В главе 13 сын Саула Ионафан, а не сам Саул, делает «что может рука» его, т.е. бросает вызов филистимлянам. Решив, по всей видимости, что тем самым указание, которое Самуил дал ему (10,7), выполнено, Саул, в соответствии с другим его указанием (10,8), отправляется в Галгал и там ожидает прибытия пророка. Самуил запаздывает с прибытием, и Саул приносит положенные перед битвой жертвы, не дожидаясь его, поскольку полагает, что военная ситуация не допускает дальнейшего промедления. Но едва жертвоприношение было окончено, как Самуил появился в стане Саула и, выслушав оправдания царя, объявил ему, что поступок его был недальновиден и царствование его продлится недолго. После того, как Саул окончательно отверг помощь Самуила (гл. 15), для Бога он уже более не является законным царем (хотя и продолжает занимать престол в течение еще нескольких лет), и Бог обращает Свой взор на Давида. В главах 16–31 прослеживается процесс духовно-психологического разрушения личности Саула, усугубляемого его страхом перед Давидом как человеком, которого Бог Своей волей предопределил на царствование. После нескольких неудавшихся попыток покушения на жизнь Давида Саул в конце концов погибает сам. Давид же по промыслу Божиему восходит на престол Израиля. Начиная с эпизода помазания (гл. 16), в рассказе о воцарении Давида неоднократно встречаются слова о том, что Давид был угоден Богу (см. ком. к 16,18). Давид является прообразом своего великого Сына по плоти Иисуса Христа. Так, к примеру, оба получили пророческое благословение: Давид от Самуила ( 1Цар. 3,20; 16,13 ), Иисус от Иоанна Крестителя ( Мф. 14,5 ; Ин. 1,29–31; 5,31–35 ); на обоих нисходил Дух Божий ( 1Цар. 16,13 ; Мк. 1,9–11 ); оба совершали великие деяния ( 1Цар. 17 ; Мф. 11,4.5 ). Против обоих царей выступали цари, опасавшиеся за свою собственную власть ( 1Цар. 18,9 ; Мф. 2,13–15 ), оба получили предупреждение о грозящей их жизни опасности и избежали ее ( 1Цар. 20 ; Мф. 2,13–15 ); оба оказались безвинно отвергнутыми своим народом ( 1Цар. 23,12 ; Ин. 19,15 ) и, будучи отверженными, учились во всем полагаться лишь на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И десятью рогами оснащен зверь-диавол. О их значении см. ст. 12–17. Описав зверя, Иоанн начинает описывать вид жены-блудницы, сидящей на звере. Жена-блудница вполне соответствовала своим видом тому, на ком она сидела. Откр.17:4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. Все одеяние блудницы указывает на царскую и гордую роскошь и является символом ее самодержавия над всеми народами. Это и указание на несметные богатства города-блудницы. Его будут населять подобные тому человеку, который «был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» ( Лк. 16:19 ). На багряном звере – жена, облеченная в багряницу. Это означает, что царскую власть над всеми народами и богатство город получит от сатаны, зверя, на котором сидит. Богатство и царская власть над народами древних Вавилона и Рима были прообразами богатства и царской власти великого города-блудницы кончины века. И держала жена-блудница золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. Как из золотой чаши будет этот город пить и впитывать в себя все мерзости и нечистоты и наполнять ими все народы. Чашей означена сладость лукавых дел перед испитием их. А то, что чаша золотая , означает богатство, роскошь и многоценность, с которыми сопрягаются лукавые дела. Чаша мерзости блудницы, это – крайнее развращение общества к кончине века. О человеке последнего времени будет правомерно сказать словами Елиуя об Иове: «Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми?» ( Иов. 34:7–8 ). Как перед потопом во дни Ноя люди «ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:38–39 ). Люди великого города будут беспечно пить мерзости из золотой чаши блудодеяний. Но вот последний праведник вступит в спасительный ковчег Церкви, и тогда изольется на Вавилон огненный дождь, и блудница «будет сожжена огнем» (18,8). Но это – будет, а пока – чаша мерзости подносится к устам, сверкает золото, в греховном увеселении забыто все.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

