27 О возникновении патриархатов, их порядке и спорах вокруг этого см.: Bardy А.//Fliehe Α., Martin V. Histoire de l " Eglise, passim.; Dvornik F. Op. cit., passim; Baynes N. H. Alexandria and Constantinople: a study in Ecclesiastical Diplomacy//Byzantine Studies. P. 97–113. 28 Dvornik F. Emperors, Popes and General Councils//Dumbarton Oaks Papers. VI (1951). P. 1–231; Bulgakov S. The Orthodox Church. P. 90–92; Evdokimov P. Op. cit. P. 159–161. 29 См.: Evdokimov P. Op. cit. Р. 159–161. 30 Первого среди равных (лат). 31 См.: Peeters P. Les debuts du Christianisme en Georgie//Analecta BoIIandiana. 1932. Vol. 50. P. 6–58; Histoires monastiques Georgiennes//Ibid. 1917–1918. Vol. 36–37. P. 116 ff. Грузинская церковь до XI в. официально подчинялась Антиохийскому патриархату. См. также: Janin R. Georgie//Dictionnaire de theologie catholique. Vol. VI. Col. 1251–1260. 32 Obolensky D. The Empire and its Northern Neighbours//Cambridge Medieval History. Т. IV. Part I (new edition). P. 473–518; Dime Μ. The Balkans, 1018–1499//Ibid. P. 519–566. Там же см. библиографию. 33 См.: Obolensky D. Byzantium, Kiev and Moscow//Dumbarton Oaks Papers. XI (1957). P. 21–78; Medlin W. K. M oscow and East Rome. P. 38–45, 62–66. 34 См. ниже: Кн. 1, гл. 3. 35 BrehierL. Le Monde Byzantin. II. Institutions de l Empire Byzantin. P. 507–513; Constantine Porphyrogenitis. De Ceremoniis (C. S. Η. B. edition). Vol. I. P. 564–566; PseudoCodinus. De Officiis//PG. T. CLVI. Col. 176–177. 36 Brehier. Op. cit. P. 477–486. Constantine Porphyrogenitus. De Ceremoniis (C. S. Η. B. edition). Vol. I. Loc. cit.; Symeon of Thessalonica. De Sacris Ordinationibus//PG. T. CLV. Col. 440. 37 Brehier. Op. cit. Vol. II. P. 442–446, 489–490. 38 Ibid. Р. 518–523. 39 Brehier. Op. cit. Vol. II. P. 496–506. 40 Ibid. P. 517–518. 41 См. ниже: Кн. I. гл. 4. 42 Brehier. Op. cit. Vol. II. P. 466–467, 475–476. 43 Geizer Η. Texte der Notitiae Episcopatum. S. 3–10. 44 В пределах неверных (лат.). 45 Taxis начала XIV в. и начала XV в. даны в PG. Т. CVII. Col. 386–394, 397–404.0 списке епархий 1437 г. см.: Тегге Hodierne Graecorum (ed. S. Lampros)//Neos Hellenomnemon. 1910. Т. VII. P. 360 ff. О епархиях под турецким владычеством см.: Wдchmer А. Der Verfall des Griechentums in Kleinasien im XlVten Jahrhundert. S. 61–65.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

«Семь проповедей» митрополита Иосифа заключают в себе в кратком виде торжественное православное, русское и пастырское исповедание своих убеждений и чувств. Здесь есть и всенародное в храме Божием свидетельство Архипастыря, что им руководили в деле воссоединения не мирские побуждения, а сердечное убеждение в истине Православия (см. ниже); здесь есть возвышенное понятие о едином вселенском Православии, обязывающее всех объединяться, а не делиться по губерниям (см. ниже); здесь есть, наконец, необыкновенно сильный призыв воспитывающемуся духовному юношеству к его великому служению для блага родины (см. ниже). Пишущий эти строки был в числе слушателей этой проповеди митрополита Иосифа и может засвидетельствовать, что она произвела на это юношество потрясающее впечатление, неизгладимое на всю жизнь во всех, в ком была действительно живая душа. Это оправдалось потом в жизни. Из числа молодых слушателей этой проповеди вышли потом, во времена последней польской смуты, многие исповедники русской православной истины, а один из них, священник Роман Рапацкий, засвидетельствовал эту истину и мученической кончиной. Воспоминания архиепископа Антония весьма близки по своему духу к «Семи проповедям» митрополита Иосифа. В них та же непоколебимая, беззаветная любовь к Православию и России; но особенности характера Антония и уединенная, на покое, жизнь придали его воспоминаниям новые