из народов и колен, и языков и племен. См. ком. к 5,9. 11 живущие на земле. См. ком. к 6,10. 11:11–12 Если два свидетеля являются конкретными лицами, то их воскресение, видимо, необходимо понимать буквально. Если свидетели символизируют церкви, то их воскресение это победа христианского свидетельства после периода жестокого гонения (6,9.10; 20,1–6). См. ком. к 11,1–14. 11:15–19 Второй цикл судов (8,2 11,19) завершается повторным описанием Второго пришествия, при этом ударение делается на последнем суде (ст. 18) и на триумфальной победе Божиего царственного владычества (ст. 15 и 17). 11 храм Божий на небе. См. ком. к 4,1 5,14. ковчег завета. Ковчег был самым священным предметом в храме ( Исх. 25,10–22 ). Обычно он был скрыт за храмовой завесой. Явление этого самого сокровенного предмета означает, что Бог явил в полной мере Свою славу, как славу Своего закона (выраженного в словах завета), так и Свою милость (которая находилась под покровом). Глава 12 1214,20 Третий цикл видений состоит большей частью из эпизодов, где задействованы ключевые символические образы: дракон, жена, зверь, лжепророк, а также сто сорок четыре тысячи запечатленных святых. Как и предшествующие, они подводят читателя к видению Второго пришествия (14,14–20). Два предыдущих цикла были сосредоточены на судах, исходящих от престола Божия. Рассматриваемый цикл изображает природу духовной брани. Появляются символические фигуры, представляющие силы обеих сторон во вселенской духовной войне. 12 жена, облеченная в солнце. Эти образы напоминают сны Иосифа ( Быт. 37,9.10 ) и Иерусалим, рождающий Мессию и Его остаток ( Ис. 54,1–4; 66,7–13 ; Мих. 5,3 ). Очевидно, здесь имеется в виду все общество ветхозаветных праведников. В и число как выдающаяся личность входит и Мария, мать Иисуса. Дальнейшие события показывают, что к этой группе принадлежат и новозаветные святые (12,13–17). Светоносный характер жены изображает славу нового Иерусалима (21,11.22–27). В силу полученных ею дарований Церковь уже здесь, на земле, участвует в будущем блаженстве, но она все еще подвержена нападкам сатаны (см. ком. к 12,1 14,20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 30 Аристотель называет голубя «воинственным существом» и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7:613 а 8; II 15:506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 31 См. Быт. 8:11. 32 См. Исх. 14:3–29. 33 См. Исх. 15:25. 34 См. Числ. 20:11. 35 См. Матф. 3:16. 36 См. Иоан. 2:7; 7; 7:37; Матф. 10:42; Иоан. 4:6; 6:19; 13:14; Матф. 27:24; Иоан. 19:34. 37 См. Матф. 21:25. 38 См. Матф. 11:10 сл. 39 См. Деян. 19:1–7. 40 См. Матф. 11:3. 41 См. Римл. 6:4–5. 42 Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 43 См. Матф, 8:24; 14:29–30. 44 См. Быт. 15:6–7. 45 О ком идет речь, неизвестно. 46 Имеется в виду апокрифическое сочинение «Деяния Павла и Феклы». Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3:5). Фекла, как следует из текста «Деяний…», — ученица и последовательница ап. Павла. 47 См. Деян. 8:26. 48 См. Деян. 8:29–39. 49 См. Деян. 9: 15.  Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона–кожевника гостил ап. Петр (9:43). 50 См. Лук. 6:30. 51 Пятидесятница — иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2:4–12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог–Отец и Бог–Сын, праздник носит более употребительное название «Троица». 52 Апостол Петр — см. Иоан. 18:10. 53 См. Матф. 26:31 сл.; Лук. 8:13 сл.: 2 Кор. 13:5. 54 См. Числ. 11:4. 55 См. Матф. 4:1–4. 56

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

