После 1315 г. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв., отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля, К. Г. празднуется 6 янв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 184). Отмечаются литургийные чтения для субботы и воскресенья перед К. Г.- Деян 19. 1-8, 1 Тим 3. 13 - 4. 5, Мф 11. 2-15; 2 Тим 4. 5-8, Мк 1. 1-8 (Ibid. P. 172). 5 янв. совершается навечерие (παραμον) К. Г.: на вечерне по пении стихир на «Господи, воззвах» отмечен вход патриарха и духовенства с Евангелием, после чего начинаются чтения: Быт 1. 1-13, Исх 14. 15-29, Исх 15. 22 - 16. 1, по окончании которых поется тропарь 3-го гласа Επεφνης ν τ κσμ (        ) со стихами Пс 66. 2-3, 4-5. Затем читаются 3 отрывка: Нав 3. 7-17, 4 Цар 2. 4-14, 4 Цар 5. 9-14, за к-рыми следует пение тропаря 6-го гласа Αμαρτωλος κα τελναις (      ) со стихами Пс 92. 1-2. Далее прочитываются еще 3 паремии: Ис 1. 16-20, Быт 32. 2-11, Исх 2. 5-10, после к-рых - прокимен Пс 79. 4 и еще 3 чтения: Суд 6. 36-40, 3 Цар 18. 30-39, 2 Цар 2. 19-22 (всего чтений 12; отдельные указания даны относительно 13-го чтения (Ис 49. 8-15) - см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 180). По окончании чтений поются антифоны литургии Пс 26, 27, 28, на литургии по Трисвятом - прокимен Пс 26. 1, Апостол - 1 Кор 9. 19 - 10. 4 (1 Кор 10. 1-4), аллилуиарий Пс 44. 2-3, Евангелие - Лк 3. 1-18. В завершение литургии патриарх читает молитву на освящение воды, а потом идет в атриум храма и освящает там воду в большом фиале, при этом поется тропарь 8-го гласа Θων Κυρου π τν δτων (        ) (см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 174-184). После освящения воды служится обычная паннихис . На праздничной утрене 6 янв. на Пс 50 поются тропари: 4-го гласа Σμερον Τρις ν Μονδι (Днесь Троица во Единице...) и 1-го гласа Εν Ιορδν βαπτιζομνου σου, Κριε (          ). По исполнении тропарей патриарх идет в баптистерий и совершает там крещение неофитов. На литургии в день К. Г. поются антифоны: Пс 113, 114, 117, вместо Трисвятого - Οσοι ες Χριστν βαπτσθητε (        ); прокимен Пс 117.

http://pravenc.ru/text/2459047.html

3120. См.: epist. 4. 15. 3121. В действительности в Персидский залив. 3122. Ср. у Филона, leg. alleg. 1. 21. 69: «Третья река – Тигр, он течет в землях ассирийцев. Третья добродетель – благоразумие, противостоящее наслаждению, которое, как кажется, является уступкой человеческой слабости»; 1. 22. 72: «Евфрат символизирует четвертую добродетель, справедливость». 3123. См.: Лев 19:13. 3124. См.: Втор. 24:14–15. 3125. Ср.: Тов. 2:8; 14:49; 16:54. 3126. О милостыне см.: Тов. 4:7–11. 3127. Ср.: Тов. 4:1–2. 3128. Ср.: Abr. 1. 5. 35. 3129. См.: Суд. 20:44. 3130. См.: Быт. 34:25. 3131. Ср.: Abr. 1. 9. 93. Ср. также у Тертуллиана (uirg. uel. 11). 3132. Ср. у Тертуллиана (ad uxor. 2. 9). 3133. См.: Числ. 25:1–18. Ваал–Фегор – идол, почитавшийся моавитянами и мадианитянами. 3134. См.: Числ. 25:8. 3135. Историю Самсона см.: Суд. 13–16. 3136. Самсон был судьей Израиля в течение 20 лет (см.: Суд. 15:20; 16:31). 3137. Ср. у Иосифа Флавия (antiq. iud. 5. 8. 2). 3138. Совр. Хирбет–Тибне. 3139. Ср. у Иосифа Флавия (antiq. iud. 5. 8. 6). 3140. То же добавление про женщину у Иосифа Флавия (antiq. iud 5. 8. 6). 3141. См.: Суд. 15:1–8. 3142. Ср. у Вергилия, Аеп. 3 606: si pereo, hominum manibus perisse innabit. 3143. См.: Суд. 15:11–16. 3144. Такого названия местности в Священном Писании не обнаружено. – Примеч. ред. 3145. Ср.: Суд. 16:3. В тексте Писания речь идет о воротах, которые Самсон унес из города. 3146. См.: Суд. 16:4–20. 3147. См.: Суд. 16:30. 3148. Здесь и далее свт. Амвросий в своих рассуждениях следует Оригену (см. in Rom. 6. 8.) О пользе закона свт. Амвросий пишет в lacob 1. 4, 13–14, 21. – Примеч ред. 3149. Ср.:2 Кор. 3:3. 3150. Ср.: Рим. 3:19. 3151. Ср.: Рим. 3:19. 3152. См. Кол. 2:14. 3153. Ср.: Рим. 5:20. 3154. См. Тит. 3:5. 3155. Ср. Рим. 5:9. 3156. Ср.: Числ. 15:32–36. 3157. См.: Исх. 20:25. 3158. Ср.: Ис. 6:9; Мф. 13:14; Ин. 12:40; Деян 28:26; Рим. 11:8. 3159. Блж. Августин пишет, что свт. Амвросий часто в своих проповедях приводил эту цитату (см. conf. 6. 4). – Примеч. ред.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