пленительные черты. Он так же, как и митрополит Иосиф, любил высшую гармонию, единство в мире природы и в мире нравственном, но больше его имел возможности наблюдать спокойно законы этого единства и восхищаться ими. Его восприимчивая, любвеобильная душа широко обнимала мир людей. Он в своем живописном изображении жизни в Жировицах восхищался единением всех там собравшихся русских, и белорусов, и малороссов, и великоруссов, и простою, дружескою их жизнью; но в то же время он показывает нам, как в этом, действительно необыкновенном муравейнике все поднимались на высоту знаний, погружались в изучение древних церковных памятников, когда нужно было выяснить дело, доискаться правды. Он сильно, твердо обличает и крайнее латинство, и мятежный полонизм, но он не забывает, что и латинская церковь прежде была истинною и в единении с Восточною церковью, что в ней и теперь рядом с заблуждениями существуют и древние общецерковные истины; не забывает он также, что и поляки – славяне, близкие нам братья, и сожалеет, что их омрачило латинство. При этом мысль его обращается и к другим славянам, и об них он тоже скорбит, что латинство уклонило их с истинного пути. Его любомудрие и сердечность заставляют его скорбеть и о ложном направлении цивилизации вообще Западной Европы, которой он даже приписывает главнейшие из заблуждений латинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

В отношении же общей молитвы надо иметь в виду, что даже в мирских делах легко заметить, как единство движения способствует единству духа. Кого не захватывает, когда большая воинская часть по команде одновременно производит одно и то же движение, являясь как бы огромным единым организмом? Мы знаем, что именно членами такого организма чувствуют себя все входящие в состав части отдельные воины. Таково свойство человеческой природы и это свойство, очевидно, было учтено Святой Церковью, которая в своём писаном уставе и устном предании поучает нас, как стоять в храме, дабы мы во время богослужений являли единство не только по содержанию возглашаемых молитв, но и в движениях и, кроме того, дабы мы крестились и клали поклоны так, как это нужно соответственно содержанию того или иного праздника и момента богослужения. «Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонех умыслиша Святии Отцы и Церкви устав предаша, но разум имуще во святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем», – говорится в Типиконе на понедельник 1ой недели Великого поста. Насколько это верно, насколько действеннее и легче становится при выполнении Устава общая молитва, можно видеть на примере великопостных служб. Только на этих службах, особенно во время говенья, большинство из нас, обычно стоящих во храме как придётся, с некоторым вниманием относится к своим поклонам. А всякий из нас, добросовестно заглянув себе в душу, должен будет признать, что если у него на великопостных службах молитвенное настроение выше обыкновенного, то в поднятии его большое значение имеют одновременные, единодушные поклоны всех молящихся в положенных местах богослужения. Сколь предосудительно беспорядочное совершение поклонов и крестного знамения, видно из Типикона или Церковного Устава (см. «О поклонех и молитве церковное законоположение»). Там подробно объясняется, как надо совершать поклоны, при чтении молитвы св. Ефрема Сирина и обличаются при этом те, которые «не покоряющеся Святых Отец преданию, ниже ведуще сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, и тем своим безчинием аки чин исполняет преданых от Отец поклонов: ниже молитвою умною и душевною к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетныя свои поклоны, тако и молитву Святаго Ефрема, аки изумленный спешит проговорити.

http://azbyka.ru/kak-podobaet-stoyat-vo-...