5 нет. Ср. 6,25 и гл. 7. Бог не сокрушает всех хананеев, равно как и не спасает всех израильтян (ст. 13; см. ком. к 6,16.17). вождь воинства Господня. По-видимому, Ангел Господень (1,5 и ком.; ср. Быт. 16,7 ). 5 сними... свято. Непрерывная цепь событий, начавшаяся деяниями Моисея, продолжается трудами Иисуса Навина (ср. Исх. 3,5 ). Таким образом, Иисус Навин воистину является «новым Моисеем». Святость является фундаментальным качеством Бога. Люди или какие-либо предметы признаются святыми в том смысле, что они особым образом посвящены Богу. Глава 6 6:1–27 Этот раздел рассказывает о судьбе Иерихона первого города, обреченного на разрушение. Разгром хананеев в не меньшей степени, чем переход через Иордан, является делом Божиим, совершенным во исполнение завета (ср. гл. 3; 4; 6; см. 3,3.11.14.17; 4,16; 6,4 и ком.). Страшный суд Божий является преддверием обещанного спасения (см., напр., Исх. 14,13.14 ; Откр. 19,1.2 ). То, что милость Божия не ограничивается одним только Израилем ( Быт. 12,3 ), с очевидностью демонстрирует эпизод с Раав и ее домочадцами (ст. 24). 6 Иерихон. Возможно, название города означает «город Луны», т.е. центр языческого культа лунного божества ( Быт. 11,27 25,11). 6:2–3 шесть дней... седьмой день. Эти числа напоминают о начале мироздания. Как труд Божий по сотворению мира был завершен «к седьмому дню» ( Быт. 2,1–3 ), так же и Его труд по избавлению Израиля из Египта достигает своей цели в обретении израильтянами земли обетованной. Субботний отдых соотнесен и с сотворением мира, и с избавлением израильтян от египетского рабства ( Исх. 20,8–11 ; Втор. 5,12–15 ). 6 пред Господом. Как и в 3,11 (см. ком.), зримое свидетельство завета ковчег отождествляется с присутствием Самого Господа (1,5 и ком.). 6 пришли в стан. В Галгал (5,10). 6:16–17 В этих стихах квинтессенция гл. 6 и 7: Иерихон, осужденный Богом, падет, но Раав обретет милость; Израиль также будет осужден, если проявит непокорность Богу. 6 под заклятием. Иначе: «истребили» (2,10). Этим словом передается сущность осуждения, которое пало не только на Иерихон, но и на всю землю Ханаана (ст. 20; 11,11.12.14.20; Лев. 27,28.29 ; Втор. 13,16; 20,10–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

свято... благоговеть. Потомки Иакова с благоговейным трепетом покорятся святой воле Божией (4,3 и ком.; Мф. 6,9 ). 29 блуждающие духом. См. ком. к ст. 18. мудрость... послушанию. Высшая мудрость состоит в том, чтобы послушно следовать воле Божией (ср. 32,4; 2,2–5). Глава 30 3031,9 В этих стихах Исаия говорит о безрассудстве тех, кто полагаете только на человеческие силы. 30:1–7 Пророчества о крушении надежд, связанных с Египтом. 30 Горе непокорным сынам. Советникам Езекии. заключают союзы. Это место можно было бы перевести как «плетут сети» или же «присоединяются к трапезе». И в том, и в другом случае смысл этого стиха именно таков, каким он представляется в русском переводе (29,16 и ком.). Подразумеваете союз с Египтом против Ассирии. не по духу Моему. Господь желает, чтобы Его народ прежде всего обращался за помощью к Нему. 30 в Египет. В 701 г. до Р.Х. Иудея рассчитывала на помощь египетских войск в борьбе с Сеннахиримом (20,5; 4Цар. 8,21 ). укрыться под тенью. Только Господь способен защитить Свой народ от опасности (ст. 3; 4,6; 16,3; 25,4.5; 32,2; 49,2; 51,16; ср. Пс. 17,8; 35,7; 91,1; 120,5 ). 30 будет для вас стыдом. Союз с Египтом не принесет Иудее спасение. 30 князья. Иудейские посланники к египетскому фараону. в Цоане. См. ком. 19,11. до Ханеса. Город в среднем Египте в пятидесяти километрах к югу от Каира и на северо-западе от Тафны (Гераклеополиса). 30 на животных. Т.е. на вьючных животных, караваны которых шли по пустыне, доставляя дары иудеев в Египет (ст. 7–11). 30 на доске... в книгу. Пророчества о безрассудной надежде на помощь египтян должны быть записаны в назидание потомкам. 30 мятежный. Это слово, редко встречающееся у Исаии, принадлежит к числу самых часто употребляемых у Иезекииля ( ). дети. См. ком. к 1,2. закона. Отвергнутое слово Божие включает в данном случае и проповедь самого Исаии (ср. Притч. 2,1 ). 