21 Рефаимов. См. ком. к ст. 16. 21 от руки Давида и слуг его. Давид не только присутствовал при поединках, но и сам сражался с Иесвием (ст. 16,17). Глава 23 23:1–7 В своих «последний словах» Давид ведет речь о завете, который заключил с ним Господь. 23 последние слова Давида. В настоящем контексте выражение «последние слова» может означать, что они представляют собой последнее поэтическое произведение Давида. изречение. Или «речь». Под данным словом очень часто, хотя и не во всех случаях, подразумевали пророчество (напр., Чис 24,3.4 ; 4Цар. 9,25.26 ). Сам Давид также иногда вкладывал в него такой смысл (см. ст. 2 и ком.; Деян. 2,31 ). певца Израилева. Другой в равной степени допустимый вариант перевода этих слов «возлюбленного Защитника Израилева». 23 Дух Господень говорит во мне. О Давиде, действующем и говорящем по Божественному вдохновению, см. 1Пар. 28,11.12 ; Мф. 22,43 ; Деян. 1,16 . О том, что на Давиде почил Дух Божий, говорится также в 1Цар. 16,13 . 23 скала. См. ком. к 22,3. владычествующий над людьми будет праведен... в страхе Божием. Праведным владыкой может быть лишь тот, кто неизменно придерживается надлежащих отношений с Богом. О значении слов «страх Божий» см. 1Цар. 12,14 и ком. 23 на рассвете утра ... от сияния после дождя вырастает трава из земли. Заключенная в праведном правлении благодать просвещает, придает силы и делает плодотворным труд. Более полное развитие этой темы см. в Пс. 71 . 23 не так ли дом мой у Бога? Уверенность Давида основывается не на ощущении собственной праведности, а, как становится ясно из следующей строки, на вечном завете, который по милосердию Своему заключил с ним Бог (7,11–16; 2Пар. 13,5; 21,7 ; Пс. 88,3.4.28.29 ; Ис. 55,3 ; Иез. 37,25.26 ). 23 нечестивые. См. ком. к 1Цар. 2,12 . Возможно, здесь имеются в виду те, кто противился владычеству Давида. 23:8–39 Представленный в данных стихах перечень «храбрых у Давида» дополняет более краткий перечень в 21,15–22. Как следует из ст. 39, всех воинов, названных в предыдущих стихах, должно быть тридцать семь; очевидно, сюда входят две группы из трех воинов каждая (ст. 8–12 и 13–17), также Авесса (ст. 18,19), Ванея (ст. 20–23) и те двадцать девять, которые перечислены в ст. 24–39. Однако здесь существуют разнообразные текстологические и иные трудности. По некоторым подсчетам, в данной главе перечисляются тридцать шесть «храбрых», к числу которых тридцать седьмым можно добавить Иоава. В 1Пар. 11,10–47 представлен иной перечень, который пополнен более чем пятнадцатью новыми именами, а общий итог отсутствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

13 играли... с пением. См. ком. к 15,16–24. 13 поразил его. Прикоснувшись к ковчегу, Оза продемонстрировал крайнее непочтение к святыне (см. Чис. 4,15 ). За свой поступок, который классифицируется не как простое нарушение церемониала, а как вопиющее оскорбление святости Бога и установлений о поклонении Ему, Оза был наказан смертью (см. ком. к 13,7). 13 до сего дня. См. ком. к 4,43. 13 к дому Аведдара Гефянина. Аведдар (в других местах русского Синод, перевода Овед-Едом) левит (15,18.21.24), благословленный восемью сыновьями (26,4.5) за то, вероятно, что должным образом пекся о ковчеге. Многодетность часто представляется летописцем в качестве знака Божественного одобрения и благословения (см. 14,3; 26,5; 2Пар. 11,18–23; 13,20.21 ). Глава 14 14:1–17 Летописец повествует, что, несмотря на постигшую Давида неудачу (13,1–14), Бог утвердил и благословил его царствовать над Израилем. Здесь рассказывается о приготовлениях к строительству дворца для Давида (14,1.2), о детях, родившихся у Давида в Иерусалиме (14,3–7) и о его победе над филистимлянами (14,8–17). 14 послал Хирам, царь Тирский, к Давиду послов. Речь идет о международном признании Давида. 14 утвердил его Господь царем... ради народа его. Давид осознал, что его утверждение на царском престоле было благословением, ниспосланным народу. 