Сторонники более поздней датировки Книги пророка Даниила указывают на несоответствия в историческом плане (см. ком. к 5,2.31; 6,1), поскольку считают, что в период между Навуходоносором и Антиохом Епифаном Даниил помещает четыре царства: Вавилонское, Мидийское, Персидское и Греческое. Но известно, что никакого Мидийского царства в промежутке времени между царствами Вавилонским и Персидским не существовало. Действительно, персидский царь Кир (550–530 гг. до Р.Х.) подчинил себе мидийцев в 549 г. до Р.Х. и лишь десять лет спустя, в 539 г., завоевал Вавилон (см. ком. к 5,1.31). Отсюда делается вывод, что автор писал книгу значительно позднее описанных в ней событий, имея весьма смутное представление о самих событиях. Против этих аргументов было бы трудно возражать, если бы в книге действительно описывалась приведенная выше историческая последовательность царств. Однако Даниил называет иные царства: Вавилонское, Мидо-Персидское, Греческое и, наконец, Римское. Упоминание о «персах и мидянах» в 5,8 позволяет заключить, что автор рассматривает эти два народа как образующие одно царство. Лингвистические данные, на основании которых аргументируют позднюю датировку книги, сводятся в основном к использованию заимствованных из греческого языка слов для обозначения музыкальных инструментов (см. ком. к 3,5) и форм, характерных якобы для арамейского языка «позднего периода» (см. ком. к 2,4). Как и оба предыдущих, этот аргумент явно неубедителен. Во-первых, и до завоеваний Александра Македонского между Грецией и Ближним Востоком существовали контакты, следствием которых могло быть заимствование тех или иных греческих слов. Во-вторых, исследования показали, что девяносто процентов из встречающихся в Книге пророка Даниила арамейских слов зафиксировано в письменных памятниках V в. до Р.Х. и даже более ранних. Трудности истолкования Существует множество различных подходов к истолкованию книги, которые при некотором обобщении можно свести к трем основным. Первый представлен рационалистической критикой, исходящей из предположения, что рассматриваемая книга была написана во время царствования Антиоха IV Епифана. В соответствии с этим считается, что описанные в ней события предшествовали этому времени, а потому книга содержит не пророчества, а изложение исторических событий, часто освещенных неверно. Сторонники такого подхода утверждают, что единственным истинным пророчеством в книге является предсказание о кончине Антиоха и чаемом прямом Божественном вмешательстве в ход земной истории установления Царства Божиего. Но, как известно, предсказание это оказалось ложным, ибо Антиох скончался не так, как было предсказано (см. ком. к 11,36), а Царство Божие так и не обрело материального воплощения (см. ком. к 2,44; 7,14.18).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

28 Блажен. См. 3,13 и ком. в благоговении. См. 1,7 и ком. ожесточает сердце свое. Иначе говоря, восстает против Бога (см. Исх. 7,3.13 ). 28:15 См. ст. 3 и 16. 28:16 Вторая часть этого стиха содержит скрытое утверждение, что алчный тиран несет гибель самому себе. 28:17 Убийце не удастся избежать Божией кары, и никто не в силах его спасти. 28:18 См. ст. 13,14, а также 10,9 и ком. 28:19 См. 12,11 и ком. 28 завистливый человек. См. 23,6 и ком. нищета постигнет его. Смысл этого стиха либо в том, что завистнику недостает мудрости, дабы распорядиться богатством, либо в том, что Господь не допустит его обогащения. 28:23 См. 27,5. Справедливый упрек более способствует человеческим взаимоотношениям, чем лесть, которая только подрывает их. 28:24 См. 19,26 и ком. 28 разжигает ссору. См. 6,13 и ком. надеющийся на Господа. Упование на Господа не означает бездеятельности, а свидетельствует о смиренном согласии с Богом и Его волей. Вера и надежда суть тот же страх Господень (1,7 и ком.). 