излил ярость Свою. Образ священной войны, как правило, применяется к Божиему суду над народами ( Пс. 68,25 ). натянул лук Свой. Ср. Втор. 32,42 . У пророков объектом гнева становятся Иудея Израиль (ср. Иер. 6,11; 7,20 ; Ос. 5,10 ). дщери Сиона. См. ком. к 1,6. 2 отнял ограду... Свое место собраний. Речь идет о храме. 2 жертвенник... от святилища Своего. Гнев Божий уничтожает не только место Его пребывания, но и место, где Израиль может воздавать Ему поклонение. 2 протянул вервь. Подобно землемеру, обмерил город, чтобы потом разрушить его (ср. Ис. 34,11 ; Ам. 7,7.8 ). 2 не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений. Пророческие видения, которыми сопровождалось проповедание закона, прекратились (ср. 1Цар. 3,1 ; Иер. 8,8–10; 18,18 ). 2 старцы ... посыпали пеплом ... препоясались вретищем; опустили к земле головы. Траур опустился на Иерусалим (ср. Иов 2,12.13 ; Плач 1,4 ). 2 Истощились от слез глаза мои. Страдания поэта при виде бедствий своего народа. Ср. Иер. 4,19 . 2:11–12 дети и грудные младенцы... матерей своих. Опустошение и разорение с особой силой сфокусированы в страданиях детей (ср. ст. 20). 2 утешить. См. ком. к 1,2. 2 Пророки твои... ложное. Утверждая, что они говорят от имени Бога, пророки, тем не менее, давали ложные предсказания. Библейские прорицатели освещал проблему ложного пророчества ( Иер. 5,12.13; 23,9–40 ; гл. 28). Один из критериев, по которому можно отличить истинного пророка от ложного, содержится во Втор. 18,21.22 . 2 совершенством красоты, радостью всей земли. Враги глумятся над поверженным Иерусалимом (ср. Пс. 47,3; 49,2 ). 2 поглотили мы его. Ср. 2,5. Враждебные народы самонадеянно приписывают свою победу над Иудеей собственной силе. 2 рог. См. ком. к ст. 3. 2 день и ночь. Ср. Втор. 28,67 . 2 детей твоих. См. ком. к ст. 12. 2 чтобы женщины ели плод свой. Тема страданий невинных детей достигает здесь своего апогея (ср. Иер. 19,9 ). Сила воззвания к Господу усугубляется метафорой материнской любви, которую Он сам испытывает ( Ис. 66,13 ). С личным переживанием переплетается священный ужас при виде святотатства, когда помазанник Божий истребляются в Его святилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2:9–10 Прибытие Неемии в Иерусалим (ст. 9) вызывает беспокойство у Санаваллата и Товии (ст. 10). 2 Санаваллат. Персидский наместник Самарии, области к северу от Иудеи. О почитании им Бога Израиля ( 4Цар. 17,24–41 ) свидетельствуют имена двух его сыновей Делайя и Шелемия, в составе которых содержится краткая форма от имени Яхве (Господь). Товия. По всей вероятности, наместник Аммана, области к востоку от Иудеи. Имя его означает «Бог благ», из чего следует, что он также чтил Бога Израиля (6,17.18; 13,4). услышал. Слова о том, что противники строительства стены «услышали», повторяются в 1,1 7,3 с постоянством рефрена (2,19; 4,1.7.15; 6,1.16); и каждый раз конфликт переходит в новую фазу, пока окончательно не разрешается. им было весьма досадно. Противостояние носило политический характер, но основа его была религиозной (2,20; ком. к Езд. 4,3.4 ). 