6, стр. 299). Он уверяет, что видел многих братий в Церкви, имеющих дары Пророческие и Духом глаголющих всеми языки. Деян.2:5 .  Бяху же во Иерусалиме живущии Иудеи, мужие благоговейнии от всего языка иже под небесем. Потомки Иудейского рода, издавна еще от предков своих обитающие в чужестранных местах, хотя по роду и Богослужению были подлинно Иудеи, но получали себе наименование от места своего обитания. Почему и назывались они Парфяне, Мидяне, Римляне, Александрийцы и Антиохийцы (См. Иосиф. кн. 2, стр. 1063). Сих-то именовал Богоглаголивый Лука сперва Иудеями по роду и по вере их, а потом Парфянами, Мидянами, и Еламитянами, по месту их пребывания: из них некоторые, коих ниже поименно он исчисляет, движимы почтением к закону Моисееву, приходили во Иерусалим отправлять там троекратно в году праздники, законом учрежденные ( Исх.23:14, 17 ): сии-то, говорю, благоговейные Иудеи находились во Иерусалиме в оный день Пятидесятницы, в который Дух Святой сошел на Апостолов ( Втор.16:16 ). Неудобопонятно впрочем то, что они были «от всего языка, иже под небесем»: ибо несравненно более тогда было народов, нежели сколько исчислил поименно Лука. Может быть он, видя тогда во Иерусалиме осмьнадесять народов, коих имена ниже описал, вознесся от того мысленно к осмьнадесяти Ноевым внукам, к начальникам всех родов, почему и сказал: «от всего языка, иже под небесем»? А может быть он сказал сие по общему образу речи: ибо часто мы вместо того, чтобы сказать, многие дела, говорим, все дела, и вместо, многие люди, говорим, все люди. Таковые примеры находятся и в Священном Писании . Пророк Давид вместо, мнози уклонишася, говорит: «вси уклонишася, также, восходят до небес, и низходят до бездн» ( Пс.13:3, 106:26 ) и Евангелист Иоанн сказал: «ни самому, мню, всему миру вместити пишемых книг» ( Ин.21:25 ). Посему, может быть, и Божественный Лука, вместо того, чтобы сказать, от многих язык, сказал: «от всего языка». Что же сделали Иудеи, услышавши чудесное глаголание Апостолов различными языки?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Подробнее об этом оккультном обряде ниже. Стенограмма выступления Янкеля Юровского в феврале 1934 года перед старыми большевиками в Ипатьевском доме в Свердловске и протокол партийного собрания Расширенного заседания бюро парторганизации «Уральского рабочего» 12 апреля 1961 года, на котором выступал другой участник цареубийства Александр Медведев, — равноценны как исторические источники. Более того, А. Медведев прямо заявлял, что он ознакомился со стенограммой Юровского и полагает: «Возраст Юровского к этому времени был уже почтенный, в моих годах был, то, естественно, и с памятью было [у него] не так хорошо, и многие вещи [о которых он рассказывал] вызывали недоумение» (там же). В воспоминаниях Александра Медведева нет тех неустранимых противоречий, которые имеются в записке Покровского-Юровского, воспоминаниях Юровского, стенограмме выступления Юровского в 1934 г. В отношении сожжения Царских честных останков на Ганиной Яме воспоминания А. Медведева подтверждаются вещественными доказательствами, протоколами допросов свидетелей, проведенных белым следствием, а также воспоминаниями других цареубийц: Петра Ермакова, Григория Никулина, Александра Стрекотина, Петра Войкова и, в определенной степени, Исайи Родзинского. Версию же Покровского-Юровского в своих воспоминаниях в определенной степени поддерживают лишь Александр Сухоруков и Михаил Медведев (Кудрин). При этом Медведев (Кудрин) прямо заявляет, что обстоятельства ему были сообщены Юровским и Родзинским, а сам он в деятельности «похоронной команды» не участвовал. Трупы собак в ночь на 17 июля 1918 года большевики кинули в кузов грузовика вместе с телами Царственных Страстотерпцев. Одну собаку по имени «Джимми» следователь Н. Соколов обнаружил в мае 1919 года в шахте По воспоминаниям А. Медведева, трупы других собак бросили в кучу тел, которые большевики сжигали на Ганиной Яме. Подробнее о действиях большевиков с собаками Царской Семьи см. ниже. Характерно, что о том, что трупы собак сжигались вместе с честными останками Царской Семьи нет в книгах следователя Н. Соколова и его коллег Р. Вильтона и генерала Дитерихса и «списать» откуда-то это обстоятельство Александр Медведев не мог. Хотя Н. Соколов описывает найденный в шахте труп маленькой собачки Джимми.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/14/o_...