30 правды... лестное. Народ хочет слышать от пророка только хорошие вести. провидящим... пророкам. Проповедь многих пророков совпадала с тем, что хотели услышать от них люди (9,15; 28,7; 29,10; 44,25; 1Цар. 22,8 ; Иер. 6,14; 14,13–16; 20,9.10; 28,8.9 ; Иез. 13 ; Ос. 9,7–9 ; Ам. 2,12; 7,12.16 ; Мих. 2,6–11; 3,5.11 ), чего никак нельзя сказать об Исаие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4 две жены. Это нарушение воли Творца (2,24) и, в данном контексте, умножение (удвоение) греховности, поскольку потомство по линии двух жен подразумевает количественное увеличение тех задатков, которые несли в себе потомки Каина. 4:21.22 Здесь говорится о зарождении и развитии искусств и ремесел. 4:25.26 Переход от одного родословия, начавшегося в 2,4, к другому, начинающемуся в 5,1 (6,1 8; 9,18 29). 4 познал Адам еще жену свою. Этими словами начинается повествование о родословной благочестивого потомства, предсказанного в 3,15. Сиф. Это имя переводится как «дарованный». Бог даровал Сифа «матери всех живущих» (3,20) взамен убитого Авеля. Каин и Авель символизировали альтернативу развития человечества: жизнь с Богом (Авель) бегство от Бога (Каин). Каин исключил полностью первую возможность и усилил вторую (см. ком. к 4,19). Рождение Сифа является ответом Бога на умножение греха. 4:26 См. ком. к 4,19.25. Этот стих подтверждает предположение, что какое-то время (после убийства Авеля и до рождения Сифа) человечество существовало, не зная Бога. Какие верования и суеверия зародились в этот период, неизвестно, однако именно о них сказано: «...все мысли и помышления... были зло» (6,5). Отголосок этой бездуховности (или лжедуховности) проник и в послепотопное человечество (см. 9,21 23). призывать имя Господа. Называть по имени значит знать, поскольку имя выражает сущность его носителя. См. ком. к 2,19.20. Глава 5 56,8 В родословной Адама автор сосредоточивает внимание на благочестивой линии Сифа (гл. 5) и затем подводит итог умножению греха на земле перед потопом (6,1 8). 5–32 Глава содержит десять параграфов, каждый из которых посвящен одному поколению потомков Адама через Сифа. Обе родословные (см. ком. к 4,25) имеют единую структуру: одна ветвь с одним потомком из каждого поколения в начале и разветвление родословной на трех сыновей в конце (4,20 22; 5,32; это верно и в отношении родословной в 11,10 26). Однако по своему содержанию эти родословные противопоставлены одна другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

15 стеклянное море. См. ком. к 4,6. победившие зверя. Молитвам святых отведена важная роль в исполнении судов Божиих (6,9–11). Как и в 7,1–17, святые защищены от казней, поражающих землю. 15 песнь Моисея. См. Исх., гл. 15. 15 храм. См. 4,1 5,14 и ком. 15 чистую и светлую льняную одежду. В ветхозаветное время из льна делалась одежда священников ( Исх. 28,42 ; Лев. 16,4 ). Светлые одеяния ангелов подчеркивают святость судов Божиих. 15 одно из четырех животных. См. ком. к 4,6. 15 наполнился храм дымом. Дым или густое облако часто сопутствуют Божественному присутствию. Очевидна связь этого стиха с явлением Бога на горе Синай ( Исх. 19,9; 20,18 ) и видениями пророков Исаии и Иезекииля ( Ис. 6,4 ; Иез. 1,4 ; ср. Чис. 12,5 ; Пс. 17,9.12; 73,1 ). Глава 16 16 гнойные раны. Ср. Исх. 9,8–12 . 16:3–4 кровь. Ср. Исх. 7,14–24 . 16 мрачно. Ср. Исх. 10,21–23 . 16 чтобы собрать их на брань. Битва эта описывается в нескольких места Откровения, и всякий раз более подробно и точно; эти описания имеют своей основой эсхатологическую битву Гога и Магога, описанную в 38 и 39 главах книги пророка Иезекииля. На протяжении истории Церкви бывали времена, когда противостояние между Богом и силами сатаны обострялось (2,10.13), но наибольшее напряжение это противостояние будет иметь перед Вторым пришествием Христа (19,11–21). 16 Армагеддон. Очевидно, имеется в виду равнина города Мегиддон, расположенного на главном пути, соединявшем Месопотамию и Египет. 16:17–21 Седьмая чаша завершает цикл язв. Как и другие кары, эта заканчивается описанием Второго пришествия Христа (Введение: Характерные особенности и темы), хотя символика Второго пришествия здесь не столь явна, как в других местах. В 15,1 уже указывалось на то, что конец гнева Божия наступит с излиянием седьмой чаши; исчезновение всех островов и гор (16,20) соответствует последнему землетрясению, описанному в 6,14 и 20,11 ( Евр. 12,26.27 ). В другом месте непосредственно за падением Вавилона следует брачный пир Агнца (19,1–10); в 17,14–17 падение Вавилона соединено с последней битвой, которая происходит при Втором пришествии (19,11–21). Всякий раз образ последней битвы в книге Откровение заимствуется из 38 и 39 глав книги Иезекииля (см. ком. к 16,14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