27,3 Несмотря на огромный объем работ и все возрастающее противодействие со стороны окружающих народов, иудеи под предводительством Неемии заканчивают восстановление стен за пятьдесят два дня. 2:11–18 Вскоре по прибытии в Иерусалим Неемия в одну из ночей совершает осмотр городских стен и, уверенный в том, что с ним благословение Божие, обращается к начальствующим с призывом восстановить их. 2:11–16 Трехдневное промедление Неемии по приезде в Иерусалим естественно сравнить с таким же трехдневным промедлением Ездры ( Езд. 8,32 ). Ездра при этом действовал открыто, Неемия же тайно. 2 ворота Долины. В ходе археологических раскопок были обнаружены ворота эпохи персидского владычества, идентифицированные как упоминаемые в данном стихе. 2 пуст. К тому времени Иерусалим уже около полутора столетий лежал в развалинах (см. ком. к 1,3). Предпринятая ранее попытка восстановить его стены была пресечена ( Езд. 4,7–23 ). Неемии предстояло в корне изменить ситуацию. построим стену. См. ком. к 2,5. 2 Бога ... царя. Признание Неемией всемогущества Божией воли главным залогом успеха своего плана не исключает и того, что сознательные, ответственные поступки царя играют в этом непосредственную роль. См. ком. к 2,7–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 четырнадцать родов. Матфей разбивает родословие на три части по четырнадцать (дважды семь) поколений, чтобы показать, что у Бога есть замысел в истории: начало ее (ведущее к Давиду), время царей (ведущее к изгнанию) и годы по возвращении – все ведет ко Христу и указывает на Него. Иехония включен и во вторую, и в третью части, но это – не большая ошибка, чем сокращение Матфеем родословия (ср. с Езд., гл. 2 и с 1 Пар., гл. 1–9). Вполне возможно, что четырнадцать поколений соответствуют «семидесяти седьминам» ( Дан. 9,24 ). 1 Иосиф... хотел тайно отпустить Ее. Обручение связывало не меньше, чем брак, и неверность после него непременно вела к разводу, ибо в противном случае прелюбодеяние не считалось бы преступлением. 1 Иисус. Греческое соответствие имени Иешуа, означающего «Яхве – спасение» или «Яхве спасает». 1 Дева. См. ком. к Ис. 7,14 . Иисуса зачала Дева, и это – чудо, а потому – знак того, что Бог спасает Свой народ и пребывает с ним. Здесь Матфей впервые обращается к ВЗ, чтобы показать, что в Иисусе исполняются ветхозаветные пророчества (см. 2,6.15.18.23 и ком.). Во всем его Евангелии двенадцать таких «формул исполнения» и сорок семь цитат из ВЗ. Об имени Еммануил он снова напоминает в 28,20, когда Иисус обещает ученикам, что Он пребудет с ними до скончания века. См. статью «Рождение Иисуса от девы». Глава 2 2 во дни царя Ирода. Ирод Великий умер в апреле 4 г. по Р.Х. Следовательно, Иисус, вероятнее всего, родился в 5 или 6 г. до н.э. волхвы. Языческие чародеи, маги. 2 звезду. Это могло быть соединение планет или сверхновая звезда, или что-то сверхъестественное. Бог часто использует физические явления, чтобы привлечь внимание к духовной реальности. 2:6 На первый взгляд слова Матфея формально противоречат Мих. 5,2 (еврейский текст), но оба стиха в целом означают одно и то же: хотя Вифлеем, казалось бы, и незначителен, на самом деле он исключительно важен. Иудейские религиозные авторитеты выводили из пророчеств, что Мессия родится в Вифлееме. 2 дом. Иисус был уже не в яслях. Волхвы пришли позднее (2,1), возможно, через год или более. Хотя сами они вряд ли понимали символическое значение своих даров, Матфей показывает, что и здесь исполнились пророчества ВЗ о том, как язычники принесут свои дары царю Израиля ( Пс. 71,10 ; Ис. 60,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 наставление. См. ком. к 3,1. 1 венок... украшение для шеи. Данное сравнение представляет мудрость как украшение человеческой жизни. 