Установление литургического почитания И. М. на Руси относится, по всей вероятности, ко 2-й пол. XVI в. Служба ему отсутствует в ранних списках Миней «новым чудотворцам», появившихся после канонизационных Соборов РПЦ 1547 и 1549 гг. Наличие ее в 2 списках Праздничных миней 1592 г. (см. ниже), вложенных в вотчинные храмы Строгановыми, к-рые были тесно связаны с царским и патриаршим дворами, свидетельствует, что во время царя Феодора Иоанновича такое почитание уже существовало. Посвящение И. М. храмов в России неизвестно. Гимнография Полная служба И. М. в южнослав. традиции неизвестна; не исключено, что ее и не существовало (ср.: Българската лит-ра. 1987. С. 237). Особенно показательно в этом смысле ее отсутствие (нет даже тропаря и кондака) в Минеях праздничных 2-й пол. XIV - нач. XV в. (Ath. Zogr. 106; Кострома, ГАКО. 426), созданных при патриархе Евфимии и его окружении. Тропарь и кондак 3-го гласа на перенесение мощей И. М. представлен в месяцесловной части Тропарника в составе Псалтирей с восследованием и Часословов, южнослав. рукописная традиция к-рых недостаточно изучена (сведения о списках XVI-XVIII вв. см.: Христова Б., Караджова Д., Икономова А. Български ръкописи от XI до XVIII в., запазени в България: Своден каталог. София, 1982. По указ.; 1965. С. 41). Старшие известные болг. списки находятся в Тропарнике (кон. XIV в. Ath. Chil. 343. Л. 16 об.) и в Псалтири с восследованием кон. XIV - нач. XV в. (РГБ. МДА. Фунд. 309. Л. 205 об.- 206). К нему, по всей видимости, восходит большинство ранних рус. списков песнопений - в т. н. «Псалтири митр. Киприана» (рус. рукопись 1-й четв. XV в.: МДА. Фунд. 142), в Псалтири с восследованием кон. XV в. волоколамских иноков Герасима Замыцкого (Там же. Волок. 152) и Герасима Чёрного (ГИМ. Епарх. 90), волоколамский сборник посл. четв. XV в. (Там же. 299) и др. (см.: Смирнов. 1940). В рус. литургической практике (в совр. печатных служебных Минеях) известна приуроченная к 21 окт. служба И. М. ( Спасский. 2008. С. 30-37, 417), написанная в нач.

