45 Да будут у вас правильные весы. Археологические находки свидетельствуют о том, что в древнем Израиле гири и другие меры весьма различались. До настоящего времени еще не найдено хотя бы двух гирь, которые имели бы одинаковый вес; таким образом, употребление фальшивых гирь и весов было широко распространено ( Лев. 19,35.36 ; Втор. 25,13–16 ; Притч. 11,1 ). 45 Ефа и бат должны быть одинаковой меры. Ефа это единица объема для твердых продуктов, а бат для жидкостей; они соответствовали примерно двадцати двум литрам. 45 В сикле двадцать гер; а двадцать сиклей, двадцать пять сиклей и пятнадцать сиклей составлять будут у вас мину. Шекель составлял примерно двадцать пятую часть унции; мина из шестидесяти шекелей составляла примерно полтора фунта. Мина обычно состояла из пятидесяти шекелей. 45 на обязанности князя будут лежать всесожжение и хлебное приношение, и возлияние. На израильских князьях лежала обязанность совершать жертвоприношения за дом Израиля (ст. 13–17). Народ был обязан передавать приношения князю, а князь затем вносил их в святилище (ср. 2Пар. 30,24 ; см. ком. к 37,24; 44,3). 45:18–25 Настоящие установления относятся к праздничным жертвоприношениям первого (в день Нового года; 45,18–20) и седьмого (пасхальный период, 45,21–25) месяцев. Эти установления, вероятно, представляли собой модификации более ранней литургической практики. Вслед за Моисеем Иезекииль сообщав культовые законоположения для Израиля (см. ком. к 43,10.12). 45 Священник пусть... покропит... у жертвенника. См. Исх. 29,35–37 . 45 по гину елея на ефу. Гин составлял одну шестую часть бата, или примерно три и три четверти литра. Глава 46 46:1–12 По праздничным дням князю для жертвоприношения было позволено входить даже до порога восточных ворот во внутренний двор. В рядовые дни князь оставался среди народа (ст. 9,10), если только не намеревался принести добровольную жертву (ст. 12). В последнем случае князь пользовался особыми привилегиями, включавшими в себя вход до порога восточных ворот, которые вели во внешний двор (см. ком. к 44,1 и 44,3). Находясь на этой точке, князь мог видеть все священнодействия во внутреннем дворе и у великого жертвенника; тем не менее он не имел права идти дальше во внутренний двор, потому что вход туда был предоставлен лишь священникам и левитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8 поднимая вверх руки свои. Этот жест означает хвалу Господу (ср. Пс. 62,4 ). аминь, аминь. Этими словами народ выражает свою сопричастность произнесенной Ездрой хвале Богу. поклонялись и повергались. Букв.: «преклонить колена» и «повергаться ниц». 8:7–8 Закон не просто читался, но и разъяснялся, дабы народ правильно его усвоил. Согласно учению о Священном Писании, все необходимое для спасения с очевидностью выражено в Библии, что, однако, не исключает необходимости толкования его людьми, особенно в этой области сведущими ( Езд. 7,6–10 ). 8 Неемия... Ездра... левиты. В честь такого случая между всеми руководителями народа установилось согласие. день сей свят... не печальтесь. Призыв объясняется не тем, что печаль несовместима со святостью того или иного дня ( Лев. 23,26–32 ; Ис. 6,3–5 ), а тем, что праздник Кущей специально определен как дни радости и веселья ( Лев. 23,40 ; Втор. 16,13–15 ). 8 у кого ничего не приготовлено. Т.е. имущие должны поделиться с неимущими (ср. Пс. 21,26 ; 1Кор. 11,17–34 ). 8 жили в кущах. Это делалось в воспоминание о жизни в пустыне после вызволения из египетского рабства и перед вхождением в землю обетованную ( Лев. 23,42.43 ). в седьмом месяце, в праздник. Т.е. в праздник Кущей ( Лев. 23,37–40 ). Глава 9 9 собрались все сыны Израилевы. Ср. 8,1, где народ собрался для слушания закона; теперь же он собирается для того, чтобы, согласно закону, исповедаться в своих грехах (ст. 3). 