551 Das Eparchenbuch. S. 82. § 25. Цит. в пер. М. Я. Сюзюмова: Византийская Книга Эпарха. С. 49–50 (перевод нами здесь несколько уточнен). 554 Содержащиеся в 60-й книге Василик многочисленные отрывки из законодательства о подделках, о санкциях против фальсификаторов документов и о квалификации самого этого деликта будут детально рассмотрены далее. Пока отсылаем к работе: Troianos Sp. Περ το γκλματος τς πλαστογραφας ν τ βυζαντιν δικα//EEBS. 1972–1973. Τ. 39–40. Σ.181–200. 555 Ср.: Ecl. В. 256. 19–22, а также схолию 1 к этому месту Василик, согласно которой суд может рассматривать дело кого-либо не иначе, как если тот предъявит подлинный документ ( ε μ τ ληθς νστρομεντον προφρη), а также схолию 3, гласящую: πρωττυπον, φησιν, φελει κα φσκος προφρειν, οκ σον δικν τοι σχεδριον// Β. S. Ρ. 1355; Cf.: Dolger F. Der Beweis im byzantinischen Gerichtsverfahren 11 La Preuve (Antiquité). 1965. 16. S. 608–609. 560 Ibid. I. 8.2; Cf.: С. 4.22.1 ­­ В. 22.1.81 (т. е. здесь ясно постулируется приоритет юридического акта перед документальным и таким образом как будто отвергается тезис о диспозитивности письменного акта). 561 Hexabiblos. I. 8.4. О смысле этого распоряжения см.: Troianos Sp. Περ το γκλματος τς πλαστογραφας... Σ. 198. 567 Уже цитировавшийся синопсис новелл Юстиниана также содержит эксцерпты преимущественно этой новеллы. См.: Schminck A.-Simon D.Eine Synopsis... S. 167–169. 569 О синонимии терминов δημαρχα, γειτονα и νορα для обозначения городских кварталов (как с точки зрения церковного административного деления, так и гражданского) см.: Matschke К. P. Rolle und Aufgabe der Demarchen in der spatbyzantinischen Hauptstadt//Jahrbuch für Geschichte des Feudalismus. 1977. 1. S. 214, 228. Пожалуй, только термин ξαρχα сохранил значение городского церковного округа (впрочем, также совпадавшего с гитонией), получив свое название от тех экзархов, которых специальным указом учредил для каждой гитонии патриарх Каллист I в 1350 г. с тем, полагает Мачке, чтобы «централизовать и сделать более эффективной церковную администрацию города» (Ibid. S. 228. Anm. 92; Cf.: Darrouzès J. Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Paris, 1977. Vol. 5. 2319. P. 261–262).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1–5 ст. Сначала псалмопевец молит Бога, сообщить новопоставленному царю Свои божественные свойства суда и справедливости, чтобы он мог производить справедливый суд среди народа и водворять мир и правду в стране, чтобы он. мог оправдывать невинных и карать притеснителей и, таким образом, навсегда утвердить в будущих родах истинное богопочтение. 6–7 ст. Далее пророчески изображается царство этого царя, исполненное благоденствия, мира и справедливости. Воцарение царя этого будет столь благодетельно и желательно, как дождь для земли; в его царствование, которое будет продолжаться до конца мира, будут процветать праведники. 8–11 ст. Царство его будет иметь характер вселенского. Самые дикие народы (слав.: Ефиопляне) будут покорными его рабами, а цари богатых стран и островов ему принесут дары. 12–14 ст. Такое подчинение ему царей и народов будет не следствием его войн, а следствием того, что он будет крепким и правосудным защитником всех угнетенных и будет дорожить жизнью верных ему. 15 ст. Поэтому царь будет жить счастливо; подданные с благодарностью будут приносить ему драгоценные дары и всегда молиться о нем. 16 ст. Земля возвратит потерянное благословение Божие (см. Быт. 3:17 ), что составляет необходимую поддержку земной жизни («утверждение на земли»); пшеница будет расти на скалах, и плоды хлебные разрастутся на лесистом Ливане; вместе с плодородием земли умножатся и жители в городах. 17 ст. Имя этого царя, существующее от вечности, будет благословенно во веки. На этом царе исполнятся обетования Божии, данные Аврааму и другим праотцам. 