Идея о непосредственном родстве церковного распева и народной песни развивалась со времен В. Ф. Одоевского (напр., в старинных песнях он обнаруживал те же лады и погласицы, что и в знаменном распеве, см.: РДМДМ. Т. 3. [Разд.] I: 1860-1870-е) и творчески преломлялась в ряде кучкистских сочинений (напр., в «церковных» сценах опер на соответствующие сюжеты). Самым страстным и «безапелляционным» пропагандистом этой идеи был Компанейский, к-рый рекомендовал при гармонизации традиц. распевов использовать даже не опыт кучкистов, а - без посредников - народную подголосочную полифонию (Там же. С. 478-479). Похожие мысли можно обнаружить и в разных документах Смоленского. Однако со временем стало понятно, что прямое сближение церковного распева и песни проблематично. В 1913 г. Кастальский писал, что «в самих церковных напевах наших заложен национальный элемент, но народные песенные обороты следует применять к ним с крайней осмотрительностью... церковная музыка должна создаваться и развиваться на наших обиходных напевах» (Там же. Т. 5. С. 60). С художественной т. зр. в рус. профессиональной музыке данной эпохи появились существенно новый, мало использованный ранее, необычайно богатый и глубокий образный и мелодический материал и новые формы, обусловленные структурой древних распевов и словесных богослужебных текстов (т. е. имеющие иной источник, чем усвоенные рус. музыкой западноевроп. формальные модели). Поскольку церковное пение консервативно, то «новое» в нем может существовать только одновременно со «старым». Поэтому, напр., Гречанинов в своем самом «авангардном» духовном сочинении - «Страстной седмице», в песнопении «Воскресни, Боже»,- прямо цитирует музыку прот. П. И. Турчанинова на тот же текст, противопоставляя ее прозрачность и скромность мощному развороту хорового звучания в дальнейшем изложении. Так же поступал и Кастальский, нередко вводя в ткань своих хоров фрагментарные «напоминания» о традиц. обиходных мелодических формулах, связанных с тем или иным текстом. Свящ. М. Лисицын в основу своей пространной работы о Н. н. положил идею синтеза - не только внутри поля духовно-муз. творчества, но и между церковными распевами и народными мотивами, а также новейшими муз. тенденциями («вагнеризмами») (Там же. Т. 3. С. 541). В этой статье, как и в др. публицистике деятелей Н. н., с новой силой прозвучала идея равенства сферы духовно-муз. творчества с проч. сферами профессиональной музыки. Свое крайнее выражение она нашла в текстах Компанейского, который призывал вывести церковное пение из «резервации» специальных заведений в консерваторские программы, а также поставить его на высоту, превышающую положение музыки «мирской», как это было в прежние времена. Действительно, нек-рые достижения рус. композиторов в духовных жанрах до 1917 г. во всех отношениях стоят не ниже музыки светской, а в ряде случаев и выше ее.

http://pravenc.ru/text/2577821.html

Ведущий: 29 июля 2007 года щуп одного из поисковиков наткнулся на толстый слой углей. Виталий Шитов: Хруст углей — он и позволил в дальнейшем уже найти это место. При введении этого щупа дальше ниже, буквально там через 50–60 см по звуку удалось понять, что это кость. Сергей Погорелов: И уже на этой территории, где было найдено костровище, мы разбили раскоп. С запасом сделали, 10 на 10–100 м 2 , и после послойного изучения этого места и объекта все артефакты, даже самые мелкие, были нами собраны. Ведущий: В захоронении обнаружились 44 небольших костных фрагмента разной степени сожжения. Сергей Погорелов: Были найдены целый ряд артефактов , которые подтверждали ту мысль, что найдены именно останки Царских детей недостающие. Ведущий: Археологи обнаружили осколки от японских кувшинов из-под серной кислоты. Точно такие же осколки были найдены в захоронении 1991 года. Сергей Погорелов: Для разжигания этого костра использовались дощечки от тех ящиков, в которых находились кувшины с японской серной кислотой. Гвозди и уголки от этих ящиков были найдены здесь же, в костровище. Виталий Шитов: Если, опять же, обратиться к воспоминаниям человека из похоронной команды — он говорит, что, когда доставали из шахты тела убитых, все были раздеты, кроме наследника Цесаревича, на нем была надета тельняшка. И именно когда этот кусок ткани из этого захоронения был развернут аккуратно, то там специалисты могли определить, что эта полосатая ткань, может быть, действительно была куском тельняшки. Возражение 11.1. Тельняшки после революции были в моде. Их носил примерно каждый двадцатый мужчина в Екатеринбурге. Поэтому сам по себе обгоревший кусочек полосатой ткани (возможно, тельняшки) ничего не доказывает. Более того, вывод о том, что это тельняшка, был сделан на основании наличия чередующихся темных и белых полос, которые могли быть и не на тельняшке.    Фрагмент 12 фильма. Ведущий (1:13:20) : Некоторые исследователи находкам не поверили, так как ставили под сомнение подлинность воспоминаний Юровского.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/07/...