«В последний день никто не поможет нам: ни друг, ни сродник; поможет одно только покаяние, истинная любовь, смиренномудрие, кротость, воздержание, если сии добродетели будут сопровождать нас при исходе из сей жизни» (См. там же, ч. IV, стр. 164). «Смотри, никто не будь беспечен, потому что пришествие Христово, на подобие страшной молнии, будет внезапное. Разве для нас не страшно, что в тот час каждый получить по своим делам; каждый понесет свое бремя; каждый пожнет то, что посеял? Все наги предстанем судилищу Христову и всякий за себя даст отчет Судии. Никто никому не может помочь в тот час: ни брат брату, ни родители детям, ни дети родителям, ни друзья друзьям, ни муж жене» (См. там же 1836 г. ч. II стр. 134). «Страшный будет там суд; потому что на нем все и без свидетелей сделается явным – дела и слова, мысли и желания. Там предстанут тысячи тысяч и тьмы тем Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, праведных и святых, пророков и апостолов. Тогда каждый, кто будет во свете, взирая на самого себя, станет говорить с удивлением: я ли это? И как я, недостойный, обрелся здесь! Ангелы с великою радостию приступят прославлять святых и будут беседовать с ними об их жизни, благочестии, воздержании, бдении, молитве, добродетельной нищете, совершенном нестяжании, терпении во время жажды, перенесении алчбы, пребывании в молитвах, радости в наготе – о всем, что претерпели ради совершенной во Христе любви». (См. там же Ч. 14, стр. 128, 130, 138). «В день суда всякого обымет страх, потому что в день этот будут сокрушаться все, кроме единого только великого сонма совершенных. Всякого, кто ниже их и не достиг меры совершенных, упрекать будет совесть, – почему и он не таков же, как те; потому что всякого чина люди, недостигшие степени совершенных, будут скорбеть о том, почему не сравнялись они с достигшими высоты» («Твор. св. Ефрема Сир.» ч. VI, стр. 238. Москва, 1851 г.). «Что будем чувствовать в тот час, если обретем у Бога милость? Какая радость обымет нас, отдельно поставляемых одесную Царя? Что должны будем чувствовать, когда облобызают там нас все святые? Лобызают тебя Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Ной, Иов, Давид, и святые пророки и апостолы, и мученики, и все святые и праведные, благоугодившие Богу в жизни сей; все, кого пожелаешь только видеть, сами приходят там к тебе, и объемля лобызают тебя, радуясь о твоем спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

45. (1551.) Пятокнижие Моисеево, скороп., исх. XVI века, в лист, 212 листов. л. 1. Книги Бытия. л. 55. Книги вторые Исход сынов. Израилев. л. 98 об. Книги Левгитьские. л. 135. Числа сынов Израилев. л. 182. Книги пятые Второго закона. В некоторых местах чтение сих книг сходно с 1, в других с 44, разделений нет никаких. 46. (833). Псалтырь, Четвероевангелие и Устав церковный, полууст. двух почерков, напис. около 1500 года, в лист, 435 листов, заставки фигурные с красками. л. 1–26. Псалмы Давидовы и Песни библейские, оканч. послесловием из Диоптры: Словеса убо писанная приидоша в конец, уму же да не будет, когда прияти конец. В любителех душепитательных словес кое убо будет когда благих насыщение? л. 27–91. Четвероевангелие. – Статьи, предваряюшие текст евангельский, суть: Молитва , приступаюшего к чтению Евангелия. Сказание преемлющее всего лета число евангельское и Евангелистом приятие, откуду начинают, и до где стают. Подобает ведети и се, яко не держит церкви вселенскаа ни на блаженах, ни на литургиах чести апостол и евангелие. Ведомо буди, яко четыре суть евангелиа и ниже множае, ниже умаленье. Главы и предисловие Феофилакта, архиеп. Болгарского. Последние помещены и пред прочими Евангелиями те же, какие под 66, но здесь предисловие к евангелию от Луки разделено на две половины, – первая о Евангелисте и Феофиле помещена в начале, а другая о родословии Иисуса Христа в конце. Кроме сего, пред евангелием от Иоанна, после глав и предисловия, прибавлено: Сказание Евагелие чести на св. Пасху на литургии, а по окончании текста евангелия: От деяния св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. См. 66 л. 448. В конце каждого евангелия приписи о времени его написания и числе стихов те же, какие показаны там же. Кроме обыкновенных зачал каждое евангелие делится еше на пять больших отделений для домашнего чтения. См. Там же. За текстом евангельским следуют: л. 86. Сборник 12-м месяцом, сказуа главы коемуждо евангелию избранным Святым и праздником Господским. Месяцеслов сокрашенный, впрочем из русских Святых упоминается имен 10.