28 надеется на себя. См. 3,5.6 и ком. Самонадеянность представляет собой губительную противоположность упованию на Господа. ходит в мудрости. Иными словами, уповает на Господа. 28:27 См. 11,24–26; 14,21; 22,9 и ком. на том много проклятий. Проклятия здесь либо являются следствием порочной жизни, либо представляют собой противоположность благословениям Божиим. ??? 64? ??? ?????? ??? I?????????? ???? ???? ??????????? ????? ?????????? ????????????? ????????????? I????????? ?????????????3 ???? 17–19 29 будучи обличаем. См. 1,30; 5,12; 9,7.8; 10,17; 12,1 и ком. ожесточает выю. Иначе говоря, выказывает своеволие (см. 28,14) и нежелание учиться. 29:2 См. 28,12.28 и ком. 29:4 См. 8,15.16 и ком.; 20,8.26. 29:5 См. 28,23. 29 сеть. См. 1,18. 29 Люди развратные. См. 1,22 и ком. 29:9 Данный стих учит избегать, покуда это возможно, суда с глупцом, который не в силах внять разумным доказательствам, а когда решение уже вынесено, не может примириться с противником. 29:11 Самообладание представляет собой существенный аспект мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

правую руку... поясы. Кир правит не своей, но Божией властью (41,2; 48,14; ср. Пс. 2,8.9; 109,1 ). Держать кого-либо за правую руку во всем помогать. 45 Я. В древнееврейском тексте на это местоимение приходится логическое ударение. уровняю... сломаю. Ничто не будет препятствием для раба Божиего (ср. Пс. 106,16 ). двери. Исполнением этого пророчества можно считать день, когда Кир приблизило к воротам Вавилона и нашел их отворенными (44,27 и ком.). 45 сокровища... богатства. В 546 г. до Р.Х. Кир овладел баснословным богатством царя Лидии Креза. Я Господь. См. ком. к 41,4. по имени. Господь выпестовал Кира и знает его так же близко, как и прочих Своих чад (см. ком. к 43,1). Бог Израилев. См. ком. к 37,16. 45 раба. См. ком. к 20,3. почтил. Господь почтил Кира, назвав его Своим слугой и пастырем (44,28). См. ком. к 43,4. ты не знал Меня. Кир продолжал оставаться язычником. 45 Я Господь. См. ком. к 41,4. Власть Божия простирается над творением и историей, над бедствием и благополучием, над судом и искуплением. 45 небеса... земля. Вселенная должна приготовиться к новому искупительному деянию Господа, которое пророк называет «правда» или «праведность» (1,21 и ком.) и «спасение» (12,2 и ком.; 26,17.18 и ком.). 45:9 Очевидно, этот стих относится к Израилю. 45 не за выкуп. Т.е. не из корысти, а по велению сердца. 45 Так говорит Господь. См. ком. к 43,1. Египтян... Савейцы. См. ком. к 43,3. повергнутся... будут умолять. Народы, ставшие свидетелями всесильного пребывания Бога со Своим народом (2,2–4; ср. Пс. 67,32 ), с покорностью склонятся перед Ним. 45 Бог сокровенный. Господь сокрыт от людей в Своем гневе и чудесных деяниях (8,17; 54,8; 55,8.9), однако доступен им в откровении (48,5–8). Даже язычники исповедуют, что пути Божий неисследимы. 45 спасением вечным... во веки веков. Господь не похож на людей и идолов, которые не властны над будущим (ср. Евр. 5,9 ). 45 так говорит Господь. См. ком. к 43,1. не напрасно. Смысл этих слов в том, что Господь сотворил землю не пустой, а пригодной для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ам. 5,22–26 ; Мих. 6,1–8 ). 43 благовонной трости. Речь идет о веществе, используемом для приготовления благовонного масла ( Исх. 30,23 ), «корицы благовонной» (ср. Иер. 6,20 ). 43 Я, Я Сам изглаживаю... не помяну. По милости Своей Господь способен простить грех, как было прощено Израилю поклонение золотому тельцу ( Исх. 34,6 ; ср. Лк. 5,21 ). ради Себя Самого. Господь прощает людям их грехи не ради них самих, а по великой Своей милости (37,35; 42,21; 48,9.11; ср. 37,35). 43 припомни... оправдаться. Подобно приговоренному, Израилю нечем ответить на упреки Господа. 43 Праотец. Т.е. Иаков, праотец всех двенадцати колен иудейских ( Нав. 12,3 ). ходатаи. Священники и пророки, молившиеся за народ. 