http://pravenc.ru/text/389221.html

В 1395 г. митр. Киприан прибыл в Новгород с Вифлеемским архиеп. Михаилом и пробыл там «всю весну и до Петрова говениа». И. им «дал честь велику», но, как сообщает Новгородская I летопись, митрополиту не были предоставлены требуемые им судебные полномочия («новгородци суда ему не даша» - НПЛ. 1950. С. 387; ПСРЛ. Т. 42. С. 92). В Новгороде митрополит дал новгородцам грамоту, в к-рой разъяснял вопросы, касающиеся богослужения и церковной дисциплины (РФА. [Вып. 6]. С. 488-489, 135; РИБ. Т. 6. Стб. 235-238, 29). 12 мая Киприан из Новгорода послал 2 грамоты в Псков: одна грамота была о невмешательстве мирян в церковные суды (РИБ. Т. 6. Стб. 231-234, 27), др. грамота отменяла уставную грамоту, данную Пскову Суздальским и Нижегородским архиеп. св. Дионисием в 1382 г. (Там же. Стб. 233-236, 28). Этими грамотами Киприан положил начало многолетним церковным контактам между Псковом и Москвой помимо Новгородского архиерея, в юрисдикции к-рого состоял Псков. К 1399-1406 гг. относится еще одна грамота свт. Киприана в Псков (послана из Москвы 17 апр.), посвященная совершению различных священнодействий (Там же. Стб. 239-242, 30). Из этой грамоты следует, что митрополит ставил священников в Псков (хотя это находилось в прямом ведении Новгородского архиепископа), отправил в Псков рукопись Иерусалимского устава и список синодика собора Св. Софии в К-поле. Будучи в Новгороде, Киприан освятил антиминсы и повелел И. отослать их в Псков, однако Новгородский владыка, находясь в Пскове, приказал разрезать каждый антиминс на 4 части, в связи с чем Киприан послал в Псков 60 антиминсов, приказав их не разрезать. Упоминание приезда И. в Псков после посещения свт. Киприаном Новгорода позволяет датировать грамоту временем не ранее 1399 г. (см. ниже). Согласно гипотезе И. И. Малышевского, во время длительного пребывания митр. Киприана в 1395 г. в Новгороде там была искоренена секта стригольников (с кон. XIV в. о стригольниках в Новгороде ничего не известно, в 1-й трети XV в. секта существовала, по-видимому, только в Пскове) ( Малышевский И. И. О зарождении религ. сект в России с рационалистическим направлением//ТКДА. 1883. 12. С. 671-676).

http://pravenc.ru/text/469552.html

И егда той изрек, рече ми: «Рцы, отче, молитвы мнози! Се бо скоро братия наша подъемлют мя и ведут ко отцу нашему, тогда лютее мне будет». Аз же рече ему: «Рцы успешнее: Отче наш , Иже еси на небесех». 1038 Егда той начат пети слова сия, рече ми: «Отче, некрещении не поют». Аз же рече ему: «Пой со умилением – и узриши славу Божию». И егда той воспет паки, и прилетеша духове, яко галищ множество, 1039 возопиша: «Наш еси! Почто чюжаго отца прославляеши?» Той же единою поя, ни очима на них взирая. И видех: снидоша от восток два аггела и реша ему: «Уже молитвами сего святаго старца Бог прият твое раскаяние». И возложи на нь ризы белы, и пояс, и крылие, и венец на главу его возложиша, и возопиша: «Аллилуйя!» И вознесошася на небо. Аз же возопих: «Слава в вышних Богу!» 1040 И падох на землю, благодаря Бога. И, востав, иде в монастырь и поведа игумену. И возва братию, повеле ми пред всеми глаголати. Аз же поведах, и вси плакаху, прославиша милосердие Божие, приемше покаяние дияволе». 1026 Патерик Скитский – один из переводных греческих патериков, в основе которого лежит систематическое собрание «Изречений отцов», где все патериковые рассказы и изречения разделены на главы, представляющие главнейшие монашеские добродетели. С XV в. в древнерусской письменности название «Скитский патерик» применялось также к составленному в Болгарии в XIV в. Сводному патерику и другим патерикам, являясь по сути термином родовым (см.: Николаев Н. И. Патерик Скитский//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1: XI–nepbaя половина XIV в. С. 321–325). Автор повести вряд ли имел в виду какой-то конкретный патерик, а лишь использовал популярное в рукописной книжности название (ниже он называет этот патерик «Египетским»). 1028 ...в патерице Египетском. – Переведенный с греческого языка сборник патериковых рассказов, возникших в среде ближневосточного, прежде всего египетского, монашества IV–V вв. Патерик включает несколько произведений: «Историю египетских монахов», «О народах Индии и брахманах», «Лавсаик» Палладия Еленопольского , извлечение из алфавитной части «Изречений святых старцев» и др. (см.: Николаев Н. И. Патерик Египетский//Там же. С. 302–308).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