18–19 ст. стихи составляют литургическую прибавку, заканчивающую вторую часть псалтири. Очевидно, что содержание псалма не может быть относимо к царству Соломона, а только к царству Мессии, Церкви Христовой. Указывается, напр., на то, что царство его будет вселенским, вечным, Ему подчинены будут все цари и народы земли и т. д. Затем этот псалом сходен с пс. 44, мессианский характер которого не подлежит сомнению. Все это указывает на пророческо-мессианское значение этого псалма. В нем пророчествуется о мирном и цветущем состоянии Церкви Христовой. Полное исполнение этого пророчества ожидается в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Апостолы (см. Евангелие и Деян. Ап.) и из последних особенно решительно, как на то свыше назначенный ( Деян.9:15, 2:14–15 = Рим.1:1–2, 6:14–16, 9:1 ) и далее; ( Гал.1:1, 15–16, 2:2, 7–9 и пр.). Ап. Павел, сказавши, что «делами закона не оправдывается пред Богом никакая плоть» и что «по нужде и немощи закона бывает и отмена его» ( Рим.3:20 ); ( Евр.7:12, 18, 8:13 и др.). И эту именно замену одного закона другим ( Иер.31:31–34 ); ( Иез.36:25–27 ); ( Мих.7:11 ) и пр.), одного «послушания (Моисею) другим – послушанием обетованному Пророку – Моисею и Его слову=послушанием» ( Мф.17:5 ); ( Втор.18:15, 18–19 ) Сыну Божию возлюбленному, в котором благоволение Божие, и выполнило христианство. Истинное христианство никогда не стояло за неизменность какого-либо учреждения или обычая, или постановления только по одному, что они были священны в своё время 42 . Оно везде следило и следит за духом постановлений и обычаев, за их вечной основой, идеей, но не за ними самими. Потому ему и чуждо всякого рода законничество, как отчеканенная неизменная форма, как неизменное правило, требуемое в силу только того, что оно предписано, без вникания: кому, когда, где и почему, и подходяще ли оно в настоящий момент. Оно везде следит «дух, который животворит, а не плоть, которая не пользует ничтоже». Потому же строгим ветхозаветным законникам, фарисеям, уцепившимся за букву закона, но позабывшим дух его: «суд, милость и правду так и казался противозаконным образ действий Иисуса Христа по отношению к субботам и другим предметам». И этот соблазн свободой Христа от закона, – такой например, как в суде женщины, взятой в прелюбодеянии, – долго не угасал для многих и в христианский уже период, что показывает не раз проявлявшееся сомнение в подлинности этого рассказа в евангелии Иоанна ( Ин.8:3 и далее), опасение за возможность со стороны Иисуса Христа такого отношения к предписаниям закона. С вышеуяснённой точки зрения понятно и то утверждение Ап. Павла, что «если Авраам оправдался делами, то он имеет похвалу, но не от Бога, а от людей» ( Рим.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Хананеи, хананеяне 1) в Быт. 9:25 ; Быт. 10:6.15–18 о Ханаане говорится как о праотце племен, населявших Палестину до прихода туда израильтян. Под Х. следует понимать несемитское население, которое вторглось на эту тер. до филистимлян и заселило прибрежную полосу и плодородные равнины. След., Х. как народ первоначально отличались от семитов, т.е. потомков Сима ( Быт. 10:21–31 ). Но впоследствии название Х. стало собират. для всех жителей этой земли ( Быт. 24:3 ; Неем. 9:24 ), несмотря на то, что они происходили из разных племен (ср. Быт. 15:18–21 ; Исх. 3:8 ); 2) религией Х. явл. чувств. культ плодородия. Остерегаясь произносить подлинное имя своего божества, Х. заменяли его на неопредел. ⇒ «Ваал», т.е. «Господин», а именно: «Господин» свящ. источников, деревьев, животных, камней, гор, местностей и, наконец, неба. Наряду с Ваалом почиталась ⇒ Астарта – богиня плодородия и чувств. любви. В честь божеств воздвигали жертвенники, маццебы (каменные стелы) и ашеры (⇒ Столбы), освящ. столбы. Жертвоприношения совершали на ⇒ высотах. См. ⇒ Идол, идолослужение ⇒ Блуд, блудница, блудник ⇒ Рас-Шамра; 3) Х. жили в городах-государствах, во главе которых стояли цари. Однако на основании того, что посланцы Гаваона ( Нав. 9:11 ) говорили только от имени своих старейшин, можно предположить, что у них была своего рода республика. Когда израильтяне вторглись в Ханаан, Х. переживали переходный период от бронзового века к железному. У них уже