9 во грехах своих и в преступлениях отцов своих. См. ком. к Езд. 9,7 . 9 закона Господа Бога. См. 8,1 и ком. Принявший закон должен исповедаться в грехах и поклониться Богу. 9:5–37 В этой хвалебной молитве, которую левиты (ст. 4 и 5) обращают к Богу от имени всего народа, Он превозносится как Творец (ст. 6), Искупитель (ст. 7–12), Законодатель и Законоблюститель, Спаситель и Судия (ст. 13–31). Превознося Бога, левиты молят Его не оставить Своим вниманием страдания народа (ст. 32–37), предшествовавшие возобновлению завета (9,38 10,39 и ком.). 9:7–8 Народ благодарит Бога за избрание Авраама и дарование ему завета обетования (Быт., гл. 12; 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6:9–10 Служение Исаии парадоксально, поскольку именно таково возвещаемое им слово Божие ( Мф. 13,13–15 ; Рим. 11,7–10,25 ). Пророческое слово скрывает путь Господень от религиозных и светских вождей (29,9–12) и открывает его смиренным и кротким (29,18;35,5; 42,7.16.18.19; 43,8). 6 десятая часть. Опустошение, вызванное ассирийским и вавилонским нашествиями, приведет к очищению остатка Израиля («десятой части»). святое семя будет корнем. Те из остатка народа, которые укоренены в вере, переживут все невзгоды и дадут новую поросль. Глава 7 711,16 Исаия изрекает ряд пророчеств о суде и надежде, относящихся к войне Иудеи с Израилем и Сирией (734–732 гг. до Р.Х.). 7 во дни Ахаза. Союз Сирии и Израиля против Иудеи существовал в период 734–732 гг. до Р.Х. Еще при жизни царя Иоафама, Факей, царь Израиля, и Расой (Рецин), царь Сирии, предпринимали совместные враждебные акции против Иудеи. К 734 г. до Р.Х. угроза со стороны сирийско-израильского союза стала еще более актуальной. 7 дому Давидову. Такое обращение к Ахазу служит напоминанием о завете, который Господь заключил с Давидом, пообещав даровать ему вечное потомство, престол и царство ( 2Цар. 7,12–16 ). Попытки свергнуть этот род и заменить его другим (родом «сына Тевеилова», ст. 6) не могут увенчаться успехом, поскольку обещания Господа неизменно верны. всколебалось... колеблются. Надменный царь Ахаз оказался неспособным успокоить свой народ. Реакция правителя вызвала панику у всего народа (см. 22,3 и ком.). 7 Шеарясув. Имя означает «остаток возвратится» (10,20–22). 7 не страшись. Цель этого ободрения состоит в том, чтобы обратить взор Ахаза от безнадежной политической ситуации к Божиему видению. от двух... дымящихся головней. Оба царства в скором времени были разрушены: Дамаск Феглаффелласаром III (Тиглатпаласаром) в 732 г. до Р.Х., а Самария Саргоном II в 722 г. до Р.Х. 7 Господь Бог... говорит. Сбудется только то, что говорит Господь; совет земных царей не может устоять перед Господом. 7 шестьдесят пять лет. Имеется в виду не разрушение Самарии, которое последовало через 13 лет после изречения этого пророчества (в 722 г. до Р.Х.), а депортация остатка израильского народа в Ассирию и заселение опустошенной территории Израильского царства переселенцами из Месопотамии при ассирийском царе Асархаддоне (см. ком. к 37,38; 4Цар. 17,24 ; Езд. 4,2 ). Таким образом, пророчество включает в эти 65 лет 14 лет правления Ахаза, 29 лет правления Езекии и 22 года правления Манассии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8 праздник. Соломон, очевидно, ожидал одиннадцать месяцев (6,38), дабы приурочить посвящение храма к новогоднему празднику Кущей, справляемому в седьмом месяце ( Лев. 23,34 ; Втор. 16,13–15 ). в месяце Афаниме. Афаним то же, что месяц Тисри, соответствующий сентябрю-октябрю. 8 скинию собрания. Скиния со всеми принадлежностями была перенесена, по всей видимости, из Гаваона (3,4) священниками и левитами. 