14 и родил Давид еще. Увеличение количества детей свидетельствовало о благословении Божием, обращенном на Давида и на его столицу Иерусалим (см. 3,4–9; а также ком. к 13,13). 14:8–12 Своей победой над филистимлянами Давид противопоставляется Саулу, потерпевшему поражение (10,1–7). Давид перед битвой вопрошает Господа (14,10.14), Саул в той же ситуации обращался за советом к волшебнице (10,13). Победа Давида противопоставлена также и его неудачной попытке перенести ковчег в Иерусалим (13,1–14). Если ранее Господь поразил Озу (13,11), то теперь Давид заявляет, что Он сломил филистимлян (14,11). 14 над всем Израилем. См. ком. к 11,1. 14 повелел... и сожжены они. Этого выражения нет в традиционном древнееврейском (масоретском) тексте 2Цар. 5,21 . Оно встречается в других манускриптах и, возможно, было в той версии книги Царств, которой пользовался летописец. Повелев сжечь изваяния богов филистимлян, Давид поступил по предписанию закона Моисеева ( Втор. 7,5.25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16:8.10.29.35 имя... именем... имени... имя. См. ком. к 13,6. 16 ищущих. См. ком. к 2Пар. 7,14 . 16 ищите. См. ком. к 2Пар. 7,14 . 16:37–43 Усилия Давида по централизации богослужения завершились назначением левитов на служение при ковчеге (см. ком. к 16,4–6). 16 для всего, что написано в законе Господа. Летописец стремится, чтобы доскональное соблюдение Давидом закона Моисеева стало образцом для восстановленной общины (6,49; 15,13–15; 22,12.13; 28,7; 29,19; ). См. Введение: Характерные особенности и темы. Глава 17 1729,30 Летописец обращается к рассказу о наиболее важном из того, что сделал Давид для Израиля, о руководимых им подготовительных работах по строительству храма. Рассказ делится на шесть частей: данное Богом Давиду повеление начать подготовку к строительству храма (17,1–27), войны Давида (18,1 20,8), выбор места для будущего храма (21,1 22,1), назначение строителей (22,2–19), распоряжения Давида относительно служения в храме (23,1 27,34), народное ликование (28,1 29,30). 17:1–27 Рассказ о данном Богом Давиду повелении начать подготовительные работы по строительству храма делится на две части: пророчество Нафана о роде Давидовом (17,1–15), молитва , в которой Давид принимает Божие повеление (17,16–27). В данном случае летописец близко следует 2Цар. 7,1–29 . 17:1–15 Центральным для данного отрывка является древнееврейское слово, переводимое обычно как «дом». Этим словом здесь обозначается и дворец Давида (17,1), и дом Божий (храм) (17,4–6), и дом династия потомков Давидовых (17,10). Увидев построенный для него дворец, Давид решил воздвигнуть дом для Бога, т.е. храм. Бог же возвестил ему, что Им будет воздвигнут дом (династия) Давида, а сын Давидов построит дом Ему, Господу. 17:7–14 Нафан сообщает об обетованиях Бога роду Давидову, данных в рамках заключенного с ним завета, прославлению которого посвящены Пс. 88 и 131. Бог обещал, что потомки Давидовы будут вовеки царствовать над Израилем. Хотя отдельные цари из его рода и подвергались Им суровым карам ( 2Цар. 7,14 ; 2Пар. 6,16 ; Пс. 88,30–32; 131,11.12 ), в целом основанная Давидом династия никогда не отрешалась от престола на сколько-нибудь значительное время ( 2Цар. 7,15.16 ; 2Пар. 6,16 ; Пс. 88,33–37 ). В глазах летописца завет с Давидом является залогом надежды на будущее восстановление Израиля (см. Введение: Характерные особенности и темы). Новозаветные тексты свидетельствуют о том, что обетования Давиду были исполнены во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