58, ч. 2 и 58 УК РСФСР. О. Симеон получил 25 лет исправительно-трудового лагеря и 5 лет поражения в правах. Он не дожил до освобождения и скончался в Озерлаге, отказавшись, по свидетельству староверов, принимать лагерную пищу. Дата его кончины точно не известна: следственное дело называет 20 августа 1954 года, Урало-Сибирский патерик – 1953 год. В 1951 году Дубчесские скиты были обнаружены с воздуха и затем разгромлены карательным отрядом. Пустынники и поддерживавшие их крестьяне были арестованы, а все постройки, иконы, книги сожжены. Следствие вело Красноярское УМГБ, к суду было привлечено 33 человека. Все обвиняемые были приговорены по статьям 58-10, ч. 2 и 58-11 УК РСФСР к разным (от 10 до 25 лет) срокам лишения свободы. Данная история описана А. Солженицыным в «Архипелаге ГУЛАГ». Двое скончались в советских концлагерях: о. Симеон и мать Маргарита. Остальные были после смерти Сталина амнистированы (12 ноября 1954 года). Ниже представлены их фотографии и краткие описания – по сведениям сайта http://frontiers.nsc.ru/index.html – информационные ресурсы – освоение Сибири, в отделе «Рукописи и документы» – фотодокументы суда над пустынножителями Дубчеса . Подследственные: игумен о. Симеон – слева и о. Антоний. Игумен о. Симеон (Сафон Яковлевич Лаптев – слева) и о. Антоний (Афанасий Михайлович Людиновсков). Оба из уральских крестьян, оба – интересные старообрядческие писатели, авторы ряда произведений разных жанров, включая многие тексты обширного Урало-Сибирского патерика. Сведения о них и некоторые их сочинения см.: Духовная литература староверов Востока России в XVIII-XX вв. Новосибирск, 2000. Там же: о постепенной миграции главного скита часовенных – скита о. Максима (XVIII век, Урал) на восток. О разгроме этого скита в 1951 года и гибели в Озерлаге о. Симеона см. также: Покровский Н.Н. За страницей «Архипелага ГУЛАГ»//Новый мир. 1991. С. 77-90 (А. Солженицын изложил лагерные рассказы об этом разгроме и судебном процессе: Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ//Малое собрание сочинений.

http://pravoslavie.ru/2286.html

Должно прибавить, что главою всего храма, колоссального и, главное, чрезвычайно широкого, нельзя было бы называть одну пещеру, по ее малому размеру, и вполне естественно назвать круглое сооружение над пещерою, т. е. ротонду – гемисферий. В конце концов текст Евсевия не дает точных указаний в этом основном пункте. Иной вопрос об атриуме: в тексте Евсевия указано точно, где он при нем был, а именно (см. ниже) знаем, что он был между «гробницею», и базиликою, стало быть, окружал «гробницу». Слово διβαινε – щедрость переходила, спускалась, через высокий предмет на ровную площадь – только намекает, что гробница стояла посреди атриума. Возможно, что ни строители, ни архиеп. Макарий не думали первое время о потребностях богослужения при Св. Гробе, и что ротонда выстроена была уже в первое пятидесятилетие после Константина, почему и считалась впоследствии, согласно исконным привычкам греков, постройкою царя Константина. Из слов Св. Кирилла (см. там же, приложение, стр. 91) также можно заключить, что он знает одно храмовое здание – базилику, ее называет одновременно «мартирием» и местом Воскресения, и самое «свидетельство» относит к Воскресению, не к Голгофе. Наиболее веское свидетельство Бордосского путника гласит так: ... monticulus Golgotha, ubi Dominus crucifixus est. Inde quasi ad lapidis missum est crypta ubi corpus ejus positum fiut et tertio die surrexit. Ibidem modo jussu Constantini imperatoris basilica facta, id est dominicum mirae pulchritudinis, habens ad latus exceptoria, nude aqua levatur, et balneum a tergo, ubi infants lavantur. Итак, Бордосский путник (ок. 334 г.) знает только холм Голгофы, пещерную Гробницу Господа и здание базилики, но это здание он помещает (в общих выражениях ibidem) как то над пещерою (crypta). Равно и Св. Кирилл не отделяет «базилику» от Гроба Господня, а если бы Гроб Господень стоял в его время только посреди своего атриума, нельзя было бы ему не выделить базилики от Анастасиса. Наконец, в тексте Евсевия содержится точное указание формы атриума, окружавшего Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