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Этот храм особенно усердно посещается богомольцами, притекающими с молитвою к св. угоднику Божию бл. Василию. Такое усердное посещение ведет свое начало от самого основания храма. Здесь у гроба блаженного в 1588 г. Борис Годунов искал исцеления своему сыну, которого зимою сам принес сюда (История России Карамзина X, 283). Про этот, конечно, храм писал принц Датский в 1602 году, что «в одном из нижних приделов собора днем и ночью всегда горят восковые свечи, туда всякий приходит молиться», Императрица Елизавета, особенно чтившая св. бл. Василия тоже часто посещала его храм. Служба в храме совершается круглый год, за исключешем летних воскресных и праздничных дней, когда служба переносится в верхний собор. Коридор в западной части храма открыт и отделан в 1896 году. Тогда же устроен и новый вход в нижний собор снаружи – в левой стороне нижнего этажа Андриановского придела. В настоящее время внутренность храма расписывается по древним образцам. В западной стене этого храма внутри идет лестница – тайник в верхний Покровский храм и выходит там, на левый клирос 17 (См. на плане лит. В.). II. Богородице- Рождественский придел. (Празд. 8 Сентября). В 1812 году был опустошен французами. Освящен был 1 октября 1813 года. Последний раз возобновлен в 1897 году. На южной стороне его под резною деревянною сенью надгробие над мощами св. Иоанна Блаженого; (житие его см. ниже) здесь же в углу у окна висят вериги блаженного (см. рис. 26), весом около двух пудов Празднество в честь Блаженного 3 июля. – На наружных сторонах собора имеется два чтимых изображения: 1., на восточной стороне нижнего собора весьма чтимая икона Знамения Божией Матери; кругом изображения Богоматери в клеймах (кругах) изображения: св. Иоанна Предтечи, св. ап. Петра, святителей: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа Московских, Николая Чудотворца, свв. благоверных: князей Бориса и Глеба и царевича Димитрия; преподобных: Зосимы и Савватия Соловецких, Сергия Радонежского, Пафнутия Боровского, Варлаама Хутынского и свв. Василия и Иоанна Блаженных. Икона, по преданию, писана во второй половине прошлого столетия водяными красками (см. рис. 27). (Копия этой иконы не вполне точная, клейм меньше, на северной стороне стены нижнего собора снаружи над входом). 2., На южной стене колокольни находится также чтимая икона больших размеров (позднейшего письма) в металлической ризе в киоте за стеклом: свв. Василия и Иоанна Блаженных (в нижней части поля) и Покрова Пресвятой Богородицы (в верхней части).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иерофей более 10 лет был непосредственно при Смарагде, а всего служил при нём свыше 21 года – до разлуки 8 июля 1858 г. с последним в Мценске по назначении его (5 июня 1858 г.) в Рязань, но и потом поддерживал сношения почти до самой смерти этого архипастыря († 1863, XI, 11), который писал ему ещё 4 июня 1863 г. Это свидетельствует о их взаимной близости, которая была не только служебно-тесной, но душевно-интимной. Они знали друг друга во всей полноте и доверяли со всецелою преданностью. При подобных обстоятельствах естественно, что переписка таких лиц отличается искреннею откровенностью, наиболее ценною для обрисовки личности Смарагда, который часто выступает в ней со всею индивидуальною конкретностью. И, действительно это – письма частные, дружеские (см. 56), особенно важные для характеристики Смарагда, а равно дорогие и по разным откровенным сообщениям и указаниям о тогдашних делах и деятелях. С этой стороны письма Смарагда