Иез.8:2 .  И увидел я: и вот подобие [мужа], как бы огнен­ное, и от чресл его и ниже – огонь, и от чресл его и выше – как бы сияние, как бы свет пламе­ни. «Подобие (мужа)». «Мужа» только у LXX; хотя упоминание далее о чреслах заставляет мыслить явившийся пророку образ только человеческим, но опущение здесь в евр. т. слово «муж», «человек» отдаляет сходство виденного образа с человеческим и дает знать о его неописуемости и таинственности. Явившийся пророку образ тожествен с образом, сидевшим на престоле в Ховарском видении (см. Иез.1.26 ), потому что описывается тожественно. Но все явление, в том виде, как его видел пророк там, не повторилось. О самом человеческом образе не сказано, сидел, стоял или шел он, без сомнения потому что пророк этого не видел и самые очертания образа он вероятно едва различал, как и в I гл. (27 ст.). Зато он явственно видит здесь руку у человеческой фигуры (ст. 3), в которой он в I гл. ничего не видел, кроме неопределенных очертаний. Характер сияния от человеческой фигуры описывается хотя близко к Иез.1.27 , но не вполне тожественно: верхняя часть фигуры там сияет как огонь и как «хашмал» (слав. «илектр»), здесь как «сияние» и как «хашмал» (рус. «свет пламени», а в Иез.1.27 рус. тоже слово передает: «пылающий металл»). Первое определение «сияние» по-евр. выражено словом зогар, встречающимся только у Дан 12.3 , где оно, сопоставляясь с сиянием звезд, должно иметь приблизительно то значение, которое усвояют ему слав. пер. и нек. греческие кодексы: «заря» (другие греч. код. опускают его; а в Дан слав. переводит его «светлость тверди»). Евр т. оставляет, в неизвестности, в каком отношении стояли друг к другу два эти определения (зогар и хашмал): были ли то два разнородных сияния, как то предполагает слав. пер., вставляющий между ними «и», или же второе ближе определяет первое (как предполагает Вульгата); в первом случае подобно заре могла сиять одежда Одевшего («одеяйся светом яко ризою»), а подобно хашмалю – лице и тело Его (в указ. месте Даниила первым светом и светом звезд сияют святые). Во всяком случае верхняя часть образа была еще светлее нижней, огненной.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как же сочетается призыв к соблюдению того, что фарисеи предписывают обращаемым, с тем, что обращенный ими делается сыном геенны, вдвое худшим их самих? Рискну утверждать, что, несмотря на видимую сложность понимания, смысл этого в евангельском контексте прослеживается достаточно четко. Ведь в чем основной порок фарисейства, из-за которого и помещено в Евангелие подробное описание фарисеев? — В том, что у них, обладающих массой полезных сведений, во главу угла ставится внешнее благочестие, а о сердечной теплоте веры и речи нет. Так чему они могут научить тех, кого обращают? — В основном этому же; а поскольку ученик не выше учителя (Мф 10:24), то и ученики фарисейские остаются перед вратами милости и истины, любви к Богу и ближнему, не в силах переступить порог. Ниже будет сказано о том, почему фарисейское наследие столь прилипчиво. Чему можно научиться у фарисея? Но почему же об обращаемых фарисеями сказано, что они хуже ; ведь, казалось бы, достаточно плохо быть такими же, как фарисеи? А потому и хуже, что дальше от источника веры. От избытка сердца говорят уста (Мф 12:34; выше там же сказано: как вы можете говорить доброе, будучи злы ; см. также Лк 6:45: Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его ). Да, фарисеи, как было сказано выше, искушены в законе, но знают ли они его? — В сущности нет, и мы видим, как Христос постоянно их в этом уличает. Потому что не поняли сути, не приняли душой, превратили служение Богу в пустой и мертвый ритуал, о смысле которого даже и задуматься не хотят. И только это они в состоянии передать. Ну вот, вроде бы понятно. Злы ли фарисеи? — о да, и все их поступки диктуются злобой к Спасителю потому, что Он благовествует не то, что они считают правильным, то есть не фарисейское спасение, а Божие. Они-то приготовились руководить судьбами мира, а им предлагают каяться. А каяться можно, если в сердце любовь к добру и тем самым к Богу, а не к себе и своим идейкам. И крещение Иоанново, крещение покаяния, имело своей целью очистить и самих фарисеев (если захотят), и тех, кто по простоте своей считал, что вера фарисейская — это самое оно, потому что сложно и непонятно.