См. особенно: Игнатия (Петровская), монахиня . Слово о старчестве//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). С. 168-170 и сл. Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. М., 1885. С. 94, прим. Летопись Серафимо-Дивеевскаго монастыря Нижегородской губ Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд А. С. Мельгуновой. Составил Архимандрит Серафим (Чичагов) . СПб., 1903. С. 380; ср. Там же. С. 335; Варфоломей (Ремов), архиепископ . в 4-ю годовщину по кончине старца схи-игумена Германа. С. 131; Игнатий (Лебедев), схиархимандрит . Письма из заключения// Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. С. 239 и сл. Отметим, что духовное руководство осмыслялось как духовное материнство еще в Новом Завете (см. Ин 3:3-7; Гал 4:19: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» и др.). Ср. «завет» с духовными дочерьми преподобного Зосимы (Верховского): «Аще не от всего с[е]рдца и д[у]ши моея о Б[о]зе к вам усердствую дотолико, что даже и в не хощу без васъ внити, то да лишенъ буду онаго во веки. Сице равно и мы твои духовныя дщери, во нашего связаннаго духовнаго съ тобою, и между собою, тако г[лаго]лемъ предъ самимъ Б[о]гомъ. Аще которая изъ насъ таковыхъ усерднолюбител ныхъ чувствъ, дотолико к тебе духовному нашему о[т]цу, или к сестрамъ не имеетъ, что даже ниже желати наследити единой без другихъ. Или которая из насъ, аще неоткровенна во всемъ будетъ тебе, или не восхощетъ всегда в быти у тебе тогда таковая яко неистинствующая, и отпадшая, и поправшая сей заветъ нашъ пред Богомъ соделанной, да будетъ изглаждена из него, и лишена нашего съ нею соуза. И прочее да не числится между нами в нашемъ единодушномъ, вечномъ неразторжномъ о Хр[и]сте содружестве». - Беглов А . «Вечностию неразрушимое содружество»: Страницы русского старчества XIX века: преподобный Зосима (Верховский) и его духовная семья в 1818-1825 гг.//Альфа и Омега. 2001. 3(29). С. 210-212; Женская Зосимова пустынь. Исторический очерк/Сост. монахиня Зосима (Верховская) . М., 2008. С. 66-69.