См. 4,11. Образ, символизирующий наказание. Ср. Ис.41,16 . 15 более, нежели песку в море. Образ, ранее служивший символом благословения, теперь заключает в себе угрозу (см. Быт. 22,17 ; ср. Ис. 10,22 ). 15 остаток их предам мечу. Даже те, кого минует разрушение, погибнут в свой черед (см. Ис. 6,14 ). 15 может ли железо сокрушить железо..? Иными словами, разве может Иеремия надеяться на то, что ему удастся превозмочь упрямство Иудеи (см. 13,23 и ком.)? северное. Эти слова напоминают о том, что недруги Иеремии столь же сильны, сколь и враги Иудеи, т.е. вавилоняне (см. 6,1). 15 отправлю с врагами твоими. См. 43,4–7. 15 слова твои, и Я съел их. См. Иез. 3,1–3 . имя Твое наречено на мне. Те же слова относятся ко всему народу в 14,9. 15 под тяготеющею на мне Твоею рукою. Ср. Ис. 11,8 . сидел одиноко. Образ одинокого пророка, который ни для кого не был желанным гостем (ср. 3Цар. 19,10 и Мф. 26,37.38 ). 15 рана моя так неисцельна. Этой раной является Иудея (см. 14,17); те же слова в 30,12 соединяются с обещанием исцеления (ст. 16,17). См. также 10,19. обманчивым источником. Ср. 20,7. 15 спасу тебя. Обетование спасения Иеремии предвещает спасение всей Иудеи. Глава 16 1617,18 Иеремия получает запрещение жениться и каким-либо иным образом участвовать в мирской жизни, что служит знаком надвигающегося суд (16,1–21). Гл. 17 раскрывает различия между судьбами тех, кто надеется на человека, и тех, кто уповает на Бога (17,1–18). 16 не бери себе жены. Этот запрет объясняется исключительно характером пророчества Иеремии, призванного возвестить участь Иудеи; безбрачие пророка залог его бездетности (см. 1Кор. 7,26 ). на месте сем. Бездетность Иеремии имеет символический смысл, особенно для Иудеи и Иерусалима. 16:3–4 Обреченный на бездетность, пророк своей судьбой свидетельствует о том, что впереди у Иудеи нет будущего. тяжкими смертями. Ср. Втор. 7,15 . ни похоронены. См. ком. к 7,33. навозом. См.8,2. мечом и голодом. См. 14,12. 16 не будут преломлять для них хлеб... не подадут им чаши. Описание траурного обряда, возможно, связанного со смертью родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Флп. 2,12 ; 1Ин. 2,17 ). 66:3–4 Пустые проявления внешней религиозности так же неприятны Богу, как и многобожие (ср. 1,11–14; 65,3–5). 66 задушающий пса. Так поступали жители Карфагена. свиную кровь. См. 65,4. собственные... пути. Несмотря на щедрость жертвоприношений, они сделаны не от чистого сердца. 66 Я звал. См. 65,12. 66 ненавидящие. Противостояние грешников и праведников, намеченное в гл. 65, данный стих изображает в более резких тонах. 66 возмездие врагам Своим. Данное пророчество исполнится окончательно во время Второго пришествия Христа ( 2Тим. 1,7–10 ). 66 Еще не мучилась... родила. Появление нового сообщества избранных будет стремительным и безболезненным (65,25). разрешилась. Это пророчество сбылось в рождении Церкви (ст. 5; Деян. 2; 8 ). 66 мать. Господь уподобляет Свою любовь к людям материнской любви к детям. 66 в огне, и колесницы. Образы пламени и бури ( Втор. 33,26 ; Пс. 17,6.11 ) сопровождают почти все ветхозаветные описания Бога, совершающего Свой суд (10,17.18; 29,6;30,27.28;64,1–3). как вихрь. Божественная кара будет стремительной и яростной ( Иер. 4,13 ). 66 все народы и языки. Все живущие на земле увидят торжество Царства Божиего (ср. Зах. 8,23 ; Откр. 7,9 ). славу. Т.е. славу Божию, открывающуюся в Его храме ( Иез. 11,22.23; 44,4 ). 66 из спасенных. Речь идет о людях, которые вопреки гонениям (ст. 5; Мф. 24,9–14 ) будут проповедовать народам славу Божию ( Ис. 66,18 ). в Фарсис. См. ком. к 23,5. к Пулу и Луду. Названия племен Северной Африки. к Тубалу. Область к северо-востоку от Чермного моря. Явану. Одно из названий малоазийских народов (ср. Иез. 27,13.19 ; Иоил. 3,6 ). возвестят народам. Все народы покорятся Господу и возрадуются при виде Его могущественных деяний (см. ком. к 24,14–16). 66 представят всех братьев ваших. Вместе с язычниками пребывающий в рассеянии народ Израиля возвратится к Богу (43,5; 60,4.9; Рим. 11,13 ). 66 новое небо и новая земля. Ср. 2Пет. 3,13 ; Откр. 21,1 . семя ваше и имя ваше. Народу Божиему, радующемуся в лучах вечной славы, никогда больше не придется испытывать невзгоды или быть укоряемым (65,18.19; ср. Иер. 31,35.36 ; см. ком. к 43,1). 