1:10–19 Данные стихи представляют собой еще одну разновидность жанра наставлений. Возможно, она предназначалась для более формального, недомашнего обучения, и с ее помощью мудрецы наставляли своих учеников. Стихи 10,11 указывают на житейские ситуации, в которых необходимо проявлять мудрость. 1 в могилу. Евр.: «шеол» преисподняя. Образ могилы (преисподней) часто встречается в поэтических сравнениях Ветхого Завета. Могила изображается как место, где гроб становится человеку отцом, а червь матерью ( Иов 17,13.14 ), как врата преисподней ( Ис. 38,10 ), как край, откуда нет возврата ( Иов 7,9 ), как страна молчания ( Пс. 93,17 ), как область тьмы ( Пс. 142,3 ) и забвения ( Пс. 87,11–13 ). 1 драгоценного имущества. Книга Притчей не порицает владения имуществом как таковым, но осуждает его приобретение порочным путем. При этом остается очевидным, что мудрость сама по себе является наилучшим достоянием (2,4; 3,13–16; Иов 28,12–19 ). 1:16 Данный стих, во многом сходный с Ис. 59,7 и цитируемый апостолом Павлом ( Рим. 3,15 ), отсутствует в Септуагинте греческом переводе ВЗ. 1:17–18 Эти стихи, напоминающие пословицу, служат подкреплением сказанного ранее. 1 кто алчет чужого добра. Идти таким путем безрассудно уже потому, что это противоречит справедливому миропорядку, подвластному не грешной человеческой природе, а всемогущему Богу. 1:20 Мудрость в данном стихе сравнивается с уличным проповедником (ср. Ис. 55 ). Представленная в образе женщины мудрость призывает невежд покаяться в своем безрассудстве и искать мудрости, пока не поздно. Персонификация мудрости встречается также в ст. 3,14–18; 8,1–36; 9,1–12. 1 при входах в городские ворота. У городских ворот жители собирались для суда и совета ( Втор. 22,15; 25,7 ; Руфь 4,1.11 ; 2Цар. 19,8 ), здесь же они могли услышать слова мудрейших. 1 невежды. Ср. ком. к ст. 4. Высказанная ранее мысль (ст. 18,19) получает свое дальнейшее развитие. Речь идет уже не только о приобретении больших знаний, но о сознательном выборе между мудростью и безрассудством, праведностью и порочностью. В книге Притчей эти качества постоянно противопоставляются и подчеркивается, что предпочтение одного из них равносильно выбору жизненного пути и ни один человек не может от этого уклониться (ср. Мф. 7,24–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

17. Духовным лицам также жалуются за заслуги, между другими наградами, ордены 5 . Если заслуги оказаны ими по гражданскому или военному ведомству, то начальство сего ведомства, предполагая испросить сопричисления их к ордену (так же, как иную какую либо награду), обязано входить в сношение с их епархиальными начальствами, или с Обер-Прокурором Св. Синода, который, по рассмотрении таковых удостоений, и представляет, вместе с сведениями о службе удостаиваемых, о заслуживающих награждения на Высочайшее усмотрение, по принятым правилам. (Ст. 171 Учр. Орд. изд. 76 г. Срав. Ук. Св. Син. 29 Янв. 1843 г., который см. § 44). 18. При представлениях к наградам за заслуги и отличия соблюдается для наград норма 1:20, см. § 31. 19. Годовые о наградах духовенства представления Св. Синоду должны быть доставляемы в 1 Февраля каждого года, (см. § 30). 20. К награде орденом св. Станислава всех вообще степеней не представляются лица православного духовенства, (ст. 635 Учр. орд. изд. 76 г. Срав. Ук. Св. Син. 8 Февраля 1832 г.). 21. Диаконы и причетники за 10-ти летнюю, усердную и полезную службу в качестве учителей при сельских церковноприходских и народных школах приобретают право на получение серебряной медали на Александровской ленте для ношения на груди. (Выс. утв. 26 Июня 1864 г. пол. ком. минист. Ср. прим, к 786 ст. учр. орд. изд. 76 г.). О порядке представления к означенной медали см. § 37. 