бывшая женою одного мужа. См. ком. к 3,2. 5 если она воспитала детей. Для Павла важно не то, что вдова может еще сделать для церкви, но то, что она совершила в своей жизни. умывала ноги святым. Выражение гостеприимства и радушия (ср. Ин. 13,4.5 ). Иисус наказывает Своим ученикам умывать ноги друг другу ( Ин. 13,14.15 ), т.е. выражать смиренную любовь. 5 ибо они, впадая в роскошь в противность Христу. Дословно: «когда они живут чувственной жизнью противно Христу». 5 отвергли прежнюю веру. Вероятно, речь идет об отпадении от Христа (ст. 11,15). 5 говорят, чего не должно. Под этим могут подразумеваться еретические взгляды (ст. 15; 1,3; 4,7). 5 рождали детей. См. ком. к 2,15. 5:17–25 Павел вновь рассматривает две параллельные темы: как оказывать должную честь пресвитерам и как обращаться с теми, кто согрешил. 5 пресвитерам. См. ком. к 3,1. сугубую честь. Имеется в виду одновременно и честь, оказываемая положению пресвитеров, и денежное вознаграждение им (ст. 18). особенно... учении. Эта фраза указывает на существование двух типов пресвитеров: только руководящих церковью и тех, кто с руководством соединял особое служение учителя. 5 Ибо Писание говорит. Тот факт, что Павел, говоря «Писание», одновременно цитирует и Втор. 25,4 , и слова Христа ( Лк. 10,7 ), указывает, что христианские Писания очень быстро обретали такую же авторитетность, что и ВЗ ( 2Пет. 3,15.16 ). 5 Согрешающих. Согрешающих пресвитеров (некоторые из них, очевидно, впали в ересь). 5 избранными Ангелами. Теми ангелами, которые будут свидетельствовать на Страшном суде (ср. Мф. 25,31 ; Откр. 14,10 ). 5 Рук ни на кого не возлагай поспешно... в чужих грехах. Участие в рукоположении заведомо недостойного пастыря означало молчаливое одобрение его грехов, а следовательно, и участие в них. Храни себя чистым. См. 4,12.16. 5 Впредь пей не одну воду. Практика принципиального воздержания от вина, возможно, отражала аскетические понятия лжеучителей. См. 4,3.4 и ком. употребляй немного вина... недугов. Павел признает целебные свойства вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

20) Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 21) Аристотель называет голубя " воинственным существом " и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7, 613 а 8; II 15, 506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 22) См. Быт. 8,11. 23) См. Исх. 14,3-29. 24) См. Исх. 15,25. 25) См. Числ. 20,11. 26) См. Матф. 3,16. 27) См. Иоан. 2,7; 7; 7,37; Матф. 10,42; Иоан. 4,6; 6,19; 13,14; Матф. 27,24; Иоан. 19,34. 28) См. Матф. 21,25. 29) См. Матф. 11,10 сл. 30) См. Деян. 19, 1-7. 31) См. Матф. 11,3. 32) См. Римл. 6,4-5. 33) Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 34) См. Матф, 8,24; 14,29-30. 35) См. Быт. 15,6-7. 36) О ком идет речь, неизвестно. 37) Имеется в виду апокрифическое сочинение " Деяния Павла и Феклы " . Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3,5). Фекла, как следует из текста " Деяний... " , - ученица и последовательница ап. Павла. 38) См. Деян. 8,26. 39) См. Деян. 8,29-39. 40) См. Деян. 9,15. Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона-кожевника гостил ап. Петр (9,43). 41) См. Лук. 6,30. 42) Пятидесятница - иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2,4-12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог-Отец и Бог-Сын, праздник носит более употребительное название " Троица " . 43) Апостол Петр - см. Иоан. 18,10. 44) См. Матф. 26,31 сл.; Лук. 8,13 сл.: 2 Кор. 13,5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/552/...