23 из месяца в месяц и из субботы в субботу... всякая плоть. С наступлением нового века вся вселенная будет славить Господа (ср. Зах. 14,16 ). В христианской церкви откроется возможность вечного и непрерывного богослужения, в котором будет деятельно участвовать «всякая плоть». 24 червь... огонь. В НЗ этот образ геенны места, где предаются огню нераскаявшиеся грешники, стал ключевой метафорой вечных мук и казней (48,22; 57,20; Мк. 9,47.48 ). Читать далее Источник: Новая женевская учебная библия/под ред. Цорна В.А. – Изд.: Свет на Востоке, 1998. – 2052 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

подкрепление хлебом... водою. Прямой смысл понятен это бедствия при осаде города врагом. Иносказательно же хлеб это слово Божие, а вода надежда, обращенная к Господу и питающая человека. 3:2–3 В этих стихах дается расшифровка того, что в ст. 1 представлено в символических образах. 3 отроков... дети. Т.е. несмышленые люди, бездарные правители. 3:5 Картина хаоса и анархии, попрания человеческих норм и заповедей Божиих. 3 одежда. Прибегая к такой гиперболе, Исаия подразумевает разруху, нищету и деградацию. 3 Иерусалим... Иуда. Падение Иерусалима (586 г. до Р.Х.) так же, как и его разорение, произошедшее в 701 г. до Р.Х., стало непосредственным исполнением этого пророчества. 3 Содомляне. Израиль пренебрегает Божиими установлениями и ведет себя так, будто между ним и Богом никогда не существовало завета (см. 1,9.10). 3 Притеснители народа... дети. См. ком. к ст. 4. 34,1 дочери Сиона. Нечестие коснулось не только иудейских мужчин, но и женщин, т.е. не только общественная жизнь извратилась, но и семейная. Все устои общества подточены грехом и неправедностью. 3 оголит... обнажит. Господь предаст этих женщин бесчестию (ст. 24). Сиона. См. ком. к 1,8. 3:25 Персонифицированный образ Иерусалима. Глава 4 4 отрасль. Это слово имеет два значения: оно обозначает плод, который приносит земля, а также является мессианским именем Иисуса Христа, Который приносит духовный плод (11,1–5; Иер. 23,5 ; Зах. 3,8 ; Ин. 25,1–8 ). Остаток Израиля обретает в Нем жизнь (6,13). Уничижив Себя, Иисус Христос был увенчан славою (49,7; 52,13; Флп. 2,9–11 ). чести. Точнее: «славе». Слава Бога это откровение Им Самого Себя в творении и в искуплении (3,8; 4,5;6,3; 11,10; 40,5; 42,8.12; 43,7; 48,11; 58,8; 59,19; 66,18.19). плод. Это слово означает новое состояние Израиля, обновленного после разорения и опустошения. 4 оставшиеся... уцелевшие. Эти слова относятся к благочестивому остатку израильского народа. на Сионе. См. ком. к 1,8. святыми. Посвященными Богу, Святому Израилеву (см. 1,4 и ком.; 62,12), Который устроит для Себя святое жилище среди Своего народа (57,15) на земле (11,9; 27,13; 65,25; 66,20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1:5–7 Сыновья Иафета. Называя всех семерых (1,5), летописец только о двух его сыновьях Гомере и Иаване рассказывает подробнее (1,6.7). 1 Сыновья. Слово «сыновья» в данном случае указывает прежде всего на культурно-территориальные связи (см. Введение: Характерные особенности и темы). 1:8–16 Сыновья Хама. Потомкам Хама летописец уделяет большее внимание, нежели потомкам Иафета, поскольку с первыми Израилю приходилось иметь дело значительно чаще, чем со вторыми. Назвав четверых сыновей Хама, он затем сообщает сведения о потомках троих из них: Хуша (1,9.10), Мицраима (1,11.12) и Ханаана (12,13–16). 1:17–27 Сыновья Сима. Летописец прослеживает, как сужается область Божественного избранничества от всех потомков Сима до одного рода Авраамова. 1 Арфаксад... Сала. См. ком. к Быт. 11,10 . 12,2 Сыновья Авраама. И из потомков Авраама одни были избраны Богом, другие нет. Как и прежде, летописец сначала говорит о неизбранных (1,29–33) и только затем о избранной линии Исаака (1,34 2,2). 