8 под крылья херувима. См. ком. к 6,23. 8 шесты. На этих шестах переносили ковчег. до сего дня. См. Введение: Автор. 8 кроме двух каменных скрижалей. Т.е. кроме двух таблиц с текстом завета, заключенного Богом со Своим народом на горе Синай (ст. 21; Исх. 25,16.21; 40,20 ). 8 облако наполнило дом Господень. После исхода из Египта Господь вел Свой народ через пустыню, идя перед ним днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном ( Исх. 13,21; 14,24; 16,10; 33,10 ; Лев. 16,2 ; Втор. 4,11; 5,22 ; Пс. 17,11.12 ). На горе Синай Господь явился Моисею сокрытым в облаке ( Исх. 19,9; 24,15–18 ). По завершении сооружения скинии Господь выказал одобрение сделанному, покрыв ее облаком Своей славы. Теперь Господь сходным образом явил Свое одобрение постройке святилища. 8 благоволит обитать во мгле. Т.е. не может быть увиденным. Никто не может увидеть Господа и остаться живым. 8 место, чтобы пребывать Тебе во веки. Храм, как угодное Богу место для совершения молитвы и жертвоприношений, воплощал присутствие Господа среди Его народа ( Ис.8,18 ; Ам. 1,2 ; Пс.75,3; 131,13.14 ). 8 сказал Своими устами Давиду, отцу моему. См. 2Цар. 7,1–16 . 8 нет подобного Тебе Бога. См. Исх. 15,11 ; Втор. 4,39 ; Пс. 85,8 ; Мк. 12,29 ; Еф. 4,6 ; Откр. 19,6 ). Верность Господа завету непреходяща (3,6; 8,16; Втор. 7,9.12 ; Пс. 51,10 ; Евр. 13,8 ), могущество же Его простирается не только над народом Израиля (ст. 41–43). 8 если только сыновья твои будут держаться пути своего. Соломон повторяет условие, при соблюдении которого исполнится обетование Господа Давиду о том, что род его вовеки будет царствовать над Израилем (2,2–4; 6,11–13; 9,9; 11,11–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

29,1 Все внимание автор уделяет многочисленности народа Божиего и его племенной организации, называя видных представителей всех колен, за исключением Данова и Завулонова. За пространным рассказом о колене Иудином (2,3 4,23) следуют более краткие о коленах Симеона (4,24–43), Рувима (5,1–10), Гада (5,11–22) и полуколене Манассиином (5,23–26); далее идет сравнительно длинное перечисление потомков Левия (6,1–81), а затем краткие, Иссахара (7,1–5), Вениамина (7,6–12), Неффалима (7,13), Манассии (7,14–19), Ефрема и Манассии (7,20–29) и Асира (7,30–40); этот отрывок завершается вторым, достаточно пространным перечислением потомков Вениамина (8,1–40). Все перечисления говорят не только о представителях того или иного колена, но и о том, какие земли каждое из колен населяло. 24,23 Летописец нарушает тот порядок, в котором он только что перечислил колена Израилевы (2,1.2), и ставит на первое место Иуду. Рассказ об этом колене ведется по схеме: семейства Иуды (2,3–9), потомки Арама (2,10–17), потомки Халева (2,18–24), потомки Иерахмеила (2,25–33), дополнительные сведения о потомках Халева (2,42–55), дополнительные сведения о потомках Арама, живших после Давида (3,1–24), дополнительные сведения о семействах Иуды (4,1–23). 2:3–9 Сыновья Иуды. У Иуды было пять сыновей: Ир, Онан, Силом от жены-хананеянки ( Быт. 38,2 ), Фарес и Зара от его невестки Фамари ( Быт. 38,11–30 ). Летописца в первую очередь интересуют Фарес и его сын Есром, поскольку им предстояло стать предками Давида. Рассказ о линии Фареса (2,5.9) на время прерывается перечислением потомков Зары (2,6–8). 2 Ефан, Еман, Халкол и Дара. С мудростью этих людей в 3Цар. 4,31 сравнивается мудрость Соломона. Ефана и Емана, вероятно, не следует отождествлять с одноименными музыкантами Давида (15,19; Пс. 87–88 ). 2 Харми. Сын Зимри, упомянутого в 2,6 ( Нав. 7,1 ). 