http://foma.ru/xuzhe-sebya.html

И в исходе древних из Египта боговиднейшие отцы видят образ ухода монахов от мира и отречения от него, снедь же или пища, из семян и плодов земных приготовляемая для них, может иметь образ и совершенное подобие манны небесной. Как свыше от Бога была посылаема израильтянам манна, а не мясо, так и изначально всем людям даны были в снедь Самим Богом семена земные и плоды с деревьев, а не мясо, восхотев однажды которого и презрев небесную манну древние израильтяне умерли в пустыне: " Ибо еще, – сказано, – мясо было в зубах их, и Господь разгневался сильно на людей, и поразил Господь людей язвой весьма великой, и назвали то место «Гробы прихоти», ибо там погребли прихотливых людей» (см. чис.11:33–34). «Чьи кости, – говорит Василий Великий , – пали в пустыне? Не взыскующих ли мясоядения? Ибо пока они довольствовались манной, побеждали египтян и проходили сквозь море, когда же вспомнили мясо и котлы, не увидели земли обетованной». Итак, находя здесь повод и причину, всем противоборствующим доброму преданию богодухновенных отцов наших о воздержании от мяса по монашескому добровольному обещанию представляем в ответ только одно: если некоторые из древних монахов и были причастны к мясоядению, то эти обычаи их так же принимал Бог, как и ветхозаконные кровавые жертвы. «ибо явно, что изначально Бог не хотел установить им такие жертвы, но, снисходя немощи их и видя их неистовствующих и обуреваемых желанием жертв, попустил им», – сказал божественный Златоуст. Так и вкушение мяса: изначально не столько была на это воля Божия, сколько снисхождение и дело вынужденное. Потому это и отменено впоследствии богоносными отцами, что довольно и истинно будет показано ниже. Поскольку монашеское обещание ищет своего исконного бытия и бесстрастия, а не Ною явленного снисхождения, постольку должно избирать пищу, данную Богом Адаму в раю, а не Ною после потопа. Ибо пища – первое свидетельство страха Божия и показывает любовь и благоговение монаха. Вопрос: от кого монахи приняли обычай не есть мяса – ведь ему явно противился божественный апостол Павел, когда писал к Тимофею: «В последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию, повелевающих удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение верным и познавшим истину» ( 1Тим.4:1–3 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Мец даже называет «расширенной нагорной проповедью» ( Мец. С. 234). Там же появляется указание на иерархию В. как ступени благочестивой жизни. Позднее этот раздел о В. ввел в свое учение аль-Хаким ат-Тирмизи (ум. 898), ставивший Иисуса Христа выше Мухаммада. У ранних суфийских авторов (IX-X вв.) В.- это люди, достигшие совершенства в религ. практике и знании о Боге. Им доступно Его лицезрение, ведомы «сокровенные тайны», поэтому их иногда называли «мужами сокровенного». В отличие от пророка, обращающегося не только к Богу, но и к людям, к-рым он передает Божественное повеление, В., хотя и ниже пророка в иерархии, полностью обращен к Богу: «Его уста неустанно поминают Бога, а сердце созерцает Его величие». Ат-Тирмизи делил В. на тех, кто стремится неукоснительно соблюдать предписания Божественного закона и самосовершенствоваться, и «истинных друзей Аллаха». У ат-Тустари (818-896) эти категории назывались соответственно «стремящиеся» («ищущие») и «желаемые Аллахом». Первые не в силах окончательно порвать со своим человеческим естеством, вторых же сам Бог приближает к себе. Ибн аль-Араби (1165-1240) объединил в своем учении суфийскую и шиитскую традиции понимания святости, в частности, он считал, что В. стоят над пророками. С Х в. в суфизме сложилось более детализированное представление о невидимой иерархии В., явившееся, возможно, переосмыслением шиитского учения об имамате и исмаилитской иерархии посвященных (см. ст. Исмаилиты ). Считалось, что в любое время на земле присутствуют 4 тыс. В. Они скрыты от большинства смертных, не знают друг о друге и о степени своей посвященности. Из них 300-500 являются «наилучшими», управляющими остальными. Иран. мистик аль-Худжвири (ум. ок. 1072-1077) в соч. «Раскрытие скрытого за завесой» выделяет такие степени святости: среди 300 «наилучших» имеется 40 «заместителей»; в свою очередь, семеро из них являются «праведными», четверо из к-рых - «опоры». Из этих 4 трое являются «вождями», а один из них - «полюс мироздания». Он же - «величайший заступник», «верховный» В., стоящий во главе всей иерархии.