http://bogoslov.ru/article/445195

Завещания были составлены по приказу Д. С. мон. Арсением, которого мн. исследователи отождествляют со свт. Арсением Икалтойским. Завещание Шиомгвимской лавре (1123-1124) было написано перед походом в Ширван. Д. С. извиняется за поспешность, связанную с походом, благодарит монахов монастыря за оказанную ему помощь в борьбе с феодалом-сепаратистом, владетелем Зедазени и Мухрани Дзаганом, сообщает о том, что жертвует мон-рю обширные земли с крестьянами, а также освобождает монастырь от любых гос. и церковных налогов «на веки вечные». Шиомгвимский мон-рь как царский пользовался особым положением и расположением груз. царей до нач. XIX в. Завещание Гелатскому мон-рю (1125) называют предсмертным, в нем речь идет о наследниках. Старшему сыну, царевичу Деметре (см. Дамиану-Димитрий ), поручается закончить строительство гелатского Успенского собора, начатое в 1106 г. и доведенное до купола, и освятить храм. Ист.: Вардан Великий. Всеобщая история. М., 1861; Жизнь царя царей Давида//КЦ. Т. 1. С. 318-363 (на груз. яз.) (рус. пер.: Житие царя царей Давида/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1989. 40. С. 273-300); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. Т. 4. С. 155-165 (на груз. яз.) (рус. пер.: Вахушти Багратиони. История царства Грузинского/Пер.: Н. Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976); Давид Агмашенебели. Покаянные песнопения/Изд.: С. И. Кубанеишвили//Наше сокровище. Тбилиси, 1960. С. 518-521 (на груз. яз.) (рус. пер.: Давид Строитель. Покаянный канон/Предисл.: Л. Григолашвили. Тбилиси, 1989); Мухаммад-ал-Хамави. Мансурова хроника/Изд., предисл.: П. А. Грязневич. М., 1960; Давид Агмашенебели//ПДГАЛ. 1968. Т. 1. С. 271-284, 426-429 (на груз. яз.); Уложения Руис-Урбнисского Собора/Изд.: Э. П. Габидзашвили. Тбилиси, 1978. С. 178-196 (на груз. яз.); Завещание царя Давида Мгвимскому мон-рю (1123-1124)//Корпус груз. 1984. Т. 1. С. 52-59 (на груз. яз.); Завещание царя царей Давида Агмашенебели Гелатскому мон-рю//Там же. С. 61-63 (на груз. яз.) (рус. пер.: Завещание царя царей Давида Строителя/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1998. 40. С. 313); Сведения средневек. зап. писателей о Давиде Строителе/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1998. 40. С. 314-318; Столпописание святого и богособранного собора, к-рый собрался по велению благочестивого и богохранимого царя нашего Давида, абхазов и грузин, ранов и кахов царя, ради причин, что упомянуты ниже/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Там же. С. 301-312; Царю Давиду - монах Арсени/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Там же. С. 319-320; Типикон Шиомгвимского мон-ря/Изд.: Е. Кочламазишвили. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/168512.html

все они все делали с ведома св. Саввы (там же). Он пользовался таким уважением, что и иноки других монастырей при встрече с ним падали (с. 321) ему в ноги; он благословлял их, поднимал и обнимал их; так было по крайней мере, при первой встрече св. Саввы с Григорием Скифопольским (§ 75). Благовест к службе совершался с его ведома ( γνμη), но в определенные часы (§ 43). Службы ( καν ν, καν ν τη ς ψαλμωδας) совершались многочисленною ( πλη θος) братией со сладкопением ( μετà μλους δυφνου), с каждением, возжжение свечей (там же). Из служб упоминается какая-то ночная (§43, названная просто καν ν – служба), по-видимому, утреня, которой усвояется название τà λυχνικ (§ 60, см. ниже); упоминается затем 3-й час: находясь в качестве посла от патриарха у имп Юстиниана во дворце, когда император обсуждал с квестором ходатайство патриарха и Саввы, последний, «отойдя недалеко, тайно читал Давидовы псалмы и совершал божественную службу ( λειτουργαν) третьего часа» и на упрек своего диакона за невнимание к царю, ответил: «они, сын мой, делают свое дело, а мы также должны делать свое» (§ 73). следовательно, были и службы 6 и 9 часа. Приобщались, по-видимому, ежедневно в 9-м часу, после чего была трапеза и вечерня: когда св. Савва с игуменом Евфимиева монастыря и Иерихонского патриаршего были при последних днях жизни Иерусал. патр. Илии († 517 г.), последний ежедневно с отпуста утрени ( πò μν τη ς τω ν λυχνικω ν πολσεως) не показывался им до 9 часа, около же 9 часа выходил и приобщался ( κυννει) с ними, вкушал и после вечерни ( τò λυχνικòν) опять удалился» (§ 60). Когда в лавру св. Саввы стали поступать армяне, он для богослужения на родном языке отвел им сначала малую церковь (первую из устроенных), а по построении и освящении великой (третьей церкви в честь всехвальной Богородицы и Приснодевы Марии, «перевел их с малой церкви для совершения правила псалмопения в богозданную (вторую) церковь , велев им произносить ( λγειν) у себя, на армянских службах ( συνξεσι) Евангелие ( τò μεγαλει ον) 1493 и прочее последование, на время же божеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010