43 предстоятелей... на поругание. Поругание Иудеи прежде всего проявилось в разрушении храма и пленении ее народа (44,26; 63,18; ср. 4Цар. 25,18–21 ). Глава 44 44:1–5 Господь возвещает через Исаию обетования нового века. 44 А ныне. См. ком. к 42,14. Иаков... Израиль. См. ком. к 41,8. раб. Точнее: «слуга» (см. ком. к 20,3). 44 воды на жаждущее... потоки на иссохшее. Эти метафоры изображают чудесное обновление Израиля (43,19–21). излию дух... на потомков. Данные слова продолжают тему обетовании 28,6; 29,23; 32,15 (см. ком. к 29,23; ср. Иоил. 2,28 ; Мк. 1,8–10 ; Деян. 2,38.39 ). 44 Один... иной. С наступлением нового века иудеи и язычники будут вместе исповедовать имя Господне (ср. Пс. 86,6 ). Иакова... Израиля. См. ком. к 41,8. прозовется именем Израиля. Т.е. все будут народом Божиим. 44:6–20 Господь противополагает Себя языческим идолам. 44 Царь. См. ком. к 43,15. Искупитель. См. ком. к 35,9; 41,14. Господь Саваоф. См. ком. к 1,9. первый... последний. См. ком. к 41,4. нет Бога. См. ком. к 37,16. 44 Кто сделал бога..? Сам вопрос звучит парадоксально, поскольку Бога Творца человека никто «сделать» не может. Следовательно, то, что сделано человеком, не может быть «богом». 44 делает... трудится. Фигура идола может быть произведением искусства. Однако, будучи сделанной человеком, она несет неизгладимую печать своего земного происхождения («голоден...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

(22) Комитет по правам человека, Заключительные результаты исследований: Польша, пар. 9, документы ООН CCPR/CO/82/POL. (2004). (23) Ком. CESCR, Замечание общего порядка 14: Право на высочайший достижимый стандарт здоровья, пар. 34, документы ООН E/C.12/2000/4 (2000); Ком. CRC, Замечание общего порядка 3: ВИЧ/СПИД и права ребенка (2003), в Сборнике замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека, пар.16, документы ООН HRI/GEN/1/Rev.6 (2003). (24) Ком. CRC, Замечание общего порядка 3: предыдущая ссылка 23, пар. 16. (25) Ком. CRC, Замечание общего порядка 4: Здоровье и развитие подростков в связи с Конвенцией по правам ребенка, пар. 26, документы ООН CRC/GC/2003/4 (2003). (26) См., например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), семейная жизнь, репродуктивное здоровье и образование населения: основные элементы пропаганды здорового образа жизни в школе, серия информационных документов в сфере школьного здоровья, док. 8, в 30, 38, доступно на (последний просмотр 31.07.2007г.) [в дальнейшем ВОЗ, Семейная жизнь]; Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), Усиление мер предотвращения ВИЧ: позиция UNAIDS документ 33 (2005) [в дальнейшем Усиление мер предотвращения ВИЧ]; см. также Программа действий ICPD. Предыдущая ссылка 2, в пар. 7.5 (а). (27) ВОЗ, Семейная жизнь, предыдущая ссылка 26, в 39. (28) См. в целом там же (29) См., например, Ком. CRC, Замечание общего порядка 4: предыдущая ссылка 25, в пар. 28; Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Гондурас, пар-ы 27, 48, документы ООН E/C.12/1/Add.57 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Мексика, пар. 44, документы ООН E/C.12/MEX/CO/4 (2006); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Уругвай, пар. 170, документы ООН Doc. A/57/38 (2002). (30) См., например, Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Бенин, пар-ы 23, 42, документы ООН E/C.12/1/Add.78 (2002); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Боливия, пар. 43, документы ООН E/C.12/1/Add.60 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Мексика, пар. 43, документы ООН E/C.12/1/Add.41 (1999); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Мексика, пар. 44, документы ООН E/C.12/MEX/CO/4 (2006); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Сенегал, пар. 47, документы ООН E/C.12/1/Add.62 (2001).