1:29–31 Измаилов. См. ком. к Быт. 25,12–16 . Следуя книге Бытие, летописец не включает потомков Измаила в число народа завета. Измаил был благословлен Богом ( Быт. 16,11.12 ), но не стал наследником завета благодати, который Бог заключил с Авраамом ( Быт. 17,18–21 ). 1:32–33 Сыновья Хеттуры. Потомки Авраама от его наложницы Хеттуры, в отличие от Исаака и его потомков, не наследовали обетования. 12,2 Сыновья Исаака: Исав и Израиль. Избранная линия Исаака разделяется на две: Исава (1,35–54) и Израиля (Иакова; 2,1.2). Исав продал право первородства младшему брату Иакову, и тот таким образом стал наследником обетования ( Быт. 25,27–34; 27,1–40 ). 1:35–54 Сыновья Исава. Летописец сообщает о потомках Исава (1,35–37), сыновьях Сеира (1,38–42) и правителях Едома (1,43–54). См. Быт. 36,10–43 . Глава 2 2:1.2 Этот перечень почти в точности повторяет Быт. 35,23–26 , за тем исключением, что там Дан назван после Вениамина. Двенадцать колен Израилевых летописец представляет как результат Божественного избрания в допотопный период и во времена патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

46 Всесожжение, которое князь принесет Господу. Указания относительно этого жертвоприношения отличаются от предписаний на субботу в Чис. 28,9 , когда не было требования приносить в жертву тельца, а жертвовались только два агнца. 46 хлебного приношения ефа на овна. См. ком. к 45,10.11. Согласно Чис. 28,9 , хлебное приношение в субботу должно составлять две десятых ефы. Здесь Иезекииль еще раз действует подобно Моисею и дает ритуальное законодательство на будущую жизнь народа (см. ком. к 43,10 и 45,18–25). 46 В день новомесячия будут приносимы... телец... шесть агнцев и овен. Новомесячие это первый день месяца. Предписания Иезекииля опять-таки отличаются от более раннего законодательства ( Чис. 28,11 ), согласно которому надо было принести в жертву всесожжения двух тельцов, одного овна и семь агнцев. 46 Хлебного приношения он принесет. Ср. Чис. 28,12 . 46 вошедший северными воротами... должен выходить воротами южными. По видению Иезекииля, в идеально устроенном Израиле полагалось множество богослужений в храме, и было необходимо при больших скоплениях народа соблюдать порядок. 46 Каждый день приноси Господу во всесожжение однолетнего агнца. Предшествующие установления относились к жертвоприношениям в праздничные дни ветхозаветного литургического календаря. Кроме того, всесожжение Богу совершалось и каждый день (ст. 13–15). каждое утро приноси его. Эти предписания относительно ежедневных приношений также отличаются от прежней практики ( Чис. 28,3–8 ; 1Пар. 16,40 ; 2Пар. 13,11; 31,3 ). 46 хлебного приношения прилагай... шестую часть ефы. Ср. Чис. 28,4.5 . 46:16–18 Избавив Израиль от рабства в Египте и Вавилоне, Бог не только вывел Свой народ из плена, но и даровал ему собственную землю в вечное владение. Эта дарованная земля не подлежала отчуждению ( Лев. 25,14–17.23.24; 3 Цар., гл. 21): это символизировало вечность дарованного Богом искупления и наследования ( 1Пет. 1,4 ). 46 это владение их должно быть наследственным. Иезекииль провидит восстановление на престоле династии царя Давида (см. ком. к 43,10.12; 45,18–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

12 веельзевул. См. ком. к Мк. 3,22 . 12 не свяжет сильного. Победой над сатаной в пустыне и изгнанием бесов Иисус показал, что «связал сильного» и тот бессилен помешать пришествию Царства. В иудейской апокалиптической литературе слова «связать сатану» означали мессианскую эру (см. 20,2). 12:31–32 Хула на Духа – называть Его дела, делами сатаны. Кощунственную хулу на Духа Святого невозможно простить, поскольку она предполагает явное, осознанное, твердое отвержение той самой Силы, которая приводит к покаянию. Ясно, что любой, уверовавший в истину, уже не может этого совершить. См. статью «Грех, не имеющий прощения». 