22. По установившейся в последнее время в духовном ведомстве практике, лица, прослужившие беспорочно при отлично усердной службе в священном сане, не менее 50 лет, представляются к ордену Св. Владимира 4 ст., а псаломщики, прослужившие беспорочно и с похвалою 50 лет, представляются к золотой медали с надписью «за усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте. Примечания: 1) В силу Выс. утв. 15 Янв. 1890 г. мн. Государственного Совета, право на орден Св. Владимира 4 ст., с надписью за 35 л., усвоено протоиереям и священникам, служащие в войсках, управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства. Подробно см. § 43.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

возбудил Господь дух. Чтобы исполнить свой искупительный план, Бог действует через сознающих свою ответственность людей (6,22; 7,27). Ср. Притч. 21,1 . 1:2–4 К составлению текста своего повеления Кир мог привлечь советников-евреев. В таком случае вполне естественным оказывается употребление Киром такого наименования Бога, которое получило общее распространение только после возвращения из плена; вполне логична и намеченная им параллель между возвращением из Вавилона исходом из Египта. 1 Бог небесный. Этим титулом Бог определяется в качестве высшей властной инстанции (5,12; 6,9.10; 7,12.21.23; Неем. 1,4.5; 2,4.20 ; Дан. 2,18.19.37.44 ; Иона 1,9 ). дал мне... повелел мне. Таким образом Кир заявляет о признании им всевластия Божия. Однако то обстоятельство, что с подобными признаниями он обращался и к другим богам (напр., в надписях на так называемой колонне Кира), вызывает сомнения в том, что он полностью верил и понимал то, о чем свидетельствовал (см. ком. к 1,3). дом в Иерусалиме. Слово «дом» в первую очередь подразумевает храм, но по ходу повествования значение его расширяется, включая в себя понятие «город Божий» и «народ Божий». Восстановление дома Божиего главная тема Ездры-Неемии (см. Введение: Характерные особенности и темы). 1:3 Кир никоим образом не выделял Израиль из среды прочих подвластных ему народов. Им двигало лишь желание заручиться поддержкой богов каждого из них. Тем же желанием определялись поступки Дария (6,10) и Артаксеркса (7,23). Но по Божественному замыслу Кир все же способствует искуплению. из всего народа Его. Повеление Кира обращено к простым людям, а не к начальствующим в народе, что определяет основную тему повествования (см. Введение: Характерные особенности и темы): для исполнения искупительного замысла Господа важно участие всего народа Божиего, действующего как единое целое. пусть он идет. Бог, некогда вызволивший Свой народ из египетского рабства, и теперь продолжает дело спасения мира через Израиль. Ср. Иер. 16,14.15 . 1 А все оставшиеся во всех местах. Эти слова относятся к тем из евреев, кто предпочел остаться в Вавилоне, а также, вероятно, и к язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

полях Моавитских. Моавитяне, близкие родственники Израиля через Лота ( Быт. 19,37 ). Защищенные Богом от уничтожения израильтянами ( Втор. 2,9 ), они позднее были покорены Саулом ( 1Цар. 14,47 ), а затем Давидом ( 2Цар. 8,2 ). См. также Втор. 23,3 . Бывали периоды дружественных отношений между Моавом и Израилем, о чем свидетельствует тот факт, что Давид во время своих вынужденных скитаний на время оставил своих родителей у моавитского царя ( 1Цар. 22,3 ). К одному из таких мирных периодов относится и пребывание Елимелеха у моавитян. 