были железные (обитые железом) воен. колесницы, поэтому потомки Иосифа сомневались в возможности завоевания Беф-Сан ( Нав. 17:16 ); колено Иуды по той же причине не решалось изгнать жителей долины ( Суд. 1:19 ). Сохранившихся в стране Х. Соломон превратил в оброчных работников ( 3Цар. 9:20 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Исх.14:17–18 . «Я же ожесточу сердце [фараона и всех] Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его». Слово «ожесточу» можно перевести и как «укреплю», то есть Бог не игнорирует сделанный фараоном и его людьми выбор. В этой земной жизни человек свободен реализовать себя или в добре, или во зле. Сказано: «…и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» ( Еккл.11:9 ). И далее Книга Исход описывает события, последовавшие за этим наставлением Божиим. Нам всем тоже пора перейти от слов к действиям и, начиная каждый с себя самого, сотворить дело очищения нашего Русского Дома. В Боге же, напротив, слово – оно уже и есть дело (см.: ). И далее мы читаем: Исх.14:19–20 . «И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь». Это то, о чем мы говорили на прошедшей беседе: один и тот же столп являлся «облаком и мраком для одних и освещал ночь для других». Сказано: «И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего. Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него. Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью» ( Пс.104:37–39 ). В последние времена, когда Свет Евангелия сокроется от мира, подчинившегося власти антихриста, будет нечто подобное. Сказано: «Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою» ( Ис.60:1–2 ). Под «Иерусалимом» здесь понимается Церковь последнего времени. А о том, что Свет Слова Божия станет почти недоступным в те дни, пишет пророк Амос: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» ( Ам.8:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

21 Г. Покровский думает оправдать свое мнение тем, что как в кн. Амоса, так и Иоиля упоминается о саранче и землетрясении. Но Амос говорит об опустошении страны саранчой как о бывшем до его времени, тогда как Иоиль – как о современном. В словах же Иоиля: ,,трясется земля, колеблется небо“ содержится не указание на землетрясение, а предсказание о страшных явлениях, предшествующих дню Господню (см. ниже, Толков. 2:10). 23 Zeitschrift f ü r wissenschaftliche Theologie . IX (1866). S . 412 f . XVI (1873). S . 155 f . Х III (1870). S. 442 f. 25 Здесь и далее мы означаем годы не так, как означает их Меркс, а повсюду следуем принятой нами хронологии Бунзена. 27 В 1Ездр.10:8 говорится, что „кто не придет в Иерусалим (на собрание по поводу браков, заключенных с иноплеменницами), на все имение того, по определению начальствующих и старейшин будет положено заклятие, и сам он будет отлучен от общества переселенцев“. По 1Ездр10:14 это собрание заявляет: „пусть наши начальствующие заступят место всего общества, и все в городах наших, которые взяли жен иноплеменных, пусть приходят в назначенные времена и с ними старейшины каждого града и судьи его, доколе не отвратится от нас пылающий гнев Бога нашего за это дело“. 30 Должно заметить, что слово у Иоиля едва ли имеет значение „старейшины“, но, кажется, во всех местах его книги употреблено в смысле: „старцы“, „люди пожилые“. См. Толков. 1:2, 14; 2:16. 33 В книге Судей война с вениамитянами описана в последних главах: 19 21. Но, несомнительно, эта война была в период до судей. Доказательства этого следующие: 1) Из Суд.20:28 , видно, что во время этой войны был в живых первосвященник Финеес, сын и преемник Елеазара, сотрудника Иисуса Навина. Но, конечно, Финеес не мог бы дожить до конца периода судей и, таким образом, нельзя относить войну с вениамитянами к этому времени; 2) Рассказывая о войне с коленом Вениаминовым, писатель книги Судей говорит: „в те дни не было царя у Израиля, – каждый делал то, что было угодно“ ( Суд.21:25 , ср. 19:1). Эти слова могут указывать на период безначалия от времени смерти Иисуса Навина до первого судии Гофониила (1274 –1257 до Р. Х.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Иез.39:19 .  