вчера благословлял Бога и ныне тоже скажу», р. 123. В 13-й опять тоже начало, тоже предисловие слова, которое «вчера и третьего дня было», р. 133. Селье, а вслед за ним и Хр. Чт. в жизнеописании Златоуста производят особый суд в Антиохии еще до прибытия Геллебиха и Кесария, а потому 11, 12 и 13-ябес. относят ко 2-й недели. Но такого суда на деле не было. Напротив из Ливаниевой речи о Геллебихе (Ог. 21) ясно видно, что при производстве суда Геллебихом происходило все то, о чем говорил Злат. в 13 беседе. 1004 14-я по случаю ложных слухов р. 140. в чем состояли слухи, объяснено в 21 бес. р. 214. «Многие по отбытии отца, устрашая пребывающих в темнице, говорили: не умилостивляется царь и помышляет об истреблении всего города, узники от сей молвы становились еще боязливее». В темницу брошены виновные следователями. В конце поста говорена 20-в бес. см. р. 199. 203, а Четыредесятница оканчивалась в среду на страстной. см. Бес. 30 на Бытие р. 293.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И новозаветное царство благодати – само непоколебимое ( Евр. 12:28 ) прежде всего поколебало природу, ибо, при совершении великой крестной жертвы, когда в Божественной крови завещался новый завет миру. «Солнце, видя обесчещенного владыку, трепеща затмилось, не снося зрелища» (Св. Кир. Иерус. 4 катех. поучен. трактата περ το σκυπο сн. Мф. 27: 45) «земля потряслась, и камни расселись» Мф. 27:51 . Оно далее поколебало чувственно-разумный мир (срав. Мф. 27:52,54); поколебало царство мира, разогнав тьму безбожия и многобожия в них и превратив весь внутренней строй их. Оно наконец привело в смятение и демонов (срав. Иаков. 2:19 , «которые бегут, трепеща от знамения креста» (Св. Кир. Иер. «περ ναλψεως» сн. особенно для этого стихиры на вел. субботу: «днесь ад стеня вопиет» и проч.) и даже ангелов привело в недоумение о тайне воплощения Царя благодатного царства ц других тайнах этого царства (срав. 1Пет. 1:12  срав. для этого же многие церковные песни на Рождество Христово и в великую субботу на утрени). Но вот остается еще раз поколебать небо и землю, когда наступит царство славы, все тоже неизменное, непоколебимое царство Христово. Уже тогда и в чувственной и духовной природе совершится полное и коренное изменение для нетленного и бессмертного века; тогда будет вполне новое небо и новая земля (сн. 2Петр. 3:13 , Апокалип. 21:1; 1Кор. 15:35–36 ) после погибели этого неба и земли посредством огня ( 2Петр. 3:7 ) как первый мир погиб водой (ст. 6). Это будет окончательный суд над всем. «Потому что Бог наш есть огнь поядающий» ( Евр. 12:29  из Втор. 4:24  и парал.). Так что нам кажется св. Апостол взял и образ огня, чтобы приблизить к разумению то, посредством чего совершится этот суд, этот великий переворот всего земного и небесного. Так глубоко истинно и вместе поучительно толкование; св. Апостола. Срав. толков. св. отцов и учителей церкви на это отделение послания к евреям, особенно св. Златоуста, глубоко проникающего духом веры в толкование Апостола, см. стр. 489–498 бес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010