http://ruskline.ru/analitika/2009/08/20/...

в Сузах. Сузы место зимней резиденции персидских царей (см. ком. к Есф. 1,2 ). 1 Ханани. Сокращенная форма имени Хананий, означающего «Бог милостив». Некий Хананий, чиновник по делам иудеев, упоминается в Элефантинском папирусе, и он же, как некоторые считают, является братом Неемии (7,2). об уцелевших. См. ком. к Ис. 1,9 ; Мих. 2,12 ; Езд. 1,4 . 1 стена ... сожжены огнем. Можно предположить, что это явилось следствием событий, описанных в Езд. 4,7–23 , но упоминание «ворот» дает основание более вероятной причиной считать разрушение города Навуходоносором в 586 г. до Р.Х. (см. ком. к Ис. 58,12; 61,4; 64,10 ). 1 постился. Пост в данном случае является знаком печали ( 1Цар. 31,13 ), а также выражает смирение при обращении к Богу с просьбой (см. ком. к Езд. 8,21 ; Ис. 58,3 ). Господи Боже небес. См. ком. к Езд. 1,2 ; Дан. 4,26.37 . 1:5 В этом обращении Неемии удается выразить и трансцендентность Бога, и Его имманентность. Истинный Бог не только пребывает где-то высоко над своим народом, будучи «Богом небес» (см. ком. к 1,4), но и как Бог завета близок ему (см. ком. к Быт. 2,4 ). милость. См. ком. к Езд. 7,28 . 1 день и ночь. Имеется в виду молитва (1,11), последовавшая за четырьмя месяцами поста (см. ком. к 1,4; 2,1); ср. Нав. 1,8 ; Пс. 1,2 . исповедуюсь во грехах сынов Израилевых. См. ком. к Езд. 9,6 . 1:7 В основе заключенного с Моисеем завета было следующее условие: Бог исполнит обетования Израиля, если тот будет соблюдать Его заповеди (1,5). Но Израиль нарушил заповеди и результатом было изгнание (см. ком. к Езд. 9,9 ). 1 помяни. Общеупотребительная форма обращения к Богу ( Втор. 9,27 ; Иер. 14,21 ; Пс. 131,1 ). 1 соберу вас. Моисеев завет обещал восстановление остатка после изгнания ( Втор. 30,1–5 ), согласно завету, заключенному с Авраамом ( Втор. 4,25–31 ; см. ком. к Мих. 7,20 ). водворить там имя Мое. Имя Божие это Сам Бог, раскрывающий Себя Своему народу и вступающий в общение с ним; место, где водворится имя Его, это место общения с Ним и поклонения Ему (см. ком. к Втор. 12,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

19 Страх Господень. См. 1,7; 2,5 и ком. ведет к жизни. См. 3,18 и ком. 19:24 См. 6,6 и ком. 19 кощунника. Упорствующего в зле и цинизме. См. 9,7 и ком. простой. См. 1,4 и ком. 19:26 Описываемая ситуация это отрицание основ промысла Божиего относительно семейных отношений (17,6; Исх. 20,12 ). 19 Лукавый. См. ком. к 6,12. 19:29 См. ст. 25; 10,13; 14,3. Даже если наказание не остановит этих людей, оно ими заслужено. Глава 20 20:2 См. 16,14. 20:3 См. 15,18; 17,14. 20:4 См. 6,6–11. 20 глубокие воды. См. ком. к 18,4. вычерпывает их. Если «глубокие воды» являются символом бездны, то разумный человек способен извлечь мудрость из ее глубин. Этот стих можно понимать также как утверждение для человека возможности самопостижения. 20:6 Многие проповедуют верность, но немногие следуют ей. 20:7 См. 13,22 и ком.; 14,11. Праведник. См. 8,18 и ком. Праведный отец большее счастье для детей, нежели отец богатый. 20:9 Данный стих отрицает возможность самооправдания человека перед Богом. 20:10 См. 11,1 и ком. 20 отрока. Соответствующее древнееврейское слово включает широкий возрастной диапазон от младенчества до начала зрелости. 20:13 См. 6,6–11; 19,15. 20:14 Торг при купле-продаже представлял собой прочно укоренившийся ритуал, и данная пословица, хотя и несколько иронично, ссылается на устоявшиеся обычаи. 20:15 См. 3,14.15; 8,10.11; 16,16. Пословица не осуждает богатство, но учит, что мудрость предпочтительнее. 