и будете есть жир до сытости и пить кровь до опьяне­ния от жертвы Моей, которую Я заколю для вас. Роскошь пира, равняющаяся здесь ужасу его, особенно сильно рисуется тем, что гости будут пьяными от крови. Что на жертвенных пирах доходили до излишеств, свидетельствуют 1Цар 1.13 ; Ис 28.8 . Иез.39:20 .  И насытитесь за столом Мо­им конями и всадниками, мужами сильными и всякими людьми воен­ными, говорит Го­с­по­дь Бог. Горы, наполненные трупами побежденной армии, представляются пиршественным столом. Пророк как бы не может расстаться с образом, внося в него здесь последние дополнения. Иез.39:21 .  И явлю славу Мою между народами, и все народы увидят суд Мой, который Я про­изведу, и руку Мою, которую Я наложу на них. «Между народами» – сообразнее с контекстом, чем «в вас» LXX. – «Все народы» – В лице Гога произведен суд (и истребление) над всеми языческими народами, так как он – представитель их. – «Руку Мою, которую Я наложу» – истребление. Иез.39:22 .  И будет знать дом Израилев, что Я Го­с­по­дь Бог их, от сего дня и далее. «И будет знать», благодаря заступничеству за него. Иез.39:23 .  И узнают народы, что дом Израилев был пере­селен за неправду свою; за то, что они по­ступали вероломно пре­до­ Мною, Я сокрыл от них лице Мое и отдал их в руки врагов их, и все они пали от меча. «За неправду свою», а не по бессилию Иеговы избавить Израиля от врагов. – «Я сокрыл от них лице Мое». Втор. 31:18, 32:20 . Иез.39:24 .  За нечистоты их и за их беззаконие Я сделал это с ними, и сокрыл от них лице Мое. «Нечистоты» и «беззакония» вероятно как везде у Иезекииля два рода грехов: религиозные (идолопоклонство) и моральные; см. объяснение Иез.36.17 и др. Иез.39:25 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: ныне воз­вращу плен Иакова, и по­милую весь дом Израиля, и воз­ревную по святом име­ни Моем. Изображается значение Гогова поражения для Израиля, чем речь возвращается к главному предмету этой части книги – восстановлению Израиля и делается переход к XL-XLVIII гл. – «Возревную по святому имени Моему» – см. объяснение Иез.36.21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чем же можно объяснить принесение в жертву грешников, да еще и против их воли? Может быть, следующим. Отпав от Бога через грех Адама, человечество несет перед Богом бесконечную вину и по Божией правде является достойным бесконечного же наказания. Это наказание принял на Себя по человеческой природе Христос, принеся Себя в жертву за человеческий род. Таким образом, Он искупил, избавил от гнева Божия тех, кто с Ним, кто усвоился Ему. Однако в конце времен человечество, вполне отказавшееся от Христа и совершенно отвергшее Его спасительную жертву, само себя приведет к тому, чтобы испить изначально предназначенную для него чашу гнева Божия. Те, кто отверг Кровь Сына Божия, будут вынуждены своей собственной кровью оплачивать бесконечный долг перед Создателем – и не смогут его оплатить, так что казни их перейдут в вечность, обернутся нескончаемым адом. См. также 8, 5 и комм.  19 И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. 20 И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.  Некоторые толкователи относили стт. 19–20 к поражению богоборческого антихристова полчища в Армагеддоне.  Другие же считали, что речь идет здесь о вечном наказании грешников.  Думается также, что возможно относить стт. 19–20 к тому и другому. «виноград» – здесь означает грешников и богоборцев. «И поверг Ангел» – грешников, в отличие от праведников,  жнет не Христос, но Ангел. «великое точило гнева Божия» – под этим святой Андрей понимал вечную адскую муку. «за городом» – то есть за пределами Небесного града, о котором говорится далее, в 21-й главе. Согласно тексту вне этого града пребывают «псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Апок. 22, 15).  Если же стт. 19–20 относить к Армагеддону, то выражение «за городом» означает «за пределами Иерусалима»: может быть,  в долине Иосафата,  где, согласно пророку, состоится Страшный суд (Иоиль 3, 12). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010