являются весьма ценными, поскольку он – по самому темпераменту своему – не способен был к холодной сдержанности или официальной дипломатичности. Таких писем было много уже потому, что Смарагд обыкновенно отвечал своим корреспондентам (см. 32 и 27). В частности, у о. Иерофея сохранялось до 80 писем, а было получено почти вдвое больше (см. «Воспоминания» л. 2 об. – 3 Киев. ред. и л. 4 Ряз. ред.). Значит, пропало у самого адресата до половины, и остальные дошли тоже не все и не в целости. О. Иерофей предполагал передать их в Рязанскую Семинарию (см. 57), но там их не оказалось, и они найдены в других местах. Ниже мы помещаем 65 которые в теперешнем своём составе имеют двоякое происхождение. Из них 28 отысканы в подлинниках известным писателем, археологом и библиографом Львом Степановичем Мацеевичем и присланы нам в переписанной им самим точной копии с некоторыми пояснительными его же примечаниями. По общему порядку это 1, 2, 5, 7–9, 13–17, 19–21, 23, 24, 34–36, 38–40, 42, 47, 52, 54, 61 и 63. Подлинники этих писем были на время переданы Л. С. Мацеевичу теперешним их владельцем преподавателем 2-й Киевской Гимназии Гавриилом Николаевичем Флоринским, который получил их в наследство от своего отца, Киевского протоиерея Николая Ивановича Флоринского († 12, VII, 1900 г.), а к последнему они попали потому, что он был женат на родной племяннице Смарагда – Екатерине Гавриловне († 1898, X, 11), дочери старшего Смарагдова брата, прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Хотя у Христа кроме 12 учеников было ещё 70, но им Он в церкви не дал никаких прав и власти, поручив церковь только 12 апостолам; только им дал власть вязать и решить, т. е. власть суда над церковью и прочие совершать тайны, и их только послал на проповедь ( Мф. 28:19–20 ; Мр. 16:15–16 ; см. ниже прим. 189). Вследствие сего ученики из 70 самостоятельного значения в церкви не имели, пока не были поставлены во епископов, каковы: Тимофей, Тит, Епафродит и др., о которых в своих посланиях упоминает ап. Павел. 16 Священство делится на три чина: епископов, пресвитеров и диаконов, что видно из писания. «Рече Дух Святый: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, читаем в Деян. апостолов, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся и возложше руки на ня, отпустиша их». ( Деян. 13:2–3 ). Эти были рукоположены во епископов. (Там же) «Рукоположша же (Павел и Варнава) им пресвитеры на вся церкви». ( Деян. 14:23 ). Ещё: «Сего ради оставих тя в Крите, да недоконченная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже аз повелех тебе». ( Титу 1:5 ; 1Тим. 5:22, 19–20, 17 ). «Ихже поставиша (избранных во диаконы) пред апостолы: и помолившеся возложиша на ня руце». ( Деян. 6:6 ) Ещё смотри: у Симеона Солун. (л. 322); Игнатия бог. (л. 7, 9.); Благовест (Мф. л. 199 об.; Лук. л. 206) и мн. др.; Озер. 67–74 стр. Кроме священства Христос установил в Своей церкви ещё таинства, т. е. такие спасительные средства, без которых невозможно избежать огня геенского и получить обещанных благ, т. е. спастись; так как только в этих таинствах сообщается верующим благодать Св. Духа, очищающая приемлющих оные от грехов и сообщающая им силу и крепость к борьбе со страстями и похотями. Но совершать установленные Христом таинства могут только святители хиротонисанные. Из притчи о милосердом самарянине видно, что Христос, искупив больное человечество, пред вознесением Своим на небо поручил оное гостиннику, заповедав ему прилежать больному, т. е. лечить его. А до сего времени Он сам о нём заботился, обмыв его раны и помазав их маслом и вином. ( Лук. 10:33–34 ; Благов. Лук. л. 105, ниже в глав. 8). Чем же гостинник станет его лечить? Благодатью Св. Духа, преподаваемою в таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

В кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVII в. З. трудился над антиуниат. трактатами «О правдивой едности правоверных христиан Церкви Всходной, также и против апостатов и о их лживой унии» и «Палинодия» (их характеристику см. ниже). После окончания работы над обширным соч. «Палинодия» З., имевший к 1623 г. сан иерея, продолжил активную издательскую деятельность. Книжник составил предисловия к опубликованным Киево-Печерской типографией Беседам свт. Иоанна Златоуста на 14 посланий св. ап. Павла (1623), к изданным в 1624 г. Беседам свт. Иоанна Златоуста на Деяния св. апостолов и Номоканону (переиздан в Москве в 1639, 1651 и 1658 в составе Требников, во Львове - в 1646). В 1625 г. З. издал со своим предисловием переведенное Лаврентием Зизанием (см. Зизании ) Толкование на Апокалипсис свт. Андрея Кесарийского вместе с 2 Словами свт. Иоанна Златоуста. В период настоятельства З. в типографии Киево-Печерского мон-ря были напечатаны «Акафист Пречистой Богородице, Иисусу Сладкому и Успению Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии» и «От Отечника скитскаго повесть удивительна о диаволе» (1625), Часослов, Постная Триодь, «от еллинскаго изследованная», «Лексикон славено-российский и имен толкование» Памвы (Берынды) (1627), в 1626-1627 гг. публиковались предназначавшиеся для раздачи богомольцам назидательные листки. Издание Постной Триоди с предисловием З. интересно в том отношении, что синаксари в нем приведены на «простой мове» - западнорусском лит. языке XVII в. (переведены с греч. языка Тарасием (Земкой) ). Целью издателей было, как писал З. в предисловии, сделать эти тексты доступными для людей, «не учившихся словенскаго языка глубокоразумнаго» (цит. по: Там же. С. 399). При З. были подготовлены к изданию «Поучения душеполезна аввы Дорофея», к которым настоятель мон-ря написал предисловие (книга изд. в 1628, после кончины З., без его предисловия, сохранившегося в одном из списков «Поучений...»; см.: Там же. С. 400). Перед смертью архим. Елисей назначил преемником в управлении мон-рем своего духовного сына З. 20 нояб. 1624 г. братией обители и киевской шляхтой при поддержке казачества З. был избран настоятелем Киево-Печерского мон-ря. Сохранилась инструкция послам от казаков на вальный сейм в Варшаве (янв. 1625) с просьбой к королю об утверждении З. 7 февр. король дал утвердительную грамоту. Это было значимой победой правосл. стороны, поскольку избранию З. предшествовало острое противостояние православных и униатов. После убийства 12 нояб. 1623 г. в Витебске Полоцкого униат. архиеп. Иосафата Кунцевича и расправы над горожанами, санкционированной королевской властью, униаты перешли к еще более активному наступлению на Православие. В кон. 1624 г. в Киеве по решению войта Ф. Ходыки были опечатаны некоторые правосл. храмы. В янв. 1625 г. по городу пронесся слух, что король назначил настоятелем мон-ря своего ставленника, к-рый направляется к Киеву, чтобы силой захватить мон-рь. Казаки убили Ходыку и униат. свящ. И. Юзефовича, храмы были распечатаны.

http://pravenc.ru/text/182699.html

Между тем как знаменитые путники возвращались в страну свою, «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». «Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего (см. Ос. 11, 1).   Избиение младенцев в Вифлееме Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (см. Иер. 31, 15)». Повеление Ирода, рассчитывающего, что в числе убитых младенцев будет и недавно родившийся будущий, по предсказанию, царь Иудейский, было исполнено, и до четырнадцати тысяч младенцев подверглись избиению. Не остался без возмездия еще при жизни своей лютый убийца — вскоре умер Ирод в страшных муках. Пораженный жестокой, неисцелимой болезнью, еще заживо подверженный гниению, он стал в тягость самому себе. Вместе с тем усиливалась и жестокость его, пока смерть не освободила от него Иудею.   Отрок Иисус в храме  «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется (см. Суд. 13, 5)». И в этом бедном городке, расположенном в одной из живописнейших местностей красивой и плодоносной Галилеи, «Младенец возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем», и не замедлило еще почти в детском Его возрасте обнаружиться Божественное естество, скрывавшееся в Нем.

http://pravoslavie.ru/3022.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010