20 Возьми платье. Имеется в виду залог за ссуду. за чужого. Или, возможно, «за чужестранца», хотя в любом случае речь идет о человеке, не внушающем доверия. Купеческая мудрость учит: прежде чем заключать сделку, надо подстраховаться. 20:17 См. 9,17. хлеб. Это слово служит метафорой «богатства», стяжая которое человек забывает о нравственных устоях и потому пожинает горькие плоды. 20:18 При принятии решений человеку следует взвешивать все обстоятельства и не полагаться на волю случая (1,5; 15,22; ср. Лк. 14,28–32 ). 20:20 См. Исх. 21,17 . того светильник погаснет. См. 13,9 и ком. Смерть настигнет этого человека как кара за нарушение закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

13 выбросил. Ср. Мф. 21,12.13 . 13 части левитам. Ср. 10,37. Левиты не владели землей ( Чис. 18,20–24 ; Втор. 14,29; 18,1 ), но у некоторых из них имелись иные источники дохода ( Втор. 18,8 ). Зависимость левитов от материальной поддержки народа, возможно, и объясняет нежелание многих из них покидать Вавилон ( Езд. 8,15–20 ). См. Мал. 2,17; 3,13–15 . 13 Я сделал... выговор. См. ком. к 5,7. оставлен. Т.е. было нарушено обязательство не оставлять заботой дом Бога (10,39). 13 стали приносить десятины. Иудеи снова стали исполнять свои обязательства. См. 10,37. 13 верными. См. Деян. 6,1–5 и 1Кор. 8,16–21 . 13 Помяни меня. Четвертое «помяни» (см. ком. к 1,8) и второй случай, когда Неемия просит Бога помянуть себя (см. ком. к 5,19). 13:15–22 Народ нарушил обязательство соблюдать субботу (10,31); нарушение это должно быть исправлено (см. ком. к 9,14). 13 в субботу ... отвозят... продавали. Израиль дал обязательство не заниматься этим в субботу (10,31), но теперь нарушает его. 13 Тиряне. Один из «иноземных народов». См. 10,31. 13 я сделал выговор. См. 10,31 и ком. 13 когда смеркалось. Израильтяне иногда вели отсчет суткам от заката и до заката ( Есф. 4,16 ), а иногда от восхода до восхода. В данном случае началом субботнего дня считают время после захода солнца. 13 наложу руку на вас. Угрозу эту Неемия позже исполнил (ст. 25). 13 помяни меня. Пятая молитва, начинающаяся с этого слова (см. ком. к 1,8), и третья из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 14). 13:23–30 Народ нарушил данное Богу обязательство (10,31); это нарушение должно быть исправлено. 13 взяли себе жен. Ср. 10,30. Двадцатью пятью годами ранее эту же проблему пришлось решать Ездре (см. ком. к Езд. 9,1 ); она периодически возникала на всем протяжении истории Израиля (см. ком. к Езд. 4,3 ). Азотянок. См. ком. к 4,7.8. Аммонитянок и Моавитянок. См. ком. к Быт. 19,36–38 . 13 Я сделал... выговор. См. ст. 17 и ком. рвал у них волоса. Этот поступок Неемии можно рассматривать как противопоставление тому, что в сходной ситуации делал Ездра ( Езд. 9,3 ; ср. Ис. 50,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Сир.43:18 Голос грома Его приводит в трепет землю, и северная буря и вихрь. Сир.43:19 Он сыплет снег подобно летящим вниз крылатым, и ниспадение его – как опускающаяся саранча; Сир.43:20 красоте белизны его удивляется глаз, и ниспадению его изумляется сердце. Сир.43:21 И как соль, рассыпает Он по земле иней, который, замерзая, делается остроконечным. Сир.43:22 Подует северный холодный ветер, – и из воды делается лед: он расстилается на всяком вместилище вод, и вода облекается как бы в латы; Сир.43:23 поядает горы, и пожигает пустыню, и, как огонь, опаляет траву. 