12:36–37 Иисус указывает здесь, что слова, даже необдуманно произнесенные, влияют на наше положение в вечности. Грехи словом – ложь, сплетни, оскорбления – осуждаются в Писании не менее сурово, чем прелюбодеяние и убийство (5,22.37; 2Кор. 12,20 ; 1Тим. 1,10 ; Иак. 3,6 ; Откр. 21,8 ). 12 знамения. Поразительно, что они ищут знамений при том, чему только что были свидетелями. 12 знамения Ионы. Иона был как бы мертв и ожил. Воскресение Сына Человеческого – самое великое из знамений того, что пришло Царство. 12 три дня и три ночи. Образное выражение, означающее «три дня». 12:43–45 Если в сердце не обитает Святой Дух, там могут поселиться нечистые духи ( Рим. 8,9 ). Глава 13 13:1–53 Это собрание притч о сущности Царства Небесного – третья из основных частей Евангелия от Матфея. 13 притчами. Притча – это иносказание, уподобление, содержащее мудрость. Большинство Иисусовых притчей являются иллюстрациями, поясняющими Его главные мысли, но в них есть внутренняя глубина, постичь которую помогут только правильные взаимоотношения с Иисусом. Только Своим ученикам Иисус пояснял смысл притч (о сеятеле – ст. 18–23 и о плевелах – ст. 36–43). 13:10 См. статью «Учение Иисуса». 13:11–17 Здесь трудно не заметить учения об избранничестве. Даже способность понимать весть Божию, не говоря уже о том, чтобы ей следовать, – дар Божий. Уши, что слышат, благословятся Богом. 13 вам дано... а им не дано. Иисус отвечает здесь на вопрос: «Для чего притчами говоришь им?» (ст. 10). «Тайны» Царствия – это то, о чем завуалированно говорится в ВЗ, а сейчас, когда пришел Царь, тайны были открыты ученикам. См. статью «Просвещение и приведение к сознанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

18:5–6 Данные стихи содержат метафору Божественного суда, представляя Бога в образе виноградаря, отрезающего лишние побеги и отбрасывающего их прочь, на потребу диким зверям и птицам. 18 дар. Эфиопы увидят в поражении Ассура (Ассирии) чудо всемогущества Иеговы и пришлют подарки приношения в Его храм в Иерусалиме. от народа крепкого. Т.е. от эфиопов (см. ком. к ст. 2). к месту имени. Т.е. туда, где призывается имя Господа в иерусалимский храм. Глава 19 1920,6 Данные стихи содержат пророчества Исаии о суде над Египтом. 19 Пророчество. См. ком. к 17,1. восседит на облаке легком. См. Пс. 17,10; 67,33; 103,3 . потрясутся... идолы Египетские. Господь посещает Египет уже во второй раз ( Исх. 12,12 ). 19 Египтян против Египтян. Пророчество о междуусобной войне в Египте. 19 прибегнут они к идолам... и к гадателям. Об идолопоклонничестве и ворожбе см. 2,6.8; 8,19. 19 властителя жестокого. Здесь подразумевается сын Сеннахирима и его преемник сирийский царь Асархаддон. 19:5–10 Картины разрухи и запустения, вызванные внутренними войнами и ассирийским нашествием. 19 обезумели. Бог обращает мудрость мудрецов этого мира в безумие. Цоанские. Цоан город в Дельте Нила, известный также как Танис (ст. 13; Чис. 13,22 ; Пс. 77,12.43 ). советников... бессмысленным. См. ком. к 11,2. сын мудрецов, сын царей древних. Египетские мудрецы были известны всему древнему миру ( 3Цар. 5,10 ), однако события, которые прозревает Исаия, свидетельствуют о полном отсутствии мудрости у потомков древних правителей Египта. 19 где твои мудрецы? Ср. 1Кор. 1,20 . 19 Мемфисские. Расположенный в нижнем течении Нила Мемфис был древней столицей Египта. 19 голова и хвост, пальма и трость. Правители и подданные, высшие классы и низшие. 19:16–25 Стихи, повествующие о будущем спасении Египта: когда египтяне обратятся к Господу, «Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их» (ст. 20). Пророчество Исаии о Египте начало исполняться после окончания вавилонского плена, когда в Египет переселилось множество евреев, а вместе с ними в эту страну пришло знание истинного Бога; впоследствии же Египет одним из первых приобщился к спасительной вере в Иисуса Христа (2,2–4; 9,7; 11,11.14; Рим. 10,11–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010