http://pravenc.ru/text/153991.html

Феоф.). Мф.1:2 . Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Родословие Христа от Авраама таково: «Авраам родил Исаака»; о сем повествуется в книге Бытия – Быт.21:2 и дал. В родословие у евангелиста входят только главы родов, от которых должен был произойти Мессия, а не все члены фамилии. Посему здесь говорится о рождении только Исаака, а не других детей Авраама; далее говорится о рождении от Исаака только Иакова; из детей Иакова по имени назван только Иуда и т.д. – «Исаак родил Иакова»: Быт.25:26 . – «Иаков – Иуду» и его братьев: Быт.29–30 , ср. Быт.49,8 и д. «Для чего евангелист, упомянув об Аврааме и сказав, что он родил Исаака, а Исаак Иакова, не упоминает о брате последнего, между тем как после Иакова упоминает об Иуде и о братьях его? Причиною сего некоторые поставляют злонравие Исава, то же говоря и о других некоторых предках. Но я сего не скажу: ибо если бы это было так, то почему же немного после упоминаются злонравные жены? Причина та, что Сарацины и Измаильтяне, Арабы и все, которые произошли от тех предков, не имели ничего общего с народом израильским. Посему и умолчал он об них, а обращается прямо к предкам Иисуса и народа Иудейского» (Злат.). Мф.1:3–5 . Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; «Иуда – Фареса и 3ару от Фамари»: Быт.38:29,30 . «Фарес – Эсрома»: 1Пар.2:5 . «Эсром – Арама»: 1Пар.2:9 . «Арам – Аминадава»: 1Пар.2:10 . «Аминадав – Наассона»: 1Пар.2:10 . Между Фаресом ( Мф.1:3 ), который с семейством Иакова переселился в Египет, и Наассоном ( Мф.1:4 ), который при выходе евреев из Египта, по истечении 430 лет пребывания их там, был родоначальником колена Иудина ( Чис.2:3 ), только три члена родословия поименованы здесь; кажется – некоторые опущены, как и 1Пар.2:10–11 . Опущения есть и ниже, как увидим, допущенные по особенным целям (см. прим. к Мф.1:17 ). «Наассон – Салмона»: 1Пар.2:11 . «Салмон – Вооза от Рахавы»: Руф.4:21 . 1Пар.2:11 . «Вооз – Овида от Руфи»: Руф.4:21 . «Овид – Иессея»: Руф.4:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Некоторые, правда, говорят, что одна отделенная субстанция является действующей причиной другой. 517 А во всякой действующей причине должно быть подобие произведенному ею действию, равно как всякое действие должно быть подобно своей причине: потому что всякий деятель производит подобное себе. 518 Поэтому в каждой высшей из отделенных субстанций есть подобие низшей, как в причине есть подобие произведенного ею действия; а в низшей есть подобие высшей, так как всякое действие подобно своей причине. Там же, где причины не одноименны своим действиям, 519 подобие произведенного действия присутствует в причине более превосходным образом, а подобие причины присутствует в произведенном ею действии низшим образом. Но отделенные субстанции именно таковы: высшие не одноименны низшим, ибо, стоя на разных ступенях, они не принадлежат к одному виду. Следовательно, низшая отделенная субстанция познает высшую именно как познающая, а не как познаваемая субстанция, только способ познания у нее при этом более низкий; а высшая познает низшую более превосходным образом. Об этом говорится и в книге О причинах. «Ум познает то, что ниже его, и то, что выше его, соответственно своей субстанции [т.е. способу своего бытия]» 520 – ибо одна из них причина другой. Однако выше мы доказали, что мыслящие отделенные субстанции не состоят из материи и формы (см. II, 50 слл.); значит, они могут быть созданы только творением. Но творить может один лишь Бог, как было показано выше (II, 21). Следовательно, одна отделенная субстанция не может быть причиной другой. Кроме того. Мы показали, что все главные части универсума сотворены Богом непосредственно (II, 42). Следовательно, они не произошли одна от другой. Но каждая отделенная субстанция принадлежит к числу главных частей универсума гораздо больше, чем Солнце или Луна: ибо каждая из них имеет свой вид, более благородный, чем какой-либо вид телесных вещей. Следовательно, отделенные субстанции не служат причинами друг друга, но все непосредственно сотворены Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ну, а если все же попали в подмосковную больницу? Или, не дай Бог, в другой области? Если вы – москвич, то все просто. С выпиской ваши родственники едут по адресу 1 Коптельский переулок, дом 3. Это Станция скорой помощи г. Москвы. Там на первом этаже справа до будки охраны в кабинете 128 находится ОТДЕЛ ПЛАТНЫХ УСЛУГ. Круглосуточно. Можно не ехать, а позвонить – 8-495-6204040. Оформить вызов, и за не очень большие деньги (от 8000 рублей, в зависимости от расстояния) вас транспортируют в московскую больницу (пожелания учитываются). В отделе есть реанимобиль, педиатрическая и пять линейных бригад. Кстати, по Москве транспортировку отдел тоже осуществляет, тогда цены ниже. Можно ли вывезти другими коммерческими службами? Да, конечно, но… см. выше. Им наряд не дают. Да и дороже, как правило. А можно ли бесплатно? Да, конечно, если получите документ, в котором больница напишет, что возможностей лечить вас у них нет. Нет специалистов нужного профиля, каких-то методов.. С бумагой этой вы тоже идете на Станцию, но уже не в ОПМУ, а к заместителю главного врача или дежурному администратору. Бригаду скорее всего направят на следующие сутки, хотя бывают и исключения. Но имейте в виду, что если, к примеру, у Вас инфаркт миокарда, а в этой загородной больнице стоит установка для коронарографии, то неважно, что врач-совместитель работает на ней только по субботам – такую справку Вам не дадут: по всем бумагам КАГ у них производится. Ну, а если вы не москвич? Тогда нужна договоренность со стационаром. А дальше… все по накатанной. Так что не болейте, дорогие друзья! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 февраля, 2024 21 февраля, 2024 7 апреля, 2024