9 Дай им. В ответ на поведение израильтян Осия обращается к Богу с молитвой о том, чтобы Он лишил их благословения плодородием ( Быт. 49,25 ; Исх. 23,26 ; Втор. 28,4.11 ). 9 в Галгале. См. ком. к 4,15; ср. 12,11. изгоню их. Ср. Исх. 23,29.30; 33,2 ; Нав. 24,18 ; Суд. 2,3; 6,9 . из дома. Т.е. из страны (ст. 4; 8,1). 9 Ефрем... корень... плода. Игра слов: Ефрем, переставший плодоносить, означает постигшую Израиль трагедию утраты плодовитости (ср. Быт. 41,52 ). 9 Бог мой. В отличие от народа, который отвернулся от Бога (ср. 2,5; 14,4), пророк остается верным завету. скитальцами. Израильтяне, отошедшие от Бога (7,13), подобно Каину, обречены быть вечными скитальцами (ср. Быт. 4,12 ). Глава 10 10:1–8 В этом разделе книги, в отличие от ее предыдущей и последующей частей, не Господь говорит устами пророка, но пророк говорит о Господе. Пророк свидетельствует, что Израиль повинен в идолопоклонстве, и предрекает ниспровержение языческого культа, захват Ассирией главного идола и падение царя Израильского (см. ком. к 10,7). 10 ветвистый... умножает. За то процветание, о котором здесь говорится, израильтяне не благодарят Господа, но, приписывая его языческому богу, совершают ему приношения. виноград. Плохому вину прежнего Израиля противопоставляется доброе вино нового Израиля ( Ин. 15,1–8 ). 10 сердце. Сердца людей должны «родиться вновь». Он. Господь. 10 нет... царя. Независимо от того, занимает ли царь еще свой трон, вот-вот будет смещен с него или уже смещен, он все равно ничего не стоит без руководства Божия. 10 слова пустые. Возможно, обещания верности Ассирии, данные царем в форме договора или присяги, которые не имеют силы, потому что давались перед языческими ассирийскими богами (ср. ст. 6). Но более вероятно, речь идет о том, что царь нарушил свои обязательства перед народом (ср. 2Цар. 3,21; 5,3 ). ядовитая трава. См. Ам. 6,12 . 10 вострепещут... восплачет... радовавшиеся. Осия высмеивает благочестивые чувства, которые народ выказывал идолу. Самарии. См. ком. к 7,1. тельца Беф-Авена. См. ком. к 8,5. С самого своего возникновения он был источником греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8:12–16 Летописец, по сравнению с книгой Царств, добавляет множество подробностей об организации богослужения и расстановке священников и левитов (ср. З Цар. 9,25; см. ком. к 1Пар. 6,1–81 ). Глава 9 9 чтоб утвердить его на веки. Царица Савская признала мудрое царствование Соломона Божиим устроением на благо Израиля. 9 все цари земли. Полученное Соломоном международное признание служило залогом надежд Израиля на то, что и после плена его ожидают процветание и признание со стороны соседних народов. 9:27–28 серебро... кедры... коней. См. ком. к 1,14–17. 9:29–31 Летописец, представляя Соломона в качестве идеального правителя, обходит вниманием беды, обрушившиеся на царя из-за его иноземных жен ( 3Цар. 11,1–40 ); ранее он подобным же образом опустил рассказ о греховной связи Давида с Вирсавией (см. ком. к 1,1 9,31; 1Пар. 11,1 29,30). Сразу же после описания периода славы Соломона он говорит о конце его царствования. 9 описаны в записях. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. Глава 10 1028,26 Разделенное царство. Сведения выборочно заимствованы летописцем из 3Цар. 12,1 4Цар. 17,41 . Повествуя об эпохе разделенного царства, он основное внимание уделяет Иудее, поскольку именно на ее территории находились храм и престол царей из рода Давидова, но при этом избегает резких слов в адрес северного царства, которые во множестве имеются в книге Царств. Главное для летописца показать, насколько условия существования царства зависели от того, хранил народ верность Богу или нет. 1011,23 Начало повествования о царствовании Ровоама посвящено конфликту (10,1–19), разрешившемуся благодаря тому, что царь внял словам пророка (11,1–4) и был за это удостоен благословения (11,5–23). 10 Ровоам. Он царствовал в 930–913 гг. до Р.Х. все Израильтяне. В повествовании об эпохе разделенного царства летописец использует это выражение в трех различных значениях, имея в виду либо только южное царство (11,3; 12,1; 28,23), либо только северное (10,16; 11,13; 13,4.15), либо оба царства вместе (18,16; 24,5; см. ком. к 29,24 и 1Пар. 11,1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010