2:10–17 Арам. Летописец отступает от того порядка, в каком он прежде перечислил сыновей Иуды (2,9) с тем, чтобы выдвинуть на первое место рассказ о линии Давида (см. ком. к 2,3 4,23). Генеалогические сведения он в данном случае черпает из Руфь 4,18–22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Разделенное царство. 10 весь Израиль. В 3Цар. 12,3 сказано: «все собрание Израильтян». 10 от Бога, чтоб исполнить Господу слово Свое. В 3Цар. 11,29–39 объясняется, что ответ Ровоама следует рассматривать как соответствующий Божественному замыслу, поскольку последующим ходом событий осуществилось пророчество Ахии Иеровоаму. Суверенитет Бога простирается и над греховными делами людей. 10 весь Израиль. См. ком. к 10,1. 10 до сего дня. См. ком. к 1Пар. 4,43 . Глава 11 11 к Самею. Ровоам дважды последовал сказанному этим пророком. 11 всему Израилю. См. ком. к 10,1. 11 Мною сделано это. См. ком. к 10,15. 11:5–23 Как результат послушания Ровоама пророческому предупреждению (см. ком. к 20,20) здесь приводится строительство крепостей и возрастание военной мощи Иуды и Вениамина (11,5–12), переход из северного царства в Иудею левитов (11,13–17), увеличение царского семейства (11,18–23). 11:5–12 обнес города... стенами. См. ком. к 1Пар. 11,4–9 . 11 по всей земле Израильской. См. ком. к 10,1. 11 оставил их Иеровоам. После того, как Иеровоам отстранил от служения священников и левитов, отказавшихся подчиниться его нововведениям и продолжавших считать Иерусалим единственным истинным богослужебным центром, те перешли к Ровоаму. Тема перехода в Иудею северян, продолжавших хранить верность Богу, неоднократно возникает в повествовании о разделенном и воссоединенном царствах (13,8–11; 15,9; 30,10–12) и свидетельствует о том, что и в эпоху после вавилонского пленения верные северяне должны были войти в восстанавливаемое царство (см. ком. к 1Пар. 9,3 ). 11 ходили путем Давида и Соломона в сии три года. Ровоам имел Божие благословение, поскольку первые три года своего царствования он следовал примеру Давида и Соломона. 11:18–23 Летописец часто представляет увеличение семейства знаком Божественного благословения (см. ком. к 1Пар. 13,13 ). 11 взял Мааху. См. ком. к 13,2. Глава 12 12:1–12 Повествуя о втором периоде правления Ровоама, летописец делает существенные добавления к 3Цар. 14,25–28 . Там, в частности, не сказано, что случившееся на пятом году царствования нашествие Сусакима было Божиим наказанием за совершенное Ровоамом в четвертый год отступничество (12,2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

39 Я изолью дух Мой на дом Израилев. См. ком. к 36,25; ср. также 36,26.27; 37,14; Иоил. 2,28 . Глава 40 4048,35 Интерпретации этих глав различны. Одни усматривают в них нечто вроде плана-чертежа и указаний по строительству города, по которым будут производить работы либо возвратившиеся из плена, либо будущие поколения (ср. 43,10.11). Правда, некоторые элементы плана в пророческом видении выходят за рамки буквального понимания (напр., 47,1–12). Другие исследователи истолковывают видение Иезекиилем храма как символическое описание пути, на котором Бог благословит Свой народ. Храм воплощал избирательное присутствие Бога среди Своего народа. В форме видения и символизма (40,2; Чис. 12,6 ) пророк описывав будущее Израиля, когда присутствие Бога среди Своего народа превзойдет все, что Израиль когда-либо видел в своей истории. 40 В двадцать пятом году. Речь идет о 573 г. до Р.Х. Можно предположить, что видение Иезекиилем будущего века пришлось на новый год. 40 В видениях Божиих. См. ком. к 1,1; 8,3. поставил меня на весьма высокой горе. Вероятно, имеется в виду гора Сион, на которой находился Иерусалимский храм (17,22–24; 20,40; ср. Пс. 47,2.3 ; Ис. 2,2 ; Мих. 4,1 ). Пророку предстоит обойти святую гору, как раньше ее обошел царь-псалмопевец ( Пс. 47,13.14 ). 