23 . Описывает действия жгучего солнца и жгучего южного ветра. Ср. 24 ст. Сир.43:24 Но скорым исцелением всему служит туман; появляющаяся роса прохлаждает от зноя. Сир.43:25 Повелением Своим Господь укрощает бездну и насаждает на ней острова. Сир.43:26 Плавающие по морю рассказывают об опасностях на нем, и мы дивимся тому, что слышим ушами нашими: Сир.43:27 ибо там необычайные и чудные дела, разнообразие всяких животных, роды чудовищ. Сир.43:28 Чрез Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его. Сир.43:29 Многое можем мы сказать, и, однако же, не постигнем Его, и конец слов: Он есть всё. 29 . Сколько бы мы ни изучали вещей и явлений видимого и духовного мира, – мы не в состоянии постичь всего могущества, премудрости и славы Господних. В конце концов мы постигнем лишь одно, что Он есть все – и Творец и неусыпающий Промыслитель мира. Сир.43:30 Где возьмем силу, чтобы прославить Его? ибо Он превыше всех дел Своих. Сир.43:31 Страшен Господь и весьма велик, и дивно могущество Его! Сир.43:32 Прославляя Господа, превозносите Его, сколько можете, но и затем Он будет превосходнее; Сир.43:33 и, величая Его, прибавьте силы: но не трудитесь, ибо не постигнете. Сир.43:34 Кто видел Его, и объяснит? и кто прославит Его, как Он есть? 34 . См. пр. к Сир.42:17 . Сир.43:35 Много сокрыто, что гораздо больше сего; ибо мы видим малую часть дел Его. Сир.43:36 Всё сотворил Господь, и благочестивым даровал мудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 43 Прославление творческого величия и могущества Господних. Сир.43:1 Величие высоты, твердь чистоты, вид неба в славном явлении! 1 . Кто насытится зрением славы Господней ( Сир.42:26 ), кто не придет в восторженное умиление при виде величия высоты, чистоты, тверди небесной, при виде неба в явлении всей его славы. Сир.43:2 Солнце, когда оно является, возвещает о них при восходе: чудное создание, дело Всевышнего! Сир.43:3 В полдень свой оно иссушает землю, и пред жаром его кто устоит? Сир.43:4 Распаляют горн для работ плавильных, но втрое сильнее солнце палит горы: дыша пламенем огня и блистая лучами, оно ослепляет глаза. Сир.43:5 Велик Господь, Который сотворил его, и по слову Его оно поспешно пробегает путь свой. Сир.43:6 И луна всем в свое время служит указанием времен и знамением века: 6 . Поясняется 7–8 ст. Сир.43:7 от луны – указание праздника; свет ее умаляется по достижении ею полноты; Сир.43:8 месяц называется по имени ее; она дивно возрастает в своем изменении; Сир.43:9 это – глава вышних строев; она сияет на тверди небесной; 9 . Подобно лучезарным очам вышних строев, т.е. существ высшего порядка, луна сияет на тверди небесной . Сир.43:10 красота неба, слава звезд, блестящее украшение, владыка на высотах! 10 . Красота неба, слава звезд, блестящее украшение всего небесного свода – проявление славы и могущества Владыки на высотах. Сир.43:11 По слову Святаго звезды стоят по чину и не устают на страже своей. Сир.43:12 Взгляни на радугу, и прославь Сотворившего ее: прекрасна она в сиянии своем! Сир.43:13 Величественным кругом своим она обнимает небо; руки Всевышнего распростерли ее. Сир.43:14 Повелением Его скоро сыплется снег, и быстро сверкают молнии суда Его. Сир.43:15 Отверзаются сокровищницы и вылетают из них облака, как птицы. Сир.43:16 Могуществом Своим Он укрепляет облака, и разбиваются камни града; Сир.43:17 от взора Его потрясаются горы, и по изволению Его веет южный ветер. 17 . Южный ветер гонимый в Палестину из раскаленных пустынь аравийских, рассматривается как одно из проявлений грозного правосудия божественного в отношении нечестивого человечества. О действиях южного знойного ветра см. в 23 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010