1 Елимелех. Вся эта история посвящена его семье и могла бы завершиться тем, что Бог послал Елимелеху (после его смерти) наследника, однако повествование акцентирует внимание на женщинах этой семьи (4,14.16), а затем уже на предке Давида Авимелехе (4,17–22). Ноеминь. Букв.: «приятная» (ст. 20,21). Как и Руфь, Ноеминь центральная, и поначалу трагическая, фигура. 1 Они взяли себе жен из Моавитянок. Это не было запрещено, хотя Втор. 23,3–6 ограничивает причастность моавитян к обществу Израиля по крайней мере, потомков мужского пола. Ирония кроется в том, что у одной из этих моавитянок вскоре родится сын, который станет предком великого царя Давида. 1 осталась. Ноеминь старая женщина, потерявшая сыновей и оказавшаяся в чужой стране с двумя чужеземными и бездетными невестками, казалось, она никак не могла сыграть хоть какую-нибудь роль в истории Божиего завета. 1:6–7 Эти стихи подготавливают сцену для ст. 8–18. Что сыграет решающую роль в выборе Руфи и Орфы: желание иметь семью, жить со своим народом или же упование на Господа как верховного Владыку? В этих стихах звучит любовь Ноемини к своим моавитским невесткам и ее верность Господу, несмотря на горькие испытания, посланные Им. Невозможно рассматривать решение Руфи и ее клятву верности народу и Богу Ноемини, не связывая их с характером и верой самой Ноемини. 1 Бог посетил народ Свой. См. ком. к 1,1. 1:9–10 Но они подняли вопль и плакали. Напутственное пожелание Ноемини обеим женщинам, с которого начинается стих, усиливает напряжение и подчеркивает драматизм ситуации: они уже находились «по дороге... в землю Иудейскую» (ст. 7), т.е. двигались к принятой цели, однако потенциальная возможность отступить от принятого решения существует всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только. Истинное слушание слова Божия своим плодом имеет дела, угодные Богу. Существует определенная связь между понятиями «слушать» и «слушаться», «повиноваться». См. ком. к ст. 19. 1 в зеркале. В древности зеркала изготовлялись не из стекла, а из полированного металла. Писание своего рода зеркало, отображающее потребность человеческой души в благодати и открывающее людям их истинную природу. 1 закон совершенный. Т.е. Священное Писание ( Пс. 18,8 ). свободы. Свободы от власти греха ( Ин. 8,36 ; Рим. 8,2.15 ; Гал. 5,13 ). 1 не обуздывает своего языка. См. гл. 3. 1 Чистое и непорочное благочестие. Заботу о вдовах и сиротах Иаков почитает одним из главных критериев того послушания, которое угодно Богу. Такая забота совпадает с тем, о чем имеет попечение и Сам Бог ( Втор. 10,18 ; Пс. 67,6; 145,9 ). Обязанность заботиться о сиротах, вдовах и немощных была вменена и Израилю ( Втор. 14,29 ; Иез. 22,7 ). Глава 2 2 Иисуса Христа нашего Господа славы. Возможный перевод: «нашего Господа Иисуса Христа, Преславного». Иаков отождествляет Иисуса со Славой Божией: Он есть живая воплощенная «Шекина», т.е. Слава Божия, являемая людям и обитающая с ними. не взирая на лица. В свете Божественной славы Христа невозможно оказывать предпочтение тем или иным людям на основании несовершенной человеческой славы. 2 не пересуживаете ли. Хотя Бог призывает человека рассуждать и различать добро и зло, суждения на основании только внешних данных, таких как материальное положение, расовые и этнические различия и т.п., являются порочными суждениями. 2 не бедных ли мира избрал Бог. Наследование Царствия Небесного основывается на избрании свыше по воле Божией. Бог совершает Свое избрание не на основании каких-либо заслуг или положения в этом мире. Стандарты мира сего не имеют никакого влияния на совершаемое по благодати Божественное избрание ( 1Кор. 1,28.29 ; Еф. 1,4 ). Данный стих нельзя считать обоснованием «мистики бедности», когда бедность сама по себе считается залогом избранничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010