40 вот муж, которого вид как бы вид блестящей меди. Пророка в его обходе города сопровождает ангел. в руке его... трость измерения. Ср. 4Цар. 21,13 ; Ам. 7,7.8 ; Зах. 2,1.2 ; Откр. 21,10.15 . 40 все, что увидишь, возвести дому Израилеву. Апостол Иоанн также получал подобные наставления ( Откр. 1,11 ). 40 трость измерения в шесть локтей. В Израиле употреблялись два вида мерных локтей: короткий локоть (около 44 см) и длинный локоть (около 51,8 см; 43,13; 2Пар. 3,3 ); последний и имеется здесь в виду. Таким образом, мерная трость имела длину немногим более трех метров. Храм Иезекииля. 40 взошел по ступеням. К храму подходили по ступеням, поднимаясь до платформы, которая служила внешним двором. Следующая лестница подводила к еще более высокой платформе, служившей внутренним двором (ст. 34, 37). Еще один лестничный марш вел к зданию храма (ст. 49).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В 1613 году у нас многих латинян и вообще христиан-иноземцев перекрещивали (Летоп. занятий Археогр. комис. 2. Отд. 2. 63–64 184 Древн. росс. вивлиоф. 12. 414, 425–449 Муравьев. Сношения России с Востоком. 1. 229, 261, 265–278, 286–340 185 О начале унии в Западнорусском крае см. нашей «Истор. Русск. Церкви». 9. 478–689 186 А. З. Р. 4. 114 187 А. З. Р. 4. 109, 114 188 А. З. Р. 4. 111 189 Посланий, написанных Мелетием в 1597 году к православным Западнорусской Церкви, известно девять, и все они напечатаны у Малышевского. Александр. Патриарх Мелетий Пигас. Т. 2. Прил. 1. 17–26 А два из этих посланий напечатаны также в Акт. Южн. и Западн. России. 2. 162, 164 190 1) Извлечение из описания варшавского сейма, бывшего в 1597 г. (Голубев. Материалы для истор. Западнорусской Церкви. 15, в Труд. Киев. Акад. 1878. 1. Прил. С. 46–63 2) следственное дело об экзархе Никифоре (А. З. Р. 4. 117 3) сказание о том же деле в «Перестроге» (там же. 149. С. 216–220). 191 А. З. Р. 4. 124 Снес. 114. 192 А. З. Р. 4. 108 Грамота короля Никифору Туру — в Архиве униатск. митрополитов при Св. Синоде, рукоп. 619 Грамота короля Острожскому — там же, рукоп. 622 193 А. Ю. и З. России. 2. 163 194 Архив. униат. митропол., рукоп. 424 688 А. З. Р. 4. 123 195 Архив униат. митроп., рукоп. 626 196 А. З. Р. 4. 130 Вилен. археогр. сборн. 6. 43 197 Архив Ю. З. России. Ч. 1. Т. 2. 87 198 В Архиве униат. митропол., рукоп. 625 199 А. Ю. и З. России. 2. 167 200 А. Зап. Р. 4. 116 201 А. З. Р. 4. 101. Снес. 48 Акт. Виленск. археогр. ком. 8. 12 202 Акт. Вилен. археогр. ком. 8. 13–15 Снес. А. З. Р. 4. 138. С. 193 203 А. З. Р. 4. 133 204 Донесение митрополита Велямина Рутского в Рим (Harasiewicz. Annal. Eccles. Ruthenae. P. 283, 304. Leopoli, 1862 205 Еще от 10 окт. 1596 года с Брестского Собора, где принята была уния, митрополит Рагоза писал к воеводе Скумину-Тышкевичу, что старожитная вера восточная и в своем исповедании, и в своих церемониях и обрядах сохранена при этом в целости и неизменности и что принявшим унию даны «вольности» и от папы, и от короля, и от римских духовных, причем не забыт и он, Тышкевич, так как «ваша милость нам в том радил,

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

Густынск. мон. С. 30–38 395 Собр. минск. грам. 106, 108 Юрьевская церковь в Вильне и в 1640 г. несомненно принадлежала еще униатам (Вестн. Западн. России. 1868 г. Т. 3. Кн. 9. Отд. 1. С. 45 396 Акт. Вилен. комис. 8. 57, 58, 60, 62, 63 Вилен. археогр. сборн. 2. 40, 46 О приходе в Москву названных старцев за милостынею — Москов. главн. арх. Министр. иностр. дел. Дела греч. Связк. 16. 2 В 1641 г., авг.—ноябр., приходили в Москву за милостынею еще два старца виленского Свято-Духова монастыря — Иов и Игнатий и получили ее, хотя не в большом размере — там же. Связк. 