http://pravmir.ru/kak-vyizyivat-skoruyu-...

Однажды мудрец сидел на пороге своей хижины, к нему подошёл буйвол (!). Философ взобрался на спину животного, и буйвол понёс его на Запад. По ходу движения учителю необходимо было пересечь горный перевал, являвшийся одновременно частью государственной границы. Начальником заставы, расположенной на этом перевале, был человек по имени Инь Си. Он предузнал о пришествии Лао-цзы по особому знамению – пятицветным облакам и оказал страннику подобающий приём. Рис. 22. Лао-цзы верхом на буйволе Философа сопровождал слуга по имени Сюй Цзя, трудившийся на благо своего господина на протяжении нескольких столетий. Это было возможно благодаря пилюле бессмертия, изготовленной Лао-цзы и положенной им под язык своему слуге. На заставе Сюй Цзя осознал, что это последний рубеж, где ещё действуют государственные законы Поднебесной, и решил воспользоваться этим и получить вознаграждение за свою работу, дерзко требуя от своего хозяина платы за все проведённые рядом с ним годы. Лао-цзы необычайно разгневался на своего слугу и вынул из его рта магический предмет, после чего Сюй Цзя тотчас же рассыпался в прах, то есть мгновенно достиг того состояния, в котором и должен бы был пребывать, не испытывая действия пилюли. Пораженный увиденным, страж заставы Инь Си обратился к мудрецу с просьбой записать своё учение, прежде чем тот покинет цивилизованный мир. Лао-цзы согласился, и на свет появился трактат из пяти тысяч иероглифов, известный под названием « Дао дэ цзин » – ключевой текст даосизма. О дальнейшей судьбе мудреца даже мифологические сведения весьма противоречивы. В частности, по крайней мере, с III в., получила распространение концепция так называемого «просвещения варваров», в соответствии с которой Лао-цзы добрался до Индии и там стал учителем Будды Шакьямуни 177 . Очевидно, данная идея носила полемический характер и была призвана помочь последователям даосизма в борьбе с конкурирующим учением. Один из вариантов этого мифа указывает на то, что Лао-цзы был биологическим отцом Будды. Даосские тексты II–V вв. добавляют к приведённым выше биографическим данным другие специфические детали 178 . В соответствии с даосскими космогоническими представлениями (подробнее см. ниже) мир возник в результате саморазвёртывания, или эманации дао – единого первоначала Вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010