19. 18 397 Книга, вышедшая в 1635 г. из типографии виленского Свято-Духова монастыря, имела такое заглавие: Echo ¿alu na g³os lamêtui¹cego po nieop³ahaney ˆsmierci patrona swego, odzywai¹ce sie w kongregacyi studentow œœ. Konstantyna i Heleny przy cerkwi Œ. Ducha, w Wilnie drukowano (См. каталог книг у Крашевского — Wilno. 4. 179 398 Акт. Вилен. комис. 9. 6 Памятн. Киев. комис. 1. С. 2; 3. С. 91 А что Древинский находился на Брестском Соборе 1596 г. и послан был тогда православными с Собора к королю, об этом сказано, под означенным годом, в известном «Синопсисе», изд. вилен. Свято-Духов. братством в 1632 г. 399 Акт. Вилен. комис. 9. 166 Вилен. арх. сборн. 6. 122 400 Вестн. Западн. России. 1867. Кн. 1. Отд. 1. С. 5–8 401 Вестн. Западн. России. 1865–1866 г. Кн. 12. Отд. 1. С. 60 Акт. Вилен. комис. 11. 37 402 Акт. Вилен. комис. 8. 57 403 Собр. грам. Вильны, Ковно. 2. 43 Снес. нашей «Истор.» 9. 272 404 Собр. минск. грам. 109 405 Акт. Вилен. комис. 8. 59, 60, 61, 62, 227 406 Собр. минск. грам. 91, 103 407 Там же. 98, 99 408 Там же. 96, 104, 107, 118 409 Вестн. Западн. России. 1865–1866 г. Кн. 10. Отд. 1. С. 1–6 Снес.: Собр. минск. грам. 113 410 Арх. Николая Опис. Минск. епархии. С. 114 А. Ю. и З. Р. 2. 52. С. 79 Русск. истор. библиот. 4. 54 411 Вестн. Западн. России. 1867 г. Т. 1. Кн. 1. С. 7 Акт. Вилен. ком. 8. 58 Собр. грам. Вильны. 2. 43 412 Вилен. арх. сборн. 1. 96 413 А. Ю. и З. Р. 2. 58 414 Вилен. арх. сборн. 2.

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

89 Списки Стоглава встречаются в разных наших библиотеках, хотя не в большом числе. В нашей академической находятся два списка, оба XVII века (один отдельно за 284, другой в Сборнике 277); в моей собственной библиотеке есть список XVI в. за 38. Из этой-то книги обыкновенно и заимствуются исторические сведения о Стоглавом Соборе, о котором решительно молчат все наши летописи. 90 Таковы правила Стоглава: о святительском суде (гл. 53–60), о церковном благочинии (гл. 6, 27, 43), о распространении просвещения (гл. 26), об исправлении богослужебных книг (гл. 28), о делах милосердия, (гл. 71–73), об искоренении разных злоупотреблений (гл. 44–48, 51, 52, 64, 75, 84), особенно при Богослужении (гл. 8, 10, 17, 18, 29, 88), о поведении духовенства белого – в домах (гл. 24, 29, 36), монашествующего – в обителях (гл. 49, 50), о поведении мирян при Богослужении (гл. 38, 57, 96), и в общежитии (гл. 37, 41 – вопр. 17). Многие из этих правил кратко изложены в истории Карамзина (т. IX, стр. 457–463, изд. 2). 91 Мысль эта в первый раз высказана ясно в статье: Несколько слов о книге Стоглав, помещ. в Москвитянине 1845, ч. VI, 12, отд. I, стр. 136. 92 Археогр. Экспедиция и Комиссия упоминают о списке, современном собору, хранящемся в библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры (Акт. Арх. Эксп. I, стр. 219), и о списке XVI в., хранящемся в Императорской Эрмитажной библиотеке (Акт. Ист. Арх. Ком. I, стр. 280). Два списка XVI века, хотя не полные, находятся в Рум. Муз. 425 и 427, и еще список того же века полный в моей библ. 38. 93 Так изданы были, наприм., около времен самого Стоглавого Собора соборные постановления: в 1503 г. – о не взимании мзды за хиротонию (Акт. Эксп. I, 382), и о вдовых попах и диаконах (там же 383); в 1547 году – о праздновании новым Русским Святым (Акт. Арх. Эксп. I, 213); в 1564 году – о белом клобуке (Акт. Ист. I, 173); в 1571 году – о четвертом браке царя Иоанна Васильевича (Акт. Эксп. I, 284); в 1581 г. – о запрещении духовенству приобретать отчины (там же 308) и др. Так издано потом соборное уложение патриарха Филарета Никитича (см. Иноч. потребн., Москв. 1639).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010